ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.09.2020

Просмотров: 259

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Педагогическое мастерство включает педтехнику, педагогический такт, способность к импровизации, к экспромту. Приемы и средства у каждого педагога индивидуальны. Например, Ш. А. Амонашвили много раз повторял два слова, пока не нашел нужную тональность, чтобы первый раз учащимся 1-го класса сказать «Здравствуйте, дети». Когда дети устали и нужно снять напряжение, то он говорит им: «Закройте глаза и вспомните самое смешное». Сначала все молчали, потом один за другим стали смеяться. Ученик быстро и правильно решил задачу – педагог подходит к нему и говорит ему «спасибо» и жмет руку. Ученик нашел правильный ответ, а другие еще думают. Тогда учитель наклоняется к ученику, и тот очень тихо, шепотом отвечает. Ученик не ждет всех, он доволен, что справился и получил подтверждение своего успеха.

Проявления педагогического такта многообразны. Одно из них – общение с учащимися без окрика. Как считал В. А. Сухомлинский, «чувства эмоционально воспитанного человека доходят до детских сердец и без крика. Учитель, обладающий высоко развитой чуткостью к духовному миру ребенка, никогда не кричит. Тревогу и огорчение, недоумение, изумление, негодование – все эти чувства и десятки оттенков подобных чувств дети «улавливают» в обычных словах своего наставника».

Таким образом, педагогическое мастерство проявляется в деятельности, оно характеризуется высоким уровнем развития общепедагогических и специальных умений. Мобильность знаний, гибкость учителя в использовании профессиональных навыков и умений выступает основанием педагогического творчества, педагогического искусства как высшего проявления педагогического мастерства. Суть мастерства заключается в зрелости личности учителя, его позиции, его способностях.

4. УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА.

Педагогические способности – это индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям педагогической деятельности и обеспечивающие успешность ее выполнения. Они проявляются в особой чувствительности к объекту, средствам и способам педагогического воздействия, к собственному Я как факторам педагогической деятельности.

В структуре педагогических способностей Н. В. Кузьмина выделяет два комплекса компонентов: проективный и рефлексивный. К проективным способностям, представляющим собой отражение требований педагогических систем к деятельности учителя, относятся: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты, рассмотренные выше. Рефлексивные способности являются условием создания нормальных взаимоотношений учителя с учащимися и состоят из следующих компонентов: 1) особой чувствительности к объекту – ученику как субъекту педагогической деятельности («чувство объекта»); 2) особой чувствительности к степени своего воздействия на другого человека («чувство меры»); 3) особой чувствительности к регулированию системы субъект- субъектных отношений («чувство сопричастности»).


В структуре педагогических способностей выделяются общие педагогические и специальные педагогические способности. Общие педагогические способности (особенности внимания и наблюдательности, качества ума, речи, воображения и эмоциональности) являются условием 6 успешности всякой деятельности, предполагающей взаимодействия людей. Специальные педагогические способности являются обязательным условием высоких достижений в деятельности преподавателя любой педагогической системы.

В. А. Крутецким проводился структурный анализ педагогических способностей. Условно все педагогические способности он разделил на три группы: 1) личностные (представляют собой характерологические черты и качества личности); 2) дидактические (связаны с передачей информации детям); 3) организационно-коммуникативные (связаны с организаторской функцией и общением).

Педагогические способности тесно связаны с особенностями характера и направленностью личности. Мы знаем, как прекрасно сочетались литературные и педагогические способности Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других одаренных педагогов. У А. С. Макаренко были не только литературно-художественные, но и драматические, и музыкальные способности. Он блестяще исполнял в ученическом театре роль Городничего в «Ревизоре», хорошо играл на скрипке, которая всегда висела на стене в кабинете. Многие свои рассказы воспитанникам он сопровождал игрой на скрипке. Всем известно, что А. С. Макаренко был не только педагогом-теоретиком и практиком, но и блестящим писателем, в нем соединялись два способа постижения мира: рационально-научный и ассоциативно-образный.

Овладение названными выше видами педагогической деятельности может иметь различные уровни. Есть просто умелый учитель, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть учитель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. Многие же учителя, кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. А есть и учителя-новаторы, которые делают настоящие педагогические открытия, прокладывают новые пути в обучении и воспитании, обогащая педагогическую теорию.

Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.

Педагогическая умелость - это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться в школе. Так, учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину учащихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний, проведения фронтальной и индивидуальной работы с учащимися и т.д. Несколько упрощая дело, можно сказать, что система этих знаний, умений и навыков в той или иной мере определяется нормативными курсами психологии, педагогики и частных методик, которые изучаются в педагогических учебных заведениях и на педагогических отделениях университетов. К сожалению, нельзя сказать, что все учителя хорошо владеют этими нормативными курсами, что, естественно, отрицательно сказывается на их педагогической деятельности.


Следующей ступенью профессионального роста учителя является педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно- воспитательной деятельности учителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Как видим, от обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой отточенностью используемых учебных и воспитательных приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. В нем могут иметь место и определенные творческие элементы, но они отнюдь не обязательны. Главное в нем – совершенная реализация и осуществление на практике психолого-педагогической теории и передового опыта учебно-воспитательной работы, которые способствуют достижению высоких показателей в обучении и воспитании.

Безусловно, для выработки педагогического мастерства учитель, как уже отмечалось, должен обладать необходимыми природными я данными, хорошим голосом, слухом, внешним обаянием и т.д. Однако несмотря на важное значение этих природных данных, способствующих успешной педагогической деятельности, едва ли не определяющую роль играют качества приобретенные. А. С. Макаренко подчеркивал, что педагогическое мастерство можно и нужно вырабатывать.

«Я убежден, – писал он, – что научить воспитывать так же легко может быть, как научить математике, как научить читать, как учить быть хорошим фрезеровщиком или токарем, и я учил.

В чем заключалась такая учеба? Прежде всего в организации характера педагога, воспитании его поведения, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, так как у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком и не знает, в каких случаях как нужно говорить... Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не я может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение... Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет».

Мастерство включает в себя также те педагогические усовершенствования, которые осуществляет учитель, делая необходимые выводы из допускаемых недочетов, ошибок и достигаемых успехов, обогащая свой методический арсенал. Учительница истории 10-й средней школы г. Гомеля К. Ф. Зотова обратила внимание на то, что при устном изложении нового материала в V-VIII классах большинство учащихся не усваивало его непосредственно на уроке. Тогда она несколько перестроила методику своей работы над новым материалом: после объяснения начала практиковать выборочное чтение школьниками учебника и в порядке самоконтроля побуждать их отвечать на помещенные в нем вопросы. Применение этой методики оказалось весьма полезным: учащиеся стали усваивать новый материал непосредственно на занятиях.


Существенной спецификой характеризуется педагогическое творчество. Понятие «творчество» ассоциируется с созданием «новых по замыслу культурных и материальных ценностей», с самостоятельной созидательной деятельностью в различных областях производительного труда, науки и культуры.

Педагогическое творчество также заключает в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией. В этой связи оно имеет сходство с рационализаторством, которое широко распространено на производстве. Рационализатор не создает чего-то принципиально нового, а вносит лишь определенные усовершенствования в имеющуюся технологию и таким образом проявляет своеобразное творчество.

Аналогичным образом обстоит дело с педагогическим творчеством учителя. Оно характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией методов и приемов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса. Примером подобного творчества является введение липецкими учителями приемов комментированных упражнений по математике, языкам и другим предметам. То, что, выполняя упражнение, школьник пользуется внутренней речью, проговаривая про себя каждое выполняемое действие, в педагогике и психологии было известно давно. Однако при коллективной работе в классе отдельные учащиеся испытывают определенные трудности и не всегда осмысленно выполняют упражнения. Учитывая это, липецкие учителя начали использовать методику, при которой один из учащихся вслух поясняет (комментирует) ход выполнения упражнения. Этот прием делает тренировочную работу более осмысленной для всех учащихся и тем самым повышает ее эффективность. Но принципиально процесс учебной работы от этого не изменился; в него были внесены только определенные усовершенствования.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. «Новаторство – новое в созидательной деятельности людей; деятельность новаторов». Само же это понятие происходит от лат. novator, что означает обновитель, человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности.

Данное определение в полной мере относится и к педагогическому новаторству. Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество. Например, как новатор проявил себя учитель Игорь Петрович Волков (г. Реутово Московской обл.), который разработал методику «творческих заданий» школьникам средних и старших классов. Сущность ее заключается в том, что учитель дает учащимся множество творческих заданий, которые включают в себя работу с бумагой, картоном, по дереву, металлу, пластмассе, создание рисунков и картин, пробу сил в литературе, скульптуре и т.д. Выполнение этих заданий носит добровольный характер, причем каждый ученик избирает себе задание по душе в соответствии со своими склонностями. Включаясь в работу, они постепенно определяют свой интерес, развивают свои способности и таланты. На каждого ученика заводится «Творческая книжка», в которой фиксируются выполненные работы и по которой можно более или менее вероятно судить об их склонностях и творческих задатках и осуществлять дальнейшую работу по их развитию. Эта методика действительно является новаторской.


Новаторством явилось введение в школе методики проблемного обучения или изложение изучаемого материала укрупненными блоками (В. Ф. Шаталов и др.), благодаря чему значительно сокращаются сроки изучения отдельных учебных предметов. Это серьезно изменяет технологию обучения. Таким образом, новаторство в педагогической работе есть настоящее открытие, важное изобретение, которое является жизненным подвигом учителя. Вот почему настоящих педагогов-новаторов не так много. Но главное состоит в том, что когда учитель добросовестно и творчески относится к своему делу, осваивает передовой опыт, новые психолого-педагогические идеи, находится в непрерывном поиске, он будет не только добиваться успехов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, продвигаясь от одной ступени к другой в своем профессиональном росте.