ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.09.2020

Просмотров: 2220

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

46 

Ретроспективная

  (

неинтегрированная

СЭО

 

выполняется

 

в

 

отно

-

шении

 

уже

 

разработанных

 

планов

 

и

 

программам

 

и

 

проводится

 

по

 

схеме

 

экологического

 

аудита

Такая

 

СЭО

 

разрабатывается

 

в

 

краткие

 

сроки

,  

со

-

средоточена

 

на

 

требованиях

 

лиц

принимающих

 

решения

должна

 

со

-

держать

 

четкие

 

и

 

краткие

 

рекомендации

СЭО

 

частично

 

интегрированная

 

в

 

разработку

 

плана

 

или

 

програм

-

мы

Она

 

проводится

 

параллельно

 

с

 

разработкой

 

стратегического

 

доку

-

мента

результаты

 

оценок

 

предоставляются

 

разработчикам

 

на

 

разных

 

этапах

 

планирования

экологический

 

доклад

 

подытоживает

 

ключевые

 

аспекты

 

для

 

лиц

принимающих

 

решения

Полностью

 

интегрированную

 

СЭО

 

отличает

 

то

что

 

эксперты

 

явля

-

ются

 

частью

 

команды

 

по

 

разработке

 

плана

/

программы

чем

 

обеспечива

-

ется

 

эффективная

 

коммуникация

 

между

 

участниками

они

 

определяют

 

ключевые

 

вопросы

 

и

 

вместе

 

с

 

разработчиками

 

выполняют

 

оценку

а

 

эко

-

логический

 

доклад

 

по

 

СЭО

 

документирует

 

весь

 

процесс

 

выполнения

 

оценки

 

(

Информационное

 

руководство

 

по

 

СЭО

)

Содержание

 

экологического

 

доклада

 

должно

 

включать

 

(

Приложение

 

IV 

Протокола

 

по

 

СЭО

)

1. 

Сведения

 

о

 

содержании

 

и

 

основных

 

целях

 

плана

/

программы

 

и

 

о

 

его

 

связи

 

с

 

другими

 

планами

 

или

 

программами

2. 

Соответствующие

 

аспекты

 

существующего

 

состояния

 

окружаю

-

щей

 

среды

в

 

том

 

числе

 

здоровья

 

населения

и

 

вероятное

 

изменение

 

этого

 

состояния

 

в

 

случае

 

неосуществления

 

плана

/

программы

3. 

Характеристики

 

состояния

 

окружающей

 

среды

в

 

том

 

числе

 

здо

-

ровья

 

населения

в

 

районах

которые

 

могут

 

быть

 

затронуты

 

в

 

существен

-

ной

 

степени

4. 

Экологические

в

 

том

 

числе

 

связанные

 

со

 

здоровьем

 

населения

проблемы

которые

 

имеют

  

отношение

 

к

 

плану

/

программе

5. 

Цели

 

в

 

области

 

окружающей

 

среды

в

 

том

 

числе

 

связанные

 

со

 

здоровьем

 

населения

установленные

 

на

 

международном

национальном

 

и

 

другом

 

уровнях

которые

 

имеют

 

отношение

 

к

 

плану

 

или

 

программе

а

 

также

 

способы

 

учета

 

этих

 

целей

 

и

 

других

 

экологических

 

соображений

в

 

том

 

числе

 

связанных

 

со

 

здоровьем

 

населения

в

 

процессе

 

подготовки

 

плана

/

программы

6. 

Вероятные

 

существенные

 

экологические

в

 

том

 

числе

 

связанные

 

со

 

здоровьем

 

населения

последствия

7. 

Меры

 

по

 

предотвращению

уменьшению

 

или

 

смягчению

 

любых

 

существенных

 

вредных

 

последствий

 

для

 

окружающей

 

среды

в

 

том

 

числе

 

для

 

здоровья

 

населения

которые

 

могут

 

быть

 

результатом

 

осуществления

 

плана

/

программы


background image

 

47 

8. 

Краткое

 

изложение

 

причин

 

для

 

выбора

 

рассматривавшихся

 

аль

-

тернативных

 

вариантов

 

и

 

описание

 

хода

 

проведения

 

оценки

включая

 

указание

 

трудностей

9. 

Меры

предусмотренные

 

для

 

мониторинга

 

экологических

в

 

том

 

числе

 

связанных

 

со

 

здоровьем

 

населения

последствий

 

осуществления

 

плана

/

программы

10. 

Вероятные

 

существенные

 

трансграничные

 

экологические

 

по

-

следствия

11. 

Резюме

 

представленной

 

информации

рассчитанное

 

на

 

широкую

 

аудиторию

Участие

 

общественности

 

в

 

СЭО

 

во

 

многом

 

зависит

 

от

 

масштабов

 

и

 

характера

 

рассматриваемого

 

стратегического

 

решения

требований

 

зако

-

нодательства

сложившихся

 

в

 

обществе

 

традиций

уровня

 

обеспокоенно

-

сти

 

общественности

 

и

 

других

 

факторов

На

 

каждой

 

стадии

 

СЭО

 

решают

-

ся

 

свои

 

цели

 

вовлечения

 

общественности

рассмотренные

 

в

 

табл

. 7.

 

Таблица

 7 

Цели

 

вовлечения

 

общественности

 

в

 

СЭО

  

(

Информационное

 

руководство

 

по

 

СЭО

, 2011)

 

Стадии

 

СЭО

 

Основные

 

цели

 

вовлечения

 

общественности

 

Скрининг

 

 

Определение

 

целевых

 

групп

 

общественности

 

Скопинг

 

 

Информирование

 

о

 

плане

/

программе

 

 

Определение

 

интересов

 

и

 

приоритетов

 

целевых

 

групп

 

Подготовка

  

экологического

  

доклада

в

.

т

.

ч

оценка

 

исходной

  

ситуации

 

 

Определение

 

источников

 

информации

 

 

Сбор

 

информации

 

и

 

привлечение

 

опыта

 

сторонних

 

органи

-

заций

 

 

Выявление

 

ключевых

 

экологических

 

аспектов

в

 

том

 

числе

 

связанных

 

со

 

здоровьем

 

населения

 

анализ

   

альтер

-

натив

 

 

Рассмотрение

 

широкого

 

спектра

 

альтернативных

 

вариантов

 

 

Получение

 

комментариев

 

на

 

разрабатываемые

 

программы

планы

 

оценка

 

воздей

-

ствия

 

 

Информирование

 

о

 

результатах

 

оценки

 

воздействия

 

 

Получение

 

комментариев

 

по

 

оценке

 

воздействия

 

 

Учет

 

ключевых

 

экологических

  

аспектов

 

разработка

 

плана

 

мониторинга

 

 

Согласование

 

мер

 

по

 

смягчению

 

воздействия

 

 

Определение

 

потенциала

 

для

 

реализации

 

плана

 

мониторинга

 

Обсуждение

  

экологического

  

доклада

 

 

Гарантия

 

приемлемости

 

предлагаемых

 

стратегических

 

ре

-

шений

 

для

 

общественности

 


background image

 

48 

Протокол

 

предусматривает

 

широкое

 

участие

 

общественности

 

на

 

многих

 

стадиях

 

процесса

 

СЭО

Общественность

 

имеет

 

право

 

не

 

только

 

получать

 

информацию

 

о

 

разрабатываемых

 

планах

 

и

 

программах

но

 

и

 

предоставлять

 

свои

 

замечания

влиять

 

на

 

то

чтобы

 

ее

 

интересы

 

учиты

-

вались

 

при

 

принятии

 

решений

 

и

 

быть

 

информированной

 

об

 

окончатель

-

ном

 

решении

 

и

 

о

 

причинах

 

его

 

принятия

Для

 

обеспечения

 

эффективного

 

участия

 

общественности

 

необходимо

 

выделение

 

ресурсов

 

времени

 

и

 

труда

 

на

 

взаимодействия

 

с

 

нею

наличие

 

организованных

 

групп

 

общест

-

венности

значительный

 

их

 

интерес

 

к

 

участию

 

в

 

процедуре

 

СЭО

 

Отличия

 

экологических

 

оценок

 

стратегического

 

и

 

проектного

 

уровней

.

 

Стратегическая

 

экологическая

 

оценка

 

имеет

 

ряд

 

особенностей

отличающих

 

ее

 

от

 

экологической

 

оценки

 

проектного

 

уровня

Различия

 

касаются

прежде

 

всего

уровня

 

применения

целей

методов

 

оценок

процесса

 

принятия

 

решений

 (

табл

. 8).

 

Таблица

 8 

Основные

 

отличия

 

стратегической

 

экологической

 

оценки

  

от

 

экологической

 

оценки

 

проектов

 

  (

Информационное

 

руководство

 

по

 

СЭО

, 2011)

 

Критерий

 

СЭО

  

ЭОП

 

Общая

 

цель

 

оценки

 

Оценка

 

последствий

 

предлагае

-

мых

 

планов

 

и

 

программ

 

Определение

 

экологической

 

допустимости

 

деятельности

 

Определение

 

круга

 

задач

 

оценки

 

Комплексны

 

подход

требую

-

щий

 

большего

 

времени

 

из

-

за

 

разнообразия

 

деятельности

гео

-

графии

 

размещения

 

Детально

 

определены

 

на

-

правления

 

деятельности

 

и

 

возможные

 

последствия

 

Источники

 

информации

 

Стратегии

 

устойчивого

 

разви

-

тия

государственные

 

отчеты

статистические

 

сборники

 

Полевые

 

исследования

рас

-

четы

технические

 

норма

-

тивно

-

правовые

 

акты

 

Период

  

оценки

 

От

 

долгосрочного

 

к

 

средне

-

срочному

 

периоду

 

От

 

среднесрочного

 

к

 

кратко

-

срочному

 

периоду

 

Типы

  

данных

 

В

 

большей

 

степени

 

качествен

-

ные

 

В

 

большей

 

степени

 

количе

-

ственные

 

Точность

  

анализа

 

Высокая

 

степень

 

неопределен

-

ности

 

выполненных

 

прогнозов

 

Конкретность

 

и

 

точность

 

выполненных

 

прогнозов

 

Индикаторы

 

оценки

 

Индикаторы

 

устойчивости

 (

кри

-

терии

 

и

 

показатели

Требования

 

и

 

нормативы

 

Методы

 

и

 

подходы

 

Определяются

 

в

 

соответствии

 

с

 

целями

задачами

объемом

 

дос

-

тупной

 

информации

 

Законодательно

  

установ

-

ленные

 

методы

 

и

 

методики

 

Альтернативы

 

Широкий

 

спектр

включая

 

тер

-

риториальные

социально

-

экономические

нулевая

 

Преимущественно

 

геогра

-

фическая

технологическая

нулевая

 


background image

 

49 

Следует

  

еще

 

раз

 

отметить

что

 

в

 

СЭО

 

акцент

 

делается

 

на

 

достиже

-

ние

 

сбалансированного

 

экологического

социального

 

и

 

экономического

 

развития

тогда

 

как

 

ЭОП

 

направлена

 

на

 

получение

 

разрешения

 

на

 

реали

-

зацию

 

проекта

СЭО

 

не

 

имеет

 

обязательной

 

силы

 

для

 

политических

 

мер

 

и

 

законодательства

ее

 

результаты

  

должны

 

быть

 

надлежаще

 

учтены

 

при

 

утверждении

 

плана

 

или

 

программы

а

 

выводы

 

экологической

 

эксперти

-

зы

,  

полученные

 

на

 

основе

 

выводов

 

отчета

 

об

 

ОВОС

во

 

многих

 

нацио

-

нальных

 

системах

 

носят

 

обязательный

 

характер

.  

Методологические

 

трудности

 

стратегической

 

оценки

 

связаны

 

с

 

большой

 

неопределенностью

 

информации

невозможностью

 

использо

-

вать

 

точные

 

количественные

 

методы

 

прогнозирования

широким

 

спек

-

тром

 

альтернатив

связанных

 

с

 

экологическими

экономическими

соци

-

альными

 

аспектами

слабым

 

информационным

 

взаимодействием

 

сторон

более

 

сложным

 

процессом

 

вовлечения

 

общественности

 

и

 

рядом

 

других

Однако

несмотря

 

на

 

трудности

процедура

 

является

 

достаточно

 

эффек

-

тивным

 

инструментом

 

экологической

 

политики

Применение

 

СЭО

 

имеет

 

ряд

 

очевидных

 

выгод

так

 

как

 

она

 

обеспечивает

 

высокий

 

уровень

 

защиты

 

окружающей

 

среды

 

и

 

устой

-

чивое

 

развитие

 

поддерживает

 

постепенный

 

переход

 

в

 

сфере

 

экономического

 

плани

-

рования

 

в

 

сторону

 

устойчивого

 

развития

 

повышает

 

качество

 

планов

 

и

 

программ

 

повышает

  

эффективность

 

процесса

 

принятия

 

решений

 

позволяет

 

избежать

 

расходов

связанных

 

с

 

необоснованными

 

с

 

точки

 

зрения

 

окружающей

 

среды

 

решениями

;  

 

обеспечивает

 

раннее

 

участие

 

общественности

 

и

 

разрешение

 

кон

-

фликтов

 

наращивает

 

общественное

 

участие

 

в

 

целях

 

усовершенствования

  

управления

Эффективный

 

менеджмент

 

стратегической

 

экологической

 

оценки

 

включает

 

управление

 

процессом

 

СЭО

  (

макроменеджмент

и

 

работой

 

экспертной

 

команды

 

СЭО

 (

микроменеджмент

).  

На

 

уровне

 

макроменеджмента

 

выявляется

как

 

СЭО

 

будет

 

интегри

-

рована

 

с

 

разработкой

 

плана

/

программы

планируются

 

конкретные

 

шаги

 

и

 

временные

 

рамки

 

взаимодействия

 

между

 

разработкой

 

плана

/

программы

 

и

 

задачами

 

СЭО

Определяется

 

уровень

 

необходимой

 

детализации

соот

-

ветствующие

 

ему

 

методы

 

и

 

инструменты

 

оценки

информационные

 

ма

-

териалы

общественное

 

участие

Микроменеджмент

 

нацелен

 

на

 

решение

 

вопросов


background image

 

50 

 

Как

 

команда

 

СЭО

 

должна

 

поддерживать

 

коммуникации

 

с

 

командой

 

разработчиков

 

плана

/

программы

 

Какая

 

экспертная

 

база

 

необходима

 

для

 

проведения

 

стратегической

 

экологической

 

оценки

 

Как

 

должен

 

быть

 

распределен

 

бюджет

 

Как

 

реагировать

 

на

 

возможные

 

изменения

 

в

 

процессе

 

планирования

Важными

 

вопросами

 

являются

 

определения

 

требований

 

к

 

лидеру

 

и

 

членам

 

команды

в

 

том

 

числе

 

творческому

 

подходу

 

к

 

решению

 

постав

-

ленных

 

задач

организационным

 

способностям

хорошим

 

навыкам

 

устно

-

го

 

и

 

письменного

 

общения

способности

 

к

 

адаптации

Внутренний

 

ме

-

неджмент

 

определяет

 

распределение

 

бюджета

в

 

том

 

числе

 

предполагае

-

мого

 

количества

 

рабочих

 

дней

доступного

 

финансирования

рабочую

 

нагрузку

 

на

 

состав

 

команды

 

СЭО

Для

 

эффективного

 

реагирования

 

на

 

непредвиденные

 

ситуации

связанные

 

с

 

изменениями

 

в

 

процессе

 

плани

-

рования

определяют

 

механизмы

 

обеспечения

 

гибкости

в

 

том

 

числе

 

раз

-

деления

 

ответственности

 

между

 

командой

 

СЭО

 

и

 

командой

 

разработчи

-

ков

 

плана

/

программы

.  

2.4. 

Методы

 

экологической

 

оценки

 

проектов

планов

программ

стратегий

 

Общие

 

требования

 

к

 

выбору

 

методов

.

 

Сложность

 

объектов

 

эколо

-

гической

 

оценки

 

определяет

 

широкий

 

набор

 

используемых

 

методов

ин

-

струментов

 

и

 

приемов

научная

 

обоснованность

 

которых

 

является

 

одним

 

из

 

основополагающих

 

требований

 

к

 

ее

 

проведению

Еще

 

на

 

этапе

 

ста

-

новления

 

экологической

 

оценки

 

были

 

сформулированы

 

основные

 

подхо

-

ды

 

к

 

их

 

подбору

 

(

Вторжение

 

в

 

природную

 

среду

Оценка

 

воздействия

, 1983)

Для

 

этого

 

каждый

 

метод

 

анализировался

 

со

 

следующих

 

позиций

 

Является

 

ли

 

рассматриваемый

 

метод

 

оценки

 

универсальным

 

или

 

из

-

бирательным

 

Исключает

 

ли

 

метод

 

опасность

 

дублирования

 

показателей

 

Способен

 

ли

 

метод

 

выявить

 

доверительные

 

пределы

 

для

 

прогнозов

 

Является

 

ли

 

метод

 

объективным

 

Позволяет

 

ли

 

метод

 

представить

 

взаимодействия

Применение

 

методов

 

на

 

разных

 

стадиях

 

экологической

 

оценки

Подбор

 

основных

 

методов

 

экологической

 

оценки

 

отражает

 

ее

 

междис

-

циплинарный

 

характер

 

и

 

включает

 

группы

 

методов

 

экспертных

 

оценок

статистического

 

анализа

комплексных

 

и

 

отраслевых

 

физико

-

географических

  

и

 

экономико

-

географических

 

исследований

методы

 

на

-

учного

 

менеджмента

прогнозного

 

моделирования

 

и

 

ряда

 

других

При

-