ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2020
Просмотров: 2390
Скачиваний: 4
46
Ретроспективная
(
неинтегрированная
)
СЭО
выполняется
в
отно
-
шении
уже
разработанных
планов
и
программам
и
проводится
по
схеме
экологического
аудита
.
Такая
СЭО
разрабатывается
в
краткие
сроки
,
со
-
средоточена
на
требованиях
лиц
,
принимающих
решения
,
должна
со
-
держать
четкие
и
краткие
рекомендации
.
СЭО
частично
интегрированная
в
разработку
плана
или
програм
-
мы
.
Она
проводится
параллельно
с
разработкой
стратегического
доку
-
мента
,
результаты
оценок
предоставляются
разработчикам
на
разных
этапах
планирования
,
экологический
доклад
подытоживает
ключевые
аспекты
для
лиц
,
принимающих
решения
.
Полностью
интегрированную
СЭО
отличает
то
,
что
эксперты
явля
-
ются
частью
команды
по
разработке
плана
/
программы
,
чем
обеспечива
-
ется
эффективная
коммуникация
между
участниками
,
они
определяют
ключевые
вопросы
и
вместе
с
разработчиками
выполняют
оценку
,
а
эко
-
логический
доклад
по
СЭО
документирует
весь
процесс
выполнения
оценки
(
Информационное
руководство
по
СЭО
)
.
Содержание
экологического
доклада
должно
включать
(
Приложение
IV
Протокола
по
СЭО
)
:
1.
Сведения
о
содержании
и
основных
целях
плана
/
программы
и
о
его
связи
с
другими
планами
или
программами
.
2.
Соответствующие
аспекты
существующего
состояния
окружаю
-
щей
среды
,
в
том
числе
здоровья
населения
,
и
вероятное
изменение
этого
состояния
в
случае
неосуществления
плана
/
программы
.
3.
Характеристики
состояния
окружающей
среды
,
в
том
числе
здо
-
ровья
населения
,
в
районах
,
которые
могут
быть
затронуты
в
существен
-
ной
степени
.
4.
Экологические
,
в
том
числе
связанные
со
здоровьем
населения
,
проблемы
,
которые
имеют
отношение
к
плану
/
программе
.
5.
Цели
в
области
окружающей
среды
,
в
том
числе
связанные
со
здоровьем
населения
,
установленные
на
международном
,
национальном
и
другом
уровнях
,
которые
имеют
отношение
к
плану
или
программе
,
а
также
способы
учета
этих
целей
и
других
экологических
соображений
,
в
том
числе
связанных
со
здоровьем
населения
,
в
процессе
подготовки
плана
/
программы
.
6.
Вероятные
существенные
экологические
,
в
том
числе
связанные
со
здоровьем
населения
,
последствия
.
7.
Меры
по
предотвращению
,
уменьшению
или
смягчению
любых
существенных
вредных
последствий
для
окружающей
среды
,
в
том
числе
для
здоровья
населения
,
которые
могут
быть
результатом
осуществления
плана
/
программы
.
47
8.
Краткое
изложение
причин
для
выбора
рассматривавшихся
аль
-
тернативных
вариантов
и
описание
хода
проведения
оценки
,
включая
указание
трудностей
.
9.
Меры
,
предусмотренные
для
мониторинга
экологических
,
в
том
числе
связанных
со
здоровьем
населения
,
последствий
осуществления
плана
/
программы
.
10.
Вероятные
существенные
трансграничные
экологические
по
-
следствия
.
11.
Резюме
представленной
информации
,
рассчитанное
на
широкую
аудиторию
.
Участие
общественности
в
СЭО
во
многом
зависит
от
масштабов
и
характера
рассматриваемого
стратегического
решения
,
требований
зако
-
нодательства
,
сложившихся
в
обществе
традиций
,
уровня
обеспокоенно
-
сти
общественности
и
других
факторов
.
На
каждой
стадии
СЭО
решают
-
ся
свои
цели
вовлечения
общественности
,
рассмотренные
в
табл
. 7.
Таблица
7
Цели
вовлечения
общественности
в
СЭО
(
Информационное
руководство
по
СЭО
, 2011)
Стадии
СЭО
Основные
цели
вовлечения
общественности
Скрининг
•
Определение
целевых
групп
общественности
Скопинг
•
Информирование
о
плане
/
программе
•
Определение
интересов
и
приоритетов
целевых
групп
Подготовка
экологического
доклада
,
в
.
т
.
ч
.
оценка
исходной
ситуации
•
Определение
источников
информации
•
Сбор
информации
и
привлечение
опыта
сторонних
органи
-
заций
•
Выявление
ключевых
экологических
аспектов
,
в
том
числе
связанных
со
здоровьем
населения
анализ
альтер
-
натив
•
Рассмотрение
широкого
спектра
альтернативных
вариантов
•
Получение
комментариев
на
разрабатываемые
программы
,
планы
оценка
воздей
-
ствия
•
Информирование
о
результатах
оценки
воздействия
•
Получение
комментариев
по
оценке
воздействия
•
Учет
ключевых
экологических
аспектов
разработка
плана
мониторинга
•
Согласование
мер
по
смягчению
воздействия
•
Определение
потенциала
для
реализации
плана
мониторинга
Обсуждение
экологического
доклада
•
Гарантия
приемлемости
предлагаемых
стратегических
ре
-
шений
для
общественности
48
Протокол
предусматривает
широкое
участие
общественности
на
многих
стадиях
процесса
СЭО
.
Общественность
имеет
право
не
только
получать
информацию
о
разрабатываемых
планах
и
программах
,
но
и
предоставлять
свои
замечания
,
влиять
на
то
,
чтобы
ее
интересы
учиты
-
вались
при
принятии
решений
и
быть
информированной
об
окончатель
-
ном
решении
и
о
причинах
его
принятия
.
Для
обеспечения
эффективного
участия
общественности
необходимо
выделение
ресурсов
времени
и
труда
на
взаимодействия
с
нею
,
наличие
организованных
групп
общест
-
венности
,
значительный
их
интерес
к
участию
в
процедуре
СЭО
.
Отличия
экологических
оценок
стратегического
и
проектного
уровней
.
Стратегическая
экологическая
оценка
имеет
ряд
особенностей
,
отличающих
ее
от
экологической
оценки
проектного
уровня
.
Различия
касаются
,
прежде
всего
,
уровня
применения
,
целей
,
методов
оценок
,
процесса
принятия
решений
(
табл
. 8).
Таблица
8
Основные
отличия
стратегической
экологической
оценки
от
экологической
оценки
проектов
(
Информационное
руководство
по
СЭО
, 2011)
Критерий
СЭО
ЭОП
Общая
цель
оценки
Оценка
последствий
предлагае
-
мых
планов
и
программ
Определение
экологической
допустимости
деятельности
Определение
круга
задач
оценки
Комплексны
подход
,
требую
-
щий
большего
времени
из
-
за
разнообразия
деятельности
,
гео
-
графии
размещения
Детально
определены
на
-
правления
деятельности
и
возможные
последствия
Источники
информации
Стратегии
устойчивого
разви
-
тия
,
государственные
отчеты
,
статистические
сборники
Полевые
исследования
,
рас
-
четы
,
технические
норма
-
тивно
-
правовые
акты
Период
оценки
От
долгосрочного
к
средне
-
срочному
периоду
От
среднесрочного
к
кратко
-
срочному
периоду
Типы
данных
В
большей
степени
качествен
-
ные
В
большей
степени
количе
-
ственные
Точность
анализа
Высокая
степень
неопределен
-
ности
выполненных
прогнозов
Конкретность
и
точность
выполненных
прогнозов
Индикаторы
оценки
Индикаторы
устойчивости
(
кри
-
терии
и
показатели
)
Требования
и
нормативы
Методы
и
подходы
Определяются
в
соответствии
с
целями
,
задачами
,
объемом
дос
-
тупной
информации
Законодательно
установ
-
ленные
методы
и
методики
Альтернативы
Широкий
спектр
,
включая
тер
-
риториальные
,
социально
-
экономические
,
нулевая
Преимущественно
геогра
-
фическая
,
технологическая
,
нулевая
49
Следует
еще
раз
отметить
,
что
в
СЭО
акцент
делается
на
достиже
-
ние
сбалансированного
экологического
,
социального
и
экономического
развития
,
тогда
как
ЭОП
направлена
на
получение
разрешения
на
реали
-
зацию
проекта
.
СЭО
не
имеет
обязательной
силы
для
политических
мер
и
законодательства
,
ее
результаты
должны
быть
надлежаще
учтены
при
утверждении
плана
или
программы
,
а
выводы
экологической
эксперти
-
зы
,
полученные
на
основе
выводов
отчета
об
ОВОС
,
во
многих
нацио
-
нальных
системах
носят
обязательный
характер
.
Методологические
трудности
стратегической
оценки
связаны
с
большой
неопределенностью
информации
,
невозможностью
использо
-
вать
точные
количественные
методы
прогнозирования
,
широким
спек
-
тром
альтернатив
,
связанных
с
экологическими
,
экономическими
,
соци
-
альными
аспектами
,
слабым
информационным
взаимодействием
сторон
,
более
сложным
процессом
вовлечения
общественности
и
рядом
других
.
Однако
,
несмотря
на
трудности
,
процедура
является
достаточно
эффек
-
тивным
инструментом
экологической
политики
.
Применение
СЭО
имеет
ряд
очевидных
выгод
,
так
как
она
:
•
обеспечивает
высокий
уровень
защиты
окружающей
среды
и
устой
-
чивое
развитие
;
•
поддерживает
постепенный
переход
в
сфере
экономического
плани
-
рования
в
сторону
устойчивого
развития
;
•
повышает
качество
планов
и
программ
;
•
повышает
эффективность
процесса
принятия
решений
;
•
позволяет
избежать
расходов
,
связанных
с
необоснованными
с
точки
зрения
окружающей
среды
решениями
;
•
обеспечивает
раннее
участие
общественности
и
разрешение
кон
-
фликтов
;
•
наращивает
общественное
участие
в
целях
усовершенствования
управления
.
Эффективный
менеджмент
стратегической
экологической
оценки
включает
управление
процессом
СЭО
(
макроменеджмент
)
и
работой
экспертной
команды
СЭО
(
микроменеджмент
).
На
уровне
макроменеджмента
выявляется
,
как
СЭО
будет
интегри
-
рована
с
разработкой
плана
/
программы
,
планируются
конкретные
шаги
и
временные
рамки
взаимодействия
между
разработкой
плана
/
программы
и
задачами
СЭО
.
Определяется
уровень
необходимой
детализации
,
соот
-
ветствующие
ему
методы
и
инструменты
оценки
,
информационные
ма
-
териалы
,
общественное
участие
.
Микроменеджмент
нацелен
на
решение
вопросов
:
50
•
Как
команда
СЭО
должна
поддерживать
коммуникации
с
командой
разработчиков
плана
/
программы
?
•
Какая
экспертная
база
необходима
для
проведения
стратегической
экологической
оценки
?
•
Как
должен
быть
распределен
бюджет
?
•
Как
реагировать
на
возможные
изменения
в
процессе
планирования
?
Важными
вопросами
являются
определения
требований
к
лидеру
и
членам
команды
,
в
том
числе
творческому
подходу
к
решению
постав
-
ленных
задач
,
организационным
способностям
,
хорошим
навыкам
устно
-
го
и
письменного
общения
,
способности
к
адаптации
.
Внутренний
ме
-
неджмент
определяет
распределение
бюджета
,
в
том
числе
предполагае
-
мого
количества
рабочих
дней
,
доступного
финансирования
,
рабочую
нагрузку
на
состав
команды
СЭО
.
Для
эффективного
реагирования
на
непредвиденные
ситуации
,
связанные
с
изменениями
в
процессе
плани
-
рования
,
определяют
механизмы
обеспечения
гибкости
,
в
том
числе
раз
-
деления
ответственности
между
командой
СЭО
и
командой
разработчи
-
ков
плана
/
программы
.
2.4.
Методы
экологической
оценки
проектов
,
планов
,
программ
,
стратегий
Общие
требования
к
выбору
методов
.
Сложность
объектов
эколо
-
гической
оценки
определяет
широкий
набор
используемых
методов
,
ин
-
струментов
и
приемов
,
научная
обоснованность
которых
является
одним
из
основополагающих
требований
к
ее
проведению
.
Еще
на
этапе
ста
-
новления
экологической
оценки
были
сформулированы
основные
подхо
-
ды
к
их
подбору
(
Вторжение
в
природную
среду
.
Оценка
воздействия
, 1983)
.
Для
этого
каждый
метод
анализировался
со
следующих
позиций
:
•
Является
ли
рассматриваемый
метод
оценки
универсальным
или
из
-
бирательным
?
•
Исключает
ли
метод
опасность
дублирования
показателей
?
•
Способен
ли
метод
выявить
доверительные
пределы
для
прогнозов
?
•
Является
ли
метод
объективным
?
•
Позволяет
ли
метод
представить
взаимодействия
?
Применение
методов
на
разных
стадиях
экологической
оценки
.
Подбор
основных
методов
экологической
оценки
отражает
ее
междис
-
циплинарный
характер
и
включает
группы
методов
экспертных
оценок
,
статистического
анализа
,
комплексных
и
отраслевых
физико
-
географических
и
экономико
-
географических
исследований
,
методы
на
-
учного
менеджмента
,
прогнозного
моделирования
и
ряда
других
.
При
-