ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2020
Просмотров: 2388
Скачиваний: 4
41
сводя
в
дальнейшем
оценки
по
категориям
в
оценки
соответствующих
разделов
,
которые
затем
сводятся
к
общей
оценке
качества
документации
в
целом
.
Определение
соответствия
документации
каждому
из
критериев
проводится
по
следующей
шкале
:
полностью
соответствует
(A);
в
ос
-
новном
соответствует
,
с
небольшими
неточностями
(B);
соответствует
с
оговорками
,
серьезные
неточности
(C);
в
целом
не
соответствует
,
хотя
,
отдельные
части
отчета
выполнены
(D);
задача
выполнена
неудовлетво
-
рительно
,
важные
части
пропущены
или
сделаны
неверно
(E);
задача
практически
не
выполнена
(F);
данный
критерий
не
применим
к
доку
-
ментации
(
Н
/
п
);
у
эксперта
недостаточно
информации
(
Н
/
и
).
Принятие
решения
.
В
экологической
оценке
окончательное
решение
по
проекту
принимается
государственными
органами
в
соответствии
с
особенностям
нормативно
-
правовой
базы
каждой
страны
.
Это
могут
быть
отраслевые
министерства
,
местные
органы
планирования
,
а
также
сам
инициатор
деятельности
,
если
он
является
государственным
ведом
-
ством
.
При
приятии
решения
учитывают
выводы
,
изложенные
в
отчете
об
ОВОС
,
дополнительные
материалы
,
в
том
числе
согласования
госу
-
дарственных
органов
и
комментарии
заинтересованных
сторон
,
включая
общественность
,
результаты
контроля
всей
процедуры
экологической
оценки
,
социальные
,
политические
и
экономические
интересы
.
Согласно
принципам
демократичности
и
открытости
процедуры
экологической
оценки
,
окончательное
решение
по
проекту
должно
быть
обнародовано
с
указанием
причин
,
положенных
в
его
основу
и
мер
по
уменьшению
воз
-
действия
.
Мониторинг
и
послепроектный
анализ
.
Чтобы
быть
эффективным
,
механизм
экологической
оценки
должен
включать
организацию
«
обрат
-
ной
связи
»,
дающую
возможность
оценить
соответствие
прогноза
реаль
-
ному
воздействию
.
Послепроектный
анализ
основывается
на
мониторин
-
ге
самой
деятельности
,
ее
воздействий
на
окружающую
среду
и
послед
-
ствий
.
В
ряде
стран
послепроектный
анализ
проводится
во
всех
случаях
,
также
возможно
его
проведение
в
зависимости
от
вида
планируемой
дея
-
тельности
,
используемых
технологий
,
решения
по
этому
вопросу
компе
-
тентного
органа
или
в
соответствии
с
требованиями
внутренней
проце
-
дуры
экологической
оценки
.
2.3.
Процедура
стратегической
экологической
оценки
Стратегическая
экологическая
оценка
является
одним
из
ключевых
инструментов
обеспечения
учета
и
интеграции
экологических
факторов
в
процесс
разработки
и
принятия
стратегических
решений
.
Она
предшест
-
вует
ОВОС
проектов
,
которые
разрабатываются
с
учетом
принятых
стра
-
42
тегических
решений
.
Согласно
Протоколу
по
СЭО
цель
процедуры
за
-
ключается
в
следующих
направлениях
эколого
-
экспертной
деятельности
:
1)
обеспечение
высокого
уровня
охраны
окружающей
среды
путем
учета
экологических
,
в
том
числе
связанных
со
здоровьем
населения
,
послед
-
ствий
при
разработке
планов
и
программ
,
политики
и
законодательства
;
2)
установление
четких
,
открытых
и
эффективных
процедур
оценки
;
3)
обеспечение
участия
общественности
в
ее
проведении
; 4)
интеграция
предложений
в
документы
,
разрабатываемые
в
целях
обеспечения
устой
-
чивого
развития
(
Протокол
СЭО
,
ст
.1).
Стратегическая
экологическая
оценка
проводится
согласно
законо
-
дательным
,
регулирующим
или
административным
нормам
,
ее
результа
-
ты
учитываются
при
принятии
решений
органов
государственной
власти
,
поэтому
в
СЭО
должны
формулироваться
четкие
цели
и
задачи
,
обеспе
-
чиваться
взаимодействие
между
разработчиками
оценки
и
существую
-
щими
структурами
планирования
.
Задачами
проведения
СЭО
являются
: 1)
всестороннее
рассмотрение
всех
экологических
,
в
т
.
ч
.
связанных
со
здоровьем
населения
,
последст
-
вий
до
принятия
решений
по
их
реализации
; 2)
поиск
оптимальных
вари
-
антов
достижения
целей
,
способствующих
предотвращению
или
мини
-
мизации
возможных
существенных
неблагоприятных
последствий
реа
-
лизации
программ
и
обеспечения
устойчивого
развития
; 3)
принятие
эф
-
фективных
мер
по
предотвращению
,
минимизации
или
компенсации
не
-
благоприятных
для
окружающей
среды
или
здоровья
населения
послед
-
ствий
реализации
программ
.
К
базовым
принципам
проведения
СЭО
относятся
(
Информационное
руководство
по
СЭО
, 2011)
:
•
приоритетность
решения
экологических
проблем
;
•
ответственность
за
экологические
последствия
,
возникающие
в
ре
-
зультате
принятия
управленческих
решений
любого
уровня
;
•
применение
системного
подхода
и
комплексность
проводимой
оценки
;
•
выявление
существующих
экологических
и
иных
возможностей
,
сдерживающих
факторов
;
•
рассмотрение
альтернатив
и
обеспечение
обоснования
выбора
пред
-
почтительного
варианта
;
•
прогнозирование
изменение
экологической
ситуации
в
долгосроч
-
ной
перспективе
на
основе
анализа
потенциальных
последствий
и
рисков
предлагаемых
планов
и
программ
и
их
альтернатив
;
•
привлечение
к
участию
ключевых
заинтересованных
сторон
и
обще
-
ственности
;
43
•
транспарентность
и
финансовая
эффективность
;
•
учет
экологических
вопросов
в
системе
принятия
управленческих
решений
.
Участники
СЭО
.
При
проведении
процедуры
выделяют
те
же
группы
участников
,
что
и
в
процедуре
экологической
оценки
проектов
.
Инициатором
деятельности
является
государственный
орган
,
раз
-
рабатывающий
стратегический
документ
(
план
,
программу
,
концепцию
,
схему
)
и
являющийся
инициатором
проведения
стратегической
экологи
-
ческой
оценки
этого
документа
.
Специально
уполномоченные
органы
имеют
специальные
полномо
-
чия
по
отношению
к
процессу
СЭО
,
выполняющие
,
как
и
в
случае
с
ЭОП
,
функции
согласования
,
контроля
качества
проведения
СЭО
и
под
-
готовки
заключения
по
плану
или
программе
.
К
таким
органам
,
в
первую
очередь
,
относятся
министерства
и
ведомства
,
относящиеся
к
сферам
природоохранной
деятельности
и
здравоохранения
.
Эксперты
по
СЭО
имеют
специальные
полномочия
по
проведению
оценки
,
обладают
соответствующей
квалификацией
,
обязаны
использо
-
вать
полную
достоверную
и
актуальную
информацию
,
проверенные
и
аккредитованные
средства
и
методы
измерений
,
утвержденные
методики
расчета
оценки
воздействия
и
прогноза
неблагоприятных
последствий
.
Заинтересованная
общественность
–
широкая
общественность
,
представленная
группой
общественности
,
которая
непосредственно
не
затрагивается
намечаемой
деятельностью
,
но
проявляет
заинтересован
-
ность
в
экологической
оценке
,
и
группой
,
которая
непосредственно
за
-
трагивается
намечаемой
деятельностью
.
Заинтересованной
стороной
является
страна
,
на
окружающую
сре
-
ду
и
здоровье
населения
которой
может
быть
оказано
трансграничное
воздействие
плана
/
программы
и
которая
высказала
заинтересованность
в
участии
в
процедуре
.
Сфера
охвата
СЭО
.
Стратегическая
экологическая
оценка
касается
деятельности
секторов
,
создающих
основу
для
выдачи
в
будущем
разре
-
шений
на
реализацию
проектов
.
Не
требуется
ее
проведения
для
планов
и
программ
,
касающихся
национальной
обороны
,
чрезвычайных
ситуа
-
ций
в
гражданской
сфере
,
финансовых
и
бюджетных
планов
и
программ
.
СЭО
проводится
в
отношении
планов
и
программ
затрагивающих
сле
-
дующие
сферы
(
Протокол
по
СЭО
,
ст
. 4)
:
•
Сельское
хозяйство
•
Лесное
хозяйство
•
Рыбное
хозяйство
•
Управление
водными
ресурсами
44
•
Землепользование
•
Энергетическая
отрасль
•
Транспорт
•
Туризм
•
Региональное
развитие
•
Городское
планирование
•
Утилизация
отходов
Потребность
в
СЭО
для
других
планов
и
программ
определяется
на
основании
критериев
согласно
Приложению
III
Протокола
.
К
ним
отно
-
сятся
:
•
Актуальность
плана
или
программы
с
точки
зрения
необходимости
учета
экологических
,
в
том
числе
связанных
со
здоровьем
населения
,
со
-
ображений
,
в
частности
с
целью
содействия
устойчивому
развитию
.
•
Степень
,
в
которой
план
или
программа
создает
основу
для
проектов
и
другой
деятельности
в
отношении
места
,
характера
,
масштабов
и
усло
-
вий
функционирования
,
выделения
ресурсов
.
•
Степень
влияния
на
другие
планы
и
программы
,
в
том
числе
в
по
-
рядке
иерархии
.
•
Характер
экологических
,
в
том
числе
связанных
со
здоровьем
насе
-
ления
,
последствий
,
учитывая
их
вероятность
,
продолжительность
,
час
-
тотность
,
обратимость
,
размах
и
масштаб
,
в
том
числе
затрагиваемого
географического
района
или
численность
затрагиваемого
населения
.
•
Риски
для
окружающей
среды
.
•
Трансграничный
характер
последствий
.
•
Степень
,
в
которой
план
или
программа
затрагивает
ценные
или
уяз
-
вимые
районы
,
включая
ландшафты
,
имеющие
признанный
националь
-
ный
или
международный
охраняемый
статус
.
Схема
стратегической
экологической
оценки
.
Процедура
СЭО
во
многом
схожа
с
процедурой
ОВОС
и
проводится
по
схеме
,
представ
-
ленной
на
рис
. 2.
Первоначально
рассматривают
вопросы
необходимости
проведения
СЭО
для
программы
/
плана
.
Затем
определяется
государст
-
венный
орган
,
ответственный
за
проведение
оценки
и
формируется
группа
экспертов
по
СЭО
.
Определение
сферы
охвата
СЭО
заключается
в
установлении
круга
вопросов
,
которые
должны
быть
рассмотрены
в
ходе
оценки
,
потребности
в
информации
и
степени
детализации
в
прора
-
ботке
каждого
вопроса
.
В
результате
проведения
оценки
составляется
предварительный
экологический
доклад
(
отчет
)
о
воздействии
на
окру
-
жающую
среду
плана
/
программы
,
структура
и
содержание
которого
рег
-
ламентированы
нормативно
-
правовыми
актами
.
В
экологическом
докла
-
45
де
должны
быть
определены
и
оценены
вероятные
существенные
эколо
-
гические
,
в
том
числе
связанные
со
здоровьем
населения
,
последствия
осуществления
плана
/
программы
с
учетом
современных
знаний
и
мето
-
дов
оценки
,
содержания
и
уровня
детализации
документа
,
интересов
об
-
щественности
,
информационных
потребностей
органа
,
принимающего
решения
по
утверждению
плана
/
программы
.
По
докладу
свои
коммента
-
рии
предоставляют
заинтересованные
государственные
органы
и
обще
-
ственность
и
,
с
учетом
высказанных
мнений
,
готовится
окончательный
экологический
доклад
,
по
которому
государственные
органы
могут
при
-
нимать
решения
.
Рис
. 2.
Схема
стратегической
экологической
оценки
Рассмотренная
схема
имеет
особенности
своего
практического
про
-
ведения
в
зависимости
от
вида
СЭО
:
Предварительная
оценка
(
скрининг
)
Определение
сферы
охвата
(
скопинг
)
Подготовка
экологического
доклада
Консультации
с
государственными
органами
Консультации
с
общественностью
Трансграничные
консультации
Принятие
решения
Мониторинг