ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2020
Просмотров: 2396
Скачиваний: 4
101
в
адрес
соответствующих
местных
исполнительных
и
распорядительных
органов
,
заказчика
и
проектной
организации
.
По
результатам
общественных
обсуждений
отчета
об
ОВОС
,
заказ
-
чик
и
проектная
организация
формируют
согласованное
предложение
о
возможности
и
целесообразности
реализации
планируемой
деятельности
,
исходя
из
экологических
и
связанных
с
ними
социально
-
экономических
и
иных
последствий
,
готовят
окончательный
отчет
об
ОВОС
,
который
в
составе
проектной
документации
поступает
на
государственную
эколо
-
гическую
экспертизу
.
Проектная
документация
,
включая
отчет
об
ОВОС
,
подлежит
доработке
при
наличии
замечаний
государственной
экологиче
-
ской
экспертизы
.
Информация
о
принятом
решении
должна
быть
опубликована
в
те
-
чение
10
рабочих
дней
со
дня
принятия
решения
в
тех
средствах
массо
-
вой
информации
,
в
которых
было
опубликовано
уведомление
об
общест
-
венных
обсуждениях
и
слушаниях
по
планируемой
деятельности
.
По
возможности
,
утвержденный
отчет
об
ОВОС
размещают
на
сайте
заказ
-
чика
,
соответствующих
местных
исполнительных
и
распорядительных
органов
.
Особенности
проведения
ОВОС
в
случае
возможного
значи
-
тельного
трансграничного
воздействия
.
При
разработке
трансгранич
-
ной
ОВОС
ее
процедура
является
более
сложной
и
продолжительной
по
времени
на
всех
этапах
работ
.
Заказчик
либо
проектная
организация
обя
-
заны
определить
,
может
ли
воздействие
планируемой
деятельности
с
учетом
критериев
,
указанных
в
Добавлении
I
и
Добавлении
III
к
Конвен
-
ции
Эспо
,
иметь
трансграничный
характер
.
При
возможном
значитель
-
ном
трансграничном
воздействии
заказчик
или
проектная
организация
наряду
с
программой
проведения
ОВОС
готовит
у
ведомление
о
плани
-
руемой
деятельности
,
включающее
:
•
информацию
о
заказчике
;
•
цели
планируемой
деятельности
;
•
обоснование
и
описание
планируемой
деятельности
;
•
сроки
строительства
и
эксплуатации
;
•
предполагаемый
срок
принятия
решения
в
отношении
планируемой
деятельности
;
•
сроки
проведения
и
разработчик
оценки
воздействия
;
•
предполагаемые
сроки
проведения
общественных
обсуждений
и
консультаций
;
•
срок
направления
ответа
о
намерении
участвовать
в
процедуре
оценки
в
трансграничном
контексте
;
102
•
просьбу
о
предоставлении
информации
о
состоянии
окружающей
среды
,
социально
-
экономических
условиях
на
затрагиваемой
террито
-
рии
.
Министерство
природных
ресурсов
и
охраны
окружающей
среды
по
дипломатическим
каналам
направляет
полученные
от
заказчика
либо
проектной
организации
программу
проведения
ОВОС
и
уведомление
о
планируемой
деятельности
заинтересованным
сторонам
.
При
получении
от
заинтересованных
сторон
подтверждения
участия
,
Минприроды
пере
-
дает
его
заказчику
и
проектной
организации
.
Программа
проведения
ОВОС
,
в
случае
замечаний
заинтересованных
сторон
,
подлежит
дора
-
ботке
.
При
необходимости
,
по
инициативе
заинтересованных
сторон
,
на
их
территории
или
на
территории
Республики
Беларусь
,
проводятся
кон
-
сультации
,
в
которых
от
Республики
Беларусь
принимают
участие
пред
-
ставители
Минприроды
,
заказчика
и
проектной
организации
.
В
отчете
об
ОВОС
для
объектов
,
которые
могут
оказать
значитель
-
ное
трансграничное
воздействие
,
должны
содержаться
дополнительные
сведения
.
Оценка
существующего
состояния
окружающей
среды
,
соци
-
ально
-
экономических
и
иных
условий
дается
для
территории
Республики
Беларусь
и
заинтересованных
сторон
.
В
виде
отдельных
разделов
пре
-
доставляется
информация
об
оценке
возможного
значительного
транс
-
граничного
воздействия
каждого
из
альтернативных
вариантов
реализа
-
ции
планируемой
деятельности
на
окружающую
среду
для
каждой
из
за
-
интересованных
сторон
и
о
предполагаемых
мерах
по
предотвращению
,
минимизации
,
компенсации
воздействий
.
Заинтересованными
сторонами
проводятся
общественные
обсужде
-
ния
отчета
об
ОВОС
на
их
территории
,
при
необходимости
в
них
от
Республики
Беларусь
принимают
участие
представители
Минприроды
,
заказчика
и
проектной
организации
.
По
договоренности
сторон
,
на
тер
-
ритории
Республики
Беларусь
проводятся
консультации
по
полученным
замечаниям
и
предложениям
по
отчету
об
ОВОС
.
Утвержденный
отчет
об
ОВОС
и
информация
о
принятом
в
отношении
планируемой
деятель
-
ности
решении
(
на
русском
и
английском
языках
)
представляются
заказ
-
чиком
в
Министерство
природных
ресурсов
и
охраны
окружающей
сре
-
ды
,
которое
по
дипломатическим
каналам
направляет
полученные
от
за
-
казчика
материалы
заинтересованным
сторонам
и
размещает
их
на
своем
сайте
в
сети
Интернет
.
Таким
образом
,
процедура
оценки
воздействия
на
окружающую
среду
является
ключевым
элементом
для
проведения
экологической
экс
-
пертизы
.
103
Г
Л
А
В
А
4.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
МЕНЕДЖМЕНТ
И
АУДИТ
КАК
СИСТЕМЫ
КОНТРОЛЯ
И
ЭФФЕКТИВНОГО
УПРАВЛЕНИЯ
ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДОЙ
4.1.
Методология
экологического
менеджмента
Концепция
экологического
менеджмента
носит
выраженный
меж
-
дисциплинарный
характер
.
Основы
этого
направления
сформулированы
в
рамках
методологии
научного
менеджмента
с
интеграцией
системного
,
ситуационного
,
процессного
научных
подходов
,
широким
применением
методов
статистического
анализа
,
экспертных
оценок
,
социологических
и
психологических
исследований
,
экономических
методов
управления
.
При
этом
организация
рассматривается
как
сложная
социально
-
техническая
система
.
Сформированные
понятия
об
ее
организационных
структурах
,
о
функциях
менеджмента
,
приемах
управленческой
практики
находят
отражения
во
всех
специализированных
видах
менеджмента
,
в
том
числе
экологического
.
Под
менеджментом
понимают
совокупность
принципов
,
методов
,
средств
и
форм
управления
производством
,
разработанных
с
целью
по
-
вышения
эффективности
производства
и
увеличения
прибыли
.
Научные
подходы
в
менеджменте
реализуется
на
практике
через
функции
управления
,
включающие
определенным
образом
сложившую
-
ся
систему
применяемых
методов
,
технологий
,
аналитических
инстру
-
ментов
.
В
теории
менеджмента
выделяют
общие
или
универсальные
функции
управления
,
то
есть
независящие
от
объекта
управления
,
мас
-
штаба
организации
,
ведомственной
принадлежности
,
рода
деятельности
.
К
таким
функциям
относят
(
Ю
.
В
.
Кузнецов
, 2010)
:
•
планирование
;
•
организацию
;
•
контроль
;
•
регулирование
;
•
мотивацию
.
Перечисленные
функции
в
рассмотренной
последовательности
об
-
разуют
технологический
цикл
управления
,
а
в
каждую
из
них
входит
четко
упорядоченная
система
операций
.
104
Концепция
экологического
менеджмента
,
как
одного
из
специали
-
зированных
видов
менеджмента
,
включает
цикл
выполняемых
видов
действий
по
управлению
окружающей
средой
,
принцип
выстраивания
которых
в
логическую
систему
также
основан
на
последовательности
универсальных
функций
управления
.
Система
управления
окружающей
средой
–
это
структурно
-
организованный
и
документированный
комплекс
мероприятий
и
проце
-
дур
,
создаваемый
организациями
и
предприятиями
с
целью
улучшения
показателей
экологической
деятельности
и
предотвращения
загрязнения
окружающей
среды
.
Она
является
частью
общей
системы
управления
предприятием
и
направлена
на
управление
воздействиями
на
окружаю
-
щую
среду
со
стороны
производственных
процессов
,
производимой
про
-
дукции
и
оказываемых
услуг
,
как
в
текущий
момент
времени
,
так
и
дол
-
говременной
перспективе
.
С
этой
точки
зрения
предприятие
рассматри
-
вается
как
объект
хозяйственной
деятельности
,
связанной
с
производст
-
вом
продукции
или
энергии
,
выполнением
работ
и
оказанием
услуг
,
ко
-
торые
осуществляются
с
использованием
процессов
,
оборудования
и
технологий
,
являющихся
источниками
образования
отходов
производст
-
ва
,
производственных
сточных
вод
,
выбросов
загрязняющих
веществ
в
атмосферный
воздух
.
Для
обеспечения
экологической
безопасности
производственных
процессов
в
задачи
системы
экологического
управления
и
всех
управ
-
ленческих
служб
входит
(
О
.
И
.
Родькин
,
Ч
.
А
.
Романовский
и
др
., 2008)
:
•
обеспечение
эффективности
производства
и
минимизация
уровня
загрязнения
окружающей
среды
с
использованием
наилучших
доступ
-
ных
технических
методов
;
•
создание
экологически
безопасных
товаров
и
технологических
про
-
цессов
;
•
обеспечение
окупаемости
мер
по
предотвращению
загрязнения
ок
-
ружающей
среды
;
•
формирование
у
работников
предприятия
знаний
о
требованиях
,
предъявляемых
в
области
охраны
окружающей
среды
;
•
реализация
мероприятий
по
профилактике
профессиональных
забо
-
леваний
и
обеспечение
безопасных
условий
труда
.
Для
эффективной
организации
системы
экологического
управления
предприятиям
необходимо
обеспечить
комплекс
мероприятий
,
вклю
-
чающий
:
•
назначение
руководителем
программ
по
охране
окружающей
среды
одного
из
членов
руководства
предприятия
;
105
•
разработку
программ
выявления
,
оценки
и
проведение
регулярного
контроля
за
источниками
воздействия
на
окружающую
среду
;
•
создание
эффективной
системы
распространения
экологической
ин
-
формации
;
•
создание
удобной
системы
хранения
данных
по
вопросам
,
касаю
-
щимся
охраны
окружающей
среды
;
•
постоянную
актуализацию
документов
природоохранного
законода
-
тельства
и
иных
нормативных
правовых
актов
;
•
разработку
и
осуществление
программ
обучения
персонала
,
повы
-
шение
экологической
грамотности
и
компетентности
сотрудников
.
Для
реализации
этих
мероприятий
создается
служба
охраны
окру
-
жающей
среды
,
в
структуру
которой
может
входить
генеральный
дирек
-
тор
организации
,
главный
инженер
,
отдел
охраны
окружающей
среды
,
включающий
группу
системы
управления
окружающей
средой
,
техноло
-
гическую
группу
и
промышленно
-
санитарную
лабораторию
(
рис
. 12).
Рис
. 12.
Структура
службы
охраны
окружающей
среды
в
организации
Генеральный
директор
организации
Главный
инженер
Отдел
охраны
окружающей
среды
Группа
СУОС
Технологическая
группа
,
осуще
-
ствляющая
производственный
экоконтроль
(
промсанитария
,
вода
,
воздух
,
отходы
)
Промышленно
-
санитарная
лаборатория
(
качество
сбрасываемых
сточных
и
ливневых
вод
,
выбросов
за
-
грязняющих
веществ
в
атмосфе
-
ру
,
контроль
воздуха
рабочей
зо
-
ны
,
физических
факторов
и
т
.
д
.)