ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.09.2020

Просмотров: 2224

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

101 

в

 

адрес

 

соответствующих

 

местных

 

исполнительных

 

и

 

распорядительных

 

органов

заказчика

 

и

 

проектной

 

организации

По

 

результатам

 

общественных

 

обсуждений

 

отчета

 

об

 

ОВОС

заказ

-

чик

 

и

 

проектная

 

организация

 

формируют

 

согласованное

 

предложение

 

о

 

возможности

 

и

 

целесообразности

 

реализации

 

планируемой

 

деятельности

исходя

 

из

 

экологических

 

и

 

связанных

 

с

 

ними

 

социально

-

экономических

 

и

 

иных

 

последствий

готовят

 

окончательный

 

отчет

 

об

 

ОВОС

который

 

в

 

составе

 

проектной

 

документации

 

поступает

 

на

 

государственную

 

эколо

-

гическую

 

экспертизу

Проектная

 

документация

включая

 

отчет

 

об

 

ОВОС

подлежит

 

доработке

 

при

 

наличии

 

замечаний

 

государственной

 

экологиче

-

ской

 

экспертизы

Информация

 

о

 

принятом

 

решении

 

должна

 

быть

 

опубликована

 

в

 

те

-

чение

 10 

рабочих

 

дней

 

со

 

дня

 

принятия

 

решения

 

в

 

тех

 

средствах

 

массо

-

вой

 

информации

в

 

которых

 

было

 

опубликовано

 

уведомление

 

об

 

общест

-

венных

 

обсуждениях

 

и

 

слушаниях

 

по

 

планируемой

 

деятельности

По

 

возможности

утвержденный

 

отчет

 

об

 

ОВОС

 

размещают

 

на

 

сайте

 

заказ

-

чика

соответствующих

 

местных

 

исполнительных

 

и

 

распорядительных

 

органов

Особенности

 

проведения

 

ОВОС

 

в

 

случае

 

возможного

 

значи

-

тельного

 

трансграничного

 

воздействия

.

  

При

 

разработке

 

трансгранич

-

ной

 

ОВОС

 

ее

 

процедура

 

является

 

более

 

сложной

  

и

 

продолжительной

 

по

 

времени

 

на

 

всех

 

этапах

 

работ

Заказчик

 

либо

 

проектная

 

организация

 

обя

-

заны

 

определить

может

 

ли

 

воздействие

 

планируемой

 

деятельности

 

с

 

учетом

 

критериев

указанных

 

в

 

Добавлении

 I 

и

 

Добавлении

 III 

к

 

Конвен

-

ции

 

Эспо

иметь

 

трансграничный

 

характер

При

 

возможном

 

значитель

-

ном

 

трансграничном

 

воздействии

 

заказчик

 

или

 

проектная

 

организация

 

наряду

 

с

 

программой

 

проведения

 

ОВОС

 

готовит

 

у

ведомление

 

о

 

плани

-

руемой

 

деятельности

включающее

 

информацию

 

о

 

заказчике

 

цели

 

планируемой

 

деятельности

 

обоснование

 

и

 

описание

 

планируемой

 

деятельности

;  

 

сроки

 

строительства

 

и

 

эксплуатации

;  

 

предполагаемый

 

срок

 

принятия

 

решения

 

в

 

отношении

 

планируемой

 

деятельности

;  

 

сроки

 

проведения

 

и

 

разработчик

 

оценки

 

воздействия

;  

 

предполагаемые

 

сроки

 

проведения

 

общественных

 

обсуждений

 

и

 

консультаций

;  

 

срок

 

направления

 

ответа

 

о

 

намерении

 

участвовать

 

в

 

процедуре

 

оценки

 

в

 

трансграничном

 

контексте


background image

 

102 

 

просьбу

 

о

 

предоставлении

 

информации

 

о

 

состоянии

 

окружающей

 

среды

социально

-

экономических

 

условиях

 

на

 

затрагиваемой

 

террито

-

рии

Министерство

 

природных

 

ресурсов

 

и

 

охраны

 

окружающей

 

среды

 

по

 

дипломатическим

 

каналам

 

направляет

 

полученные

 

от

 

заказчика

 

либо

 

проектной

 

организации

 

программу

 

проведения

 

ОВОС

 

и

 

уведомление

 

о

 

планируемой

 

деятельности

 

заинтересованным

 

сторонам

При

 

получении

 

от

 

заинтересованных

 

сторон

 

подтверждения

 

участия

Минприроды

 

пере

-

дает

 

его

 

заказчику

 

и

 

проектной

 

организации

Программа

 

проведения

 

ОВОС

в

 

случае

 

замечаний

 

заинтересованных

 

сторон

подлежит

 

дора

-

ботке

При

 

необходимости

по

 

инициативе

 

заинтересованных

 

сторон

на

 

их

 

территории

 

или

 

на

 

территории

 

Республики

 

Беларусь

проводятся

 

кон

-

сультации

в

 

которых

  

от

 

Республики

 

Беларусь

 

принимают

 

участие

 

пред

-

ставители

 

Минприроды

заказчика

 

и

 

проектной

 

организации

В

 

отчете

 

об

 

ОВОС

 

для

 

объектов

которые

 

могут

 

оказать

 

значитель

-

ное

 

трансграничное

 

воздействие

должны

 

содержаться

 

дополнительные

 

сведения

Оценка

 

существующего

 

состояния

 

окружающей

 

среды

соци

-

ально

-

экономических

 

и

 

иных

 

условий

 

дается

 

для

 

территории

 

Республики

 

Беларусь

 

и

 

заинтересованных

 

сторон

В

 

виде

 

отдельных

 

разделов

 

пре

-

доставляется

 

информация

   

об

 

оценке

 

возможного

 

значительного

 

транс

-

граничного

 

воздействия

 

каждого

 

из

 

альтернативных

 

вариантов

 

реализа

-

ции

 

планируемой

 

деятельности

 

на

 

окружающую

 

среду

 

для

 

каждой

 

из

 

за

-

интересованных

 

сторон

 

и

 

о

 

предполагаемых

 

мерах

 

по

 

предотвращению

минимизации

компенсации

 

воздействий

.

  

Заинтересованными

 

сторонами

 

проводятся

 

общественные

 

обсужде

-

ния

 

отчета

 

об

 

ОВОС

 

на

 

их

 

территории

,   

при

 

необходимости

 

в

 

них

 

от

 

Республики

 

Беларусь

 

принимают

 

участие

 

представители

 

Минприроды

заказчика

 

и

 

проектной

 

организации

По

 

договоренности

 

сторон

на

 

тер

-

ритории

 

Республики

 

Беларусь

 

проводятся

 

консультации

 

по

 

полученным

 

замечаниям

 

и

 

предложениям

 

по

 

отчету

 

об

 

ОВОС

.  

Утвержденный

 

отчет

 

об

 

ОВОС

 

и

 

информация

 

о

 

принятом

 

в

 

отношении

 

планируемой

 

деятель

-

ности

 

решении

 (

на

 

русском

 

и

 

английском

 

языках

представляются

 

заказ

-

чиком

 

в

 

Министерство

 

природных

 

ресурсов

 

и

 

охраны

 

окружающей

 

сре

-

ды

которое

 

по

 

дипломатическим

 

каналам

 

направляет

 

полученные

 

от

 

за

-

казчика

 

материалы

 

заинтересованным

 

сторонам

 

и

 

размещает

 

их

 

на

 

своем

 

сайте

 

в

 

сети

 

Интернет

Таким

 

образом

процедура

 

оценки

 

воздействия

 

на

 

окружающую

 

среду

 

является

 

ключевым

 

элементом

 

для

 

проведения

 

экологической

 

экс

-

пертизы


background image

 

103 

 
 

Г

 

Л

 

А

 

В

 

А

  4.   

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ

 

МЕНЕДЖМЕНТ

 

И

 

АУДИТ

 

КАК

 

СИСТЕМЫ

 

КОНТРОЛЯ

 

И

 

ЭФФЕКТИВНОГО

 

УПРАВЛЕНИЯ

  

ОКРУЖАЮЩЕЙ

 

СРЕДОЙ

  

4.1. 

Методология

 

экологического

 

менеджмента

 

Концепция

 

экологического

 

менеджмента

 

носит

 

выраженный

 

меж

-

дисциплинарный

 

характер

Основы

 

этого

 

направления

 

сформулированы

 

в

 

рамках

 

методологии

 

научного

 

менеджмента

 

с

 

интеграцией

 

системного

ситуационного

процессного

 

научных

 

подходов

широким

 

применением

  

методов

 

статистического

 

анализа

экспертных

 

оценок

социологических

 

и

 

психологических

 

исследований

экономических

 

методов

 

управления

При

 

этом

 

организация

 

рассматривается

 

как

 

сложная

 

социально

-

техническая

 

система

Сформированные

 

понятия

 

об

 

ее

 

организационных

 

структурах

о

 

функциях

 

менеджмента

приемах

 

управленческой

 

практики

 

находят

 

отражения

 

во

 

всех

 

специализированных

 

видах

 

менеджмента

в

 

том

 

числе

  

экологического

.  

Под

 

менеджментом

 

понимают

 

совокупность

 

принципов

методов

средств

 

и

 

форм

 

управления

 

производством

разработанных

 

с

 

целью

 

по

-

вышения

 

эффективности

 

производства

 

и

 

увеличения

 

прибыли

.

  

Научные

 

подходы

 

в

 

менеджменте

 

реализуется

 

на

 

практике

 

через

 

функции

 

управления

включающие

 

определенным

 

образом

 

сложившую

-

ся

 

систему

 

применяемых

 

методов

технологий

аналитических

 

инстру

-

ментов

В

 

теории

 

менеджмента

 

выделяют

 

общие

 

или

 

универсальные

 

функции

 

управления

то

 

есть

 

независящие

 

от

 

объекта

 

управления

мас

-

штаба

 

организации

ведомственной

 

принадлежности

рода

 

деятельности

К

 

таким

 

функциям

 

относят

 

(

Ю

В

Кузнецов

, 2010)

:  

 

планирование

;  

 

организацию

;   

 

контроль

;   

 

регулирование

;  

 

мотивацию

.  

Перечисленные

 

функции

 

в

 

рассмотренной

 

последовательности

 

об

-

разуют

 

технологический

 

цикл

 

управления

а

 

в

 

каждую

 

из

 

них

 

входит

 

четко

 

упорядоченная

 

система

 

операций

.  


background image

 

104 

Концепция

 

экологического

 

менеджмента

как

 

одного

 

из

 

специали

-

зированных

 

видов

 

менеджмента

включает

 

цикл

 

выполняемых

 

видов

 

действий

 

по

 

управлению

 

окружающей

 

средой

принцип

 

выстраивания

 

которых

 

в

 

логическую

 

систему

 

также

 

основан

 

на

 

последовательности

 

универсальных

 

функций

 

управления

.  

Система

 

управления

 

окружающей

 

средой

  – 

это

 

структурно

-

организованный

 

и

 

документированный

 

комплекс

 

мероприятий

 

и

 

проце

-

дур

создаваемый

 

организациями

 

и

 

предприятиями

 

с

 

целью

 

улучшения

 

показателей

 

экологической

 

деятельности

 

и

 

предотвращения

 

загрязнения

 

окружающей

 

среды

Она

 

является

 

частью

 

общей

 

системы

 

управления

 

предприятием

 

и

 

направлена

 

на

 

управление

 

воздействиями

 

на

 

окружаю

-

щую

 

среду

 

со

 

стороны

 

производственных

 

процессов

производимой

 

про

-

дукции

 

и

 

оказываемых

 

услуг

как

 

в

 

текущий

 

момент

 

времени

так

 

и

 

дол

-

говременной

 

перспективе

С

 

этой

 

точки

 

зрения

 

предприятие

 

рассматри

-

вается

 

как

 

объект

 

хозяйственной

 

деятельности

связанной

 

с

 

производст

-

вом

 

продукции

 

или

 

энергии

выполнением

 

работ

 

и

 

оказанием

 

услуг

ко

-

торые

 

осуществляются

 

с

 

использованием

 

процессов

оборудования

 

и

 

технологий

являющихся

 

источниками

 

образования

 

отходов

 

производст

-

ва

производственных

 

сточных

 

вод

выбросов

 

загрязняющих

 

веществ

 

в

 

атмосферный

 

воздух

.  

Для

 

обеспечения

 

экологической

 

безопасности

 

производственных

 

процессов

 

в

 

задачи

 

системы

 

экологического

 

управления

 

и

 

всех

 

управ

-

ленческих

 

служб

 

входит

 

(

О

И

Родькин

Ч

А

Романовский

 

и

 

др

., 2008)

 

обеспечение

 

эффективности

 

производства

 

и

 

минимизация

 

уровня

 

загрязнения

 

окружающей

 

среды

 

с

 

использованием

 

наилучших

 

доступ

-

ных

 

технических

 

методов

 

создание

 

экологически

 

безопасных

 

товаров

 

и

 

технологических

 

про

-

цессов

 

обеспечение

 

окупаемости

 

мер

 

по

 

предотвращению

 

загрязнения

 

ок

-

ружающей

 

среды

 

формирование

   

у

 

работников

 

предприятия

 

знаний

 

о

 

требованиях

предъявляемых

 

в

 

области

 

охраны

 

окружающей

 

среды

 

реализация

 

мероприятий

 

по

 

профилактике

 

профессиональных

 

забо

-

леваний

 

и

 

обеспечение

 

безопасных

 

условий

 

труда

.  

Для

 

эффективной

 

организации

 

системы

 

экологического

 

управления

 

предприятиям

 

необходимо

 

обеспечить

 

комплекс

 

мероприятий

вклю

-

чающий

 

назначение

 

руководителем

 

программ

 

по

 

охране

 

окружающей

 

среды

 

одного

 

из

 

членов

 

руководства

 

предприятия


background image

 

105 

 

разработку

 

программ

 

выявления

оценки

 

и

 

проведение

 

регулярного

  

контроля

 

за

 

источниками

 

воздействия

 

на

 

окружающую

 

среду

 

создание

 

эффективной

 

системы

 

распространения

 

экологической

 

ин

-

формации

 

создание

 

удобной

 

системы

 

хранения

 

данных

 

по

 

вопросам

касаю

-

щимся

 

охраны

 

окружающей

 

среды

 

постоянную

 

актуализацию

 

документов

 

природоохранного

 

законода

-

тельства

 

и

 

иных

 

нормативных

 

правовых

 

актов

 

разработку

 

и

 

осуществление

 

программ

 

обучения

 

персонала

повы

-

шение

 

экологической

 

грамотности

 

и

 

компетентности

 

сотрудников

.  

Для

 

реализации

 

этих

 

мероприятий

 

создается

 

служба

 

охраны

 

окру

-

жающей

 

среды

в

 

структуру

 

которой

 

может

 

входить

 

генеральный

 

дирек

-

тор

 

организации

главный

 

инженер

отдел

 

охраны

 

окружающей

 

среды

включающий

 

группу

 

системы

 

управления

 

окружающей

 

средой

техноло

-

гическую

 

группу

 

и

 

промышленно

-

санитарную

 

лабораторию

 (

рис

. 12). 

 

 

 

Рис

. 12. 

Структура

 

службы

 

охраны

 

окружающей

 

среды

 

в

 

организации

 

Генеральный

 

директор

 

организации

 

Главный

 

инженер

 

Отдел

 

 

охраны

  

окружающей

 

 

среды

 

Группа

 

 

СУОС

 

Технологическая

 

группа

осуще

-

ствляющая

 

производственный

 

экоконтроль

  

(

промсанитария

вода

воздух

отходы

Промышленно

-

санитарная

  

лаборатория

 

(

качество

 

сбрасываемых

 

сточных

 

и

 

ливневых

 

вод

выбросов

 

за

-

грязняющих

 

веществ

 

в

 

атмосфе

-

ру

контроль

 

воздуха

 

рабочей

 

зо

-

ны

физических

 

факторов

 

и

 

т

.

д

.)