ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2020
Просмотров: 2387
Скачиваний: 4
121
•
определить
список
ключевого
персонала
и
агентств
по
оказанию
по
-
мощи
с
указанием
контактной
информации
(
пожарная
часть
,
служба
ли
-
квидации
разливов
);
•
разработать
пути
эвакуации
и
пункты
сбора
;
•
рассмотреть
потенциальную
возможность
наступления
аварийной
ситуации
и
катастрофы
на
рядом
расположенном
объекте
(
на
заводе
,
до
-
роге
,
железнодорожной
ветке
);
•
учесть
возможность
помощи
со
стороны
соседних
организаций
.
Проведение
проверок
.
Процедуры
мониторинга
и
измерения
ос
-
новных
характеристик
операций
и
видов
деятельности
,
которые
могут
существенно
воздействовать
на
окружающую
среду
,
включают
докумен
-
тирование
информации
для
: 1)
мониторинга
результативности
; 2)
управ
-
ления
операциями
; 3)
соответствия
целевым
и
плановым
экологическим
показателям
.
Данные
измерений
должны
анализироваться
и
использо
-
ваться
для
определения
областей
,
которые
требуют
корректирующего
действия
и
улучшения
.
Измерительная
аппаратура
подлежит
поверке
,
калибровке
,
поддерживается
в
рабочем
состоянии
,
с
ведением
и
сохра
-
нением
соответствующих
записей
(
п
. 4.5.1).
Содержание
процедуры
мо
-
ниторинга
зависят
от
направления
деятельности
организации
,
но
все
из
-
меряемые
характеристики
должны
быть
объективными
,
проверяемыми
и
воспроизводимыми
.
Виды
работ
по
мониторингу
и
измерениям
включают
:
•
планирование
и
организацию
работ
по
мониторингу
;
•
проведение
мониторинга
и
измерений
;
•
оформление
результатов
и
передачу
информации
заинтересованным
лицам
;
•
анализ
информации
,
полученной
по
результатам
мониторинга
и
из
-
мерений
;
•
принятие
решений
по
результатам
наблюдений
и
измерений
.
Работники
организации
,
осуществляющие
мониторинг
и
измерения
,
должны
обладать
специальной
подготовкой
,
знаниями
,
непрерывно
про
-
ходить
обучение
по
повышению
квалификации
.
Процедура
оценки
соответствия
действующему
природоохранному
законодательству
и
другим
требованиям
,
распространяющимся
на
орга
-
низацию
,
проводится
периодически
,
с
сохранением
записей
проводимых
оценок
(
п
. 4.5.2).
Выявленные
фактические
и
потенциальные
несоответ
-
ствия
устраняются
проведением
корректирующих
и
предупреждающих
действий
,
способствуя
этим
реализации
основного
принципа
системы
122
экологического
менеджмента
–
непрерывного
улучшения
.
В
таких
про
-
цедурах
должны
учитываться
требования
,
включающие
(
п
. 4.5.3):
•
идентификацию
несоответствия
,
его
коррекции
и
принятия
мер
по
смягчению
воздействия
на
окружающую
среду
;
•
анализ
несоответствия
и
определения
причин
его
возникновения
;
•
оценку
потребности
корректирующего
действия
;
•
ведение
записей
по
результатам
корректирующего
действия
;
•
анализ
результативности
проведенного
корректирующего
действия
.
Предпринимаемые
действия
по
корректировке
и
предупреждению
должны
соответствовать
масштабам
вызванной
проблемы
.
Информацию
о
несоответствиях
несут
результаты
внутренних
аудитов
,
мониторинга
,
сведения
об
обучении
,
компетентности
,
осведомлённости
сотрудников
организации
,
данные
контроля
технологических
процессов
,
анализ
меж
-
ду
входными
и
выходными
потоками
сырья
,
материалов
,
энергоресурсов
,
результаты
анализа
природоохранных
мероприятий
.
Организация
устанавливает
и
поддерживает
в
рабочем
состоянии
записи
,
необходимые
для
демонстрации
соответствия
своей
системы
экологического
менеджмента
требованиям
рассматриваемого
междуна
-
родного
стандарта
(
п
. 4.5.4)
или
национальных
стандартов
.
Записи
должны
быть
удобочитаемыми
,
идентифицируемыми
и
мо
-
гут
включать
(
Приложение
А
.5.4):
записи
о
жалобах
,
записи
по
подго
-
товке
персонала
,
записи
о
мониторинге
процессов
,
протоколы
проверок
,
акты
технического
обслуживания
,
протоколы
поверок
и
калибровок
,
от
-
четы
о
происшествиях
,
отчеты
по
проверке
готовности
к
аварийным
си
-
туациям
,
результаты
внутреннего
аудита
,
результаты
анализа
со
стороны
руководства
,
решения
,
принятые
относительно
внешних
связей
органи
-
зации
,
записи
по
требованиям
законов
и
их
выполнению
,
записи
по
про
-
водимым
экологическим
совещаниям
,
записи
,
касающиеся
экологиче
-
ских
аспектов
и
экологической
результативности
.
Внутренние
аудиты
проводятся
через
запланированные
временные
интервалы
с
целью
определения
соответствия
сложившейся
в
организа
-
ции
системы
запланированным
мероприятиям
экологического
менедж
-
мента
по
ее
внедрению
и
поддержанию
в
рабочем
состоянии
.
Выбор
ау
-
диторов
и
проведение
самой
процедуры
должно
обеспечить
объектив
-
ность
и
беспристрастность
процесса
(
п
. 4.5.5).
Анализ
со
стороны
руководства
,
как
завершающий
элемент
цикла
,
предполагает
,
что
высшее
руководство
организации
должно
периодиче
-
ски
анализировать
систему
экологического
менеджмента
с
тем
,
чтобы
обеспечить
ее
постоянную
пригодность
,
адекватность
и
результатив
-
ность
(
п
. 4.6).
Более
детальные
требования
к
проведению
внутреннего
123
аудита
и
анализу
со
стороны
руководства
изложены
в
разделе
4.3
данно
-
го
учебного
пособия
.
Современный
этап
в
развитии
экологического
менеджмента
харак
-
теризуется
его
методологическим
совершенствованием
с
учетом
уже
на
-
копленного
практического
опыта
.
Новое
поколение
стандартов
XXI
века
касается
руководящих
принципов
аудита
систем
менеджмента
качества
и
(
или
)
окружающей
среды
(ISO 19011:2002),
терминологии
(ISO
14050:2002),
требованиям
и
руководству
по
применению
СЭМ
(ISO
14001:2004),
общим
руководящим
указаниям
по
принципам
,
системам
и
способам
обеспечения
функционирования
(ISO 14004:2004).
Актуальными
для
предприятий
и
организаций
являются
вопросы
разработки
интегрированных
систем
менеджмента
как
части
общего
ме
-
неджмента
организации
.
Эта
стратегия
находится
в
состоянии
совершен
-
ствования
.
Сегодня
широко
распространена
практика
интеграции
систе
-
мы
экологического
менеджмента
ISO 14001
и
системы
менеджмента
ка
-
чества
ISO 9001,
где
одним
из
главных
интеграционных
подходов
явля
-
ется
цикл
Деминга
.
С
этими
группами
стандартов
соотносятся
стандарты
системы
менеджмента
охраны
труда
OHSAS 18001.
Находят
применение
стандарты
социальной
ответственности
,
управления
знаниями
,
менедж
-
мента
информационной
безопасности
,
управления
проектами
и
др
.
Система
менеджмента
качества
выступает
основополагающим
фак
-
тором
интеграции
.
Она
дополняется
элементами
стандартов
системы
экологического
менеджмента
,
системы
охраны
труда
и
промышленной
безопасности
.
В
качестве
необходимого
действия
по
внедрению
систем
следует
осуществить
разработку
структуры
интегрированной
системы
,
взаимодействие
общих
и
независимых
элементов
.
При
таком
подходе
стандарты
могут
быть
поставлены
в
соответствие
или
объединены
с
эле
-
ментами
уже
действующих
в
организации
систем
менеджмента
.
Некоторыми
наблюдателями
отмечается
,
что
при
взаимодействии
между
системами
менеджмента
,
степень
интеграции
определяется
удоб
-
ством
для
организации
.
При
этом
учитываются
следующие
факторы
:
•
история
развития
системы
менеджмента
и
их
внедрения
;
•
особенность
процессов
и
размеров
организации
;
•
удобство
документирования
систем
.
Отличительной
чертой
современного
этапа
является
внедрение
концептуальных
подходов
экологического
менеджмента
в
различные
ви
-
ды
хозяйственной
деятельности
и
природопользования
с
формированием
его
новых
специализированных
видов
.
Наиболее
активно
развивается
менеджмент
экологических
рисков
(
концепция
которого
разрабатывается
экологами
,
географами
,
экономистами
),
экологический
менеджмент
в
124
природоохранной
деятельности
,
экологический
менеджмент
в
сельскохо
-
зяйственном
производстве
(
связанный
,
главным
образом
,
с
развитием
органического
земледелия
).
Получает
развитие
менеджмент
природных
ресурсов
,
формируются
представления
о
необходимости
внедрения
эко
-
логического
менеджмента
в
территориальное
планирование
,
разработаны
модели
экологического
менеджмента
в
туризме
(
как
особого
вида
эколо
-
го
-
туристического
менеджмента
).
Важной
сферой
внедрения
идей
эколо
-
гического
менеджмента
в
общественно
-
хозяйственную
жизнь
является
и
сфера
экологического
образования
.
4.3.
Аудит
системы
экологического
менеджмента
Системы
менеджмента
качества
и
экологического
менеджмента
поддерживают
методологию
,
основанную
на
надзорных
,
а
не
командных
методах
контроля
.
Эти
методы
строятся
на
доверии
проведения
органи
-
зацией
контроля
своей
экологической
ситуации
,
учета
того
факта
,
что
отдельные
виды
деятельности
организации
могут
развиваться
более
бы
-
стрыми
темпами
,
чем
обновляется
природоохранная
законодательная
ба
-
за
.
Действенным
инструментом
в
реализации
этого
подхода
выступают
аудиты
.
Аудит
систем
менеджмента
качества
и
экологического
менедж
-
мента
,
проводящийся
одновременно
,
получил
название
комплексного
аудита
.
Актуальность
этой
процедуры
заключается
в
оценивании
функ
-
ционирования
управляющих
систем
и
возможностях
улучшения
их
ра
-
боты
.
Экологический
аудит
,
как
метод
управления
,
используется
для
оп
-
ределения
экологических
проблем
организации
и
мониторинга
её
эколо
-
гической
деятельности
(
О
.
И
.
Родькин
,
Ч
.
А
.
Романовский
и
др
., 2008)
.
Выделяют
аудиты
нескольких
сторон
.
Организация
со
штатом
слу
-
жащих
(
изготовитель
)
рассматривается
как
первая
сторона
.
Потребитель
продукции
или
услуг
организации
будет
выступать
как
вторая
сторона
.
Когда
организация
проводит
аудит
субподрядных
организаций
,
для
них
она
будет
являться
второй
стороной
.
Организация
взаимодействует
с
представителями
органов
власти
,
общественными
структурами
,
членами
органов
сертификации
,
инвесторами
.
Перечисленные
структуры
будут
являться
третьей
стороной
.
Аудит
первой
стороны
будет
являться
внутренним
аудитом
.
Чаще
всего
внутренний
аудит
проводится
сотрудниками
самой
организации
,
где
должности
аудиторов
принимают
на
себя
сотрудники
либо
руково
-
дящие
ее
работники
.
Лица
,
исполняющие
обязанности
аудиторов
,
долж
-
ны
иметь
соответствующую
,
документально
подтверждённую
подготов
-
ку
.
Аудитор
должен
быть
беспристрастным
,
объективным
,
компетент
-
ным
,
придерживаться
правил
,
определенных
стандартом
.
125
Согласно
требованиям
стандарта
ISO 14001:2004,
при
проведении
внутреннего
аудита
должны
быть
разработаны
,
внедрены
и
поддержи
-
ваться
в
рабочем
состоянии
процедуры
,
охватывающие
распределение
ответственности
,
требования
по
планированию
и
проведению
аудитов
,
предоставлению
отчетов
по
результатам
,
сохранению
соответствующих
записей
,
определение
критериев
,
объема
,
частоты
и
методов
проведения
аудита
(
п
. 4.5.5).
Цели
аудита
определяют
исходя
из
требований
стандартов
,
общей
стратегии
организации
,
политики
в
области
охраны
окружающей
среды
,
природоохранных
законодательных
требований
,
требований
заинтересо
-
ванных
сторон
.
Целями
и
задачами
программы
внутренних
аудитов
являются
:
•
организация
поиска
и
выявления
несоответствий
системы
менедж
-
мента
стандартам
,
содействие
их
устранению
,
выполнению
корректи
-
рующих
и
предупреждающих
действий
;
•
содействие
улучшению
систем
менеджмента
организации
;
•
предоставление
информации
о
результатах
аудита
руководству
.
Процедура
проведения
внутреннего
аудита
СЭМ
интегрирована
с
процедурой
систем
менеджмента
качества
,
требования
к
ее
элементам
изложены
в
международном
стандарте
IS
О
19011:2002.
Рекомендации
по
аудиту
систем
менеджмента
качества
и
/
или
окружающей
среды
и
представлены
в
табл
. 19.
Ответственность
за
правильное
планирование
и
проведение
аудитов
,
предусмотренных
программой
аудитов
,
несет
ведущий
аудитор
,
который
определяет
цели
,
объем
и
критерии
аудита
.
Цель
аудита
определяет
конкретный
результат
выполнения
аудита
и
должна
быть
согласованы
с
общими
целями
программы
аудита
.
Объем
аудита
определяет
,
какие
подразделения
,
деятельность
,
процессы
,
под
-
лежат
проверке
,
а
также
требуемый
для
проверки
временной
период
.
Требования
внутренних
документов
организации
,
стандартов
,
законода
-
тельства
служат
критериями
аудита
.
После
определения
цели
и
объема
аудита
ведущий
аудитор
должен
оценить
осуществимость
аудита
,
после
чего
анализируется
вся
необходимая
документация
для
составления
пла
-
на
аудита
.
В
ее
состав
входят
:
•
данные
по
предыдущим
аудитам
;
•
данные
о
несоответствиях
и
корректирующих
(
предупреждающих
)
действиях
;
•
регламентирующие
документы
СЭМ
,
другие
документы
,
имеющие
отношение
к
проверяемой
деятельности
.