ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2020
Просмотров: 2378
Скачиваний: 4
16
ответствии
с
применимой
национальной
процедурой
.
В
законодательстве
Республики
Беларусь
это
понятие
более
конкретизировано
:
Планируемая
хозяйственная
и
иная
деятельность
–
деятель
-
ность
по
строительству
,
реконструкции
объектов
,
их
эксплуатация
,
другая
деятельность
,
которая
связана
с
использованием
природных
ре
-
сурсов
и
(
или
)
может
оказать
воздействие
на
окружающую
среду
Процедура
экологической
экспертизы
по
отношению
к
ее
объектам
выстраивается
на
ряде
принципов
,
как
правило
,
четко
оговоренных
в
на
-
циональных
законодательствах
стран
,
при
этом
к
основным
из
них
сле
-
дует
отнести
:
•
Превентивность
,
означающую
,
что
экологическая
экспертиза
долж
-
на
проводиться
до
принятия
решений
и
утверждения
проектной
доку
-
ментации
хозяйственной
деятельности
.
•
Презумпцию
потенциальной
экологической
опасности
,
определяю
-
щую
необходимость
доказать
экологическую
безопасность
планируемой
деятельности
.
•
Альтернативность
,
обязывающую
выполнять
анализ
различных
ва
-
риантов
достижения
цели
и
задач
планируемой
деятельности
.
•
Комплексность
в
учете
воздействий
на
окружающую
среду
,
а
также
прямых
,
косвенных
,
синергетических
последствий
.
•
Научная
обоснованность
и
объективность
,
учитывающие
как
дос
-
товерность
и
полноту
информации
,
содержащейся
в
документации
,
представляемой
на
экологическую
экспертизу
,
так
и
законность
и
бес
-
пристрастность
экспертной
деятельности
.
•
Демократичность
процедуры
,
выстраиваемой
на
основе
гласности
и
учета
общественного
мнения
.
Одним
из
ключевых
моментов
и
наиболее
прогрессивной
формой
управления
экологически
ориентированной
деятельностью
уже
функ
-
ционирующих
хозяйственных
объектов
является
система
экологического
менеджмента
,
а
также
экологический
аудит
с
независимой
оценкой
со
-
блюдения
предприятием
нормативно
-
правовых
требований
в
области
ох
-
раны
окружающей
среды
.
Формирование
концепции
экологического
менеджмента
основыва
-
лось
на
теоретических
положениях
и
методологии
научного
менеджмен
-
та
,
а
также
учитывало
идеи
устойчивого
развития
,
сложившуюся
практи
-
ку
и
результаты
научных
исследований
в
области
природоохранной
дея
-
тельности
и
рационального
природопользования
.
Ключевым
моментом
в
современной
методологии
экологического
менеджмента
является
поня
-
тие
системы
экологического
менеджмента
(
СЭМ
),
которая
определяется
как
подход
к
учету
приоритетов
охраны
окружающей
среды
при
плани
-
17
ровании
и
осуществлении
деятельности
организации
и
неотъемлемая
со
-
ставная
часть
современной
системы
управления
.
В
Международном
стандарте
ISO 14001:2004
дается
следующее
определение
СЭМ
:
Система
экологического
менеджмента
–
часть
общей
системы
менеджмента
организации
,
используемая
для
разработки
и
внедрения
ее
экологической
политики
и
управления
ее
экологическими
аспектами
.
Универсальная
модель
системы
экологического
менеджмента
по
-
строена
на
принципе
постоянного
улучшения
и
включает
цикл
выпол
-
няемых
видов
действий
(
цикл
Деминга
или
PDCA),
построенных
на
по
-
следовательном
применении
таких
универсальных
функций
управления
как
планирование
,
организация
,
контроль
и
ряда
других
.
Ключевым
моментом
в
системе
экологического
менеджмента
явля
-
ется
то
,
что
она
применяется
в
целях
оказания
помощи
организации
в
разработке
и
внедрении
ее
экологической
политики
и
целей
,
в
том
числе
и
на
основе
законодательных
требований
,
по
отношению
к
тем
экологи
-
ческим
аспектам
,
которые
определены
самой
организацией
как
контро
-
лируемые
и
управляемые
.
Экологическая
политика
включает
общие
намерения
и
направле
-
ния
организации
,
относящиеся
к
ее
экологической
результативности
,
в
официальном
изложении
высшего
руководства
.
Вся
система
планирования
СЭМ
построена
на
результатах
выявле
-
ния
экологических
аспектов
,
оценки
их
значимости
и
идентификации
видов
деятельности
,
создающих
экологические
аспекты
.
Экологический
аспект
–
это
элемент
деятельности
организации
,
или
ее
продукции
,
или
ее
услуг
,
который
может
взаимодействовать
с
окружающей
средой
.
Неотъемлемым
элементом
экологического
менеджмента
является
обязательная
процедура
внутреннего
экологического
аудита
,
а
также
при
необходимости
внешнего
аудита
(
связанного
с
экологической
сертифи
-
кацией
),
которые
выполняют
контролирующую
и
организационно
-
управленческую
функции
,
направленные
на
реализацию
принципа
по
-
стоянного
улучшения
.
В
стандарте
ISO 14001:2004
внутренний
экологи
-
ческий
аудит
СЭМ
определяется
как
:
Внутренний
аудит
СЭМ
–
это
систематический
,
независимый
и
документированный
процесс
получения
свидетельств
аудита
и
их
объ
-
ективного
оценивания
с
целью
установления
степени
выполнения
крите
-
риев
аудита
системы
экологического
менеджмента
,
установленных
ор
-
ганизацией
.
Отличительной
особенностью
экологического
менеджмента
являет
-
ся
представление
организации
(
предприятия
)
как
сложной
социально
-
18
технической
системы
,
обладающей
свойствами
целостности
,
целена
-
правленности
,
структурированности
и
упорядоченности
,
организованно
-
сти
,
эффективности
и
рядом
других
.
На
современном
этапе
развития
экологического
менеджмент
акту
-
альным
является
применение
его
процедур
по
отношению
к
объектам
самого
различного
территориального
ранга
и
функционального
назначе
-
ния
.
В
«
широкой
»
трактовке
экологический
менеджмент
рассматривает
-
ся
как
система
отношений
и
одновременно
совокупность
методов
,
управляющих
решением
многообразных
природно
-
ресурсных
и
экологи
-
ческих
проблем
,
возникающих
на
различных
уровнях
экономической
иерархии
от
предприятия
и
муниципалитета
до
общенациональной
и
глобальной
экономики
(
О
.
И
.
Родькин
,
Ч
.
А
.
Романовский
и
др
., 2008).
Методология
всех
рассматриваемых
процедур
–
экологической
экс
-
пертизы
,
экологического
менеджмента
и
аудита
,
основана
на
интеграции
системного
и
других
научных
подходов
,
которые
реализуются
на
прак
-
тике
через
функции
управления
,
включающие
определенным
образом
сложившуюся
систему
применяемых
методов
,
технологий
,
аналитиче
-
ских
инструментов
.
Системный
подход
является
универсальным
науч
-
ным
инструментом
изучения
и
преобразования
окружающей
действи
-
тельности
на
основе
моделирования
сложных
объектов
и
процессов
в
ви
-
де
взаимодействующих
элементов
,
подсистем
и
систем
,
выявления
зако
-
номерностей
их
развития
,
определения
целей
и
факторов
,
влияющих
на
эффективность
.
Для
эффективного
решения
разнообразных
природоохранных
задач
методология
и
практика
экологической
экспертизы
,
экологического
ме
-
неджмента
и
аудита
должна
опираться
и
на
возможности
геоэкологиче
-
ского
научного
подхода
,
который
позволяет
внедрять
научно
обоснован
-
ные
принципы
рационального
природопользования
,
направленные
на
создание
благоприятной
среды
для
жизнедеятельности
человека
с
учетом
разумных
экологических
ограничений
.
Геоэкологическая
направленность
при
проведении
эколого
-
экспертной
деятельности
выражена
в
комплексном
подходе
,
который
учитывает
закономерности
взаимосвязи
компонентов
и
взаимосвязи
ме
-
жду
природными
и
социально
-
экономическими
факторами
.
В
настоящее
время
геоэкологический
подход
наибольшее
применение
нашел
в
облас
-
ти
экологической
экспертизы
.
Как
подчеркивал
Н
.
Ф
.
Реймерс
(
Н
.
Ф
.
Реймерс
,
1990),
общие
правила
научной
эколого
-
социально
-
экономической
экспертизы
проектов
сводятся
к
учету
принципов
опти
-
мальности
,
достаточности
,
размерности
природно
-
ресурсного
потенциа
-
ла
,
правил
интегрального
ресурса
и
взаимодействия
экологических
ком
-
19
понентов
,
законов
природных
и
социальных
ограничений
,
общеэкономи
-
ческих
законов
общественного
развития
(
табл
. 1).
Таблица
1
Общенаучные
,
системные
и
психологические
принципы
экспертизы
(
по
Н
.
Ф
.
Реймерсу
, 1990)
Группа
законов
Содержание
О
пт
има
льн
ос
ти
§
Правило
интегрального
ресурса
−
ущерб
,
наносимый
ресур
-
су
одним
из
видов
деятельности
,
наносит
ущерб
и
другим
ви
-
дам
,
совместно
его
эксплуатирующим
§
Меры
экологически
безопасного
преобразования
экосистем
−
существуют
пределы
самоорганизации
и
саморегулирования
природных
систем
§
Необходимого
разнообразия
элементов
в
природно
-
антропогенных
системах
и
правило
их
оптимального
размера
–
наиболее
эффективно
система
функционирует
только
в
не
-
которых
пространственно
-
временных
пределах
О
гр
ани
чи
ва
ю
щ
их
фа
кт
оров
§
Правило
необходимого
соответствия
развития
производи
-
тельных
сил
природно
-
ресурсному
потенциалу
территории
§
Правило
взаимодействия
природных
компонентов
–
изме
-
нение
одного
компонента
в
ПТК
приводит
к
изменению
ос
-
тальных
§
Закон
сукцессионного
замедления
развития
насыщающихся
природных
систем
и
старения
любого
технического
устрой
-
ства
§
Правило
цепных
реакций
и
обратной
связи
взаимодействия
компонентов
§
Принцип
разумной
достаточности
–
размер
и
количество
объектов
хозяйствования
должно
быть
не
больше
способности
природной
системы
обеспечить
свою
сохранность
и
маневра
в
случае
изменения
условий
И
нф
ор
ма
цио
н
-
ных
и
пс
ихол
о
-
ги
чес
ких
огр
а
-
ни
че
ний
§
Принцип
удаленности
события
–
событие
,
которое
произой
-
дет
в
отдаленном
будущем
,
кажется
менее
значительным
,
чем
происходящее
в
настоящее
время
§
Принцип
существования
регулярных
ошибок
моделирова
-
ния
§
Учет
неполноты
информации
о
состоянии
природного
ком
-
плекса
и
последствиях
антропогенного
воздействия
Это
определяет
широкий
круг
задач
,
которые
могут
быть
решены
в
рамках
рассматриваемых
процедур
геоэкологами
,
в
первую
очередь
это
:
•
анализ
вида
,
структуры
,
объема
,
интенсивности
антропогенных
воз
-
действий
на
природную
среду
;
20
•
оценка
устойчивости
природных
комплексов
и
компонентов
к
есте
-
ственным
и
антропогенным
нагрузкам
;
•
оценка
природоохранной
ценности
и
уникальности
природных
ком
-
плексов
,
подвергающихся
воздействию
;
•
определения
ландшафтных
и
покомпонентных
границ
воздействий
,
эффекта
близости
и
пограничного
влияния
природных
и
хозяйственных
объектов
;
•
участие
в
выработке
предложений
по
рациональной
территориаль
-
ной
организации
объектов
,
определение
их
геоэкологического
состояния
.
1.2.
Правовое
обеспечение
экологической
экспертизы
,
менеджмента
и
аудита
Системы
экологической
экспертизы
и
экологической
оценки
сего
-
дня
используются
во
многих
странах
и
международных
организациях
как
важный
инструмент
экологической
политики
.
В
настоящее
время
мето
-
дология
экологической
экспертизы
закреплена
в
ряде
международных
соглашений
и
национальных
правовых
актах
,
позволяющих
странам
осуществлять
в
определенной
мере
скоординированную
политику
в
об
-
ласти
предотвращения
негативных
последствий
воздействия
на
окру
-
жающую
среду
.
Принцип
предупреждения
негативного
воздействия
и
разрешения
трансграничных
экологических
конфликтов
изложен
в
ряде
междуна
-
родных
документов
,
среди
которых
следует
назвать
решения
Генераль
-
ной
Ассамблеи
ООН
,
Стокгольмской
конференции
по
окружающей
сре
-
де
(1972
г
.),
Всемирной
хартии
природы
(1982
г
.),
Конвенции
о
транс
-
граничном
воздействии
промышленных
аварий
(1992
г
.),
Конвенции
по
охране
и
использованию
трансграничных
водотоков
и
международных
озер
(1992
г
.)
(
Правовые
рекомендации
…, 2010
).
Важность
процедуры
эколо
-
гической
оценки
была
признана
на
Конференции
Организации
Объеди
-
ненных
Наций
по
окружающей
среде
и
развитию
в
Рио
-
де
-
Жанейро
в
1992
году
.
Согласно
принципу
17
Рио
-
де
-
Жанейро
экологическая
оценка
,
как
национальный
инструмент
,
должна
предприниматься
для
тех
предла
-
гаемых
проектов
,
планов
и
программ
,
которые
могут
оказать
существен
-
ное
неблагоприятное
воздействие
на
окружающую
среду
,
и
должны
быть
предметом
решения
уполномоченных
национальных
властей
.
Международным
соглашением
,
играющим
значимую
роль
и
в
раз
-
витии
экологической
экспертизы
в
Беларуси
,
стала
Конвенция
об
оценке
воздействия
на
окружающую
среду
в
трансграничном
контексте
,
на
-
званная
Конвенцией
Эспо
(
город
Эспоо
,
Финляндия
,
где
она
была
откры
-