ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2020
Просмотров: 2379
Скачиваний: 4
21
та
для
подписания
25
февраля
1991
г
.),
и
вступившая
в
силу
10
сентября
1997
г
.
К
концу
2005
года
участниками
конвенции
стали
41
страна
,
включая
Канаду
,
страны
Европейского
Союза
,
СНГ
(
Азербайджан
,
Ар
-
мения
,
Беларусь
,
Молдова
,
Украина
,
Казахстан
,
Кыргызстан
).
Республи
-
кой
Беларусь
конвенция
была
подписана
26
февраля
1991
г
.,
принята
со
-
гласно
Указу
Президента
Республики
Беларусь
от
20
октября
2005
г
.
№
487
и
вступила
в
силу
с
8
февраля
2006
г
.
Принятие
Конвенции
Эспо
основано
на
новой
возможности
исполь
-
зовать
результаты
оценки
в
качестве
средства
смягчения
негативного
воздействия
проектируемых
или
планируемых
видов
деятельности
.
Оценка
воздействия
на
окружающую
среду
предусмотрена
в
националь
-
ном
законодательстве
большинства
ее
сторон
,
поэтому
технически
стало
возможно
расширить
ее
географический
охват
за
пределы
национальных
границ
.
Конвенция
также
обеспечивает
объективную
информирован
-
ность
населения
об
особенностях
планируемой
деятельности
,
позволяет
общественности
высказывать
свои
замечания
и
предложения
,
представ
-
лять
их
компетентному
органу
,
который
может
учесть
их
в
окончатель
-
ном
решении
.
Применение
конвенции
должно
вписываться
в
общую
сис
-
тему
международных
правил
в
сфере
охраны
окружающей
среды
,
что
на
практике
означает
необходимость
документального
оформления
всех
процедурных
шагов
на
всех
этапах
ее
применения
.
Европейская
Экономическая
комиссия
ООН
для
полноценного
ме
-
тодического
обеспечения
применения
Конвенции
Эспо
разработала
ряд
руководств
по
ее
практическому
применению
(ES,
№
8, 2006)
,
участию
об
-
щественности
(ES,
№
7, 2006)
,
разработке
уведомления
о
намечаемой
дея
-
тельности
(ES,
№
10, 2008),
подвела
итоги
наработанной
практики
осуще
-
ствления
Конвенции
Эспо
в
ряде
стран
(ES,
№
9, 2008).
Принятие
конвен
-
ции
повлекло
за
собой
обновление
понятийного
аппарата
и
введение
ря
-
да
новых
,
признанных
на
международном
уровне
,
процедур
в
области
экологической
экспертизы
в
Республике
Беларусь
.
Конвенция
Эспо
была
дополнена
Протоколом
по
стратегической
экологической
оценке
(
СЭО
)
,
принятым
21
мая
2003
года
в
г
.
Киеве
.
На
конец
2005
г
.
протокол
ратифицировали
Албания
,
Финляндия
и
Чешская
Республика
,
в
настоящее
время
этот
документ
применяется
в
38
странах
,
в
число
которых
Республика
Беларусь
не
входит
.
Согласно
пункту
7
ста
-
тьи
2
Конвенции
Эспо
,
сторонам
предлагается
по
возможности
приме
-
нять
принципы
ОВОС
к
планам
,
программам
,
законодательным
актам
,
которые
могут
вызывать
существенные
экологические
последствия
на
территории
другой
страны
.
Протокол
СЭО
детализирует
принципы
Кон
-
венции
Эспо
по
отношению
к
этим
объектам
.
Статья
10
протокола
тре
-
22
бует
проведения
трансграничных
консультаций
в
том
случае
,
когда
про
-
грамма
или
план
,
осуществляемые
в
одной
стране
могут
вызвать
сущест
-
венные
экологические
,
в
том
числе
и
связанные
со
здоровьем
населения
последствия
для
другой
страны
.
Согласно
протоколу
мнения
заинтересо
-
ванной
общественности
,
природоохранных
органов
и
органов
здраво
-
охранения
затрагиваемой
стороны
должны
быть
учтены
,
включая
их
своевременную
информированность
об
оценке
вероятных
экологических
последствий
плана
или
программы
,
возможности
высказать
свое
мнение
и
того
,
каким
образом
при
принятии
решения
,
были
учтены
высказанные
замечания
.
Важнейшим
международным
соглашением
,
направленным
на
пра
-
вовое
обеспечение
реализации
принципа
демократичности
экологиче
-
ской
оценки
и
экологической
экспертизы
,
является
Конвенция
о
доступе
к
информации
,
участию
общественности
в
процессе
принятия
решений
и
доступе
к
правосудию
по
вопросам
,
касающимся
окружающей
среды
,
кратко
называемая
Орхусской
,
по
месту
ее
открытия
для
подписания
(
г
.
Орхус
,
Дания
) 25
июня
1998
года
.
Согласно
этой
конвенции
каждая
сто
-
рона
обязана
принять
меры
,
направленные
на
обеспечение
в
националь
-
ном
законодательстве
участия
общественности
в
принятии
экологически
значимых
решений
,
предусмотреть
соответствующие
положения
в
рам
-
ках
подготовки
и
обсуждения
планов
и
программ
,
связанных
с
окру
-
жающей
средой
,
предоставляя
общественности
всю
необходимую
ин
-
формацию
.
С
целью
гармонизации
своего
национального
законодательства
с
подписанными
международными
соглашениями
,
в
Республике
Беларусь
внесены
изменения
и
принят
ряд
новых
нормативных
правовых
актов
.
В
2009
году
был
принят
новый
Закон
Республики
Беларусь
«
О
государст
-
венной
экологической
экспертизе
» (
ГЭЭ
),
подписанный
9
ноября
2009
г
.
и
вступивший
в
силу
21
мая
2010
г
.
В
нем
изменены
понятия
«
воздейст
-
вие
на
окружающую
среду
», «
изменение
окружающей
среды
», «
государ
-
ственная
экологическая
экспертиза
»,
даны
новые
понятия
«
трансгранич
-
ное
воздействие
», «
затрагиваемая
сторона
»
и
ряд
других
.
В
статье
2
вве
-
дена
ссылка
на
обязательное
применение
международных
норм
в
спор
-
ных
вопросах
в
области
экологической
экспертизы
,
если
эти
нормы
не
установлены
законом
.
В
развитие
нормативного
обеспечения
реализации
Закона
«
О
госу
-
дарственной
экологической
экспертизе
» 19
мая
2010
года
были
утвер
-
ждены
постановлением
Совета
Министров
Республики
Беларусь
№
755
«
Положение
о
порядке
проведения
государственной
экологической
экс
-
пертизы
»
и
«
Положение
о
порядке
проведения
оценки
воздействия
на
23
окружающую
среду
»,
детально
поясняющих
все
процедурные
вопросы
,
а
также
требования
к
составу
и
содержанию
соответствующей
документа
-
ции
.
Положение
о
порядке
проведения
общественной
экологической
экс
-
пертизы
принято
29
октября
2010
г
.
На
развитие
систем
экологического
менеджмента
и
аудита
значи
-
тельное
влияние
оказала
сформулированная
в
1987
году
концепция
ус
-
тойчивого
развития
.
Осознание
возможностей
и
ответственности
делово
-
го
сообщества
в
обеспечении
устойчивого
развития
и
поиск
механизмов
его
реализации
отражено
в
Хартии
Международной
торгово
-
промышленной
палаты
«
Бизнес
и
устойчивое
развитие
»,
принятой
в
1991
году
.
Согласно
Хартии
,
в
число
корпоративных
приоритетов
выс
-
шего
порядка
был
введен
экологический
менеджмент
,
включающий
экологически
значимые
цели
в
стратегию
бизнеса
и
обеспечивающий
систематизацию
подходов
по
вопросам
,
связанным
с
состоянием
окру
-
жающей
среды
.
На
этапе
становления
концепции
экологического
менеджмента
в
первой
половине
90-
х
г
.
г
.
ХХ
века
было
сформировано
направление
,
свя
-
занное
с
разработкой
международных
стандартов
серии
ISO.
В
1991
г
.
Международная
организация
по
стандартизации
создало
Группу
страте
-
гии
по
окружающей
среде
(SAGE),
в
1993
г
. –
Технический
комитет
-207
по
экологическому
менеджменту
,
действующий
в
настоящее
время
под
эгидой
Совета
стандартизации
Канады
.
Комитет
разрабатывал
стандарты
новой
серии
ISO 14000
в
области
экологического
менеджмента
с
учетом
процедур
международных
стандартов
по
системам
менеджмента
качест
-
ва
ISO 9000.
В
1996
г
.
были
опубликованы
первые
шесть
стандартов
серии
ISO
14000,
во
второй
половине
90-
х
г
.
г
.
разработано
еще
14
документов
,
включающих
стандарты
(ISO),
технические
отчеты
(TR),
руководства
(Guide),
завершивших
создание
общей
методологии
системы
экологиче
-
ского
менеджмента
.
Эти
разработки
включают
унифицированный
поня
-
тийно
-
терминологический
аппарат
и
системы
оценок
экологических
ха
-
рактеристик
,
в
том
числе
экологических
аспектов
,
требований
к
экологи
-
ческой
маркировке
,
оценку
жизненного
цикла
.
В
начале
ХХ
I
века
разра
-
ботано
новое
поколение
стандартов
в
области
экологического
менедж
-
мента
,
которые
включают
руководящие
принципы
аудита
в
системе
эко
-
логического
менеджмента
,
терминологию
,
требования
по
применению
,
принципам
,
системам
и
средствам
обеспечения
функционирования
СЭМ
.
Разработанная
в
Республике
Беларусь
система
национальных
стандартов
(
СТБ
ИСО
серии
14000)
положила
начало
внедрению
с
2000
года
проце
-
дур
экологического
менеджмента
на
предприятиях
страны
.
24
Г
Л
А
В
А
2.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
ОЦЕНКА
ПРОЕКТОВ
,
ПРОГРАММ
,
СТРАТЕГИЙ
.
МЕЖДУНАРОДНАЯ
ПРАКТИКА
2.1.
Этапы
формирования
международной
системы
экологической
оценки
Этап
становления
экологической
оценки
.
Впервые
законодатель
-
но
оформленная
экологическая
оценка
была
введена
в
США
в
1969
г
.
федеральным
законом
о
Национальной
политике
в
области
окружающей
среды
(NEPA).
Закон
требовал
от
федеральных
ведомств
крупные
реше
-
ния
намечаемой
хозяйственной
деятельности
предварять
составлением
Environmental Impact Statement
(EIS)
,
что
в
русскоязычной
литературе
переводится
как
«
Заявление
(
декларация
)
об
оценке
воздействия
на
ок
-
ружающую
среду
(
ЗВОС
)»
.
Документация
ЗВОС
должна
быть
открыта
для
всех
заинтересованных
сторон
,
включая
общественность
и
различ
-
ные
организации
,
а
выводы
учитываться
ведомствами
в
их
собственной
процедуре
принятия
решений
.
Информационная
доступность
и
откры
-
тость
ЗВОС
дала
возможность
общественности
активно
контролировать
процесс
экологической
оценки
,
прежде
всего
через
судебные
органы
.
На
основании
практики
применения
NEPA
в
1973
году
была
приня
-
та
специальная
инструкция
,
а
в
1978
году
«
Положение
о
NEPA
Совета
по
качеству
окружающей
среды
(
СКОС
)».
Положение
заложило
основы
современной
процедуры
экологической
оценки
,
в
частности
требования
к
составлению
ЗВОС
включали
всесторонние
исследования
и
описание
ожидаемых
экологических
последствий
планируемой
деятельности
;
сравнение
экологических
последствий
для
альтернативных
вариантов
предлагаемой
деятельности
;
краткость
и
доступность
изложения
мате
-
риала
в
ЗВОС
,
открытость
ЗВОС
для
высказывания
мнений
и
возраже
-
ний
общественности
и
других
заинтересованных
сторон
.
В
первой
поло
-
вине
70-
х
годов
процедуры
,
подобные
NEPA,
были
введены
в
Канаде
,
Австралии
,
Новой
Зеландии
,
в
экспериментальном
порядке
в
ряде
евро
-
пейских
стран
(
табл
. 2).
Методология
экологической
оценки
этого
этапа
и
опыт
проведения
первых
экологических
оценок
,
обобщенный
СКОС
,
в
русскоязычном
варианте
изложены
в
монографии
«
Вторжение
в
природ
-
ную
среду
.
Оценка
воздействия
».
Методологической
посылкой
развития
экологической
оценки
яви
-
лось
стремление
использовать
систематический
междисциплинарный
25
подход
,
при
котором
обеспечивается
интеграция
естественных
и
общест
-
венных
наук
при
проектировании
среды
обитания
,
планировании
и
при
-
нятии
решений
.
Таблица
2
Первый
опыт
внедрения
экологической
оценки
на
национальном
уровне
(
по
О
.
М
.
Черпу
,
В
.
Н
.
Виниченко
и
др
., 2000)
Страна
Год
Название
закона
США
1969
Закон
о
национальной
политике
в
области
окру
-
жающей
среды
Канада
1973
Решение
правительства
о
введении
Федерального
процесса
экологической
оценки
Австралия
1974
Закон
Содружества
об
охране
окружающей
среды
Новая
Зеландия
1974
Приказ
министерства
о
введении
процедур
по
за
-
щите
и
улучшению
окружающей
среды
Франция
1976
Закон
об
охране
окружающей
среды
Великобритания
1973
Начало
разработки
первых
процедур
экологиче
-
ской
оценки
в
Шотландии
Нидерланды
1979
Проводятся
пробные
экологические
оценки
С
развитием
процедуры
экологической
оценки
усложнялся
ее
поня
-
тийный
аппарат
.
Было
введено
понятие
Environmental Impact Assessment
(EIA),
которое
используется
как
для
оценки
всех
направлений
хозяйст
-
венной
деятельности
,
так
и
только
по
отношению
к
проектам
конкрет
-
ных
хозяйственных
объектов
,
а
оценка
планов
и
программ
территори
-
ального
и
отраслевого
развития
обозначается
как
Strategic Environmental
Assessment
(
SEA
).
Распространение
получило
понятие
Environmental As-
sessment
(
EA
),
переводящееся
как
экологическая
оценка
и
включающая
в
себя
оценку
конкретных
проектов
(EIA)
и
стратегическую
оценку
(SEA).
В
русскоязычной
литературе
,
в
том
числе
и
при
переводе
международ
-
ных
правовых
документов
,
понятие
Environmental Impact Assessment
(EIA
)
переводится
как
оценка
воздействия
на
окружающую
среду
(
ОВОС
).
Этап
расширения
и
совершенствования
системы
экологической
оценки
.
Успешный
опыт
применения
экологической
оценки
послужил
основанием
для
ее
дальнейшего
совершенствования
и
активного
внедре
-
ния
не
только
в
законодательство
отдельных
стран
,
но
и
на
уровне
меж
-
государственного
взаимодействия
.
В
1980
г
.
была
принята
резолюция
Генеральной
Ассамблеи
ООН
«
О
международном
сотрудничестве
в
об
-
ласти
оценки
воздействия
на
окружающую
среду
при
затрагивании
ин
-
тересов
других
государств
»,
которая
положила
начало
процессу
унифи
-
кации
процедур
экологической
оценки
.
Усовершенствованная
на
этом