ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.09.2020

Просмотров: 2215

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

26 

этапе

 

методология

 

экологической

 

оценки

 

основывается

 

на

 

применении

 

принципов

 

предосторожности

 

и

 

предупреждения

 

ущерба

 

окружающей

 

среде

Значение

 

экологической

 

оценки

 

заключается

 

в

 

том

что

 

она

 

опре

-

деляет

 

виды

 

негативных

 

воздействий

 

и

 

меры

 

по

 

их

 

устранению

 

или

 

смягчению

обеспечивает

 

информацией

 

все

 

заинтересованные

 

стороны

 

о

 

последствиях

 

предполагаемой

 

деятельности

 

в

 

отношении

 

окружающей

 

среды

включая

 

ее

 

и

 

природную

 

и

 

социально

-

экономическую

 

подсисте

-

мы

является

 

основой

 

для

 

принятия

 

экологически

 

грамотных

 

решений

В

 

Европейском

 

Союзе

 

экологическая

 

оценка

 

регулируется

 

Директи

-

вой

  «

Об

 

оценке

 

воздействия

 

некоторых

 

государственных

 

и

 

частных

 

проектов

 

на

 

окружающую

 

среду

»

 

(

Директива

  85/337/

ЕЕС

),

 

с

 

измене

-

ниями

 

и

 

дополнениями

 

Директивы

  97/11/

ЕС

 

и

 

Директивы

  2003/35/

ЕС

Директива

  85/337/

ЕЕС

 

закрепляла

 

правоотношения

 

в

 

Европейском

 

Со

-

обществе

позволяющие

 

развивать

 

направление

 

экологической

 

политики

связанное

 

с

 

предупреждением

 

неблагоприятных

 

воздействий

   

хозяйст

-

венной

 

деятельности

 

на

 

окружающую

 

среду

 

уже

 

на

 

ранних

 

стадиях

 

ее

 

проектирования

.  

Все

 

проекты

согласно

 

Директиве

  85/337/

ЕЕС

подразделяются

 

на

 

те

в

 

отношении

 

которых

 

проведение

 

экологической

 

оценки

 

является

 

обязательным

  (

Приложение

  1 

Директивы

), 

и

 

те

по

 

которым

 

необходи

-

мость

 

проведения

 

данной

 

процедуры

 

определяют

 

сами

 

государства

  - 

члены

 

Евросоюза

  (

табл

.  3). 

Директива

 

определяет

 

также

 

субъектов

 

эко

-

логической

 

оценки

стадии

 

проведения

 

процедуры

 

и

 

сведения

которые

 

должен

 

содержать

 

проект

 

оценки

 

воздействия

 

на

 

окружающую

 

среду

Важным

 

положением

 

является

 

требование

 

проведения

 

необходимых

 

консультаций

в

 

случае

если

 

проект

 

может

 

повлиять

 

на

 

состояние

 

окру

-

жающей

 

среды

 

другого

 

государства

 

и

 

предусматривает

 

решение

 

кон

-

фликтных

 

вопросов

 

с

 

учетом

 

взаимных

 

интересов

 

(

Правовые

 

рекоменда

-

ции

…, 2010)

.

 

Каждое

 

государство

 

свободно

 

в

 

выборе

 

форм

 

и

 

средств

 

для

 

выпол

-

нения

 

Директивы

  85/337/

ЕЕС

может

 

вносить

 

изменения

 

в

 

процедуру

 

проведения

 

оценки

 

и

 

требовать

 

расширения

 

перечня

 

проектов

подлежа

-

щих

 

ОВОС

Практическая

 

реализация

 

требований

 

рассматриваемого

 

до

-

кумента

 

способствовало

 

накоплению

 

опыта

быстрому

 

развитию

 

методов

 

оценки

 

воздействия

 

и

 

созданию

 

системы

 

экспертных

 

оценок

,  

возникно

-

вению

 

консультативных

 

фирм

специализирующихся

 

на

 

выполнении

 

ОВОС

Было

 

предусмотрено

что

 

к

 

июлю

 1988 

г

страны

 

включили

 

соот

-

ветствующие

 

разделы

 

в

 

новые

 

или

 

изменили

 

уже

 

существующие

 

нацио

-

нальные

 

законы

Самостоятельные

 

законодательные

 

или

 

административ

-

ные

 

акты

 

к

 

этому

 

времени

 

были

 

приняты

 

в

 

Греции

  (1985 

г

.), 

Италии

 


background image

 

27 

(1988 

г

.), 

Нидерландах

 (1987 

г

.). 

Несколько

 

позже

 

правовые

 

акты

 

в

 

этой

 

области

 

приняты

 

и

 

другими

 

государствами

-

членами

 

Европейского

 

Сою

-

за

Проведенные

 

исследования

 

эффективности

 

применения

 

Директивы

 

85/337/

ЕЕС

 

показали

 

необходимость

 

ее

 

дополнения

 

в

 

части

 

расширения

 

Приложений

 

с

 

категориями

 

проектов

подлежащих

 

экологической

 

оцен

-

ке

увеличения

 

спектра

 

рассматриваемых

 

альтернативных

 

вариантов

Необходимость

 

поправок

 

вызвана

 

и

 

различными

 

толкованиями

 

ее

 

от

-

дельных

 

положений

.  

На

 

национальном

 

уровне

 

процедуры

предусматривающие

 

преду

-

преждение

 

неблагоприятных

 

воздействий

 

хозяйственной

 

деятельности

 

на

 

окружающую

 

среду

развивались

 

не

 

только

 

в

 

рамках

 

Европейского

 

Союза

Экологическая

 

оценка

 

стала

 

активно

 

внедряться

 

в

 

странах

 

Вос

-

точной

 

Европы

 

и

 

СНГ

Здесь

 

процедуры

 

оценки

 

воздействия

 

хозяйст

-

венных

 

объектов

 

на

 

окружающую

 

среду

 

развивались

 

по

 

различным

 

мо

-

делям

Страны

намеревающиеся

 

вступить

 

в

 

ЕС

принимали

 

законы

со

-

ответствующие

 

требованиям

 

директив

В

 

странах

 

СНГ

 

в

 

основном

 

была

 

принята

 

модель

основанная

 

на

 

применении

 

системы

 

экологической

 

экс

-

пертизы

выработанной

 

в

 

конце

 1980-

х

 

годов

 

в

 

СССР

В

 

целом

, 90-

е

 

годы

 

отличало

 

активное

 

распространение

 

процедуры

 

экологической

 

оценки

 

и

 

экологической

 

экспертизы

 

в

 

мире

 (

табл

. 3).  

Таблица

 3 

Развитие

 

национальных

 

систем

 

экологической

 

оценки

  

и

 

экологической

  

экспертизы

 

в

 90-

х

 

годах

  

(

по

 

О

М

Черпу

В

Н

Виниченко

 

и

 

др

., 2000).

 

Страна

 

Год

 

Название

 

закона

 

Австрия

 

1992 

Федеральный

 

акт

 

об

 

экологической

 

оценке

 

и

 

участии

 

общественности

 

Чехия

 

1992 

Закон

 

об

 

экологической

  

оценке

 

Эстония

 

1992 

Приказ

 

об

 

экологической

 

экспертизе

 

Беларусь

 

1993 

Закон

 

о

 

государственной

 

экологической

 

экс

-

пертизе

  

Финляндия

 

1994 

Закон

 

о

 

процедуре

 

экологической

 

оценки

 

Армения

 

1995 

Закон

 

об

 

экспертизе

 

воздействия

 

на

 

окру

-

жающую

 

среду

 

Россия

  

1995 

Закон

 

об

 

экологической

 

экспертизе

 

Украина

 

 

1995 

Закон

 

об

 

экологической

 

экспертизе

 

Литва

 

1996 

Закон

 

об

 

экологической

 

оценке

 

Молдова

 

1996 

Закон

 

об

 

экологической

 

оценке

 

и

 

оценке

 

воз

-

действия

 

на

 

окружающую

 

среду

 

Казахстан

 

1997 

Закон

 

об

 

экологической

 

экспертизе

 

Латвия

 

1998 

Закон

 

об

 

экологической

 

оценке

 


background image

 

28 

Ключевым

 

моментом

 

этого

 

этапа

 

в

 

развитии

 

международного

 

со

-

трудничества

 

стало

 

принятие

 

Конвенции

 

об

 

оценке

 

воздействия

 

на

 

ок

-

ружающую

 

среду

 

в

 

трансграничном

 

контексте

Универсальность

 

и

 

гиб

-

кость

 

механизмов

 

экологической

 

оценки

положительный

 

опыт

 

ее

 

при

-

менения

 

как

 

уровне

 

отдельных

 

государств

так

 

и

 

международного

 

со

-

трудничества

стали

 

основанием

 

для

 

разработки

 

подобных

 

процедур

 

в

 

международных

 

финансовых

 

организациях

 

при

 

рассмотрении

 

вопросов

 

о

 

выделении

 

кредитов

 

под

 

крупные

 

хозяйственные

 

проекты

Азиатский

 

банк

 

развития

 

использует

 

в

 

своей

 

деятельности

 

«

Руководящие

 

принципы

 

по

 

экологической

 

оценке

»

Европейский

 

банк

 

реконструкции

 

и

 

развития

 

руководствуется

 

при

 

принятии

 

решений

 

«

Экологическими

 

процедурами

».  

Мировая

 

финансовая

 

корпорация

 

разработала

  «

Операционную

 

по

-

литику

ОР

  4.01. 

Экологическая

 

экспертиза

»

,

 

от

  1 

сентября

  1998 

г

Це

-

лью

 

проведения

 

этой

 

процедуры

 

является

 

содействие

 

в

 

обеспечении

 

эко

-

логической

 

безопасности

 

финансируемых

 

проектов

В

 

задачи

 

экологиче

-

ской

 

экспертизы

 

входит

: 1) 

оценка

 

потенциальных

 

экологических

 

рисков

 

и

 

воздействий

с

 

учетом

 

всех

 

рассматриваемых

 

альтернатив

;  2) 

совер

-

шенствование

 

путей

 

предотвращения

минимизации

смягчения

 

или

 

ко

-

личественных

 

компенсаций

 

отрицательных

 

воздействий

 

на

 

стадии

 

отбо

-

ра

размещения

проектирования

 

и

 

осуществления

 

проектов

; 3) 

описание

 

процесса

 

смягчения

 

последствий

 

и

 

управления

 

на

 

протяжении

 

осуществ

-

ления

 

проекта

Современный

 

этап

 

развития

 

экологической

 

оценки

 

связан

 

с

 

по

-

вышенным

 

вниманием

 

к

 

оценке

 

воздействия

 

на

 

окружающую

 

среду

 

пла

-

нов

 

и

 

программ

как

 

одному

 

из

 

основных

 

инструментов

 

обеспечения

 

ус

-

тойчивого

 

развития

Согласно

 

Директиве

 2001/42/

ЕС

 «

Об

 

оценке

 

воздей

-

ствия

 

на

 

окружающую

 

среду

 

определенных

 

планов

 

и

 

программ

»

приня

-

той

 

в

  2001 

г

., 

стратегическая

 

экологическая

 

оценка

 

базируется

 

на

 

прин

-

ципах

 

предосторожности

 

и

 

устойчивого

 

развития

 

и

 

предшествует

 

ОВОС

 

проектного

 

уровня

В

 

директиве

 

указываются

 

виды

 

планируемой

 

хозяй

-

ственной

 

деятельности

которые

 

подлежат

 

такой

 

оценке

Например

при

-

нимаемые

 

планы

 

в

 

области

 

сельского

 

и

 

лесного

 

хозяйств

промышленно

-

сти

энергетики

туризма

землепользования

касающиеся

 

объектов

 

сети

 

особо

 

охраняемых

 

природных

 

территорий

 «Natura 2000».  

Процедура

 

стратегической

 

оценки

 

во

 

многом

 

схожа

 

с

 

процедурой

 

ОВОС

При

 

ее

 

проведении

 

составляется

 

экологический

 

отчет

  (

доклад

), 

который

 

предоставляется

 

заинтересованным

 

государственным

 

органам

 

и

 

общественности

 

на

 

обсуждение

с

 

учетом

 

выводов

 

СЭО

 

полномочным

 

органом

 

принимается

 

окончательное

 

решение

Трудности

 

проведения

 

СЭО

 

связаны

 

с

 

рядом

 

субъективных

 

и

 

объективных

 

причин

в

 

том

 

числе

 


background image

 

29 

и

 

с

 

высокой

 

степенью

 

неопределенности

 

информации

 

и

 

возможностью

 

ее

 

оценки

 

преимущественно

 

экспертным

 

путем

Каждая

 

из

 

стран

 

само

-

стоятельно

 

разрабатывает

 

конкретные

 

процедуры

 

оценки

ее

 

этапы

сро

-

ки

 

выполнения

.  

Оценка

 

воздействия

 

на

 

окружающую

 

среду

 

планов

программ

 

и

 

про

-

ектов

реализация

 

которых

 

может

 

существенно

 

влиять

 

на

 

объекты

 

эколо

-

гической

 

сети

  «Natura  2000», 

регламентируется

 

Директивой

  92/43/

ЕЕС

 

«

О

 

среде

 

обитания

», 

Директивой

  85/337/

ЕЕС

 

и

 

Директивой

  2001/42/

ЕС

Положительным

 

опыт

 

применения

 

Директивы

  2001/42/

ЕС

 

лег

 

в

 

основу

 

разработки

 

и

 

принятия

 

в

  2003 

г

Протокола

 

по

 

стратегической

 

экологи

-

ческой

 

оценке

 

к

 

Конвенции

 

Эспо

 

(

Правовые

 

рекомендации

 …, 2010)

.

   

Для

 

развития

 

методологии

 

экологической

 

оценки

 

созданы

 

Между

-

народная

 

ассоциация

 

по

 

оценке

 

воздействия

Центр

 

по

 

экологическому

 

управлению

 

и

 

планированию

В

 

настоящее

 

время

 

экологическая

 

оценка

 

проектного

 

и

/

или

 

стратегического

 

уровней

 

применяется

 

более

 

чем

 

в

 120 

странах

 

мира

Большое

 

внимание

  

ее

 

развитию

  

уделяется

 

Всемирной

 

ор

-

ганизацией

 

здравоохранения

Организацией

 

экономического

 

сотрудни

-

чества

 

и

 

развития

Программой

 

развития

 

ООН

Программой

 

ООН

 

по

 

ок

-

ружающей

 

среде

2.2. 

Процедура

 

экологической

 

оценки

  

проектной

 

документации

 

Участники

 

процедуры

 

экологической

 

оценки

 

проектов

.

 

Эффек

-

тивно

 

организованная

 

система

 

экологической

 

оценки

 

подразумевает

 

формально

 

установленную

 

процедуру

 

с

 

субъектами

права

 

и

 

обязанности

 

которых

 

определены

Ниже

 

последовательно

 

рассмотрены

 

основные

 

уча

-

стники

 

экологической

 

оценки

 

проектного

 

уровня

 

и

 

их

 

роль

 

в

 

этом

 

про

-

цессе

Инициатор

 

деятельности

.

 

Под

 

инициатором

 

деятельности

  (

заяви

-

телем

заказчиком

рассматривают

 

юридическое

 

или

 

физическое

 

лицо

ответственное

 

за

 

планирование

 (

проектирование

и

 

осуществление

 

наме

-

чаемой

 

деятельности

.  

Основными

 

функциями

 

инициатора

 

деятельности

 

являются

 

подача

 

заявки

 

финансирование

 

ОВОС

 

подготовка

 

отчета

 

ОВОС

В

 

роли

 

инициатора

 

могут

 

выступать

 

как

 

государственные

 

органы

так

 

и

 

частные

 

компании

В

 

любой

 

системе

 

экологической

 

оценки

 

ини

-

циатор

 

деятельности

 

несет

 

расходы

связанные

 

с

 

проведением

 

основных

 


background image

 

30 

ее

 

элементов

Это

 

является

 

следствием

 

принципа

  «

загрязнитель

 

платит

», 

а

 

также

 

принципа

 «

презумпции

 

потенциальной

 

экологической

 

опасности

 

намечаемой

 

деятельности

». 

Во

 

многих

 

национальных

 

системах

 

инициа

-

тор

 

деятельности

 

несет

 

ответственность

 

за

 

качественное

 

проведение

 

процедуры

 

оценки

 

воздействий

 

на

 

окружающую

 

среду

содержания

 

от

-

чета

 

о

 

результатах

 

ОВОС

Инициатор

 

использует

 

услуги

 

сторонних

 

про

-

ектных

 

научных

 

организаций

 

для

 

разработки

 

проектной

 

документации

 

или

 

специализированных

 

компаний

 

для

 

подготовки

 

ОВОС

которые

 

так

-

же

 

несут

 

ответственность

 

за

 

качество

 

выполняемых

 

работ

Специально

 

уполномоченные

 

органы

 

и

 

органы

 

специальных

 

компе

-

тенций

.

 

К

 

специально

 

уполномоченным

 

органам

 

относят

 

органы

 

или

 

ор

-

ганизации

имеющие

 

те

 

или

 

иные

 

полномочия

 

по

 

отношению

 

к

 

экологи

-

ческой

 

оценке

 

или

 

намечаемой

 

деятельности

В

 

числе

 

этих

 

участников

 

выделяют

 

заинтересованные

 

стороны

 (

государственные

 

органы

местные

 

органы

 

самоуправления

), 

выполняющие

 

функции

 

контроля

 

процесса

 

экологической

 

оценки

 

согласования

 

отдельных

 

аспектов

 

принятия

 

решения

.  

Функцию

 

контроля

 

выполняют

 

подразделения

 

национальных

 

мини

-

стерств

 

охраны

 

окружающей

 

среды

 

или

 

специальные

 

агентства

 

по

 

эколо

-

гической

 

оценке

государственные

 

или

 

независимые

но

 

формируемые

 

государством

В

 

их

 

задачу

 

входит

 

контроль

 

за

 

соблюдением

 

процедуры

 

экологической

 

оценки

а

 

также

 

проверка

 

качества

 

документации

 (

прежде

 

всего

 

 

ОВОС

). 

При

 

этом

 

основным

  

предметом

 

такой

 

проверки

 

является

 

достаточность

 

информации

 

для

 

принятия

 

решений

ее

 

достоверность

 

и

 

адекватность

 

представления

.  

В

 

процедуре

 

экологической

 

оценки

 

принимают

 

участие

 

различные

 

специализированные

 

органы

например

агентства

ответственные

 

за

 

ох

-

рану

 

вод

лесов

здоровья

 

населения

 

и

 

т

д

Эти

 

органы

 

специальной

 

ком

-

петенции

 

выражают

 

мнение

 

относительно

 

рассматриваемой

 

проектной

 

документации

в

 

том

 

числе

 

материалов

 

ОВОС

Оно

 

часто

 

выражено

 

в

 

различных

 

согласованиях

 

отдельных

 

аспектов

 

намечаемой

 

деятельности

которые

 

могут

 

включать

 

лицензирование

 

использования

 

определенных

 

ресурсов

выдачу

 

разрешений

 

на

 

выбросы

 

загрязняющих

 

веществ

 

и

 

др

Практически

 

в

 

любой

 

национальной

 

системе

 

определен

 

перечень

 

госу

-

дарственных

 

органов

 

и

 

местного

 

самоуправления

взаимодействие

 

с

 

ко

-

торыми

 

необходимо

 

в

 

ходе

 

экологической

 

оценки

Решение

 

о

 

возможности

 

осуществления

 

намечаемой

 

деятельности

 

принимают

 

государственные

 

органы

Существует

 

несколько

 

вариантов