ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2020
Просмотров: 2382
Скачиваний: 4
26
этапе
методология
экологической
оценки
основывается
на
применении
принципов
предосторожности
и
предупреждения
ущерба
окружающей
среде
.
Значение
экологической
оценки
заключается
в
том
,
что
она
опре
-
деляет
виды
негативных
воздействий
и
меры
по
их
устранению
или
смягчению
,
обеспечивает
информацией
все
заинтересованные
стороны
о
последствиях
предполагаемой
деятельности
в
отношении
окружающей
среды
,
включая
ее
и
природную
и
социально
-
экономическую
подсисте
-
мы
,
является
основой
для
принятия
экологически
грамотных
решений
.
В
Европейском
Союзе
экологическая
оценка
регулируется
Директи
-
вой
«
Об
оценке
воздействия
некоторых
государственных
и
частных
проектов
на
окружающую
среду
»
(
Директива
85/337/
ЕЕС
),
с
измене
-
ниями
и
дополнениями
Директивы
97/11/
ЕС
и
Директивы
2003/35/
ЕС
.
Директива
85/337/
ЕЕС
закрепляла
правоотношения
в
Европейском
Со
-
обществе
,
позволяющие
развивать
направление
экологической
политики
,
связанное
с
предупреждением
неблагоприятных
воздействий
хозяйст
-
венной
деятельности
на
окружающую
среду
уже
на
ранних
стадиях
ее
проектирования
.
Все
проекты
,
согласно
Директиве
85/337/
ЕЕС
,
подразделяются
на
те
,
в
отношении
которых
проведение
экологической
оценки
является
обязательным
(
Приложение
1
Директивы
),
и
те
,
по
которым
необходи
-
мость
проведения
данной
процедуры
определяют
сами
государства
-
члены
Евросоюза
(
табл
. 3).
Директива
определяет
также
субъектов
эко
-
логической
оценки
,
стадии
проведения
процедуры
и
сведения
,
которые
должен
содержать
проект
оценки
воздействия
на
окружающую
среду
.
Важным
положением
является
требование
проведения
необходимых
консультаций
,
в
случае
,
если
проект
может
повлиять
на
состояние
окру
-
жающей
среды
другого
государства
и
предусматривает
решение
кон
-
фликтных
вопросов
с
учетом
взаимных
интересов
(
Правовые
рекоменда
-
ции
…, 2010)
.
Каждое
государство
свободно
в
выборе
форм
и
средств
для
выпол
-
нения
Директивы
85/337/
ЕЕС
,
может
вносить
изменения
в
процедуру
проведения
оценки
и
требовать
расширения
перечня
проектов
,
подлежа
-
щих
ОВОС
.
Практическая
реализация
требований
рассматриваемого
до
-
кумента
способствовало
накоплению
опыта
,
быстрому
развитию
методов
оценки
воздействия
и
созданию
системы
экспертных
оценок
,
возникно
-
вению
консультативных
фирм
,
специализирующихся
на
выполнении
ОВОС
.
Было
предусмотрено
,
что
к
июлю
1988
г
.
страны
включили
соот
-
ветствующие
разделы
в
новые
или
изменили
уже
существующие
нацио
-
нальные
законы
.
Самостоятельные
законодательные
или
административ
-
ные
акты
к
этому
времени
были
приняты
в
Греции
(1985
г
.),
Италии
27
(1988
г
.),
Нидерландах
(1987
г
.).
Несколько
позже
правовые
акты
в
этой
области
приняты
и
другими
государствами
-
членами
Европейского
Сою
-
за
.
Проведенные
исследования
эффективности
применения
Директивы
85/337/
ЕЕС
показали
необходимость
ее
дополнения
в
части
расширения
Приложений
с
категориями
проектов
,
подлежащих
экологической
оцен
-
ке
,
увеличения
спектра
рассматриваемых
альтернативных
вариантов
.
Необходимость
поправок
вызвана
и
различными
толкованиями
ее
от
-
дельных
положений
.
На
национальном
уровне
процедуры
,
предусматривающие
преду
-
преждение
неблагоприятных
воздействий
хозяйственной
деятельности
на
окружающую
среду
,
развивались
не
только
в
рамках
Европейского
Союза
.
Экологическая
оценка
стала
активно
внедряться
в
странах
Вос
-
точной
Европы
и
СНГ
.
Здесь
процедуры
оценки
воздействия
хозяйст
-
венных
объектов
на
окружающую
среду
развивались
по
различным
мо
-
делям
.
Страны
,
намеревающиеся
вступить
в
ЕС
,
принимали
законы
,
со
-
ответствующие
требованиям
директив
.
В
странах
СНГ
в
основном
была
принята
модель
,
основанная
на
применении
системы
экологической
экс
-
пертизы
,
выработанной
в
конце
1980-
х
годов
в
СССР
.
В
целом
, 90-
е
годы
отличало
активное
распространение
процедуры
экологической
оценки
и
экологической
экспертизы
в
мире
(
табл
. 3).
Таблица
3
Развитие
национальных
систем
экологической
оценки
и
экологической
экспертизы
в
90-
х
годах
(
по
О
.
М
.
Черпу
,
В
.
Н
.
Виниченко
и
др
., 2000).
Страна
Год
Название
закона
Австрия
1992
Федеральный
акт
об
экологической
оценке
и
участии
общественности
Чехия
1992
Закон
об
экологической
оценке
Эстония
1992
Приказ
об
экологической
экспертизе
Беларусь
1993
Закон
о
государственной
экологической
экс
-
пертизе
Финляндия
1994
Закон
о
процедуре
экологической
оценки
Армения
1995
Закон
об
экспертизе
воздействия
на
окру
-
жающую
среду
Россия
1995
Закон
об
экологической
экспертизе
Украина
1995
Закон
об
экологической
экспертизе
Литва
1996
Закон
об
экологической
оценке
Молдова
1996
Закон
об
экологической
оценке
и
оценке
воз
-
действия
на
окружающую
среду
Казахстан
1997
Закон
об
экологической
экспертизе
Латвия
1998
Закон
об
экологической
оценке
28
Ключевым
моментом
этого
этапа
в
развитии
международного
со
-
трудничества
стало
принятие
Конвенции
об
оценке
воздействия
на
ок
-
ружающую
среду
в
трансграничном
контексте
.
Универсальность
и
гиб
-
кость
механизмов
экологической
оценки
,
положительный
опыт
ее
при
-
менения
как
уровне
отдельных
государств
,
так
и
международного
со
-
трудничества
,
стали
основанием
для
разработки
подобных
процедур
в
международных
финансовых
организациях
при
рассмотрении
вопросов
о
выделении
кредитов
под
крупные
хозяйственные
проекты
.
Азиатский
банк
развития
использует
в
своей
деятельности
«
Руководящие
принципы
по
экологической
оценке
»
,
Европейский
банк
реконструкции
и
развития
руководствуется
при
принятии
решений
«
Экологическими
процедурами
».
Мировая
финансовая
корпорация
разработала
«
Операционную
по
-
литику
.
ОР
4.01.
Экологическая
экспертиза
»
,
от
1
сентября
1998
г
.
Це
-
лью
проведения
этой
процедуры
является
содействие
в
обеспечении
эко
-
логической
безопасности
финансируемых
проектов
.
В
задачи
экологиче
-
ской
экспертизы
входит
: 1)
оценка
потенциальных
экологических
рисков
и
воздействий
,
с
учетом
всех
рассматриваемых
альтернатив
; 2)
совер
-
шенствование
путей
предотвращения
,
минимизации
,
смягчения
или
ко
-
личественных
компенсаций
отрицательных
воздействий
на
стадии
отбо
-
ра
,
размещения
,
проектирования
и
осуществления
проектов
; 3)
описание
процесса
смягчения
последствий
и
управления
на
протяжении
осуществ
-
ления
проекта
.
Современный
этап
развития
экологической
оценки
связан
с
по
-
вышенным
вниманием
к
оценке
воздействия
на
окружающую
среду
пла
-
нов
и
программ
,
как
одному
из
основных
инструментов
обеспечения
ус
-
тойчивого
развития
.
Согласно
Директиве
2001/42/
ЕС
«
Об
оценке
воздей
-
ствия
на
окружающую
среду
определенных
планов
и
программ
»
,
приня
-
той
в
2001
г
.,
стратегическая
экологическая
оценка
базируется
на
прин
-
ципах
предосторожности
и
устойчивого
развития
и
предшествует
ОВОС
проектного
уровня
.
В
директиве
указываются
виды
планируемой
хозяй
-
ственной
деятельности
,
которые
подлежат
такой
оценке
.
Например
,
при
-
нимаемые
планы
в
области
сельского
и
лесного
хозяйств
,
промышленно
-
сти
,
энергетики
,
туризма
,
землепользования
,
касающиеся
объектов
сети
особо
охраняемых
природных
территорий
«Natura 2000».
Процедура
стратегической
оценки
во
многом
схожа
с
процедурой
ОВОС
.
При
ее
проведении
составляется
экологический
отчет
(
доклад
),
который
предоставляется
заинтересованным
государственным
органам
и
общественности
на
обсуждение
,
с
учетом
выводов
СЭО
полномочным
органом
принимается
окончательное
решение
.
Трудности
проведения
СЭО
связаны
с
рядом
субъективных
и
объективных
причин
,
в
том
числе
29
и
с
высокой
степенью
неопределенности
информации
и
возможностью
ее
оценки
преимущественно
экспертным
путем
.
Каждая
из
стран
само
-
стоятельно
разрабатывает
конкретные
процедуры
оценки
,
ее
этапы
,
сро
-
ки
выполнения
.
Оценка
воздействия
на
окружающую
среду
планов
,
программ
и
про
-
ектов
,
реализация
которых
может
существенно
влиять
на
объекты
эколо
-
гической
сети
«Natura 2000»,
регламентируется
Директивой
92/43/
ЕЕС
«
О
среде
обитания
»,
Директивой
85/337/
ЕЕС
и
Директивой
2001/42/
ЕС
.
Положительным
опыт
применения
Директивы
2001/42/
ЕС
лег
в
основу
разработки
и
принятия
в
2003
г
.
Протокола
по
стратегической
экологи
-
ческой
оценке
к
Конвенции
Эспо
(
Правовые
рекомендации
…, 2010)
.
Для
развития
методологии
экологической
оценки
созданы
Между
-
народная
ассоциация
по
оценке
воздействия
,
Центр
по
экологическому
управлению
и
планированию
.
В
настоящее
время
экологическая
оценка
проектного
и
/
или
стратегического
уровней
применяется
более
чем
в
120
странах
мира
.
Большое
внимание
ее
развитию
уделяется
Всемирной
ор
-
ганизацией
здравоохранения
,
Организацией
экономического
сотрудни
-
чества
и
развития
,
Программой
развития
ООН
,
Программой
ООН
по
ок
-
ружающей
среде
.
2.2.
Процедура
экологической
оценки
проектной
документации
Участники
процедуры
экологической
оценки
проектов
.
Эффек
-
тивно
организованная
система
экологической
оценки
подразумевает
формально
установленную
процедуру
с
субъектами
,
права
и
обязанности
которых
определены
.
Ниже
последовательно
рассмотрены
основные
уча
-
стники
экологической
оценки
проектного
уровня
и
их
роль
в
этом
про
-
цессе
.
Инициатор
деятельности
.
Под
инициатором
деятельности
(
заяви
-
телем
,
заказчиком
)
рассматривают
юридическое
или
физическое
лицо
,
ответственное
за
планирование
(
проектирование
)
и
осуществление
наме
-
чаемой
деятельности
.
Основными
функциями
инициатора
деятельности
являются
:
•
подача
заявки
;
•
финансирование
ОВОС
;
•
подготовка
отчета
ОВОС
.
В
роли
инициатора
могут
выступать
как
государственные
органы
,
так
и
частные
компании
.
В
любой
системе
экологической
оценки
ини
-
циатор
деятельности
несет
расходы
,
связанные
с
проведением
основных
30
ее
элементов
.
Это
является
следствием
принципа
«
загрязнитель
платит
»,
а
также
принципа
«
презумпции
потенциальной
экологической
опасности
намечаемой
деятельности
».
Во
многих
национальных
системах
инициа
-
тор
деятельности
несет
ответственность
за
качественное
проведение
процедуры
оценки
воздействий
на
окружающую
среду
,
содержания
от
-
чета
о
результатах
ОВОС
.
Инициатор
использует
услуги
сторонних
про
-
ектных
научных
организаций
для
разработки
проектной
документации
или
специализированных
компаний
для
подготовки
ОВОС
,
которые
так
-
же
несут
ответственность
за
качество
выполняемых
работ
.
Специально
уполномоченные
органы
и
органы
специальных
компе
-
тенций
.
К
специально
уполномоченным
органам
относят
органы
или
ор
-
ганизации
,
имеющие
те
или
иные
полномочия
по
отношению
к
экологи
-
ческой
оценке
или
намечаемой
деятельности
.
В
числе
этих
участников
выделяют
заинтересованные
стороны
(
государственные
органы
,
местные
органы
самоуправления
),
выполняющие
функции
:
•
контроля
процесса
экологической
оценки
;
•
согласования
отдельных
аспектов
;
•
принятия
решения
.
Функцию
контроля
выполняют
подразделения
национальных
мини
-
стерств
охраны
окружающей
среды
или
специальные
агентства
по
эколо
-
гической
оценке
,
государственные
или
независимые
,
но
формируемые
государством
.
В
их
задачу
входит
контроль
за
соблюдением
процедуры
экологической
оценки
,
а
также
проверка
качества
документации
(
прежде
всего
−
ОВОС
).
При
этом
основным
предметом
такой
проверки
является
достаточность
информации
для
принятия
решений
,
ее
достоверность
и
адекватность
представления
.
В
процедуре
экологической
оценки
принимают
участие
различные
специализированные
органы
,
например
,
агентства
,
ответственные
за
ох
-
рану
вод
,
лесов
,
здоровья
населения
и
т
.
д
.
Эти
органы
специальной
ком
-
петенции
выражают
мнение
относительно
рассматриваемой
проектной
документации
,
в
том
числе
материалов
ОВОС
.
Оно
часто
выражено
в
различных
согласованиях
отдельных
аспектов
намечаемой
деятельности
,
которые
могут
включать
лицензирование
использования
определенных
ресурсов
,
выдачу
разрешений
на
выбросы
загрязняющих
веществ
и
др
.
Практически
в
любой
национальной
системе
определен
перечень
госу
-
дарственных
органов
и
местного
самоуправления
,
взаимодействие
с
ко
-
торыми
необходимо
в
ходе
экологической
оценки
.
Решение
о
возможности
осуществления
намечаемой
деятельности
принимают
государственные
органы
.
Существует
несколько
вариантов