ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2020
Просмотров: 2383
Скачиваний: 4
31
принятия
решений
об
осуществлении
проектируемой
хозяйственной
дея
-
тельности
:
•
контроль
за
процедурой
,
качеством
документации
и
принятие
реше
-
ния
относятся
к
компетенции
разных
организаций
;
•
контроль
за
качеством
документации
и
принятие
решения
относятся
к
компетенции
одной
организации
;
•
инициатор
деятельности
самостоятельно
принимает
решение
о
ее
осуществлении
,
учитывая
результаты
ОВОС
.
В
системах
экологической
оценки
международных
финансовых
ор
-
ганизаций
функции
специально
уполномоченных
органов
выполняют
подразделения
этих
организаций
.
Они
контролируют
соблюдение
необ
-
ходимых
процедур
инициатором
деятельности
,
оценивают
качество
до
-
кументации
по
ОВОС
,
с
учетом
чего
принимают
решение
о
выделении
финансирования
.
Другие
заинтересованные
стороны
.
Осуществление
любого
круп
-
ного
проекта
затрагивает
разнообразные
интересы
общества
в
целом
,
многочисленных
организаций
,
социальных
групп
и
отдельных
граждан
.
Согласование
интересов
с
этими
сторонами
,
учет
их
мнения
при
плани
-
ровании
намечаемой
деятельности
составляет
одну
из
важнейших
задач
экологической
оценки
.
Роль
заинтересованных
сторон
в
этом
процессе
можно
кратко
описать
следующим
образом
:
они
представляют
свои
ин
-
тересы
,
а
также
интересы
других
,
иногда
более
широких
,
групп
;
они
также
могут
предоставлять
информацию
,
необходимую
или
ценную
для
проведения
экологической
оценки
.
В
случае
трансграничного
воздействия
,
в
контексте
Конвенции
Эспо
,
заинтересованной
стороной
является
страна
,
которая
может
быть
затронута
трансграничным
воздействием
проекта
и
которая
высказала
заинтересованность
участия
в
процедуре
оценки
воздействия
.
Ключевым
элементом
этой
группы
является
з
аинтересованная
общественность
.
Ее
участие
определено
правом
получения
информации
,
выражения
мнений
,
требования
должным
образом
учитывать
замечания
или
возражения
в
отношении
планируемой
деятельности
при
принятии
решения
.
Для
про
-
ектов
с
трансграничным
воздействием
передача
информации
должна
быть
в
правильной
форме
,
надлежащем
объеме
и
на
наиболее
доступном
языке
.
Консультанты
и
эксперты
.
Государственные
организации
могут
приглашать
консультантов
для
оценки
качества
документации
по
эколо
-
гической
оценке
,
а
общественность
может
привлекать
экспертов
для
не
-
зависимой
оценки
тех
или
иных
аспектов
намечаемой
деятельности
.
Строго
говоря
,
исполнители
не
являются
самостоятельными
участника
-
32
ми
процесса
и
выполняют
задачи
,
поставленные
пригласившим
их
уча
-
стником
.
Ответственность
за
разные
элементы
экологической
оценки
(
выпол
-
нение
ОВОС
,
подготовку
отчета
,
контроль
его
качества
,
принятие
реше
-
ния
)
могут
нести
различные
участники
процесса
.
Современные
пред
-
ставления
об
эффективном
процессе
экологической
оценки
проектов
со
-
стоят
в
том
,
что
он
должен
начинаться
на
самых
ранних
стадиях
разра
-
ботки
проекта
и
проходить
параллельно
с
процессом
проектирования
.
Это
позволяет
использовать
результаты
ОВОС
не
только
при
принятии
решения
об
осуществлении
намечаемой
деятельности
,
но
и
при
выработ
-
ке
оптимальных
решений
в
процессе
проектирования
.
Исполнитель
ОВОС
независимый
от
инициатора
,
может
выполнять
экологическую
оценку
лишь
на
основе
завершенной
или
близкой
к
завершению
проект
-
ной
документации
.
При
этом
,
если
основная
масса
проектных
решений
уже
принята
,
их
существенная
корректировка
затруднена
.
Поэтому
,
мно
-
гие
специалисты
полагают
,
что
система
,
в
которой
«
основная
часть
»
эко
-
логической
оценки
является
ответственностью
инициатора
деятельности
,
является
более
эффективной
.
Необходимым
условием
функционирова
-
ния
такого
порядка
принятия
решений
является
независимая
система
контроля
качества
документации
и
активное
участие
в
процессе
общест
-
венности
.
Схема
экологической
оценки
проектов
.
Процесс
экологической
оценки
в
национальных
системах
зависит
от
законодательной
базы
,
сло
-
жившихся
традиций
,
времени
его
внедрения
в
практику
.
Однако
единая
цель
,
задачи
и
принципы
экологической
оценки
,
дают
возможность
гово
-
рить
о
принципиальной
схеме
экологической
оценки
проектов
,
основные
этапы
которой
показаны
на
рисунке
1.
Процесс
экологической
оценки
проектов
начинается
с
их
отбора
или
скрининга
,
представляющего
собой
принятие
решения
о
необходимости
проведения
экологической
оценки
.
Это
решение
может
приниматься
инициатором
деятельности
или
государственными
органами
на
основе
перечня
видов
деятельности
,
подлежащих
экологической
оценке
,
прове
-
дения
предварительной
экологической
оценки
или
путем
комбинации
этих
способов
.
Перечни
видов
деятельности
,
требующих
проведения
ОВОС
оформляются
соответствующими
национальными
или
междуна
-
родными
нормативно
-
правовыми
актами
.
Согласно
Добавления
I
Конвенции
об
оценке
воздействия
на
окру
-
жающую
среду
в
трансграничном
контексте
,
к
таким
видам
деятельности
относятся
:
33
Рис
. 1.
Схема
экологической
оценки
проекта
Краткое
описание
проекта
Нормативные
требования
СКРИНИНГ
В
экологической
оценке
нет
необходимости
–
негативное
определение
Экологическая
оценка
необходима
–
позитивное
определение
СКОПИНГ
:
Определение
задач
экологической
оценки
ОЦЕНКА
ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА
ОКРУЖАЮЩУЮ
СРЕДУ
Разработка
мер
по
смягчению
(
регулированию
)
воздействий
Подготовка
отчета
для
комментариев
Представление
комментариев
Подготовка
итоговой
документации
по
экологической
оценке
проекта
Оценка
полноты
и
качества
документов
и
выполнения
процедур
Принятие
решения
Проект
отправлен
на
доработку
или
не
одобрен
Проект
одобрен
Мониторинг
и
контроль
воздействий
После
-
проектный
анализ
Возможное
участие
общественности
Обязательное
участие
общественности
34
1.
Нефтеочистительные
заводы
и
установки
для
газификации
и
сжижения
угли
или
битуминозных
сланцев
производительностью
500
тонн
или
более
в
день
.
2.
Тепловые
электростанции
или
другие
установки
мощностью
300
мегаватт
или
более
,
а
также
атомные
электростанции
и
сооружения
с
ядерными
реакторами
.
3.
Установки
,
предназначенные
исключительно
для
производства
или
обогащения
ядерного
топлива
,
регенерации
отработанного
ядерного
топлива
или
сбора
,
удаления
и
переработки
радиоактивных
отходов
.
4.
Крупные
установки
для
доменного
и
мартеновского
производства
и
предприятия
цветной
металлургии
.
5.
Установки
для
извлечения
асбеста
,
переработки
и
преобразования
асбеста
и
асбестосодержащих
продуктов
.
6.
Химические
комбинаты
.
7.
Строительство
автомагистралей
,
трасс
для
железных
дорог
даль
-
него
сообщения
и
аэропортов
с
длиной
основной
взлетно
-
посадочной
полосы
в
2 100
метров
или
более
.
8.
Нефте
-
и
газопроводы
с
трубами
большого
диаметра
.
9.
Торговые
порты
,
а
также
внутренние
водные
пути
и
порты
для
внутреннего
судоходства
,
допускающих
проход
судов
водоизмещением
более
1 350
тонн
.
10.
Установки
по
удалению
отходов
для
сжигания
,
химической
пе
-
реработки
или
захоронения
токсических
и
опасных
отходов
.
11.
Крупные
плотины
и
водохранилища
.
12.
Деятельность
по
забору
подземных
вод
в
случае
,
если
годовой
объем
забираемой
воды
достигает
10
миллионов
кубических
метров
или
более
.
13.
Производство
целлюлозы
и
бумаги
с
получением
в
день
200
или
более
тонн
продукции
,
прошедшей
воздушную
сушку
.
14.
Крупномасштабная
добыча
,
извлечение
и
обогащение
на
месте
металлических
руд
и
угля
.
15.
Добыча
углеводородов
на
континентальном
шельфе
.
16.
Крупные
склады
для
хранения
нефтяных
,
нефтехимических
и
химических
продуктов
.
17.
Вырубка
лесов
на
крупных
площадях
.
Для
перечня
видов
деятельности
,
которые
не
вошли
в
Добавление
I,
при
процедуре
скрининга
используют
общие
критерии
,
определяющие
экологическое
значение
видов
деятельности
(
табл
. 4).
Следующим
этапом
является
процедура
скопинга
,
подразумевающая
определение
задач
экологической
оценки
,
которая
включает
:
35
•
установление
границ
проектируемого
объекта
и
зон
его
воздействия
;
•
выявление
значимых
воздействий
на
окружающую
среду
;
•
определение
круга
альтернатив
;
•
определение
потребностей
в
информации
;
•
составление
перечня
необходимых
согласований
;
•
планирование
временных
рамок
проведения
экологической
оценки
и
требований
к
экспертам
;
•
планирование
временных
рамок
взаимодействия
со
всеми
заинтере
-
сованными
сторонами
.
Таблица
4
Общие
критерии
,
определяющие
экологическое
значение
видов
деятельности
.
Конвенция
Эспо
.
Добавление
III
Критерий
отбора
Характеристика
вида
деятельности
Масштаб
•
Планируемые
виды
деятельности
,
масштабы
которых
являются
большими
для
данного
типа
деятельности
Район
•
Планируемые
виды
деятельности
,
которые
осуществ
-
ляются
в
особо
чувствительных
или
важных
с
экологи
-
ческой
точки
зрения
районах
или
в
непосредственной
близости
от
них
(
например
,
сильно
увлажненные
земли
,
определенные
в
рамках
Рамсарской
конвенции
,
нацио
-
нальные
парки
,
природные
заповедники
,
зоны
,
пред
-
ставляющие
особый
научный
интерес
,
или
памятники
археологии
,
культуры
или
истории
)
•
Планируемые
виды
деятельности
в
районах
,
в
кото
-
рых
особенности
планируемой
хозяйственной
деятель
-
ности
могут
оказывать
значительное
воздействие
на
на
-
селение
Последствия
•
Планируемые
виды
деятельности
,
оказывающие
осо
-
бенно
сложное
и
потенциально
вредное
воздействие
,
включая
такие
виды
воздействия
,
которые
влекут
за
со
-
бой
серьезные
последствия
для
людей
и
ценных
видов
флоры
и
фауны
и
организмов
,
угрожают
нынешнему
или
возможному
использованию
затрагиваемого
района
и
приводят
к
возникновению
нагрузки
,
превышающей
уровень
устойчивости
среды
к
внешнему
воздействию
На
этой
стадии
выявляются
потенциально
важные
воздействия
,
оп
-
ределяются
принципиальные
альтернативы
намечаемой
деятельности
,
готовится
план
работ
по
дальнейшей
оценке
.
При
рассмотрении
альтернатив
обязательно
требуется
рассматри
-
вать
несколько
их
видов
: