Файл: Информатика Щапов Щапова.pdf

Добавлен: 19.10.2018

Просмотров: 12718

Скачиваний: 132

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

111 

Основы математического моделирования 
Практически  во  всех  науках  о  природе,  об  обществе  по-

строение  и  использование  моделей  является  мощным  орудием 
познания.  Реальные  объекты  и  процессы  бывают  столь  много-
гранны и сложны, что  лучшим способом  их изучения часто  яв-
ляется построение модели, отображающей лишь какую-то грань 
реальности  и  потому  более  простой,  чем  эта  реальность,  и  ис-
следование  вначале  этой  модели.  Многовековой  опыт  развития 
науки доказал на практике плодотворность такого подхода. 

Таким  образом,  модель  представляет  собой  отражение 

имеющихся  знаний  о  процессе  или  объекте  моделирования 
в соответствующей  форме.  Модель  строится  на  основе  обоб-
щения известных данных (например, эксперимента) и отражает 
лишь  те  свойства,  которые  подлежат  исследованию.  Являясь 
результатом  анализа  и  обобщений  знаний  об  объекте,  модель 
сама становится эффективным средством глубокого исследова-
ния свойств и характеристик объекта, его отношения к другим 
объектам,  его  поведения  в  различных  условиях, в  том  числе  и 
таких,  которые  в  действительности  воспроизвести  или  наблю-
дать невозможно. 

Математическая  модель  выражает  существенные  черты 

объекта  или  процесса  языком  уравнений  и  других  математиче-
ских средств. Собственно говоря, сама математика обязана сво-
им существованием тому, что она пытается отразить, т.е. промо-
делировать  на  своем  специфическом  языке  закономерности  ок-
ружающего мира. 

Математическое моделирование представляет собой метод 

исследования объектов и процессов реального мира с помощью 
их приближенных описаний на языке математики – математиче-
ских моделей. 

 
Этапы и цели математического моделирования 
Общая  схема  процесса  математического  моделирования 

представлена на рис. 15. 


background image

112 

 

Рис. 15. Общая схема процесса математического моделирования 

Первый этап – определение целей моделирования [10]. Ос-

новные из них: 

1) модель  нужна  для  того,  чтобы  понять,  как  устроен  кон-

кретный объект, какова его структура, основные свойства, законы 
развития и взаимодействия с окружающим миром (понимание); 

2) модель нужна для того, чтобы научиться управлять объ-

ектом (или процессом) и определить наилучшие способы управ-
ления при заданных целях и критериях (управление); 

3) модель  нужна  для  того,  чтобы  прогнозировать  прямые 

и косвенные последствия реализации заданных способов и форм 
воздействия на объект (прогнозирование). 

Исход-

ный  

объект  

(процесс) 

Определение 

целей модели-

рования 

Огрубление 

объекта  

(процесса) 

Поиск  

математического 

описания 

Матема-

тическая 

модель 

Выбор метода 

исследования 

Уточнение 

модели 

Разработка алгоритма  

и программы для ЭВМ 

Отладка и тестирова-

ние программы 

Расчеты  
на ЭВМ 

Анализ 

результатов 

Конец 

работы 


background image

113 

Составим  список  величин,  от  которых  зависит  поведение 

объекта  или  ход  процесса,  а  также  тех  величин,  которые  жела-
тельно  получить  в  результате  моделирования.  Обозначим  пер-
вые  (входные)  величины  через  х

1

,  x

2

,…,  x

n

;  вторые  (выходные) 

через y

1

, y

2

,…, y

k

. Символически поведение объекта или процесса 

можно представить в виде 

1

2

( , , , ),

1, 2, ,

j

j

n

y

F x x

x

j

где F

j

 – те действия, которые следует произвести над входными 

параметрами, чтобы получить результаты. 

Важнейшим  этапом  моделирования  является  разделение 

входных параметров по степени важности влияния их изменений 
на выходные. Чаще всего невозможно (да и не нужно) учитывать 
все  факторы,  которые  могут  повлиять  на  значения  интересую-
щих  нас  величин  y

j

.  От  того,  насколько  правильно  выделены 

важнейшие  факторы,  зависит  успех  моделирования,  быстрота 
и эффективность  достижения  цели.  Отбрасывание  (по  крайней 
мере при первом подходе) менее значимых факторов огрубляет 
объект  моделирования  и  способствует  пониманию  его  главных 
свойств и закономерностей. При этом модель должна быть адек-
ватна  исходному  объекту  или  процессу  в  отношении  целей  мо-
делирования. 

На  рис. 16 проиллюстрированы  две  крайние  ситуации: 

а) некоторый  параметр  x

i

  очень  сильно  влияет  на  результирую-

щую величину y

j

; б) почти не влияет на нее. Ясно, что если все 

представляющие  интерес  величины  y

j

  реагируют  на  x

i

  так,  как 

изображено  на  рис. 16, б,  то  x

i

  является  параметром,  который 

при  первом  подходе  может  быть  из  модели  исключен;  если  же 
хотя  бы  одна  из  величин  y

j

  реагирует  на  изменение  x

i

  так,  как 

изображено  на  рис. 16, а,  то  x

i

  нельзя  исключать  из  числа  важ-

нейших параметров. 

Следующий  этап – поиск  математического  описания.  На 

этом  этапе  необходимо  перейти  от  абстрактной  формулировки 
модели  к  формулировке,  имеющей  конкретное  математическое 


background image

114 

наполнение. В этот момент модель предстает перед нами в виде 
уравнения, системы уравнений, системы неравенств, дифферен-
циального уравнения или системы таких уравнений и т.д. 

    

 

                                  а                                                         б 

Рис. 16. Варианты степени влияния величины x

i

  

на результирующую величину y

j

 

Когда  математическая  модель  сформулирована,  выбираем 

метод ее исследования. От верного выбора метода часто зависит 
успех всего процесса. 

Затем  разрабатывается  алгоритм  и  составляется  программа 

для  ЭВМ  (или  используются  специализированные  пакеты  про-
грамм решения математических задач). 

Следующий  этап – решение  простейшей  тестовой  задачи 

(желательно  с  заранее  известным  ответом)  с  целью  устранения 
грубых ошибок. Это лишь начало процедуры тестирования. 

Далее следует собственно численный эксперимент, и выяс-

няется, соответствует ли модель реальному объекту  (процессу). 
Модель адекватна реальному процессу, если некоторые характе-
ристики  процесса,  полученные  на  ЭВМ,  совпадают  с  экспери-
ментальными данными с заданной степенью точности. В случае 
несоответствия модели реальному процессу необходимо возвра-
титься к одному из предыдущих этапов. 

Один  из  важнейших  этапов  математического  моделирова-

ния – это  выбор  метода  исследования,  а  также  разработка  для 
него алгоритма решения задачи. 

x

i

 

1

m a x

j

j

y

y

 

x

i

 

m a x

j

j

y

y

 


background image

115 

Все  методы  решения  математических  задач  можно  разде-

лить на 2 группы: 

1) точные (аналитические) методы решения задач; 
2) численные методы решения задач. 
Аналитические  решения  (т.е.  представленные  формулами, 

выражающими  результаты  исследования  через  исходные  дан-
ные) обычно удобнее и информативнее численных. Однако воз-
можности  аналитических  методов  решения  сложных  математи-
ческих  задач  очень  ограничены  и,  как  правило,  они  гораздо 
сложнее численных. Численные методы позволяют свести полу-
чение  численного  решения  к  последовательному  выполнению 
большого числа простых арифметических операций над числен-
ными значениями входных данных. При этом результаты вычис-
лений  носят  приближенный  характер.  Важно  только  добиться 
того, чтобы ошибки укладывались в рамки требуемой точности. 

 
Численные методы решения нелинейных уравнений 
Решение прикладных задач (в расчетах систем автоматиче-

ского  управления  и  регулирования,  собственных  колебаний  ма-
шин и конструкций и др.) часто сводится к нахождению корней 
уравнений вида  ( ) 0

f x

 , где функция f(x) определена и непре-

рывна на отрезке [a,b]. Если f(x) – многочлен, то уравнение на-
зывается  алгебраическим,  если  в  f(x)  входят  тригонометриче-
ские, логарифмические, показательные функции – то трансцен-
дентным

Аналитического  решения  многих  алгебраических  и  транс-

цендентных уравнений найти не удается, поэтому используются 
приближенные итерационные (численные) методы. 

Решение  уравнения  численным  методом  сводится  к  оты-

сканию приближенных значений корней, т.е. к нахождению чис-
ленных  их  величин,  которые  с  заданной  точностью  обращают 
f(x) в нуль. При этом приходится решать две задачи: 

1)  отделение корней, т.е. отыскание достаточно малых об-

ластей  [a,b],  в  каждой  из  которых  содержится  только  один  ко-
рень уравнения;