ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.09.2020
Просмотров: 1553
Скачиваний: 4
61
ждения
на
карту
,
и
,
во
-
вторых
,
связанное
,
комплексное
».
К
этим
двум
принципам
следует
добавить
третий
конкретность
.
Только
конкретный
подход
может
обеспечить
правильность
анализа
и
выводов
,
так
как
разные
районы
имеют
разные
условия
для
хозяйственной
деятельно
-
сти
и
жизни
человека
.
В
географии
территориальный
подход
сочетается
с
отраслевым
.
При
этом
можно
выделить
две
разновидности
отраслевого
подхода
раз
-
личной
степени
комплексности
:
а
)
изучение
особенностей
размещения
какой
-
либо
отрасли
в
пределах
территории
крупного
района
или
страны
(
узкоотраслевой
подход
);
б
)
сравнительное
изучение
отраслевой
структуры
хозяйства
нескольких
районов
(
межотраслевой
подход
).
Ши
-
рокое
распространение
территориально
-
отраслевого
подхода
объясняется
сложившейся
отраслевой
формой
управления
(
объединения
,
предпри
-
ятия
,
министерства
)
и
системой
статистической
отчетности
.
Однако
уз
-
коотраслевой
анализ
не
может
вскрыть
взаимосвязи
в
системе
хозяйст
-
ва
региона
,
и
в
этом
его
главный
недостаток
.
Межотраслевой
подход
за
-
ключается
в
исследовании
взаимосвязанных
групп
,
сочетаний
отраслей
,
включая
ресурсные
,
производственные
и
потребительские
структуры
.
Наиболее
выраженным
примером
таких
межотраслевых
сочетаний
яв
-
ляются
территориально
-
производственные
комплексы
,
экономические
районы
.
Территориально
-
производственный
комплекс
(
ТПК
)
это
соче
-
тание
предприятий
на
основе
производственных
связей
всех
видов
и
общности
использования
территории
и
других
ресурсов
.
Территориаль
-
ная
общность
компонентов
решающий
фактор
образования
комплекса
.
Экономический
район
территориально
целостная
часть
хозяйства
страны
,
обладающая
такими
признаками
,
как
специализация
,
ком
-
плексность
и
управляемость
.
Составной
частью
и
необходимым
условием
метода
пространст
-
венного
анализа
является
картографирование
и
картографический
ана
-
лиз
.
Без
карты
нельзя
понять
сущность
региональных
различий
,
не
мо
-
жет
быть
действительно
территориального
исследования
.
Во
всех
экономико
-
геоэкологических
исследованиях
необходимо
использовать
временной
анализ
изучение
явлений
во
времени
,
так
как
объекты
исследования
ТСЭС
и
их
элементы
всегда
переходят
в
той
или
иной
форме
от
одного
временного
отрезка
к
другому
,
участвуют
в
соз
-
дании
новых
территориальных
систем
.
Поэтому
метод
исторического
под
-
хода
,
предметом
которого
является
генезис
системы
,
ее
возникнове
-
ние
,
становление
,
развитие
,
относится
к
числу
общих
,
основных
методов
познания
.
С
его
помощью
можно
ответить
на
вопросы
,
как
изменялась
62
экономика
того
или
иного
района
,
географическая
среда
,
ее
хозяйствен
-
ное
использование
,
как
менялись
расселение
людей
и
степень
хозяйст
-
венного
освоения
территории
.
Поэтому
в
план
географического
изучения
социально
-
экономических
объектов
и
явлений
обязательно
включается
раздел
об
истории
их
формирования
и
развития
,
с
него
,
как
правило
,
на
-
чинается
исследование
объекта
.
Этот
метод
базируется
в
основном
на
литературных
,
архивных
,
фондовых
,
музейных
источниках
информации
.
В
географической
науке
широко
используется
сравнительно
-
географический
метод
,
т
.
е
.
метод
сопоставления
стран
,
районов
,
горо
-
дов
,
результатов
хозяйственной
деятельности
,
изменения
окружающей
среды
,
развития
населения
и
т
.
д
.
Он
до
известной
степени
заменяет
экс
-
перимент
,
позволяет
определить
причины
,
оценить
влияние
условий
и
факторов
на
развитие
изучаемых
объектов
.
Сравнение
может
быть
в
пространстве
(
региональное
)
и
во
времени
.
При
помощи
этого
метода
возможно
решение
таких
важных
вопросов
,
как
типология
и
классифи
-
кация
изучаемых
явлений
и
объектов
,
что
крайне
необходимо
в
практике
планирования
и
проектирования
,
прогнозирования
.
Сравнения
позволя
-
ют
предвидеть
по
аналогии
ход
дальнейшего
развития
социально
-
экономических
процессов
,
а
значит
,
помогают
в
прогнозировании
.
Конкретные
примеры
использования
на
практике
описанных
ме
-
тодов
будут
даны
в
последующих
главах
пособия
при
изложении
ме
-
тодики
исследования
отдельных
элементов
ТСЭС
.
Кроме
общих
методов
в
географической
науке
применяется
ряд
специальных
методов
и
приемов
сбора
,
обработки
и
анализа
обширной
информации
.
Литературный
метод
исследования
широко
применяется
в
про
-
цессе
исследований
,
так
как
он
позволяет
детально
изучить
литерату
-
ру
по
данной
теме
,
использовать
опыт
других
исследователей
и
,
не
повторяя
их
,
внести
свой
вклад
в
разработку
научной
проблемы
.
Этим
методом
пользуется
каждый
исследователь
.
Литературный
метод
предполагает
тщательный
подбор
литературы
по
интересующей
про
-
блеме
.
Литературные
источники
по
специальности
можно
подобрать
прежде
всего
из
реферативного
журнала
«
География
»,
который
еже
-
месячно
публикует
рефераты
по
всем
важнейшим
работам
во
всех
от
-
раслях
географической
науки
.
Большую
помощь
в
подборе
литерату
-
ры
оказывают
специальные
библиографические
указатели
.
При
непо
-
средственном
ознакомлении
с
литературными
источниками
необхо
-
димо
составить
по
ним
рефераты
или
аннотации
.
Аннотация
–
это
63
краткие
сведения
о
содержании
работы
и
ее
назначении
.
На
основании
аннотации
можно
составить
библиографические
карточки
по
теме
и
сгруппировать
их
по
основным
разделам
исследования
.
Реферат
–
бо
-
лее
развернутое
содержание
работы
,
основные
ее
положения
.
На
ос
-
новании
рефератов
можно
дать
обзор
литературы
по
теме
и
оценить
степень
изученности
проблемы
.
В
социально
-
экономической
географии
используются
практиче
-
ски
все
приемы
экономико
-
статистического
анализа
:
группировки
,
определе
-
ние
средних
величин
,
ранжирование
данных
,
построение
вариационных
ря
-
дов
,
выборка
,
корреляции
,
расчет
индексов
,
построение
динамических
ря
-
дов
и
т
.
д
.
Эти
методические
приемы
приобретают
в
географии
все
большее
распространение
в
связи
с
ее
экономизацией
,
выходом
в
практику
плани
-
рования
и
проектирования
.
Статистика
дает
географии
факты
,
цифровые
ма
-
териалы
,
без
которых
невозможно
изучение
действительности
и
подтвер
-
ждение
теоретических
выводов
.
Даже
сложные
математические
приемы
,
которые
стали
широко
применяться
в
географии
,
требуют
предварительно
обработанных
,
систематизированных
,
сгруппированных
статистических
данных
.
Поэтому
при
проведении
исследований
каждый
географ
наряду
с
соответствующей
математической
подготовкой
должен
хорошо
владеть
ме
-
тодологией
статистики
,
уметь
пользоваться
статистическими
методами
,
по
-
нимать
природу
показателей
.
Метод
экономико
-
статистического
анализа
предполагает
три
стадии
:
сбор
,
обработку
информации
,
анализ
и
выводы
.
Природа
экономических
показателей
,
их
применение
и
способы
расчета
раскрываются
в
соответствующих
главах
пособия
.
Математический
метод
исследования
все
шире
проникает
в
гео
-
графию
.
Уже
само
применение
статистических
данных
и
их
обработка
предполагают
использование
математики
;
различные
коэффициенты
из
области
экономики
и
демографии
(
специализации
,
текучести
кад
-
ров
,
рождаемости
,
интенсивности
миграции
) –
это
уже
простейшие
математические
модели
.
Математика
в
географии
выступает
как
инст
-
румент
исследования
,
не
подменяя
специальные
географические
ме
-
тоды
.
Математический
метод
применяется
географами
в
следующих
случаях
:
если
объектом
исследования
являются
относительные
вели
-
чины
;
когда
нужно
выровнять
характеристики
по
правилам
регрессии
,
обосновать
достоверность
гипотезы
;
при
многофакторном
анализе
,
когда
требуется
построить
модель
процесса
,
найти
периодичность
яв
-
лений
,
выбрать
оптимальный
вариант
,
сделать
прогнозные
расчеты
.
64
Первый
этап
применения
математики
в
географии
–
введение
ко
-
личественных
мер
изучаемых
явлений
,
т
.
е
.
подготовка
к
математиче
-
скому
анализу
,
ответ
на
вопрос
«
сколько
?».
Второй
этап
более
сложный
,
связан
с
поиском
эмпирических
взаимосвязей
в
обширном
цифровом
материале
.
В
виде
математиче
-
ских
функций
в
той
или
иной
степени
приближения
выражается
зави
-
симость
явлений
.
При
помощи
формул
прокладывается
путь
к
позна
-
нию
причинных
связей
,
дается
ответ
на
вопрос
«
каковы
взаимосвя
-
зи
?».
Третий
этап
применения
математики
вывод
закономерностей
,
по
-
пытка
определения
механизма
явлений
.
Отсюда
начинается
путь
к
пред
-
сказанию
,
прогнозированию
.
Например
,
выявлены
тенденции
в
дина
-
мике
населения
за
10-
летний
период
.
Если
предположить
,
что
в
бли
-
жайшие
10
лет
темпы
роста
населения
останутся
на
этом
же
уровне
,
то
численность
населения
на
конец
расчетного
периода
можно
определить
,
составив
соответствующую
формулу
.
Таким
образом
,
математические
методы
помогают
географу
пре
-
вратить
описательное
исследование
в
конструктивное
.
Однако
для
этого
необходимо
хорошо
владеть
основами
прикладной
математики
.
Картографический
метод
не
только
средство
для
раскрытия
про
-
странственных
связей
,
но
часто
и
конечная
цель
исследования
.
Как
указывал
Н
.
Н
.
Баранский
,
от
карты
всякое
географическое
исследова
-
ние
исходит
и
к
карте
приходит
,
с
карты
начинается
и
картой
кончается
.
Карта
,
по
выражению
Н
.
Н
.
Баранского
,
второй
язык
географии
.
Суть
картографического
метода
состоит
во
включении
в
процесс
исследования
промежуточного
звена
географической
карты
как
модели
изучаемых
явлений
.
При
этом
карта
выступает
в
двоякой
роли
:
в
каче
-
стве
средства
исследования
и
как
его
предмет
,
модель
,
заменяющая
ре
-
альное
пространство
.
Этот
метод
предполагает
четыре
стадии
картогра
-
фирования
и
использования
карты
:
получение
информации
;
обработка
информации
и
построение
карт
;
изучение
карты
,
анализ
,
извлечение
ин
-
формации
;
использование
полученной
информации
для
выводов
,
ре
-
комендаций
,
прогнозов
.
Исследователь
должен
помнить
,
что
очень
важ
-
но
не
только
составить
карту
,
но
и
уметь
работать
с
ней
,
взять
от
нее
все
,
что
она
может
дать
,
иначе
карта
будет
оставаться
«
вещью
в
себе
».
Практически
все
статистические
показатели
можно
изобразить
наглядно
при
помощи
разнообразных
картографических
форм
.
Этим
достигается
,
во
-
первых
,
наглядная
демонстрация
,
моделирование
изу
-
чаемых
объектов
,
явлений
;
во
-
вторых
,
разгружается
от
излишней
цифро
-
65
вой
информации
текст
;
в
-
третьих
,
географическое
исследование
становится
законченным
.
Для
показа
пространственного
распределения
или
локализации
явлений
применяются
различные
формы
изображения
:
картосхемы
,
кар
-
тограммы
,
картодиаграммы
,
карты
линий
связей
,
точечные
карты
,
карты
символов
,
контуров
,
демографического
потенциала
и
др
.
Если
данные
отно
-
сятся
только
к
одному
пункту
,
можно
ограничиться
графиками
,
диаграм
-
мами
,
номограммами
.
Определенное
сходство
тех
или
иных
точек
или
уча
-
стков
территории
полезно
показать
при
помощи
изолиний
:
изогипсы
гори
-
зонтали
рельефа
,
соединяющие
точки
с
одинаковой
высотой
поверхно
-
сти
;
изофоры
соединяют
точки
с
равными
издержками
;
изостады
связы
-
вают
точки
,
сходные
по
стадии
развития
;
изохроны
соединяют
точки
с
равными
характеристиками
затрат
времени
и
т
.
д
.
Так
как
в
процессе
обучения
в
вузе
географы
получают
хорошие
знания
по
картографии
,
здесь
нет
необходимости
подробно
останавливаться
на
методике
состав
-
ления
карт
,
их
типах
и
формах
.
Этому
посвящена
специальная
учеб
-
ная
литература
.
Визуальный
метод
исследования
,
основанный
на
непосредствен
-
ном
наблюдении
явлений
,
объектов
,
дает
зачастую
больше
для
понима
-
ния
,
чем
использование
всех
перечисленных
методов
.
Географ
собирает
новый
материал
главным
образом
в
результате
непосредственных
тер
-
риториальных
исследований
.
Необходимо
увидеть
изучаемый
объект
,
изучить
на
месте
типичные
явления
,
установить
,
почему
именно
так
они
протекают
.
Для
изучения
различных
социальных
,
хозяйственных
,
природных
процессов
и
явлений
необходимо
личное
знакомство
с
ни
-
ми
,
наблюдение
за
всеми
этими
процессами
,
получение
первичной
ви
-
зуальной
информации
.
Визуальный
метод
незаменим
при
изучении
мик
-
рогеографии
и
планировки
населенных
мест
,
при
крупномасштабном
изу
-
чении
территории
,
при
знакомстве
с
технологическими
процессами
,
их
особенностями
,
последствиями
хозяйственной
деятельности
и
т
.
д
.
Наблю
-
дения
должны
сопровождаться
беседами
со
специалистами
,
руководи
-
телями
производства
,
фотографированием
местности
.
Метод
анкетного
опроса
стал
одним
из
распространенных
специ
-
альных
методов
в
социально
-
географических
исследованиях
.
Этим
мето
-
дом
пользуются
в
двух
случаях
:
если
информация
отсутствует
;
если
нужно
узнать
мнение
определенного
круга
людей
,
мотивы
,
причины
социальных
явлений
.
Есть
две
формы
проведения
опроса
.
Это
может
быть
беседа
,
в
ходе
которой
берущий
интервью
задает
ряд
целенаправленных
вопросов
и
с
их
помощью
получает
ответы
по
интересующей
его
проблеме
.
Опрос