ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.09.2020
Просмотров: 1549
Скачиваний: 4
71
Метод
группировок
является
важнейшим
методом
экономико
-
статистического
анализа
.
Этот
метод
позволяет
не
только
отразить
каче
-
ственное
многообразие
разнообразных
явлений
;
он
дает
возможность
установить
и
изучить
связи
между
ними
.
Однако
неправильная
группи
-
ровка
может
исказить
действительность
,
затушевать
ее
отдельные
сто
-
роны
,
поэтому
исследователь
должен
хорошо
владеть
экономической
теорией
,
которой
он
руководствуется
.
Группировочные
признаки
не
должны
быть
случайными
,
фор
-
мальными
,
ибо
от
правильности
выбора
группировочного
признака
зависит
и
правильность
выводов
.
Один
и
тот
же
материал
при
непра
-
вильном
применении
метода
группировок
может
дать
диаметрально
противоположные
выводы
.
Результаты
группировок
можно
изобразить
наглядно
в
виде
диа
-
грамм
распределения
,
гистограмм
,
огив
,
полигонов
.
Диаграмма
рас
-
пределения
показывает
,
как
часто
встречается
каждое
значение
изу
-
чаемого
признака
.
Частоту
наблюдений
в
каждой
группе
по
опреде
-
ленному
размеру
шкалы
показывает
гистограмма
.
Если
по
оси
орди
-
нат
отметить
численность
групп
,
а
на
оси
абсцисс
интервалы
числен
-
ных
значений
изучаемого
признака
,
а
каждый
интервал
представить
сво
-
ей
средней
точкой
,
то
получим
изображение
в
виде
полигона
.
Показав
на
оси
ординат
вместо
частот
проценты
,
можно
получить
график
,
который
называется
огивой
.
Вторым
важным
методом
обобщения
данных
является
метод
средних
величин
.
Самый
распространенный
вид
средней
величины
среднее
арифметическое
,
т
.
е
.
сумма
всех
исходных
величин
,
деленная
на
число
наблюдений
.
Есть
еще
одна
разновидность
средней
величи
-
ны
,
которая
называется
медианой
;
это
цифра
в
середине
ранжированного
ряда
.
Наиболее
часто
встречающееся
числовое
значение
,
типичная
циф
-
ра
данной
совокупности
,
или
мода
, «
модальная
группа
»,
также
может
служить
примером
обобщенной
средней
величины
.
Роль
средних
величин
в
экономико
-
геоэкологическом
анализе
чрезвычайно
велика
.
Благодаря
их
применению
,
исследователь
получает
возможность
переходить
от
единичного
к
общему
,
от
случайного
к
за
-
кономерному
.
Без
средних
показателей
,
отражающих
реально
достиг
-
нутые
,
объективные
уровни
,
невозможно
сопоставление
изучаемого
при
-
знака
,
явления
во
времени
и
в
пространстве
.
Средняя
величина
абст
-
рактна
,
но
именно
в
этой
абстракции
заключается
научная
ценность
средних
как
обобщающих
характеристик
совокупностей
.
72
После
обобщения
данных
необходимо
произвести
их
сравнение
,
сопоставление
,
чтобы
определить
степень
,
уровень
развития
явлений
или
процессов
,
установить
причины
их
возникновения
и
следствия
,
из
этого
вытекающие
.
В
географических
работах
используются
три
вида
сравнений
.
Чисто
описательные
сравнения
широко
распространены
в
сравнительной
региональной
географии
(
сравниваются
,
например
,
осо
-
бенности
природы
,
хозяйства
,
занятий
населения
стран
и
районов
).
Вто
-
рой
вид
сопоставлений
помогает
найти
не
только
объяснение
установ
-
ленным
характеристикам
,
но
и
причину
выявленных
различий
.
В
этом
случае
приходится
рассматривать
факторы
,
влияющие
на
развитие
тех
или
иных
процессов
,
и
определять
характер
связи
между
независимыми
и
зависимыми
переменными
.
Из
сравнения
двух
переменных
рождается
объяснение
явления
.
Сопоставления
такого
рода
называются
объясни
-
тельными
,
с
их
помощью
выявляются
закономерности
изучаемых
про
-
цессов
.
Оформление
материалов
исследования
.
После
обработки
данных
требуется
представить
полученные
результаты
в
форме
,
соответст
-
вующей
требованиям
для
оформления
научных
работ
.
Автору
необхо
-
димо
переосмыслить
полученный
материал
,
изложить
его
грамотно
,
ло
-
гически
последовательно
,
увязав
теоретические
знания
с
практическими
результатами
.
Следует
проявить
умение
анализировать
факты
и
явле
-
ния
,
делать
правильные
умозаключения
,
ясно
,
четко
,
убедительно
вы
-
разить
свою
идею
,
дать
конкретные
предложения
или
рекомендации
,
имеющие
практическое
значение
.
Выводы
автора
должны
отразить
суть
и
ценность
проведенных
исследований
,
показать
результаты
работы
.
Каждая
научная
работа
(
для
студентов
вуза
это
курсовая
и
ди
-
пломная
)
состоит
из
следующих
главнейших
структурных
элементов
.
Введение
.
В
нем
кратко
формулируется
обоснование
актуальности
темы
исследования
,
постановка
задачи
,
цель
и
методы
ее
достижения
.
Приводятся
сведения
об
объектах
исследования
,
использованных
мате
-
риалах
,
дается
обзор
важнейших
научных
публикаций
по
данной
теме
,
отмечается
новизна
работы
и
личный
вклад
автора
в
разработку
про
-
блемы
;
кратко
излагается
содержание
каждого
раздела
.
Основная
часть
.
В
ней
объясняется
методика
работы
,
может
быть
дан
подробный
литературный
обзор
,
раскрываются
общие
закономер
-
ности
и
особенности
изучаемой
проблемы
,
подробно
излагаются
собст
-
венные
исследования
по
данной
теме
,
характеризуется
роль
и
значение
объекта
исследования
.
Автор
может
высказать
критические
замечания
в
адрес
существующей
методики
исследования
,
дать
оценку
условий
его
73
проведения
,
оценить
собственные
результаты
,
их
научную
и
практиче
-
скую
значимость
.
Основная
часть
работы
должна
содержать
богатый
и
разнообраз
-
ный
картографический
материал
,
сложные
аналитические
таблицы
;
можно
использовать
и
фотографии
.
Весь
картографический
материал
выполняется
в
соответствии
с
правилами
картографии
и
является
не
-
отъемлемой
частью
текста
,
в
котором
дается
его
анализ
.
Текст
не
должен
быть
перегружен
цифровой
информацией
;
ее
лучше
представить
в
форме
рисунков
или
обобщающих
таблиц
.
Све
-
денные
в
таблицы
данные
дают
возможность
делать
выводы
,
обобще
-
ния
,
создают
зримую
картину
,
экономят
место
и
облегчают
анализ
при
-
водимых
статистических
показателей
.
Пронумерованные
таблицы
име
-
ют
названия
и
ссылки
на
источник
информации
.
Содержание
таблицы
не
повторяется
в
тексте
,
на
его
основании
необходимо
сделать
выводы
применительно
к
содержанию
раздела
.
Если
в
работе
использованы
цитаты
из
сочинений
других
авторов
или
из
официальных
документов
,
их
следует
воспроизводить
точно
по
подлиннику
,
ссылаясь
на
последнее
издание
.
Цитаты
должны
иметь
со
-
ответствующие
ссылки
на
источники
,
из
которых
они
взяты
.
Без
них
цифры
и
факты
теряют
достоверность
.
Заключение
или
выводы
в
больших
и
сложных
работах
могут
быть
сделаны
по
каждому
разделу
,
а
в
конце
всей
работы
дается
заключение
и
общие
выводы
.
Выводы
это
сжатое
изложение
полученных
резуль
-
татов
,
принадлежащих
автору
и
вытекающих
из
содержания
работы
.
К
законченной
научной
работе
прилагается
список
использован
-
ной
литературы
и
других
источников
.
Он
может
быть
составлен
строго
по
алфавиту
(
по
фамилиям
авторов
или
по
названиям
работ
)
или
по
мере
упоминания
литературного
источника
по
тексту
.
Библиографиче
-
ское
описание
использованной
литературы
состоит
из
следующих
эле
-
ментов
:
фамилия
автора
(
авторов
),
инициалы
;
название
литературного
источника
(
полностью
);
подзаголовочные
данные
,
т
.
е
.
сведения
,
указы
-
вающие
на
вид
издания
,
его
повторность
или
периодичность
;
фамилия
научного
редактора
и
др
.;
выходные
данные
,
т
.
е
.
место
издания
,
изда
-
тельство
,
год
издания
(
см
.
литературу
в
конце
пособия
).
Таким
образом
,
к
оформлению
результатов
исследований
предъяв
-
ляются
определенные
методические
требования
,
соблюдение
которых
обязательно
для
каждого
исследователя
.
74
4.
МЕТОДИКА
ЭКОНОМИКО
-
ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ИЗУЧЕНИЯ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
СОЦИАЛЬНО
-
ЭКОНОМИЧЕСКИХ
СИСТЕМ
4.1.
Население
как
объект
исследования
Цели
,
задачи
исследования
.
Общие
рекомендации
.
Комплексная
экономико
-
географическая
характеристика
населения
территории
предполагает
углубленный
анализ
сложных
и
многообразных
связей
и
зависимостей
,
которые
существуют
между
населением
,
хозяйством
и
окружающей
природной
средой
.
В
процессе
изучения
населения
необ
-
ходимо
обратить
внимание
на
три
главных
аспекта
данной
проблемы
:
а
)
региональные
особенности
размещения
,
развития
,
деятельности
и
ус
-
ловий
жизни
населения
;
б
)
причины
региональных
различий
в
этих
процессах
;
в
)
последствия
изучаемых
процессов
.
Ответить
на
эти
во
-
просы
можно
лишь
при
условии
глубокого
понимания
закономерно
-
стей
развития
хозяйства
и
демографических
процессов
.
При
этом
следу
-
ет
учитывать
,
что
процессы
развития
народонаселения
очень
динамич
-
ны
,
более
устойчивы
лишь
формы
поселений
,
но
и
они
меняют
свой
об
-
лик
под
воздействием
требований
развития
производства
,
охраны
ок
-
ружающей
среды
.
Поэтому
все
явления
развития
и
расселения
населе
-
ния
,
взаимодействия
его
с
природной
средой
необходимо
изучать
во
времени
.
Особого
внимания
при
этом
требует
выявление
новых
тен
-
денций
и
причин
,
их
порождающих
,
включая
прогнозы
развития
и
размещения
населения
,
возможного
влияния
его
на
природу
.
На
современном
этапе
к
географическому
изучению
населения
предъявляются
новые
требования
.
Важное
значение
придается
ис
-
следованиям
региональных
различий
процессов
воспроизводства
насе
-
ления
и
демографической
ситуации
,
миграций
населения
и
использо
-
вания
трудовых
ресурсов
.
Задачи
демографической
политики
требуют
усиления
внимания
к
изучению
региональных
особенностей
в
демо
-
графическом
поведении
населения
,
в
условиях
и
образе
жизни
.
Все
большую
актуальность
приобретает
экологический
аспект
изучения
на
-
селения
:
влияние
хозяйственной
деятельности
человека
на
окружаю
-
щую
среду
и
обратное
воздействие
окружающей
среды
на
человека
.
Географическое
изучение
населения
предполагает
всестороннее
рассмотрение
следующих
вопросов
.
1.
Особенности
формирования
и
динамики
населения
района
.
2.
Естественное
движение
населения
и
характер
современных
де
-
75
мографических
процессов
.
3.
Роль
миграции
в
формировании
населения
района
,
география
миграционных
потоков
.
4.
Состав
населения
:
половозрастной
,
социальный
,
националь
-
ный
.
5.
Размещение
населения
и
степень
заселенности
территории
.
6.
Расселение
и
его
формы
.
Уровень
урбанизации
и
развитие
се
-
ти
городских
поселений
.
География
сельских
поселений
.
7.
Уровень
материального
благосостояния
;
условия
жизни
.
8.
Население
и
окружающая
среда
.
Для
выяснения
причин
региональных
различий
в
тех
или
иных
демографических
процессах
необходимо
привлечь
обширный
материал
по
природным
условиям
,
истории
и
географии
хозяйства
,
демографии
,
этнографии
,
районной
планировке
.
Изучение
населения
основано
на
различных
источниках
информации
.
Наиболее
достоверным
источником
данных
о
численности
населе
-
ния
являются
итоги
переписи
.
В
период
между
переписями
оценка
численности
населения
страны
в
целом
и
всех
ее
территориальных
единиц
вплоть
до
отдельных
населенных
пунктов
производится
сле
-
дующим
путем
:
к
числу
жителей
прибавляется
количество
родивших
-
ся
и
прибывших
,
вычитаются
умершие
,
а
также
выбывшие
в
другие
рай
-
оны
.
Единственный
источник
статистических
сведений
о
естественном
движении
населения
регистрация
отделами
загсов
и
сельсоветами
ро
-
ждений
,
смертей
,
браков
и
разводов
.
Учет
миграций
основывается
на
прописке
и
выписке
переезжающего
населения
в
административных
органах
с
заполнением
отрывных
талонов
прибытия
и
выбытия
.
В
сельсоветах
учет
естественного
и
механического
движения
населения
ведется
в
похозяйственных
книгах
.
Документальные
источники
ин
-
формации
,
содержащие
сведения
о
населении
,
можно
объединить
в
две
группы
.
1.
Статистические
публикации
:
итоги
Всесоюзных
переписей
на
-
селения
(1926, 1939, 1959, 1970, 1979)
и
переписи
населения
Бела
-
руси
(1999);
данные
текущего
учета
,
опубликованные
в
статистиче
-
ском
ежегоднике
Республики
Беларусь
;
специальные
справочники
«
Народонаселение
мира
»;
можно
использовать
также
неофициальные
статистические
публикации
(
сводки
,
обзоры
в
журналах
,
газетах
).
2.
Неопубликованные
материалы
:
данные
статистических
орга
-
нов
(
отдела
населения
,
здравоохранения
и
культуры
Министерства
статистики
и
анализа
Республики
Беларусь
,
областных
статистиче
-