ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2020
Просмотров: 919
Скачиваний: 11
1.Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
Термин "философия "впервые возник в Древней Греции. Сначала появились философы, затем слово "философ" и еще позже слово "философия". По свидетельству античных авторов, слово "философ" впервые встречалось у Пифагора, а в качестве обозначения особой науки термин "философия" впервые был употреблен Платоном.
Философия существенным образом отличается от других систем знания тем, что она постоянно вопрошает саму себя о своей собственной сущности, предмете, назначении. Не случайно многие мыслители, рассуждая о начале философии, указывали, что она появляется в результате изумления, удивления.
Исследователи выделяют факторы, способствующие появлению философии в Древней Греции, - это одаренность греческого народа, благоприятное географическое положение, исторические обстоятельства, богатство и многосторонность греческих дарований, энергичность в сочетании с тонким чувством красоты, демократия, уважение к закону и порядку, любовь к поэзии.
2.Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
Уже на ранней ступени социального развития человек под воздействием потребностей своей жизнедеятельности формирует определенное мировоззрение, т. е. систему обобщенных представлений о мире, о своем месте в этом мире и формах взаимосвязи и взаимодействия с ним. В этих представлениях отражались попытки определенным образом объяснить общие причины процессов и явлений природы и социальной жизни, фиксировалась система нравственных норм и установок, регулирующих жизнедеятельность людей.
Таким образом, мировоззрение это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.
В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; чувства и эмоции.
Ценности в мировоззрении выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, а также важнейшие законы и ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.
3.Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания.
Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с самой философией. Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания. Но все-таки можно выделить предметную область философии, которая состоит из следующих проблем: Во-первых, это проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего.
Вторая философская тема - проблема человека, смысла существования человека в мире.
Третья важнейшая философская тема - проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Материализм решает данный вопрос в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного, и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.
Четвертая философская тема связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в "мире людей".
Ни одна из обозначенных философских тем не может быть полностью изолирована от другой, так как они взаимодополняют друг друга.
Возможность различных трактовок предмета философии заключена в сложности, многогранности самого предмета исследования.
В
структуре философского знания вначале
выделились такие философские дисциплины,
как этика, логика, эстетика, и постепенно
оформились следующие разделы философского
знания:
•
онтология - учение о бытии, о первоначалах
всего сущего, о критериях, общих принципах
и закономерностях существования;
•
гносеология - раздел философии, в котором
изучаются проблемы природы познания и
его возможностей, отношение знания к
реальности, выявляются условия его
достоверности и истинности;
•
аксиология - учение о природе и структуре
ценностей, их месте в реальности, о связи
ценностей между собой;
•
праксеология - учение о практическом
отношении человека и мира, активности
нашего духа, целеполагании и действенности
человека;
•
антропология - философское учение о
человеке;
•
социальная философия - раздел философии,
описывающий специфические особенности
общества, его динамику и перспективы,
логику социальных процессов, смысл и
предназначение человеческой истории.
4.Специфика философской традиции древней Индии, основные школы древнеиндийской философии.
Философия как теоретическая дисциплина о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке.
Становление
восточного философствования происходит
в двух традициях - китайской и
индийской.
Восточная
мысль во многом сходна с античной.
Сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием различного типа. В отличие от западной (античной), для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, а развивает и усложняет их. Специфична в восточной традиции и структура философского текста. Любой философский памятник многослоен. В нем содержится напластование имен, образов, идей и концепций. Он является произведением не одного автора, но целой школы, время же его создания измеряется столетиями.
Принято различать ортодоксальные системы мысли, признающие авторитет Вед как Откровение, и неортодоксальные системы, отрицающие единственность авторитета ведических текстов. К неортодоксальным системам причисляют буддизм и джайнизм. Шесть наиболее влиятельных классических ортодоксальных систем это нъяйя и вайшешика, санкхъя и йога, веданта и миманса.
5.Особенности философской мысли древнего Китая, основные философские школы древнего Китая.
Философия как теоретическая дисциплина о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух традициях - китайской и индийской. Восточная мысль во многом сходна с античной. Сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием различного типа. В отличие от западной (античной), для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, а развивает и усложняет их. Специфична в восточной традиции и структура философского текста. Любой философский памятник многослоен. В нем содержится напластование имен, образов, идей и концепций. Он является произведением не одного автора, но целой школы, время же его создания измеряется столетиями.
Даосизм
Основателем
является философ Лао-цзы который
развивает учение о правильном пути и
добродетели". Основной категорией
даосизма является дао. Понятие дао
многозначно. Дао - это субстанциональная
закономерность всего сущего, закон
спонтанного бытия мира, общества,
человека. Дао - это вселенная, где все
уравновешено, где нет жизни и смерти,
где не существует границ и разделений.
Конфуцианство
Конфуцианство
восходит к учению, который видел свою
задачу в сохранении традиций. Конфуций
не писал трактатов. Его идеи были позднее
собраны его учениками в книге "Беседы
и суждения". Основная тема философствования
Конфуция - отношения человека, семьи и
государства.
Легизм
В
качестве высшей ценности легисты
выдвигают единое могущественное
государство, принципиально отличное
от семьи. Легисты утверждают принцип
единого юридического закона, создателем
которого может быть лишь единовластный
правитель. В отличие от традиции, закон
не имеет сакрального характера и может
изменяться в соответствии с потребностями
времени.