ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2020
Просмотров: 898
Скачиваний: 11
41.Феномен власти в жизни общества.
Важное
значение в развитии общества имеют
властные отношения. По словарю В.И. Даля,
"власть – право, сила и воля над
чем-то, свобода действий и распоряжений;
начальствование; управление...Властвовать
– управлять, властно господствовать,
повелевать, распоряжаться...Доминирование
властной воли, волевое отношение между
людьми является специфическим признаком
власти. В социальной философии сложилось
несколько подходов в объяснении феномена
власти:
а)
директивный (Т. Гоббс, М. Вебер);
б)
функциональный (Т. Парсонс);
в)
информационный (М. Фуко, О. Тоффлер).
Социально-философский
анализ власти предполагает выделение
следующих ее составляющих:
а)
источника власти (авторитет, сила,
закон);
б)
субъекта власти (государство, институт,
индивид);
в)
объект власти (общество, класс, группа);
г)
функции власти (господство, руководство,
мобилизация).
При классификации власти наиболее распространен критерий выделения видов власти по сферам ее функционирования, например: экономическая, военная, семейная, политическая.
Можно
выделить следующие принципы власти в
зеркале субъекта власти:
1)
принцип сохранения власти, в котором
отношение к власти рассматривается как
превалирующая, едва ли не единственная
цен¬ность;
2)принцип
действенности также требует сильных
проявлений
человеческого
характера;
3)
принцип коллегиальности, в котором
реализуется установка власти на
партнерство, кооперативность;
4)
принцип скрытности, согласно которому
власть пользуется широким спектром
неявных средств и инструментов (закрытые
встречи, секретная переписка, тайная
дипломатия).
42.Государство как важнейший компонент политической организации общества.
Государство - основной институт политической системы и политической организации общества, создаваемый для организации жизнедеятельности общества в целом и проведения политики правящих классов и других социальных групп и слоев населения. Характерными признаками государства являются: наличие системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти; право, закрепляющее определенную государством систему норм и отношений; территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства; народ, населяющий эту территорию; суверенность, то есть исключительное право представлять официально все общество внутри страны и за рубежом, издавать законы и творить правосудие.
Основными элементами государства являются территория, население, власть.
В качестве форм правления можно назвать монархическое, республиканское государство; монархии абсолютные, парламентские; республики президентские, парламентские. б) формы государственного устройства, т. е. территориально-организационная структура государства. По форме государственного устройства выделяются унитарные, федеративные и конфедеративные государства; в) политический режим, т. е. совокупность приемов и методов осуществления и сохранение власти. По политическому режиму могут быть демократические, авторитарные, тоталитарные, либеральные государства.
Общепринятым
является деление функций государства
на внутренние и внешние. К внутренним
функциям относятся: защита существующего
способа производства, экономической и
социально-политической системы;
регулирование хозяйственной деятельности
и социальных отношений; культурно-воспитательная
функция; обеспечение законности и
правопорядка.
Внешние
функции государства составляют: защита
интересов данного государства на
международной арене, обеспечение обороны
страны, развитие взаимовыгодного
сотрудничества и интеграции с другими
странами, участие в международном
разделении труда.
43.Проблема источников и движущих сил социальной динамики.
Смысл
проблемы источника исторического
развития общества заключается в следующих
вопросах: почему возможна историческая
динамика общества? Что в обществе
является объективным источником,
порождающим исторические события и
определяющим качественную смену его
состояний? Мир соткан из противоположностей,
свидетельствующих о его неоднородности
и многообразии, между которыми существует
постоянная борьба, т. е. противоречие –
это одно из основных положений диалектики
как концепции универсального развития.
Общество также пронизано противоположностями,
в качестве которых выступают отдельные
люди, социальные общности и социальные
институты с различными потребностями,
интересами и целями. Поэтому, можно
сделать естественный вывод о том, что
источником общественного развития
выступает социальное противоречие,
борьба между субъектами исторического
процесса за реализацию своих интересов
и достижение поставленных целей
посредством предпринимаемых социальных
действий.
Однако
такой вывод оказывается далеко не
очевидным для обществознания, о чем
свидетельствуют три основные версии
решения проблемы источника исторического
процесса, представленные в теоретических
концепциях социодинамики.
44.Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
Одним из важнейших вопросов философии истории является проблема периодизации исторического развития. К проблеме периодизации истории человечества в живом ее движении, которое и есть исторический процесс, существуют два основных подхода. Первый из них - стадиально-поступательный, или линейный - заключается во взгляде на всемирную историю как на единый процесс поступательного восходящего развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные стадии в истории человечества, называется формационный подход Второй подход, который обычно называют цивилизационным, исходит из того, что в человеческой истории выделяется несколько самостоятельных образований, цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную, совершенно самостоятельную историю. Вся история человечества есть бесконечное творение множества одних и тех же процессов.
В современной социальной философии при объяснении факторов исторической динамики общества используется понятие цивилизация. Сам термин цивилизация в философской литературе чаще всего употребляется в следующих основных значениях: 1) как синоним культуры. 2) как определенная стадия в развитии локальных культур, характеризующаяся их деградацией и упадком. 3) как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством.
В
последнее время понятие цивилизация
легло в основу цивилизационного подхода
к анализу развития общества. Его сущность
заключается в построении такой типологии
общественных систем, при которой периоды
развития общества анализируются на
основе выделения качественно различающихся
между собой технико-технологических
условий развития, социально-этнических
и социально-психологических особенностей
тех или иных регионов планеты.
Существует
несколько типологий цивилизаций. Одна
из наиболее распространенных связана
с выделением восточной и западной
цивилизаций.
45.Основные типологии цивилизаций.
Типология цивилизаций — это членение культурно-исторического развития человечества. В основу типологизации положены четыре основных критерия: 1. Общие фундаментальные черты духовной жизни 2. Общность историко-политической судьбы и экономического развития 3. Взаимопереплетение культур 4. Наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.
На основе этого выделяют такие типы цивилизаций: 1. Природные сообщества 2. Восточный тип цивилизации 3. Западный тип цивилизации 4. Современный тип цивилизации.
Природные сообщества - исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла в единстве и гармонии с природой. Они существуют вне исторического времени. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой.
Восточный тип цивилизации — в историческом плане первый тип цивилизации, сформировавшийся к III веку до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте.
Западный тип цивилизации (Европа и Северная Америка). Основными ценностями западной цивилизации являются: • динамизм развития, ориентация на новизну; • утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; • индивидуализм, установка на автономию личности; • рационализм; • идеалы свободы, равенства, терпимости, демократии; • уважение к частной собственности.
Глобальная цивилизация — современный этап развития общества. Отличительные черты: • возрастающая целостность мирового сообщества; • интернационализация всей общественной деятельности на Земле; • унификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара.