Файл: Философия. Шпоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2020

Просмотров: 898

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

41.Феномен власти в жизни общества.

Важное значение в развитии общества имеют властные отношения. По словарю В.И. Даля, "власть – право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление...Властвовать – управлять, властно господствовать, повелевать, распоряжаться...Доминирование властной воли, волевое отношение между людьми является специфическим признаком власти. В социальной философии сложилось несколько подходов в объяснении феномена власти: 
а) директивный (Т. Гоббс, М. Вебер);
б) функциональный (Т. Парсонс);
в) информационный (М. Фуко, О. Тоффлер).

Социально-философский анализ власти предполагает выделение следующих ее составляющих: 
а) источника власти (авторитет, сила, закон); 
б) субъекта власти (государство, институт, индивид); 
в) объект власти (общество, класс, группа); 
г) функции власти (господство, руководство, мобилизация).

При классификации власти наиболее распространен критерий выделения видов власти по сферам ее функционирования, например: экономическая, военная, семейная, политическая.

Можно выделить следующие принципы власти в зеркале субъекта власти:
1) принцип сохранения власти, в котором отношение к власти рассматривается как превалирующая, едва ли не единственная цен¬ность;
2)принцип действенности также требует сильных проявлений
человеческого характера;
3) принцип коллегиальности, в котором реализуется установка власти на партнерство, кооперативность;
4) принцип скрытности, согласно которому власть пользуется широким спектром неявных средств и инструментов (закрытые встречи, секретная переписка, тайная дипломатия).


42.Государство как важнейший компонент политической организации общества.

Государство - основной институт политической системы и политической организации общества, создаваемый для организации жизнедеятельности общества в целом и проведения политики правящих классов и других социальных групп и слоев населения. Характерными признаками государства являются: наличие системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти; право, закрепляющее определенную государством систему норм и отношений; территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства; народ, населяющий эту территорию; суверенность, то есть исключительное право представлять официально все общество внутри страны и за рубежом, издавать законы и творить правосудие. 

Основными элементами государства являются территория, население, власть. 

В качестве форм правления можно назвать монархическое, республиканское государство; монархии абсолютные, парламентские; республики президентские, парламентские. б) формы государственного устройства, т. е. территориально-организационная структура государства. По форме государственного устройства выделяются унитарные, федеративные и конфедеративные государства; в) политический режим, т. е. совокупность приемов и методов осуществления и сохранение власти. По политическому режиму могут быть демократические, авторитарные, тоталитарные, либеральные государства.

Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся: защита существующего способа производства, экономической и социально-политической системы; регулирование хозяйственной деятельности и социальных отношений; культурно-воспитательная функция; обеспечение законности и правопорядка.
Внешние функции государства составляют: защита интересов данного государства на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие взаимовыгодного сотрудничества и интеграции с другими странами, участие в международном разделении труда.




43.Проблема источников и движущих сил социальной динамики.

Смысл проблемы источника исторического развития общества заключается в следующих вопросах: почему возможна историческая динамика общества? Что в обществе является объективным источником, порождающим исторические события и определяющим качественную смену его состояний? Мир соткан из противоположностей, свидетельствующих о его неоднородности и многообразии, между которыми существует постоянная борьба, т. е. противоречие – это одно из основных положений диалектики как концепции универсального развития. Общество также пронизано противоположностями, в качестве которых выступают отдельные люди, социальные общности и социальные институты с различными потребностями, интересами и целями. Поэтому, можно сделать естественный вывод о том, что источником общественного развития выступает социальное противоречие, борьба между субъектами исторического процесса за реализацию своих интересов и достижение поставленных целей посредством предпринимаемых социальных действий.
Однако такой вывод оказывается далеко не очевидным для обществознания, о чем свидетельствуют три основные версии решения проблемы источника исторического процесса, представленные в теоретических концепциях социодинамики. 




44.Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

Одним из важнейших вопросов философии истории является проблема периодизации исторического развития. К проблеме периодизации истории человечества в живом ее движении, которое и есть исторический процесс, существуют два основных подхода. Первый из них - стадиально-поступательный, или линейный - заключается во взгляде на всемирную историю как на единый процесс поступательного восходящего развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные стадии в истории человечества, называется формационный подход Второй подход, который обычно называют цивилизационным, исходит из того, что в человеческой истории выделяется несколько самостоятельных образований, цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную, совершенно самостоятельную историю. Вся история человечества есть бесконечное творение множества одних и тех же процессов.

В современной социальной философии при объяснении факторов исторической динамики общества используется понятие цивилизация. Сам термин цивилизация в философской литературе чаще всего употребляется в следующих основных значениях: 1) как синоним культуры. 2) как определенная стадия в развитии локальных культур, характеризующаяся их деградацией и упадком. 3) как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством.

В последнее время понятие цивилизация легло в основу цивилизационного подхода к анализу развития общества. Его сущность заключается в построении такой типологии общественных систем, при которой периоды развития общества анализируются на основе выделения качественно различающихся между собой технико-технологических условий развития, социально-этнических и социально-психологических особенностей тех или иных регионов планеты. 
Существует несколько типологий цивилизаций. Одна из наиболее распространенных связана с выделением восточной и западной цивилизаций.


45.Основные типологии цивилизаций.

Типология цивилизаций — это членение культурно-исторического развития человечества. В основу типологизации положены четыре основных критерия: 1. Общие фундаментальные черты духовной жизни 2. Общность историко-политической судьбы и экономического развития 3. Взаимопереплетение культур 4. Наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе этого выделяют такие типы цивилизаций: 1. Природные сообщества 2. Восточный тип цивилизации 3. Западный тип цивилизации 4. Современный тип цивилизации.

Природные сообщества - исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла в единстве и гармонии с природой. Они существуют вне исторического времени. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой. 

Восточный тип цивилизации — в историческом плане первый тип цивилизации, сформировавшийся к III веку до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. 

Западный тип цивилизации (Европа и Северная Амери­ка).  Основными ценностями западной цивилизации являются: • динамизм развития, ориентация на новизну; • утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; • индивидуализм, установка на автономию личности; • рационализм; • идеалы свободы, равенства, терпимости, демократии; • уважение к частной собственности.

Глобальная цивилизация — современный этап развития общества. Отличительные черты: • возрастающая целостность мирового сообщества; • интернационализация всей общественной деятельности на Земле; • унификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара.