Файл: Философия. Шпоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2020

Просмотров: 826

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11.Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре.

Государства Западной Европы одно за другим вступили в полосу радикальных перемен. С этого периода начинается бурное развитие мануфактурного производства, национального рынка, происходит становление гражданского общества и новых форм публичной власти.

Новое понимание философии поставило перед европейскими мыслителями вопрос о том, каким должен быть метод объективного познания природы? Решение этой проблемы привело к формированию трех основных методов, определивших векторы развития европейской науки.

1. Опытно-индуктивный метод: Ф. Бэкон разработал принципы опытно-индуктивной методологии познания.

2. Математический метод Г. Галилея: он рассматривал научный опыт как ключевое звено исследования природы. 

3. Рационалистический метод Р. Декарта. Его метод начинался с наиболее общих положений и от них он продвигался к более частным выводам конкретных наук. 

Проблема метода истинного познания повлекла за собой ряд вопросов, касающихся природы, источника и структуры познавательного процесса. В решении этих вопросов в новоевропейской философии сложились два основных направления: эмпиризм и рационализм.  

12.Философия и идеология в эпоху Просвещения.

Наступает новый период в развитии новоевропейской философии. Философскую мысль этого периода принято называть философией Просвещения. В широком смысле слова Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии общества, расстающегося с феодальным образом жизни. Опираясь на демократические идеалы, просветители вели борьбу против суеверий и религиозного фанатизма, всех форм дискриминации, за веротерпимость, свободу слова и формально-юридическое равенство. Наука и философия рассматривались просветителями как основа благоденствия общества.

Английское просвещение его представители: Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Локк. Важнейшим достижением их социально-философских учений явилась идея «естественных прав человека» (право на свободу, жизнь и т.д. т.е. это комплекс прав, которыми каждый человек обладает с рождения) и теория «общественного договора» (который заключается между человеком и государством и в результате чего человек передает часть своих «естественных прав» государству, а оно в свою очередь, обеспечивает безопасность и соблюдение его прав и свобод). 

Французское просвещение: представители Ф. М. Вольтер, Ш. Л. Монтескье, Ж.- Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. О. де Ламетри, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах. Особенностью французского Просвещения было бурное развитие материалистических учений. Исходным пунктом французского материализма XVIII в. явилось представление о материи как единственной, самодостаточной, качественно разнородной субстанции, обладающей внутренней способностью к самодвижению и развитию, легло в основание материалистической концепции природы. 


Немецкое просвещение: в Германии философия Просвещения была представлена такими мыслителями, как К. Э. Лессинг, Ф. Шиллер, И. Гете, И. Г. Гердер. Основная заслуга данных философов в том, что они исследовали и пытались объяснить критерии общественного развития, занимались становлением светской философии истории. Гердер впервые стал рассматривать историю как область философского знания и как специальную дисциплину. Ключевым вопросом философии истории он считал проблему закономерностей исторического процесса, его движущих сил, единства и многообразия форм. Развитие общества понималось как прогрессивное движение к свободным и разумным принципам социального бытия. Достижение гуманности и счастья оценивалось как конечная цель всемирной истории.


13.Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли.

Философская мысль в Германии. Ее представителями были Кант, Фихте, Гегель и Фейербах. 

Родоначальником немецкой классической философии считается Кант. Пытаясь обосновать научность философии, он всесторонне осмыслил возможности и пределы знания, выявил всеобщие, субъективные предпосылки его существования. Особое значение для его учения имела проблема опыта, при анализе которой Кант стремился найти четкие критерии для обоснования объективности знания. Существенным вкладом Канта стал анализ механизмов познания.

Идеи Фихте. Фихте пытается обосновать возможность философии как науки, а также как фундамента всего научного знания. Он считает это возможным при соблюдении двух правил: 1. философия, как наука в целом, должна представлять собой систему; 2. Она должна основываться на одном единственном принципе, абсолютно достоверном, невыводимом из какого-либо другого положения.

Гегель, разработал теорию диалектики на основе философии абсолютного идеализма. Впервые в истории философской традиции представил всю область действительности в беспрерывном движении, изменении и развитии.

Материалистическое учение Фейербаха. Фейербах ввел в философскую традицию принцип антропологизма, согласно которому человека следует рассматривать как единственный, универсальный и высший предмет философии. Под человеком он понимал абстрактного природно-биологического индивида, движущей силой которого является стремление к счастью. Его социальную сущность он сводил к понятию рода и межличностному общению.




14.Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

Датский философ Сёрен Къеркегор его произведения "Страх и трепет", "Стадии жизненного пути" и др. Он противопоставляет себя рационалистической философской традиции, которая, по его мнению, сосредоточена на общих отвлеченных сущностях, общих понятиях. На место рационального постижения мира Кьеркегор ставит переживание или существование, которые игнорировались прежней философией. Новое понимание философии связано с внутренней жизнью человека, его интимнейшими переживаниями, а потому только оно и может быть конкретным, "человеческим" знанием. Сложная, многогранная, противоречивая и динамичная жизнь не поддается усилиям рассудка. Кьеркегор фиксирует внимание на изменчивости, неустойчивости, текучести человеческого "существования", его обреченности на смерть, страх, сомнения, и страдания.

Влияние Фридриха Вильгельма Ницше в определенной степени присутствует во всех значимых философских концепциях и культурных течениях XX века. Однако в течение всей своей жизни Ницше не создает ни одной философской школы, так как иронически утверждает, что для его философии тесны рамки всякой школы.
Поэтому Ницше принципиально отказался от систематического изложения своей философии и говорил о том, что всякое начинание начинается с критики. Воспитанный на почве западных традиций, Ницше заявляет свой критицизм как требование "переоценки всех ценностей", чем ставит под вопрос прежние ценности, идеалы и нормы всей западной культуры, которые выступают для него как ценности упадка, как "ложь тысячелетий", как нигилистические ценности.

15.Основные черты марксистской философии.

Марксизм возникает в середине 40-х г. 19 века. Его основоположники К.Маркс и Ф.Энгельс на новом уровне осмыслили закономерности развития общества, открыли материалистическое понимание истории. Они были убеждены в том, что создали действительную науку об обществе и получили истинное знание о капитализме и перспективах его гибели. Идеологически они защищали интересы пролетариата и беднейших слоев трудящихся и стремились указать пути их реального освобождения от любых форм эксплуатации.
 Важнейшая предпосылка формирования марксизма: 1. Классовая борьба пролетариата и буржуазии;

Теоретические источники марксизма: 1. Немецкая классическая философия; 2. Английская политическая экономия А. Смит и Д.Рикардо;
3. Теории социалистов-утопистов; 4. Большие успехи естествознания.

Исходный принцип познания общественных процессов в марксизме стало материалистическое решение основного вопроса философии применительно к обществу. Которое исходит из того, что условия человеческой жизнедеятельности, общественное бытие определяют взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры, теоретические концепции. Общественное бытие – реальный процесс жизни людей, социальная материя, которая отражается в общественном сознании. Общественное сознание – отражение общественного бытия, т.е. это осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Общественное бытие определяет общественное сознание – этот вывод стал главной предпосылкой для материалистического решения основного вопроса философии в применении к обществу.