ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2020
Просмотров: 921
Скачиваний: 11
37.Структура и основные характеристики познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания.
Человек
получает все знания о мире, используя
в первую очередь две стороны познавательного
процесса - чувственное и рациональное
познание.
Чувственное
познание реализуется в трех основных
формах: 1) ощущение - фиксирующее отдельные
свойства вещей или состояния человеческого
организма (ощущения цвета, вкуса, боли
и так далее); 2) восприятие - дающее
целостную конкретно-наглядную картину
предмета (образ яблока в нашем сознании);
3) представление - как бы чувственное
воспоминание о вещи при отсутствии
непосредственного контакта с ней (мы
легко представим себе то же яблоко, даже
не видя его).
Рациональное (логическое) познание реализует себя в трех формах: 1) понятие - обозначающее общие и существенные свойства определенной группы явлений (понятие "металл" фиксирует наличие специфических свойств у ряда химических элементов); 2) суждение - форма мысли, в которой о предмете что-то утверждается или отрицается ("медь - металл"); 3) умозаключение - состоит из взаимосвязанных суждений и некоторого вывода ("Все металлы образуют катионы. Медь - металл, значит, она тоже образует положительно заряженный ион").
Таким образом, познавательная деятельность человека есть циклическое движение от старого личностного знания к новому. В этом процессе взаимодействуют, работают сообща в практических и теоретических действиях субъекта самые разные компоненты познания. От их согласованности и степени развития во многом зависит успех познания.
38.Понятие и основные функции науки, научное и вненаучное знание.
Наука
— это деятельность человека по выработке,
систематизации и проверке знаний.
Научным является не всякое знание, а
лишь хорошо проверенное и обоснованное.
Наука
зародилась в древности, благодаря
Аристотелю, Архимеду, Евклиду и т.д. Но
длительное время научное знание
находилось в зачаточном состоянии, но
даже в этом состоянии оно было доступно
немногим. Ситуация изменилась в XVI-XVII
вв. Именно в Новое время наука становится
широко распространенным явлением,
появляется много образованных людей,
так как становление и развитие
индустриального общества без науки
невозможно.
Наука
– это специфическая форма познавательной
деятельности, направленная на достижение
нового знания, осуществляемая научным
сообществом в конкретных социокультурных
условиях.
Наука,
рассматриваемая как деятельность,
предполагает вычленение структуры
деятельности, в которой выделяются
субъектная и предметная структуры.
Субъектная структура включает субъекта
деятельности, с его целями, ценностями,
мировоззренческими ориентациями,
знаниями операций деятельности,
использующего определенные средства.
Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна группа функций - она начинает выступать и в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития.
39.Определение общества, общество как саморазвивающаяся система.
В
отличие от природы общество есть
деятельность преследующего свои цели
человека. Если в природе действуют
слепые, бессознательные силы, во
взаимодействии которых и проявляются
общие законы, то в обществе действуют
люди, одаренные сознанием, поступающие
обдуманно, сознательно или порою под
влиянием страсти, желания властвовать,
но всегда стремящиеся к определенным
целям. В обществе ничего не делается
без сознательного намерения, без желаемой
цели.
В
учебной и научной литературе приводятся
разнообразные определения общества. В
частности, общество определяется как: •
выделившаяся из природы и взаимодействующая
с ней реальность, характеризующаяся
системной организацией и спецификой
объективных законов развития; •
система («мир») человеческой деятельности,
а также ее объективное условие и
результат; • система взаимодействия
между людьми, обеспеченная их коллективным
образом жизни и способствующая координации
усилий в достижении поставленных целей;
• система социальной коммуникации
между людьми, реализующими свои интересы
на основе существующих общих ценностей
культуры; • система отношений между
социальными группами с характерными
для них интересами; • система отношений
между большими (макросоциальными)
группами – классами, этносоциальными
общностями и выражающими их коренные
интересы учреждениями; • система
функционирующих социальных институтов,
обеспечивающих стабильное развитие
социума; • система взаимосвязанных и
взаимодополнительных сфер (экономической,
политической, социальной и духовной),
в каждой из которых реализуются
соответствующие потребности и интересы
общества.
Общество представляет собой сложноорганизованную социальную систему. Слово "система "в переводе с греческого - целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство.
Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система обладает следующими специфическими чертами: 1.Человеческое общество отличается большим разнообразием различных социальных структур, систем и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а сложная система, в которой формируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые - роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы и т.д. 2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, - это система вне- и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. 3. Важнейшей чертой общества является его самодостаточность, то есть способность общества своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. 4.Человеческое общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. 5. Общество отличается и особым статусом субъектов, определяющих его развитие. Человек является универсальным компонентом социальных систем, включаясь в каждую из них. 6. Важнейшей особенностью человеческого общества является непредсказуемость, нелинейность развития.
При построении различных моделей развития общества, при вмешательстве, даже слабом, человека в характер развития социальных процессов (например, возникающих на национальной или религиозной почве) необходимо обязательное осмысление последствий такого вмешательства. Исследование общества, общественных процессов нуждается во всестороннем "проигрывании" возможных вариантов развития социальной системы и выявлении причин ее неустойчивости.
40.Социальная структура общества. Типы социальных структур.
Общество представляет собой множество людей, организованных в определенные группы, общности. Целостная совокупность устойчивых, функционирующих в социуме общностей и взаимосвязей между ними составляет социальную структуру общества. Выделяются различные типы социальных структур: классовая, этническая, демографическая, профессионально-образовательная и др. Каждая из них – это совокупность социальных групп, объединенных исторически сложившимися, устойчивыми социальными отношениями и обладающих рядом признаков.
Социально-классовая структура общества как совокупность классов, слоев, групп, различающихся своими социально-экономическими характеристиками.
В современной социальной философии важное значение приобретает стратификационный подход к социальной структуре общества. Под социальной стратификацией понимается разделение населения на различные классы, слои, группы в зависимости от неравномерного распределения власти, прав и обязанностей, ценностей и привилегий.
Принципиальной установкой теории социальной стратификации является идея возможности смены социального статуса. Для объяснения данного процесса используется концепция социальной мобильности. Один из авторов данной концепции П. Сорокин отмечает, что социальная мобильность – естественное состояние общества, она включает вертикальную и горизонтальную мобильность. Вертикальную мобильность он рассматривает в трех сферах – политической, экономической, профессиональной. Человек может перемещаться в каждой из них, при этом П. Сорокин выделяет восходящую и нисходящую вертикальные мобильности. Горизонтальная мобильность предполагает передвижение человека на одном и том же социальном уровне.