ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2020
Просмотров: 902
Скачиваний: 11
32.Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии.
В
философии выделяют следующие основные
концепции:
1)натурализаторская
концепция, где человек понимается как
элемент природы, подчиненный ее законам
и не имеющий в своих характеристиках
ничего сверх того, что было бы невозможно
в других природных образованиях. Человек
здесь рассматривается по аналогии с
животными и сам является не более чем
животным.
2)
концепция экзистенциализма: понимает
человека как особое начало в мире, не
сводимое к каким-либо внешним законам
и качествам, но объяснимое лишь исходя
из его индивидуального опыта и судьбы.
Протестуя против возможности навязывания
человеку общих стандартов и ценностей,
вне зависимости от их природного или
социального характера, исследователь
Ж.-П.Сартр писал, что у человека нет
«природы». Его существование в мире –
это всегда уникальный опыт свободы,
посредством которой человек творит как
внешний мир, так и самого себя.
3)
концепция христианского персонализма,
связана с обоснованием значимости
внутреннего духовного опыта и
индивидуальной ответственности человека
за осуществляемый им свободный выбор.
Ценность отдельной личности в христианском
персонализме обусловливается ее
непосредственной соотнесенностью с
Абсолютной Личностью, с Богом, «образом
и подобием» которого она выступает.
Божественное тем самым становится
основанием для возвышения человеческого.
4)
рационалистическая концепция сущностной
особенностью человека становится
наличие у него разума, сознания. В отличие
от животных человек способен постигать
глубинные связи и законы внешней
действительности, планировать в
соответствии с полученными знаниями
свои действия. Разум – это то начало,
посредством которого наиболее радикально
преодолевается естественно-природное
в человеке.
6)
социологизаторская модель, которую
наиболее четко выразил К. Маркс, сказав,
что «сущность человека есть совокупность
всех общественных отношений». Человеческая
природа формируется обществом и меняется
вместе с изменением исторической
ситуации.
Таким
образом можно отметить то, что каждый
из подходов делает акцент лишь один
возможный срез человеческого бытия,
зачастую игнорируя многомерность
личности. Реальная истина о человеке,
должна, исходить из того, что человек –
это одновременно природное, социальное
и индивидуальное и творческое начало.
33.Научные и философские модели происхождения человека.
Исторически
первой моделью происхождения мира и
человека была 1) концепция креационизма
(лат. сreatio – творение, создание)
рассматривает человека как продукт
специального божественного творчества,
высшее и наиболее совершенное создание
Бога на земле, его «образ и подобие».
2)
Концепция эволюционизма – идея
естественного происхождения человека
из животного царства. В научном плане
эволюционизм более интересен и
последователен. Эволюционизм сегодня
выступает наиболее авторитетной версией
происхождения человека науке и в
философии. В современной науке
возникновение первых человекообразных
существ, ставших промежуточным
эволюционным звеном между обезьяной и
человеком, относится к периоду 5–8 млн
лет назад. Биологически они уже отличались
от остального животного мира рядом
признаков: прямохождение, изменение
руки и увеличение объема головного
мозга.
3) игровая концепция ее автором считается нидерландский мыслитель Й. Хейзинга. Игра выступает как форма свободной творческой активности, избыточной по отношению к материальным интересам и необходимости выживания. Вместе с тем ощущение свободы, даруемое игрой, достаточно условно.
4)
психоаналитическая концепция антропогенеза
З. Фрейда - возникновение культуры и
человека обусловлено появлением культа,
основания которого составляют тотем и
табу. Появление их стало следствием
разыгравшейся в первобытном обществе
«эдиповой» драмы, связанной с восстанием
сыновей против отца. Разрыв органичной
целостности общины, вызванный убийством
ее предводителя, стал предпосылкой для
обожествления предка в форме тотема
как прародителя и защитника рода.
5)
семиотическая концепция рассматривает
культуру как особую знаково-символическую
реальность, основу которой составляет
язык. Язык выступает универсальным
посредником между человеком и миром,
где элементы языка одновременно
обозначают, т. е. наделяют значением, и
замещают реальные объекты и процессы.
Человек при этом воспринимает
действительность только в тех ее
смысловых характеристиках, которые
заданы языком, а язык тем самым определяет
границы и свойства самой действительности,
так и человека.
34.Проблема генезиса сознания, основные традиции анализа феномена сознания в философии.
Помимо
основных подходов к самой проблеме
сознания в философии существуют различные
точки зрения на вопрос о происхождении
сознания. Можно выделить две
основополагающие:
1.
Сознание имеет космическое (либо
божественное) происхождение. Согласно
данной точке зрения сознание существует
само по себе, независимо от его материальных
носителей — живых организмов, человека.
Сознание "исходит" непосредственно
из космоса (другой вариант - из разума
Бога), едино, неделимо, цельно по своей
сути. Частицы "мирового сознания"
рассеяны в природе в виде сознания живых
организмов и человека.
2.
Основная идея другой, "биологической"
точки зрения: сознание - порождение
живой природы и присуще всем живым
организмам.
Сторонники
данной точки зрения обосновывают ее
тем, что:
•
жизнь животных происходит не спонтанно,
а подчинена их сознанию, имеет смысл;
•
инстинкты бывают не только врожденные,
но и приобретенные;
•
животное в течение жизни накапливает
и умело использует опыт;
•
многие действия, совершаемые животными
(особенно высшими - кошачьими, собачьими,
приматами и др.) сложны (например, охота)
и требуют большой работы сознания;
•
животным присущи своя "мораль",
правила поведения, привычки, качества,
борьба, лидерство, внушаемость и т. д.
Согласно "человеческой" точке
зрения сознание — продукт исключительно
человеческого мозга и присуще только
человеку, а животные обладают не
сознанием, а инстинктами.
35.Структура сознания. Сознание и самосознание.
Структуру
сознания можно представить как
определенную систему уровней и проекций,
описывающих характер отражения
действительности и спектр отношений к
ней. Необходимо сказать, что приведенная
структура сознания выступает лишь одной
из возможных версий интерпретации
данной темы. Принимая во внимание
несомненное богатство духовного опыта
человека, можно говорить о существовании
самых разнообразных элементов сознания,
не вошедших в данную структуру.
Структура
сознания. В реальном опыте сознания
достаточно трудно отграничить чувственное
от рационального или волевого. Все
уровни и все проекции сознания
функционируют как единая целостность.
При этом динамика сознания описывается
через категории памяти, внимания и
воображения, где в реальном фокусе
настоящего (внимания) оказываются
собранными как прошлые знания, так и
целевое предвосхищение будущего; как
чувства, так и разум. Акцент на развитии
индивидуального сознания сущностно
пересматривает традиционные представления
о привелигированном статусе разума.
Отличительными признаками сознания человека от психики животных являются: абстрактное мышление, связанное с умением воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии; целеполагание как способность прогнозировать свою деятельность; самосознание определяющее возможность выделения себя из внешней среды; язык как система, позволяющая ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаково-символическим, языковым обозначениям.
Таким образом, сознание – это сложная многоуровневая система, включающая в себя природно-психические, индивидуально-личностные и социокультурные проекции.
36.Специфика и основные характеристики познавательного отношения человека к миру.
Важнейшей
особенностью человеческого отношения
к миру является постоянное его изменение
и преобразование в целях удовлетворения
потребностей человека и общества. Чтобы
успешно и осмысленно преобразовывать
природную и социальную среду обитания,
а также целесообразно использовать ее,
человек должен получать адекватное и
истинное знание об этой среде, о ее
свойствах, отношениях, законах.
Познание
– это социально-организованная форма
духовно-творческой деятельности
человека, направленная на получение и
развитие достоверных знаний о
действительности.
Специфика
познавательного отношения человека к
миру состоит в том, что в результате
этого отношения объекты действительности
переводятся в идеально-знаковую форму,
обретают статус знания.
Среди
различных форм, видов, уровней организации
знания важно выделить три его
разновидности:
а)
знание как информация об объективном
мире природы и общества;
б)
знание о внутреннем, духовно-психическом
мире человека;
в)
знание о целях и идеально-теоретических
программах преобразования мира.
Становление
философского образа познания происходило
в античной философии. Выделяют две
важнейшие идеи, которые оказали
кардинальное воздействие на последующее
развитие философских учений о познании.
К ним относятся:
а)
идея активности разума и творческой
природы познания;
б)
идея соответствия человеческих знаний
миру природных предметов и вещей.