ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2020
Просмотров: 4924
Скачиваний: 27
11
Экология
популяций
исследует
условия
формирования
,
структуру
и
динамику
популяций
—
группировок
организмов
одного
вида
,
которые
являются
самым
низким
уровнем
интеграции
организмов
в
макросистемы
.
Экология
видов
—
раздел
экологии
,
изучающий
взаимоотно
-
шения
вида
как
биологической
системы
в
составе
биоценозов
,
эко
-
систем
и
биосферы
с
живой
и
неживой
природой
.
Экология
сообществ
изучает
организованные
сообщества
живых
организмов
,
пути
и
условия
их
формирования
,
динамику
и
структуру
,
взаимодействия
биоценозов
с
компонентами
неживой
природы
.
С
этим
разделом
тесно
связана
экология
экосистем
—
раздел
экологии
,
изучающий
разнообразие
и
функционирование
экосистем
,
их
продуктивность
и
энергетику
.
Зачастую
синэкологию
понимают
как
экологию
сообществ
(
биоценозов
)
и
экосистем
,
что
не
лишено
логики
,
так
как
очень
сложно
рассматривать
жизнь
биоценоза
в
пол
-
ном
отрыве
от
биотопа
.
В
зависимости
от
того
,
какие
экосистемы
исследуются
,
выде
-
ляют
многочисленные
подразделы
экологии
экосистем
:
экология
лесов
;
экология
тундр
;
экология
лугов
;
экология
степей
;
экология
пустынь
;
экология
болот
;
экология
рек
;
экология
озер
;
экология
морей
и
океанов
;
экология
островов
;
экология
гор
и
т
.
д
.
Экология
биосферы
(
глобальная
)
исследует
структуру
,
функ
-
ционирование
и
эволюционные
процессы
живой
оболочки
Земли
.
Как
раздел
,
исследующий
структуру
и
функционирование
раз
-
личных
географических
подразделений
(
геологических
оболочек
Земли
,
континентов
и
островов
,
природных
зон
,
ландшафтных
комплексов
и
т
.
д
.)
в
составе
биосферы
,
выделяют
геоэкологию
.
Этот
раздел
очень
близок
к
экологии
экосистем
,
что
подтверждает
-
ся
абсолютным
совпадением
названий
подразделов
,
входящих
в
геоэкологию
и
экологию
экосистем
(
например
:
экология
геосфер
,
а
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У
12
именно
атмосферы
,
литосферы
и
гидросферы
,
экология
островов
,
экология
морей
,
экология
континентальных
водных
объектов
,
эко
-
логия
саванн
),
и
сответственно
предметов
исследований
.
Учитывая
то
,
что
экология
развивается
в
тесной
взаимосвязи
с
различными
отраслями
науки
,
в
ХХ
веке
возникли
разделы
эколо
-
гии
,
имеющие
комплексный
характер
.
Так
на
стыке
экологии
и
со
-
циологии
зародилась
социальная
экология
,
исследующая
взаимо
-
отношения
в
системе
«
человеческое
общество
—
природа
».
Дан
-
ный
раздел
экологии
включает
в
себя
ряд
подразделов
:
экология
человеческих
популяций
;
экология
человечества
;
экология
населенных
пунктов
,
к
которой
относится
и
урбоэкология
;
экология
жилища
.
Экология
человека
—
раздел
экологии
,
исследующий
взаимоотно
-
шения
человека
(
как
биологического
вида
)
с
окружающей
средой
,
при
-
родную
сущность
человека
и
экологические
факторы
здоровья
.
Нередко
этот
раздел
рассматривают
в
качестве
подраздела
социальной
экологии
.
Во
второй
половине
прошлого
века
и
начале
нынешнего
боль
-
шое
внимание
стало
уделяться
экологическим
исследованиям
,
нося
-
щим
прикладной
характер
,
что
объясняет
развитие
такого
раздела
,
как
прикладная
экология
.
В
ее
структуру
входит
ряд
подразделов
:
сельскохозяйственная
экология
,
исследующая
функциониро
-
вание
сельскохозяйственных
экосистем
и
взаимоотношения
сель
-
скохозяйственных
видов
растений
и
животных
с
окружающей
сре
-
дой
и
человеком
.
Включает
в
себя
агроэкологию
и
экологию
сель
-
скохозяйственных
животных
;
промысловая
экология
,
изучающая
взаимоотношения
промы
-
словых
видов
организмов
с
окружающей
средой
и
человеком
;
экология
техносферы
,
исследующая
функционирование
ан
-
тропогенных
экосистем
с
технической
составляющей
в
составе
био
-
сферы
и
воздействие
техногенных
факторов
на
живую
природу
.
Достаточно
распространенными
являются
такие
термины
,
как
«
про
-
мышленная
(
инженерная
)
экология
»
и
«
транспортная
экология
»,
ко
-
торые
используются
для
обозначения
разделов
или
подразделов
в
составе
экологии
.
На
наш
взгляд
,
использование
этих
терминов
яв
-
ляется
не
вполне
корректным
и
допустимым
,
так
как
не
позволяет
обозначить
объект
такой
научной
дисциплины
.
Объектом
экологии
и
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У
13
ее
разделов
всегда
выступают
организмы
или
их
объединения
.
А
в
про
-
мышленности
единственным
живым
организмом
является
человек
и
его
социальные
группировки
.
Жизнедеятельность
организмов
,
ис
-
пользуемых
в
технологических
процессах
(
микроорганизмы
,
грибы
,
растения
и
животные
),
их
связи
с
окружающей
средой
и
человеком
изучает
биотехнология
.
Взаимоотношения
человека
как
вида
и
его
социальных
групп
изучают
экология
человека
и
социальная
эколо
-
гия
.
Поэтому
считаем
более
целесообразным
использование
термина
«
экология
техносферы
».
Этот
термин
является
более
емким
и
при
-
емлемым
,
так
как
рассматривает
техносферу
как
часть
биосферы
;
рекреационная
экология
,
которая
изучает
функционирование
естественных
и
антропогенных
экосистем
,
используемых
челове
-
ком
в
качестве
мест
отдыха
и
т
.
д
.
Палеоэкология
изучает
взаимоотношения
вымерших
организ
-
мов
с
окружающей
средой
в
процессе
эволюции
в
геологическом
прошлом
,
на
основе
сохранившихся
следов
их
жизнедеятельности
.
Археоэкология
—
раздел
экологии
,
исследующий
историю
взаимоот
-
ношения
человеческого
общества
и
окружающей
среды
на
основе
матери
-
альных
остатков
жизнедеятельности
человека
.
Является
фундаментом
для
таких
разделов
,
как
социальная
экология
и
экология
человека
.
Иногда
ар
-
хиоэкология
рассматривается
как
подраздел
экологии
человека
.
1.1.5
Методы
экологических
исследований
Метод
исследования
—
это
прием
,
совокупность
процедур
и
операций
по
получению
нового
знания
.
Метод
исследования
опре
-
деляется
исходя
из
характеристик
сущности
и
содержания
иссле
-
дуемого
объекта
,
цели
и
задач
исследования
.
Значительным
аспектом
любой
биологической
научно
-
исследовательской
работы
,
в
том
числе
и
в
экологии
,
выступает
необходимость
грамотного
соотношения
и
применения
полевых
,
лабораторных
и
экспериментальных
методов
исследования
,
яв
-
ляющихся
основой
биологических
методик
.
Полевые
методы
—
методы
изучения
организмов
и
биологиче
-
ских
макросистем
в
естественной
обстановке
(
в
природе
),
которые
позволяют
установить
результат
воздействия
фактора
или
комплекса
факторов
на
организм
или
макросистему
,
выяснить
аспекты
их
жиз
-
недеятельности
в
конкретных
условиях
окружающей
среды
.
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У
14
К
данным
методам
относятся
:
наблюдение
,
метод
учета
живот
-
ных
на
маршрутах
,
метод
точечных
учетов
,
метод
пробных
площа
-
док
,
метод
кошения
,
метод
почвенных
проб
,
приманочный
метод
учета
животных
(
приманка
естественного
происхождения
),
метод
сбора
насекомых
с
использованием
феромонных
ловушек
,
светоло
-
вушек
,
почвенных
ловушек
и
т
.
д
.
Лабораторные
методы
—
методы
изучения
организмов
в
ис
-
кусственно
созданных
условиях
,
позволяющие
установить
причину
наблюдаемых
в
природе
явлений
.
В
этом
случае
организмы
поме
-
щаются
в
искусственные
условия
,
максимально
приближенные
к
естественным
.
К
лабораторным
методам
относятся
:
методы
изучения
циклов
раз
-
вития
растений
и
животных
,
например
,
насекомых
в
инсектариях
.
К
этой
же
группе
относятся
и
методы
обработки
собранных
в
естест
-
венной
обстановке
материалов
и
данных
,
например
,
методы
лаборатор
-
ной
идентификации
видовой
принадлежности
организмов
,
также
ана
-
томические
и
физиологические
методы
исследования
организмов
и
т
.
д
.
Экспериментальные
методы
позволяют
проанализировать
и
спрогнозировать
результаты
влияния
экологических
факторов
на
ор
-
ганизм
и
биологические
макросистемы
.
Они
могут
быть
использова
-
ны
как
в
естественных
,
так
и
в
искусственных
условиях
.
Эксперимент
в
природной
среде
предполагает
постановку
отдельных
особей
,
попу
-
ляций
или
экосистем
в
искусственно
созданные
условия
,
при
которой
можно
дозировать
тот
или
иной
экологический
фактор
(
например
,
охоту
)
и
оценить
его
влияние
.
Экспериментальные
методы
позволяют
проанализировать
воздействие
отдельных
факторов
на
жизнедеятель
-
ность
организма
(
например
,
влажности
,
температуры
,
определенных
веществ
,
других
организмов
)
в
искусственных
условиях
.
К
экспериментальным
методам
относятся
методы
установления
предпочитаемой
пищи
животными
,
изучение
температурного
пре
-
ферендума
животных
и
растений
,
методы
влияния
дозы
фактора
на
развитие
организма
,
методы
исследования
при
создании
лесополос
,
локальных
мелиорированных
участков
и
т
.
д
.
Кроме
биологических
методов
,
экологи
широко
применяют
ме
-
тоды
математической
обработки
результатов
лабораторных
и
поле
-
вых
исследований
,
информационные
технологии
для
моделирова
-
ния
и
прогнозирования
экологических
ситуаций
,
методы
химиче
-
ского
анализа
среды
и
т
.
д
.
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У
15
1.1.6
Краткая
история
развития
экологии
Экология
как
самостоятельная
научная
дисциплина
сформиро
-
валась
на
рубеже
XIX—XX
вв
,
но
этому
событию
предшествовал
долгий
период
накопления
экологических
знаний
,
длившийся
не
одно
столетие
.
Своими
корнями
экологические
знания
уходят
в
древнейшую
историю
человеческой
цивилизации
.
Человек
всегда
находился
в
тесной
зависимости
от
растений
и
жи
-
вотных
.
Он
с
самого
начала
своей
истории
был
вынужден
изучать
осо
-
бенности
их
образа
жизни
,
чтобы
обеспечить
себя
пищей
,
защититься
от
хищников
и
т
.
д
.
Представления
древнего
человека
об
окружающей
среде
не
носили
научного
характера
и
были
не
всегда
осознанными
,
но
с
течением
времени
именно
они
явились
первоначальной
базой
эколо
-
гических
знаний
.
Наши
далекие
предки
знали
сроки
сбора
съедобных
плодов
,
признаки
по
которым
можно
найти
место
произрастания
того
или
иного
вида
растений
,
как
отыскать
нужное
животное
.
Они
знали
,
что
численность
охотничьих
видов
животных
зависит
от
урожая
кор
-
мовых
растений
,
от
урона
,
наносимого
им
хищниками
и
т
.
д
.
О
зависимости
урожая
растений
от
внешних
условий
хорошо
знали
еще
на
заре
земледелия
(15—10
тыс
.
лет
назад
).
Севооборот
сельскохо
-
зяйственных
культур
,
использование
которого
целесообразно
с
экологи
-
ческой
точки
зрения
,
применяли
в
Египте
,
Китае
и
Индии
еще
5 000
лет
назад
.
Экологически
грамотная
система
земледелия
была
у
индейцев
майя
в
Южной
Америке
и
у
древних
народов
Юго
-
Восточной
Азии
.
В
самых
древних
рукописных
источниках
не
только
упоминают
-
ся
различные
названия
животных
и
растений
,
но
и
сообщаются
не
-
которые
подробности
,
характеризующие
их
образ
жизни
.
Так
,
ин
-
формация
о
повадках
и
образе
жизни
50
видов
животных
отражены
в
древнеиндийских
сказаниях
«
Рамаяна
»
и
«
Махабхарта
» (VI—II
вв
.
до
н
.
э
.).
В
них
же
упоминается
и
о
некоторых
охотничьих
запретах
.
Сроки
посева
и
сбора
диких
и
культурных
растений
,
способы
обра
-
ботки
земли
,
описания
птиц
и
зверей
присутствуют
в
древних
руко
-
писных
книгах
Китая
и
Вавилона
.
В
них
организмы
рассматривают
-
ся
в
первую
очередь
с
точки
зрения
их
значимости
для
человека
как
объекта
охоты
,
рыболовства
,
лекарственного
средства
,
опасного
жи
-
вотного
и
т
.
д
.
В
IV
в
.
до
н
.
э
.
в
древней
Эфиопии
уже
существовали
законы
,
предусматривающие
регламентацию
охоты
,
защиту
водото
-
ков
и
водоемов
от
загрязнения
и
др
.
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У