ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2020
Просмотров: 4929
Скачиваний: 27
6
«
Экология
занимается
вопросами
социологии
растений
,
живот
-
ных
,
микроорганизмов
,
их
сочетаний
» (
Б
.
Г
.
Розанов
).
«
Экология
относится
к
числу
фундаментальных
подразделений
биологии
,
исследующей
фундаментальные
свойства
жизни
надор
-
ганизменного
уровня
организации
.
Иными
словами
,
экология
изу
-
чает
совокупность
живых
организмов
,
взаимодействующих
друг
с
другом
и
образующих
с
окружающей
средой
обитания
единство
(
т
.
е
.
систему
),
в
пределах
которого
осуществляется
процесс
трансфор
-
мации
энергии
и
органического
вещества
» (
В
.
Д
.
Федоров
).
«
Я
утверждаю
,
что
экология
является
исследованием
систем
на
таком
уровне
,
когда
особи
могут
рассматриваться
как
элементы
взаимодействия
друг
с
другом
или
со
свободно
организованной
матрицей
окружающей
среды
.
Системы
на
этом
уровне
рассмотре
-
ния
называют
экосистемами
,
и
экология
несомненно
является
био
-
логией
экосистем
» (
Р
.
Маргалеф
).
«
Современная
экология
—
это
наука
,
изучающая
условия
суще
-
ствования
живых
организмов
и
взаимосзязи
между
организмами
и
средой
,
в
которой
они
обитают
» (
Р
.
Дажо
).
«
Экологию
мы
понимаем
как
синоним
науки
,
изучающей
в
пере
-
воде
с
греческого
«
собственный
дом
».
Именно
в
таком
контексте
мы
говорим
об
экологии
человека
,
экологии
общества
,
когда
домом
че
-
ловечества
становится
не
только
природа
,
его
непосредственно
ок
-
ружающая
,
но
и
вся
биосфера
.
Качество
экологической
обстановки
мы
видим
в
соответствии
условий
,
определяемых
окружающей
сре
-
дой
,
потребностям
общества
и
,
прежде
всего
,
здоровью
населения
,
возможностям
его
стабильного
существования
» (
Н
.
Н
.
Моисеев
).
Достаточно
содержательными
являются
определения
отечест
-
венных
авторов
В
.
А
.
Радкевича
и
В
.
В
.
Маврищева
.
«
Экология
—
это
наука
,
исследующая
закономерности
жизне
-
деятельности
организмов
(
в
любых
ее
проявлениях
,
на
всех
уровнях
интеграции
)
в
их
естественной
среде
обитания
с
учетом
изменений
,
вносимых
в
среду
деятельностью
человека
» (
В
.
А
.
Радкевич
).
«
Экология
—
наука
,
изучающая
взаимоотношения
организмов
между
собой
и
с
окружающей
их
природной
средой
,
а
также
структу
-
ру
и
функционирование
надорганизменных
систем
(
В
.
В
.
Маврищев
).
Ряд
ученых
рассматривают
термин
«
экология
»
достаточно
ши
-
роко
,
указывая
,
что
экология
не
относится
к
исключительно
биоло
-
гическим
дисциплинам
.
Так
Н
.
Ф
.
Реймерс
понимает
экологию
как
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У
7
отдельную
отрасль
научных
знаний
и
дает
такое
определение
: «
Со
-
временная
экология
—
биологизированная
(
как
и
географизиро
-
ванная
,
математизированная
и
т
.
д
.)
биоцентричная
наука
,
но
не
биология
.
Для
экологии
характерен
широкий
системный
межотрас
-
левой
взгляд
.
Ее
предмет
—
сохранение
функциональной
и
струк
-
турной
целостности
того
центрального
объекта
,
который
вычленя
-
ется
в
процессе
исследования
...
Такая
экология
уже
совсем
не
био
-
логия
и
никакая
иная
наука
,
она
сама
по
себе
,
новый
раздел
знания
,
равный
,
а
может
быть
,
и
более
широкий
,
чем
математика
,
физика
,
химия
и
так
далее
...
Это
совокупность
отраслей
знания
,
исследую
-
щих
взаимодействие
между
биологически
значимыми
отдельно
-
стями
и
между
ними
и
окружающей
их
средой
».
Ряд
ученых
дают
слишком
узкое
определение
экологии
,
сводя
его
к
обозначению
научной
дисциплины
,
соответствующей
одному
из
разделов
экологии
.
«
Экология
—
это
наука
о
популяциях
,
и
популяция
—
основной
объект
изучения
экологии
» (
С
.
С
.
Шварц
).
«
Экологией
можно
считать
науку
,
изучающую
экосистемы
,
их
состав
,
структуру
,
функционирование
и
эволюцию
» (
О
.
В
.
Чистик
).
В
нашем
понимании
,
исходя
из
задач
и
содержания
экологии
,
данная
научная
дисциплина
относится
к
биологическим
дисципли
-
нам
(
т
.
е
.
является
разделом
биологии
),
так
как
объект
ее
исследова
-
ния
—
живые
организмы
и
их
объединения
.
Экология
—
биологическая
наука
,
исследующая
взаимосвязи
и
взаимоотношения
организмов
между
собой
и
со
средой
обитания
на
всех
уровнях
интеграции
,
с
учетом
антропогенного
воздействия
на
окружающую
среду
.
Экология
является
интенсивно
развивающейся
научной
дисцип
-
линой
,
значение
которой
в
жизни
нашего
общества
возрастает
.
Не
-
удивительно
,
что
в
обиходе
встречается
некорректное
употребление
термина
«
экология
».
Довольно
часто
в
средствах
массовой
инфор
-
мации
«
экология
»
употребляется
как
аналог
словам
«
природа
»
и
«
окружающая
среда
»,
что
является
неправильным
.
В
употребление
входят
такие
абсурдные
выражения
,
как
«
плохая
экология
», «
вели
-
колепная
экология
», «
загрязнение
экологии
»
и
т
.
д
.
Явной
аномалией
являются
выражения
«
экология
природы
», «
экологическая
экономи
-
ка
или
экоэкономика
».
Подобные
сочетания
,
по
мнению
филологов
, —
«
свидетельство
неясного
понимания
значения
слова
“
экология
”,
что
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У
8
может
быть
результатом
стереотипизированного
использования
иноязычного
слова
в
приблизительном
,
неточном
значении
и
сдвига
в
значении
слова
» [18].
Некорректным
на
наш
взгляд
является
использование
термина
«
биоэкология
».
Его
несостоятельность
подтверждается
хотя
бы
тем
общеизвестным
фактом
,
что
экология
—
это
часть
биологии
.
А
ши
-
рокое
применение
экологических
знаний
в
разных
сферах
деятель
-
ности
человека
,
разнообразие
методов
экологических
исследований
и
междисциплинарных
связей
не
изменяет
объект
исследования
эко
-
логии
как
научной
дисциплины
,
что
является
одним
из
доказа
-
тельств
принадлежности
к
биологии
(
см
.
п
. 1.1.3
Содержание
,
объект
исследования
и
задачи
экологии
).
Если
употреблять
данный
термин
,
то
можно
использовать
и
такие
термины
,
как
«
математическая
ал
-
гебра
»
или
«
физическая
термодинамика
».
Примерами
деспециализации
понятия
«
экология
»
являются
та
-
кие
выражения
,
как
«
экология
жизни
», «
экология
души
», «
экология
духа
», «
экология
музыки
», «
экология
языка
»
и
др
. [18].
Такие
вы
-
ражения
относятся
к
категории
абстрактной
семантики
и
могут
ис
-
пользоваться
,
например
,
в
литературных
произведениях
для
прида
-
ния
эмоциональной
окраски
произведению
,
но
не
в
специальной
научной
или
научно
-
популярной
литературе
.
Вышеобозначенные
выражения
имеют
переносное
значение
,
и
в
научном
аспекте
их
использование
следует
считать
неприемлемым
,
и
тем
более
они
не
могут
использоваться
при
обозначении
структурных
составляющих
научной
дисциплины
.
1.1.2
Интеграция
организмов
в
биологические
макросистемы
Для
решения
стратегических
задач
выживания
и
размножения
живые
организмы
,
на
какой
бы
ступени
эволюции
они
не
находились
,
объединяют
-
ся
(
интегрируются
)
в
особы
группировки
—
биологические
макросистемы
.
Биологическая
макросистема
представляет
собой
объединение
организмов
,
состоящее
из
взаимозависимых
компонентов
,
взаимо
-
связанных
общими
процессами
.
Существует
три
категории
биологических
систем
:
1)
биологические
микросистемы
(
молекулы
органических
ве
-
ществ
,
составляющие
живые
организмы
,
и
клетки
);
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У
9
2)
биологические
мезосистемы
(
ткани
,
органы
и
организмы
или
особи
);
3)
биологические
макросистемы
(
популяции
,
биоценозы
,
эко
-
системы
и
биосфера
).
Биологические
макросистемы
возникают
на
надорганизменном
уровне
биологической
интеграции
,
т
.
е
.
выше
уровня
отдельной
особи
.
Так
отдельные
особи
определенного
вида
(
например
,
волк
)
объединяются
в
популяцию
волка
.
Для
обеспечения
своего
выжи
-
вания
,
данная
популяция
вступает
во
взаимодействие
с
популяция
-
ми
животных
,
растений
и
других
организмов
.
В
результате
этих
взаимосвязей
возникает
биологическая
макросистема
более
высо
-
кого
ранга
—
биоценоз
(
например
,
биоценоз
леса
).
Биоценоз
со
-
стоит
только
из
компонентов
живой
природы
.
Он
в
совокупности
с
компонентами
неживой
природы
(
биотопом
,
включающим
воздух
,
воду
,
грунт
и
т
.
д
.),
которые
формируют
пространство
его
обитания
,
образует
в
экосистему
(
например
,
экосистему
леса
).
Экосистема
включает
в
себя
компоненты
живой
природы
(
биоценоз
)
и
компо
-
ненты
неживой
природы
(
биотоп
).
Эти
составляющие
экосистемы
также
зависимы
друг
от
друга
.
Все
экосистемы
Земли
(
экосистемы
лесов
,
лугов
,
тундр
,
пустынь
,
болот
,
рек
,
озер
,
морей
и
т
.
д
.)
объеди
-
няются
в
одну
глобальную
экосистему
—
биосферу
(
рис
. 1.1.1).
1.1.3
Содержание
,
объект
исследования
и
задачи
экологии
Содержание
современной
экологии
—
исследование
взаимоот
-
ношений
организмов
друг
с
другом
и
со
средой
обитания
на
разных
уровнях
интеграции
,
изучение
жизни
биологических
макросистем
.
Объект
исследования
экологии
—
биологические
макросистемы
и
отдельные
особи
как
их
составляющие
.
Рисунок
1.1.1 —
Схема
интеграции
организмов
в
биологические
макросистемы
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У
10
В
качестве
предметов
экологических
исследований
могут
вы
-
ступать
динамика
популяций
,
сукцессионные
процессы
в
отдель
-
ных
экосистемах
,
структура
биоценозов
и
т
.
д
.
Основные
задачи
экологии
на
современном
этапе
:
изучение
структуры
и
динамики
биологических
макросистем
;
выявление
законов
жизнедеятельности
организмов
на
всех
уровнях
интеграции
;
–
прогнозирование
и
моделирование
экологических
ситуаций
;
подведение
научной
базы
под
охрану
природы
и
рациональ
-
ное
природопользование
.
1.1.4
Структура
экологии
.
Основные
разделы
экологии
Общепринятой
структуры
экологии
до
сих
пор
не
существует
,
и
различными
авторами
предлагается
собственное
видение
структур
-
ных
иерархии
и
взаимосвязей
в
экологии
.
Традиционно
выделяются
разделы
экологии
,
объектами
исследо
-
вания
которых
являются
представители
царств
растений
,
животных
,
грибов
и
микроорганизмы
в
составе
биологических
макросистем
.
Экология
растений
исследует
взаимоотношения
растений
ме
-
жду
собой
и
с
другими
организмами
и
окружающей
средой
.
Экология
животных
изучает
взаимоотношения
животных
ме
-
жду
собой
и
с
другими
организмами
и
окружающей
средой
.
Экология
грибов
исследует
взаимоотношения
грибов
между
собой
и
с
другими
организмами
и
окружающей
средой
.
Экология
микроорганизмов
исследует
взаимоотношения
мик
-
роорганизмов
(
вирусов
,
дробянок
и
др
.)
с
различными
организмами
и
окружающей
средой
.
В
экологии
выделяются
разделы
,
изучающие
живую
природу
на
уровне
особи
(
организма
),
популяции
,
вида
,
биоценоза
и
экосисте
-
мы
,
а
также
биосферы
.
В
связи
с
этим
можно
выделить
экологию
особей
(
аутэкологию
),
экологию
популяций
(
демэкологию
),
эколо
-
гию
видов
(
эйдэкологию
)
и
экологию
сообществ
(
синэкологию
),
экологию
экосистем
и
экологию
биосферы
.
Экология
особей
изучает
закономерности
взаимодействия
особей
разных
видов
с
внешней
средой
,
в
основе
которых
лежат
морфофизио
-
логические
реакции
организма
на
различные
экологические
факторы
.
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У