ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2020
Просмотров: 4950
Скачиваний: 27
31
1.1.8
Понятие
охраны
природы
Термин
«
охрана
природы
»
впервые
был
принят
в
1913
г
.
на
I
Ме
-
ждународном
съезде
по
охране
природы
,
который
прошел
в
Швейца
-
рии
.
В
1971
г
.
на
I
Европейской
рабочей
конференции
по
природо
-
охранному
просвещению
было
признано
,
что
понятия
«
охрана
приро
-
ды
»
и
«
охрана
окружающей
среды
»
являются
синонимами
.
Охрану
природы
следует
рассматривать
и
как
отдельную
науку
,
и
как
систему
мероприятий
[11].
Охрана
природы
—
комплексная
наука
,
разрабатывающая
об
-
щие
принципы
и
методы
сохранения
,
восстановления
и
улучшения
природной
среды
и
природных
ресурсов
.
Охрана
природы
—
система
мероприятий
,
направленных
на
поддержание
рационального
взаимодействия
человека
и
окружаю
-
щей
среды
,
обеспечивающая
сохранение
и
восстановление
природ
-
ных
богатств
,
предупреждающая
вредное
воздействие
хозяйствен
-
ной
деятельности
на
природу
и
здоровье
человека
.
Охрана
природы
как
наука
базируется
на
достижениях
эколо
-
гии
,
но
представляет
собой
отдельную
комплексную
дисциплину
,
функционирующую
на
стыке
естественных
,
технических
и
гумани
-
тарных
наук
.
Данное
понятие
не
является
синонимом
«
экологии
».
Задачами
охраны
природы
выступают
:
оценка
ресурсного
потенциала
экосистем
;
предотвращение
вредного
воздействия
хозяйственной
дея
-
тельности
на
биосферу
и
человека
;
поддержание
и
восстановление
ресурсного
потенциала
Зем
-
ли
посредством
рационального
природопользования
;
создание
и
обеспечение
функционирования
особо
охраняе
-
мых
природных
территорий
;
проведение
экологического
и
природоохранного
просвещения
.
Охрана
природы
проявляется
в
пяти
аспектах
[21].
Хозяйственно
-
экономический
аспект
связан
с
расходованием
людьми
природных
ресурсов
.
В
этом
аспекте
наиболее
остро
стоит
вопрос
охраны
невозобновимых
природных
ресурсов
.
Здравоохранительный
,
или
оздоровительно
-
гигиенический
ас
-
пект
охраны
природы
обусловлен
интенсивным
загрязнением
при
-
родной
среды
,
а
также
оздоровительным
значением
природы
в
процессе
отдыха
и
лечения
человека
.
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У
32
Важное
значение
приобретает
эстетический
аспект
охраны
природы
,
который
заключается
,
прежде
всего
,
в
сохранении
эсте
-
тически
ценных
мест
планеты
.
Любовь
к
природе
,
развитие
навыков
проявления
заботы
о
животных
и
растениях
проявляются
в
воспитательном
аспекте
охраны
природы
.
Научно
-
познавательный
аспект
предусматривает
необходи
-
мость
сохранения
эталонов
природы
для
изучения
законов
,
управ
-
ляющих
природными
комплексами
,
сохранения
генофонда
на
пла
-
нете
,
изучения
эволюции
и
отыскания
путей
управления
биосфер
-
ными
процессами
в
интересах
человека
.
Вопросы
для
самоконтроля
1.
Кто
является
автором
термина
«
экология
»?
2.
Дайте
определение
понятия
«
экология
».
3.
Какие
категории
биологических
систем
вам
известны
?
4.
Нарисуйте
схему
интеграции
организмов
в
биологические
макросистемы
.
5.
Каково
содержание
экологии
как
научной
дисциплины
?
6.
Что
является
объектом
исследования
экологии
?
7.
Каковы
основные
задачи
экологии
на
современном
этапе
?
8.
Какие
разделы
экологии
вам
известны
?
9.
Перечислите
три
основные
группы
методов
исследований
,
применяемых
в
экологии
.
10.
Какие
из
античных
и
средневековых
ученых
внесли
вклад
в
накопление
экологических
знаний
?
11.
Кто
является
авторами
учений
о
биоценозе
,
биогеоценозе
,
экосистеме
и
биосфере
?
12.
Назовите
ученых
,
с
именами
которых
связано
развитие
экологии
в
Беларуси
.
13.
Каковы
междисциплинарные
связи
экологии
?
14.
Каково
значение
экологии
в
жизни
человека
?
15.
Дайте
определение
понятия
«
охрана
природы
».
16.
Каковы
задачи
охраны
природы
?
17.
Что
выступает
в
качестве
задач
охраны
природы
?
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У
33
Раздел
2
ЭКОЛОГИЯ
ОСОБЕЙ
2.1
Организм
и
окружающая
среда
2.1.1
Окружающая
среда
и
условия
существования
организма
Окружающая
среда
(
среда
обитания
)
—
это
все
то
(
тела
и
яв
-
ления
),
что
окружает
организм
и
прямо
или
косвенно
воздействует
на
него
.
Она
состоит
из
компонентов
живой
природы
(
живые
орга
-
низмы
)
и
неживой
(
грунт
,
вода
,
воздух
и
др
.).
Живая
и
неживая
природа
в
биосфере
не
существуют
раздельно
и
независимо
.
Так
,
разнообразие
,
численность
живых
организмов
,
их
со
-
стояние
,
процессы
размножения
и
развития
,
другие
проявления
жизне
-
деятельности
непосредственно
зависят
от
качества
и
количества
ком
-
понентов
неживой
природы
(
химического
состава
воды
,
структуры
почвы
,
наличия
минеральных
веществ
,
уровня
влажности
,
скорости
течения
и
т
.
д
.).
В
то
же
время
свойства
почвенного
покрова
,
грунта
,
донных
отложений
,
водной
среды
и
атмосферы
обусловлены
не
только
геологическими
причинами
,
но
и
жизнедеятельностью
различных
орга
-
низмов
,
в
том
числе
и
человека
.
Компоненты
окружающей
среды
могут
действовать
как
позитивно
,
так
и
негативно
на
организм
,
ряд
компонен
-
тов
среды
являются
безразличными
для
него
.
Организм
на
протяжении
всей
своей
жизни
взаимодействует
с
различными
компонентами
окружающей
среды
.
Он
находится
в
пря
-
мой
или
косвенной
зависимости
от
всего
того
,
что
его
окружает
,
всту
-
пая
с
ними
в
обязательные
(
постоянные
)
или
необязательные
(
случай
-
ные
)
связи
.
Так
,
жук
-
плавунец
(Dytiscus)
находится
в
обязательных
связях
с
водной
средой
,
атмосферным
воздухом
,
пищевыми
объекта
-
ми
(
личинки
и
взрослые
насекомые
,
мальки
рыб
и
головастики
и
др
.),
водными
растениями
,
которые
также
формируют
среду
его
обитания
.
С
таким
же
компонентом
окружающей
среды
,
как
камень
на
дне
пру
-
да
он
на
протяжении
своей
жизни
может
не
вступить
в
связь
вообще
или
единовременно
(
случайно
)
использовать
его
как
место
отдыха
или
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У
34
засады
.
Компоненты
среды
,
которые
организму
нужны
для
обеспече
-
ния
своей
жизнедеятельности
и
с
которыми
он
находится
в
обязатель
-
ных
связях
,
формируют
условия
существования
.
Условия
существования
(
условия
жизни
)
—
совокупность
необ
-
ходимых
для
организма
компонентов
среды
,
с
которыми
он
находится
в
неразрывном
единстве
и
без
которых
не
может
существовать
.
Наличие
и
количество
необходимых
для
организма
компонентов
среды
—
обязательная
составляющая
его
успешного
существования
.
Любой
организм
,
вне
зависимости
от
видовой
принадлежности
окру
-
жают
не
только
положительно
действующие
компоненты
среды
.
Ком
-
плекс
благоприятных
и
неблагоприятных
природных
компонентов
(
по
-
года
и
климат
,
воздух
,
вода
,
пищевые
объекты
,
хищники
,
паразиты
,
симбионты
,
конкуренты
и
т
.
д
.)
образуют
среду
,
к
которой
должны
приспособиться
как
отдельная
особь
,
так
и
вид
в
целом
.
В
результате
борьбы
за
существование
единственной
наградой
организму
выступает
жизнь
и
возможность
продолжить
свой
род
.
Все
компоненты
,
влияю
-
щие
на
организм
,
называются
экологическими
факторами
.
2.1.2
Экологические
факторы
и
их
классификация
Экологические
факторы
—
это
комплекс
необходимых
орга
-
низму
и
отрицательно
на
него
воздействующих
компонентов
жи
-
вой
и
неживой
природы
.
По
происхождению
и
характеру
действия
экологические
факторы
де
-
лятся
на
три
группы
:
абиотические
,
биотические
и
антропические
факторы
.
Абиотические
факторы
—
это
совокупность
воздействий
компонен
-
тов
неживой
природы
на
живую
.
Данная
группа
делится
на
две
подгруппы
:
химические
факторы
(
химический
состав
воды
,
атмосферы
,
почвы
и
т
.
д
.);
физические
факторы
(
ветер
,
влажность
,
солнечная
радиация
,
атмосферное
давление
,
свет
,
температура
и
т
.
д
.)
Биотические
факторы
(
отношения
)
—
это
совокупность
влияния
одних
организмов
на
другие
.
Эти
факторы
носят
разнооб
-
разный
характер
и
проявляются
во
взаимоотношениях
при
совмест
-
ном
обитании
.
Они
делятся
на
внутривидовые
(
популяционные
)
и
межвидовые
.
К
последним
относятся
хищничество
,
паразитизм
,
симбиоз
,
квартиранство
и
др
.
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У
35
Антропические
(
антропогенные
)
факторы
—
это
совокуп
-
ность
воздействий
человека
на
живую
природу
:
изменение
химиче
-
ского
состава
воздуха
,
осушение
болот
,
вырубка
лесов
,
охота
,
заго
-
товка
растительного
сырья
и
т
.
д
.
2.1.3
Воздействие
экологических
факторов
на
организм
Экологические
факторы
всегда
действуют
совместно
,
в
виде
сложного
комплекса
.
Все
факторы
среды
взаимосвязаны
и
среди
них
нет
абсолютно
безразличных
для
организма
.
Действие
одного
факто
-
ра
может
ослабляться
или
усиливаться
совместным
действием
дру
-
гого
.
Так
,
например
,
нехватка
влаги
может
усилить
негативное
действие
высокой
температуры
воздуха
на
земноводных
.
Доста
-
точное
количество
пищи
для
зимующих
птиц
может
ослабить
от
-
рицательное
воздействие
на
них
низкой
температуры
.
Факторы
могут
действовать
на
организм
прямо
или
косвенно
.
Прямое
воздействие
экологического
фактора
—
непосредст
-
венное
влияние
компонента
среды
на
организм
.
Так
,
нападение
волка
на
косулю
является
примером
прямого
негатив
-
ного
действия
хищника
на
жертву
.
Перенос
ветром
семян
клена
является
примером
позитивного
действия
абиотического
фактора
на
организм
.
Косвенное
воздействие
экологического
фактора
—
опосредован
-
ное
влияние
на
организм
через
один
или
несколько
компонентов
среды
.
Примером
косвенного
воз
-
действия
антропогенного
фак
-
тора
может
служить
следующая
ситуация
.
Мелиорирование
за
-
болоченной
территории
вызва
-
ло
снижение
уровня
грунтовых
вод
,
что
привело
к
угнетению
елей
на
окраине
осушенного
болота
.
А
это
,
в
свою
очередь
,
способствовало
увеличению
численности
короеда
-
типографа
(Ips typographus)
(
рис
. 2.1.1),
повреждающего
ели
,
которые
в
Рисунок
2.1.1 —
Короед
-
типограф
Ре
по
зи
то
ри
й
Ба
рГ
У