ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2020
Просмотров: 4745
Скачиваний: 5
л о д н ы , н о ч т о о н и о д н о в р е м е н н о
ч р е з м е р н о ч у в с т в и
т е л ь н ы и х о л о д н ы , в соверш енно различны х пропорциях.
И з н а
шего шизоидного м атери ала, мы можем составить последовательны й р я д ,
к о т о р ы й
н ач и н ается тем и, которых я обозначаю типом „Г е л ь д ер л и н а^ , т. с.
н атуры чрезвы чайно впечатлительны е, крайне неж ны е, постоянно р а н и
м ы е, подобно мимозе, представляю щ ие „сплош ь н ервы “ , а з а к а н ч и в а е т с я
теми
холодными, застывш ими, почти безжизненными развалп п ам п т я г
чайшей
D e m e n tia ргаесох, которые тупо, к ак животные, п р озяб аю т в
углу палаты . Но даж е на наиболее неж ны х п редставителях группы
мимоз, мы ощ ущ аем ещ е легкий незаметный налет ар и сто к р ати ч еск о го
хол ода п отчужденности, мы чувствуем в них аути сти ческую с о с р е д о
точенность чувств на строго ограниченном круге избранны х лю дей п
предметов; п мы слышим иногда от них резкие неприязненны е з а м е ч а
ния по поводу люден, не вошедших в этот круг и д ля которы х у нпх
угасла способность аффективного резон ан са. „М ежду мною и лю дьм и —
стекляная перегородка
сказал мне недавно такой шнзоид с н еп о д р а
жаемой меткостью. Эту тонкую, твердую , раскалы ваю щ ую ся па о стр ы е
обломки стекляную перегородку мы чувствуем даж е в чрезвы чайно м я г
ком представителе группы мимоз
Гельдерлине, ставш ем впоследствии
кататоником; еще яснее мы ее чувствуем у ставш его впоследствии ш и зо ф р е
ником Стриндберга г), который говорит о себе:
„Я
тверд, к а к л ед , и
при
этом чувствителен до
сантиментальности'1.
Этот тви мимозы
л у ч ш е
всего изучать на гениальны х ш изоидах, по мы находим его в сегд а
и среди обычного больничного м атери ала, особенно среди и н т е л л и
гентных и образованных больных, в препсихотическом состоянии и в н а
чальных стадиях психоза.
От этого полюса, где находится мимозо-нодобный тип, вед ет л ест н и ц а
от ряд а шизоидных темпераментов к холодному, тупому полюсу; при этом
„твердое, как лед" (или тупое, к а к кож а) все больш е н а р о е т а е т , а
„чувствительное до сантиментальности“ убы вает. Но даж е и ср еди п р е
имущественно холодной и аффективно-бедной половины наш его м а т е
р и ал а мы довольно часто находим, при более интимном подходе к н а
шим шизоидам, под лишенным аф ф екта,
застывшим
покровом, где-то
глубоко
внутри
судорожно
скрытое
неж ное
и ндивидуальное яд р о
самой уязвимой нервной чувствительности.
„В ы вовсе не з н а е т е , до
чего мне все это больно11, ск азал недавно своим родителям страдаю щ ий
гобефренией ш кольник, в котором внеш не п р оявл яли сь только н еп реодо-
!) Сравнить с этим прекрасную патографию Ш т о р х а : С триндберг в
свете своей автобиографии. Патографический этюд. Висбаден, Б е р г м а н н.
Grenzfragen d. N ervenlebens und Seel enlebens.
1;}
r
Темпераменты ________
лимоо су х о е равнодуш но, вялость и абсолютное отсутствие тем п ера
мента. Б л о и л е р первый отметил,
что и мумпоподобные старые оби
тате л и больниц, на которы х мы привыкли смотреть, как на типы наи-
о ол ео глубокого аф ф ективного слабоумия, могут еще сохранять остатки
„к о м п л ек со в 11,
отдельны е чрезмерно
чувствительные места в своей
душ евн ой жизни, прикосновенно к которым вызывает внезапную п ора
зи тельную реакцию . II нам приходится постоянно наблюдать, как такое,
невидим ом у, соверш енно бесчувственное кататоническое окаменение,
н аруш ен н ое каким-нибудь толчком, д ает вдруг из глубины колоссаль
ную аф ф екти вн ую вспы ш ку. Поэтому мы относительно некоторых шизо
ф р ен и ч ески х состоянии часто никак не можем сказать, сколько аф ф ек
тивного н ап ряж ен и я и сколько действительной аффективной тупости
к р о е т с я в их резком оцепенении.
О т н о ш е н и е ,
в
к о т о р о м с м е ш а н ы у о т д е л ь н ы х ш и з о-
и д о в
г и п е р э с т е т н ч е с к и е и а н э с т е т и ч е с к п е
э л е м е н т ы
с к а л ы ш и з о и д н о г о х а р а к т е р а , м ы н а з ы в а е м п х п с и х -
э с т е т и ч е с к о й п р о п о р ц и е й . Вспомним, что и при циклоидных
тем п е р ам е н т а х мы находили соверш енно аналогичные диатетические про
порции или пропорции настроения. Там мы тоже находили меньше всего
абсолю тн о грустны х пли абсолютно веселых людей и чаще наслоения и
к о л еб ан и я меж ду веселым п грустным. У солнечно-веселы х мы также
часто обнаруж ивали явственно депрессивный фон, а следы юмора нахо
дили д аж е в самы х м еланхоличны х темпераментах.
Пропорции настроения
ц и к л о и д о в
дают
в о л н о о б р а з н ы е
к о
л е б а н и я ,
П сн хэстети ч еская
пропорция
ш и зо и д о в
с
м
е
щ
а е
т с я,
и н ы м и
словами, отношение между гиперэстетпческои и анэстетпческоп
частям и тем п ерам ен та м еняется у многих шизоидов на протяжешш
ж и зн и толчками, без возврата,однако, к исходному пункту. И у средних здо
ровы х лю дей со срециим темпераментом психэстезия достигает своего
а п о ге я в типичной и сантиментальной окраске чрезмерности и чувстви
тел ьн о сти , свойственной периоду полового созревания, после же 25-лет
н ач и н ае т постепенно осты вать до известной спокойной солидности миро
в о ззр ен и я ,
а
часто и до отрезвляю щ е-пош лого и сухого
безразличия.
С т у д е н ч е с к а я песнь хорош о отраж ает это остывшее филистерское
ч ув
ство среднего человека, оглядывающ егося на период своей юности.
С д в и ж е н и е
н с п х э с т е т и ч е с к о й п р о п о р ц и и шизоидов
идет
часто
п араллельно
этому
нормальному
развитию,
яв л яя сь
одноврем енно
его
углубленной
формой. Если проследить жизнь ши
зо ф р е н и к а Г ельдерли н а,
начиная с
восхитительной нежности моло
ды х
л ет
его
поэтического творчества и до сумеречного тупоумия
Шнзондиые темпераменты
14D
его д есятки лет дливш егося кататон ического
п ро зяб ан и я, в ней это
сдвижение п р о яв л яется классически. Этот переход от ги п ер эстсти ческо го
к анэстетп ческом у полюсу с уж асаю щ ей ясностью п ер еж и в ае тся
б о л ее
развитыми суб’ектам и, к а к постепенное внутренн ее о х л аж д ен и е г). Г е л ь
дерлин описы вает его в следую щ их стихах:
„Г де ты? Я мало жил, но холодом дыш ет уж мои в е ч е р . И вот
я здесь безмолвный, подобный тени; и уж е без песни д р ем л ет н груди
треп ещ у щ ее сер д ц е14.
Аналогичным
образом, у целой
группы тал ан тл и вы х ш и зои дов,
неж ны х нервных и застенчивы х
в ранней
юности, в п ериоде п о ло
вого созревания и без душевного заболеван и я вдруг происходит бы стро,
к а к в теп ли це, расцвет всех способностей и возмож ностей в об ласти
чувств на почве колоссально повышенной раздраж им ости пх т е м п е
рам ента
в смысле элегической нежности
или
эксц ен три чн о - н ап ы
щенного юношеского пафоса. Ч е р ез н есколько л ет они п р ев р ащ а ю тся
в едва терпимых средних бюргеров, становящ ихся п остеп ен н о все б олее
бесцветными, холодными, дичащ имися, молчаливыми и сухими. В о лн а
полового созревания поднимает пх выш е и оп у скает ниже н орм альны х
людей.
Или так:
психэстетнческое сдвижение происходит п о степ ен н о и
незаметно в течение продолжительного периода жизни, не о гр ан и ч и в а
ясь определенным возрастом. По при всех этих р азн о о б р азн ы х в о зм о ж
ностях сдвижение пропорции у шизоидов происходит в се-так и ч ащ е
всего по н а п р а в л е н и ю о т г и п е р э с т с т и ч е с к о г о п о л ю с а
к а н э с т е т и ч е с к о м у, от раздраж ен ия к п арали чу. В ы р а ж а я с ь
схематически, это сдвижение происходит таким образом , что п осле п ервой
стадии общей чрезмерной чувствительности тер я ется преж де всего а ф ф е к
тивный резонанс на все чужое д ля данной личности,
в то в р ем я
150
Темпераменты_________ __
!) 'Го, что мы при осгрой шизофрении определяем, как „ и з м е н е и и е
с о з н а н и я
о к р у ж а ю щ е г о "
и
„ и з м е н е н и е с о з н а н и я л и ч н о с т и “,
т о ж е ,
покоится, вероятно, отчасти на пснхэстетическом сдвижении. При этом
изменения в силе свойств ощущений и в привычных для отдельны х об’ектов
оттенках чувств, то анэстезия, то гиперэстезия, создают впечатление чего-то
нового, неслыханного, то странно громкого, яркого и значительного, то неп риятн о
холодного и чужого, то опять такн непонятно знакомого. Б р е д в о з д е й с т в и я
и
п р е с л е д о в а н и я
также, повиднмому, имеют свои корни в этих внезапны х
и неприятных сдвигах психэстетичеекого освещения. Выть может, изменения
в
ф и з и ч е с к и х и ч у в с т в е н н ы х о щ у щ е н и я х , на которые ж алую тся
вначале многие шизофреники, являю тся биологическими симптомами, п а р ал
лельными этому пепхэстетнческому смещению.
к а к все он присущ ее, все само но себе уже
окраш енное в более
сильны е тон а, ещ е сохраняет способность вызывать афф екты . К огда
;ке и этн последние утрачиваю т свою аффективную
силу, наступает
третий период —период афф ективного слабоумия.
А
л л о п с и х н ч е с к и 0
р е з о н а н с у г а с а е т р а н ь ш е , ч е м а у т о п с и х п ч е с к u'.ii. Полу-,
отупевш ий образованны й ш изофреник мечтает в это переходное время,
к а к бы ему сделаться актером или музыкантом. Самопзображение еще
п ри вл ек ает; в крайнем случае такж е это футуристической художник,
ноэт-эксиресснонпст, изобретатель и творец абстрактных схематических
ф и лософ ских систем. Это несоответствие
отмирающего
аллопсихпче-
окого п ещ е чрезвычайно чувствительного аутоясихического резонанса,
часто с большой закономерностью д ает в результате высокую степень
переоц ен ки собственной личности. Ясно, что нз этих пеихэстетпческпх
пропорции долж на возникнуть соверш енно ложная картина взаимной
оценки личности и внешнего мира. Таким образом,
мы
можем предста
вить се б е , что многие шпзонды в течение жизни претерпевают посте
пен ное охлаж дение тем перам ента по направлению снаружи
кнутрп,*
т а к что при все возрастаю щ ем торандном оцепенении наружных слоев,
в н у тр е н н ее , все более суживающ ееся ядро остается нежным и чрез
м ерно чувствительным. Это образное представление вполне совпадает (
тем странным фактом, что даж е наиболее чувствительные и топкие
ш и
з о и д ы
при поверхностном знакомстве с ними кажутся покрытыми тон
ким ледяны м слоем и, наоборот, даж е при самом тяжелом шизофрени
ческом оцепенении мы можем получить живую реакцию
повышенной
чувствительности, если случайно коснемся интимных комплексов. „Это
к а п л я огненного вина в бочонке со л ьд ом "— очень красиво выразился
Г е б б е л ь о здоровом шизотн.мико У л а н д е.
З д ес ь надо добавить, что стадия абсолютной повышенной возбудн-
мостп, т а к ж е к а к и стадия абсолютного аффективного охлаждения я в
л я ю тс я , строго говоря, только теоретической фикцией, которая в дей
ствительности вряд ли встречается в полном об‘еме. Практически нам
п риходится сталкиваться почти всегда с психэстетнческой пропорцией:
повы ш енной чувствительностью и холодом в определенном изменчивом
смеш ении. Только часть шизоидов типично проходит свой путь от вы
раж ен ного гинерэстетнчоского к преимущественно анэстетическому по
лю су; часть остается гиперэстетпчной, часть торнидна по преимуще
ству уж е ripn появлении на свет. Н аконец, в отдельных случаях п ер е
несш ие ш изофренический психоз становятся еще гниерэстетичнее, чем
были до этого; таков был С т р и н д б с р г .
ТТТпзопдныс темпераменты
151
С о ц и а л ь н а я у с т а н о в к а .
А у т и з м , к а к симптом шизоидного тем перам ента, су щ ествен н о м е
н яет сзо й оттенок в зависимости от псн хэстети ческой ск ал ы к а ж д о го
отдельного ш изоида. Б ы ваю т случаи, когда аутизм я в л я е тс я п р е и м у щ е
ственно симптомом чрезмерной возбудимости. Т акие чрезмерно в о зб у
димые шизоиды воспринимаю т, к а к нечто р езк о е, б езо б р азн о е, г р у б о е ,
н еп р и вл ек ател ьн ое, даж е к а к причиняю щ ее душ евную б о ль, все гр о м
ки е то н а и ярк и е
краски
реальной жизни, которы е для ц и к лоп д о в и
средн и х людей являю тся желанным и необходимым возбуж даю щ им э л е
ментом. Их аутизм— какое то болезненное судорож ное зам ы к ан и е в се б е
самом. Они всячески пытаются оградить себя от внеш них р а зд р а ж е н и й ,
смягчить их, они закры ваю т ставни своих домов, чтобы в неж ном см яг
ченном полумраке вести „бедную действием и богатую мы слями “ ф а н т а
стическую жизнь в грезах
( Г е л ь д е р л и н ) . Они ищ ут о д и н о ч ества,
чтобы спрятаться „в шелковый кокон своей д у ш и “ , к а к к р а си в о го в о
рит о себе Стриндберг. Они отдают предпочтение н екоторы м о п р е д е
ленны м формам среды, которые не причиняю т боли и не р а н я т : а р и
стократической холодной салонной среде, м ехан ической, ав то м ати ч еск и
протекающей работе
в
конторе, уединенной красивой п р ирод е, с т а р и н е ,
далеким эпохам, кабинету ученого. Е сли пшзотимнк из
архи-цивилизо-
ванного, пресыщенного светского ч еловека п р ев р ащ ается во вз ’е р о ш е н
ного анархиста, как Т о л с т о й , то ск ач ек этот совсем не т а к в е л и к с
точки зрения самого шизотимика. К ак та, так и д р у гая с р е д а даю т ем у одно
и то же, единственное, чего он вообщ е ж е л а ет от виеш него м и ра: п о
щады его гиперэстезии.
Аутизм анэстетиков по преимущ еству я в л я е т с я , н ап ро ти в, п р о
стым отсутствием чувства, отсутствием аф ф ективного р е зо н а н с а н а о к р у
ж аю щ ее, которое не представляет и н тереса д л я их жнзни ч увств н н а
законны е интересы которого они не откликаю тся. Они з а м ы к а ю т с я в
се б е , потому что у них нет основания поступать и наче, потому ч то т о ,
что вне их, ничем их не привлекает.
Н о аутизм больш инства шизоидов и ш изоф реников см еш ан из о б о
их частей тем перам ента в самы х различны х п р оп о рц и ях; он п р е д с т а в
л я е т равнодуш ие с налетом враж дебности и боязливости; это часто
одновременно н холод, и мольба о п окое. С удорога и п ар ал и ч в одном
образе.
С о ц и а л ь н а я у с т а н о в к а ш изоидов т а к же, к а к и зд ор овы х
шизотимиков, о которы х мы ещ е будем говорить, в ы т е к а е т н з то л ьк о
что описанны х психэстетических отнош ений. Ш изоиды или со в ер ш ен н о
^52
Темпераменты
__