Файл: Krechmer_E_Stroenie_tela_i_kharakter__1924.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 4370

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

л о д н ы ,   н о   ч т о   о н и   о д н о в р е м е н н о  

ч р е з м е р н о   ч у в с т в и ­

т е л ь н ы   и  х о л о д н ы ,   в  соверш енно  различны х  пропорциях. 

И з  н а ­

шего  шизоидного  м атери ала,  мы  можем  составить  последовательны й  р я д , 

к о т о р ы й  

н ач и н ается тем и, которых  я   обозначаю  типом  „Г е л ь д ер л и н а^ ,  т.  с. 

н атуры   чрезвы чайно  впечатлительны е,  крайне  неж ны е,  постоянно  р а н и ­

м ы е,  подобно  мимозе,  представляю щ ие  „сплош ь  н ервы “ ,  а   з а к а н ч и в а е т с я  

теми 

холодными,  застывш ими,  почти  безжизненными  развалп п ам п   т я г ­

чайшей 

D e m e n tia   ргаесох,  которые  тупо,  к ак   животные,  п р озяб аю т  в 

углу  палаты .  Но  даж е  на  наиболее  неж ны х  п редставителях  группы  

мимоз,  мы  ощ ущ аем  ещ е  легкий  незаметный  налет  ар и сто к р ати ч еск о го  

хол ода  п  отчужденности,  мы  чувствуем  в  них  аути сти ческую   с о с р е д о ­

точенность  чувств  на  строго  ограниченном  круге  избранны х  лю дей  п 

предметов;  п  мы  слышим  иногда  от  них  резкие  неприязненны е  з а м е ч а ­

ния  по  поводу  люден,  не  вошедших  в  этот  круг  и  д ля  которы х  у  нпх 

угасла  способность  аффективного  резон ан са.  „М ежду  мною  и  лю дьм и —  

стекляная  перегородка 

сказал  мне  недавно  такой  шнзоид  с  н еп о д р а­

жаемой  меткостью.  Эту  тонкую,  твердую ,  раскалы ваю щ ую ся  па  о стр ы е 

обломки  стекляную  перегородку  мы  чувствуем  даж е  в  чрезвы чайно  м я г­

ком  представителе  группы  мимоз 

Гельдерлине,  ставш ем  впоследствии 

кататоником;  еще яснее мы ее чувствуем у ставш его впоследствии ш и зо ф р е ­

ником  Стриндберга  г),  который  говорит  о  себе: 

„Я  

тверд,  к а к   л ед ,  и 

при 

этом  чувствителен  до 

сантиментальности'1. 

Этот  тви  мимозы 

л у ч ш е 

всего  изучать  на  гениальны х  ш изоидах,  по  мы  находим  его  в сегд а 

и  среди  обычного  больничного  м атери ала,  особенно  среди  и н т е л л и ­

гентных  и  образованных  больных,  в  препсихотическом  состоянии  и  в  н а ­

чальных  стадиях  психоза.

От этого  полюса,  где  находится мимозо-нодобный  тип,  вед ет л ест н и ц а 

от  ряд а  шизоидных  темпераментов  к  холодному,  тупому  полюсу;  при  этом 

„твердое,  как  лед"  (или  тупое,  к а к   кож а)  все  больш е  н а р о е т а е т ,  а 

„чувствительное  до  сантиментальности“  убы вает.  Но  даж е  и  ср еди   п р е ­

имущественно  холодной  и  аффективно-бедной  половины  наш его  м а т е ­

р и ал а  мы  довольно  часто  находим,  при  более  интимном  подходе  к   н а ­

шим  шизоидам,  под  лишенным  аф ф екта, 

застывшим 

покровом,  где-то 

глубоко 

внутри 

судорожно 

скрытое 

неж ное 

и ндивидуальное  яд р о 

самой  уязвимой  нервной  чувствительности. 

„В ы   вовсе  не  з н а е т е ,  до 

чего  мне  все  это  больно11,  ск азал   недавно  своим  родителям   страдаю щ ий 

гобефренией  ш кольник,  в  котором  внеш не  п р оявл яли сь  только  н еп реодо-

!)  Сравнить  с  этим  прекрасную  патографию  Ш т о р  х а :   С триндберг  в 

свете  своей  автобиографии.  Патографический  этюд.  Висбаден,  Б е р г м а н   н. 
Grenzfragen  d.  N ervenlebens  und  Seel enlebens.

1;}

r

 

Темпераменты  ________


background image

лимоо  су х о е  равнодуш но,  вялость  и  абсолютное  отсутствие  тем п ера­

мента.  Б  л о и л  е р  первый  отметил, 

что  и  мумпоподобные  старые  оби­

тате л и   больниц,  на  которы х  мы  привыкли  смотреть,  как  на  типы  наи- 

о ол ео  глубокого  аф ф ективного  слабоумия,  могут  еще  сохранять  остатки 

„к о м п л ек со в 11, 

отдельны е  чрезмерно 

чувствительные  места  в  своей 

душ евн ой   жизни,  прикосновенно  к   которым  вызывает  внезапную   п ора­

зи тельную   реакцию .  II  нам  приходится  постоянно  наблюдать,  как  такое, 

невидим ом у,  соверш енно  бесчувственное  кататоническое  окаменение, 

н аруш ен н ое  каким-нибудь  толчком,  д ает  вдруг  из  глубины  колоссаль­

ную  аф ф екти вн ую   вспы ш ку.  Поэтому  мы  относительно  некоторых  шизо­

ф р ен и ч ески х   состоянии  часто  никак  не  можем  сказать,  сколько  аф ф ек­

тивного  н ап ряж ен и я  и  сколько  действительной  аффективной  тупости 

к р о е т с я   в  их  резком  оцепенении.

О т  н о ш е н и е ,  

в

  к о т о р о м   с м е ш а н ы   у  о т д е л ь н ы х   ш и з  о- 

и д  о в 

г и п е р э с т е т н ч е с к и е   и  а н э с т е т и ч е с к п е  

э л е м е н т ы  

с к а л ы   ш и з о и д н о г о   х а р а к т е р а ,   м ы   н а з ы в а е м   п х   п с и х -  

э с т е т и ч е с к о й   п р о п о р ц и е й .   Вспомним,  что  и  при  циклоидных 

тем п е р ам е н т а х   мы  находили  соверш енно  аналогичные  диатетические про­

порции  или  пропорции  настроения.  Там  мы  тоже  находили  меньше  всего 

абсолю тн о  грустны х  пли  абсолютно  веселых  людей  и  чаще  наслоения  и 

к о л еб ан и я  меж ду  веселым  п  грустным.  У  солнечно-веселы х  мы  также 

часто  обнаруж ивали  явственно  депрессивный  фон,  а  следы  юмора  нахо­

дили  д аж е  в  самы х  м еланхоличны х  темпераментах.

Пропорции  настроения 

ц и к л о и д о в  

дают 

в о л н о о б р а з н ы е  

к о ­

л е б а н и я ,  

П сн хэстети ч еская 

пропорция 

ш и зо и д о в  

с 

м 

е 

щ 

а  е 

т с я, 

и н ы м и  

словами,  отношение  между  гиперэстетпческои  и  анэстетпческоп 

частям и   тем п ерам ен та  м еняется  у  многих  шизоидов  на  протяжешш 

ж и зн и  толчками, без  возврата,однако,  к исходному пункту.  И у средних  здо­

ровы х  лю дей  со  срециим  темпераментом  психэстезия  достигает  своего 

а п о ге я   в  типичной  и  сантиментальной  окраске  чрезмерности  и  чувстви­

тел ьн о сти ,  свойственной  периоду  полового  созревания,  после  же  25-лет 

н ач и н ае т   постепенно  осты вать  до  известной  спокойной  солидности  миро­

в о ззр ен и я , 

а  

часто  и  до  отрезвляю щ е-пош лого  и  сухого 

безразличия. 

С т у д е н ч е с к а я   песнь  хорош о  отраж ает  это  остывшее  филистерское 

ч ув­

ство  среднего  человека,  оглядывающ егося  на  период  своей  юности.

С д в и ж е н и е  

н с п х э с т е т и ч е с к о й   п р о п о р ц и и   шизоидов 

идет 

часто 

п араллельно 

этому 

нормальному 

развитию, 

яв л яя сь  

одноврем енно 

его 

углубленной 

формой.  Если  проследить  жизнь  ши­

зо ф р е н и к а   Г ельдерли н а, 

начиная  с 

восхитительной  нежности  моло­

ды х 

л ет 

его 

поэтического  творчества  и  до  сумеречного  тупоумия

Шнзондиые  темпераменты 

14D


background image

его  д есятки   лет  дливш егося  кататон ического 

п ро зяб ан и я,  в  ней  это 

сдвижение  п р о яв л яется  классически.  Этот  переход  от  ги п ер эстсти ческо го  

к  анэстетп ческом у  полюсу  с  уж асаю щ ей  ясностью   п ер еж и в ае тся 

б о л ее 

развитыми  суб’ектам и,  к а к   постепенное  внутренн ее  о х л аж д ен и е  г).  Г е л ь ­

дерлин  описы вает  его  в  следую щ их  стихах:

„Г де  ты?  Я   мало  жил,  но  холодом  дыш ет  уж   мои  в е ч е р .  И   вот 

я   здесь  безмолвный,  подобный  тени;  и  уж е  без  песни  д р ем л ет  н  груди 

треп ещ у щ ее  сер д ц е14.

Аналогичным 

образом,  у  целой 

группы  тал ан тл и вы х   ш и зои дов, 

неж ны х  нервных  и  застенчивы х 

в  ранней 

юности,  в  п ериоде  п о ло ­

вого  созревания  и  без  душевного  заболеван и я  вдруг  происходит бы стро, 

к а к   в  теп ли це,  расцвет  всех  способностей  и  возмож ностей  в  об ласти  

чувств  на  почве  колоссально  повышенной  раздраж им ости  пх  т е м п е ­

рам ента 

в  смысле  элегической  нежности 

или 

эксц ен три чн о  - н ап ы ­

щенного  юношеского  пафоса.  Ч е р ез  н есколько  л ет  они  п р ев р ащ а ю тся 

в  едва  терпимых  средних  бюргеров,  становящ ихся  п остеп ен н о  все  б олее 

бесцветными,  холодными,  дичащ имися,  молчаливыми  и  сухими.  В о лн а 

полового  созревания  поднимает  пх  выш е  и  оп у скает  ниже  н орм альны х 
людей.

Или  так: 

психэстетнческое  сдвижение  происходит  п о степ ен н о   и 

незаметно  в  течение  продолжительного  периода  жизни,  не  о гр ан и ч и в а­

ясь  определенным  возрастом.  По  при  всех  этих  р азн о о б р азн ы х   в о зм о ж ­

ностях  сдвижение  пропорции  у  шизоидов  происходит  в се-так и   ч ащ е 

всего  по  н а п р а в л е н и ю   о т   г и п е р э с т с т и ч е с к о г о   п о л ю с а  

к  а  н  э  с т   е  т  и  ч  е  с  к  о  м  у,  от  раздраж ен ия  к   п арали чу.  В ы р а ж а я с ь  

схематически,  это  сдвижение  происходит  таким  образом ,  что п осле п ервой  

стадии  общей  чрезмерной  чувствительности  тер я ется  преж де  всего а ф ф е к ­

тивный  резонанс  на  все  чужое  д ля  данной  личности, 

в  то  в р ем я

150 

Темпераменты_________ __

!)  'Го,  что  мы  при  осгрой  шизофрении  определяем,  как  „ и з м е н е   и  и  е 

с о з н а н и я  

о к р у ж а ю щ е г о "  

и  

„ и з м е н е н и е   с о з н а н и я   л и ч н о с т   и “, 

т о ж е ,  

покоится,  вероятно,  отчасти  на  пснхэстетическом  сдвижении.  При  этом 

изменения  в  силе  свойств  ощущений  и  в  привычных  для  отдельны х  об’ектов 

оттенках  чувств,  то  анэстезия,  то  гиперэстезия,  создают  впечатление  чего-то 

нового, неслыханного,  то  странно  громкого, яркого и значительного, то  неп риятн о­

холодного  и  чужого, то  опять такн непонятно знакомого.  Б р е д   в о з д е й с т в и я  
и 

п р е с л е д о в а н и я  

также,  повиднмому,  имеют  свои  корни  в этих внезапны х 

и  неприятных  сдвигах  психэстетичеекого  освещения.  Выть  может,  изменения 
в 

ф и з и ч е с к и х   и  ч у в с т в е н н ы х   о щ у щ е н и я х ,   на  которые ж алую тся 

вначале  многие  шизофреники,  являю тся  биологическими  симптомами,  п а р ал ­

лельными  этому  пепхэстетнческому  смещению.


background image

к а к   все  он  присущ ее,  все  само  но  себе  уже 

окраш енное  в  более 

сильны е  тон а,  ещ е  сохраняет  способность  вызывать  афф екты .  К огда 

;ке  и  этн  последние  утрачиваю т  свою  аффективную 

силу,  наступает 

третий  период —период  афф ективного  слабоумия. 

А

  л л о п с и х н ч е с к и 0 

р е з о н а н с   у г а с а е т   р а н ь ш е ,   ч е м  а у  т о  п с и х п ч  е с к u'.ii.  Полу-, 

отупевш ий  образованны й  ш изофреник  мечтает  в  это  переходное  время, 

к а к   бы  ему  сделаться  актером  или  музыкантом.  Самопзображение  еще 

п ри вл ек ает;  в  крайнем  случае  такж е  это  футуристической  художник, 

ноэт-эксиресснонпст,  изобретатель  и  творец  абстрактных  схематических 

ф и лософ ских  систем.  Это  несоответствие 

отмирающего 

аллопсихпче- 

окого  п  ещ е  чрезвычайно  чувствительного  аутоясихического  резонанса, 

часто  с  большой  закономерностью   д ает  в  результате  высокую  степень 

переоц ен ки   собственной  личности.  Ясно,  что  нз  этих  пеихэстетпческпх 

пропорции  долж на  возникнуть  соверш енно  ложная  картина  взаимной 

оценки  личности  и  внешнего  мира.  Таким  образом, 

мы 

можем  предста­

вить  се б е ,  что  многие  шпзонды  в  течение  жизни  претерпевают  посте­

пен ное  охлаж дение  тем перам ента  по  направлению  снаружи 

кнутрп,* 

т а к   что  при  все  возрастаю щ ем  торандном  оцепенении  наружных  слоев, 

в н у тр е н н ее ,  все  более  суживающ ееся  ядро  остается  нежным  и  чрез­

м ерно  чувствительным.  Это  образное  представление  вполне  совпадает  ( 

тем  странным  фактом,  что  даж е  наиболее  чувствительные  и  топкие 

ш и­

з о и д ы  

при  поверхностном  знакомстве  с  ними  кажутся  покрытыми  тон­

ким  ледяны м   слоем  и,  наоборот,  даж е  при  самом  тяжелом  шизофрени­

ческом  оцепенении  мы  можем  получить  живую  реакцию 

повышенной 

чувствительности,  если  случайно  коснемся  интимных  комплексов.  „Это 

к а п л я   огненного  вина  в  бочонке  со  л ьд ом "— очень  красиво  выразился 

Г  е  б  б  е  л  ь  о  здоровом  шизотн.мико  У л а н  д  е.

З д ес ь   надо  добавить,  что  стадия  абсолютной  повышенной  возбудн- 

мостп,  т а к   ж е  к а к   и  стадия  абсолютного  аффективного  охлаждения  я в ­

л я ю тс я ,  строго  говоря,  только  теоретической  фикцией,  которая  в  дей­

ствительности  вряд  ли  встречается  в  полном  об‘еме.  Практически  нам 

п риходится  сталкиваться  почти  всегда  с  психэстетнческой  пропорцией: 

повы ш енной  чувствительностью   и  холодом  в  определенном  изменчивом 

смеш ении.  Только  часть  шизоидов  типично  проходит  свой  путь  от  вы ­

раж ен ного  гинерэстетнчоского  к  преимущественно  анэстетическому  по­

лю су;  часть  остается  гиперэстетпчной,  часть  торнидна  по  преимуще­

ству  уж е  ripn  появлении  на  свет.  Н аконец,  в  отдельных  случаях  п ер е­

несш ие  ш изофренический  психоз  становятся  еще  гниерэстетичнее,  чем 

были  до  этого;  таков  был  С т р и н д б с р г .

ТТТпзопдныс  темпераменты 

151


background image

С о ц и а л ь н а я   у с т а н о в к а .

А у т и з м ,   к а к   симптом  шизоидного  тем перам ента,  су щ ествен н о м е ­

н яет  сзо й   оттенок  в  зависимости  от  псн хэстети ческой   ск ал ы   к а ж д о го  

отдельного  ш изоида.  Б ы ваю т  случаи,  когда  аутизм  я в л я е тс я   п р е и м у щ е ­

ственно  симптомом  чрезмерной  возбудимости.  Т акие  чрезмерно  в о зб у ­

димые  шизоиды  воспринимаю т,  к а к   нечто  р езк о е,  б езо б р азн о е,  г р у б о е , 

н еп р и вл ек ател ьн ое,  даж е  к а к   причиняю щ ее  душ евную   б о ль,  все  гр о м ­

ки е  то н а  и  ярк и е 

краски  

реальной  жизни,  которы е  для  ц и к лоп д о в  и 

средн и х  людей  являю тся  желанным  и  необходимым  возбуж даю щ им  э л е ­

ментом.  Их  аутизм— какое  то  болезненное  судорож ное  зам ы к ан и е  в  се б е 

самом.  Они  всячески  пытаются  оградить  себя  от  внеш них  р а зд р а ж е н и й , 

смягчить  их,  они закры ваю т  ставни  своих  домов,  чтобы  в  неж ном  см яг­

ченном  полумраке  вести  „бедную  действием  и  богатую   мы слями  “ ф а н т а ­

стическую  жизнь  в  грезах 

( Г е л ь д е р л и н ) .   Они  ищ ут  о д и н о ч ества, 

чтобы  спрятаться  „в  шелковый  кокон  своей  д у ш и “ ,  к а к   к р а си в о   го в о ­

рит  о  себе  Стриндберг.  Они  отдают  предпочтение  н екоторы м   о п р е д е ­

ленны м   формам  среды,  которые  не  причиняю т  боли  и  не  р а н я т :  а р и ­

стократической  холодной  салонной  среде,  м ехан ической,  ав то м ати ч еск и  

протекающей  работе 

в

  конторе,  уединенной  красивой  п р ирод е,  с т а р и н е , 

далеким  эпохам,  кабинету  ученого.  Е сли  пшзотимнк  из 

архи-цивилизо-

 

ванного,  пресыщенного  светского  ч еловека  п р ев р ащ ается  во  вз ’е р о ш е н ­

ного  анархиста,  как  Т о л с т о й ,   то  ск ач ек   этот  совсем  не  т а к   в е л и к   с 

точки  зрения самого  шизотимика. К ак та,  так   и  д р у гая   с р е д а  даю т  ем у одно 

и  то  же,  единственное,  чего  он  вообщ е  ж е л а ет   от  виеш него  м и ра:  п о ­

щады  его  гиперэстезии.

Аутизм  анэстетиков  по  преимущ еству  я в л я е т с я ,  н ап ро ти в,  п р о ­

стым  отсутствием  чувства,  отсутствием  аф ф ективного  р е зо н а н с а   н а   о к р у ­

ж аю щ ее,  которое  не  представляет  и н тереса  д л я  их  жнзни  ч увств  н  н а 

законны е  интересы  которого  они  не  откликаю тся.  Они  з а м ы к а ю т с я   в 

се б е ,  потому  что  у  них  нет  основания  поступать  и наче,  потому  ч то   т о , 

что  вне  их,  ничем  их  не  привлекает.

Н о  аутизм  больш инства  шизоидов  и  ш изоф реников  см еш ан   из  о б о ­

их  частей   тем перам ента  в  самы х  различны х  п р оп о рц и ях;  он  п р е д с т а в ­

л я е т   равнодуш ие  с  налетом  враж дебности  и  боязливости;  это  часто 

одновременно  н  холод,  и  мольба  о  п окое.  С удорога  и  п ар ал и ч   в  одном 

образе.

С о ц и а л ь н а я   у с т а н о в к а   ш изоидов  т а к   же,  к а к   и  зд ор овы х  

шизотимиков,  о  которы х  мы  ещ е  будем  говорить,  в ы т е к а е т   н з  то л ьк о  

что  описанны х  психэстетических  отнош ений.  Ш изоиды  или  со в ер ш ен н о

^52 

Темпераменты 

__