ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2020
Просмотров: 4746
Скачиваний: 5
н е о б щ и т е л ь н ы или и з б и р а т е л ь н о о б щ и т е л ь н ы в маленьком
зам кн утом кругу или, наконец, п о в е р х н о с т н о о б щ и т е л ь н ы без
глубокой
связи с окружающ ими. Н еобщ ительность
шизоидов
имеет
р азл и ч н ы е оттенки: в редких слу ч аях это лиш енная аф ф екта тупость,
в больш инстве ж е случ аев она ноент явственный оттенок
неудоволь
ств и я,
прямого
отверган и я
то
более
защитного,
то
более агре-
сивиого
х а р а к т е р а .
Т акое
отвращ ение к общению с людьми
к о
л е б л е т с я между самой мягкой боязливостью, застенчивостью и робостыо>
с одной стороны , и ироническим холодом, ворчливой тупостью, с д ру
гой стороны , доходя до
крайне грубого активного человеконенавистни
ч е с т в а . З ам еч ател ьн ее всего то, что чувства отдельных шизоидов по
отнош ению к людям, с которыми они сталкиваются, отливают иногда
причудливыми цветами радуги: застенчивостью , иронией, недовольством,
грубостью . П рекрасны м характерологическим примером такого рода мо
ж е т служ ить шпзотимик Р о б е с п ь е р . II у шизофренических душев
но-больны х аф ф екти вн ая установка к внешнему миру очень часто но
ент е щ е этот х ар ак тер бдительности, напоминающей орла, как бы недо
в ерч и во
наблю даю щ его из-под полуопущенных
век
по
сторонам,
осторож но выдвигаю щ его когти и быстро втягивающего
их обратно.
С н ервной нащ упы ваю щ ей неуверенностью , особенно ирп встрече с чу
жим человеком , и ускается в ход весь имеющийся регистр пснхэстетиче-
ской
ск ал ы с полутонами. Эго чувство неуверенности передается и
зри телю ; иные
шизоиды производят впечатление
странно
неопреде
л ен н ы х, непроницаемых, чужих или капризных, пронырливых, даасе ко-
п арн ы х. По за защ итным колебанием установочны х аффектов шизоида
д ля стороннего наблю дателя всегда остается что-то, к чему он никак
не м ож ет близко подойти, чего он не .может постичь, что не
выяв
л я е т с я .
Р авны м образом застенчивость, эта чрезвычайно частая и в силь
н ы х сте п е н я х сп ец и ф ическая особенность шизоидного темперамента,
с л ага ю щ ая ся характерны м образом из задерж ки течения мысли н оце
п ен ен и я двигательной способности, я в л я е тся точным прототипом катато
н и ч ес к и х симптомов, но только перенесенных в более слабой форме
в хар актер о л о ги ю .
Застенчивость в таких
случаях
представляется
гиперэстетическим аф ф ектом при проникновении чужих лиц в аутисти
ческий зам кнуты й кр у г шнзоидной личности. Проникновение в него
п осторон него л иц а я в л я е тся уже само по себе чрезмерно сильным р а з
д раж ен и ем и потому воспринимается к а к чувство неудовольствия; это
ч р езм ер н ое разд раж ен ие отраж ается тетан и ч еск и -п ар али зую щ е на т е
чении мы слительны х процессов и на двигательных функциях. Эта бес
Шизоидные
темпераменты
153
154
пом ощ ная робость пород каж дой новой непривычной ситуацией и у п о р
ная ан ти патия к таким перем енам ситуации я в л я е тс я ги п ерэстетп ческн м
симптомом многих ш азопдных чудаков и педантов.
Особенно часто мы встречаем среди таких зас тен ч и в ы х , м е ч т а
тельн о неясных шизоидов л ю б и т е л е й к н и г
и п р и р о д ы. В то
в р ем я , к а к у циклондов любовь к книгам н природе, если о н а с у щ е
ств у ет, проистекает из равномерного проявления любви ко всем у с у щ е
ствую щ ему, а именно прежде всего к людям, а затем и к в е щ а м , с ф е
ра интересов
ш и з о и д н ы х
людей не обнаруж ивает такого р а в н о м е р н о го
распределени я аф ф екта.
Ш изоиды,
даже
из
н екультурной среды ,
очень часто бывают любителями природы и книг, но с известн ы м э л е к
тивным оттенком. Их побуждает к этому бегство от людей и в л е ч е н и е
ко всему, что спокойно и не причиняет боли. У некоторы х это в л е ч е
ние является как бы чем то прямо ком пенсаторны м. Всю о б а я т е л ь
ную неясность, на которую они способны и которую лю ди о т т а л
кивают, они изливают на прекрасную спокойную природу и к о л л ек ц и и
мертвых предметов.
Н аряду с этими спокоипыми мечтателями мы в стр еч аем
сродп
необщительных шизоидов, как характерную ф игуру, угрюмого ч у д а к а ,
который в своей замкнутой, не проветриваемой колье упорно в з р а щ и в а е т
свои идеи, будь то ипохондрические разм ы ш ления о собствен н ом зд о -
ровьи или технические изобретения, или чащ е всего к а к а я нцбудг»
метафизическая система мыслен, В более активной форме эти в зб а л м о ш
ные чудаки и упрямцы проявляют себ я в том, что внезап но п оки даю т
свой угол и как „прозревш ие11 и „о б р ащ ен н ы е11, отпустив
длинные
в о
лосы, начинают организовывать секты и проповоды вать вы сокие и д е а л ы
для человечества, простую пищу, гимнастику или религию б у д у щ е г о ,
или же все одновременно. Многие из этих активн ы х и з о б р е т а т е л е н и
пророков представляют, впрочем, сильное конституциональное см еш ени е
всех оттенков от ясно ш изофренического до резко гн п о м ан и а к ал ь н о го .
Преобладаю щ е
шизофренические при этом более странны , э к за л ь т и р о
ванны , чопорны, мистически-метафизичны , туманны и склон н ы к с и с т е
матизации н схематизации. Б олее же гипом аниакальпы е, н ао б о р о т , б езсп -
стемны, грубо шумливы, на подобие капуцинов, н аходчивы , с л о в о о х о т
ливы и непостоянны, к а к ртуть. Впрочем, я думаю , что и зо б р е тател и
и пророки ш изофреники реж е бывают препсихотикам и, ч аш е лее п р ед
ставляю т резидуальны е состояния или д аж е остры е психозы .
А утистическое удаление от лю дей порож дает, е с т е с т в е н н о , своп
собственный мир мы слей и излюбленных занятии. Но этого м ож ет и не
быть. Н екоторы е ш изоиды не продуктивны , особенно в п о сту п к ах п
Шизоидные темпераменты
м ы сл ях, а просто необщительны. Они ворчат или убегаю т, когда к ним
кто-нноудь подходит; пли же остаю тся и чувствуют себя мучениками.
Или ж е онп удивительно спокойны и просто немы .
У знаменитых
„в ел и к и х м олчальников" ( У л а н д , М о л ь т к е ) были и другие шпзотп*
м ичоские черты х а р а к т е р а .
JIa ряд у с обычной необщ ительностью мы, как на характерную
черту н екоторы х вы соко - одаренны х шизоидов, должны указать на их
и зби рательн ую общ ительность
в исключительном кругу.
Некоторые
тон ко чувствую щ ие аутпеты проявляю т определенное расположение к
какои -и ибудь определенной социальной среде, к определенному оттенку
ее психической атм осф еры , которую они повсюду ищут, как необходи
мый д л я них жизненны й элем ент. Это прежде всего сф ера утонченных
св етс к и х форм жизни, аристократического этикета. В отмеренном, при
глаж енн ом , сдерж анном формализме этого круга их тонкая душ а н а
ходит то, что им
нужно: красивую
л и н и ю
ж и з н и
,
не нарушаемую не
приятными изломами, а в личны х отнош ениях смягчение всех аф ф ек
тивных акцептов. Этот безличный культ формы маскирует то, чего так
часто н ед о стает п шизоидам; его холодная приветливая нарядность
м аски р у ет отсутствие сердечности и непосредственной свежести чувств,
ко то р о е и у этих тонких натур указы вает на начинающееся душевное
о х л аж д ен и е.
А р и с т о к р а т и з м некоторы х шизоидных натур сказы вается и
у п росты х люден в потребности держ аться в отдалении
от люден, в
подчеркнутом ж елании отличаться от других, быть лучше своих сограж
дан. С клонность к иравплы ю и литературной речи в среде, где так не
го в о р ят, служ ит иногда указанием на шизоидные пли шпзотимпческие
за д а т к и . То ж е относится и к изысканности в одежде и в уходе за
тел о м . При дальнейш ем развитии этих задатков эта педантичная кор
рек тн о сть и изы сканность могут с изменением испхэстетпчсскои про
порции вы литься в резкую противоположность. Мы часто встречаем в
к а ч е ств е чисто ш изофренического парадокса, что элегантность и неряш
ливость уж и ваю тся рядом у одного и того ж е суб 'екта, при чем и та, и
д р у га я могут быть вы раж ены в сильной степени. Эта холодная аристо
к р а т и ч е с к а я элегантность, которая бы вает очень стильна в некоторых
зд о р о вы х ш пзотнмпках, может быть прослеж ена через все переходные
ступ ен и ш изоидной личности вплоть до симптоматологии ш изофрениче
ского п си хоза. Зд есь мы ее встречаем в виде всем известной каррика-
ту р н о важ ной напы щ енности в речах п м анерах.
С ам ое главное в этой характерологической тенденции, это ее
и склю чительность, стремление к замкнутому кругу. Аутизм, распростра
няю щ и й ся и на одинаково м ы слящ их. Т аки е ш изоиды очень, р азб о р ч и в ы
в друлсбе, сосред оточи вая ее на одном лице. Н е р азр ы в н ы й сою з д вух
м е ч тат ел ь н ы х чудаков или небольш ой
избранны й
к р у ж о к
ю нош ей,
эф ирн ы й,
торж ественны й, зак реп л ен н ы й клятвам и и о тгр ан и ч ен н ы й от
сто я щ ей в стороне толпы; в п р ед ел ах его тот ж е эк ста з „ к у л ь т а лич-
н ости “ , вне его в с е —-„то лп а11, р езк о о тв ер гаем ая и п р е з и р а е м а я . И с т о
р и я молодости Г ельдерди н а я в л я е тс я наглядны м примером э т о м у .
В сем ьях ш изоф реников н еред ки хан ж и . М ногие ш и зо и ды р е л и
гиозны . И х религия склонна к мистически тр ан сд ед ен тал ь н о м у , или ж е
он а определенно ф ар и сей ск ая , л и ц ем ер н ая, н ап ы щ ен н а я,
с
т я г о т е
нием к замкнутому кругу или к индивидуальным п ричудам .
To-же и в области эротики. В место теп лой , естеств ен н о й п р и в я
занности— экстаз или р е зк а я холодность. И скан и е не кр аси во й д ев у ш к и ,
а „ ж е н щ и н ы “ ,
„абсолю та", ж енщ ины , религии и и ск у с ст в а в
о д
ном образе. С вятая или м е ге р а —середины ие с у щ е с т в у е т . С т р и н д -
б с р г — прекрасный пример подобного типа.
Третий вид социальной установки ш изоидов— п о в е р х и о с т и о
о б щ и т е л ь н а я
с о в м е с т н а я ж и з н ь б е з г л у б о к и х д у ш е в
н ы х о т н о ш е н и й . Т акие люди могут быть холодными, рассч етл п в ы м и .
ловкими дельцами, твердыми властителям и или холодны ми к а р ье р и с там и ,
или такж е равнодушными, вялыми или ироническими н ату р ам и , ко то р ы е
могут вращ аться среди людей разного рода, мало при этом ч у в с т в у я . Мы
коснемся этого типа подробнее, говоря о здо ро вы х ш и зо т п м и к ах .
Ш изоид не смеш ивается со средой. „С т е к л я н а я п е р е г о р о д к а " всегд а
сохраняется. У гиперэстетических типов р азв и в а етс я р е з к а я
а н т н-
т е з а: „ я “ и „ в н е ш н и й м и р “ . П остоянны й ч резм ерно о стры й с а м о а н а
лиз и сравнение: к ак я поступаю? К то несп раведли в ко мне? В чем я
ошибся? К а к я этого добьюсь? Особенно ясно вы сту п ает э т а ч е р т а в т а
лантливы х худож ественны х н ату р ах , которы е либо впоследствии з а б о л е
вали ш изофренией, либо семьи которы х подозрительны в этом отн о ш ен и и .
Т аковы : Г е л ь д е р л и н, С т р и н д б е р г, Л ю д о в и к И Б а в а р с к и й ,
Ф е й е р б а х , Т а с с о , М и к е л ь
А н д не е л о.
Это люди п осто ян н ы х
душ евн ы х конф ликтов, ж изнь которы х проходит, к а к ц еп ь тр аге д и й , к а к
единый тернисты й путь страданий. У них, если молено т а к в ы р а з и т ь с я , к а
кой-то естественны й тал ан т к трагическом у. Чистый цм клотим ик не в со
стоянии довести ситуацию до ее тр аги ч еск о го кон ц а; он у ж е зад о л го до
того п ри сп особляется к ней, а окруж аю щ ий мир п риспособи лся к нем у, так
к а к он подходит к окруж аю щ ем у прим иряю щ е и р ас су д и те л ьн о . Т а к о й зд о
ровой н атурой п и к н и ко — циклотимической группы был, н ап р и м ер , Г а н с
Т о м а , т а к ж е н еп ризн ан н ы й , к а к и Ф е й е р б а х , ж и зн ь к о т о р о го т е к л а
156
Т ем пераменты
Шизоидные темпераменты
1
57
тем не м ен ее, к а к „тпхпй, созерцательны й ручей"*1). Мы часто н ахо
дим в ш и зоф рен и чески х сем ьях в различных вариациях резкий и холод
ный эгоизм, ф ари сей ское самодовольство и безмерно повышенное чув
ство собственного достоинства. Но это не единственная форма аутизма.
Д р у гая ф орм а его это стремление теоретически осчастливить людей,
стрем лен ие к схем атическим доктринерским принципам, к улучшению
м ира, к об разц о вом у воспитанию своих зетеп
часто при стоическом
отсутствии личны х потребностей. Альтруистическое самопожертвование
в больш ом
м асш табе, особенно во имя общих не личных идеалов
(социализм , б о р ьб а с алкоголизмом) специфично д м некоторы х шизои
дов. Т а к , мы
находим в одаренны х ш изофренических семьях иногда
в ел и колеп н ы е х а р а к тер ы , которые по своей объективной честности,
полож ительности, непреклонной верности убеждениям, чистоте и благо
р од ству помыслов т а к же, к а к и по упорной настойчивости в борьбе
з а и деалы , оставляю т д ал еко позади себя даж е очень высоко стоящих
цпкдотимнков; за то последние превосходят их, в среднем, в естествен
ном, теплом , сердечном отношении к отдельным людям и в терпимом
понимании их особенностей.
П сихэстетические варианты.
До снх пор мы рассматривали гиперэстезшо п анзетезню шизои
дов, к а к нечто единое. Но мы встречаем здесь значительные варианты,
о тн оси тельно которы х не знаем , разн ятся ли они между собой биологи
чески только количественно или качественно. Н а анэстетическом полюсе
.мы находим преимущественно три варианта темпераментов, которые
ч асто могут сущ ествовать одновременно и давать много переходных
ф орм. Эти три вари ан та: тупость (с аффективной вялостью или без нее),
х олодн ость и „б езр а зл и ч и е“ ( W u r s t ig k e i t , Блейлер), на пшерэстетичо-
ском нее полю се главным образом: чувствительность, сантиментальность
н к о м п л ек сн ая вспыльчивость.
Т еп ер ь мы снова должны резче
выделить препспхотиков
из
общ ей
ш и з о и д н о й
массы. Статистически мы на нашем швабском мате
р и ал е д ал ек о не часто находим
в
детстве и юношеском возрасте позже
заб ол евш и х типы, аналогичные тем, которые мы часто наблюдаем у
в зрослы х родственников шизофреников и у постпспхотиков: своенравных
уп рям ц ев, злобно холодных, сухих педантов или
безалаберных
шалопаев.
Ц
Нет лучш его
способа
изучения различия
между
циклотимнческой и
ш изогимической установкой жизни, чем сравнительное чтение автобиографий
Г а н с а Т о м а
„Осень жцзнн“ н
А н с е л ь м а Ф е й е р б а х а
„Завещание".