Файл: Krechmer_E_Stroenie_tela_i_kharakter__1924.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 4368

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

н е о б щ и т е л ь н ы   или  и з б и р а т е л ь н о   о б щ и т е л ь н ы   в  маленьком 

зам кн утом   кругу  или,  наконец,  п о в е р х н о с т н о   о б щ и т е л ь н ы   без 

глубокой  

связи  с  окружающ ими.  Н еобщ ительность 

шизоидов 

имеет 

р азл и ч н ы е  оттенки:  в  редких  слу ч аях   это  лиш енная  аф ф екта  тупость, 

в  больш инстве  ж е  случ аев   она  ноент  явственный  оттенок 

неудоволь­

ств и я, 

прямого 

отверган и я 

то 

более 

защитного, 

то 

более  агре- 

сивиого 

х а р а к т е р а . 

Т акое 

отвращ ение  к  общению  с  людьми 

к о ­

л е б л е т с я   между  самой  мягкой  боязливостью,  застенчивостью и  робостыо> 

с  одной  стороны ,  и  ироническим  холодом,  ворчливой  тупостью,  с  д ру­

гой  стороны ,  доходя  до 

крайне  грубого  активного  человеконенавистни­

ч е с т в а .  З ам еч ател ьн ее  всего  то,  что  чувства  отдельных  шизоидов  по 

отнош ению   к   людям,  с  которыми  они  сталкиваются,  отливают  иногда 

причудливыми  цветами  радуги:  застенчивостью ,  иронией,  недовольством, 

грубостью .  П рекрасны м  характерологическим  примером  такого  рода  мо­

ж е т  служ ить  шпзотимик  Р о б е с п ь е р .   II  у  шизофренических  душев­

но-больны х  аф ф екти вн ая  установка  к  внешнему  миру  очень  часто  но­

ент  е щ е  этот  х ар ак тер   бдительности,  напоминающей  орла,  как  бы  недо­

в ерч и во 

наблю даю щ его  из-под  полуопущенных 

век 

по 

сторонам, 

осторож но  выдвигаю щ его  когти  и  быстро  втягивающего 

их  обратно.

С  н ервной   нащ упы ваю щ ей  неуверенностью ,  особенно  ирп  встрече  с  чу­

жим  человеком ,  и ускается  в  ход  весь  имеющийся  регистр  пснхэстетиче- 

ской 

ск ал ы   с  полутонами.  Эго  чувство  неуверенности  передается  и 

зри телю ;  иные 

шизоиды  производят  впечатление 

странно 

неопреде­

л ен н ы х,  непроницаемых,  чужих  или  капризных,  пронырливых,  даасе  ко- 

п арн ы х.  По  за  защ итным  колебанием  установочны х  аффектов  шизоида 

д ля  стороннего  наблю дателя  всегда  остается  что-то,  к  чему  он  никак 

не  м ож ет  близко  подойти,  чего  он  не  .может  постичь,  что  не 

выяв­

л я е т с я .

Р авны м   образом  застенчивость,  эта  чрезвычайно  частая  и  в  силь­

н ы х  сте п е н я х   сп ец и ф ическая  особенность  шизоидного  темперамента, 

с л ага ю щ ая ся   характерны м   образом  из  задерж ки  течения  мысли  н  оце­

п ен ен и я  двигательной  способности,  я в л я е тся   точным  прототипом  катато­

н и ч ес к и х   симптомов,  но  только  перенесенных  в  более  слабой  форме 

в  хар актер о л о ги ю . 

Застенчивость  в  таких 

случаях 

представляется 

гиперэстетическим   аф ф ектом  при  проникновении  чужих  лиц  в  аутисти­

ческий  зам кнуты й  кр у г  шнзоидной  личности.  Проникновение  в  него 

п осторон него  л иц а  я в л я е тся   уже  само  по  себе  чрезмерно  сильным  р а з ­

д раж ен и ем   и  потому  воспринимается  к а к   чувство  неудовольствия;  это 

ч р езм ер н ое  разд раж ен ие  отраж ается  тетан и ч еск и -п ар али зую щ е  на  т е ­

чении  мы слительны х  процессов  и  на  двигательных  функциях.  Эта  бес­

Шизоидные 

темпераменты 

153


background image

154

пом ощ ная  робость  пород  каж дой  новой  непривычной  ситуацией  и  у п о р ­

ная  ан ти патия  к  таким  перем енам  ситуации  я в л я е тс я   ги п ерэстетп ческн м  

симптомом  многих  ш азопдных  чудаков  и  педантов.

Особенно  часто  мы  встречаем   среди  таких  зас тен ч и в ы х ,  м е ч т а ­

тельн о  неясных  шизоидов  л ю б и т е л е й   к н и г  

и  п  р и р о д ы.  В  то  

в р ем я ,  к а к   у  циклондов  любовь  к   книгам  н  природе,  если  о н а   с у щ е ­

ств у ет,  проистекает  из  равномерного  проявления  любви  ко  всем у   с у щ е ­

ствую щ ему,  а  именно  прежде  всего  к   людям,  а   затем   и  к  в е щ а м ,  с ф е ­

ра  интересов 

ш и з о и д н ы х

 

людей  не  обнаруж ивает  такого  р а в н о м е р н о го  

распределени я  аф ф екта. 

Ш изоиды, 

даже 

из 

н екультурной  среды , 

очень  часто  бывают  любителями  природы  и  книг,  но  с  известн ы м   э л е к ­

тивным  оттенком.  Их  побуждает  к  этому  бегство  от  людей  и  в л е ч е н и е  

ко  всему,  что  спокойно  и  не  причиняет  боли.  У  некоторы х  это  в л е ч е ­

ние  является  как  бы  чем  то  прямо  ком пенсаторны м.  Всю  о б а я т е л ь ­

ную  неясность,  на  которую  они  способны  и  которую   лю ди  о т т а л ­

кивают,  они  изливают  на  прекрасную   спокойную  природу  и  к о л л ек ц и и  

мертвых  предметов.

Н аряду  с  этими  спокоипыми  мечтателями  мы  в стр еч аем  

сродп  

необщительных  шизоидов,  как  характерную   ф игуру,  угрюмого  ч у д а к а , 

который  в  своей  замкнутой,  не  проветриваемой  колье  упорно  в з р а щ и в а е т  

свои  идеи,  будь  то  ипохондрические  разм ы ш ления  о  собствен н ом   зд о - 

ровьи  или  технические  изобретения,  или  чащ е  всего  к а к а я   нцбудг» 

метафизическая  система  мыслен,  В  более  активной  форме  эти  в зб а л м о ш ­

ные  чудаки  и  упрямцы  проявляют  себ я  в  том,  что  внезап но  п оки даю т 

свой  угол  и  как  „прозревш ие11  и  „о б р ащ ен н ы е11,  отпустив 

длинные 

в о ­

лосы,  начинают  организовывать  секты  и  проповоды вать  вы сокие  и д е а л ы  

для  человечества,  простую  пищу,  гимнастику  или  религию  б у д у щ е г о , 

или  же  все  одновременно.  Многие  из  этих  активн ы х  и з о б р е т а т е л е н   и 

пророков  представляют,  впрочем,  сильное  конституциональное  см еш ени е 

всех  оттенков  от  ясно  ш изофренического  до  резко  гн п о м ан и а к ал ь н о го . 

Преобладаю щ е 

шизофренические  при  этом  более  странны ,  э к за л ь т и р о ­

ванны ,  чопорны,  мистически-метафизичны ,  туманны  и  склон н ы   к   с и с т е ­

матизации н  схематизации.  Б олее  же  гипом аниакальпы е,  н ао б о р о т ,  б езсп - 

стемны,  грубо  шумливы,  на  подобие  капуцинов,  н аходчивы ,  с л о в о о х о т ­

ливы  и  непостоянны,  к а к   ртуть.  Впрочем,  я   думаю ,  что  и зо б р е тател и  

и  пророки  ш изофреники  реж е  бывают  препсихотикам и,  ч аш е  лее  п р ед ­

ставляю т  резидуальны е  состояния  или  д аж е  остры е  психозы .

А утистическое  удаление  от  лю дей  порож дает,  е с т е с т в е н н о ,  своп 

собственный  мир  мы слей  и  излюбленных  занятии.  Но  этого  м ож ет  и  не 

быть.  Н екоторы е  ш изоиды  не  продуктивны ,  особенно  в  п о сту п к ах   п


background image

Шизоидные  темпераменты

м ы сл ях,  а  просто  необщительны.  Они  ворчат  или  убегаю т,  когда  к  ним 

кто-нноудь  подходит;  пли  же  остаю тся  и  чувствуют  себя  мучениками. 

Или  ж е  онп  удивительно  спокойны  и  просто  немы . 

У  знаменитых 

„в ел и к и х   м олчальников"  ( У л а н д ,   М о л ь т к е )   были  и  другие  шпзотп* 

м ичоские  черты   х а р а к т е р а .

JIa   ряд у  с  обычной  необщ ительностью   мы,  как  на  характерную  

черту  н екоторы х  вы соко - одаренны х  шизоидов,  должны  указать  на  их 

и зби рательн ую   общ ительность 

в  исключительном  кругу. 

Некоторые 

тон ко  чувствую щ ие  аутпеты   проявляю т  определенное  расположение  к 

какои -и ибудь  определенной  социальной  среде,  к   определенному  оттенку 

ее  психической  атм осф еры ,  которую  они  повсюду  ищут,  как  необходи­

мый  д л я   них  жизненны й  элем ент.  Это  прежде  всего  сф ера  утонченных 

св етс к и х   форм  жизни,  аристократического  этикета.  В  отмеренном,  при­

глаж енн ом ,  сдерж анном  формализме  этого  круга  их  тонкая  душ а  н а ­

ходит  то,  что  им 

нужно:  красивую  

л и н и ю

 

ж и з н и

не  нарушаемую  не­

приятными  изломами,  а   в  личны х  отнош ениях  смягчение  всех  аф ф ек­

тивных  акцептов.  Этот  безличный  культ  формы  маскирует  то,  чего  так 

часто  н ед о стает  п  шизоидам;  его  холодная  приветливая  нарядность 

м аски р у ет  отсутствие  сердечности  и  непосредственной  свежести  чувств, 

ко то р о е  и  у  этих  тонких  натур  указы вает  на  начинающееся  душевное 

о х л аж д ен и е.

А р и с т о к р а т и з м   некоторы х  шизоидных  натур  сказы вается  и 

у  п росты х  люден  в  потребности  держ аться  в  отдалении 

от  люден,  в 

подчеркнутом   ж елании  отличаться  от  других,  быть  лучше  своих  сограж­

дан.  С клонность  к  иравплы ю и  литературной  речи  в  среде,  где  так  не 

го в о р ят,  служ ит  иногда  указанием  на  шизоидные  пли  шпзотимпческие 

за д а т к и .  То  ж е  относится  и  к  изысканности  в  одежде  и  в  уходе  за 

тел о м .  При  дальнейш ем  развитии  этих  задатков  эта  педантичная  кор­

рек тн о сть  и  изы сканность  могут  с  изменением  испхэстетпчсскои  про­

порции  вы литься  в  резкую   противоположность.  Мы  часто  встречаем  в 

к а ч е ств е  чисто  ш изофренического  парадокса,  что  элегантность  и  неряш ­

ливость  уж и ваю тся  рядом  у  одного  и  того  ж е  суб 'екта,  при  чем  и  та,  и 

д р у га я   могут  быть  вы раж ены   в  сильной  степени.  Эта  холодная  аристо­

к р а т и ч е с к а я   элегантность,  которая  бы вает  очень  стильна  в  некоторых 

зд о р о вы х   ш пзотнмпках,  может  быть  прослеж ена  через  все  переходные 

ступ ен и   ш изоидной  личности  вплоть  до  симптоматологии  ш изофрениче­

ского  п си хоза.  Зд есь  мы  ее  встречаем  в  виде  всем  известной  каррика- 

ту р н о   важ ной  напы щ енности  в  речах  п  м анерах.

С ам ое  главное  в  этой  характерологической  тенденции,  это  ее 

и склю чительность,  стремление  к  замкнутому  кругу.  Аутизм,  распростра­


background image

няю щ и й ся  и  на  одинаково  м ы слящ их.  Т аки е  ш изоиды   очень,  р азб о р ч и в ы  

в  друлсбе,  сосред оточи вая  ее  на  одном  лице.  Н е р азр ы в н ы й   сою з  д вух 

м е ч тат ел ь н ы х   чудаков  или  небольш ой 

избранны й 

к р у ж о к  

ю нош ей, 

эф ирн ы й, 

торж ественны й,  зак реп л ен н ы й   клятвам и   и  о тгр ан и ч ен н ы й   от 

сто я щ ей   в  стороне  толпы;  в  п р ед ел ах   его  тот  ж е  эк ста з  „ к у л ь т а   лич- 

н ости “ ,  вне  его  в с е —-„то лп а11,  р езк о  о тв ер гаем ая  и  п р е з и р а е м а я .  И с т о ­

р и я   молодости  Г ельдерди н а  я в л я е тс я   наглядны м  примером  э т о м у .

В  сем ьях  ш изоф реников  н еред ки   хан ж и .  М ногие  ш и зо и ды   р е л и ­

гиозны .  И х  религия  склонна  к   мистически  тр ан сд ед ен тал ь н о м у ,  или  ж е 

он а  определенно  ф ар и сей ск ая ,  л и ц ем ер н ая,  н ап ы щ ен н а я, 

с 

т я г о т е ­

нием  к  замкнутому  кругу  или  к  индивидуальным  п ричудам .

To-же  и  в  области  эротики.  В место  теп лой ,  естеств ен н о й   п р и в я ­

занности— экстаз  или  р е зк а я   холодность.  И скан и е  не  кр аси во й   д ев у ш к и , 

а   „ ж е н щ и н  ы “ , 

„абсолю та",  ж енщ ины ,  религии  и  и ск у с ст в а  в 

о д ­

ном  образе.  С вятая  или  м е ге р а —середины   ие  с у щ е с т в у е т .  С т р и н д -  

б с  р г — прекрасный  пример  подобного  типа.

Третий  вид  социальной  установки  ш изоидов— п  о в  е  р  х  и  о с т и о 

о б щ и т е л ь н а я  

с о в м е с т н а я   ж и з н ь   б е з   г л у б о к и х   д у ш е в ­

н ы х   о т н о ш е н и й .   Т акие  люди  могут  быть  холодными,  рассч етл п в ы м и . 

ловкими  дельцами,  твердыми  властителям и  или  холодны ми  к а р ье р и с там и , 

или  такж е  равнодушными,  вялыми  или  ироническими  н ату р ам и ,  ко то р ы е 

могут  вращ аться  среди  людей  разного  рода,  мало  при  этом  ч у в с т в у я .  Мы 

коснемся  этого  типа  подробнее,  говоря  о  здо ро вы х  ш и зо т п м и к ах .

Ш изоид  не  смеш ивается  со  средой.  „С т е к л я н а я   п е р е г о р о д к а "   всегд а 

сохраняется.  У  гиперэстетических  типов  р азв и в а етс я   р е з к а я  

а  н т н- 

т е з  а:   „ я “  и  „ в н е ш н и й   м и р “ .  П остоянны й  ч резм ерно  о стры й  с а м о а н а ­

лиз  и  сравнение:  к ак   я   поступаю?  К то  несп раведли в  ко  мне?  В  чем  я 

ошибся?  К а к   я   этого добьюсь?  Особенно  ясно  вы сту п ает  э т а   ч е р т а   в  т а ­

лантливы х  худож ественны х  н ату р ах ,  которы е  либо  впоследствии   з а б о л е ­

вали   ш изофренией,  либо семьи  которы х  подозрительны   в  этом  отн о ш ен и и . 

Т аковы :  Г е л ь д е р л и н,  С т р и н д б е  р г,  Л ю д о в и к   И  Б а в а р с к и й ,  

Ф е й е р б а х ,   Т а с с о ,   М и к е л ь  

А н д не е л о. 

Это  люди  п осто ян н ы х 

душ евн ы х  конф ликтов,  ж изнь  которы х  проходит,  к а к   ц еп ь   тр аге д и й ,  к а к  

единый  тернисты й  путь  страданий.  У  них,  если  молено т а к   в ы р а з и т ь с я ,  к а ­

кой-то  естественны й  тал ан т  к  трагическом у.  Чистый  цм клотим ик  не  в  со ­

стоянии  довести  ситуацию   до  ее  тр аги ч еск о го   кон ц а;  он  у ж е зад о л го   до 

того  п ри сп особляется  к  ней, а  окруж аю щ ий  мир п риспособи лся  к  нем у, так 

к а к   он подходит  к  окруж аю щ ем у прим иряю щ е  и  р ас су д и те л ьн о . Т а к о й  зд о ­

ровой  н атурой   п и к н и ко — циклотимической группы   был,  н ап р и м ер ,  Г а н с  

Т о м а ,   т а к   ж е  н еп ризн ан н ы й ,  к а к   и  Ф е й е р б а х ,   ж и зн ь  к о т о р о го   т е к л а

156 

Т ем пераменты


background image

Шизоидные  темпераменты 

1

  57

тем   не  м ен ее,  к а к   „тпхпй,  созерцательны й  ручей"*1).  Мы  часто  н ахо ­

дим  в  ш и зоф рен и чески х  сем ьях  в  различных  вариациях  резкий  и  холод­

ный  эгоизм,  ф ари сей ское  самодовольство  и  безмерно  повышенное  чув­

ство  собственного  достоинства.  Но  это  не  единственная  форма  аутизма. 

Д р у гая   ф орм а  его  это  стремление  теоретически  осчастливить  людей, 

стрем лен ие  к  схем атическим   доктринерским  принципам,  к  улучшению 

м ира,  к   об разц о вом у  воспитанию  своих  зетеп  

часто  при  стоическом 

отсутствии  личны х  потребностей.  Альтруистическое  самопожертвование 

в  больш ом 

м асш табе,  особенно  во  имя  общих  не  личных  идеалов 

(социализм ,  б о р ьб а  с  алкоголизмом)  специфично  д м   некоторы х  шизои­

дов.  Т а к ,  мы 

находим  в  одаренны х  ш изофренических  семьях  иногда 

в ел и колеп н ы е  х а р а к тер ы ,  которые  по  своей  объективной  честности, 

полож ительности,  непреклонной  верности  убеждениям,  чистоте  и  благо­

р од ству  помыслов  т а к   же,  к а к   и  по  упорной  настойчивости  в  борьбе 

з а   и деалы ,  оставляю т  д ал еко   позади  себя  даж е  очень  высоко  стоящих 

цпкдотимнков;  за   то  последние  превосходят  их,  в  среднем,  в  естествен­

ном,  теплом ,  сердечном  отношении  к  отдельным  людям  и  в  терпимом 

понимании  их  особенностей.

П сихэстетические  варианты.

До  снх  пор  мы  рассматривали  гиперэстезшо  п  анзетезню  шизои­

дов,  к а к   нечто  единое.  Но  мы  встречаем  здесь  значительные  варианты, 

о тн оси тельно  которы х  не  знаем ,  разн ятся  ли  они  между  собой  биологи­

чески  только  количественно  или  качественно.  Н а  анэстетическом  полюсе 

.мы  находим   преимущественно  три  варианта  темпераментов,  которые 

ч асто  могут  сущ ествовать  одновременно  и  давать  много  переходных 

ф орм.  Эти  три  вари ан та:  тупость  (с  аффективной  вялостью или без  нее), 

х олодн ость  и  „б езр а зл и ч и е“  ( W u r s t ig k e i t ,  Блейлер),  на  пшерэстетичо- 

ском  нее  полю се  главным  образом:  чувствительность,  сантиментальность 

н  к о м п л ек сн ая   вспыльчивость.

Т еп ер ь   мы  снова  должны  резче 

выделить  препспхотиков 

из 

общ ей 

ш и з о и д н о й

 

массы.  Статистически  мы  на  нашем  швабском  мате­

р и ал е  д ал ек о   не  часто  находим 

в

  детстве  и  юношеском  возрасте  позже 

заб ол евш и х  типы,  аналогичные  тем,  которые  мы  часто  наблюдаем  у 

в зрослы х  родственников  шизофреников  и  у  постпспхотиков:  своенравных 

уп рям ц ев, злобно холодных,  сухих  педантов  или 

безалаберных 

шалопаев.

Ц

  Нет  лучш его 

способа 

изучения  различия 

между 

циклотимнческой  и 

ш изогимической  установкой  жизни,  чем  сравнительное  чтение  автобиографий 

Г а н с а   Т о м а  

„Осень  жцзнн“  н 

А н с е л ь м а   Ф е й е р б а х а  

„Завещание".