Файл: Krechmer_E_Stroenie_tela_i_kharakter__1924.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 4344

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

в  к а ч е с т в е   п си х о тер ап ев та  и  крупного  общественного  организатора» 

Б о д е л ы и   в и н т а   с  его  в  корне  оптимистическим,  отважным, 

ч е л о в е ­

колюбивым,  оригинально-юмористическим  характером .  В  его  кон сти ту­

ции  ещ е  я с н е е   выражены  основные  гипоманнакально-ппкиические  ч ерты . 

Н а з ы в а я   люден  этого  типа  .о р га н и за то р ам и ",  мы  должны  у к а з а т ь ,   что 

ц ен тр  тяж ести   их  организаторской  силы  лежит  больше  в  гнпоманн- 

а к а л ы ю м   инициальном  аффекте,  в  созидании  п  зав оев ан и и ,  н  всего 

м е н е е  в  систематическом  построении.

К,  типу  н а р о д н ы х   г е р о е в ,   б о р ц о в   и  б  р е т т  о  р  о в  п р и н ад ­

л е ж а т   еще 

Б л ю х е р   н  Л ю т е р .   В  сложной  личности  Л ю т е р а   мы 

осветим  только  одну 

главную  сторону 

его  сущ ества, 

п о старавш ись 

отвлечься  от  его  меланхолических  н  шизотпмнческих  черт.  О б а  они, 

ири  резко  выраженных  циклотимико-гипоманпакальных  ч ер тах   х а р а к ­

т е р а   обнаруживают  склонность  к  эндогенным  колебаниям 

настроени я 

(так,  у  Блюхера  депрессивные  психозы),  а  что  к а с а е т с я   Л ю тер а ,  т а к ж е  

и  пикнический  H abitus.  С  другой  стороны,  онн  обнаруж и ваю т  и  резк и е 

цшзстимические  конституциональные  элементы: 

у  Б л ю х е р а  

атипичное 

строение  тела  и  душевнобольной  сын— вероятно, 

шизофреник.  У 

Л ю ­

тера  шизотимические  черты  дают  себя  чувствовать  в  п о р тр е та х  

и  х а ­

рактерологии  его  родителей,  а  т ак ж е  в  его  собственных  портретах* 

сделанных  в  молодости  (наклонность  к   угловатому  профилю). 

Эти  ге­

терогенные  элементы,  невидимому,  обусловливают  собой  силу  воли  и 
намеки  на  фанатизм,  имеющиеся  у  них  обоих.

Их  тип  лишен  гибкой  податливости  первой  группы  и  о р г а н и з а ­

торского  таланта  второй.  Их  величие— в  пылающем  огне,  ко то р ы й —  

что  типично  для  гипоманиаков—особенно  при  первом  п орыве  все  з а ­

жигает,  все  увлекает,  все  второпях  соединяет,  а  строить  йотом  п р е д о ­

ставляет  другим.  Бессистемная  политика  настроения  Л ю тера  ( к р е с т ь я н ­

ск ая  война!)  и  добродушная  тучность  его  тоже  пикнических  в л а д е т е л ь ­

ны х  князей,  наложили  в  организационном  отношении 

циклотимическнй 

отпечаток  на  начало  немецкой  реформации.  Лютер 

и 

Б л ю х е р  

были 

людьми  беспримерной  популярности.  Н ароду  в  них  н р а в я т с я   их  одно­

временный  героизм  и  детскость,  н равится,  что  они  всегда  идут  честно 

и  прямо  впереди,  нравится  их  шумный  гнев  и  упорство,  их  з а х в а т ы ­

в аю щ а я  простая  речь,  их  чистосердечие  и  природная  острота  ума.

Совершенно  не  таковы  г е р о и   с  ш и з  о т и  м и ч е с к  им  т е м п е ­

р а м е н т о м .   Их  успехи  базируются,  главным  образом,  на  следующих 

сторонах  шизотнмической  характерологии:  упорстве  и  систематической 

последовательности,  на  отсутствии  потребностей,  сп артанской   с уров о­

сти  и  стоической  выносливости  в  л иш ен иях  и  тягос тях,  на  равно-

228 

Темпераменты 

__


background image

душ и п   к  су д ь б е   отдельны х  людей,  с  одной  стороны,  п  утонченном  эти­

ческом  чувстве  п  н еподкупной  фанатической  справедливости,  с  другой 

стороны ,  особенно  ж е   на  чуткости  их  к  стонам  слабы х  и  страдающих, 

гн н срэстотн ч сск ом   сострадании,  отвращении  п  п афосе  к  страданиям  и 

оп у сто ш е н и ям ,  вызванным  падением  нравов  и  народными  бедствиями,  к 

ж е с т о к о м у   обращ ени ю   с  животными  и  угнетенными  классами,  на  пх 

склон н ости   к  идеализму,  вообщ е.  Оборотная  сторона  этих  преимуществ 

з а к л ю ч а е т с я   в  известной  склонности  к  косности,  доктринерству,  одно­

сторон н ей   узости  н  ф ан ати зм у ,  в  некотором  недостатке  б лагожелатель­

ности,  спокойной  естествен н ой  

человечности,  в 

недостаточном  понима­

нии  к о н к р е т н ы х   ситуаций  и  своеоб рази я  чуждых  им  индивидуумов. 

Пх

 

мож но  п о д р а зд е л и т ь   на  следующие  группы:

1

)

  Ч и с т ы е   н д е  а л и  с т ы   и  м о р   а л и с т  ы.

2)  Д е с п о т  ы  и  ф а и  а  т и к  п.

3)   Х о л о д и  

о-p

 а с с ч е т л и в ы о   т и п ы .

-Мы  п р е ж д е   всего  рассмотрим  вкратце  последнюю  группу,  как  на­

и м ен ее  в аж н ую .  В  дипломатичности  князя  М е т т е р н н х а ,   человека 

с  р е з к о   ш п зо тн м п ч е ск о п   формой  лица,  мы  узнаем  некоторые  из  этих 

ч ер т.  В  Ш и л л е р о в с к о м   изображении  полководца  В а л л е н ш т е й н а  

особен н о  р е л ь е ф н о   в ы ступает  э та  осторожная, 

холодн о-рассч етлп вая 

м а н е р а   в л аств о в ан и я   над  людьми  и  обстоятельствами,  в 

п арадоксальной , 

но  биологически  совершенно  законной  связи 

с 

мистически-метафнзнче- 

скимн  наклон ностям и   шпзотшмнка.  Б ол ее  пассивио-робкпм  вариантом 

этой  ги бкой,  холодно-дипломатической,  бездушной  тактики  может  слу­

жить,  н ап р .,  поведение 

Э 

р а 

з 

м а  в  борьбе  за  реформацию. 

Стоит 

только 

п осм отреть  п ортрет,  сделанный  Гольбейном,  который,  как  по  анатоми­

ч еск о м у   строению,  т а к   и  по  выражению  лица  может  заменить  целую  био­

г р а ф и ю. — В о л ь т е р   худой,  хитрый,  саркастический  человечек:  „будьте 

д о б р о д ете л ьн ы   —   пишет  он  своим  д р у з ь я м :—mentez,  mentez!  II  taut 

m e n t i r   co m m e  un  d ia b le ,  non  pas  timidem ent,  non  p a s   pour  un  temps, 

m a is  h a r d i m e n t   e t   t o u j o u r s “ .  (Лгите,  лгите!  Надо  лгать  чертовски,  не 

р о б к о ,  не  временно,  но  смело 

и 

всегда).

Т а к   к а к   ш изотнмическая  группа  полна  антитез,  всегда  захваты ­

в а е т   крайности  и  не  имеет  средних  положений,  то  и  здесь  мы  в  про­

тивоп ол ож н ость  этим  холодным,  гибким,  иногда  совершенно  аморальным 

ти пам  в с тр е ч а е м   п атети ч еск ую   страстность  и  суровую  непоколебимость 

ч и с т ы х   и д е а л и с т о в   и  м о р а л и с т о в .   Эта  группа  должна  быть 

приблизительно  оп ред елен а  именами  К а н т а ,   Ш  н л л е р а  и  Р у  с с о. 

О собенн ость  этих  н атур  в  том,  что  они,  стоя  сами  в  стороне  от  прак­

ти ческой   жизни,  за  исключением  Ш иллера,  и  неприспособленные  к  ней,


background image

2

 

30

Темпераменты

простым  вы сказы ван ием   мыслен  достигли  так и х   огромных  п р а к т и ч е с к и х  

р е зу л ь т а т о в ,  ко то р ы е  по  размерам  и  по  продолжительности  з н а ч и т е л ь н о  

п р е в о с х о д я т   работы  упомянутых  рассчетливых  практиков.  Н есп окой ны й , 

задум чи вы й   гнперэстетик  Р у ссо ,  нелюдимый  отш ельник  с  сенситивны м 

бредом  преследован и я  в  душе,  из  своего  лесного  у б е ж и щ а   привел  д у ш у  

ф р ан ц у зск о го   н арода  в  такое  волнение,  которое  послужило  исиосред,- 

ствеиным  импульсом  для  великой  французской  революции.  „ П р и р о д а " ,  

„Ч ел овеч еск ое  право'1  и  „Общественный  договор*1— это  были  именно  те- 

лозунги,  которых  только  и  ж дала  уже  созревш ая  эпоха.  В   р о д с т в е н ­

ной,  если  и  не  в  совсем  непосредственной  связи  с  историческими  ми­

ровыми  событиями  освободительной  войны  и  с  длительным  в ы я в л е н и е м  

определенной  стороны  классического  п руссачества 

стоит  „ к а т е г о р и ч е ­

ский  императив*1  Канта  и,  вообще,  К ан т-Ш ил леровский   идеализм.

Влияние  на  современников  таких  и  многих  менее  к р у п н ы х  

ш и зо­

тимиков  об’ясняется  резко  альтернативным  характером   их  ч у в с т в   и  л о ­

гических  формулировок.  Это  не  люди,  которые  всюду  в и д ят  н ем н ого 

меньше  или  больше  хорошего  или  дурного,  которы е  всюду  н а х о д я т  

реальные  возможности  и  выходы.  Они  не  замечают  возм ож н остей,  а> 

видят  лишь  суровую  невозможность,  запутанность  полож ен ия,  ш а тк о с ть , 

резкое:  „стои“.  „До  сих  пор  и  не  д ал ьш е11.  Они  ни  видят  дорог,  а  лишь- 

одну  дорогу,  одно  р а с п у т ь е :   или— или.  „С ю д а— в  рай,  т у д а — в  а д ”. 

Горячая  ненависть  смешивается  с  трогательным  ж елани ем ;  я р к и е   кар- 

рикатуры  юношеских  драм  Ш иллера,  утопический  идеализм  Р у с с о ,   к а ­

тегорический  императив— „ты  можешь,  потому  что  ты  должен!**  Т а к   п р о ­

водят  они  чрез  все  реальное  одну  прямую,  простую  н а  вид  линию. 

Так  ч еканят  онп  горячие  и  холодные  лозунги,  немногие  си л ь н ы е   п а ­

роли,  которые  в  половинчатые,  гнилые,  насыщенные  грозой  э п о х и   п р о ­

никают  до  мозга  костей.  Они  герои  великих  революционных  э п о х ,  д л я  

которых  не  нужно  реалистов;  герои  веков,  когда  невозм ож н ое  с т а н о ­
вится  единственно  возможным.

Аутистическое  мышление  п р етв о р яет ся  здесь  не  в  р е а л ь н о с т ь , 

т а к   к а к   это  невозможно,  а  в  сильно  действующий  при  п е р е х о д е   одной 

исторической  реальности  в  другую  фермент.  При  н е к о т о р ы х   и с т о р и ­

чески  обостренных  ситуациях  это  ф ерм ентативное  в лияни е  а у т и с т и ч е ­

ских  лозунгов  даже  у  посредственных  ф ан ати ков  и  у топ истов   о к а з а л о с ь  

сильнее  всех  реально-политических  попыток  и  опытов.  Т а к о е   ф е р м е н ­

тативное  действие  аутистической  мысли,  односторонне  ригористической, 

в форме резкой  антитезы построенной  идеи  мы  наблю даем д а ж е   в  этическом 

учении  великого  одинокого  мыслителя  К ан та,  облеченным  в  сухой   н аучной 

стиль,  без  ораторского  паф оса,  без  внимания  к  тому,  к а к о в о   в лияние


background image

Г  е  н  и  н 

231

у ч ен и я  на  массы.  Уже  не  раз  такого  рода  невинная  реплика  пз 

т и ш и

 

к а б и н е т а   ученого  вы зы вала  громкий  отклик  в  пафосе  злободневной 

борьбы   и  д а в а л а   такой   внезапный  взрыв  в  напряженной  атмосфере 

эпохи,  что  сам  виновник  в  страхе  отстранялся.

В  этом  в н у т р е н н е е   р о д с т в о   и д е а л и с т и ч е с к о г о   и  р е ­

в о л ю ц и о н н о г о ,   которое  ведет  нас  отсюда  к  типу  шизотимических 

ф а н а т и к о в   и  д е с п о т о в .   Все  элементы  нравственного  идеализма 

самого  высшего  нап ряж ени я  мы  видим  в  фигурах  группы  С а в о н а ­

р о л ы ,   К а л ь в и н а   и  Р о б е с п ь е р а 1):  резко  альтернативная  этиче­

с к а я   установка,  аутистическая  одержимость  идеями  их  века,  б е с п о ­

щ а д н а я   н е н а в и с т ь   к о   в с е м у   р е а л ь н о м у ,   к  красоте,  к  на­

слаж дению ,  ко  всему,  что  д аж е  тихо  смеется,  цветет  или  журчит. 

Существует 

только  чистая,  гол ая,  этпчес ки-ре л н гиоз н а я  схема,  ого­

ро ж е н н ая 

реш еткой. 

Человечество,  сделавш ееся  добродетельным 

из 

стр а х а.  К а к  

только 

появляется 

что 

нибудь,  хоть  немножко  про­

ти воречащ ее  или  отодвигающее  в  сторону  категорический  императив, 

к а к   только  з а р о ж д а е т с я   что-либо  живое— оно  сейчас  же  обезглавли­

в а е т с я .  II  над  всем  этим  Робеспьер.  Кровопийца?  Пет,  ученик  Руссо  и 

нежной  матери-природы,  застенчивый,  мягкий  мечтатель,  бледный,  до­

бродетельный  прпзрак.  Он  не  чувствует  чудовищного.  Он  весь  погру­

жен  в  чтение  общественного  договора  (C ontrat  social),  его  излюбленной 

книги,  которую  он  с  педантичной  старательностью  проводит  в  жизнь. 

Он  не  ведает,  что  творит.  С  неподкупной  справедливостью  он  продол­

ж а е т  

обезглавливать,  ничего  при  этом  не  ощущая,  кроме  доброде­

тели  н  и д е ал а. 

Он  не  чувствует,  что  это  причиняет  боль.  При  этом, 

подобно  Гельдерлпиу,  пишет  стихи  и,  когда  говорит,  проливает  слезы 

умиления,  М ещ ански  простои, 

скромный, 

приличный,  мягкий,  чувстви­

тельный 

семьянин,  он  ничего  так  не  боится,  как  громких  овации  и  дам,

В  истории  мало  таких  личностей,  которые  бы  как  Робеспьер  пред­

ставляли 

классически  чистую  культуру  шизотимических  свойств  в  их 

самых 

причудливых  контрастах:  самый  резкий  холод  чувств  наряду  с 

чувствительной  экзальтированностью,  героический  пафос  и  идилличе­

с к а я   м ечтательность,  высокий  идеализм  и  максимальная  жестокость,  ф а ­

нати ч е ск о е  упорство  и  внезапная  нерешительность,  замкнутая  скрыт­

ность  при  самой  прямолинейной  верности  принципам.  Что  то  угрюмое, 

недоверчивое,  напыщенное,  педантичное,  робкое.  Добродетельный убийца,

*)  Яркую  паралельную  фигуру  из  истории  немецкой  революции  представ­

л я ет  Карл  Фоллен,  член  студенческой  общины.  См.  монографию  R.  P r e g i -  

z  е г:  Die  politischen  Ideen  des  Karl  Follen,  Tubingen,  Siebeeck  1912  („Beitr.  z. 
P a rte ig e sc h ic h te",  Heft  4).


background image

изверг 

£13

  соображ ении  гуманности,  „фанатик  холодно!?  и  нее  gso  о б е ­

зу м е вш ей   рассудочности

Своеобразный 

и деали ст— .Чирабо,  цнклотнмичсскин  антипод  Р о ­

б е с п ь е р а ,  ск азал  

о 

нем,  покачивая  головой:  „Этот  человек  верит  всему, 

что  го во р ИТ1' .

Т у   ж е   ш н з о т  и м   и  ч о  с к у  ю  т р и а д у :  

и д е а л и з м ,  

ф а н а ­

т и з м   и  д е с п о т и з м   мы  находим  и  в  более  крупной  прозорливой 

л и ч

­

н о с т и

 

К а л ь в и н а .   Робеспьер  является  каррпкатурпым  двойником  его 

в  последующем  столетии.  Пдеадистически-тсократпчеокое  революционное 

властвование  Савонаролы  во  Флоренции,  К аль ви н а  в  Ж е н е в е   и  Р о б е с ­

пье р а  в  Париже  обнаруживают  исторически  удивительное  сходство.  II 

из  иод  капюшона  Савонаролы  угрожающе  выгляды вает  угловатый  п ро­

ф и л ь 1).  Эфемерные  творения  менее  гениальны х  шизотимиков  погибли 

через  короткое  время,  а  Кальвииовская  церковь,  к а к   каменный  п а ­

мятник  великого  шизотимического  духа,  д ерж алась  в  течение  веков, 

лишь  постепенно  становясь  более  человечной.  Она  б ы ла  строго  о р г а ­

низована,  сурова,  холодна,  систематична,  полна  строгой  этики  и  ф а н а ­

тической  убежденности,  агрессивна,  нетерпима,  чистая  мысль,  сл ово—  

без  образа,  без  улыбки,  без  настроения,  без  юмора,  без  примирения. 

Заклятый  враг  всякого  днатетического  аффекта.

Менее  известно,  что  Кальвин,  главным  образом,  но  теологическим 

причинам  в  течение  четырех  лет  казнил  более  50  человек  и  ещ е  больше 

сослал.  Циклотимик  .!ютер  говорит  по  этому  поводу:  „ П а л а ч п — ие  л у ч ­
шие  богословы".

В  хладнокровной  героической  настойчивости  Ф р  и д  р  и  х а   В  е л  и- 

к о г о 2):  шпзотимическая  сила  хара ктера  достигает  максимального  три*

1)  С  точки  зрения  биологии  необходимо  отметить:  строение  л и ц а  К аль­

вина  обнаруживает  резко  шизотимические  формы,  которые  мы  находим  и  на 
исторических  портретах.  Худое,  очень  длинное  лицо,  чрезмерно  вы сокая  сред­
няя  часть  липа,  длинный  острый  нос,  на  некоторых  портретах  такж е  гипопла- 

стическая  нижняя  челюсть.  Р о б е с п ь е р   был  сыном  чахоточной  матери  и 

отца,  позже  душевно  заболевш его  (депрессия  с  неспокойным  стремлением  к 
путешествиям).  Сам  он  был  стройный,  лицо  желтовато-бледное,  худое,  резко­

очерченное,  болезненного  вида,  лоб  низкий,  нос  выдающийся,  изогнутый.  Во 
время  возбуждения  у  него  появлялись  тикообразные  подергивания  плеч,  его 

улы бка  была  похожа  на  гримасу,  движения  скованы  и  механичны.

2)  Биологически  надо  отметить  следующее*,  старый  Фриц,  к а к   известно, 

по  строению  тела  был  худ  и  мал,  с  классическим/  угловатым  профилем.  Трое 

из  его  дедов  были  Вельфами.  В  доме  Вельфов,  как  среди  близких  родствен­
ников  Фридриха, так и  среди  других членов  были  удивительные образчики тяж ело­
шизоидных  чудаков  с  подозрительными  но  шизофрении  психозами.  Эта  ш изоид­

ная  наследственность  тянется  дальш е  вплоть до  душ евно-больных  шизофреников 

баварского  короля  Лю довика  II  и  его  брата Отто (ср.  Ш т р о м а й е р   и З о м е  р).

232 

Темпераменты 

_  

_