Файл: Krechmer_E_Stroenie_tela_i_kharakter__1924.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 4734

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Темпераменты

к с а н д р а   Г у м б о л ь д т а ,   при  чем  каждый  раз  мы  должны  мысленно 

исключать  имеющиеся  у 

них 

легкие 

шнзотнмнческпе  конституцио­

нальны е  элементы.  С  биологической  стороны  неоходимо  отметить,  что 

Г а л л е р   страдал  значительной  тучностью  и  перенес 

несомненный 

прип адок  меланхолии  циркулярного  х а р а к т е р а ,  Г е т е   был  сыном  ти ­

пичной  цпклотимико-пикническон  м атеря,  сам  страдал легкими  периоди­

ческими  колебаниями  настроения  и  временами  был 

(‘клонен  к  ож и ре­

нию,  Г у м б о л ь д т   обнаруживал  в  более  зрелом  возрасте  ясно  в ы р а ­

женную  пикническую  форму  лица  и  преимущественно  циклотпмнческую 

индивидуальную  психику,  будучи  очень  общительным,  подвижным,  д о­

бродушным  и  любезно-юмористическим.

У  этик  ученых  имеются,  главным  образом, 

следую щ ие 

общие 

черты:  1)  поразительная  широта,  э к с т е н с и в н о с т ь   в  научной  р а ­

боте,  захватывание  все  новых  областей  знания,  м н о г о г р а н н о с т ь  

п  постоянная  пытливость  ума,  которая  под  конец  о х в аты вает  почти  все 

области  человеческого  знания,  к  тому  же  большая наклонность  к  вопло­

щению  в  художественную  форму.  2)  Абсолютно  н а г л я д и   о-э м  и  и р п  ч е- 

с к о е   н а п р а в л е н и е   в  работе,  склонность  к  с о б и р а н и ю   п  и  а  к о п- 

д е н и ю   к о н к р е т н о г о   научного  материала  и  естествен н о-н ауч ны х  н а­

глядных  обектов,  наивная 

р а д о с т ь ,   д о с т а в л я е м а я  

в с е м   р е ­

а л ь н ы м ,   н е п о с р е д с т в е н н ы м   с о з е р ц а н и е м   предметов  и  „нри- 

косновением“  к  ним.  „Он слишком  много  о щ у п ы ва ет11  говорит  Ш и л л е р   о 

I ете,  фраза  одинаково  х ара ктерн ая  д ля  них  обоих.  Н а у к и , 

которым 

они  все  трое  давали  предпочтение,  определенно  п ринадлеж ат  к  н а г л я д ­

но  описательным:  ботаника,  анатомия  и  физиология, 

учение  о  цветах^ 

географии, этнография.  3)  Отрицательная  черта  у  ннх,  по  крайней  мере 

у  Г е т е 1)  и  Гумбольдта— это  и н с т и н к т и в н о е   и  р е з к о е   о т в р а ­

щ е н и е   к  с и л ь н о й   с и с т е м а т и з а ц и и ,  

к 

т е о р е т и ч е с к и м  

п о с т р о е н и я м   и  м е т а ф и з и к е ,   ко  всем  философским  и  теологи ­

ческим  запросам,  которые,,  не  имеют  иод  собой  твердой  почвы 44  н  не  осн о­

ваны  на  чувственном  эмпиризме.  „Тебе  остается  довериться  своим  ч у в ­

ствам,  они  тебя  не  обманут"— таков  был  до  кон ц а  научный  девиз  Г ете , 

все  же  остальное  он  причисляет  к области  „недоступного  и ссл ед о в ан и ю 11, 

к  чему  можно  подходить  только  с  робким  сдержанным ув аж е н и ем .  Г у м ­

больдт  со  своим  мягким  юмористическим  спокойствием 

у ж е  

пожилым 

человеком  ещ е  яснее  высказывается  в  том  смысле,  что  он  не 

ж е ла е т

i) 

Между  прочим,  Гете  благодаря  сильным  шизотимическнм  зад аткам   об­

наруживал  резкие  колебания  во  вкусах.  По  временам  у  него  появлялось  стрем­

ление  к  мистическп-метафизичеекому.  Ясно  заметно,  как  в  нем  борются  д ва  н а ­

правления  чувств.


background image

^зани м аться  голубы ми  вещ ам и   п отустороннего  мира'".  Гете,  несмотря 

на  все  с т а р а н и я   Ш и л л е р а ,   только  в  силу  необходимости  п  мимоходом 

озн ако м и л ся  с  ф и л о с о ф и е й   К а н т а ,  Гумбольдт  ж е  с  инстинктивной  уве­

ренностью  с е й ч а с   лее  отв ер г   философию  Гегеля, 

находившегося  тогда 

в  зените  своей  с л ав ы .

Этот  ч р е з в ы ч а й н о  

ш и рокий,  наглядно-эмпирический,  подвижной, 

ж и зн ер ад о стн ы й ,  с о б и р а т е л ь н ы й   и  описательный,  несистематизированный 

вид н ауки ,  н е в и д и м о м у ,  н аи б о л е е близок  цпклотимпческому  темпераменту, 

н аск оль ко  об  этом  м ож но  судить  при  упомянуты х затруднениях  в  смысле 

м а т е р и а л а . 

Во  всяком   с л у ч а е ,   указан ны й   вид  науки  вполне  соответ­

ств ует  том у  т и п у   т е м п е р а м е н т а ,  который  мы  обнаружили  у  циклотими- 

ков, особ ен н о  я р к о  в эн и ч е ск н -ш и р о к о м  реализме художников циклотимиков.

Н а р я д у   с  э то й   способностью   к  собственно  научной  деятельности 

у  п р а к т и ч е с к и   р а б о т а ю щ и х   циклотпмпческих  ученых  часто  проявляется 

с к л о н н о с т ь   к  п о п у л я р и з а ц и и   в  общедоступных  сборниках, ста­

ть я х   и  п у б л и ч н ы х  л е к ц и я х .  Т а к ,  напр.,  у  А лек сан д ра  Гумбольдта  т ак ая 

ск л о н н о сть   в ы р а ж е н а   очень  ясно.  О н а  находится,  повидшяшу,  в  связи 

с  свободной  п о д в и ж н о сть ю ,  наглядностью,  красноречием  п  деловитостью 

людей  г и п о м а п п а к а л ь н о г о   тем п е рам е н та .  В  этом  одновременно  преиму­

щ ество  и  н е д о с т а т о к   их,  д а   п  вообщ е  цнклотимический 

н аглядн о-соб и­

р а т е л ь н ы й   эм пиризм  с т р а д а е т   известным  недостатком  концентрации,  си­

сте м ати ч н ос ти   н  у г л у б л е н н о й   мыслительной  деятельности.  У  них  отсут­

с т в у е т   т о ,  что  я в л я е т с я   высшим  принципом  работы  у  шизотимпкаШ ил­

л е р а :  с к о н ц е н т р и р о в а т ь   максимум  силы  в  мельчайшем  пункте.

Если  мы  т е п е р ь   в  области 

естественны х  наук  перейдем  от  на- 

л я д н о -о и н с а т е л ь н о г о   к  б олее  т о ч н о м у ,   т е о р е т и ч е с к о м у   к р ы ­

л у ,   к   ф и з и к  о- м 

а  

т  е  м 

а  

т н  ч е с  к о  й  г р у п п е ,   то  количество  лично­

с т е й ,  о к р а ш е н н ы х   шизотимпчеекп,  к а к   по  строению  тела,  так  и  но  ин­

д и в и д у а л ь н о й   п с и х и к е ,  повпдпмому,  в о зрастает.  Несомненно,  что  среди 

м а т е м а т и к о в   мы  в стреч аем   ясно  вы раж ен н ы х  шизотимиков.  Можно  при­

вести  много  п о д тв ер ж д а ю щ и х   примеров,  ка к   из  числа  современных  нам 

м а т е м а т и к о в ,  т а к   и  из  прошлого. 

Среди  знаменитейших  математиков 

п р о ш л о го   я р к о   ш и зои дн ы е  признаки  строения  тела  мы  обнаружили  у 

К о п е р н и к а ,   К е п л е р а ,   Л е й б н и ц а ,   Н ь ю т о н а ,   Ф а р а д е я .   Вы ­

р а ж е н н ы е   п ик ни ки   среди  них  очень  редки.  М  е  б и  у с  1),  на  основании 

своих  т щ а т е л ь н ы х   исследовании  говорит,  что  большинство  математи­

ков  н ер в н ы ,  что  среди   них  очень  часто  встречаются  своеобразные  х а ­

р а к т е р ы ,  о р и ги н ал ы   и  чудаки.  А м п е р ,   повидимому,  перенес  нристуи

‘)  M oebius,  U eber  die  A nlage  zur  M athem atik,  Leipzig,  B arth,  1907.


background image

Т ем п е р а м е н т ы

ш и з о ф р е н и ч е с к о г о   д у ш е в н о г о   з а б о л е в а н и я ,  точно  т а к ж е   н еясны й   психоз 

Н ь ю т о н а   п р и х о д и т с я   с к о р е е   всего  рассм атривать,  к а к  л е г к у ю   позднюю 

ш и з о ф р о н и ю .  П с и хозы   П а с к а л я   и  К а р д а  н у с а   М ооиус  назы вает 

„ и с т о р и ч е с к и м и " .  

С тарш ин  B o l y a i   был  шизоидным  психопатом, 

м л а д ш и й   почти  н а в е р н о е   ш изофреническим  душ евн о-б ольн ы м . 

Мебиус 

о т м е ч а е т   р е д к о с т ь   одновременной  способности  к  м а т е м а т и к е   и  меди­

ц и н е,  что  вполне  со гл ас у ется  с  нашими  конституциональными  исследо­

в а н и я м и .  Н а п р о ти в ,  очень  ч а с т а   ком бинация  м а тем ат и ч еск и х   сп особн о­

с т е й   со  способностями  к  философии.

В п ол н е  определенно  в стр е ч а е т с я   м н о г о   ш и з  о т  и  м  и к о  в  с  р е д ri 

ф и л о с о ф о в ,   с т р о г и х   с и с т е м а т и к о в   н  м е т а ф и з и к о в .  

Это 

со о тв етс тв у ет  преобладанию  у  них  „стремления  к   ф о р м е “  н ад  „стрем ­

лением  к   матери и",  их  пристрастию  к   строгому  построен и ю ,  к  о б р а ­

ботке  формы,  их  склонности  к   св ерхч ув ств ен н ом у  п  н ер еа л ь н о м у ,  со­

верш енн о 

аналогично  тому,  что  мы  наблю дали  и  у  ш изотимических 

поэтов.  З д е с ь   мы  можем  у к а з а т ь   две  часто  одна  в  д ругую   п е р е х о д я щ и е  

группы: 1)  т о ч н ы е ,  

я с н ы е   л о г и к и   и  с и с т е м а т и к и  

т и п а

п а к т а ,   которым  в  поэзии  приблизительно  со о тв етств ую т  художники 

формы  и  драм атурги   со  строгостью  стиля  2)  Ч у в с т в и т е л ь н  о - р о -  

м а н т и ч е с к и е   м е т а ф и з и к и   т и п а   Ш е л л и н г а ,  

к о т о р ы е   соот­

ветствуют  романтикам  в  поэзии.  У  менее  зн ач и те л ь н ы х   т е о с о ф о в   это 

шизотимическое  н аправление  мы ш ления  мож ет  в сл ед ств и е  кататимиче- 

ских  механизмов  достичь  колоссальны х  степеней   л оги ч ес кой   расплы в ­

чатости  и  то  ск ач у щ ей ,  то  схематически  к о н стр у к ти в н о й   п роизволь­

ности.

Оба  з а д а т к а   в  области  мышления,  н есм отря  н а   п х   в н е ш н е е   не­

сходство,  биологически,  очевидно,  тесно  св язан ы .  Д а ж е   у  точного  кри­

т и к а   п ознания  ти на  К а н т а   мы  в стреч аем ,  вплотную  с  этим,  р е зк о   мета­

ф и зи ч ес к и е  потребности:  взор  к  „звездному  н ебу  надо  м н ою ",  искание 

ап р и о р н ы х ,  св ер х ч у в ств ен н ы х ,  н равственно  рел и ги озн ы х  п о сту л ато в .  II 

в  то  ж е   в р е м я ,  н ао б о р о т,  н екоторы е  романтики  мысли,  среди   них  осо­

б е н н о   сильно  н езн ач и те л ь н ы е ,  совсем  р а с п л ы в ч аты е, 

часто  проявляют 

я в н у ю   склонность  к  облечению  своих  идей  в  кон струк ти в н о-отв л ечен н ую  

ф орм у.  И   мы  в с е   снова  с  удивлением  об н а р у ж и ва ем   у  н а и б о л е е   точных 

м ы сл и тел ей   в  самой  глубине  их  жизни  чувств  зн ако м ы й   „м истический 14 

уго л о к ,  к о то р ы й   мы  соверш енно  н ап расн о  стали  бы  и с к а т ь   у  в ы р а ж ен ­

и е   с о з е р ц а т е л ь н ы х   эм пи ри ков  т и п а   А л е к с а н д р а   Г у м б о л ь д та.

Э т а   с в я з ь   м е ж д у   си сте м ати ч еск о й   точностью  и  м и сти ч еской   ирре­

ал ь н о с ть ю   мысли  п р и н а д л е ж и т   к   тем  ф ак там ,  к о т о р ы х   мы  никогда  а 

p rio ri  не  мож ем  п р е д п о л о ж и т ь   и  к о т о р ы е   мы,  т а к   с к а з а т ь ,   в о п р е к и   же-


background image

ланшо  у з н а е м   из  о п ы та .  В п р о ч е м ,  е щ е   я с н е е ,  чем  у  здоровых  шизоти­

миков,  э т а   с в я з ь   о б н а р у ж и в а е т с я   у  д у ш ев н о -б о ль н ы х  

шизофреников, 

когда  онн  с т р е м я т с я   п р е д с т а в и т ь   и р р ац и о н ал ь н о е  сод ерж ан ие  мистически 

религиозного  х а р а к т е р а   г р а ф и ч е с к и   точ но  в  а к к у р а т н о й   схеме  понятий, 

чисел,  н о м ер о в   н  г е о м е т р и ч е с к и х   ф и гур  вел и чай ш е й   внешней  точности.

Ч т о  к а с а е т с я   б и о л о ги ч е ск о й   основы,  то  среди   тех  известных  ф и­

лософов,  х о р о ш и м и   б и о г р а ф и я м и   и  п ортретам и   которы х  мы  располагали 

в  д остаточном   к о л и ч е с т в е ,  нам  у д ал о сь   уста н ов и ть   целый  ряд   выражен-

Рис. 

30.  Философ  Д ж о н   Л о к к .

Грав.  D ean’a  по  картине  Кнеллера.  (Из  Собр. 

сочин. 

Д. 

Л окка,  Лондон, 

1824).

ных  ш и зоти м и ков  к а к   по  строению  тел а,  т а к   и  по  х ара ктеру. 

Н апро­

тив,  пикников  среди  них  очень  мало;  т а к   среди  27-ми  до  сих  пор  и з­

уч ен ны х  нами  фи лософ ов-кл асси ков  мы  не  обнаружили  ни  одного  б ес­

спорно  в ы р а ж е н н о го   с л у ч а я   пикнического  строения  тела,  и  даже  более 

или  менее  р е з к и е   пикнические  элементы  встречались  весьма не  часто *).

П икнические  признаки  в  строении  лица  мы  пока  обнаружили, главным 

образом,  у  Руссо,  Ш елли н га  и  Ш опенгауера.


background image