ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2020
Просмотров: 9867
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
Борис Дмитриевич Карвасарский.
Учебник для студентов медицинских ВУЗов
Предисловие ко второму, переработанному изданию.
Предисловие к первому изданию.
Определение психотерапии и содержание основных понятий.
Интердисциплинарный характер психотерапии и ее основы.
Механизмы лечебного действия психотерапии.
Взаимоотношения врача и больного в психотерапии.
Оценка эффективности психотерапии.
Глава 2. Основные направления и методы психотерапии.
Основные направления в психотерапии.
Другие направления в психотерапии.
Глава 3. Специальная психотерапия.
Психотерапия в различных областях медицины.
Возрастные аспекты психотерапии.
Психотерапия и фармакотерапия.
Психотерапия, психопрофилактика и реабилитация.
Транскультурный подход в психотерапии1.
Глава 4. Организация психотерапевтической помощи.
Особенности и различные формы организации психотерапевтической помощи.
Роль врача-психотерапевта в системе оказания медицинской помощи.
Обучение в области психотерапии.
Шифры заболеваний по международной классификации болезней (10-й пересмотр), упоминаемых в учебнике.
Помимо так и прущих из меня отрицательных черт, хоть и в малом количестве, у меня все-таки есть положительные. К примеру, если я кому-то что-то починил, не имею наглости требовать денег. А если дают — тысячу раз откажусь, если попросят — возьму. Еще я очень не люблю компании хулиганов, крутых. Это не мой коллектив — это я тоже считаю положительной чертой в себе...
Врачи говорят, что я слишком себя принижаю. А что мне делать, если из-за своей эгоистичности я слишком высоко стою?».
На занятиях групповой психотерапии первое время молчал, затем показывал невербальные признаки «готовности» к работе. Приводим отрывок из протокола занятия.
1-й психотерапевт: Я хочу к Леше обратиться. Ты дважды делал робкую попытку работать над проблемой. Ты готов?
Алексей: Да. Случай был в моей школе — не так давно. Мой приятель попросил зайти, а его подруга вывела меня из себя. Она спросила: «Что с твоим голосом?» Я ничего не ответил и ушел. Приятель, который был со мной, на это внимания не обратил: «У тебя нормальный голос». Он хотел меня поддержать. Я-то знаю, что у меня ужасный голос, но я бы не хотел, чтобы мне это говорили в лицо.
1-й психотерапевт: А раньше тебе говорили, что у тебя что-то с голосом? Откуда ты знаешь, что он ужасный?
Алексей: Через магнитофон.
1-й психотерапевт: После этого случая?
Алексей: Нет, я раньше это знал.
1-й психотерапевт: Ты раньше знал, а что тебя заставило слушать магнитофон?
Алексей: Я записывал себя, а потом прослушивал.
1-й психотерапевт: Для чего ты это делал?
Алексей: Просто, ради интереса.
1-й психотерапевт: И когда ты узнал, что у тебя ужасный голос? Сколько тебе было лет?
Алексей: Давно, лет 12.
1-й психотерапевт: Ты помнишь этот случай?
Алексей: Точно нет.
1-й психотерапевт: Значит не помнишь. Хорошо.
(Ставят стул напротив. 1-й психотерапевт — Алексей)
1-й психотерапевт: Сейчас тебе 12 лет. Ты включил магнитофон и слышишь свой голос. Слышишь свой голос. Что ты чувствуешь сейчас, когда ты слышишь свой голос на магнитофоне?
Алексей: Я не верю сам себе, что это мой голос.
1-й психотерапевт: Давай, я побуду твоим голосом. Обращайся ко мне, к своему голосу. Я голос на магнитофоне.
Алексей: Почему этот голос такой плохой?
1-й психотерапевт: Я тебе ничего не могу ответить.
Алексей: У всех людей нормальный, а у меня не такой, совсем не такой.
1-й психотерапевт: Какой не такой? Я голос магнитофонный, а не твой. Какой бы ты хотел иметь голос? Какой не такой?
Алексей: Только не этот.
1-й психотерапевт: Какой другой голос ты хотел бы иметь? Что тебе в твоем голосе не нравится?
Алексей: Всё.
1-й психотерапевт: Зачем тебе другой голос? Что он тебе даст? Что ты от этого приобретешь — от другого голоса?
Алексей: Он будет более человеческий.
1-й психотерапевт: А у тебя какой — нечеловеческий?
Алексей: Да.
1-й психотерапевт: Попробуй, запиши меня на магнитофон — другой голос, какой бы ты хотел иметь. Есть возможность каждый раз дать тебе прослушать.
Алексей: Нет, не хочу.
1-й психотерапевт: Не хочешь?
Алексей: Я уже достаточно слушал.
1-й психотерапевт: Хочешь иметь другой голос? Ты первый раз услышал его, свой голос? Твой голос кому-то и раньше не нравился?
Алексей: Первый раз услышал.
1-й психотерапевт: Ты не говорил с близкими, что у тебя голос плохой?
Алексей: Нет.
1-й психотерапевт: Почему же ты решил, что он плохой? Что с тобой происходило в эти дни?
Алексей: Не мог я его принять.
1-й психотерапевт: Побудь теперь голосом. Мне не нравится мой голос у тебя на магнитофоне, я бы хотел другой голос.
Алексей: Какой голос?
1-й психотерапевт: Я не знаю, но как мой.
Алексей: Почему?
1-й психотерапевт: Мне не нравится, он какой-то не такой.
Алексей: На кого он похож?
1-й психотерапевт: Не знаю, он какой-то нечеловеческий.
Алексей: Чей — нечеловеческий?
1-й психотерапевт: Не знаю, что за существо, но какой-то не такой. Я — это не я. Хочется даже выключить магнитофон, чтобы он не звучал. Я не могу — все равно слушаю.
2-й психотерапевт: Обрати внимание на то, как ты говоришь. На дыхание, на грудную клетку, на то, как ты сидишь. Сдавленно. Плечи сгорблены, как будто на тебе груз. Ты можешь подобрать какое-нибудь слово?
1-й психотерапевт: Ты кто?
Алексей: Алексей.
2-й психотерапевт: Тебе труднее говорить или легче?
Алексей: Легче.
2-й психотерапевт: Давай усилим это состояние. Тебе еще легче стало? Как тебя зовут?
Алексей: Алеша.
2-й психотерапевт: Что с тобой сейчас происходит?
Алексей: Разочарован.
2-й психотерапевт: Разочарован? Из-за чего?
Алексей: Из-за голоса, конечно.
2-й психотерапевт: Голова опущена, плечи сгорблены. Твой голос сейчас изменился. Что с тобой происходит?
Алексей: Успокаиваюсь.
2-й психотерапевт: Успокаиваешься? Давай тогда еще больше успокоимся. Садись, ноги подогни, совсем.
1-й психотерапевт: А сейчас?
Алексей: Легче.
2-й психотерапевт: Давай, чтобы совсем стало хорошо.
1-й психотерапевт: Подогни ноги.
2-й психотерапевт: Ложись на бочок. Тебе так хорошо?
Алексей: Хорошо.
1-й психотерапевт: Сколько тебе лет?
Алексей: 16.
2-й психотерапевт: Расскажи, как тебе хорошо.
Алексей: Я успокоился немножко.
2-й психотерапевт: Спокойно, да? Покой. Никуда не надо торопиться. Напряжение снялось. Главное, что ты успокоился. Так хорошо?
Алексей: Да.
1-й психотерапевт: Выходить не хочется?
Алексей: Нет.
1-й психотерапевт: Спокойно и хорошо. Когда бывает спокойно и хорошо?
Алексей: Когда внутри всё в порядке.
1-й психотерапевт: Когда внутри всё в порядке. А еще когда?
2-й психотерапевт: А вокруг тебя? Спокойно, тепло. Спокойно, тепло.
1-й психотерапевт: Ты защищен от внешнего мира?
Алексей: Да.
2-й психотерапевт: Тепло и хорошо.
1-й психотерапевт: Похоже это на то, когда в животе у матери лежишь?
Алексей: Не могу это вспомнить.
1-й психотерапевт: Подойдите сюда, изобразите живот мамы.
(Ребята невербально изображают маму)
2-й психотерапевт: Спокойно и хорошо. Бьется спокойно мамино сердце. Как тебе?
Алексей: Хорошо.
1-й психотерапевт: Схватки. Путь трудный, напряженный. Тебе придется войти в этот мир, полный трудностей. Но мама будет рядом. Мама начала рожать. Придет акушер и маме помогут родить. Тяжело идет ребенок. Мама, помогай, потужься. Головка показалась. У вас мальчик.
(1-й психотерапевт шлепает Алексея, тот орет)
2-й психотерапевт: (5 раз) Кричи громче, во все легкие.
1-й психотерапевт: Хороший мальчик Алеша.
2-й психотерапевт: Здорово. Научился хорошо кричать. Давай познакомимся с ребятами, ты уже научился ходить. (Алексей встает и подходит к каждому члену группы).
1-й психотерапевт: Скажи: меня зовут Алеша.
Алексей: Меня зовут Алеша.
(Знакомится с Сашей, Машей, Маратом, Аннами, Сергеем)
2-й психотерапевт: Сколько тебе лет?
Алексей: 16.
2-й психотерапевт: Как тебе сейчас?
Алексей: Хорошо, замечательно.
2-й психотерапевт: Замечательно?
Алексей: Да.
2-й психотерапевт: Скажи ребятам, всем, как тебя зовут. Ты можешь громко разговаривать.
1-й психотерапевт: Меня зовут Алексей, мне 16 лет.
Алексей (громко повторяет 3 раза).
2-й психотерапевт: Изменился у Алексея голос?
Все: Да, стал звучным.
2-й психотерапевт: Запишешь на магнитофон?
1-й психотерапевт: С техникой у тебя всё в порядке...
Алексей: Да.
Обмен чувствами.
Марат: Я тоже записал свой голос — учил английский язык — и ужаснулся. Стал думать, а потом надоело, бросил.
Маша: Мне тоже мой записанный голос не понравился, но я не обращала внимания, так как знала, что у меня голос другой.
Сергей: То же самое. Не обращаю никакого внимания.
Федор: В 8 лет — дикие интонации на записи. Никто не удивился, и я не обращал внимания.
2-й психотерапевт: А если ты будешь молчать, у тебя голос пропадет, его нужно поддерживать. Давай скажешь ребятам одну фразу: «С сегодняшнего дня я — настоящий Алексей».
(Алексей повторяет)
1-й психотерапевт: И у меня красивый, бархатистый голос.
(Алексей повторяет)
1-й психотерапевт: Который я люблю.
(Алексей повторяет)
1-й психотерапевт: Он уникальный и неповторимый.
(Алексей повторяет)
1-й психотерапевт: Я буду им пользоваться и поддерживать.
(Алексей повторяет)
1-й психотерапевт: И поддерживать.
(Алексей повторяет)
2-й психотерапевт: Скажи всем ребятам, что тебе нравится твой голос и ты будешь его поддерживать.
Алексей: Я буду поддерживать свой голос.
1-й психотерапевт: Хорошо.
(У Алеши расправились плечи, лицо сияет)
Окончание занятия.
После окончания групповой психотерапии проведен один сеанс семейной психотерапии. На занятие пришли отец Алексея Александр, мать Лена, сам юноша. Сессию проводят два психотерапевта Сергей и Светлана.
Рассадка: мать села на большое кресло в центре комнаты, справа на стуле от нее Алексей, слева отец. Психотерапевты сели напротив. Приводим стенограмму сеанса.
Сергей: С чем будем работать?
Лена: С конфликтными отношениями детей в семье.
Александр: Да.
Сергей: Какие особенности семьи могут поддерживать конфликт?
Лена: Мы редко вместе собираемся. Отца видим только в выходной.
Алексей: Мама не любит ездить на дачу.
Александр: У нас мало неформальных контактов и разность во взглядах с женой. Работа отнимает все.
Сергей: Не является ли работа способом уменьшить контакты?
Александр: Да. У нас разные взгляды. Мы давно врозь, изолированы друг от друга.
Алексей: Я привык к изоляции.
Светлана: Итак, семья, возможно, гибнет. Не исключено, что Алексей спасает семью. Пока есть конфликт, семья живет? (Пауза)
Сергей: Как выйти из патовой ситуации?
Алексей: Маме смириться с дачей, папе не заставлять ее там работать и приходить раньше домой, ну хоть в 7 часов.
Сергей: Вы часто вместе обедаете?
Александр: Лене не нравится, как я держу ложку. А мне, когда она разрешает кошке лазить по столу.
Сергей: Вам как юристу, вероятно, знакомо понятие «контракт». Можно заключить его с женой.
Светлана: Вообще-то надо выяснить, что за этим стоит.
(Мать напрягается, встает из кресла и уходит без слов).
(Мужчины молчат. Пауза).
Светлана: По-видимому, мама расширяет свою территорию тем, что пускает кошку по столу. Вероятно, у нее есть какой-то дискомфорт?
Алексей и Александр: Да... (пауза).
(Психотерапевты обращают внимание на отсутствие мамы. Алексей делает предположение, что она вернется. Пауза. Мать не возвращается).
Александр: Посмотри, Алексей, что с мамой.
Алексей (возвращается): Она взяла пальто и ушла. Ей легче переживать одной.
Александр: У нее и на работе есть недопонимание.
Сергей: Где она работает?
Алексей: В яслях. Животные у нее на первом месте.
Сергей: Что будем дальше делать? Обсудим отношения между мужчинами в семье или остановим занятие?
Александр: Мы остаемся.
(Светлана разворачивает кресла отца и сына напротив и предлагает поговорить, что их волнует в отношениях).
Александр: Ты никогда не советуешься, держишь эмоции в себе. Я никогда не знаю, что с тобой происходит.
Светлана (обращаясь к юноше): Отец переживает, что происходит с тобой, хотел бы быть ближе к тебе. Хочет поддержать, но не знает как.
Алексей: Мне не сложно держать эмоции... Мне очень тяжело в семье.
Светлана: Алексей Вам говорит, что ему тяжело, когда Вас нет рядом.
(Отец замолкает, с трудом сдерживая слезы, подходит к окну).
(Алексей продолжает сидеть).
Сергей: Что с тобой происходит?
Алексей: На уровне груди что-то есть.
Светлана: Опиши это (сжимает, больно, грустно)?
Алексей: Мне грустно.
Светлана: Чтобы ты хотел сделать?
Алексей: Я не знаю.
Светлана: Ты хотел бы поддержать отца?
Алексей: Не знаю как.
Сергей: Ты можешь подойти и встать рядом.
(Алексей подходит к отцу, встает рядом. Сергей подходит к ним обоим и кладет руки на плечи. Пауза).
Александр: Мне тоже грустно (возвращается).
Светлана: Чем вы похожи друг на друга?
Александр: Целеустремленностью и умением прощать.
Алексей: Да.
Светлана: Это мужские качества?
Алексей: Да.
Сергей: Какие еще мужские качества привлекают?
Алексей: Независимость, умение зарабатывать.
Александр: Мыслить.
Светлана: А любить?
Алексей: Мужчинам чувства не нужны.
Сергей: Это похоже на робота с нечеловеческим голосом?
(Отец и Алексей смеются).
Сергей: Как Вы себя чувствуете?
Алексей: Мне легко. Есть желание вместе поговорить.
Александр: Мне тоже. Я предложу жене придти вместе без Алексея или одной, как она выберет.
Окончание сеанса.
Катамнез, проведенный через год, показал эффективность интегративного вмешательства. Клинической симптоматики не выявлено. Юноша считает себя вполне адаптированным. Алеша успешно учится на физико-математическом факультете университета, имеет одного друга по интересам.
Психотерапевт, работающий с детьми и подростками, сочетает качества диагноста, консультанта и учителя одновременно. Как диагност психотерапевт суммирует информацию, полученную от пациента, основываясь на знании психопатологии, возрастной периодизации развития, строит диагностические гипотезы.
Как консультант психотерапевт стремится развивать взрослое восприятие мира. Взаимодействие между партнерами идет по принципам «проблем-разрешающего подхода», заключающегося в поиске альтернативных решений проблемы. Психотерапевт-консультант создает также экспериментальные поведенческие ситуации для выявления дисфункциональных паттернов коммуникации и установок ребенка.
Как учитель психотерапевт помогает юному партнеру овладеть навыками самоконтроля, адекватного эмоционального реагирования на стрессовые ситуации. Хороший психотерапевт стимулирует подростка к поиску собственных ресурсов, уменьшению негативного восприятия своей личности, окружающего мира, будущего, усиливает стратегии совладания с трудностями (копинг-механизмы), оказывает помощь в конструировании и расширении временной перспективы.
Контрольные вопросы
1. Какая форма психотерапии предпочтительнее для лечения детей 5—6 лет с невротическими расстройствами:
1) игровая;
2) когнитивно-поведенческая;
3) рациональная;
4) гештальт-терапия.
2. Основной принцип центрированной на ребенке игровой психотерапии:
1) актуальность;
2) суггестия;
3) реализация;
4) недирективность.
3. Психотерапевт, центрированный на ребенке, стремится передать ему в процессе общения:
1) «Я с тобой»;
2) «Я контролирую тебя»;
3) «Я оцениваю тебя»;
4) «Я работаю с тобой».
4. Основной принцип психотерапевтической работы с детьми с пограничными психическими расстройствами:
1) выявление сексуальных проблем ребенка;
2) сочетание разных психотерапевтических методик;
3) сочетание работы с детьми и работы с родителями;
4) скрывать от ребенка свои эмоции, всегда быть невозмутимым.
5. Предпочтительная форма индивидуальной психотерапии детей с невротическими расстройствами: