ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2020
Просмотров: 6429
Скачиваний: 39
226
в их семьях, эмоциональном отвержении их родителями, строгих
физических наказаниях, выраженном душевном дискомфорте.
R.B. Weeks своими исследованиями установил, что кровосме-
шение «брат-сестра» имеет самую частую встречаемость на средних
и верхних социоэкономических уровнях и, вероятно, наименее пси-
хологически травматично, практически не отражается на психосек-
суальных установках в последующей жизни.
В отличие от сиблинг-инцеста, отцовско-дочернее крово-
смешение распространено в более низких социо-экономических
уровнях, как правило, в многодетных, патриархальных семьях из со-
циальных низов (например, 70% инцестуозных отцов в Северной
Ирландии являлись безработными, большинство из них отличалось
асоциальностью). Оно весьма травматично в плане последующих
психосексуальных установок, что может выражаться в виктимном
поведении, извращении сексуальных чувств, сексуальных дисфунк-
циях во взрослой жизни. Подобная зависимость инцеста от тра-
диционных патриархальных установок и социо-экономического
уровня наблюдается и в странах Востока, например, в китайской
культуре Гонконга.
Проблемность инцестных семей обычно берѐт своѐ начало в
психо-социальной дезадаптации родителей, в той или иной патоло-
гии психики, а также в алкогольной или наркотической зависимости.
Исследования показали, что отцы, совершившие инцест, сами в дет-
стве нередко являлись жертвами сексуальных злоупотреблений.
При анализе семей с длительными инцестными связями по ти-
пу «отец-дочь» установлено, что кровосмесительные отношения по-
степенно становятся стабильной частью семейной жизни. Дочери –
жертвы отцов – обычно запуганы, покорны, безвольные. Их матери
также пассивны, безвольные, делают вид, что ни о чѐм не догадыва-
ются и ничего особенного не происходит; фактически всем своим
поведением они отказывают дочерям в помощи. Отцы в таких семь-
ях доминируют, часто используют угрозы, физическую силу, им-
пульсивны, не терпят противоречий. В целом, инцестуозное семей-
ство можно рассматривать как дисфункциональное.
Например, в нашем случае 14-летняя девочка самостоятельно заявила
участковому милиционеру, что еѐ на протяжении двух лет насилует отец. Де-
вочка пыталась жаловаться матери, но та делала вид, что ничего не понимает, и
заставляла ребѐнка молчать. При судебно-медицинской экспертизе были обна-
ружены морфологические и биологические доказательства недавнего анально-
генитального контакта, а также вазелин на половом члене преступника и в пе-
рианальной области жертвы.
227
Другие авторы также обращают внимание на недостаток мате-
ринской поддержки жертв отцовско-дочернего кровосмешения.
Вполне вероятно, что многие матери догадываются о сексуальном
характере отношений супруга с дочерью, но по различным причинам
делают вид, что не знают об этом. Однако предположение, что дети,
включѐнные в инцестную связь со старшими лицами, являются лишь
пассивными участниками такой связи – явное упрощение сложной
ситуации. Дело в том, что подростки иногда сами склонны к сексу-
альным провокациям, находят такую связь вполне удовлетворитель-
ной и под еѐ влиянием часто сами становятся сексуально активными.
Психосоциальные последствия инцеста «родитель-ребѐнок»
обычно неблагоприятны, накладывают отпечаток на всю последую-
щую сексуальную жизнь. Инцестное насилие порождает массу раз-
ноплановых проблем, разрешение которых иногда требует коренных
мер. Так, в США в 1980-х годах ежегодно отмечалось более 300 ты-
сяч побегов из дома; более половины из них были вызваны половы-
ми притязаниями родителей. При анализе данных, полученных от
детей, убежавших из дома, выяснилось, что 38% мальчиков и 73%
девочек стали жертвами внутрисемейных сексуальных преступле-
ний. Большинство из них чувствовали себя душевно опустошѐнны-
ми, высказывали суицидальные мысли, испытывали страх перед
взрослыми мужчинами, предпринимали попытки самоизоляции от
общества.
Кровосмешение обычно воспринимается детьми эмоциональ-
но, как предательство, наносящее большой душевный ущерб, по-
рождающий низкие уровни в установке социальных связей, де-
прессию, булимию, тревожность, низкое самоуважение, неуверен-
ность, сексуальные дисфункции во взрослой жизни, аутоагрессию с
последующей ранней алкоголизацией и злоупотреблением сильно
действующими веществами.
Отмечено, что семейная дисфункция и связанные с ней ранние
инцестные опыты влекут за собой развитие сексуальных отклонений
в зрелом возрасте, при этом выраженность отклонѐнного сексуаль-
ного поведения напрямую связано с длительностью инцестных от-
ношений. Женские жертвы неоднократных актов внутрисемейного
сексуального насилия в детском и подростковом возрасте в после-
дующем гораздо чаще имеют сексуальные дисфункции с отсутстви-
ем оргазма, чем жертвы однократных актов инцестного насилия и
лица, не подвергавшиеся насилию.
Инцестуозы достоверно чаще подвергаются частым и чрез-
мерным физическим наказаниям со стороны родителей, чем ос-
тальные дети. Кроме того, прослеживаются эмоциональный дис-
комфорт, низкие уровни полового просвещения в семьях инцестуо-
228
зов, и более раннее ознакомление таких детей с порнопродукцией,
по сравнению с семьями «условно нормальных» лиц.
Обращает на себя внимание высокий уровень осознания инце-
стуозами собственных гомоэротических потребностей и обязатель-
ное, стопроцентное наличие комплекса иных девиантных и пара-
фильных влечений, при этом в женской группе инцестуозов преоб-
ладают садомазохистские тенденции (50,0% случаев). Кроме того,
отмечается наличие выраженных саморазрушительных тенденций,
внешне проявляемых промискуитетом, повышенными уровнями та-
бакокурения, алкоголизации и диапазона сексуальной приемле-
мости. У женских инцестуозов выражен синдром неразличения сек-
суального объекта, о чем свидетельствует тот факт, что 20% жен-
ских инцестуозов вступали в сексуальные контакты с собаками, 50%
в дальнейшем проституировали.
Высший уровень риска подвергнуться противоправным сексу-
альным нападениям также приходится на долю женских инцестуозов
– 80% их в той или иной форме подвергались противоправному сек-
суальному насилию, при этом внутрисемейное насилие имело место
в 37,5% случаев (со стороны братьев, отцов), остальные инцестуозы
– жертвы экстрасемейного насилия. Возраст, в котором девочки
подвергаются внутрисемейному изнасилованию, колеблется в диа-
пазоне от 10 до 14 лет, при этом насильственный инцест в большин-
стве случаев пролонгирован по времени. Иногда инцестуозное наси-
лие с течением времени приобретает характер добровольности.
Средний возраст дебюта инцестной связи в мужской и жен-
ской группах, по нашим данным, составляет 14,5 лет. Дебют гомо-
сексуального сиблинг-инцеста у мальчиков приходится на возраст
11 – 14 лет, связан с началом полового созревания. Как и в случаях
насильственного инцеста, в случаях добровольности также отмеча-
ется преобладание длительных связей.
Многочисленными исследованиями выявлено преобладание
добровольного гетеросексуального сиблинг-инцеста. Последствиями
не только насильственного, но, что очень важно, и добровольного
инцеста являются виктимизация и аутоагрессия, проявляющиеся
расширением диапазона сексуальной приемлемости с садомазохист-
скими тенденциями, промискуитетом, повышенной инсцидент-
ностью сексуального насилия, увеличением уровней табакокурения
и алкоголизации. Вышеизложенное необходимо учитывать не толь-
ко в деятельности врачей, юристов, педагогов и социальных работ-
ников, но также и при разработке комплексных мероприятий по
предотвращению сексуального насилия в обществе.
229
Контрольные вопросы:
7.
Что понимается под инцестом?
8.
Наказуем ли инцест?
9.
Какова распространѐнность инцеста в обществе?
10.
Какая схема инцеста более распространена?
11.
Как можно, в целом, охарактеризовать типичную, дисфункциональную инце-
стуозную семью?
12.
Какими негативными последствиями сопровождаются инцестуозные отноше-
ния?
*****
Глава 23
ПРОСТИТУЦИЯ КАК ФОРМА
СЕКСУАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
23.1. Общие сведения, история
Проституция –
торговля телом как объектом сексуальных
отношений.
Большинство авторов, изучавших историю проституции, вы-
деляют три формы ее существования в историческом аспекте:
1)
проституция гостеприимства;
2)
религиозная (сакральная) проституция;
3)
меркантильная проституция (за материальные блага).
Первые две формы не могут быть отнесены к проституции в
полном смысле этого слова (как к продаже своего тела за деньги
каждому желающему для удовлетворения его половой потребности),
поскольку выполнение этих действий предписывалось обычаями,
правилами поведения, религиозными культами и санкционировалось
господствующей моралью. Тем не менее, эти своеобразные формы
существования и распространения проституции играют важную роль
в осмыслении сущности этого явления.
Меркантильная проституция
как профессия, вид бизнеса с
организацией первых легальных публичных домов сформировалась
постепенно с VI века до н.э., в основном на берегах Средиземного
моря, где к тому времени уже образовались крупные портовые горо-
да и центры торговли, через которые осуществлялись все связи Ев-
ропы с Азией и Африкой. При этом, наряду с женской, всегда была
распространена мужская проституция. Она распространена и сейчас,
но менее изучена.
Во все времена и у всех народов любовь, в том числе и муж-
ская, подростковая продавалась за деньги или за подарки (на антич-
230
ных чашах подарки символизируют сумки, петухи, зайцы), и так бу-
дет всегда. Еще Гомер рассказывал об интенсивной торговле маль-
чиками, которых привозили финикийские мореплаватели, чаще все-
го, похищая их, чтобы заполнить гаремы по берегам Средиземномо-
рья.
Насколько распространена была мужская проституция в Афи-
нах времени Солона, ясно из того факта, что этот великий государ-
ственный муж, поэт и мудрый философ не только законодательно
запретил педерастию для рабов, поскольку эта самая свободная ма-
нифестация мужского самоопределения разрешалась лишь свобод-
ным гражданам (законодатель считал, что превосходство свободно-
рожденного не должно принижаться интимными отношениями с ра-
бами), но, и ввел наказание для тех, кто торговал своей красотой.
В мужской проституции видели опасность того, что всякий,
кто продает свое тело за деньги, может с легкостью пожертвовать и
общими интересами государства. Элиан сообщает и об обществен-
ном регулировании подобных отношений, исходя из чувства нрав-
ственности и справедливости. Так, спартанские эфоры (судебная
коллегия), узнав, что один красивый юноша предпочел бедному, но
очень порядочному воздыхателю богача, приговорили юношу к де-
нежному штрафу, карая слабость к деньгам денежным наказанием. В
то же самое время, к женской проституции греки относились как к
должному.
Профессиональные проститутки мужского пола назывались
hetaеresis или hetaеrea, а продавать себя за деньги – hetaеreеn.
В Древнем Риме большинство проституток были рабынями и
содержались в многочисленных борделях, которые рассматривались
как средство поддерживать чистоту семейной жизни. В Римской им-
перии куртизанки имели специальные лицензии и платили налоги.
Нападки на проституцию как социальный институт начались с воз-
никновением христианства, усилились в XVI веке в связи с распро-
странением в Европе сифилиса.
С установлением христианства проституция не исчезла. Она
как явление выжила и в мусульманских странах. Проституция про-
никла даже в монастырские кельи, как женские, так и мужские. Мы
уже не говорим о таких древних и интереснейших в аспекте нашей
темы цивилизациях, как Китай и Япония.
Существует укоренившееся в общественном сознании и под-
тверждѐнное в научной литературе мнение, будто большинство про-
ституирующих – жертвы обстоятельств, они малограмотны и начи-
нают торговать своим телом из-за бедности. Так, в Индии в конце
1980-х годов только 8% проституток умели читать и писать, а про -
ституцией они стали заниматься по причинам материальной нище-