Файл: Deryagin_G_B_Kriminalnaya_sexologia_2011.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 5972

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

226 

 

в  их  семьях,  эмоциональном  отвержении  их  родителями,  строгих 

физических наказаниях, выраженном душевном дискомфорте. 

R.B. Weeks своими исследованиями установил, что кровосме-

шение «брат-сестра» имеет самую частую встречаемость на средних 

и верхних социоэкономических уровнях и, вероятно, наименее пси-
хологически травматично, практически не отражается на психосек-

суальных установках в последующей жизни.  

В  отличие  от  сиблинг-инцеста,  отцовско-дочернее  крово-

смешение  распространено  в  более  низких  социо-экономических 
уровнях, как правило, в многодетных, патриархальных семьях из со-

циальных  низов  (например,  70%  инцестуозных  отцов  в  Северной 
Ирландии являлись безработными, большинство из них отличалось 

асоциальностью).  Оно  весьма  травматично  в  плане  последующих 
психосексуальных  установок,  что  может  выражаться  в  виктимном 

поведении, извращении сексуальных чувств, сексуальных дисфунк-
циях  во  взрослой  жизни.  Подобная  зависимость  инцеста  от  тра-

диционных  патриархальных  установок  и  социо-экономического 

уровня  наблюдается  и  в  странах  Востока,  например,  в  китайской 
культуре Гонконга. 

Проблемность  инцестных  семей  обычно  берѐт  своѐ начало в 

психо-социальной дезадаптации родителей, в той или иной патоло-

гии психики, а также в алкогольной или наркотической зависимости. 
Исследования показали, что отцы, совершившие инцест, сами в дет-

стве нередко являлись жертвами сексуальных злоупотреблений.  

При анализе семей с длительными инцестными связями по ти-

пу «отец-дочь» установлено, что кровосмесительные отношения по-
степенно становятся стабильной частью семейной жизни. Дочери – 

жертвы отцов – обычно запуганы, покорны, безвольные. Их матери 
также пассивны, безвольные, делают вид, что ни о чѐм не догадыва-

ются  и  ничего  особенного  не  происходит; фактически всем своим 

поведением они отказывают дочерям в помощи. Отцы в таких семь-
ях  доминируют,  часто  используют  угрозы,  физическую  силу,  им-

пульсивны, не терпят противоречий. В целом, инцестуозное семей-
ство можно рассматривать как дисфункциональное.  

 

Например,  в  нашем  случае  14-летняя  девочка  самостоятельно  заявила 

участковому  милиционеру,  что  еѐ  на  протяжении  двух  лет  насилует  отец.  Де-
вочка пыталась жаловаться матери, но та делала вид, что ничего не понимает, и 
заставляла  ребѐнка  молчать.  При  судебно-медицинской  экспертизе  были  обна-
ружены  морфологические  и  биологические  доказательства  недавнего  анально-
генитального  контакта,  а  также  вазелин  на  половом члене преступника и в пе-
рианальной области жертвы. 

 


background image

227 

 

Другие авторы также обращают внимание на недостаток мате-

ринской  поддержки  жертв  отцовско-дочернего  кровосмешения. 

Вполне  вероятно,  что  многие  матери догадываются о сексуальном 
характере отношений супруга с дочерью, но по различным причинам 

делают вид, что не знают об этом. Однако предположение, что дети, 
включѐнные в инцестную связь со старшими лицами, являются лишь 

пассивными  участниками  такой  связи – явное упрощение сложной 
ситуации. Дело в том, что подростки иногда сами склонны к сексу-

альным провокациям, находят такую связь вполне удовлетворитель-
ной и под еѐ влиянием часто сами становятся сексуально активными. 

 Психосоциальные  последствия  инцеста  «родитель-ребѐнок» 

обычно неблагоприятны, накладывают отпечаток на всю последую-

щую  сексуальную жизнь. Инцестное насилие порождает массу раз-
ноплановых проблем, разрешение которых иногда требует коренных 

мер. Так, в США в 1980-х годах ежегодно отмечалось более 300 ты-
сяч побегов из дома; более половины из них были вызваны половы-

ми  притязаниями  родителей.  При  анализе  данных,  полученных  от 

детей,  убежавших  из  дома,  выяснилось, что 38% мальчиков и 73% 
девочек  стали  жертвами  внутрисемейных  сексуальных  преступле-

ний. Большинство из них чувствовали себя душевно опустошѐнны-
ми,  высказывали  суицидальные  мысли,  испытывали  страх  перед 

взрослыми  мужчинами,  предпринимали  попытки  самоизоляции  от 
общества. 

Кровосмешение обычно воспринимается детьми эмоциональ-

но,  как  предательство,  наносящее  большой  душевный  ущерб,  по-

рождающий  низкие  уровни  в  установке  социальных  связей,  де-
прессию,  булимию,  тревожность,  низкое  самоуважение,  неуверен-

ность, сексуальные дисфункции во взрослой жизни, аутоагрессию с 
последующей  ранней  алкоголизацией  и  злоупотреблением  сильно 

действующими веществами.  

Отмечено, что семейная дисфункция и связанные с ней ранние 

инцестные опыты влекут за собой развитие сексуальных отклонений 

в зрелом возрасте, при этом выраженность отклонѐнного сексуаль-
ного  поведения  напрямую связано с длительностью инцестных от-

ношений.  Женские  жертвы  неоднократных  актов  внутрисемейного 
сексуального насилия в детском и подростковом возрасте в после-

дующем гораздо чаще имеют сексуальные дисфункции с отсутстви-
ем  оргазма,  чем  жертвы  однократных  актов  инцестного  насилия и 

лица, не подвергавшиеся насилию. 

Инцестуозы  достоверно  чаще  подвергаются  частым  и  чрез-

мерным  физическим  наказаниям  со  стороны  родителей,  чем  ос-
тальные  дети.  Кроме  того,  прослеживаются  эмоциональный  дис-

комфорт, низкие уровни полового просвещения в семьях инцестуо-


background image

228 

 

зов,  и  более  раннее  ознакомление  таких детей с порнопродукцией, 

по сравнению с семьями «условно нормальных» лиц.  

Обращает на себя внимание высокий уровень осознания инце-

стуозами собственных гомоэротических потребностей и обязатель-

ное,  стопроцентное  наличие  комплекса  иных  девиантных  и  пара-
фильных влечений, при этом в женской группе инцестуозов преоб-

ладают  садомазохистские  тенденции  (50,0%  случаев).  Кроме  того, 
отмечается  наличие  выраженных  саморазрушительных  тенденций, 

внешне проявляемых промискуитетом, повышенными уровнями та-
бакокурения,  алкоголизации  и  диапазона  сексуальной  приемле-

мости. У женских инцестуозов выражен синдром неразличения сек-
суального  объекта,  о  чем  свидетельствует  тот  факт,  что  20%  жен-

ских инцестуозов вступали в сексуальные контакты с собаками, 50% 
в дальнейшем проституировали. 

Высший уровень риска подвергнуться противоправным сексу-

альным нападениям также приходится на долю женских инцестуозов 

– 80% их в той или иной форме подвергались противоправному сек-

суальному насилию, при этом внутрисемейное насилие имело место 
в 37,5% случаев (со стороны братьев, отцов), остальные инцестуозы 

–  жертвы  экстрасемейного  насилия.  Возраст,  в  котором  девочки 
подвергаются  внутрисемейному  изнасилованию,  колеблется  в  диа-

пазоне от 10 до 14 лет, при этом насильственный инцест в большин-
стве случаев пролонгирован по времени. Иногда инцестуозное наси-

лие с течением времени приобретает характер добровольности. 

Средний  возраст  дебюта  инцестной  связи  в  мужской  и  жен-

ской  группах,  по  нашим данным, составляет 14,5 лет. Дебют гомо-
сексуального  сиблинг-инцеста  у  мальчиков  приходится  на возраст 
11 – 14 лет, связан с началом полового созревания. Как и в случаях 
насильственного инцеста, в случаях добровольности также отмеча-

ется преобладание длительных связей. 

Многочисленными  исследованиями  выявлено  преобладание 

добровольного гетеросексуального сиблинг-инцеста. Последствиями 

не  только насильственного, но, что очень важно, и добровольного 
инцеста  являются  виктимизация  и  аутоагрессия,  проявляющиеся 

расширением диапазона сексуальной приемлемости с садомазохист-
скими  тенденциями,  промискуитетом,  повышенной  инсцидент-

ностью сексуального насилия, увеличением уровней табакокурения 
и алкоголизации. Вышеизложенное необходимо учитывать не толь-

ко в деятельности врачей, юристов, педагогов и социальных работ-
ников,  но  также  и  при  разработке  комплексных  мероприятий  по 

предотвращению сексуального насилия в обществе. 

 
 


background image

229 

 

Контрольные вопросы: 

7.

 

Что понимается под инцестом? 

8.

 

Наказуем  ли инцест? 

9.

 

Какова распространѐнность инцеста в обществе? 

10.

 

Какая схема инцеста более распространена? 

11.

 

Как  можно,  в  целом,  охарактеризовать  типичную,  дисфункциональную  инце-
стуозную  семью? 

12.

 

Какими  негативными  последствиями  сопровождаются  инцестуозные  отноше-
ния? 

 

*****  

 

 

Глава 23 

 

ПРОСТИТУЦИЯ КАК ФОРМА  

СЕКСУАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ 

 

23.1. Общие сведения, история 

Проституция  – 

торговля  телом  как  объектом  сексуальных 

отношений.

 

Большинство авторов, изучавших историю проституции, вы-

деляют три формы ее существования в историческом аспекте: 

1)

 

проституция гостеприимства; 

2)

 

религиозная (сакральная) проституция; 

3)

 

меркантильная проституция (за материальные блага). 

Первые  две  формы  не  могут быть отнесены к проституции в 

полном  смысле  этого  слова  (как  к  продаже  своего  тела  за  деньги 

каждому желающему для удовлетворения его половой потребности), 

поскольку  выполнение  этих  действий  предписывалось  обычаями, 
правилами поведения, религиозными культами и санкционировалось 

господствующей моралью. Тем не менее, эти своеобразные формы 
существования и распространения проституции играют важную роль 

в осмыслении сущности этого явления. 

Меркантильная проституция 

как профессия, вид бизнеса с 

организацией первых легальных публичных домов сформировалась 
постепенно  с VI века до н.э., в основном на берегах Средиземного 

моря, где к тому времени уже образовались крупные портовые горо-
да и центры торговли, через которые осуществлялись все связи Ев-

ропы с Азией и Африкой. При этом, наряду с женской, всегда была 
распространена мужская проституция. Она распространена и сейчас, 

но менее изучена. 

Во все времена и у всех народов любовь, в том числе и муж-

ская, подростковая продавалась за деньги или за подарки (на антич-


background image

230 

 

ных чашах подарки символизируют сумки, петухи, зайцы), и так бу-

дет всегда. Еще Гомер рассказывал об интенсивной торговле маль-

чиками, которых привозили финикийские мореплаватели, чаще все-
го, похищая их, чтобы заполнить гаремы по берегам Средиземномо-

рья.  

Насколько распространена была мужская проституция в Афи-

нах времени Солона, ясно из того факта, что этот великий государ-
ственный  муж,  поэт  и  мудрый  философ  не  только  законодательно 

запретил педерастию для рабов, поскольку эта самая свободная ма-
нифестация  мужского  самоопределения разрешалась лишь свобод-

ным гражданам (законодатель считал, что превосходство свободно-
рожденного не должно принижаться интимными отношениями с ра-

бами), но, и ввел наказание для тех, кто торговал своей красотой.  

В  мужской  проституции  видели  опасность  того,  что  всякий, 

кто продает свое тело за деньги, может с легкостью пожертвовать и 
общими  интересами государства. Элиан сообщает и об обществен-

ном  регулировании  подобных отношений, исходя из чувства нрав-

ственности  и  справедливости.  Так,  спартанские  эфоры  (судебная 
коллегия), узнав, что один красивый юноша предпочел бедному, но 

очень порядочному воздыхателю богача, приговорили юношу к де-
нежному штрафу, карая слабость к деньгам денежным наказанием. В 

то же самое время, к женской проституции греки относились как к 
должному. 

Профессиональные  проститутки  мужского  пола  назывались 

hetaеresis или hetaеrea,  а продавать себя за деньги – hetaеreеn. 

В Древнем Риме большинство проституток были рабынями и 

содержались в многочисленных борделях, которые рассматривались 

как средство поддерживать чистоту семейной жизни. В Римской им-
перии  куртизанки  имели  специальные  лицензии  и  платили  налоги. 

Нападки  на проституцию как социальный институт начались с воз-

никновением христианства, усилились в XVI веке в связи с распро-
странением в Европе сифилиса.  

С  установлением  христианства  проституция  не  исчезла.  Она 

как  явление  выжила  и в мусульманских странах. Проституция про-

никла даже в монастырские кельи, как женские, так и мужские. Мы 
уже  не  говорим  о  таких древних и интереснейших в аспекте нашей 

темы цивилизациях, как Китай и Япония. 

Существует  укоренившееся  в  общественном  сознании и под-

тверждѐнное в научной литературе мнение, будто большинство про-
ституирующих – жертвы обстоятельств, они малограмотны и начи-

нают  торговать  своим  телом  из-за  бедности. Так, в Индии в конце 
1980-х  годов только 8% проституток умели читать и писать, а про -

ституцией  они  стали  заниматься  по  причинам материальной нище-