Файл: Deryagin_G_B_Kriminalnaya_sexologia_2011.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 5930

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

411 

 

имеющее  целью сексуального возбуждения, при условии фиксации 

внимания  читателя,  зрителя,  слушателя  на  половых органах персо-

нажей  произведений  в момент совершения ими действий сексуаль-
ного характера. 

Следует сказать, что латинизм «вульгарно-натуральстическое» 

переводится  на  русский язык как «всеобще-естественное». То есть 

наказание  предусмотрено  за  распространение  «всеобще-естествен-
ного» изображения. Не абсурдно ли? 

В отличие от порнографии, эротика при изображении полового 

акта мужчины и женщины не стремится представить его грубо нату-

ралистическим, не акцентирует внимание (читателя, зрителя, слуша-
теля)  на  контактах  половых  органов. Эротическое искусство изоб-

ражает человека целостно, во всѐм богатстве его переживаний. Пор-
нография  оперирует стандартными клише, фиксирует внимание че-

ловека на половом акте, его технике, она жѐстко функциональна, де-
индивидуализирована, физиологична, еѐ главный предмет – не лич-

ность и даже не красота индивидуального тела, а гениталии, их вза-

имодействие (Кон И.С., 1999). Фильмы, главной целью которых яв-
ляется длительная демонстрация гениталий и людей, выполняющих 

различные сексуальные действия, называют жесткой порнографией 
(Г.Ф. Кэлли). 

Некоторые  авторы  находят  взаимосвязь  между  просмотром 

жѐсткой порнографии и развитием девиантных потребностей, в том 

числе склонности к сексуальному насилию, потребности копирова-
ния  в  реальной  жизни увиденного на экране. Особое внимание об-

ращается на вредное влияние порнографии на формирование лично-
сти детей. Возможно, что в развитии сексуальных девиаций большое 

значение  имеет  содержание  мастурбаторных  детских  и подростко-
вых фантазий. C другой стороны, уже заложенные в биологическую 

природу и ещѐ неосознанные индивидуумом социально стигматизи-

руемые сексуальные потребности (например, гомосексуальные) мо-
гут стимулировать просмотр порнопродукции определѐнной направ-

ленности.  

По  нашим  собственным  данным,  к  началу  2000-х  годов  рус-

ские дети начинали просматривать порнопродукцию в среднем к 11 
годам. Несомненно, что в настоящее время начало ознакомления де-

тей с порнопродукцией ещѐ более снизилось. 

В  Интернете  существует  множество  фалообменных  сайтов, 

используемых для широкого распространения не только «взрослой», 
но и так называемой «детской» порнографии, при этом файлы с за-

прещенной визуальной продукцией защищены весьма простыми па-
ролями, обычно объясняемые на форумах бойлайверов или в личных 

сообщениях.  


background image

412 

 

Огромной, практически неисчерпаемой базой для хранения и 

распространения  порнографии  различной  направленности  служат 

различные социальные сети. При этом репрессивные методы пресе-
чения производства и распространения порнографии, в том числе и 

«детской»,  малоэффективны  и,  в  принципе,  бесперспективны,  так 
как порнографические изображения с детьми чаще всего снимаются 

и  размещаются  в  Интернете  самими  детьми.  Делается  это  ими  для 
своего удовольствия, добровольно, инициативно, и, как правило, без 

какого-либо  наущения  со  стороны  либо  по  просьбам  ровесников. 
Лишь иногда такие самосъѐмки (чаще веб-камерой или при помощи 

цифрового  фотоаппарата)  инициируются  взрослыми,  в  некоторых 
случаях оплачиваются ими. 

Добровольные эротические самосъѐмки и размещение детьми 

отснятого  материала  в  интернете  в  последние  годы  чрезвычайно 

распространено, что требует проведения соответствующих научных 
исследований, с коррекцией программ полового просвещения, там, 

где само половое просвещение существует и не преследуется со сто-

роны закона. Реально противодействовать распространению порно-
графии  могут  только  адекватные  воспитание  и  просвещение,  а  не 

репрессии. 

В  конце  ХХ  века  в  некоторой  части  общества  существовало 

мнение и о возможной положительной роли порнографии в некото-
рых  вопросах  сексуального  просвещения,  так  как порнография за-

полняет  нишу  на  этом  поприще  в  результате  замалчивания  данной 
темы просветительными учреждениями, представителями школьно-

го образования. Всѐ дело лишь в том, на каком уровне подаѐтся ин-
формация, какими комментариями она сопровождается. Существует 

и неординарная точка зрения, предлагающая использование порно-
графии для мастурбаторного выхода сексуальной энергии подрост-

ков  и  молодых  людей  с  целью  снижения  уровня промискуитета и, 

следовательно, половых инфекций, в том числе HIV (ВИЧ). 

Исследованиями  установлено,  что  отрицательного  влияния 

порнографии на зрелых людей, ведущих нормативную супружескую 
жизнь,  как правило, не обнаруживается. Наоборот, супруги иногда 

прибегают к порнографии как стимулятору фантазий. С этой же це-
лью  женщины  нередко  предпочитают  обращаться  к  эротическим 

романам, предоставляющим собой форму сексуального стимулиро-
вания,  которую  многие  обычно  находят  социально  приемлемой. 

Следует вывод, что от порнографии надо ограждать лишь детей.  

Нормативных  актов,  которые  можно  было  бы  использовать 

при проведении экспертизы порнографии, в РФ в настоящее время 
нет.  Поэтому  любой негосударственный эксперт может воспользо-

ваться собственной методикой проведения экспертизы.  


background image

413 

 

При проведении экспертиз продукции эротического содержа-

ния,  по  нашему  мнению  и  опыту,  возможно назначение отдельной 

комплексной  судебно-медицинской  сексологической  экспертизы  с 
участием судебного медика, психиатра и сексолога, и отдельной ис-

кусствоведческой.  Эксперты  медицинского  профиля  в  исследова-
тельской части заключения должны четко и однозначно определить-

ся, что они понимают под порнографией, исходя из определений ве-
дущих современных сексологов.  

При  просмотре  фильмов  необходим  хронометраж  всех  дей-

ствий  с  фиксацией  физиологических реакций и длительности взаи-

модействия гениталий. В выводах следует лишь указать на соответ-
ствие или несоответствие представленных действий вышеприведен-

ным определениям. Тогда ответственность за принимаемые решения 
по уголовному делу целиком ляжет на суд, а не на экспертов, как это 

делалось ранее.  

Абсурдно  отрицать,  что  фильм  эротического  содержания  не 

является  произведением  искусства,  поэтому  искусствовед  должен 

разрешать  только  вопросы  о художественном уровне представлен-
ного  произведения  искусства,  о  его  культурной  ценности.  Иначе 

можно допустить ошибки, какие уже имели место с фильмами «Гре-
ческая смоковница», «Империя чувств», «Калигула», «Сало или 120 

дней Содома» и др. 

***** 

В  настоящее  время  при  проведении  экспертиз  порнографии 

сексологи ориентируются на пособие для врачей 

«Сексологическое 

исследование и экспертиза материалов сексуального содержа-
ния»,

  утвержденное  01.12.2004 г. Председателем Секции по психи-

атрии Академиком РАМН Т.Б. Дмитриевой. Предлагаемое для про-
ведения экспертиз пособие составлено сотрудниками отдела сексо-

патологии  ФГУ  «Московского  НИИ  психиатрии  Федерального 

агентства по здравоохранению и социальному развитию» и сотруд-
никами  НИИ  проблем  укрепления  законности  и  правопорядка  при 

Генеральной  прокуратуре  РФ,  а  также ведущими сексологами Рос-
сии медицинского и криминального направлений. 

Пособие несовершенно, но интересно хотя бы потому, что со-

ставлено авторитетными специалистами и реально применяется при 

производстве подобного рода экспертиз. 

 
Контрольные вопросы: 

23.

 

В каком веке возникло понятие «порнография»? 

24.

 

Что  понималось  и  понимается  под  «порнографией»  в  различных  обще-

ствах? 

25.

 

Как определяет понятие «порнография»  УК РФ? 

26.

 

Что такое «эротика»,  и чем она отличается от «порнографии»? 


background image

414 

 

27.

 

Какие  принципы  экспертизы  так  называемой  «порнографии»  можно 

применять? 

*****  

 

 

Глава 39 

 

ПРОФИЛАКТИКА СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ 

 

Проблема сексуального насилия волнует нас в связи с тем, что 

оно существует вопреки нашим желаниям, порой доходя до крайних 
проявлений,  таких  как  серийные  сексуальные  убийства,  серийное 

сексуальное  насилие  над  детьми.  Насилие  вечно,  оно  всегда суще-

ствовало,  как  в  природе,  так  и  в  человеческом  обществе,  и  всегда 
будет существовать. При этом социальная агрессия является детер-

минантом сексуальной деструктивности, и этому также есть немало 
примеров  в  истории,  особенно  в  истории  народных  восстаний  и 

войн.  Задача  цивилизованного  общества  заключается  лишь  в  сни-
жении  уровня  общей  социальной  и,  следовательно,  сексуальной 

агрессии,  в  направлении  агрессивности  отдельных  личностей  по 
конструктивному, социально приемлемому руслу.  

Это  невозможно  без  достаточного  познания  личностных  ка-

честв  насильников  и их жертв. В свою очередь, изучение личност-

ных особенностей не только сексуальных насильников, но и потер-
певших  от  такого  рода  насилия,  крайне  важно  для  разработки  и 

внедрения в жизнь профилактических программ, программ реабили-

тации агрессоров и их жертв.  

Безопасность общества во многом определяется реабилитаци-

ей  лиц,  склонных  к насилию. Поэтому в изучении феномена сексу-
ального  насилия  необходим  социально-медицинский  подход. Этот 

подход при разработке и реализации комплексных мер по профилак-
тике сексуального насилия должен быть направлен на профилактику 

любых форм сексуальной эксплуатации людей обоих полов различ-
ного возраста, в том числе на предотвращение сексуальной эксплуа-

тации детей.  

Целью профилактической программы должно быть создание и 

практическое  применение  мер  по  предотвращению  формирования 
девиантного сексуального поведения молодѐжи, сексуального наси-

лия, ненасильственного вовлечения малолетних в сексуальную дея-
тельность взрослых, вовлечения молодѐжи в занятие проституцией, 

любых  проявлений  сексуальной  дискриминации,  в  том  числе  по 

признакам  половой  принадлежности  и  сексуальной  ориентации;  а 
также  –  создание  системы  оказания  комплексной  помощи  по-


background image

415 

 

страдавшим  от  сексуального  насилия  и  сексуальной  эксплуатации, 

реабилитации жертв насилия, виновников и лиц, склонных к сексу-

альному насилию или противоправным педофильным действиям, но 
не совершивших их. 

Реализация  программы  будет  способствовать  оздоровлению 

общества,  снижению  сексуальной  преступности,  других  форм  от-

клонѐнного  и  извращѐнного  сексуального  поведения,  а  также  свя-
занных  с  сексуальной  девиантностью  алкоголизма  и  наркомании, 

предотвращению  распространения  половых  инфекций,  реальному 
равноправию представителей обоих полов. Таким образом, речь мо-

жет  идти  о  перспективе  развития  сексологической  превентологии 
как научно-профилактического направления виктимологии. 

Программа сексологической превентологии может включать в 

себя  спектр  научно-образовательных,  социальных,  медицинских  и 

правовых  мер,  в  которых  целесообразно  выделить  три  основных 
направления: 

1)  предупреждение  любых  форм  сексуальной эксплуатации и 

отклонѐнного сексуального поведения; 

2)  оказание  квалифицированной  комплексной  медицинской, 

юридической, психологической и социальной помощи жертвам сек-
суальной эксплуатации и лицам, склонным к насилию; 

3)  реабилитация  потерпевших  от  сексуального  насилия, 

насильников, а также лиц, склонных к сексуальному насилию и про-

тивоправным педофильным действиям. 

Задачи профилактического направления деятельности: 

1)  проведение  широкомасштабных  научных  медико-

сексологических и гендерных исследований, в том числе в области 

проблем сексуального насилия и сексуального принуждения, девиа-
нтного  сексуального поведения, психологических и поведенческих 

расстройств, связанных с сексуальным развитием и ориентацией; 

2)  создание  медико-правовых  Центров  профилактики  сексу-

ального  насилия и комплексной помощи жертвам сексуальной экс-

плуатации с привлечением на постоянной и консультативной основе 
юристов,  специалистов  в  области  различных  медицинских направ-

лений  (судебный  медик,  гинеколог,  психиатр,  венеролог  и  др.),  а 
также психологии, социальной помощи, педагогов; 

3) организация учебно-методических сексологических центров 

для обучения специфическим вопросам сексологии врачей, педаго-

гов, психологов, социальных работников, юристов, священнослужи-
телей; 

4) разработка образовательных сексологических программ для 

обучения  вышеуказанных  категорий  специалистов  с учѐтом специ-

фики их деятельности;