Файл: Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости - Захаров Н.П. - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 1767

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

психастеническом

 

и

 

ананкастном

 

психотипе

а

 

также

 

как

 

временное

 

состояние

при

 

астенизации

психологических

 

кризисах

Когнитивным

 

базисом

 

здесь

 

является

 

глубинная

 

концепция

: «

Каждый

 

вопрос

даже

 

мелкий

 

может

 

сыграть

 

большую

 

роль

 

в

 

нашей

 

жизни

тем

 

более

 

когда

 

необходимо

 

сделать

 

выбор

Неверно

 

принятое

 

решение

даже

 

по

 

поводу

 

пустяка

грозит

 

неприятностями

которые

 

могут

 

быть

 

значительными

 - 

из

 

искры

 

возгорится

 

пламя

В

 

каждом

 

вопросе

 

и

 

в

 

каждой

 

вещи

 

так

 

много

 

общего

что

 

их

 

необходимо

 

подробно

 

изучить

не

 

торопясь

 

сравнить

найти

 

действительные

 

различия

иногда

 

в

 

нюансах

прежде

 

чем

 

принять

 

окончательное

 

решение

Иногда

 

этого

 

окончательного

 

решения

как

 

ни

 

сравнивай

ни

 

взвешивай

может

 

и

 

не

 

быть

Нам

 

не

 

дано

 

знать

 

наверняка

каковы

 

будут

 

действительные

 

последствия

 

для

 

нас

 

или

 

для

 

других

 

от

 

принятого

 

нами

 

решения

будущее

 

туманно

с

 

ним

 

нет

 

связи

а

 

ответственность

 

слишком

 

велика

чтобы

 

рубить

 

с

 

плеча

». 

6. 

Негативно

-

интерпретирующий

 

когнитип

 

Негативно

-

интерпретирующий

 

когнитип

 

характеризуется

 

неадекватной

 

негативной

 

ретроспекцией

  (

негативной

 

оценкой

 

прошлого

), 

негативной

 

оценкой

 

настоящего

 

или

 

негативным

 

прогнозированием

Подобные

 

интерпретации

 

могут

 

быть

 

экстрапу

-

нитивными

 (

негативная

 

оценка

 

окружения

и

/

или

 

импунитивны

-

ми

 (

негативная

 

оценка

 

себя

). 

Возможна

 

также

 

парциальная

  (

час

-

тачная

негативная

 

интерпретация

 

и

 

тотальная

  (

всесторонняя

негативная

 

интерпретация

Склонность

 

к

 

негативной

 

интерпретации

 

событий

 

внешнего

 

и

 

внутреннего

 

мира

катастрофизация

преувеличение

 

мелких

 

проб

лем

 

приводит

 

к

 

тому

что

 

такие

 

люди

 

из

 

многих

 

вариантов

 

оценки

 

событий

 

выбирают

 

негативный

 

вариант

заставляющий

 

их

 

страдать

хотя

 

противоположный

 

вариант

 

имеет

 

абсолютно

 

такую

 

же

 

обоснованность

Перспективно

 

ориентированное

 

мышление

 

негативно

-

интерпретирующих

 

лиц

 

проявляется

 

в

 

негативном

 

прогнозировании

 

и

 

самопрограммировании

 - 

выбору

 

плохого

 

прогноза

 

из

 

ряда

 

прогнозов

 

развития

 

значимых

 

событий

 

и

 

собственного

 

поведения

При

 

этом

 

не

 

планируется

 

адекватных

позитивных

 

мер

 

по

 

преодолению

 

возможных

 

осложнений

Данный

 

когнитип

 

встречается

 

главным

 

образом

 

при

 

тревожном

 

типе

 

личности

психастении

ипохондрических

 

и

 

депрессивных

 

состояниях

При

 

последних

 

тяжесть

 

депрессии

 

коррелирует

 

с

 

широтой

 

негативной

 

интерпретации

усугубляясь

 

в

 

диапазоне

 

от

 

парциальной

 

к

 

тотально

-

негативной

 

интерпретации

Ведущая

 

глубинная

 

концепция

 

при

 

негативно

-

интерпретирующем

 

когнитипе

: «

Все

 

не

 

так

Все

 

с

 

дефектами

изъянами

минусами

Все

все

 

и

 

всегда

Нечему

 

радоваться

И

 

раньше

 

все

 

было

 

не

 

так

и

 

сейчас

и

 

дальше

 

все

 

будет

 

не

 

так

как

 

хотелось

 

бы

как

 

должно

 

быть

И

 

сам

 

я

 

не

 

то

что

 

должно

 

было

 

бы

 

быть

Жизнь

 -

мучение

 

и

 

разочарование

 

во

 

всем

Жизнь

 

не

 

имеет

 

смысла

». 

Это

 

характерно

 

для

 

тотальной

 

негативной

 

интерпретации

Парциальная

 

негативная

 

интерпретация

 

захватывает

 

лишь

 

какую

-

то

 

часть

 

отношений

 

пациента

 

с

 

самим

 

собой

окружающими

 

его

 

людьми

 

и

 

миром

 

в

 

целом

7. 

Дезадаптивно

-

интегрированный

 

когнитип

 

Дезадаптивно

-

интегрированный

 

когнитип

 

сочетает

 

в

 

себе

 

различные

 

комбинации

 

рассмотренных

 

выше

 6 

дезадаптивных

 

когнитивных

 

типов

Наиболее

 

часто

 

наблюдаются

 

интеграции

 

гиперактуализирующего

идеалистического

 

и

 

негативно

-

интерпретирующего

 

типов

Дезадаптивно

-

эндогенные

 

когнитипы

 

Дезадаптивно

-

эндогенные

 

когнитипы

 

имеют

 

в

 

своей

 

основе

 

то

 

или

 

иное

 

эндогенное

 

заболевание

 (

шизофрению

аффективные

 

расстройства

эпилепсию

), 

определяющее

 

когнитивные

 

и

 

эмоционально

-

поведенческие

 

особенности

 

больного

нарушающие

 

процесс

 

социальной

 

адаптации

При

 

этом

 

уровень

 

патопсихологических

 

проявлений

 

может

 

быть

 

пограничным

допсихотиче

-

ским

 

или

 

психотическим

1.

  

Эндогенный

 

пограничный

 

когнитип

 

Этот

 

когнитивный

 

тип

 

отличает

 

наличие

 

эндогенных

 

психических

 

расстройств

 

пограничного

 

уровня

Особенности

 

личности

когнитивных

 

процессов

 

и

 

эмоций

адаптационные

 

возможности

 

здесь

 

зависят

 

от

 

особенностей

 

заболевания

 

и

 

преморбидных

 

личностных

 

предпосылок

концепции

 

существования

 

несут

 

на

 

себе

 

соответствующий

 

нозологический

 

оттенок

но

 

не

 

выходят

 

за

 

пределы

 

сверхценных

 

построений

Данный

 

тип

 

когнитивных

 

структур

 

развивается

 

соответственно

 

закономерностям

 

мягкого

 

эндогенного

 

процесса

 

и

 

наблюдается

 

при

 

неврозоподобных

 

и

 

психопатоподобных

 

проявлениях

 

шизофрении

непсихотическом

 

уровне

 

депрессивных

 

или

 

гипо

-

маниакальных

 

состояний

циклотимии

 

и

 

дистимии

2.

  

Эндогенный

 

психотический

 

когнитип

 

Эндогенный

 

психотический

 

когнитип

 

характеризуется

 

грубыми

 

явлениями

 

эпизодической

 

или

 

хронической

 

дезорганизации

 

когнитивных

 

процессов

личности

 

и

 

психической

 

деятельности

 

в

 

целом

в

 

т

ч

их

 

распадом

 

(

галлюцинаторно

-

бредовые

 

состояния

различные

 

варианты

 

деменции

 

в

 

связи

 

с

 

эндогенным

 

заболеванием

). 

Динамика

 

когнитипа

глубоких

 

и

 

поверхностных

 

концепций

эмоциональной

 

сферы

 

отражает

 

процесс

 

разрушения

 

и

 

замещения

 

преморбидных

 

интеллектуально

-

личностных

 

образований

 

специфическими

 

патопсихологическими

эндогенно

-

психотическими

Таким

 

образом

нарастают

например

эпилептоидные

 

или

 

шизоидные

 

изменения

 

личности

появляются

 

определенные

  (

предопределенные

бредовые

 

идеи

В

 

случаях

 

углубления

 

когнитивного

 

хаоса

 

поведение

 

больного

 

становится

 

все

 

более

 

нецеленаправленным

 

и

 

дезадаптивным

вплоть

 

до

 

потери

 

дееспособности

Дезадаптивно

-

органические

 

когнитипы

 

1. 

Погранично

-

органический

 

когнитип

 

При

 

погранично

-

органическом

 

когнитивном

 

типе

 

премор

-

бидные

 

индивидуальные

 

особенности

 

постепенно

 


background image

вытесняются

 

характерными

 

биологически

экзогенно

-

органически

 

обусловленными

 

психическими

 

изменениями

которые

 

становятся

 

причиной

 

социальной

 

дезадаптации

Набор

 

этих

 

изменений

 

может

 

быть

 

различным

 

и

 

включает

 

в

 

себя

 

те

 

или

 

иные

 

нарушения

 

из

 

перечисленных

 

ниже

соответствующих

 

по

 

МКБ

-10 

органическому

 

расстройству

 

личности

Среди

 

них

 

наблюдаются

 

отклонения

 

в

 

эмоциональной

 

сфере

эмоциональная

 

лабильность

неоправданная

 

гипертимность

вплоть

 

до

 

степени

 

эйфории

и

 

вместе

 

с

 

тем

 

легкость

 

возникновения

 

дисфории

 

с

 

кратковременными

 

приступами

 

раздражительности

злобы

 

и

 

агрессии

В

 

некоторых

 

случаях

 

ведущее

 

место

 

может

 

занимать

 

апатия

Это

 

сочетается

 

с

 

нарушениями

 

в

 

сфере

 

потребностей

 

и

 

влечений

которые

 

реализуются

 

без

 

учета

 

последствий

 

или

 

социальных

 

условностей

  (

делинквентность

антисоциальность

неадекватные

 

или

 

извращенные

 

сексуальные

 

притязания

прожорливость

несоблюдение

 

правил

 

личной

 

гигиены

 

и

 

др

.). 

В

 

когнитивной

 

сфере

 

отмечается

 

снижение

 

познавательной

 

потребности

аномалии

 

в

 

планировании

прогнозировании

 

и

 

контроле

 

над

 

деятельностью

истощасмость

 

и

 

прссыщаемость

случайные

 

ассоциации

сверхвключение

  (

расширение

включение

 

в

 

тематику

 

побочных

 

ассоциаций

), 

вязкость

 

и

 

гиперграфия

а

 

также

 

подозрительность

параноидность

паранойяльность

охваченность

 

какой

-

либо

 

одной

обычно

 

абстрактной

 

темой

 

(

религией

моралью

 

и

 

т

п

.). 

В

 

речевой

 

сфере

 

имеют

 

место

 

более

 

или

 

менее

 

выраженные

 

изменения

 

в

 

темпе

 

и

 

потоке

 

речевой

 

продукции

Базисные

 

концепции

 

существования

 

при

 

погранично

-

органическом

 

когнитивном

 

типе

 

могут

 

быть

 

аморфными

 

или

 

определенно

-

устойчивыми

 

и

 

приобретают

 

характер

 

когнитивной

 

оболочки

оправдывающей

 

и

 

закрепляющей

 

патологически

 

измененные

 

аффекты

влечения

 

и

 

стереотипы

 

негативного

 

поведения

2. 

Погранично

-

органический

 

когнитивно

-

дефицитарный

 

когнитип

 

Проявления

 

погранично

-

органического

 

когнитивно

-

дефици

-

тарного

 

когнитипа

 

включают

 

в

 

себя

 

интеллектуальные

 

и

 

личностные

 

расстройства

не

 

переходящие

 

пределы

 

пограничной

 

интеллектуальной

 

недостаточности

 (

в

 

детском

 

возрасте

 - 

задержки

 

психического

 

развития

). 

Интеллектуальный

 

коэффициент

 

при

 

этой

 

патологии

по

 

данным

 

разных

 

авторов

 

и

 

классификаций

находится

 

в

 

диапазоне

 

от

 70 

до

 79-89. 

Дезадаптация

 

при

 

задержках

 

психического

 

развития

 

возникает

 

главным

 

образом

 

при

 

обучении

 

таких

 

детей

 

в

 

массовой

 

школе

 

по

 

стандартным

 

программам

Обучение

 

по

 

программам

 

школ

 7 

вида

  (

для

 

детей

 

с

 

задержкой

 

психического

 

развития

существенных

 

проблем

как

 

правило

не

 

вызывает

В

 

большинстве

 

случаев

 

при

 

этой

 

патологии

 

наблюдается

 

тенденция

 

к

 

постепенному

 

сглаживанию

 

интеллектуальных

 

различий

 

с

 

возрастной

 

нормой

развитие

 

личности

 

и

 

когнитивно

-

поведенческих

 

возможностей

 

и

 

стилей

 

может

 

достичь

  «

среднестатистического

» 

уровня

соответственно

 

улучшается

 

и

 

адаптация

Однако

 

наряду

 

с

 

этим

 

зачастую

 

наблюдается

 

сохранение

 

таких

 

личностных

 

особенностей

как

 

недостаточная

 

самостоятельность

внушаемость

узкий

 

круг

 

интересов

  (

преимущественно

 

материально

-

бытовая

 

сфера

), 

низкая

 

стрессоустойчивость

слабые

 

прогностические

 

способности

недостаточное

 

развитие

 

волевых

 

качеств

 

и

 

способности

 

к

 

произвольной

 

регуляции

 

эмоционально

-

поведенческой

 

сферы

 

и

 

интеллектуальных

 

процессов

Индивидуальные

 

глубокие

организующие

 

поведение

 

концепции

 

при

 

погранично

-

органическом

 

когнитнвно

-

дефицитарном

 

когнитипе

 

с

 

большей

 

или

 

меньшей

 

степенью

 

приближенности

 

или

 

утрированности

 

отражают

 

описанные

 

выше

 

концептуальные

 

основы

 

адаптивных

 

и

 

дезадаптивных

 

когнитивных

 

типов

Они

 

отличаются

 

наивностью

базируются

 

на

 

недостаточно

 

полном

 

понимании

 

социальных

 

отношений

особенно

 

тонких

 

условностей

и

 

могут

 

включать

 

в

 

себя

 

идеи

 

о

 

собственной

 

неполноценности

невозможности

 

жить

 

без

 

поддержки

 

со

 

стороны

социофоби

-

ческие

 

установки

При

 

сочетании

 

с

 

поведенческими

 

расстрой

ствами

 

концепции

 

существования

 

часто

 

приобретают

 

цинично

-

эгоцентрический

 

антисоциальный

 

оттенок

Выделяются

 2 

разновидности

 

погранично

-

органического

 

когнитивно

-

дефицитарного

 

когнитипа

1.

   

Неосложненный

  

погранично

-

органический

  

когнитивно

-

дефицитарный

 

когнитип

 

здесь

 

наблюдаются

 

преимущественно

 

интеллектуальные

 

проблемы

не

 

отягощенные

 

личностными

 

или

 

невротическими

 

расстройствами

связанные

 

с

 

усвоением

 

информации

овладением

 

определенными

 

умственными

 

операциями

контролем

 

над

 

деятельностью

прогнозированием

 

поведения

которые

 

осложняют

 

социальную

 

адаптацию

особенно

 

в

 

учебном

 

возрасте

 

при

 

неадекватных

 

программах

 

обучения

В

 

юношеском

 

и

 

зрелом

 

возрасте

 

психологическая

   

структура

 

индивидуума

   

представляет

 

собой

 

комбинацию

 

легкой

   

интеллектуальной

   

недостаточности

   

с

 

упрощенными

 

вариантами

 

адаптивных

 

когнитивных

 

типов

2.   

Осложненный

       

погранично

-

органический

       

когнитивно

-

дефицитарный

 

когнитип

 

различные

 

сочетания

 

дезадаптирующих

 

пограничных

 

интеллектуальных

 

проблем

 

с

 

психогенными

 

или

 

органически

 

обусловленными

 

расстройствами

Когнитивно

-

поведенческие

 

стили

 

при

 

этом

 

варианте

 

представляют

 

собой

 

комбинации

 

с

 

теми

 

или

 

иными

 

органически

 

заостренными

 

разновидностями

 

описанных

 

выше

 

дезадаптивно

-

психогенных

 

когнитипов

которые

 

могут

 

в

 

части

 

случаев

 

сочетаться

 

с

 

патологией

 

влечений

 

и

 

потребностей

Психогенные

 

нарушения

 - 

невротические

поведенческие

 

характерологические

 

и

 

патохарактерологические

 

реакции

 

и

 

состояния

 - 

возникают

 

здесь

 

вследствие

 

социальной

 (

в

 

учебном

 

возрасте

 

в

 

первую

 

очередь

 - 

школьной

несостоятельности

в

 

ответ

 

на

 

ситуацию

 

неуспеха

 

и

 

дискредитации

 

в

 

сферах

 

значимой

 

деятельности

 

и

 

общения

Невротические

 

расстройства

 

включают

 

в

 

себя

 

анксиозные

фобические

  (

главным

 

образом

социофобические

), 

депрессивные

астенические

моносимптомные

психосоматические

 

и

 

др

нарушения

В

 

группу

 

поведенческих

 

отклонений

 

входят

 

реакции

 

компенсации

 

и

 

гиперкомпенсации

агрессии

 

и

 

аутоагрессии

делин

квентное

 

и

 

антисоциальное

 

поведение

реакции

 

протеста

отказа

бродяжничество

 

и

 

т

п

К

 

ним

 

нередко

 

присоединяется

 

зависимость

 

от

 

психоактивных

 

веществ


background image

Основой

 

этих

 

психогенных

 

отклонений

 

часто

 

является

 

идея

 

о

 

собственной

 

интеллектуальной

 

неполноценности

которая

 

может

 

сочетаться

 

или

 

не

 

сочетаться

 

с

 

завистью

 

и

 

недоброжелательным

 

отношением

 

к

 

другим

желанием

 

отомстить

 

более

 

успешным

 

ученикам

а

 

далее

 - 

коллегам

 

по

 

работе

обществу

 

в

 

целом

или

 

доказать

 

собственную

 

значимость

 

альтернативными

иногда

 

аутодеструктивными

способами

Концепция

 

собственной

 

несостоятельности

слабая

 

способность

 

к

 

прогнозированию

 

может

 

быть

 

также

 

причиной

 

социофо

-

бии

 

и

 

зависимости

 

от

 

более

 

адаптированных

 

лиц

Другая

 

группа

 

расстройств

осложняющих

 

погранично

-

органический

 

когннтивно

-

дефицитарный

 

когнитип

, - 

неврозоподоб

-

ные

 

и

 

психопатоподобные

 - 

является

 

следствием

 

резидуально

-

органической

 

церебральной

 

недостаточности

 

или

 

ее

 

декомпенсации

 

вследствие

 

истощающих

 

нервную

 

систему

 

умственных

 

нагрузок

Они

 

проявляются

 

в

 

виде

 

нарушений

внешне

 

напоминающих

 

невротические

 

или

 

психогенно

-

поведснческис

но

 

не

 

реактивного

социогенного

 

происхождения

В

 

детском

 

и

 

подростковом

 

возрасте

 

личность

как

 

правило

незначительно

 

фиксирует

 

свое

 

внимание

 

на

 

этих

 

явлениях

 (

кроме

 

церебрастенических

 

и

 

краниалгических

). 

3. 

Олигофренический

 

когнитип

 

Олигофренический

 

когнитивный

 

тип

  (

неосложненный

 

или

 

осложненный

связан

 

с

 

наличием

 

наследственного

врожденного

 

или

 

приобретенного

 

в

 

раннем

 

детстве

 

необратимого

непрогре

-

диентного

 

слабоумия

Адаптивные

 

возможности

 

индивидуума

 

здесь

 

ограничены

 

не

 

только

 

из

-

за

 

когнитивного

 

дефицита

  (

интеллектуальный

 

коэффициент

 

ниже

 70), 

низкой

 

обучаемости

 

и

 

речевых

 

расстройств

но

 

и

 

в

 

связи

 

с

 

характерными

 

личностными

 

и

 

эмоциональными

 

особенностями

  (

примитивизмом

слабой

 

диффе

-

ренцированностью

 

личности

 

и

 

эмоций

ригидностью

внушаемостью

несамостоятельностью

недостаточной

 

критичностью

ограниченностью

 

интересов

 

и

 

т

п

.). 

Умственная

 

субнормальность

 

препятствует

 

усвоению

 

необходимого

 

для

 

гармоничной

 

жизни

 

социального

 

опыта

 

и

 

является

 

помехой

 

для

 

адекватного

 

анализа

прогноза

 

и

 

выбора

 

оптимальных

 

действий

 

при

 

разрешении

 

ситуаций

проблем

 

и

 

межличностном

 

общении

Кроме

 

собственно

 

интеллектуального

 

дефицита

 

адаптации

 

мешают

 

те

 

или

 

иные

 (

стационарные

резидуально

-

органические

 

или

 

прогрессирующие

проявления

 

психоорганического

 

синдрома

соответствующим

 

образом

 

окрашивающие

 

лич

-

ностно

-

поведенческис

 

характеристики

 

индивидуума

Спектр

 

психических

 

расстройств

 

при

 

умственной

 

патологии

 

аналогичен

 

таковому

 

при

 

нормальном

 

интеллектуальном

 

развитии

однако

 

эти

 

расстройства

 

встречаются

 

у

 

интеллектуально

 

неполноценных

 

лиц

 

значительно

 

чаще

 (

Г

Каплан

Б

Сэдок

, 1994; 

МКБ

-10). 

Необходимо

 

отметить

что

 

лица

 

с

 

интеллектуальной

 

патологией

 

не

 

внесли

 

заметного

 

вклада

 

в

 

трагедии

 

человеческого

 

общества

 

по

 

сравнению

 

с

 

людьми

 

нормально

 

развитыми

, - 

все

 

тираны

 

и

 

подавляющее

 

большинство

 

преступников

 

не

 

имели

 

умственных

 

проблем

, ;i 

часть

 

из

 

них

 

по

 

интеллекту

 

даже

 

превосходила

 

среднестатистиче

-

ский

 

уровень

В

 

то

 

время

 

как

 

индивидуальные

 

судьбы

 

лиц

отстающих

 

в

 

психическом

 

развитии

по

 

большей

 

части

 

трагичны

Возможность

 

дезадаптации

 

при

 

врожденной

 

умственной

 

патологии

не

 

осложненной

 

расстройствами

 

личности

зависит

 

не

 

столько

 

от

 

степени

 

интеллектуальной

 

несостоятельности

сколько

 

от

 

невозможности

 

занять

 

адекватную

 

индивидуальным

 

когнитивным

 

возможностям

 

социальную

 

нишу

Так

несмотря

 

на

 

то

что

 

жизнь

 

без

 

посторонней

 

помощи

 

возможна

 

лишь

 

при

 

умственном

 

дефиците

не

 

переходящем

 

границы

 

легкой

 

умственной

 

субнормальности

 (

дебильности

), 

интрапсихи

-

ческая

 

и

 

экстрапсихическая

 

конгруэнтность

определяющая

 

адаптированность

в

 

определенных

 

условиях

 

может

 

наблюдаться

 

и

 

у

 

лиц

 

с

 

более

 

выраженным

 

интеллектуальным

 

дефектом

Например

при

 

проживании

 

больного

страдающего

 

умеренной

 

умственной

 

субнормальностью

  (

имбецильностью

в

 

условиях

 

хорошей

 

опеки

 

в

 

семье

 

или

 

интернате

 

(

симбиотическая

 

адаптация

). 

Необходимо

 

также

 

отметить

что

 

о

 

личности

 

как

 

таковой

 

и

 

соответственно

 

о

 

когнитивных

 

типах

стилях

 

и

 

концепциях

 

при

 

легкой

 

олигофрении

 

можно

 

говорить

 

определенно

при

 

умерен

ной

 

олигофрении

 - 

условно

а

 

при

 

тяжелом

 

и

 

глубоком

 

недоразвитии

 

личностная

 

организация

 

отсутствует

 

совсем

Поэтому

 

и

 

когнитип

 

личности

 

в

 

последних

 

случаях

 

представлен

 

лишь

 

условно

, «

номенклатурно

» 

в

 

связи

 

с

 

отсутствием

 

его

 

содержания

Концепции

 

существования

 

при

 

олигофрениях

 

предельно

 

примитивны

отражают

 

конкретное

 

мышление

 

и

 

низкую

 

осведомленность

а

 

при

 

тяжелой

 

и

 

глубокой

 

олигофрении

 

отсутствуют

 

совсем

Частым

 

компонентом

 

этих

 

концепций

 

являются

 

идеи

 

о

 

сложности

опасности

 

и

 

невозможности

 

самостоятельной

 

жизни

определяющие

 

зависимость

 

от

 

определенных

 

лиц

 

или

 

социальных

 

учреждений

Неосложиенный

 

олнгофренический

 

когнитип

 

характеризуется

 

стандартным

 

набором

 

когнитивно

-

эмоциональных

 

и

 

личностных

 

особенностей

простирающихся

 

от

 

дебильности

 

до

 

идиотии

Осложненный

 

олигофренический

 

когнитип

 

включает

 

в

 

себя

 

невротические

поведенческие

аддиктивные

неврозоподоб

-

ные

психопатоподобные

 

и

 

другие

 

дополнения

еще

 

более

 

осложняющие

 

социальную

 

адаптацию

4. 

Дементный

 

когнитип

 

Дементный

 

когнитивный

 

тип

 

характеризуется

 

когнитивно

-

личностными

 

особенностями

нарушающими

 

адаптацию

 

индивидуума

которые

 

приобретаются

 

в

 

результате

 

сосудистых

травматических

инфекционно

-

токсических

 

или

 

иных

 

коллизий

 

с

 

уже

 

сформировавшимся

  (

в

 

отличие

 

от

 

олигофрении

головным

 

мозгом

Эти

 

негативные

 

воздействия

 

могут

 

иметь

 

уже

 

отзвучавший

резидуально

-

органический

 

или

 

текущий

прогрессирующий

 

характер

 

и

 

клинически

 

проявляются

 

в

 

виде

 

закончившегося

 

или

 

продолжающегося

 

распада

 

психических

 

функций

 

и

 

свойств

приобретенном

 

слабоумии

имеющем

 

соответственно

 

стационарное

 

или

 

прогрессирующее

 

течение

Самостоятельная

 

жизнь

 

подобных

 

лиц

 

становится

 

невозможной

единственный

 

вариант

 

поддержки

 

их

 

существования

 - 

симбиотическая

 

адаптация


background image

Когнитивная

 

деятельность

концепции

 

существования

 

при

 

этом

 

когнитипе

 

представляют

 

собой

 

остаточные

дезинтегрированные

 

функции

 

и

 

идеи

которые

 

далее

 

могут

 

распадаться

 

в

 

еще

 

большей

 

степени

 

и

 

исключать

 

адекватное

 

восприятие

 

и

 

осознание

 

действительности

 
 
 
 

Глава

 6

 

ПРИКЛАДНОЕ

 

ПРИМЕНЕНИЕ

 

КОГНИТИВНО

-

АНАЛИТИЧЕСКОЙ

 

КОНЦЕПЦИИ

 

ЛИЧНОСТИ

 

Основные

 

положения

 

когнитивно

-

аналитической

 

суггестивно

-

бихевиоральной

 

психотерапии

 

(

фундаментальной

 

позитивной

 

реинтеграции

 

личности

)

 

Когнитивно

-

аналитическая

 

суггестивно

-

бихевиоральная

 

психотерапия

 

имеет

 

своей

 

целью

 

переформирование

 

когнитивного

 

типа

 

личности

 

и

 

опирается

 

на

 

ряд

 

принципов

включающих

 

в

 

себя

 

идентификационно

-

диагностическую

 

и

 

собственно

 

психотерапевтическую

 

части

Последняя

 

представляет

 

собой

 

совокупность

 

методов

инициирующих

активирующих

 

начало

 

позитивной

 

реинтеграции

 

личности

консолидирующих

 

этот

 

процесс

 

(

фиксирующих

 

позитивные

 

когнитивно

-

поведенческие

 

изменения

и

 

завершающих

 

его

  (

подготавливающих

 

пациента

 

к

 

самостоятельной

 

жизни

). 

Часть

 

методов

 

ФПРЛ

 

имеет

 

характер

 

преимущественного

 

гетеровоздействия

при

 

котором

 

ведущая

 

роль

 

отводится

 

психотерапевту

в

 

другой

 

части

 

доминируют

 

аутовоздействия

при

 

которых

 

пациент

 

после

 

обучения

 

осуществляет

 

самостоятельные

аутопсихотерапевтические

 

манипуляции

Соблюдение

 

принципов

 

данной

 

методики

 

и

 

адекватное

 

содержание

 

ее

 

составных

 

частей

 

обеспечивает

 

высокий

 

эффект

 

психотерапевтической

психокоррекционной

 

и

 

профилактической

 

помощи

Принципы

 

ФПРЛ

 

1.   

Патогенетический

 

характер

 

помощи

2.   

Интсгративность

тотальность

  

психотерапевтического

  

воздействия

3.   

Интенсивность

 

лечебно

-

коррекционной

 

помощи

4.   

Активация

 

психологических

 

ресурсов

 

пациента

5.   

Сочетание

 

гетеровоздействий

 

с

 

аутовоздействиями

6.   

Последовательное

 

овладение

 

пациентом

 

адаптивными

 

когнитивно

-

поведенческими

     

стереотипами

     

с

   

использованием

 

механизмов

 

десенсибилизации

 

по

 

отношению

 

к

 

психотрав

-

мирующим

 

факторам

7.   

Динамическое

 

наблюдение

 

с

 

контролем

 

отдаленных

 

результатов

 

и

 

проведением

 

своевременной

 

коррекции

 

отклонений

 

от

 

состояния

 

психического

 

благополучия

Эти

 

принципы

 

находятся

 

в

 

синергической

 

взаимосвязи

 

друг

 

с

 

другом

Ниже

 

каждый

 

из

 

них

 

рассматривается

 

более

 

подробно

1. 

Патогенетический

 

характер

 

помощи

 - 

воздействие

 

на

 

глубокие

 

мнестичсскис

концептуальные

 

и

 

когнитивно

-

ценностные

 

структуры

определяющие

 

поведение

 

личности

Этот

 

принцип

 

является

 

наиболее

 

важным

Симптоматическая

 

помощь

ориентированная

 

на

 

снятие

 

внешних

 

проявлений

 

психогенного

 

заболевания

 

(

депрессивных

тревожных

эксплозивных

психосоматических

 

или

 

иных

без

 

нейтрализации

 

вышеуказанных

 

образований

приносит

 

лишь

 

временный

 

эффект

 

или

 

не

 

дает

 

никакого

 

результата

При

 

патогенетических

 

психотерапевтических

 

воздействиях

 

вектор

 

коррекции

 

направлен

 

к

 

эмоционально

-

поведенческому

 

потенциалу

как

 

к

 

основе

 

поведения

Влияния

 

в

 

пределах

 

функционально

-

динамической

 

системы

«

обслуживающей

» 

этот

 

потенциал

 

и

 

являющейся

 

вторичной

малоперспективны

Эмоционально

-

поведенческие

 

и

 

мыслительные

 

стереотипы

 

меняются

 

лишь

 

при

 

изменении

 

их

 

концептуально

-

ценностных

 

основ

Помимо

 

коррекции

 

концепций

 

и

 

ценностей

 

важно

 

изменить

 

стереотип

 

непосредственного

 

поведенческого

 aicia - 

последовательность

 

от

 

побудительного

 

психоэмоционального

 

дисбаланса

оценки

 

опыта

 

и

 

актуальной

 

ситуации

планирования

санкционирования

 

и

 

контроля

 

над

 

действиями

 

по

 

достижению

 

цели

 

до

 

результирующей

 

оценки

 

деятельности

 

и

 

архивирования

 

полученного

 

опыта

В

 

части

 

случаев

таких

 

как

 

возрастные

 

кризисы

психоорганические

 

расстройства

 

или

 

абстинентные

 

состояния

 

патогенетический

 

подход

 

предполагает

 

и

 

биологически

 

ориентированную

 

помощь

например

психофармакотерапию

Вопросы

 

выбора

 

психотерапевтических

 

стратегий

мише

* (

локусов

и

 

рычагов

 

воздействия

 

рассматриваются

 

в

 

главе

  «

К

 

иитивно

-

ценностная

 

гармонизация

 

личности

». 

Их

 

основой

 

являь

 

ся

 

прикладные

 

психотерапевтические

 

модели

 

организации

 

э

» 

ционально

-

поведенческих

 

реакций

 - 

интегративно

-

онтогенетич

 

кая

  (

рис

. 3, 

часть

 2) 

и

 

функционально

-

динамическая

 - 

адапти

ванные

 

варианты

 

когнитивно

-

аналитической

 

структуры

 

личное

 

и

 

поведенческого

 

цикла

2. 

Интегративность

тотальность

 

психотерапевтического

 

в

 

действия

охват

 

когнитивной

 

и

 

психосенсорной

 

сфер

осознав

 

мых

 

и

 

подсознательных

 

уровней

 

личности

 

с

 

их

 

вербальной

 

и

 

вербальной

 

представленностью

абстрактно

-

логического

нагл

 

но

-

образного

наглядно

-

действенного

 

мышления

прошлого

 oi 

та

настоящего

 

и

 

экспектаций

прогнозов

 

на

 

будущее

а

 

также

 

лесного

в

 

широком

 

смысле

 

психосоматического

 

уровня

Этот

 

принцип

 

адекватным

 

образом

 

отвечает

 

интегратив

основе

 

организации

 

психической

 

деятельности

вооружая

 

паци

 

та

 

широким

 

арсеналом

 

воздействий

 

на

 

собственные

 

проблем

психологические

 

состояния

Графически

 

это

 

отражает

 

рис

. 3. 


background image

 

Рис

3. 

Интегративный

 

характер

 

воздействия

 

ФПРЛ

 

3. 

Интенсивность

 

лечебно

-

коррекционного

 

воздействия

 - 

адекватные

 

частота

 

и

 

продолжительность

 

сеансов

позволяющие

 

достичь

 

эффекта

 

суммации

благодаря

 

которому

 

возникает

 

лавинообразное

 

нарастание

 

позитивных

 

изменений

 

в

 

состоянии

 

пациента

Для

 

этого

 

проводятся

 2-3-

х

 

часовые

 

сеансы

 2-3 

раза

 

в

 

неделю

 

или

 

ежедневный

 

многочасовой

 

психотерапевтический

 

марафон

 

в

 

течение

 7-10 

дней

Однако

 

в

 

тех

 

случаях

когда

 

целесообразным

 

является

 

постепенное

не

 

ограниченное

 

во

 

времени

 

переформирование

 

личности

 

пациента

выбирается

 

другой

 

режим

 

сеансов

4.  

Активация

 

психологических

 

ресурсов

 

пациента

Лечение

 

ускоряется

 

при

 

использовании

 

сильных

 

сторон

 

личности

уже

 

имеющихся

 

качеств

способных

 

при

 

должной

 

стимуляции

 

или

 

при

 

переориентации

изменении

 

зоны

 

их

 

использования

 

вытеснить

     

патологические

     

когнитивно

-

поведенческие

     

стереотипы

Подходящие

 

ресурсы

 

можно

 

найти

 

в

 

любом

 

случае

даже

 

у

 

тяжело

 

больных

 

лиц

Кроме

 

психологических

 

могут

 

быть

 

использованы

 

и

 

любые

 

другие

 

ресурсы

например

физические

 - 

сила

 

или

 

красота

преподносимые

 

адекватным

 

образом

5.  

Сочетание

 

гетеровоздействий

 (

помощи

 

со

 

стороны

 

психотерапевта

с

 

аутовоздеиствиями

 (

обучением

 

пациента

 

психической

 

саморегуляции

позволяет

 

достичь

 

главной

 

цели

 

патогенетической

 

психотерапии

 - 

освобождения

 

пациента

 

от

 

внешнего

 

контроля

 

и

 

коррекции

формирования

 

самостоятельной

 

личности

 

с

 

высоким

 

коэффициентом

 

адаптивности

Многолетнее

иногда

 

пожизненное

активное

 

сопровождение

 

пациента

 

может

 

отражать

 

некомпетент

-

ность

 

специалиста

 

или

 

ошибочность

 

позиций

 

школы

которой

 

он

 

придерживается

Обычно

 

при

 

ФПРЛ

 

больные

 

овладевают

 

сразу

 

несколькими

 

методами

 

психической

 

саморегуляции

которые

 

позволяют

 

эффективно

 

осуществлять

 

самопрограммирование

 

оптимального

 

поведения

 

и

 

контролировать

 

его

 

реализацию

6.   

Последовательное

  

овладение

  

адаптивными

   

когнитивно

-

поведенческими

 

стереотипами

 

с

 

использованием

 

механизмов

 

десенсибилизации

 

по

 

отношению

 

к

 

психотравмирующим

 

факторам

Это

 

реализуется

 

в

 

процессе

 

постепенного

 

перехода

 

от

 

этапа

 

визуализации

 

негативных

 

воздействий

 

к

 

моделированию

 

взаимодействия

 

с

 

ними

 

в

 

ролевом

 

тренинге

после

 

успешного

 

выполнения

 

ко

торого

 

переходят

 

к

 

реальному

 

контакту

 

с

 

проблемными

 

ситуациями

используя

 

сформированные

 

на

 

предыдущих

 

этапах

 

навыки

7. 

Динамическое

 

наблюдение

 

с

 

контролем

 

отдаленных

 

результатов

 

и

 

проведением

 

своевременной

 

коррекции

 

отклонений

 

от

 

состояния

 

психического

 

благополучия

При

 

этом

 

используют

 

график

 «

затухающих

», 

все

 

более

 

редких

 

психотерапевтических

 

контактов

Выполнение

 

этого

 

принципа

 

позволяет

 

исключить

 

рецидивы

 

заболевания

Составные

 

части

 

ФПРЛ

 

ФПРЛ

 

включает

 

в

 

себя

 2 

составные

 

части

идентификационно

-

диагностическую

 

и

 

собственно

 

психотерапевтическую

позитивно

 

реинтегрирующую

которые

 

последовательно

 

используются

 

в

 

процессе

 

работы

 

с

 

пациентом

Первая

идентификационно

-

диагностическая

 

часть

 

построена

 

на

 

исследовательской

 

мысли

 

психотерапевта

нацеленной

 

на

 

изучение

 

психологической

 

и

 

патопсихологической

 

феноменологии

ЭТИОЛОГИИ

 

и

 

патогенеза

 

беспокоящих

 

пациента

 

расстройств

Вектор

 

движения

 

этого

 

когнитивного

 

процесса

 

направлен

 

от

 

феномена

 

к

 

феноменогенезу

от

 

внешних

 

проявлений

 

к

 

их

 

основе

от

 

функционально

-

динамической

 

системы

 

к

 

эмоционально

-

поведенческому

 

потенциалу

Диагностический

 

процесс

 

сопровождается

 

идентификацией

соотнесением

 

выявленных

 

отклонений

 

с

 

определенными

 

когнитивными

 

базисами

когнитипами

 

личности

 

и

 

факторами

 

нейрогенеза

 

и

 

психогенеза

Его

 

результатом

 

является

 

когнитивно

-

аналитический

 

диагноз

Вектор

 

второй

психотерапевтической

позитивно

 

реинтег

-

рирующей

 

части

 

имеет

 

обратную

 

направленность

 - 

от

 

основы

 

к

 

феномену

от

 

переформирования

 

ядерных

 

концепций

 

к

 

переформированию

 

когнитивно

-

поведенческого

 

стиля

когнитивного

 

типа

 

личности

от

 

эмоционально

-

поведенческого

 

потенциала

 

к

 

функционально

-

динамической

 

системе

При

 

этом

 

психотерапевт

 

информирует

 

пациента

 

о

 

содержании

 

когнитивно

-

аналитической

 

концепции

 

личности

раскрывает

 

перед

 

ним

 

найденные

 

отклонения

 

и

 

концепцию

 

его

 

заболевания

осуществляя

 

далее

 

в

 

адекват

-

ном

 

объеме

 

необходимую

 

помощь

Выбор

 

комбинации

 

и

 

последовательности

 

применения

 

методов

 

ФПРЛ

 

зависит

 

от

 

особенностей

 

этиологии

патогенеза

 

и

 

клиники

 

в

 

каждом

 

конкретном

 

случае

В

 

комплекс

 

лечения

 

могут

 

входить

 

также

 

любые

 

другие