Файл: Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости - Захаров Н.П. - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 1909
Скачиваний: 25
психастеническом
и
ананкастном
психотипе
,
а
также
как
временное
состояние
,
при
астенизации
,
психологических
кризисах
.
Когнитивным
базисом
здесь
является
глубинная
концепция
: «
Каждый
вопрос
,
даже
мелкий
может
сыграть
большую
роль
в
нашей
жизни
,
тем
более
когда
необходимо
сделать
выбор
.
Неверно
принятое
решение
,
даже
по
поводу
пустяка
,
грозит
неприятностями
,
которые
могут
быть
значительными
-
из
искры
возгорится
пламя
.
В
каждом
вопросе
и
в
каждой
вещи
так
много
общего
,
что
их
необходимо
подробно
изучить
,
не
торопясь
сравнить
,
найти
действительные
различия
,
иногда
в
нюансах
,
прежде
чем
принять
окончательное
решение
.
Иногда
этого
окончательного
решения
,
как
ни
сравнивай
,
ни
взвешивай
,
может
и
не
быть
.
Нам
не
дано
знать
наверняка
,
каковы
будут
действительные
последствия
для
нас
или
для
других
от
принятого
нами
решения
,
будущее
туманно
,
с
ним
нет
связи
,
а
ответственность
слишком
велика
,
чтобы
рубить
с
плеча
».
6.
Негативно
-
интерпретирующий
когнитип
Негативно
-
интерпретирующий
когнитип
характеризуется
неадекватной
негативной
ретроспекцией
(
негативной
оценкой
прошлого
),
негативной
оценкой
настоящего
или
негативным
прогнозированием
.
Подобные
интерпретации
могут
быть
экстрапу
-
нитивными
(
негативная
оценка
окружения
)
и
/
или
импунитивны
-
ми
(
негативная
оценка
себя
).
Возможна
также
парциальная
(
час
-
тачная
)
негативная
интерпретация
и
тотальная
(
всесторонняя
)
негативная
интерпретация
.
Склонность
к
негативной
интерпретации
событий
внешнего
и
внутреннего
мира
,
катастрофизация
,
преувеличение
мелких
проб
-
лем
приводит
к
тому
,
что
такие
люди
из
многих
вариантов
оценки
событий
выбирают
негативный
вариант
,
заставляющий
их
страдать
,
хотя
противоположный
вариант
имеет
абсолютно
такую
же
обоснованность
.
Перспективно
ориентированное
мышление
негативно
-
интерпретирующих
лиц
проявляется
в
негативном
прогнозировании
и
самопрограммировании
-
выбору
плохого
прогноза
из
ряда
прогнозов
развития
значимых
событий
и
собственного
поведения
.
При
этом
не
планируется
адекватных
,
позитивных
мер
по
преодолению
возможных
осложнений
.
Данный
когнитип
встречается
главным
образом
при
тревожном
типе
личности
,
психастении
,
ипохондрических
и
депрессивных
состояниях
.
При
последних
тяжесть
депрессии
коррелирует
с
широтой
негативной
интерпретации
,
усугубляясь
в
диапазоне
от
парциальной
к
тотально
-
негативной
интерпретации
.
Ведущая
глубинная
концепция
при
негативно
-
интерпретирующем
когнитипе
: «
Все
не
так
.
Все
с
дефектами
,
изъянами
,
минусами
.
Все
,
все
и
всегда
.
Нечему
радоваться
.
И
раньше
все
было
не
так
,
и
сейчас
,
и
дальше
все
будет
не
так
,
как
хотелось
бы
,
как
должно
быть
.
И
сам
я
не
то
,
что
должно
было
бы
быть
.
Жизнь
-
мучение
и
разочарование
во
всем
.
Жизнь
не
имеет
смысла
».
Это
характерно
для
тотальной
негативной
интерпретации
.
Парциальная
негативная
интерпретация
захватывает
лишь
какую
-
то
часть
отношений
пациента
с
самим
собой
,
окружающими
его
людьми
и
миром
в
целом
.
7.
Дезадаптивно
-
интегрированный
когнитип
Дезадаптивно
-
интегрированный
когнитип
сочетает
в
себе
различные
комбинации
рассмотренных
выше
6
дезадаптивных
когнитивных
типов
.
Наиболее
часто
наблюдаются
интеграции
гиперактуализирующего
,
идеалистического
и
негативно
-
интерпретирующего
типов
.
Дезадаптивно
-
эндогенные
когнитипы
Дезадаптивно
-
эндогенные
когнитипы
имеют
в
своей
основе
то
или
иное
эндогенное
заболевание
(
шизофрению
,
аффективные
расстройства
,
эпилепсию
),
определяющее
когнитивные
и
эмоционально
-
поведенческие
особенности
больного
,
нарушающие
процесс
социальной
адаптации
.
При
этом
уровень
патопсихологических
проявлений
может
быть
пограничным
,
допсихотиче
-
ским
или
психотическим
.
1.
Эндогенный
пограничный
когнитип
Этот
когнитивный
тип
отличает
наличие
эндогенных
психических
расстройств
пограничного
уровня
.
Особенности
личности
,
когнитивных
процессов
и
эмоций
,
адаптационные
возможности
здесь
зависят
от
особенностей
заболевания
и
преморбидных
личностных
предпосылок
,
концепции
существования
несут
на
себе
соответствующий
нозологический
оттенок
,
но
не
выходят
за
пределы
сверхценных
построений
.
Данный
тип
когнитивных
структур
развивается
соответственно
закономерностям
мягкого
эндогенного
процесса
и
наблюдается
при
неврозоподобных
и
психопатоподобных
проявлениях
шизофрении
,
непсихотическом
уровне
депрессивных
или
гипо
-
маниакальных
состояний
,
циклотимии
и
дистимии
.
2.
Эндогенный
психотический
когнитип
Эндогенный
психотический
когнитип
характеризуется
грубыми
явлениями
эпизодической
или
хронической
дезорганизации
когнитивных
процессов
,
личности
и
психической
деятельности
в
целом
,
в
т
.
ч
.
их
распадом
(
галлюцинаторно
-
бредовые
состояния
,
различные
варианты
деменции
в
связи
с
эндогенным
заболеванием
).
Динамика
когнитипа
,
глубоких
и
поверхностных
концепций
,
эмоциональной
сферы
отражает
процесс
разрушения
и
замещения
преморбидных
интеллектуально
-
личностных
образований
специфическими
патопсихологическими
,
эндогенно
-
психотическими
.
Таким
образом
,
нарастают
,
например
,
эпилептоидные
или
шизоидные
изменения
личности
,
появляются
определенные
(
предопределенные
)
бредовые
идеи
.
В
случаях
углубления
когнитивного
хаоса
поведение
больного
становится
все
более
нецеленаправленным
и
дезадаптивным
,
вплоть
до
потери
дееспособности
.
Дезадаптивно
-
органические
когнитипы
1.
Погранично
-
органический
когнитип
При
погранично
-
органическом
когнитивном
типе
премор
-
бидные
индивидуальные
особенности
постепенно
вытесняются
характерными
биологически
,
экзогенно
-
органически
обусловленными
психическими
изменениями
,
которые
становятся
причиной
социальной
дезадаптации
.
Набор
этих
изменений
может
быть
различным
и
включает
в
себя
те
или
иные
нарушения
из
перечисленных
ниже
,
соответствующих
по
МКБ
-10
органическому
расстройству
личности
.
Среди
них
наблюдаются
отклонения
в
эмоциональной
сфере
:
эмоциональная
лабильность
,
неоправданная
гипертимность
,
вплоть
до
степени
эйфории
,
и
вместе
с
тем
легкость
возникновения
дисфории
с
кратковременными
приступами
раздражительности
,
злобы
и
агрессии
.
В
некоторых
случаях
ведущее
место
может
занимать
апатия
.
Это
сочетается
с
нарушениями
в
сфере
потребностей
и
влечений
,
которые
реализуются
без
учета
последствий
или
социальных
условностей
(
делинквентность
,
антисоциальность
,
неадекватные
или
извращенные
сексуальные
притязания
,
прожорливость
,
несоблюдение
правил
личной
гигиены
и
др
.).
В
когнитивной
сфере
отмечается
снижение
познавательной
потребности
,
аномалии
в
планировании
,
прогнозировании
и
контроле
над
деятельностью
,
истощасмость
и
прссыщаемость
,
случайные
ассоциации
,
сверхвключение
(
расширение
,
включение
в
тематику
побочных
ассоциаций
),
вязкость
и
гиперграфия
,
а
также
подозрительность
,
параноидность
,
паранойяльность
,
охваченность
какой
-
либо
одной
,
обычно
абстрактной
темой
(
религией
,
моралью
и
т
.
п
.).
В
речевой
сфере
имеют
место
более
или
менее
выраженные
изменения
в
темпе
и
потоке
речевой
продукции
.
Базисные
концепции
существования
при
погранично
-
органическом
когнитивном
типе
могут
быть
аморфными
или
определенно
-
устойчивыми
и
приобретают
характер
когнитивной
оболочки
,
оправдывающей
и
закрепляющей
патологически
измененные
аффекты
,
влечения
и
стереотипы
негативного
поведения
.
2.
Погранично
-
органический
когнитивно
-
дефицитарный
когнитип
Проявления
погранично
-
органического
когнитивно
-
дефици
-
тарного
когнитипа
включают
в
себя
интеллектуальные
и
личностные
расстройства
,
не
переходящие
пределы
пограничной
интеллектуальной
недостаточности
(
в
детском
возрасте
-
задержки
психического
развития
).
Интеллектуальный
коэффициент
при
этой
патологии
,
по
данным
разных
авторов
и
классификаций
,
находится
в
диапазоне
от
70
до
79-89.
Дезадаптация
при
задержках
психического
развития
возникает
главным
образом
при
обучении
таких
детей
в
массовой
школе
по
стандартным
программам
.
Обучение
по
программам
школ
7
вида
(
для
детей
с
задержкой
психического
развития
)
существенных
проблем
,
как
правило
,
не
вызывает
.
В
большинстве
случаев
при
этой
патологии
наблюдается
тенденция
к
постепенному
сглаживанию
интеллектуальных
различий
с
возрастной
нормой
,
развитие
личности
и
когнитивно
-
поведенческих
возможностей
и
стилей
может
достичь
«
среднестатистического
»
уровня
,
соответственно
улучшается
и
адаптация
.
Однако
наряду
с
этим
зачастую
наблюдается
сохранение
таких
личностных
особенностей
,
как
недостаточная
самостоятельность
,
внушаемость
,
узкий
круг
интересов
(
преимущественно
материально
-
бытовая
сфера
),
низкая
стрессоустойчивость
,
слабые
прогностические
способности
,
недостаточное
развитие
волевых
качеств
и
способности
к
произвольной
регуляции
эмоционально
-
поведенческой
сферы
и
интеллектуальных
процессов
.
Индивидуальные
глубокие
,
организующие
поведение
концепции
при
погранично
-
органическом
когнитнвно
-
дефицитарном
когнитипе
с
большей
или
меньшей
степенью
приближенности
или
утрированности
отражают
описанные
выше
концептуальные
основы
адаптивных
и
дезадаптивных
когнитивных
типов
.
Они
отличаются
наивностью
,
базируются
на
недостаточно
полном
понимании
социальных
отношений
,
особенно
тонких
условностей
,
и
могут
включать
в
себя
идеи
о
собственной
неполноценности
,
невозможности
жить
без
поддержки
со
стороны
,
социофоби
-
ческие
установки
.
При
сочетании
с
поведенческими
расстрой
-
ствами
концепции
существования
часто
приобретают
цинично
-
эгоцентрический
антисоциальный
оттенок
.
Выделяются
2
разновидности
погранично
-
органического
когнитивно
-
дефицитарного
когнитипа
.
1.
Неосложненный
погранично
-
органический
когнитивно
-
дефицитарный
когнитип
-
здесь
наблюдаются
преимущественно
интеллектуальные
проблемы
,
не
отягощенные
личностными
или
невротическими
расстройствами
,
связанные
с
усвоением
информации
,
овладением
определенными
умственными
операциями
,
контролем
над
деятельностью
,
прогнозированием
поведения
,
которые
осложняют
социальную
адаптацию
,
особенно
в
учебном
возрасте
при
неадекватных
программах
обучения
.
В
юношеском
и
зрелом
возрасте
психологическая
структура
индивидуума
представляет
собой
комбинацию
легкой
интеллектуальной
недостаточности
с
упрощенными
вариантами
адаптивных
когнитивных
типов
.
2.
Осложненный
погранично
-
органический
когнитивно
-
дефицитарный
когнитип
-
различные
сочетания
дезадаптирующих
пограничных
интеллектуальных
проблем
с
психогенными
или
органически
обусловленными
расстройствами
.
Когнитивно
-
поведенческие
стили
при
этом
варианте
представляют
собой
комбинации
с
теми
или
иными
органически
заостренными
разновидностями
описанных
выше
дезадаптивно
-
психогенных
когнитипов
,
которые
могут
в
части
случаев
сочетаться
с
патологией
влечений
и
потребностей
.
Психогенные
нарушения
-
невротические
,
поведенческие
характерологические
и
патохарактерологические
реакции
и
состояния
-
возникают
здесь
вследствие
социальной
(
в
учебном
возрасте
в
первую
очередь
-
школьной
)
несостоятельности
,
в
ответ
на
ситуацию
неуспеха
и
дискредитации
в
сферах
значимой
деятельности
и
общения
.
Невротические
расстройства
включают
в
себя
анксиозные
,
фобические
(
главным
образом
,
социофобические
),
депрессивные
,
астенические
,
моносимптомные
,
психосоматические
и
др
.
нарушения
.
В
группу
поведенческих
отклонений
входят
реакции
компенсации
и
гиперкомпенсации
,
агрессии
и
аутоагрессии
,
делин
-
квентное
и
антисоциальное
поведение
,
реакции
протеста
,
отказа
,
бродяжничество
и
т
.
п
.
К
ним
нередко
присоединяется
зависимость
от
психоактивных
веществ
.
Основой
этих
психогенных
отклонений
часто
является
идея
о
собственной
интеллектуальной
неполноценности
,
которая
может
сочетаться
или
не
сочетаться
с
завистью
и
недоброжелательным
отношением
к
другим
,
желанием
отомстить
более
успешным
ученикам
,
а
далее
-
коллегам
по
работе
,
обществу
в
целом
,
или
доказать
собственную
значимость
альтернативными
,
иногда
аутодеструктивными
,
способами
.
Концепция
собственной
несостоятельности
,
слабая
способность
к
прогнозированию
может
быть
также
причиной
социофо
-
бии
и
зависимости
от
более
адаптированных
лиц
.
Другая
группа
расстройств
,
осложняющих
погранично
-
органический
когннтивно
-
дефицитарный
когнитип
, -
неврозоподоб
-
ные
и
психопатоподобные
-
является
следствием
резидуально
-
органической
церебральной
недостаточности
или
ее
декомпенсации
вследствие
истощающих
нервную
систему
умственных
нагрузок
.
Они
проявляются
в
виде
нарушений
,
внешне
напоминающих
невротические
или
психогенно
-
поведснческис
,
но
не
реактивного
,
социогенного
происхождения
.
В
детском
и
подростковом
возрасте
личность
,
как
правило
,
незначительно
фиксирует
свое
внимание
на
этих
явлениях
(
кроме
церебрастенических
и
краниалгических
).
3.
Олигофренический
когнитип
Олигофренический
когнитивный
тип
(
неосложненный
или
осложненный
)
связан
с
наличием
наследственного
,
врожденного
или
приобретенного
в
раннем
детстве
необратимого
,
непрогре
-
диентного
слабоумия
.
Адаптивные
возможности
индивидуума
здесь
ограничены
не
только
из
-
за
когнитивного
дефицита
(
интеллектуальный
коэффициент
ниже
70),
низкой
обучаемости
и
речевых
расстройств
,
но
и
в
связи
с
характерными
личностными
и
эмоциональными
особенностями
(
примитивизмом
,
слабой
диффе
-
ренцированностью
личности
и
эмоций
,
ригидностью
,
внушаемостью
,
несамостоятельностью
,
недостаточной
критичностью
,
ограниченностью
интересов
и
т
.
п
.).
Умственная
субнормальность
препятствует
усвоению
необходимого
для
гармоничной
жизни
социального
опыта
и
является
помехой
для
адекватного
анализа
,
прогноза
и
выбора
оптимальных
действий
при
разрешении
ситуаций
,
проблем
и
межличностном
общении
.
Кроме
собственно
интеллектуального
дефицита
адаптации
мешают
те
или
иные
(
стационарные
,
резидуально
-
органические
или
прогрессирующие
)
проявления
психоорганического
синдрома
,
соответствующим
образом
окрашивающие
лич
-
ностно
-
поведенческис
характеристики
индивидуума
.
Спектр
психических
расстройств
при
умственной
патологии
аналогичен
таковому
при
нормальном
интеллектуальном
развитии
,
однако
эти
расстройства
встречаются
у
интеллектуально
неполноценных
лиц
значительно
чаще
(
Г
.
Каплан
,
Б
.
Сэдок
, 1994;
МКБ
-10).
Необходимо
отметить
,
что
лица
с
интеллектуальной
патологией
не
внесли
заметного
вклада
в
трагедии
человеческого
общества
по
сравнению
с
людьми
нормально
развитыми
, -
все
тираны
и
подавляющее
большинство
преступников
не
имели
умственных
проблем
, ;i
часть
из
них
по
интеллекту
даже
превосходила
среднестатистиче
-
ский
уровень
.
В
то
время
как
индивидуальные
судьбы
лиц
,
отстающих
в
психическом
развитии
,
по
большей
части
трагичны
.
Возможность
дезадаптации
при
врожденной
умственной
патологии
,
не
осложненной
расстройствами
личности
,
зависит
не
столько
от
степени
интеллектуальной
несостоятельности
,
сколько
от
невозможности
занять
адекватную
индивидуальным
когнитивным
возможностям
социальную
нишу
.
Так
,
несмотря
на
то
,
что
жизнь
без
посторонней
помощи
возможна
лишь
при
умственном
дефиците
,
не
переходящем
границы
легкой
умственной
субнормальности
(
дебильности
),
интрапсихи
-
ческая
и
экстрапсихическая
конгруэнтность
,
определяющая
адаптированность
,
в
определенных
условиях
может
наблюдаться
и
у
лиц
с
более
выраженным
интеллектуальным
дефектом
.
Например
,
при
проживании
больного
,
страдающего
умеренной
умственной
субнормальностью
(
имбецильностью
)
в
условиях
хорошей
опеки
в
семье
или
интернате
(
симбиотическая
адаптация
).
Необходимо
также
отметить
,
что
о
личности
как
таковой
и
соответственно
о
когнитивных
типах
,
стилях
и
концепциях
при
легкой
олигофрении
можно
говорить
определенно
,
при
умерен
-
ной
олигофрении
-
условно
,
а
при
тяжелом
и
глубоком
недоразвитии
личностная
организация
отсутствует
совсем
.
Поэтому
и
когнитип
личности
в
последних
случаях
представлен
лишь
условно
, «
номенклатурно
»
в
связи
с
отсутствием
его
содержания
.
Концепции
существования
при
олигофрениях
предельно
примитивны
,
отражают
конкретное
мышление
и
низкую
осведомленность
,
а
при
тяжелой
и
глубокой
олигофрении
отсутствуют
совсем
.
Частым
компонентом
этих
концепций
являются
идеи
о
сложности
,
опасности
и
невозможности
самостоятельной
жизни
,
определяющие
зависимость
от
определенных
лиц
или
социальных
учреждений
.
Неосложиенный
олнгофренический
когнитип
характеризуется
стандартным
набором
когнитивно
-
эмоциональных
и
личностных
особенностей
,
простирающихся
от
дебильности
до
идиотии
.
Осложненный
олигофренический
когнитип
включает
в
себя
невротические
,
поведенческие
,
аддиктивные
,
неврозоподоб
-
ные
,
психопатоподобные
и
другие
дополнения
,
еще
более
осложняющие
социальную
адаптацию
.
4.
Дементный
когнитип
Дементный
когнитивный
тип
характеризуется
когнитивно
-
личностными
особенностями
,
нарушающими
адаптацию
индивидуума
,
которые
приобретаются
в
результате
сосудистых
,
травматических
,
инфекционно
-
токсических
или
иных
коллизий
с
уже
сформировавшимся
(
в
отличие
от
олигофрении
)
головным
мозгом
.
Эти
негативные
воздействия
могут
иметь
уже
отзвучавший
,
резидуально
-
органический
или
текущий
,
прогрессирующий
характер
и
клинически
проявляются
в
виде
закончившегося
или
продолжающегося
распада
психических
функций
и
свойств
,
приобретенном
слабоумии
,
имеющем
соответственно
стационарное
или
прогрессирующее
течение
.
Самостоятельная
жизнь
подобных
лиц
становится
невозможной
,
единственный
вариант
поддержки
их
существования
-
симбиотическая
адаптация
.
Когнитивная
деятельность
,
концепции
существования
при
этом
когнитипе
представляют
собой
остаточные
,
дезинтегрированные
функции
и
идеи
,
которые
далее
могут
распадаться
в
еще
большей
степени
и
исключать
адекватное
восприятие
и
осознание
действительности
.
Глава
6
ПРИКЛАДНОЕ
ПРИМЕНЕНИЕ
КОГНИТИВНО
-
АНАЛИТИЧЕСКОЙ
КОНЦЕПЦИИ
ЛИЧНОСТИ
Основные
положения
когнитивно
-
аналитической
суггестивно
-
бихевиоральной
психотерапии
(
фундаментальной
позитивной
реинтеграции
личности
)
Когнитивно
-
аналитическая
суггестивно
-
бихевиоральная
психотерапия
имеет
своей
целью
переформирование
когнитивного
типа
личности
и
опирается
на
ряд
принципов
,
включающих
в
себя
идентификационно
-
диагностическую
и
собственно
психотерапевтическую
части
.
Последняя
представляет
собой
совокупность
методов
,
инициирующих
,
активирующих
начало
позитивной
реинтеграции
личности
,
консолидирующих
этот
процесс
(
фиксирующих
позитивные
когнитивно
-
поведенческие
изменения
)
и
завершающих
его
(
подготавливающих
пациента
к
самостоятельной
жизни
).
Часть
методов
ФПРЛ
имеет
характер
преимущественного
гетеровоздействия
,
при
котором
ведущая
роль
отводится
психотерапевту
,
в
другой
части
доминируют
аутовоздействия
,
при
которых
пациент
после
обучения
осуществляет
самостоятельные
,
аутопсихотерапевтические
манипуляции
.
Соблюдение
принципов
данной
методики
и
адекватное
содержание
ее
составных
частей
обеспечивает
высокий
эффект
психотерапевтической
,
психокоррекционной
и
профилактической
помощи
.
Принципы
ФПРЛ
1.
Патогенетический
характер
помощи
.
2.
Интсгративность
,
тотальность
психотерапевтического
воздействия
.
3.
Интенсивность
лечебно
-
коррекционной
помощи
.
4.
Активация
психологических
ресурсов
пациента
.
5.
Сочетание
гетеровоздействий
с
аутовоздействиями
.
6.
Последовательное
овладение
пациентом
адаптивными
когнитивно
-
поведенческими
стереотипами
с
использованием
механизмов
десенсибилизации
по
отношению
к
психотрав
-
мирующим
факторам
.
7.
Динамическое
наблюдение
с
контролем
отдаленных
результатов
и
проведением
своевременной
коррекции
отклонений
от
состояния
психического
благополучия
.
Эти
принципы
находятся
в
синергической
взаимосвязи
друг
с
другом
.
Ниже
каждый
из
них
рассматривается
более
подробно
.
1.
Патогенетический
характер
помощи
-
воздействие
на
глубокие
мнестичсскис
,
концептуальные
и
когнитивно
-
ценностные
структуры
,
определяющие
поведение
личности
.
Этот
принцип
является
наиболее
важным
.
Симптоматическая
помощь
,
ориентированная
на
снятие
внешних
проявлений
психогенного
заболевания
(
депрессивных
,
тревожных
,
эксплозивных
,
психосоматических
или
иных
)
без
нейтрализации
вышеуказанных
образований
,
приносит
лишь
временный
эффект
или
не
дает
никакого
результата
.
При
патогенетических
психотерапевтических
воздействиях
вектор
коррекции
направлен
к
эмоционально
-
поведенческому
потенциалу
,
как
к
основе
поведения
.
Влияния
в
пределах
функционально
-
динамической
системы
,
«
обслуживающей
»
этот
потенциал
и
являющейся
вторичной
,
малоперспективны
.
Эмоционально
-
поведенческие
и
мыслительные
стереотипы
меняются
лишь
при
изменении
их
концептуально
-
ценностных
основ
.
Помимо
коррекции
концепций
и
ценностей
важно
изменить
стереотип
непосредственного
поведенческого
aicia -
последовательность
от
побудительного
психоэмоционального
дисбаланса
,
оценки
опыта
и
актуальной
ситуации
,
планирования
,
санкционирования
и
контроля
над
действиями
по
достижению
цели
до
результирующей
оценки
деятельности
и
архивирования
полученного
опыта
.
В
части
случаев
,
таких
как
возрастные
кризисы
,
психоорганические
расстройства
или
абстинентные
состояния
патогенетический
подход
предполагает
и
биологически
ориентированную
помощь
,
например
,
психофармакотерапию
.
Вопросы
выбора
психотерапевтических
стратегий
,
мише
* (
локусов
)
и
рычагов
воздействия
рассматриваются
в
главе
«
К
иитивно
-
ценностная
гармонизация
личности
».
Их
основой
являь
ся
прикладные
психотерапевтические
модели
организации
э
»
ционально
-
поведенческих
реакций
-
интегративно
-
онтогенетич
кая
(
рис
. 3,
часть
2)
и
функционально
-
динамическая
-
адапти
]
ванные
варианты
когнитивно
-
аналитической
структуры
личное
и
поведенческого
цикла
.
2.
Интегративность
,
тотальность
психотерапевтического
в
действия
:
охват
когнитивной
и
психосенсорной
сфер
,
осознав
мых
и
подсознательных
уровней
личности
с
их
вербальной
и
вербальной
представленностью
,
абстрактно
-
логического
,
нагл
но
-
образного
,
наглядно
-
действенного
мышления
,
прошлого
oi
та
,
настоящего
и
экспектаций
,
прогнозов
на
будущее
,
а
также
лесного
,
в
широком
смысле
психосоматического
уровня
.
Этот
принцип
адекватным
образом
отвечает
интегратив
!
основе
организации
психической
деятельности
,
вооружая
паци
та
широким
арсеналом
воздействий
на
собственные
проблем
*
психологические
состояния
.
Графически
это
отражает
рис
. 3.
Рис
.
3.
Интегративный
характер
воздействия
ФПРЛ
3.
Интенсивность
лечебно
-
коррекционного
воздействия
-
адекватные
частота
и
продолжительность
сеансов
,
позволяющие
достичь
эффекта
суммации
,
благодаря
которому
возникает
лавинообразное
нарастание
позитивных
изменений
в
состоянии
пациента
.
Для
этого
проводятся
2-3-
х
часовые
сеансы
2-3
раза
в
неделю
или
ежедневный
многочасовой
психотерапевтический
марафон
в
течение
7-10
дней
.
Однако
в
тех
случаях
,
когда
целесообразным
является
постепенное
,
не
ограниченное
во
времени
переформирование
личности
пациента
,
выбирается
другой
режим
сеансов
.
4.
Активация
психологических
ресурсов
пациента
.
Лечение
ускоряется
при
использовании
сильных
сторон
личности
,
уже
имеющихся
качеств
,
способных
при
должной
стимуляции
или
при
переориентации
,
изменении
зоны
их
использования
вытеснить
патологические
когнитивно
-
поведенческие
стереотипы
.
Подходящие
ресурсы
можно
найти
в
любом
случае
,
даже
у
тяжело
больных
лиц
.
Кроме
психологических
могут
быть
использованы
и
любые
другие
ресурсы
,
например
,
физические
-
сила
или
красота
,
преподносимые
адекватным
образом
.
5.
Сочетание
гетеровоздействий
(
помощи
со
стороны
психотерапевта
)
с
аутовоздеиствиями
(
обучением
пациента
психической
саморегуляции
)
позволяет
достичь
главной
цели
патогенетической
психотерапии
-
освобождения
пациента
от
внешнего
контроля
и
коррекции
,
формирования
самостоятельной
личности
с
высоким
коэффициентом
адаптивности
.
Многолетнее
,
иногда
пожизненное
,
активное
сопровождение
пациента
может
отражать
некомпетент
-
ность
специалиста
или
ошибочность
позиций
школы
,
которой
он
придерживается
.
Обычно
при
ФПРЛ
больные
овладевают
сразу
несколькими
методами
психической
саморегуляции
,
которые
позволяют
эффективно
осуществлять
самопрограммирование
оптимального
поведения
и
контролировать
его
реализацию
.
6.
Последовательное
овладение
адаптивными
когнитивно
-
поведенческими
стереотипами
с
использованием
механизмов
десенсибилизации
по
отношению
к
психотравмирующим
факторам
.
Это
реализуется
в
процессе
постепенного
перехода
от
этапа
визуализации
негативных
воздействий
к
моделированию
взаимодействия
с
ними
в
ролевом
тренинге
,
после
успешного
выполнения
ко
-
торого
переходят
к
реальному
контакту
с
проблемными
ситуациями
,
используя
сформированные
на
предыдущих
этапах
навыки
.
7.
Динамическое
наблюдение
с
контролем
отдаленных
результатов
и
проведением
своевременной
коррекции
отклонений
от
состояния
психического
благополучия
.
При
этом
используют
график
«
затухающих
»,
все
более
редких
психотерапевтических
контактов
.
Выполнение
этого
принципа
позволяет
исключить
рецидивы
заболевания
.
Составные
части
ФПРЛ
ФПРЛ
включает
в
себя
2
составные
части
:
идентификационно
-
диагностическую
и
собственно
психотерапевтическую
,
позитивно
реинтегрирующую
,
которые
последовательно
используются
в
процессе
работы
с
пациентом
.
Первая
,
идентификационно
-
диагностическая
часть
построена
на
исследовательской
мысли
психотерапевта
,
нацеленной
на
изучение
психологической
и
патопсихологической
феноменологии
,
ЭТИОЛОГИИ
и
патогенеза
беспокоящих
пациента
расстройств
.
Вектор
движения
этого
когнитивного
процесса
направлен
от
феномена
к
феноменогенезу
,
от
внешних
проявлений
к
их
основе
,
от
функционально
-
динамической
системы
к
эмоционально
-
поведенческому
потенциалу
.
Диагностический
процесс
сопровождается
идентификацией
,
соотнесением
выявленных
отклонений
с
определенными
когнитивными
базисами
,
когнитипами
личности
и
факторами
нейрогенеза
и
психогенеза
.
Его
результатом
является
когнитивно
-
аналитический
диагноз
.
Вектор
второй
,
психотерапевтической
,
позитивно
реинтег
-
рирующей
части
имеет
обратную
направленность
-
от
основы
к
феномену
,
от
переформирования
ядерных
концепций
к
переформированию
когнитивно
-
поведенческого
стиля
,
когнитивного
типа
личности
,
от
эмоционально
-
поведенческого
потенциала
к
функционально
-
динамической
системе
.
При
этом
психотерапевт
информирует
пациента
о
содержании
когнитивно
-
аналитической
концепции
личности
,
раскрывает
перед
ним
найденные
отклонения
и
концепцию
его
заболевания
,
осуществляя
далее
в
адекват
-
ном
объеме
необходимую
помощь
.
Выбор
комбинации
и
последовательности
применения
методов
ФПРЛ
зависит
от
особенностей
этиологии
,
патогенеза
и
клиники
в
каждом
конкретном
случае
.
В
комплекс
лечения
могут
входить
также
любые
другие