ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6082
Скачиваний: 56
16
ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА РУССКОГО ИЗДАНИЯ
изучение того или иного социальнопсихологиче
ского явления. Тем не менее, в соответствии с
тенденциями американской социальной психоло
гии последнего времени авторы данного учебни
ка заметное внимание уделяют социальнокогни
тивному подходу в каждой главе своего труда.
Главное же отличие этого учебника от других по
добных работ состоит в том, что здесь гораздо
полнее и глубже рассматриваются все основные
феномены социальной психологии, а выводы по
каждой главе более развернутый и ясно сформу
лированы (тот, кто будет готовиться к экзаменам
по данной книге, в полной мере сможет оценить
это ее достоинство).
В целом же работа Кенрика, Ньюберга и Чал
дини обладает всеми характеристиками совре
менного учебника по социальной психологии.
Его текст четко структурирован, Даны определе
ния ключевых терминов. Фотографии, рисунки и
таблицы необходимым образом дополняют со
держание текста.
В заключение хочется отметить, что книга
Кенрика, Ньюберга и Чалдини как нельзя луч
ше подойдет для первого знакомства с соци
альной психологией как наукой, поскольку ее
авторы раскрывают возможности социальнопси
хологического анализа любой ситуации, где лю
ди взаимодействуют друг с другом. Те читатели,
которые полагают, что уже знакомы с социаль
ной психологией (например, прослушали курс
лекций, прочитали несколько книг), несомнен
но, узнают немало нового об исследованиях,
проведенных в различных сферах человеческой
жизнедеятельности. Наконец, читатели, считаю
щие себя знатоками социальной психологии
(преподаватели, научные работники), прочитав
этот учебник, обнаружат в нем очень много по
лезного для себя. Так что, отвечая на возник
ший у когонибудь вопрос о том, нужен ли нам
еще один американский учебник по социаль
ной психологии, можно сказать, перефразируя
слова известного поэта: «Больше учебников —
хороших и разных!»
А. Л. Свенцицкий,
профессор, заведующий кафедрой
социальной психологии
СанктПетербургского
государственного университета
СанктПетербург, июнь 2002 г.
1
?
-
!
" ,
#$
%
:
&
! "
!
' $
-
#
($
18
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
СЕКРЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Ночью 8 августа 1995 года Нансук Хонг на цы
почках прокралась мимо спящего мужа. Втайне
от него она подготовила побег и разорвала брак,
длившийся 15 лет. Она ушла из особняка стоимо
стью 20 миллионов долларов и отказалась от ре
лигиозных убеждений, которые лелеяла с детст
ва. Мужем Нансук был сын преподобного Сан
Миунг Муна, «божественного» настоятеля церк
ви Объединения (известной больше как секта
«мунистов»). Нансук родилась в семье последо
вателей Муна и ее приучили почитать преподоб
ного Муна и его жену как совершенную семью,
«истинных родителей», и чтить их «безгрешных»
детей. Когда Мун выбрал девушку в невесты для
своего старшего сына, Хьо Джина, это ей хоть и
польстило, но одновременно она испытала уни
жение. Но, как рассказывала Нансук впоследст
вии, когда она стала членом «истинной семьи»,
то увидела, что ее муж нарушает все строгие пра
вила поведения, установленные церковью Объе
динения. Он растрачивал приношения прихожан
на выпивку, наркотики и других женщин, жес
токо избивал Нансук всякий раз, когда она не
могла ему угодить, и постоянно грозил, что убь
ет ее. Преподобный Мун и его жена часто кри
чали на нее, они обвиняли Нансук и считали ее
плохой невесткой. Им казалось, что изза нее их
сын совершал дурные поступки. Поразительно,
но даже перед лицом таких оскорблений и лжи
Нансук в течение десятилетия цеплялась за свои
представления о святости Муна и его семьи. Ей
понадобилось 14 лет, чтобы прозреть и понять,
что Мун вовсе не святой, каким Нансук Хонг себе
его воображала, и что он никогда не изменится
(Hong 1998).
История Нансук затрагивает несколько слож
ных вопросов, касающихся социального поведе
ния человека. Вопервых, что заставляет людей
упорно придерживаться своих представлений,
даже когда эти представления противоречат оче
видным фактам? Вовто
рых, как может человек
не поддаваться влиянию
религиозного лидера, ма
нипулирующего людьми
и использующего их, или
как человек может не
вступать в личные отно
шения, если в них при
сутствует манипуляция и
использование?
6 апреля 2000 года ча
стный самолет с Хуаном
Мигелем Гонсалесом приземлился на Кубе. Гон
салес вернулся на остров Свободы со своим сы
ном Элианом, мать которого умерла во время ро
дов в США. Но добиться своей цели — вернуть
родного сына, оказалось нелегко. Родственники
его покойной жены в Майами не хотели, чтобы
мальчик возвращался на Кубу, и, как сообщалось
в прессе, предложили Хуану 2 миллиона долла
ров, чтобы тот отказался от притязаний на сы
на (Contreras & Thomas, 2000). Когда Хуан стал
упорствовать в своем желании отвезти ребенка
к себе на Кубу, его родственники в Майами при
менили другую тактику: они просто отказались
выдать Элиана. В конце концов отрядам феде
ральной полиции пришлось сражаться с толпой
рассерженных кубинских эмигрантов, чтобы пе
редать мальчика отцу. Этот эпизод ставит перед
нами один простой вопрос: почему американцы
кубинского происхождения мешали воссоеди
нению отца и его шестилетнего сына? Однако
биолог, хорошо знакомый с поведением других
млекопитающих, мог бы спросить, почему такие
отцы, как Хуан Гонсалес, проявляют столько за
боты о своих детях. У других видов млекопитаю
щих в 95—98% случаев отцы совершенно ничего
не дают своему потомству, кроме того, что оп
лодотворяют яйцеклетку матери (Geary, 2000).
Почему тогда среди наших ближайших и даль
них теплокровных родственников так много не
годных пап?
Еще один интересный пример социального по
ведения млекопитающих — это случай в Чикаг
ском зоопарке 18 августа 1996 года. В этот день
шустрый трехлетний малыш взобрался по решет
ке вольера и упал с высоты двадцати футов в яму
с гориллами, причем ударился об острые камни
и потерял сознание. Работники зоопарка, опаса
ясь, что гориллы нападут на мальчика, пытались
Элиан Гонсалес со своим
отцом
БинтиДжуа, горилла, спасшая человеческого малыша
Что такое социальная психология?
19
отогнать животных холодной водой из шлангов.
Самка гориллы по имени БинтиДжуа, не обра
щая внимания на струи воды, подхватила малы
ша. Мать ребенка в ужасе вскрикнула: «Мой ре
бенок у гориллы!» Но горилла не причинила вре
да малышу: она качала ребенка, отгоняла других
горилл и осторожно отнесла его к подоспевшим
работникам зоопарка и врачам.
Что заставило БинтиДжуа проявить ласку и за
боту? Может быть, так подсказывал ей предыду
щий опыт, когда она наблюдала за тем, как люди
заботятся о детях (так считали некоторые наблю
датели), или в данном случае подействовал «мате
ринский инстинкт», связывающий человека и на
ших дальних родственниковприматов? В целом
этот эпизод дает возможность разгадать два секре
та. Первый — это загадка просоциального поведе
ния: действительно ли любые животные, даже лю
ди, способны на альтруистические поступки или
они всегда надеются на скрытое вознаграждение?
Еще один секрет — это загадочное влияние биоло
гии на социальное поведение: могли ли генетиче
ские факторы, общие для нас и для горилл, повли
ять на материнское поведение у людей и если так,
то как генетика взаимодействовала с культурой?
Наконец, приведем пример целой цепочки со
бытий, начавшейся 11 апреля 1947 года, когда
молодой мужчина по имени Джеки Робинсон
надел форму бруклинской команды «Доджерс»
(Brooklyn Dodgers). Он вышел на поле под 42 но
мером и стал первым афроамериканцем, когда
либо игравшим в Высшей Лиге. До этого афро
американцам запрещалось участвовать в игре
профессиональных бейсбольных команд, их так
же не допускали ко многим видам работ, им был
закрыт доступ в колледжи и везде — в гостинич
ных номерах, в ресторанах и даже у фонтанчи
ков с питьевой водой были места «только для
белых». Десегрегация Робинсона послужила сиг
налом для движения за гражданские права чер
нокожего населения в 1950х — 60х годах. Это
движение полностью изменило межрасовые от
ношения в Америке. Сегодня американцы раз
ного цвета кожи вместе выступают на профес
сиональных спортивных соревнованиях, они жи
вут в одних студенческих общежитиях и входят
в советы директоров корпораций. Что могло так
сильно изменить мнение большого числа людей
о приемлемых и нормальных межрасовых отно
шениях в США? И в целом, какие факторы в со
циальном окружении человека ведут к расовым
предрассудкам и дискриминации, с одной сторо
ны, и сотрудничеству и терпимости — с другой?
Хотя такие случаи, как история Нансук Хонг,
Хуана Мигеля Гонсалеса, БинтиДжуа и Джеки Ро
бинсона, — скорее исключения, а не правила, мир
повседневных социальных событий интригует и
озадачивает. Так, мужчина и женщина, ни разу до
этого не встречавшиеся, женятся в прямом эфи
ре программы национального телевидения, а на
следующий день разводятся. Шестилетний ребе
нок стреляет в своего одноклассника. Школьная
учительница отдает одну из своих почек, чтобы
спасти жизнь ученику. Когда вы читаете газеты,
смотрите телепередачи или разговариваете с
друзьями, вы, вероятно, задаете себе вопросы
«почему» и «зачем», относящиеся к социальной
жизни: то есть когда речь идет о любви и добро
те, предательстве и бессмысленной агрессии. Эти
увлекательные секреты и надеются раскрыть со
циальные психологи.
ЧТО ТАКОЕ
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ?
Социальная жизнь полна секретов и тайн.
Почему Нансук Хонг в течение 14 лет жила в
ситуации психологического и физического на
силия? Что лежит в основе сильных уз, связы
вающих отцов и детей? Сколько любви и добро
ты мы унаследовали от наших предковприматов?
Какие факторы могут заставить большую часть
общества изменить правила расовой интегра
ции? Большинство из нас пытается самостоя
тельно разрешить этот и другие секреты, вы
слушивая любопытные сообщения в новостях,
болтая с друзьями о последних модных штучках
или скандалах. Социальные психологи пошли
дальше в своей детективной работе: они при
меняют систематические методы научного ис
следования.
Социальная психология
исследует
то, как влияют на мысли, чувства и поведение
человека другие люди.
Джеки Робинсон, человек, который помог изменить расовые
нормы в американском обществе
20
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Социальная психология (Social psychology)
—
научное исследование того, как другие люди влия#
ют на мысли, чувства и поведение человека.
Научное описание и объяснение
Мы можем разделить задачи научной соци
альной психологии на две общие категории:
опи
сание
и
объяснение.
Чтобы сделать первый шаг по
направлению к научному исследованию любого
явления — миграции птиц, землетрясений или
массовой истерии, — нам требуется объективное
и достоверное описание. Часть работы психоло
гов состоит в разработке надежных и валидных
методов, которые бы помогли им избежать пред
взятых и небрежных описаний. В этой главе мы
детально расскажем о них, кроме того, эта тема
рассматривается в рубриках «Внимание: метод» в
следующих главах книги.
Тщательное описание — это первый шаг, но од
ного его недостаточно, чтобы удовлетворить на
учную любознательность. Социальные психоло
ги также стремятся объяснить,
почему
люди так
или иначе влияют друг на друга. Хорошее науч
ное объяснение объединяет многие тысячи раз
розненных наблюдений во взаимосвязанный, по
следовательный и осмысленный паттерн. Как
отмечал философ Жюль Анри Пуанкаре: «Наука
построена на фактах, как дом из камней, но со
брание фактов — еще не наука, так же как груда
камней еще не дом». Научные объяснения, объ
единяющие и организующие существующие на
блюдения, называются
теориями.
В течение нескольких веков астрономы тща
тельно исследовали движения планет. Они опи
рались на старую теорию о том, что Земля —
центр Вселенной, и движения планет казались
невероятно сложными. Радикальная новая тео
рия Коперника, утверждавшая, что планеты вра
щаются вокруг Солнца, а не вокруг Земли, упро
щала и систематизировала тысячи прежних на
блюдений (Zeilik, 1994). Мы пытались написать
книгу так, чтобы у читателя не осталось в памя
ти тысячи разрозненных фактов, но чтобы ко
гда он прочтет ее, было понятно, как эти фак
ты можно систематизировать, используя неболь
шое количество теорий и принципов.
Научные теории не только организуют уже
имеющееся знание, они подсказывают нам, в каком
направлении двигаться дальше. Например, эволю
ционная теория естественного отбора Чарльза
Дарвина подразумевала, что животные могут пе
редавать уникальные свойства (такие как длинные
шеи у жирафов или плавники у тюленей) своему
потомству. Когда Дарвин разрабатывал эту тео
рию, он ничего не знал о генах и хромосомах. Но
теория естественного отбора помогла ученым вы
брать правильное направление, и исследования
прошлого века установили, что гены действитель
но передают «программу» для длинношеих жира
фов, тюленей с короткими плавниками или темно
волосых людей средиземноморского типа. Теория
Дарвина также важна для изучения всех живых су
ществ, в том числе и для социальной психологии.
Так, на основании теории естественного отбо
ра психологи предположили, что эмоции и соци
альное поведение (например, рычание собаки
или человеческая улыбка) могут передаваться от
одного поколения к следующему, так же как длин
ные шеи, плавники и курчавые волосы. Эти вы
воды, как мы увидим на следующих страницах,
проверяются и исследуются и в наше время.
Теория (Theory)
— научное объяснение, объеди#
няющее и организующее существующие наблюде#
ния и указывающее на возможные направления бу#
дущего исследования.
Наконец, научные теории помогают нам пред
сказать будущие события и контролировать явле
ния, которые раньше контролю не поддавались.
Теория Коперника в конечном итоге позволила
астрономам не только предсказать, когда произой
дет следующее солнечное затмение, но и напра
вить космические станции точно к другим плане
там. На основании научных теорий были созданы
электрическая лампочка, персональный компью
тер, самолет, теории позволили контролировать
такие болезни, как оспа. Дальше мы увидим, что
социальнопсихологические теории предостави
ли полезную информацию об истоках предрассуд
ков, доброте и любви; о том, почему люди присое
диняются к бесчинствующей толпе или вступают в
секты, и о многих других непонятных явлениях.
«Тщательное описание — это первый шаг,
но одного его недостаточно, чтобы удовлетворить
научную любознательность»