Файл: Усов Г.М. - Правовое регулирование психиатрической помощи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 1858

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

недействительным брака, заключенного с лицом, признанным судом недееспособным, к участию в деле
привлекается орган опеки и попечительства.

Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения о признании брака

недействительным направить выписку из этого решения в орган записи актов гражданского состояния по
месту  государственной  регистрации  заключения  брака. Брак  признается  недействительным  со  дня его
заключения. Недействительным  признается  и  брачный  договор. Такой  брак, по  общему  правилу, не
порождает  прав  и  обязанностей  супругов. При  этом  признание  брака  недействительным  не  влияет  на
права  детей, родившихся  в  таком  браке  или  в  течение 300 дней  со  дня  признания  брака
недействительным.

Закон  предусматривает, что  определенные  обстоятельства  устраняют  недействительность

брака. В частности, если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те
обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению, он может быть признан судом
действительным.

3.2.2. Родительские правоотношения психически больных лиц

Родительские  правоотношения  с  участием  лиц, страдающих  психическими  расстройствами, не

характеризуются существенными особенностями.

Между  тем  законодательство  об  охране  репродуктивного  здоровья  содержит  ряд  специальных

правил, направленных  на  предупреждение  рождения  психически  неполноценных  детей  от  родителей,
которые страдают тяжелыми психическими расстройствами, передающимися по наследству.

Психические  расстройства, которые  диагностированы  и  удостоверены  психоневрологическим

учреждением  у  матери  или  отца  будущего  ребенка, рассматриваются  как  медицинские  показания  для
искусственного  прерывания  беременности. В  перечень  заболеваний, которые  являются  медицинскими
показаниями  для  прерывания  беременности, включены  психозы (в  том  числе  алкогольные,
лекарственные, шизофренические, аффективные  и  др.), параноидные  состояния, невротические
расстройства и расстройства личности, хронический алкоголизм, токсикомания, умственная отсталость.
Самостоятельным  основанием прерывания беременности по  медицинским показаниям является прием
во  время  беременности  психотропных  средств (антидепрессантов, нейролептиков, транквилизаторов,
противосудорожных  и  тому  подобных  препаратов). Перечень  медицинских  показаний  не  является
исчерпывающим. Если у женщины имеется заболевание, не поименованное в перечне, но угрожающее
нормальному  течению  беременности  и  родоразрешению  либо  создающее  угрозу  рождения
неполноценного ребенка, решение о прерывании беременности принимается в индивидуальном порядке
с  соблюдением  общеустановленной  процедуры (приложение N 

1 к  приказу  Министерства

здравоохранения РФ  от  28 декабря  1993 г.  "Об утверждении  Инструкции  о  порядке  разрешения
операции искусственного прерывания беременности по медицинским показаниям").

Прерывание  беременности  при  наличии  медицинских  показаний, согласно  ст. 36 Основ

законодательства  об  охране  здоровья  граждан, производится  независимо  от  срока  беременности  при
наличии  согласия  женщины. Медицинские  показания  к  прерыванию  беременности  устанавливаются  в
амбулаторно-поликлинических  или  стационарных  учреждениях  комиссией  в  составе  врача  акушера-
гинеколога, врача  той  специальности, к  области  которой  относится  заболевание (состояние)
беременной, и  руководителя  учреждения (отделения) здравоохранения. При  наличии  у  беременной
психических  заболеваний  документация  передается  непосредственно  в  акушерско-гинекологическое
учреждение.

Возможна  также  медицинская  стерилизация  психически  больных  лиц  по  медицинским

показаниям. Медицинская  стерилизация, согласно  ст. 37 Основ  законодательства  об  охране  здоровья
граждан, представляет  собой  специальное  вмешательство  с  целью  лишения  человека  способности  к
воспроизводству потомства. При наличии медицинских показаний и согласии гражданина стерилизация
проводится  независимо  от  возраста  и  наличия  детей. В  перечне  заболеваний, которые  являются
основаниями  для  медицинской  стерилизации  женщин, названы  психические  расстройства (вне
обострения): преходящие  психотические  состояния, возникающие  в  результате  органических
заболеваний; шизофрения; параноидные  состояния; другие  неорганические  психозы; невротические
расстройства; расстройства  личности; хронический  алкоголизм (все  формы), токсикомании
(лекарственная  зависимость), умственная  отсталость (приказ  Министерства  здравоохранения РФ  от
28 декабря  1993 г.  "О применении  медицинской  стерилизации  граждан").  Медицинские  показания
устанавливаются в амбулаторно-поликлинических или стационарных учреждениях комиссией в составе
не  менее  трех  специалистов: врача  акушера-гинеколога (для  мужчин 

- уролога), врача  той

специальности, к  области  которой  относится  заболевание  гражданина, руководителя  учреждения
(отделения) здравоохранения. При наличии медицинских показаний гражданину выдается заключение с
полным  клиническим  диагнозом, заверенное  подписями  специалистов  и  печатью  учреждения.
Медицинская  стерилизация  граждан, страдающих  психическими  заболеваниями, если  они  признаны
недееспособными, осуществляется только на основании судебного решения.


background image

Рождение  ребенка  от  родителей, из  которых  хотя  бы  один  страдает  психическими

расстройствами, влечет  за  собой  возникновение  родительских  правоотношений, содержание  которых
составляют  взаимные  права  и  обязанности  родителей  и  детей. Права  и  обязанности  родителей
установлены  СК РФ. Родители  имеют  равные  права  и  несут  равные  обязанности  в  отношении  своих
детей. Родители  имеют  право  и  обязаны  воспитывать  своих  детей, они  несут  ответственность  за
воспитание  и  развитие  детей. Родители  обязаны  заботиться  о  здоровье, физическом, психическом,
духовном и нравственном развитии своих детей. Они должны  обеспечить  получение детьми основного
общего образования.

Защита  прав  и  интересов  детей  возлагается  на  их  родителей. Родители  являются  законными

представителями  своих  детей  и  выступают  в  защиту  их  прав  и  интересов  в  отношениях  с  любыми
физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Если между
интересами родителей и детей имеются противоречия, установленные органом опеки и попечительства,
родители  не  вправе  представлять  интересы  своих  детей. При  наличии  такого  рода  разногласий  орган
опеки и попечительства обязан назначить  представителя  для  защиты прав  и интересов детей. Однако
следует  отметить, что  лица, страдающие  психическими  расстройствами  и  признанные
недееспособными, фактически  не  могут  реализовывать  родительские  права  в  полном  объеме. В
частности, они не вправе выступать в защиту прав и интересов своих детей в суде. Вызывает сомнение
и  возможность  таких  лиц  содержать  своего  ребенка, ведь  сам  такой  родитель  не  может  заключать
сделки, за него и в его интересах сделки заключает законный представитель. СК РФ недостаточно четко
регулирует  отношения, связанные  с  реализацией  родительских  прав  такими  субъектами. Но  исходя  из
необходимости  защиты  прав  и  интересов  детей, а  также  учитывая  возможность  ограничения  в
родительских  правах  лиц, страдающих  психическими  расстройствами, следует  признать, что  ребенок,
родители (единственный  родитель) которого  вследствие  психического  заболевания  признаны
недееспособными, должен рассматриваться как оставшийся без попечения родителей. В зависимости от
возраста такому ребенку должен назначаться опекун или попечитель.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение

интересов  детей  должно  быть  предметом  основной  заботы  их  родителей. При  осуществлении
родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их
нравственному  развитию. Допустимы  только  такие  способы  воспитания, которые  исключают
пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление
или эксплуатацию детей.

Если родители осуществляют родительские права в ущерб правам и интересам детей, они могут

быть привлечены к ответственности в установленном законом порядке. Так, ст. 5.35 КоАП устанавливает
административную  ответственность  за  неисполнение  или  ненадлежащее  исполнение  родителями  или
иными  законными  представителями  несовершеннолетних  обязанностей  по  содержанию, воспитанию,
обучению, защите  их  прав  и  интересов. Если  неисполнение  или  ненадлежащее  исполнение
обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего его родителем сопряжено с жестоким обращением с
ребенком, наступает  уголовная  ответственность  по  ст. 156 УК РФ. Статья 157 УК РФ  предусматривает
уголовную  ответственность  за  злостное  уклонение  от  уплаты  средств  на  содержание
несовершеннолетних детей.

В таких случаях могут применяться такие правовые механизмы защиты прав и интересов детей,

как лишение или ограничение родительских прав. Лишение родительских прав возможно  на основании
судебного решения в случаях злоупотребления родительскими правами, жестокого обращения с детьми,
совершения  родителями  умышленных  преступлений  против  жизни  и  здоровья  супруга  или  детей.
Родители могут быть лишены родительских прав, если являются больными хроническим алкоголизмом
или наркоманией (ст. 69 СК РФ).

Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей (лиц, их

заменяющих), прокурора, а  также  по  заявлениям  органов  или  учреждений, на  которые  возложены
обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по
делам  несовершеннолетних, учреждений  для  детей-сирот  и  детей, оставшихся  без  попечения
родителей, и др.). Закон требует обязательного участия в таком судебном процессе прокурора и органа
опеки  и  попечительства. Правовые  последствия  лишения  родительских  прав  заключаются  в  том, что
родители теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в том числе право на получение
от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан,
имеющих  детей. При  этом  лишение  родительских  прав  не  освобождает  родителей  от  обязанности
содержать своего ребенка. В случае изменения образа жизни, отношения к ребенку родители могут быть
восстановлены в родительских правах в судебном порядке по их заявлению.

Согласно ст. 73 СК РФ ограничение родительских прав следует понимать как отобрание ребенка

без  лишения  родительских  прав. Оно  допускается  на  основании  судебного  решения, если  оставление
ребенка  с  родителями (одним  из  них) опасно  для  ребенка  по  обстоятельствам, от  родителей  не
зависящим (психическое  расстройство  или  иное  хроническое  заболевание, стечение  тяжелых
обстоятельств  и  т.д.). Иск  об  ограничении  родительских  прав  может  быть  предъявлен  близкими
родственниками  ребенка, органами  и  учреждениями, на  которые  законом  возложены  обязанности  по


background image

охране  прав  несовершеннолетних  детей, дошкольными  и  общеобразовательными  учреждениями, а
также  прокурором. Участие  прокурора  и  органов  опеки  и  попечительства  является  обязательным  при
рассмотрении  данного  иска. Родители, родительские  права  которых  ограничены  судом, утрачивают
право  на  личное  воспитание  ребенка, а  также  право  на  льготы  и  государственные  пособия,
установленные для граждан, имеющих детей. Как и лишение родительских прав, ограничение в правах
не  освобождает  родителей  от  обязанности  по  содержанию  ребенка. Если  основания, в  силу  которых
родители были ограничены в правах, отпали, то суд по иску родителей или одного из них может вынести
решение о возвращении ребенка родителям и об отмене ограничений.

Семейному  законодательству  России  известен  также  механизм  отобрания  ребенка  при

непосредственной угрозе его жизни или здоровью. Немедленное отобрание производится органом опеки
и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления. В этом случае
орган  опеки  и  попечительства  обязан  незамедлительно  уведомить  прокурора, обеспечить  временное
устройство  ребенка  и  в  течение 7 дней  после  вынесения  органом  местного  самоуправления  акта  об
отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении или ограничении родительских прав.

Существенные  правоограничения  установлены  для  лиц, страдающих  психическими

расстройствами, в области усыновления и иных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения  родителей. Усыновление (удочерение) названо  в  законе  приоритетной  формой  устройства
детей, оставшихся  без  попечения  родителей. Оно  производится  судом  по  заявлению  лиц (лица),
желающих  усыновить  ребенка. Рассмотрение  таких  дел  производится  судом  в  порядке  особого
производства  по  правилам, предусмотренным  гражданским  процессуальным  законодательством.
Участие самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора в судебном процессе
является обязательным. Статья 127 СК РФ исключает лиц, признанных недееспособными, а также лиц,
страдающих определенными заболеваниями, из числа возможных усыновителей.

Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под

опеку (попечительство), взять в приемную семью, был утвержден постановлением Правительства РФ от
1 мая 1996 г. N 542. Он включает в себя наряду с другими заболеваниями психические заболевания, при
которых  больные  признаны  в  установленном  порядке  недееспособными  или  ограниченно
дееспособными, а  также  наркоманию, токсикоманию, алкоголизм. Положение  о  медицинском
освидетельствовании  гражданина, желающего  стать  усыновителем, опекуном (попечителем) или
приемным  родителем,  утв.  приказом  Министерства  здравоохранения РФ  от  10 сентября  1996 г.,
предусматривает, что  такое  освидетельствование  производится  в  государственных  учреждениях
системы  Минздрава (амбулаторно-поликлинических  учреждениях, специализированных  диспансерах).
Если требуется дополнительное обследование, оно осуществляется в учреждении здравоохранения по
месту  жительства  гражданина. Медицинское  заключение  подготавливается  на  основании  осмотра, а
также  данных  из  медицинской  карты  амбулаторного  больного. Заключение  специалиста,
осуществляющего  освидетельствование  лица, подтверждается  подписью  руководителя  медицинского
учреждения и гербовой печатью. Бланк медицинского заключения выдается каждому кандидату на руки
в  органах  опеки  и  попечительства  при  обращении  гражданина  с  просьбой  об  усыновлении  ребенка, о
взятии  под  опеку (попечительство) или  в  семью  на  воспитание. После  заполнения  и  оформления  в
установленном  порядке  в  учреждении  здравоохранения  медицинское  заключение  возвращается  в
органы  опеки  и  попечительства. Результаты  медицинского  освидетельствования  действительны  в
течение трех месяцев.

Еще  одним  ограничением  права  лиц, страдающих  психическими  расстройствами  и  признанных

недееспособными, в  области  усыновления  детей  является  то, что  согласия  родителя  из  числа
названных лиц на усыновление его ребенка не требуется (ст. 130 СК РФ).

3.3. Социальная защита лиц, страдающих психическими расстройствами

3.3.1. Понятие и элементы социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами

Закон  РФ "О психиатрической  помощи  и  гарантиях  прав  граждан  при  ее  оказании" в  ст. 16

называет основные формы социальной поддержки граждан, страдающих психическими расстройствами:
создание  надлежащих  условий  для  обеспечения  психиатрической  помощью; организация
общеобразовательного и профессионального обучения несовершеннолетних, страдающих психическими
расстройствами; создание  лечебно-производственных  предприятий  для  трудовой  терапии, обучения
новым  профессиям  и  трудоустройства  на  этих  предприятиях  лиц, страдающих  психическими
расстройствами, включая инвалидов; создание общежитий для больных, утративших социальные связи.
Перечень  мер  социальной  поддержки  не  является  исчерпывающим. Это  означает, что  как  на
федеральном, так  и  на  местном  уровнях  могут  предусматриваться  дополнительные  меры  с
финансированием за счет средств соответствующих бюджетов.

Социальная  поддержка  лиц,  страдающих  психическими  расстройствами, 

- это  особая


background image

организационно-правовая форма их социальной защиты. Под социальной защитой названной категории
граждан следует  понимать систему мер, направленных на обеспечение социализации, реабилитации и
социальной  интеграции  лиц, страдающих  психическими  расстройствами. Меры  социальной  защиты
таких граждан регулируются нормами различных отраслей права: гражданского, жилищного, трудового,
права социального обеспечения и т.д.

Социальная поддержка лиц, страдающих психическими расстройствами, отнесена к компетенции

различных  органов  и  организаций. Значительный  объем  функций  по  ее  предоставлению  закреплен  за
психиатрическими и психоневрологическими учреждениями. При учреждениях могут быть организованы
общежития  для  лиц, страдающих  расстройствами  психики  и  утративших  социальные  связи. В  такие
общежития  направляются  лица  после  курса  стационарного  лечения  при  невозможности  их  выписать
домой  в  связи  с  утратой  социальных  связей, нуждающиеся  в  изоляции  от  неблагоприятной  среды  в
месте  их  проживания, а  также  лица  с  постоянными  сложностями  социальной  адаптации, утратившие
близких  родственников, при  отсутствии  поддержки  со  стороны  других  лиц. Направления  в  такие
общежития выдаются врачебной комиссией психиатрического учреждения по желанию лиц, страдающих
психическими расстройствами. Направления выдаются только лицам, способным к самообслуживанию и
трудовой  деятельностью. Не  направляются  в  такие  общежития  лица, страдающие  алкоголизмом,
наркоманией, токсикоманией, а также имеющие склонности к антисоциальным действиям.

В современных условиях необходимо  усиление взаимодействия  психиатрических учреждений с

иными субъектами, предоставляющими психически больным меры социальной поддержки, в том числе с
общественными объединениями.

3.3.2. Социальная защита инвалидов из числа лиц, страдающих психическими расстройствами

По  данным, приведенным  в  докладе  Уполномоченного  по  правам  человека  в РФ  за 2003 г.,

инвалидность  каждого  пятого  инвалида  в  России  обусловлена  психическими  заболеваниями. Это
позволяет  констатировать, что  психические  расстройства  представляют  собой  важный  фактор
инвалидизации  населения. Лица, страдающие  психическими  расстройствами, признанные  инвалидами,
приобретают  право  на  меры  социальной  защиты  и  поддержки, которые  установлены  Федеральным
законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов".

Инвалид - это  лицо, которое  имеет  нарушения  здоровья  со  стойким  расстройством  функций

организма, обусловленное  заболеваниями, последствиями  травм  или  дефектами, приводящее  к
ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение  жизнедеятельности  понимается  в  Законе  как  полная  или  частичная  утрата  лицом

способности  или  возможности  осуществлять  самообслуживание, самостоятельно  передвигаться,
ориентироваться, общаться, контролировать  свое  поведение, обучаться  и  заниматься  трудовой
деятельностью. В  зависимости  от  степени  расстройства  функций  организма  и  ограничения
жизнедеятельности  лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в
возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Решение  о  признании  лица  инвалидом  принимается  федеральным  учреждением  МСЭ (далее -

МСЭ), создание которых предусмотрено ст. 8 Закона о социальной защите инвалидов.

Постановлением  Правительства РФ  от  16 декабря  2004 г.  N 805  "О порядке  организации  и

деятельности  федеральных  государственных  учреждений  МСЭ" определены  следующие  основные
задачи федеральных государственных учреждений МСЭ:

проведение реабилитационно-экспертной диагностики с целью определения реабилитационного

потенциала, ограничений жизнедеятельности, потребности в мерах социальной защиты;

изучение  причин, факторов  и  условий, влияющих  на  возникновение, развитие  и  исход

инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности.

Структура федеральных государственных учреждений МСЭ включает в себя Федеральное бюро

и главные бюро МСЭ, имеющие филиалы - бюро МСЭ в городах и районах (далее - БМСЭ). Названные
учреждения  различаются  между  собой  по  полномочиям  и  по  подчиненности. Федеральное  бюро
находится  в  ведении  Министерства  здравоохранения  и  социального  развития РФ, а  главное  бюро - в
ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

Для 

освидетельствования 

лиц 

с 

психическими 

расстройствами 

создаются 

бюро

специализированного профиля (психиатрическое БМСЭ).

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении МСЭ исходя из комплексной оценки

состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с Классификациями и
критериями, используемыми  при  осуществлении  МСЭ  граждан  федеральными  государственными
учреждениями  МСЭ, утв. приказом  Министерства  здравоохранения  и  социального  развития  РФ  от
22 августа 2005 г. В  данном  нормативном  акте  определены  основные  виды  нарушений  функций
организма человека, основные категории жизнедеятельности и степень выраженности ограничения этих
категорий. Закреплены, кроме того, критерии установления группы инвалидности и определения степени
ограничения  способности  к  трудовой  деятельности, что  имеет  важное  юридическое  значение  при


background image

назначении пенсий по инвалидности.

МСЭ  проводится  в  соответствующих  учреждениях  по  месту  жительства  гражданина, а  при

определенных  условиях  может  проводиться  в  стационаре, где  гражданин  находится  на  излечении, на
дому или заочно на основании представленных документов.

Гражданин  направляется  на  МСЭ  учреждением  здравоохранения  или  органом  социальной

защиты  населения. В  случае  отказа  этих  органов  или  учреждений  направить  гражданина  на  МСЭ
гражданин  имеет  право  обратиться  в  учреждение  МСЭ  самостоятельно  при  наличии  соответствующих
медицинских документов.

МСЭ  проводится  по  письменному  заявлению  гражданина  или  его  законного  представителя.

Специалисты, проводящие  экспертизу, рассматривают  представленные  сведения, проводят  личный
осмотр гражданина, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают
полученные 

результаты. В 

необходимых 

случаях 

может 

проводиться 

дополнительное

освидетельствование.

Датой установления инвалидности считается день поступления заявления гражданина со всеми

необходимыми  документами. Инвалидность I группы  устанавливается  сроком  на 2 года, II и III группы -
на 1 год. Лицу в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид" сроком на один год, на
два года или до достижения им возраста 18 лет.

Решение учреждения МСЭ может быть обжаловано в вышестоящее учреждение (главное бюро)

или в суд.

Социальная  защита  инвалидов - это  система  гарантированных  государством  экономических,

правовых  мер  и  мер  социальной  поддержки, обеспечивающих  инвалидам  условия  для  преодоления,
замещения (компенсации) ограничений  жизнедеятельности  и  направленных  на  создание  им  равных  с
другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В  системе  социальной  защиты  инвалидов  традиционно  выделяют  две  подсистемы:

реабилитацию и обеспечение жизнедеятельности.

Реабилитация  инвалидов 

- система  и  процесс  полного  или  частичного  восстановления

способностей  инвалидов  к  бытовой, общественной  и  профессиональной  деятельности (ст. 

9

Федерального закона "О социальной защите инвалидов" в ред. от 23 октября 2003 г.). Она направлена
на  устранение  или  возможно  более  полную  компенсацию  ограничений  жизнедеятельности, вызванных
нарушением  здоровья  со  стойким  расстройством  функций  организма, и  преследует  цели  социальной
адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:
восстановительные  медицинские  мероприятия, реконструктивную  хирургию, протезирование  и

ортезирование, санаторно-курортное лечение;

профессиональную  ориентацию, обучение  и  образование, содействие  в  трудоустройстве,

производственную адаптацию;

социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую 

и

социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Объем государственных гарантий в области реабилитации инвалидов определен Федеральным

перечнем 

реабилитационных 

мероприятий, технических 

средств 

реабилитации 

и 

услуг,

предоставляемых  инвалиду  за  счет  средств  федерального  бюджета, утв. распоряжением
Правительства РФ  от  21 

октября  2004 

г.  Реабилитационные  услуги  и  технические  средства

предоставляются инвалидам, как правило, в натуральной форме, но при определенных условиях может
возмещаться их стоимость.

Учреждение  государственной  службы  МСЭ  в  случае  признания  лица  инвалидом  в  течение

месяца разрабатывает и утверждает индивидуальную программу реабилитации, которая в трехдневный
срок  направляется  в  орган  социальной  зашиты  населения. Примерное  положение  об  индивидуальной
программе  реабилитации  инвалида (далее - ИПР) было  утверждено  постановлением  Министерства
труда  и  социального  развития РФ  от 14 декабря 1996 г.

*(3)

. ИПР  инвалида - разработанный  на  основе

решения  уполномоченного  органа, осуществляющего  руководство  федеральными  учреждениями  МСЭ,
комплекс  оптимальных для  инвалида  реабилитационных  мероприятий, включающий  в  себя  отдельные
виды, формы, объемы, сроки  и  порядок  реализации  медицинских, профессиональных  и  других
реабилитационных  мер, направленных  на  восстановление, компенсацию  нарушенных  или  утраченных
функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных
видов деятельности.

В  ИПР  определяются  виды, формы  рекомендуемых  инвалиду  реабилитационных мероприятий,

их  объемы, сроки  проведения  и  исполнения. ИПР  составляется  и  реализуется  только  при  наличии
согласия инвалида или его законного представителя и выдается на руки инвалиду в виде единой формы
(карты) установленного  образца. Если  инвалид  или  его  законный  представитель  отказываются
подписать  ИПР, она  приобщается  к  акту  освидетельствования  и  не  выдается. Она  является
обязательной  для  исполнения  всеми  государственными  и  муниципальными  органами, организациями
независимо  от  форм  собственности. ИПР  имеет для  инвалида  рекомендательный характер, он  вправе