Файл: Усов Г.М. - Правовое регулирование психиатрической помощи.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 2059
Скачиваний: 5
отказаться от того или иного вида реабилитационных услуг или от реализации программы в целом. Но
это освобождает соответствующие органы и организации от ответственности за ее исполнение и не дает
права инвалиду на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий,
предоставляемых бесплатно.
ИПР может содержать как мероприятия, оплачиваемые за счет средств федерального бюджета
или фондов обязательного медицинского страхования и предоставляемые инвалиду бесплатно, так и
мероприятия, в оплате которых принимают участие сам гражданин или какие-либо организации или
иные физические лица. Объем реабилитационных мероприятий не может быть меньше того, что
установлено федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.
Специальной нормой в Законе регулируется порядок обеспечения инвалидов техническими и
иными средствами реабилитации (ст. 11.1). К техническим средствам реабилитации относятся
устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для
компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Иные средства
используются по тому же назначению, но не квалифицируются в качестве технических.
К техническим и иным средствам реабилитации инвалидов, в частности, относятся средства для
передвижения (включая транспортные средства с ручным управлением), специальные средства для
самообслуживания, ухода, ориентирования, обучения, занятий трудовой деятельностью, а также
протезные изделия, специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь.
Решение об обеспечении инвалидов средствами реабилитации принимается при установлении
медицинских показаний и противопоказаний, а также социальных критериев.
По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду средств
реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений
жизнедеятельности инвалида. Социальные критерии устанавливаются на основе потребностей
инвалида в порядке, определяемом Правительством РФ. Например, по социальным критериям
устанавливается необходимость предоставления средств реабилитации для восстановления прежних
или приобретения новых профессиональных знаний, навыков и умений, социальной адаптации, занятий
физической культурой и спортом, удовлетворения духовных потребностей, досуга.
Финансирование
расходов
на
обеспечение
инвалидов
средствами
реабилитации
осуществляется за счет средств бюджетов РФ и ее субъектов, Фонда социального страхования.
Например, за счет средств федерального бюджета осуществляются изготовление и ремонт протезно-
ортопедических изделий и обеспечение транспортными средствами инвалидов из числа ветеранов.
Средства бюджетов субъектов РФ направляются на обеспечение инвалидов другими средствами
реабилитации, выплаты инвалидам ежегодных денежных компенсаций расходов на содержание и
ветеринарное обслуживание собак-проводников и т.д.
Технические и иные средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их
жительства органами исполнительной власти субъектов РФ (органами социальной защиты населения,
здравоохранения, образования и другими органами), Фондом социального страхования, а также иными
заинтересованными организациями. Перечень средств реабилитации и показаний для обеспечения ими
инвалидов, а также порядок обеспечения определяются Правительством.
Для лиц, страдающих психическими расстройствами, реабилитация особенно актуальна с точки
зрения медико-социального подхода к лечению. Разработка ИПР для инвалида, страдающего
психическим расстройством, позволяет учесть индивидуальные особенности личности, специфику
течения заболевания и определить перечень необходимых реабилитационных мероприятий. В Докладе
Уполномоченного по права человека в РФ за 2000 г. отмечалось, что реабилитация граждан,
страдающих психическими расстройствами, - задача, к решению которой в современных экономических
условиях должны привлекаться и негосударственные институты. Таков опыт многих стран, где медико-
социальные учреждения, добровольные объединения потребителей психиатрической помощи
расцениваются как ресурс социальной поддержки больных. В настоящее время в России также
действует ряд известных некоммерческих общественных организаций: "Вера и свет", Ассоциация
родственников психически больных "Острова надежды", фонд "Психическое здоровье молодежи",
Благотворительный фонд "Душа человека", Московский клубный дом и др.
Система обеспечения жизнедеятельности инвалидов является многоаспектной и включает в
себя следующие элементы:
медицинскую помощь;
обеспечение беспрепятственного доступа к информации;
обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры;
обеспечение жилой площадью;
воспитание и обучение детей-инвалидов;
образование инвалидов;
обеспечение занятости и создание надлежащих условий труда для инвалидов;
материальное обеспечение;
социально-бытовое обслуживание;
санаторно-курортное лечение;
транспортное обслуживание инвалидов.
Законом о социальной защите инвалидов (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г.)
(ст. 28.1) урегулированы условия и порядок предоставления лицам с ограниченными возможностями
ежемесячной
денежной
выплаты. Такие
выплаты
заменили
некоторые
льготы, ранее
предоставлявшиеся инвалидам в натуральной форме.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается в следующих размерах:
инвалидам, имеющим III
степень ограничения способности к трудовой деятельности,
-
1400 рублей;
инвалидам, имеющим II степень ограничения способности к трудовой деятельности, детям-
инвалидам - 1000 рублей;
инвалидам, имеющим I степень ограничения способности к трудовой деятельности, - 800 рублей;
инвалидам, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, за
исключением детей-инвалидов, - 500 рублей.
Размер ежемесячной денежной выплаты индексируется в порядке, предусмотренном ст. 17
Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для
индексации размера базовой части трудовой пенсии.
В результате реформы социальных льгот некоторые категории граждан (в том числе инвалиды)
получили право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг в
соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной
помощи". В состав набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая
обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера),
предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение,
осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. На
оплату данной социальной услуги направляется 400 рублей в месяц;
бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном
транспорте к месту лечения и обратно. На оплату услуги ежемесячно расходуется 50 рублей.
При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие ограничение способности к трудовой
деятельности III степени, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки
на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте,
а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Гражданин может выбрать форму получения такой помощи: денежную или натуральную.
Поскольку закон предоставляет право на получение набора социальных услуг в натуральной форме,
гражданин должен ходатайствовать. Для этого ему необходимо в установленный законом срок подать
соответствующее заявление об отказе от получения набора социальных услуг полностью или в какой-то
его части. Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо
одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от
предоставления одной из социальных услуг), удерживается из состава начисленной гражданину
ежемесячной денежной выплаты.
Жилищное обеспечение инвалидов, включая лиц, страдающих психическими расстройствами, с
принятием нового Жилищного кодекса РФ, который вступил в силу с 1 марта 2005 г., осуществляется по
новым правилам. Статья 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" проводит дифференциацию порядка обеспечения жильем инвалидов в зависимости от
срока постановки на учет для улучшения жилищных условий. Если гражданин встал на учет до 1 января
2005 г., государство сохраняет за собой обязанность обеспечить его жильем за счет средств
федерального бюджета в соответствии со ст. 28.2. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов,
нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после указанной даты,
обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ, т.е. только
после проверки уровня доходов и признания их малоимущими. Разработка эффективного механизма
обеспечения социальным жильем, как видим, важна еще и потому, что законодательством о социальной
защите населения предусмотрено усиление адресности социальной защиты граждан при
предоставлении им жилья.
Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую
площадь, был утвержден постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817. Он включает в
себя заболевания, представляющие опасность для окружающих (активные формы туберкулеза всех
органов и систем, проказа, ВИЧ-инфекция у детей и др.), и другие виды заболеваний, наличие которых
создает определенные неудобства как для самого инвалида, так и для лиц, его окружающих
(множественные поражения кожи, пороки развития лица и черепа с нарушением функций дыхания,
жевания, глотания и т.д.). В него включены также психические заболевания, требующие обязательного
диспансерного наблюдения.
Перечень заболеваний, при наличии которых невозможно совместное проживание с
гражданином в одной квартире, в связи с чем должно быть предоставлено вне очереди жилое
помещение по договору социального найма (ст.
51 и 57 ЖК РФ), на сегодняшний день
Правительством РФ не утвержден, но он должен включать тяжелые психические расстройства с
частыми болезненными проявлениями.
Если психически больной проживает в жилом помещении, предоставленном ему по договору
социального найма, в случае его временного помещения в психиатрическое учреждение он сохраняет
право пользования жилым помещением без ограничения его каким-либо сроком. Но если такое лицо
помещено в психоневрологическое учреждение социального обслуживания для постоянного проживания
там, оно должно быть снято с регистрационного учета по прежнему месту жительства и освободить
занимаемое им жилье.
Законодательство предусматривает финансирование мероприятий по социальной защите
инвалидов за счет различных источников: как бюджетов разных уровней, так и иных. Государственные и
муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов,
приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к
ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного
доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах
ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на
проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам,
осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством РФ.
3.3.3. Социальная защита психически больных лиц в области регулирования трудовых
отношений
Конституционное право на труд принадлежит каждому, согласно ст. 37 Основного закона страны.
Трудовой кодекс РФ в ст. 3 запрещает дискриминацию в сфере труда. Каждый имеет равные
возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и
свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи,
национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения,
возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или
непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с
деловыми качествами работника. Не являются дискриминацией установление различий, исключений и
предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному
виду труда требованиями либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в
повышенной социальной и правовой защите.
Лица, страдающие психическими расстройствами, по общему правилу, не ограничиваются в
трудовых правах. Следует подчеркнуть, что признание лица недееспособным в силу психического
расстройства, осуществляемое по правилам ГК РФ и ГПК РФ, касается только гражданской
дееспособности и не влияет на объем трудовой правосубъектности данного лица. Поскольку трудовые
обязанности можно выполнять только лично, можно сделать вывод о том, что лицо, признанное
недееспособным, может выступать субъектом трудовых правоотношений, за исключением правовых
связей, которые возникают между работником и работодателем по поводу получения заработной платы.
В данном случае право недееспособного работника на получение заработной платы должен
реализовать его опекун в соответствии с общими требованиями гражданского законодательства.
Значение реализации трудовой правосубъектности для лиц, страдающих психическими
расстройствами, обусловлено не только необходимостью самообеспечения, но и реабилитационным по
своей правовой природе характером труда для таких категорий граждан. Трудовая деятельность не
только позволяет человеку сохранить свой социальный статус, но и оказывает положительное влияние
на терапию психического заболевания.
Между тем в условиях рыночной экономики ситуация на рынке труда не всегда позволяет
обеспечить реализацию и защиту прав психически больных лиц. Как отмечается в докладе о
деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2000 г., трудоустройство граждан,
страдающих психическими расстройствами, в настоящее время практически невозможно. Они почти
вытеснены из сферы производства. Прежде для трудоспособных психически больных людей создавали
специальные цеха на предприятиях. Подобная реабилитация была эффективной, а изделия
отправлялись даже на экспорт. Сейчас многие предприятия прекратили сотрудничество с
учреждениями, оказывающими психиатрическую помощь гражданам. В существующих при учреждениях
лечебно-производственных мастерских резко сократился ассортимент работ. Для социальной адаптации
нужны реабилитационные центры, но даже в столице их недостаточно. Информация общественных
организаций, в частности Общества родственников душевнобольных "Поддержка", указывает на
невозможность найти работу даже для тех больных, которые социально адаптированы. Специальная
биржа труда в Москве для инвалидов "Оазис - труд" таких больных не регистрирует. Будучи
отстраненными от трудовой жизни, люди лишаются приобретенных навыков, усугубляются их
заболевания.
Особенности правового статуса психически больных в сфере трудовых правоотношений можно
проанализировать исходя из двух условий: во-первых, с точки зрения ограничений при приеме на работу
и, во-вторых, в процессе трудовой деятельности.
ТК РФ запрещает необоснованный отказ в приеме на работу (ст. 64). По требованию лица,
которому было отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину
отказа в письменной форме. Отказ в приеме на работу может быть обжалован в судебном порядке. В
постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской
Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" подчеркивается, что обоснованным признается
отказ в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами работника. Пленум
Верховного Суда РФ разъяснил, что под деловыми качествами работника следует понимать, в
частности, способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом
имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной
профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние
здоровья, наличие определенного уровня образования и т.д.). Таким образом, отказ в приеме на работу
в связи с наличием заболевания, в том числе психического, должен быть обоснован работодателем с
точки зрения невозможности выполнения определенной трудовой функции.
Кроме того, работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность
или работу, иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого
предписания федерального закона. Например, для выполнения отдельных видов профессиональной
деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности, Закон
о психиатрической помощи устанавливает противопоказания, имеющие характер правоограничений для
лиц, страдающих теми или иными психическими заболеваниями. Перечень медицинских
психиатрических противопоказаний был утвержден постановлением Правительства РФ от 28 апреля
1993 г. и впоследствии подвергался дополнениям. Так, постановлением Правительства РФ от 23 мая
1998
г. был установлен запрет задействовать лиц, больных алкоголизмом, наркоманией и
токсикоманией, на работах, связанных с культивированием наркосодержащих растений, а также на
работах, непосредственно связанных с оборотом этих средств, и т.п.
Общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для указанных выше работ
являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто
обостряющимися болезненными проявлениями, эпилепсия с пароксизмальными расстройствами.
Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае
индивидуально. Общим функциональным исследованием, которое применяется ко всем лицам, в
отношении
которых
решается
вопрос
о
допуске
к
определенным
работам, является
электроэнцефалография. В отношении отдельных видов деятельности установлены дополнительные
противопоказания и дополнительные виды обследования. Возможна также индивидуальная оценка
профессиональной пригодности, в том числе основанная на проведении функциональных проб.
Гражданин может быть временно (на срок не более 5
лет с правом последующего
переосвидетельствования) признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению
отдельных видов деятельности на основании заключения врачебной комиссии, уполномоченной на то
органом здравоохранения. Такое заключение выносится исходя из оценки состояния психического
здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний.
Полномочия по решению вопроса о допуске к соответствующим видам деятельности передаются
ведомственным медицинским комиссиям (например, на железнодорожном, водном или воздушном
транспорте), клинико-экспертным комиссиям психиатрических учреждений или комиссиям, создаваемым
в учреждениях МСЭ.
В качестве ограничения права на выбор формы реализации права на труд можно рассматривать
также освидетельствование лиц, поступающих на военную службу или службу в правоохранительных
органах. Такие ограничения устанавливаются в процессе проведения военно-врачебной экспертизы.
Военно-врачебная экспертиза - это вид медицинской экспертизы, которая проводится в мирное и
военное время в целях определения категории годности граждан РФ по состоянию здоровья к военной
службе, службе в органах внутренних дел, а также для определения причинной связи увечий (ранений,
травм, контузий) и заболеваний у граждан с прохождением ими военной службы (военных сборов),
службы в органах внутренних дел.
Положение
о
военно-врачебной
экспертизе
было
утверждено
постановлением
Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. Для ее проведения в Вооруженных Силах, федеральных
органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, создаются военно-
врачебные и врачебно-летные комиссии. В отдельных случаях военно-врачебные комиссии (далее -
ВВК) могут создаваться в медицинских учреждениях государственной и муниципальной систем
здравоохранения. Законодательство предусматривает создание штатных и нештатных военно-
врачебных и врачебно-летных комиссий. Так, штатными комиссиями являются Центральные ВВК и ВЛК
Министерства обороны РФ, ВВК военных округов, флота, флотилии, Военно-медицинской академии и
т.д. Нештатные комиссии могут быть постоянно действующими (например, госпитальные и гарнизонные
ВВК, комиссии военных комиссариатов районов, городов без районного деления, иных муниципальных
образований и т.д.) и временно действующими (ВВК военно-учебных заведений, ВВК для медицинского
освидетельствования граждан, призванных на военную службу и прибывших к месту службы, и др.) (п. 3-
5 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской
Федерации, утв. приказом Минобороны России от 20 августа 2003 г.).
На ВВК возлагаются организация и проведение медицинского освидетельствования граждан,
поступающих на военную службу, обучающихся в военных образовательных учреждениях, проходящих
службу либо уволенных с нее, и т.д., а также определение причинной связи заболеваний и травм с
прохождением военной службы и решение других вопросов. Медицинское освидетельствование
военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава
(должностных лиц) органов, получивших в период военной службы (службы в органах) увечье,
заболевание, проводится для определения категории годности их к военной службе (службе в органах)
при определившемся врачебно-экспертном исходе.
Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья,
когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии (врачебно-
летной комиссии) вынести заключение о категории годности к военной службе (службе в органах) и когда
дальнейшее лечение не приведет к изменению этой категории годности.
Под освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического
развития граждан на данный момент в целях определения их годности к военной службе обучению по
военно-учетной специальности и для разрешения иных вопросов, с вынесением письменного
заключения. Заочное освидетельствование, по общему правилу, запрещается. Заключение ВВК
действительно в течение года с момента освидетельствования. Решения ВВК могут быть обжалованы в
вышестоящие комиссии или в суд.
Медицинские учреждения должны по запросам военных комиссаров сообщать сведения о
гражданах, состоящих на учете (наблюдении) по поводу наркомании, алкоголизма, токсикомании, ВИЧ-
инфицирования, а также представлять медицинские карты таких больных. Лица, ознакомленные со
сведениями, составляющими врачебную тайну, несут ответственность за их разглашение. По окончании
освидетельствования военные комиссариаты возвращают указанные документы в лечебные
учреждения.
При проведении военно-врачебной экспертизы комиссии руководствуются требованиями к
состоянию здоровья, под которыми понимаются медицинские показатели, характеризующие состояние
здоровья граждан и категории их годности к военной службе. Эти требования составлены в табличной
форме и являются приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе. В таблице есть
следующие главы: статьи расписания болезней, наименование болезней, категории годности к военной
службе и пояснения к применению статей расписания болезней. Наряду с другими видами заболеваний
в названном нормативном акте указываются и психические расстройства.
Освидетельствование граждан ВВК проводится в соответствии с Федеральным законом от 28
марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при первоначальной постановке на
воинский учет и призыве на военную службу. Медицинское освидетельствование проводится врачами
следующих специальностей: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом,
оториноларингологом, стоматологом, а при необходимости также и другими. Врач, который руководит
работой врачей-специалистов по медицинскоему освидетельствоанию призывников, включается в
состав призывной комиссии, создаваемой в районе, городе без районного деления и прочих
муниципальных образованиях. В состав призывных комиссий субъекта РФ входят непосредственно
врачи-специалисты. Призывные комиссии субъекта РФ организуют медицинский осмотр граждан, не
пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения
военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших
освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о
несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского
освидетельствования.
По результатам освидетельствования дается заключение о категории годности к службе.
Установлены пять категорий годности: "А" - годен к военной службе; "Б" - годен с незначительными
ограничениями (такие лица не могут проходить службу в воздушно-десантных войсках, на флоте); "В" -
ограниченно годен; "Г" - временно не годен; "Д" - не годен. Решение о призыве на службу принимается с
учетом заключения военно-врачебной экспертизы о категории годности. Следует подчеркнуть, что
гражданин обязан пройти освидетельствование, которое является составной частью призыва (ст. 26
Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). В соответствии со ст. 21.6
Кодекса РФ об административных правонарушениях уклонение от медицинского освидетельствования
либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от
медицинского обследования по направлению призывной комиссии влечет предупреждение или
наложение административного штрафа в размере от 1/2 до 5 МРОТ.
В случае невозможности получить медицинское заключение гражданин может быть направлен на
амбулаторное или стационарное обследование в лечебные учреждения, расположенные на
соответствующей территории. При необходимости могут быть проведены лечебно-оздоровительные
мероприятия.