ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 7098
Скачиваний: 209
29
матрицы долговременной памяти. Эти матрицы ассоциируются в
функциональные комплексы и служат основой представлений личности о
болезни. Матрицы или их комплексы могут включаться в информационные
системы мозга и благодаря этому влиять на работу мозга, а следовательно
(!?) и психики. Информационное поле мозга — это нейрональные, главным
образом кортикальные поля мозга, воспринимающие и хранящие
информацию, на основе которой мозг принимает решения с учетом
полученной информации. Наиболее стабильную часть этого поля
составляет функциональная структура своего
«Я»
с его многочисленными
отношениями к другим информационным системам.
В структурно-функциональной организации базиса ВКБ,
объединяющего
ЦИПБ
и
ПЗИПБ (психологическую
зону
информационного поля болезни) важную роль играет «схема тела»,
понимаемая авторами как мозговой аппарат, преимущественно таламо-
париентальная система. Благодаря ей сенсорные и висцеральные процессы
получают
пространственную
отнесенность
и
локализованный
эмоциональный тон ощущений. На физиологическом базисе «схемы тела»
формируется
личностная
надстройка. Это
связано
с
такими
психологическими процессами, как представление, воображение,
мышление.
В самом элементарном виде модель болезни состоит из двух
субмоделей: сенсорно-эмоционального
и
логического
блоков.
Формирование сенсорно-эмоциональной субмодели ВКБ происходит под
влиянием непосредственных впечатлений и переживаний, вызванных
определенными проявлениями болезни. Эта же информация используется
и для формирования логической субмодели, но в этом случае
существенную роль играют концепции, привлекаемые личностью для
описания и объяснения причин и механизмов данной совокупности
признаков
болезни. В
структуре
ВКБ
между
церебральным
информационным полем болезни и его психологической зоной
выделяется
психофизиологический
аппарат, детектор, который
улавливает и выявляет новые проявления заболевания, сопоставляет их с
уже имеющимися симптомами, сличает с информацией, заложенной в
матрице долгосрочной памяти, и образами внутренней картины болезни
и внутренней картины здоровья.
Мощность детектора и его пропускная способность зависят от
личностного настроя. Мнительные люди легко воспринимают любые
проявления, даже отдаленно не связанные с болезнью.
Реальные модели болезни более или менее адекватно отражают
наличные расстройства и динамику заболевания. Для объяснения
30
искажений авторами на равных основаниях привлекаются и
анатомические, и физиологические, и психологические аргументы. Это
могут быть нарушения функциональной асимметрии головного мозга,
поражение таламо-париентальной системы, динамичность или ригидность
«операций образами», нарушения «интрацентральной» регуляции мозга,
состояние
функциональных
систем, внушаемость, тревожность,
конституциональные
особенности, ситуационные
моменты, тип
эмоционального отношения, чувствительность детектора, психологическая
защита, мода, волевые функции и пр. Замечательно, что их воздействие
происходит прямо; для авторов не существует никаких преград между
субъективным и объективным, идеальным и материальным. Отдельные
элементы, такие как «схема тела» или «детектор», одновременно являются
и анатомическими, и физиологическими, и психологическими. Решения
принимает мозг, a
«Я»,
«самосознание — есть часть информационного
поля мозга», т.е. часть структурно-функционального нейронального поля.
Иллюстративная модель ВКБ, представленная авторами, весьма
напоминает схему радиоприемника, где связи обозначаются стрелками
между блоками. Все связи равны, а сущности соединяемых блоков
идентичны.
Мы столь подробно остановились на данной модели потому, что она,
на наш взгляд, очень хорошо демонстрирует все ловушки и противоречия
объективного метода. Онтологически удаленный субъект превращается в
гомункулуса, растворенного в анатомических конструкциях. Психическое
есть простое продолжение анатомического: матрицы влияют на мозг и
«следовательно, на психику», детектор — психофизиологический аппарат
— несет качества субъекта: выделяет, улавливает и одновременно зависит
от «личностного настроя» и моды. Механизм связи в такой логике, в
сущности, ничем не отличается о представлений о том, что мозг «выделяет
мысль как печень желчь».
Несмотря
на
значительный
разброс
взглядов
авторов,
занимающихся проблемами ВКБ, содержательные споры ведутся, в
основном, либо о полноте и точности определений, либо о вкладе тех или
иных составляющих в структуру ВКБ, либо, вообще, о вкусовых
предпочтениях, ориентированных на входящие в моду научные понятия. Не
подвергается сомнениям и не обсуждается как бесспорный тезис о чисто
физиологическом механизме порождения соматических ощущений, о
независимости и отделенности сенситивной и интеллектуальной частей
ВКБ.
Искажения сенситивной части адресуются к компетенции неврологии
или психиатрии и в качестве объяснения используется идея поражения
интрацептивного анализатора или синдромальные кате-
31
гории, апеллирующие, в конечном итоге, к болезни-сущности
2
. В
основном же в психологических исследованиях речь идет об искажениях на
уровне последующей переработки, изменении отношения к соматическим
ощущениям, их интерпретации. Они могут быть следствием защитных
процессов на познавательном, эмоциональном или мотивационном
уровнях, нарушений мышления или самосознания
(Ташлыков,
1984;
Виноградова,
1979;
Ольшанский,
1979;
Тхостов,
1980;
Вассерман
1987,
1990).
1.4. М
ЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ
ОБЪЕКТИВИСТСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИНТРАЦЕПТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Хотя в философских и общепсихологических работах уже
эксплицирована
и
методологически
обоснована
ошибочность
противопоставления
чувственного
познания, как
имеющего
непосредственный характер, познанию рациональному
(Леонтьев А.Н.,
1981;
Брунер,
1977;
Лекторский,
1980;
Смирнов С.Д.,
1981), в медицине
такая гносеологическая установка остается очень сильной. Более того, в
клинической практике всегда существовала и существует четко
выраженная тенденция к объективации, стремление к противопоставлению
субъективных переживаний больного, как только затемняющих и
искажающих картину болезни, и первичных сенсорных ощущений, как
носящих непосредственный характер и верно отражающих болезненный
процесс. Переживания больного, его представления о болезни, мотивы,
хотя и признаются важными, тем не менее рассматриваются как
надстройка над непосредственными и зависящими от объективных причин
болезненными ощущениями. Надстройка, которую неплохо учитывать,
но которая никакого принципиального значения для понимания болезни
не имеет.
Однако представления о непосредственном характере «чистых»
соматических ощущений постоянно сталкиваются с клинической
реальностью их лабильности, неустойчивости, «ложности», толкающей
врача к полному отказу от их анализа и формирующей стремление к
инструментализму; идеалом медицины становится «благородная форма
ветеринарии», когда больной должен не столько рассказывать, сколько
показывать и желательно, для полной ликвидации субъективизма, не
врачу, а какому-нибудь сложному
2
Так, Л.Л. Рохлиным (1957) в качестве вариантов отношения к
болезни описаны ипохондрический и эйфорически-анозогнозический, а В.В.
Ковалевым (1972) — депрессивный, дистимический, ипохондрический,
истероид-ный, фобический и эйфорически-анозогнозический.
32
аппарату. «В отличие от профессий, имеющих дело с "клиентами"...
медицинская практика имеет дело с "пациентами". За этим различием
стоит многое. Пациент —
пассивное лицо,
на которое направлено
воздействие... Большинство докторов недовольны, если пациент ведет себя
как клиент, поскольку, как известно, "доктор знает лучше"»
(Вартофский,
1988, с. 131 — 132). К сожалению, несмотря на очевидную простоту и
логичность инструментального подхода, в реальной медицине он ведет к
тупику недоверия, росту альтернативных, парамедицинских течений,
отчуждению больного и врача, дегуманизации их отношений. Это и
неудивительно, так как болезнь для человека — это прежде всего его
субъективные болезненные ощущения, и если они не соответствуют
объективной картине, то больного невозможно убедить, что он здоров и,
напротив, субъективное улучшение в результате различных знахарских
или «экстрасенсорных» процедур нельзя опровергнуть ссылками на их
объективную бесполезность.
Выход из этого тупика возможен только в том случае, если
отказаться от рассмотрения болезненных ощущений как подчиняющихся
преимущественно физиологическим закономерностям и использовать
общие принципы изучения сенсорных систем и психических функций в
рамках
комплексного
рассмотрения
морфологического,
физиологического и психологического уровней. Необходимо рассматривать
субъективную картину болезни как особый феномен сознания, а
нозогнозию — как
вариант
познавательной
деятельности
(соматоперцепции), обладающей собственным содержанием и спецификой,
но тем не менее подчиняющейся общепсихологическим закономерностям
формирования, развития и функционирования. Реализация такого подхода
требует отказа от целого набора объективистских, механистических
предрассудков, прочно укоренившихся в медицине. Их невозможно просто
отменить, так как они базируются на длительной научной традиции и
отказ должен быть обоснован разрешением некоторых темных и
запутанных проблем.
Можно спросить, зачем отказываться от столь долгое время
оправдывавшего возлагаемые на него надежды объективного естественно-
научного метода? Практические трудности существовали всегда, и их
обострение в настоящее время и очевидную пугающую дегуманизацию
медицины можно попытаться смягчить улучшением воспитания врача,
усилением деонтологических требований. Необходимость, важность
внимания к субъективным переживаниям пациента не станет отрицать ни
один врач. Другое дело, насколько это важно для понимания сущности
болезни. В этом смысле объективистские предрассудки в медицине очень
сильны и даже те из
33
них, от которых отказались биология и физиология, практически
не подвергаются сомнению.
Это видно из сравнения судьбы кортико-висцеральной теории и
самой павловской физиологии высшей нервной деятельности. Последняя,
пережив период максимального взлета, впоследствии была вынуждена
уступить свои позиции. В своем классическом виде исходная схема
оказалась не в состоянии адекватно описать и объяснить поведение и была
дополнена понятиями «акцептора действия»
(Анохин,
1962, 1968), «нервной
модели стимула»
(Соколов,
1963). Получили развитие и альтернативные
теории, например, физиология активности Н.И. Бернштейна (1966).
Кортико-висцеральная
же
теория
в
качестве
основной
методологический медицинской схемы до последнего момента занимает
господствующее положение. По мнению даже таких психологически
ориентированных ученых, как Б.Д. Карвасарский (1980), «...правильной
является позиция, разделяемая большинством отечественных и многими
зарубежными
исследователями, согласно
которой, достижения
современной нейрофизиологии позволяют с новых сторон углубить и
расширить классические положения
павловской
физиологии
и
патофизиологии головного мозга, по-новому оценить роль различных
отделов мозга в его сложной интегра-тивной деятельности, формирующей
характер приспособления организма к окружающей среде и,
следовательно, применительно к неврозам также углубить и расширить
наши знания о механизмах их развития» (с. 191).
С наибольшей последовательностью описанная онтологическая
позиция воплощена в физиологии и медицине, но «подобный ход мысли
можно обнаружить не только у физиологов, но и у психологов.
Следствием этого является то, что в психологии термин "объективное
описание" употребляется в качестве синонима термина "физиологическое
описание", а "психологическое" — в качестве синонима "субъективное"»
(Зинченко, Мамардашвили,
1977, с. 110). Психология также не избежала
стремления уйти от «проклятых» вопросов и, изживая свое чувство
неполноценности, вооружилась
измерительными
приборами,
придававшими ей приличный в обществе естественных наук вид. Курсы и
учебники психологии были переименованы в «экспериментальную
психологию», и мерой научности стала приборная оснащенность. Это
происходило даже в таких развитых, передовых и благополучных в
методологическом отношении областях, как психология познавательной
деятельности, экстрацептивного восприятия и уж тем более в забытой и
отдаленной психологии интрацепции или психологии телесности, которой
по сути дела не существовало. «По признанию самых авторитетных