Файл: Тиганов А.С. - Руководство по психиатрии (2 тома)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 9721
Скачиваний: 24
(1995) рассматривает психический диатез как общую кон-
ституциональную предрасположенность к психическим заболеваниям, в ко-
торой имеются маркеры (признаки) этого предрасположения (клинические
и биологические), в большинстве случаев еще малоизученные. По мнению
к числу клинических признаков относится широкий спектр
функциональных психических нарушений — личностные аномалии, повы-
шенная уязвимость в отношении возникновения реактивных состояний и
наличие эндогенной фазности их динамики, без формирования дефекта. Для
психического диатеза в целом нехарактерны, по его мнению, специфичные
признаки предрасположения к определенному психическому заболеванию.
Наибольшее развитие проблема психического диатеза получила при изуче-
нии шизофрении. Опыт, накопленный детскими психиатрами Научного
центра психического здоровья РАМН в процессе многолетнего изучения
детей из группы высокого риска по шизофрении, позволил выявить особен-
ности шизофренического диатеза, названного шизотипическим [Козловская
Г.В., Горюнова А.В., Римашевская Н.В., 1986].
Феномен
диатеза
был отнесен к ряду эндогенных
психопатологических проявлений нарушения развития — психическому диз-
онтогенезу, в основе которого лежит изменение темпа и качества созревания
мозговых функций и который может быть определен как дисгармония
психофизического развития.
Дисгармония психофизического развития может проявляться как за-
держкой темпов созревания (24,7 % случаев), так и акселерацией (8,5 %), но
чаще речь идет о дисрегулярности развития, характеризующейся отсутствием
плавности и последовательности перехода от одной ступени развития другой.
Это могут быть кратковременные остановки в развитии, скачки и "псевдоза-
держки". В этих случаях наблюдается диссоциация развития, которая выража-
ется следующими тремя феноменами: а) переслаивания (или сосуществования)
в общем психофизическом состоянии ребенка разных по степени развития
функций и систем; б) парадоксальности в виде одновременно существующих
сверхчувствительности (психической и вегетативной) и "бесчувственности" к
внешним раздражителям, особенно заметной на уровне тактильной сенсо-
рики; в) амбивалентности всех психических проявлений. К этим феноменам
может быть добавлена и дефицитарность психической организации в целом,
которая проявляется общей нивелировкой, приглушенностью всех психи-
ческих реакций (эмоционально-волевых, коммуникативных и др.), а также
психоневрологических расстройств. Этот комплекс в целом, несмотря на то
что он проявляется в младенческом возрасте, отдаленно напоминает шизо-
френическое "расщепление", т.е. схизис психофизического состояния.
Для понимания клинических проявлений шизотипического диатеза
важно также отметить особенность онтогенеза у детей из группы высокого
риска развития шизофрении, установленную
и соавт.
(1987, 1997). Речь идет о сохранении в психике ребенка форм функциони-
рования, свойственных предыдущему этапу развития, а иногда и оживление
архаичных функций, что создает своего рода "информационную перегруз-
ку", нарушение взаимоотношений между новым и старым в проявлениях
человеческой психики, приводя к искажению или блокаде "функций фильт-
ра" сенсорной информации и диссоциации между реакциями, обусловлен-
ными функцией коры, конструирующей высшие формы поведения челове-
ка, и адаптивными реакциями подкоркового генеза. С позиций "информа-
ционной перегрузки" может быть понятен, в частности, и феномен
парадоксальности и чрезмерного консерватизма в поведении младенцев и
717
детей из группы высокого риска развития шизофрении, который, возможно,
является своего рода защитой от такой перегрузки.
Излагаемые ниже особенности психики при шизотипическом диатезе
основаны на наблюдении и обследовании с применением методики
ГНОМ
1
детей больных шизофренией родителей в возрасте младенчества и малышей
до 3 лет.
Клинические проявления шизотипического диатеза.
Последний отличает-
ся прежде всего проявлениями собственно дизонтогенеза, т.е. нарушениями
развития, которые выражаются в виде 4 групп расстройств: 1) дисгармония
психофизического развития; 2) дисрегулярность или неравномерность разви-
тия; 3) диссоциация развития; 4) дефицитарность психических проявлений.
Уже на ранних этапах онтогенеза у детей выявляются психические
отклонения, напоминающие психические расстройства, свойственные
лицам более старшего возраста, естественно, с рядом возрастных особен-
ностей, определяемых унитарными, или первичными, актами младенческого
периода условно-безусловных реакций в структуре оборонительного, ком-
муникативного, ориентировочного и эмоционального поведения, а также в
психобиологических системах мать — дитя, сон — бодрствование и в пище-
вых ритуалах, составляющих основу довербального поведения новорожден-
ного.
Психопатология раннего возраста имеет следующие особенности: мо-
заичность клинической симптоматики в виде сочетания психических нару-
шений с проявлениями нарушения развития; "спаянность" психических
расстройств с неврологическими нарушениями; сосуществование позитив-
ных и негативных симптомов; рудиментарность психопатологических фено-
менов (микросимптоматика).
К сказанному следует добавить и транзиторность клинических явлений.
Патологические реакции и состояния могут протекать на субклиническом
уровне в виде эпизодов, фаз с большими временными промежутками между
ними. Вместе с тем повторяемость возникшего феномена, внезапность раз-
вития соответствующей реакции при отсутствии отчетливого внешнего по-
вода, выраженность и клинический полиморфизм реакции свидетельствуют
переходе субклинического уровня реагирования на патологический.
У детей происходит расстройство всех сфер жизнедеятельности орга-
низма. В и н с т и н к т и в н о - в е г е т а т и в н о й с ф е р е это выражается
диссомниями, извращенными реакциями на голод и микроклиматические
раздражители. Отмечаются отсутствие или снижение "пищевой доминанты"
в пищевом поведении, симптом пика, патологические влечения, снижение
и извращение инстинкта самосохранения, с одновременными протопатичес-
кими реакциями паники, консерватизмом и ригидностью защитных ритуа-
лов, феномен тождества. Как правило, перечисленные расстройства разви-
ваются на фоне различных соматовегетативных дисфункций. Описанные
нарушения могут быть отмечены начиная со 2-го месяца жизни.
Э м о ц и о н а л ь н а я с ф е р а : с первых 2 мес жизни ребенка отмеча-
ются и эмоциональные нарушения. Они проявляются искажением созрева-
ния формулы комплекса оживления, эмоциональной ригидностью и прева-
лированием отрицательного полюса настроения, отсутствием или слабостью
эмоционального резонанса, истощаемостью эмоциональных реакций, их
неадекватностью и парадоксальностью. На фоне такой общей характерис-
См. том главу 6.
718
тики эмоционального реагирования у детей с младенческого возраста отме-
чаются и более выраженные дистимии, дисфории, реже гипомании, про-
топатические страхи, реакции паники (преимущественно ночные). Особен-
но частыми являются признаки депрессии: депрессии с фобиями, маски-
рованные соматовегетативным компонентом, со стойким снижением массы
тела и анорексией, эндогенным ритмом настроения. Среди большого раз-
нообразия депрессивных реакций выявлены два их относительно очерчен-
ных варианта — "младенческая депрессия" (после родового дистресса) и
"депривационная депрессия".
Расстройства
ф у н к ц и й наиболее часто выра-
жаются в искажении игровой деятельности в виде стереотипных ригидных
игровых манипуляций с предметами неигрового назначения. Иногда они
приобретают характер навязчивых действий с элементами одержимости.
В структуру нарушений познавательной сферы входят также симптомы
искажения самосознания и самоощущения ребенка. Это проявляется в виде
упорного патологического фантазирования с перевоплощением и утратой
самосознания себя ребенком, а также нарушений идентификации пола в
более старшем возрасте (3—4 года).
Характерны также нарушения внимания, наблюдающиеся с 1-го месяца
жизни ребенка. Они выражаются застывшим "кукольным" взглядом или
взглядом "в никуда", что обычно сопряжено с феноменами "ухода в себя"
(без расстройств сознания) в форме непродолжительных "отключений" от
окружающей среды. Среди расстройств внимания наблюдается феномен
"гиперметаморфоза" (сверхвнимания) и избирательность внимания. В этих
случаях концентрация внимания бывает одновременно мимолетной в при-
нудительной ситуации и ригидной в самопроизвольной деятельности.
Важным компонентом изменения психического состояния является
ф е н о м е н а к т и в н о с т и (произвольной и пассивной), отражающей
волевую активность детей с шизотипическим диатезом. Активность в целом
характеризуется дисрегулярностью, диссоциацией и парадоксальностью; от-
мечаются избирательность и амбитендентность. Если в одной ситуации
ребенок пассивен, безволен и апатичен, в другой он может быть неутоми-
мым, упорным и ригидным.
С вышеизложенными особенностями психопатологии раннего возраста
тесно связаны изменения о б щ е г о ( с о ц и а л ь н о г о ) п о в е д е н и я и
Нарушения социального поведения проявляются задержкой и
искажением навыков опрятности и самообслуживания, а также стереоти-
пией поведения в виде бессмысленных ритуалов при засыпании, приеме
пищи, одевании, в игре. Нарушения же общения проявляются негативным
отношением к матери или амбивалентной симбиотической связью с нею,
феноменом протодиакризиса и страхом людей (антропофобией) с одновре-
менным безразличием к ним вообще. Достаточно часто отмечается аутис-
тическое поведение, которое, прослеживаясь с первых месяцев жизни, к
возрасту 1 года и старше становится более выраженным, достигая степени
"псевдослепоты" и "псевдоглухоты".
В нарушениях функции общения большое место занимают
с т р о й с т в а р е ч и : истинные и псевдозадержки речи, а также элек-
тивный мутизм, эхолалии, речевые стереотипии, неологизмы, "запинки" и
расстройства типа "заикания".
Среди
н а р у ш е н и й наиболее часто отмечают-
ся микрокататонические симптомы и феномены, относящиеся к специфи-
ческой неврологической патологии.
719
Как уже говорилось, для шизотипического диатеза характерна "спаян-
ность" психических расстройств с неврологическими.
Неврологические проявления шизотипического диатеза.
На 1-м году жизни уже
достаточно четко выступают следующие феномены: нарушения адаптационно-при-
способительных реакций в вегетативно-инстинктивной сфере с гиперчувствитель-
ностью к сенсорным раздражителям; нарушение ориентировочных рефлексов; нару-
шение формирования постурально-моторного развития на фоне диффузной мышеч-
ной гипотонии и снижение двигательной активности при отсутствии очаговых двига-
тельных
С первого года жизни определяются следующие неврологические нарушения:
синдром гидроцефалии; клинические феномены, свидетельствующие о расстройстве
координации и сопряженности функций III, IV, VI пар черепных нервов, "атаксия
взора", неустойчивость взгляда при фиксации, недостаточность содружественных дви-
жений глазных яблок, конвергенции, дивергенции, окулогирные кризы; надсегментар-
ные поражения VII, IX, XII пар черепных нервов, выражающиеся в нарушении в
процессе развития сложных комплексных актов жевания, глотания, выразительности
мимики, речи; мышечная гипотония в сочетании с динамической мышечной дистонией;
изменение общей двигательной активности; нарушение гармоничности и скорости
движений; нарушение содружественности лево- и правосторонней ориентации движе-
ний; гипомимия и орофациальные гиперкинезы; гипотонически-гиперкинетические и
гипокинетико-ригидные расстройства; диспраксические нарушения; двигательные
стереотипии; атактические синдромы периода развития; нарушения темпа и общей
выразительности речи; диссоциация развития речи; корковая дизартрия в период
развития речи; речевые эхопризнаки; тактильная
и гиперчувствительность;
сенсорная гипо- и гиперчувствительность, расстройства сна, ночные крики; гипер-
вентиляционные расстройства, аритмия ЧСС; лабильность вазомоторных реакций и
дистальный гипергидроз; "игра" зрачков, транзиторный миоз, анизокория.
Одновременное наличие у ребенка многих из перечисленных симптомов, под-
час необычные их комбинации и разная степень выраженности формируют в целом
особый неврологический статус, не укладывающийся в рамки ни одного из извест-
ных неврологических синдромов. Общая дискордантность неврологических функций
может рассматриваться как ключевой и интегральный признак неврологического
статуса у детей из групп высокого риска развития шизофрении (как, впрочем, и при
шизофрении вообще).
В связи с отмеченными психическими и неврологическими отклонениями
представляют интерес данные
электроэнцефалографических исследований
детей с ши-
зотипическим диатезом [Боровова
Галкина Н.С.,
Строганова
1995].
По данным ЭЭГ, у детей из групп высокого риска развития шизофрении на
фоне различной степени выраженности незрелости биоэлектрической активности
выявлены признаки патологического электрогенеза в виде гиперсинхронности фи-
зиологических волновых форм и аномальной активности. Последняя выражается
накоплением "пачечной" р-активности. Увеличение мощности
актив-
ности свидетельствует об усилении явлений ирритации коры головного мозга, обу-
словленной нарушением лимбико-ретикулярных влияний. У части больных реги-
стрируются также высокоамплитудные низкочастотные (8—12 Гц) сонные веретена
с максимумом их
в лобных областях. Отмеченные изменения на
ЭЭГ до некоторой степени коррелируют с особенностями клинической картины
шизотипического диатеза: случаи повышения р-активности отличаются большей
выраженностью аутистического компонента, в то время как наличие сонных веретен
более характерно для формирующейся мозаичной психопатии с шизоэпилептоидны-
ми и шизоаффективными акцентуациями в будущем.
Приведенные особенности ЭЭГ могут быть значимыми в оценке дизонтогенеза
мозга при психическом диатезе, а также оказаться полезными при диагностике и
определении прогноза здоровья ребенка в первые годы жизни, что в группах высо-
кого риска по психической патологии имеет особое значение в силу неспецифич-
ности и стертости клинических проявлений.
720
Варианты шизотипического диатеза.
Были выделены 3 варианта шизо-
типического диатеза, основанных на степени его выраженности: шизотипи-
ческий диатез в виде отдельных стигм или слабовыраженных признаков
дизонтогенеза; выраженный шизотипический диатез, в картине которого на
фоне явлений дизонтогенеза выступают психические нарушения погранич-
ного уровня; шизотипический диатез с форпост-симптомами эндогенных
Первые два варианта отмечаются в основном в младенчестве, начиная
с 1-го месяца жизни, третий может выявляться в 1-й год жизни, но чаще
на 2-м году. Пролонгированные фазы субпсихотических состояний шизо-
френического спектра становятся различимыми только в дошкольном воз-
расте и у более старших детей. Степень выраженности шизотипического
диатеза в течение первых 3 лет жизни может меняться по мере развития
ребенка как в сторону утяжеления расстройств, так и уменьшения их.
После 3-летнего возраста, если шизотипический диатез остается доста-
точно выраженным, он начинает постепенно трансформироваться в шизо-
идные черты личности от акцентуаций характера (крайний вариант нормы)
до выраженной шизоидии, иногда с форпост-симптомами эндогенного пси-
хоза, но без признаков манифестации заболевания. Возможна трансформа-
ция шизотипического диатеза в ранний детский аутизм и шизофрению, а
также его полная компенсация до практического выздоровления. В этом
смысле первый вариант, естественно, более благоприятен, хотя большая
степень его выраженности не всегда означает неблагоприятный прогноз.
Эпидемиологические исследования, проведенные в 1985—1992 гг., по-
казали, что распространенность шизотипического диатеза у детей раннего
возраста — 1,6 %.
Таким образом, шизотипический диатез представляют собой один из
вариантов специфического диатеза или предрасположения (в данном случае
к шизофрении) в общей группе недифференцированных психических диа-
тезов. По-видимому, возможны клинические формы предрасположения и к
другим психическим заболеваниям — аффективным, личностным, пароксиз-
мальным, психосоматическим. К таким диатезам некоторые авторы склонны
относить и невропатию, оценивая ее как форму психовегетативного диатеза,
или предрасположения к личностным аномалиям (астеническая психопатия)
и психосоматическим заболеваниям. Однако проблема диатезов по отноше-
нию к другим, помимо шизофрении, психическим заболеваниям мало раз-
работана и требуются дальнейшие активные исследования.
5
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ
И
ДИЗОНТОГЕНЕЗА
Вопросы лечения и психопрофилактики психического дизонтогенеза в на-
стоящее время активно разрабатываются как в зарубежной, так и в отече-
ственной психиатрии раннего возраста. Характер психопрофилактических
мероприятий обусловливается содержанием факторов риска возникновения
721
46—1701