Файл: Тиганов А.С. - Руководство по психиатрии (2 тома)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 9972
Скачиваний: 24
мическая и вокальная реакции на раздражители, замедление дифференциа-
ции эмоций, незрелость тонкой моторики на фоне двигательной растормо-
женности и т.д.
П р о с т о й г а р м о н и ч е с к и й и н ф а н т и л и з м — равномерная
задержка темпа и физического и психического развития, проявляющегося в
первую очередь незрелостью эмоционально-волевой сферы, а затем и лич-
ности в целом. Считается, что созревание в этом случае отстает от нормы
на 1—3 года. Это отражается как на поведении ребенка, так и на его
возможностях социальной адаптации. Клиническая картина простого ин-
фантилизма характеризуется чертами незрелости, "детскости" в соматичес-
ком и психическом облике. Дети выглядят младше своего возраста и отли-
чаются грацильностью. Им свойственны живая, но поверхностная любозна-
тельность, общие нестойкие интересы к окружающему. При полноценном
интеллекте отмечается неразвитость интеллектуальных интересов, своего
рода диспропорциональность: неутомимость в игровых действиях и быстрая
отвлекаемость, утомляемость при выполнении заданий, требующих интел-
лектуального, волевого усилий и терпения. В связи с этим при поступлении
в школу у детей с простым инфантилизмом в ответ на обычные учебные
задания могут возникать невротические реакции и нарушения поведения.
Возрастная динамика гармонического инфантилизма относительно благо-
приятна. Постепенно приобретаются индивидуальная активность и самосто-
ятельность, появляются исследовательские и творческие элементы в дея-
тельности, дополняемые воображением и фантазией. Проявления простого
психического инфантилизма уменьшаются или полностью исчезают прибли-
зительно к 10 годам. В тех случаях, когда инфантилизм сочетается с погра-
ничной интеллектуальной недостаточностью, наступает ее компенсация.
Тем не менее, видимо, прав В.В.Ковалев (1985), который считает, что
полной нормализации личностных свойств не наступает и простой инфан-
тилизм, отмечаемый в детском и пубертатном возрасте, сменяется личност-
ной дисгармонией и завершается акцентуацией характера или психопатией
преимущественно неустойчивого или истероидного типа. Простой инфан-
тилизм в клинической практике встречается редко и чаще на уровне суб-
клинического
Д и с г а р м о н и ч е с к и й и н ф а н т и л и з м отличается сочетанием
признаков психической незрелости, свойственной простому инфантилизму
с отдельными патологическими чертами характера, такими как аффективная
возбудимость, конфликтность, лживость и хвастовство, эгоизм, капризность,
повышенный интерес к социальным эксцессам. Отдельные патологические
черты характера обнаруживаются уже на
году жизни в виде упрям-
ства, реакций протеста, стремления настоять на своем, обидеть близких,
сделать им больно. У детей старшего возраста черты незрелости эмоцио-
нально-волевой сферы "перекрываются" девиантным поведением и патоло-
гическими чертами характера. Структура и возрастная динамика дисгармо-
нического инфантилизма позволяют расценивать его как этап формирую-
щейся психопатии.
Наиболее распространенным вариантом о р г а н и ч е с к о г о , или
п с и х и ч е с к о г о , и н ф а н т и л и з м а является инфантилизм, связан-
ный с психоорганическим синдромом. Он развивается вследствие органи-
ческого повреждения мозга. Поскольку нередко речь идет о внутриутробном
повреждении плода, то при этом типе инфантилизма часто встречаются
множественные стигмы дизморфогенеза — низкорослость, дискрании, дизо-
тия, высокое небо, неправильный рост волос, зубов и т.п. Клиническая
707
45*
картина этой формы инфантилизма чрезвычайно полиморфна и определя-
ется выраженностью других психопатологических симптомов органического
поражения головного мозга. Эмоционально-волевая незрелость, как и при
простом инфантилизме, проявляется детскостью поведения, суждений, на-
ивностью, внушаемостью, преобладанием игровых интересов, неспособнос-
тью к занятиям, требующим волевого усилия. Особенности интеллектуаль-
ной деятельности в этих случаях — инертность и плохая переключаемость
мыслительных процессов. Кроме того, отмечаются снижение эмоциональ-
ной живости и яркости эмоций, поверхностность эмоциональных привязан-
ностей, бедность воображения. Игровую, а затем и учебную деятельность
характеризуют однообразие и малая заинтересованность в оценке своих
действий, отражающая низкий уровень притязаний. Наряду с этим наблю-
даются некритичность, двигательная расторможенность и элементы психо-
патоподобного поведения. Пограничная интеллектуальная недостаточность
у этих детей выражена в большей степени, чем при других формах инфан-
тилизма: задерживаются в развитии предпосылки интеллектуальной деятель-
ности — внимание, память, психическая работоспособность. Но эти рас-
стройства, имея некоторое сходство с легкими формами умственной отста-
лости, отличаются от дебильности преобладанием признаков эмоциональ-
но-волевой незрелости и меньшей пораженностью собственно интеллек-
туальных функций (таких как способность к обобщению и абстрагирова-
нию).
К осложненным вариантам органического инфантилизма относятся его
церебрастенический, невропатический и диспропорциональный варианты,
а также инфантилизм при эндокринопатиях. При церебрастеническом ва-
рианте эмоционально-волевая незрелость сочетается с симптомами раздра-
жительной слабости и мягкой интеллектуальной недостаточности. Невропа-
тический вариант осложненного инфантилизма характеризуется превалиро-
ванием астеноневротических явлений в виде повышенной тормозимости,
пугливости, робости, внушаемости, неуверенности в себе, трудности адап-
тации в детских коллективах с симптомами выраженной соматовегетативной
дизрегуляции. При эндокринных вариантах клиническая картина определя-
ется сочетанием признаков инфантилизма с особенностями психики, ти-
пичными для того или иного типа гормональной дисфункции. Так, при
гипогенитализме характерны черты инфантилизма в сочетании с вялостью,
медлительностью, несобранностью, рассеянностью, бесплодным мудрство-
ванием. При гипофизарном субнанизме признаки незрелости сосуществуют
с чертами старообразности в физическом и психическом облике, склоннос-
тью к педантизму, рассуждениям со слабостью волевого усилия, расстрой-
ствами внимания и логической памяти.
Исходя из особенностей эмоционально-волевой незрелости, К.С.Лебе-
динская выделяет неустойчивый и тормозимый варианты органического
инфантилизма.
Недостаточно изученным остается особый вариант инфантилизма —
и н ф а н т и л и з м [Кириченко Е.И., 1979; Лебедин-
ская
1982]. Этот вариант рассматривается как выражение аномального
формирования личности в условиях неправильного воспитания. Формирую-
щиеся в случаях депривации аффективная незрелость и повышенная лабиль-
ность, отсутствие внутренних запретов определяются неправильным воспи-
танием или длительной эмоциональной и социальной фрустрацией. С возрас-
том формируется эмоционально-незрелая личность. При воспитании по
принципу гиперпротекции наряду с инфантильностью ярко выступает эго-
708
центризм, неумение считаться с окружающими, крайняя несамостоятель-
ность, пассивность, психическая невыносливость, неспособность к напря-
жению. Деспотичное воспитание детей с физическими наказаниями и по-
стоянными запретами способствует выработке и закреплению эмоциональ-
но-волевой незрелости в виде сниженной инициативной активности,
недостаточной самостоятельности, нерешительности. Но всем разновиднос-
тям психогенного инфантилизма свойственны социальная незрелость лич-
ности в виде недостаточности или отсутствия высших этических установок
и системы идеалов. У таких детей остаются недостаточно сформированными
позитивно направленные социальные и интеллектуальные интересы, по-
требность в труде, чувство долга, отмечается искаженное понимание своих
социальных обязанностей, своего будущего. Все это составляет основу де-
виантного поведения таких детей.
Дифференциальный диагноз всех форм инфантилизма проводится
прежде всего с умственной отсталостью и расстройствами поведения раз-
личного генеза. В отличие от умственно отсталых у детей с инфантилизмом
отмечается более высокий уровень абстрактно-логического мышления, они
способны использовать помощь в мыслительной деятельности, переносить
усвоенные понятия на новые конкретные задачи и объекты, более продук-
тивны в самостоятельных видах деятельности. Если при инфантилизме
имеет место интеллектуальная недостаточность, то ее динамика в отличие
от таковой при умственной отсталости характеризуется благоприятностью с
тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности. Вмес-
те с тем у детей старшего возраста при наличии неблагоприятных средовых
факторов возможна отрицательная динамика простого
Для
отграничения простого инфантилизма от дисгармонического, являющегося
базисом психопатий, имеет значение отсутствие при нем аффективной воз-
будимости,
нарушений влечений, расстройств социального
поведения. Достаточно сложно отграничить органический инфантилизм от
осложненных форм умственной отсталости. Главным критерием следует
считать преобладание при органическом инфантилизме нарушений предпо-
сылок интеллектуальной деятельности (памяти, внимания, вербального и
невербального интеллекта, психической работоспособности, темпа и по-
движности психических процессов), тогда как возможности самой интел-
лектуальной деятельности нарушены значительно меньше. Если оценивать
динамику инфантилизма в целом, то она преимущественно благоприятна.
Проявление выраженной личностной эмоционально-волевой незрелости с
возрастом имеет тенденцию к редуцированию или становится частью син-
дромов преимущественно пограничной психопатологии.
НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПО ТИПУ
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ (СОМАТОПАТИИ)
В психиатрии детского возраста этот вариант нарушения развития ранее
называли
невропатией детского возраста.
Соматопатии считаются выраже-
нием невропатической конституции [Смулевич
и др., 1999; Schultz I.,
1928; Sheldon W.,
Невропатия —
синдром повышенной возбудимости нервной системы и не-
зрелости вегетативной регуляции.
Этот вопрос частично обсуждался в разделе V "Психосоматические расстройства".
709
Термин "невропатия" был введен в 1915 г.
для обозначения
неспецифических наследственно обусловленных расстройств, характерных
преимущественно для младенческого возраста. Наряду с этим термином в
разное время использовались и такие определения как "врожденная детская
нервность", "конституциональная нервность", "эндогенная нервность",
"невропатическая конституция", "синдром вегетативно-висцеральных нару-
шений", "повышенная нервно-рефлекторная возбудимость".
Вышеуказанными терминами обозначались врожденные болезненные
формы реагирования детей, в основе которых лежат конституциональные
аномалии.
(1929, 1961) предположила, что невропатии раннего дет-
ского возраста могут представлять собой форму функциональных психичес-
ких нарушений.
так же как и E.Kraepelin, указывала на ведущее
значение наследственных факторов в генезе этих расстройств, но в то же
время ею была выделена группа детей с экзогенной невропатией. Среди
экзогенных причин автор указывала на острые детские инфекции, туберку-
лез, сифилис, недостаточность органов слуха, физическую травму и др.,
которые обусловливают недоразвитие или повреждение отдельных систем
мозга. Но она не исключала и роль особой психологической ситуации,
особенно такой, когда ребенок становится центром внимания.
В более поздних работах Г.Е.Сухаревой (1959),
(1968),
Г.В.Козловской, Е.И.Кириченко (1982) было показано, что в происхождении
невропатических состояний играют роль не столько конституционально-ге-
нетические, сколько экзогенно-органические факторы, действующие в пе-
ринатальном и раннем постнатальном периоде. Большой вклад в изучение
вегетативно-висцеральных дисфункций в результате гипоксически-травма-
тического поражения ЦНС у детей раннего возраста внесли детские невро-
логи - Ю.А.Якунин (1979), Л.Т. Журба (1982), Е.М.Мастюкова (1980). Эти
авторы показали, что синдром вегетативно-висцеральных дисфункций —
постоянный спутник раннего поражения головного мозга. И если при кон-
ституциональных формах невропатии он отражает неспособность вегетатив-
ной нервной системы новорожденного в силу ее врожденной "неполноцен-
ности" относительно быстро адаптироваться к существованию вне организ-
ма матери, то в случаях церебральной, перинатальной патологии этот же
синдром указывает на поражение нервной системы.
В настоящее время невропатия рассматривается как группа синдромов
разного генеза, главными признаками которых являются незрелость вегета-
тивной регуляции, повышенная возбудимость и повышенная истощаемость
(тормозимость) нервной системы. Клинически невропатия
выра-
жена в раннем детском возрасте. У более старших детей она исчезает или
сменяется другими психическими нарушениями — синдромами погранично-
го уровня. Невропатия, являясь синдромом повышенной нервно-рефлектор-
ной возбудимости и незрелости вегетативной регуляции, может быть вызва-
на эндогенными, экзогенно-органическими и психосоциальными фактора-
ми или сочетанием их.
Об определенной роли наследственных факторов в генезе невропатий
свидетельствуют наблюдения, сделанные еще E.Kraepelin, а затем и
Ими было отмечено, что в семьях детей-невропатов обнару-
живается накопление лиц с психопатией, истерическими и другими психи-
ческими личностными расстройствами, а родители этих детей часто отли-
чаются тревожностью, эмоциональной лабильностью и неадекватностью аф-
фективных реакций.
710
Среди экзогенно-органических факторов первое место отводится пери-
натальному сочетанному гипоксическому и травматическому поражению
нервной системы, особенно гипоталамической области мозга и лимбической
системы, отличающихся повышенной чувствительностью к гипоксии и обу-
словливающих нарушение функций вегетативной нервной системы. Вслед-
ствие тесной связи лимбических структур мозга с эмоциогенными зонами
у детей-невропатов отмечены снижение порога индивидуальной, эмоцио-
нальной и вегетативной чувствительности и ее дисфункции.
К факторам риска, обусловливающим гипоксию плода, относят забо-
левания матери, вызывающие нарушения
кровооб-
ращения (сердечно-сосудистые, бронхолегочные, эндокринные заболевания,
кровопотери, патология пуповины и др.).
Психосоциальные факторы могут закреплять патологический, дисфунк-
циональный, эмоционально-вегетативный стиль и уровень реагирования.
Распространенность невропатии в детской популяции относительно
невелика — 0,6
%
(в сельской местности еще меньше).
Выделяют 3 основных вида невропатии: истинную или конституцио-
нальную, органическую и смешанного типа [Кириченко Е.И., Козловс-
кая Г.В., 1982; Ковалев
1985]. Проявления органической невропатии
практически аналогичны синдрому вегетативно-висцеральной дисфункции,
являющейся выражением резидуального состояния при перинатальной це-
ребральной патологии. Г.Е.Сухарева (1959) дополнительно выделяет астени-
ческий и возбудимый варианты невропатии.
При к о н с т и т у ц и о н а л ь н о й ( и с т и н н о й ) н е в р о п а т и и
физический статус детей отличается астеническим, грацильным сложением,
малыми ростом и массой тела. Дети и рождаются с низкой массой, часто
недоношенными, а в последующие месяцы жизни они плохо ее прибавляют.
У них отмечаются снижение иммунитета и повышенная склонность к ал-
лергическим реакциям, экссудативным и простудным заболеваниям, кож-
ным высыпаниям. Однако нервно-психическое развитие этих детей, как
правило, протекает не только своевременно, но нередко и с опережением в
двигательном и психическом развитии. Но уже с
возраста
без видимых причин ребенок начинает постоянно плакать, плохо брать
грудь, вздрагивать от малейшего шума, беспокоиться при смене пеленок;
одновременно с этим возникает тремор рук и ног. Эти явления не прекра-
щаются до
возраста, характеризуя общую повышенную
возбудимость ребенка. Диффузной реакцией с общим тремором, размахива-
нием руками, вокализациями такие дети реагируют даже на положительные
стимулы, а в момент отрицательного аффекта они испуганы, у них расши-
рены зрачки, отмечаются яркие вазомоторные реакции и гипергидроз. Вни-
мание ребенка с невропатией неустойчивое, быстро истощающееся. Особен-
но выраженными бывают расстройства сна. Сон становится беспокойным,
прерывистым с частыми пробуждениями и затрудненным засыпанием; не-
редко перед сном наступает возбуждение. Длительность дневного и ночного
сна укорачивается. Соматовегетативные дисфункции представлены также
расстройствами пищеварения (потеря аппетита, упорные срыгивания, запо-
ры, поносы и т.д.). Эмоциональные реакции обычно бурные, лабильные и
истощаемые. Поведение в целом отличается постоянной возбужденностью,
плачем, капризами.
При неврологическом обследовании симптомы очагового поражения
нервной системы, как правило, не обнаруживаются, но отмечаются яркий,
быстро появляющийся дермографизм, задержка редукции рефлекса Моро и
711