Файл: Тиганов А.С. - Руководство по психиатрии (2 тома)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 9969
Скачиваний: 24
другие вегетативные дисфункции. Ориентировочные реакции сопровожда-
ются резким вздрагиванием, испугом, вазомоторными реакциями, плачем.
На 2-м и 3-м годах жизни вегетативная и эмоционально-реактивная
лабильность у детей сохраняется (крики по ночам и пробуждения с психо-
моторным возбуждением). Наряду с этим появляются более определенные
признаки пониженного настроения — склонность к грусти, ипохондричес-
кие жалобы (болят руки, голова и т.д.), а также повышенная пугливость,
страх перед новым, болезненная впечатлительность. Если ребенок сталки-
вается с психической травмой, то у него очень легко возникают невроти-
ческие реакции и реактивные состояния. В этом возрасте могут быть обна-
ружены и рудиментарные личностные черты тормозимого типа: чрезмерная
привязанность к матери, трудность адаптации в новой обстановке, уста-
новления начального контакта со взрослыми и детьми, элективный мутизм
и
В дошкольном возрасте недостаточность вегетативной регуляции и эмо-
циональная реактивная лабильность сглаживаются и еще более отчетливо
выступают личностные особенности в виде повышенной тормозимости или,
напротив, возбудимости, сочетающейся с быстрой истощаемостью.
О р г а н и ч е с к а я н е в р о п а т и я возникает в первые дни после
рождения в виде синдрома вегетативно-висцеральных нарушений. Сопутст-
вующие им психопатологические и неврологические синдромы определяют-
ся характером и тяжестью раннего поражения нервной системы. Для орга-
нической невропатии очень характерны такие вегетативные проявления, как
преходящие сосудистые пятна (симптом Арлекино), цианоз, расстройства
терморегуляции, желудочно-кишечные дискинезии с явлениями пилоро-
спазма, повышением перистальтики кишечника, срыгивания, рвоты, а также
лабильность сердечно-сосудистой и дыхательной систем (аритмия, тахикар-
дия и тахипноэ, сменяющиеся приступами брадикардии и брадипноэ). Ти-
пично также нарушение биологического ритма сон — бодрствование. Отме-
чаются гиперчувствительность (особенно тактильная), гиперакузия. Рефлекс
Моро в первые месяцы ярко выражен, нередко сопровождается плачем.
Указанные проявления в большинстве случаев наблюдаются в сочетании
с
нарушением сна, повышенной возбудимостью, эмоциональной лабильнос-
тью, склонностью к фобическим реакциям. В неврологическом статусе —
рассеянные неврологические знаки и иногда симптомы очагового пораже-
ния
Синдром вегетативно-висцеральных дисфункций при органической
невропатии редко бывает изолированным, может сочетаться с гипертензи-
онно-гидроцефальным и судорожными синдромами, задержкой психомо-
торного развития, а у детей старше 1 года возможно развитие гипердина-
мических, церебрастенических и других резидуальных церебральных синдро-
мов. Личностные же изменения выражены меньше, чем при конститу-
циональной невропатии.
При н е в р о п а т и и с м е ш а н н о г о г е н е з а , когда имеется соче-
тание признаков конституциональной невропатии и симптомов перинаталь-
ной энцефалопатии, отмечается большая тяжесть клинических проявлений,
которые могут быть выявлены с первых дней жизни. Особенно четко вы-
ступают признаки реактивной лабильности, склонность к реакциям испуга,
тревога, изменяющие поведение детей. В этих случаях у детей очень рано
на первый план в клинической картине выступают личностные особенности
(как и при истинной невропатии). Но это не столько черты тормозимости,
сколько возбудимости, эгоцентризма, капризности, требовательности, на
712
фоне которых возникают реакции протеста и аффективно-респираторные
пароксизмы.
Ни одна из форм невропатий не сопровождается интеллектуальным
снижением. По данным Л.А.Бударевой (1982), IQ при них достаточно высок:
при истинной —
при
—
при смешанной —
85-130.
Прогноз невропатии еще недостаточно изучен. С одной стороны, ее
проявления с возрастом нивелируются, с другой — невропатия становится
базой для формирования личностных аномалий. Есть также наблюдения о
том, что невропатии с выраженной реактивной лабильностью и нестабиль-
ностью вегетативных функций могут предшествовать детской шизофрении
и раннему детскому аутизму.
ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ
Гиперкинетический синдром
—
расстройство, характеризующееся нарушением
внимания, двигательной гиперактивнсотью и импульсивностью поведения.
Термин "гиперкинетический синдром" имеет в психиатрии несколько
синонимов: "гиперкинетическое расстройство"
disorder), "ги-
перактивное расстройство" (hyperactivity disorder), "синдром дефицита вни-
мания" (attention
syndrome), "дефицит внимания с гиперактивнос-
тью"
hyperactivity disorder) [Заваденко
и др., 1997;
Faraone S.V.,
J., 1998].
В
этот синдром отнесен к классу "Поведенческие и эмоцио-
нальные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом
возрасте" (F9), составляя группу
расстройства" (F90).
Распространенность.
Частота синдрома среди детей первых лет жизни
колеблется в пределах 1,5—2, среди детей школьного возраста — от 2 до 20 %.
У мальчиков гиперкинетический синдром встречается в 3—4 раза чаще, чем
у девочек.
Клинические проявления.
Гиперкинетические расстройства часто возни-
кают в раннем детстве (до 5 лет), хотя диагностируются значительно позже.
Расстройства внимания проявляются повышенной отвлекаемостью (без при-
знаков гиперметаморфоза) и неспособностью к деятельности, требующей
когнитивных усилий. Ребенок не может длительно удерживать внимание на
игрушке, занятиях, ждать и терпеть. Он испытывает затруднения при необ-
ходимость сидеть на месте, при этом он часто беспокойно двигает руками
и ногами, ерзает, начинает вставать, бегать, испытывает затруднения в тихом
проведении досуга, предпочитая моторную активность. В препубертатном
возрасте ребенок может кратковременно сдерживать двигательное беспокой-
ство, ощущая при этом чувство внутреннего напряжения и тревоги. Им-
пульсивность обнаруживается в ответах ребенка, которые он дает, не вы-
слушав вопроса, а также в неспособности дожидаться своей очереди в
игровых ситуациях, в прерывании разговоров или игр других. Импульсив-
ность проявляется и в том, что поведение ребенка часто маломотивировано:
двигательные реакции и поведенческие поступки неожиданны (рывки, скач-
ки, пробежки, неадекватные ситуации, резкая смена деятельности, преры-
вание игры, беседы с врачом и т.п.). С началом обучения в школе у детей
с гиперкинетическим синдромом нередко выявляются специфические про-
блемы обучения: трудности письма, расстройства памяти, слухоречевые дис-
функции; интеллект, как правило, не нарушается. Почти постоянно у этих
713
детей наблюдаются эмоциональная лабильность, перцептивные двигатель-
ные нарушения и расстройства координации. У 75 % детей довольно устой-
чиво возникают агрессивное, протестное, вызывающее поведение или, на-
против, подавленное настроение и тревога, нередко как вторичные образо-
вания, связанные с нарушением внутрисемейных и межперсональных отно-
шений.
При неврологическом обследовании у детей обнаруживаются "мягкие"
неврологические симптомы и координаторные нарушения, незрелость зри-
тельно-моторной координации и восприятия, слуховой дифференциации.
На ЭЭГ выявляются характерные для синдрома особенности [Горбачевская
Н.Л. и др., 1998].
В некоторых случаях первые проявления синдрома обнаруживаются в
младенчестве: дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к раз-
дражителям и легко травмируются шумом, светом, изменениями темпера-
туры окружающей среды, обстановки. Типичными являются двигательное
беспокойство в виде чрезмерной активности в кровати, в бодрствовании и
нередко во сне, сопротивление пеленанию, непродолжительный сон, эмо-
циональная лабильность.
Течение гиперкинетических расстройств индивидуально. Как правило,
купирование патологических симптомов наступает в возрасте 12—20 лет,
причем сначала ослабевают, а затем исчезают двигательная гиперактивность
и импульсивность; расстройства внимания регрессируют последними. Но в
некоторых случаях может обнаруживаться предрасположенность к антисо-
циальному поведению, личностным и эмоциональным расстройствам.
В 15—20 % случаев симптомы расстройства внимания с гиперактивностью
сохраняются на всю жизнь человека, проявляясь на субклиническом уровне.
Синдром дефицита внимания необходимо дифференцировать от других
поведенческих нарушений у детей с агрессивностью и двигательной растор-
моженностью, которые могут быть проявлениями психопатоподобных нару-
шений на фоне церебрально-органических резидуальных дисфункций, а
также представлять собой дебют эндогенных психических заболеваний (на-
пример, кататоническое возбуждение с гебефренными проявлениями в по-
ведении и др.).
Этиология и патогенез.
Клинические проявления гиперкинетического синдрома
соответствуют представлениям о задержке созревания структур мозга, ответственных
за регуляцию и контроль функции внимания. Это делает правомерным его рассмот-
рение в общей группе искажений развития. Единой причины синдрома нет и его
развитие может быть вызвано различными внутренними и внешними факторами
(травматическими, обменными, токсическими, инфекционными, патологии бере-
менности и родов и др.). Среди них выделяют и психосоциальные факторы в виде
эмоциональной депривации, стрессы, связанные с разными формами насилия, и т.п.
Большое место отводится генетическим и конституциональным факторам. Все пере-
численные влияния могут приводить к той форме мозговой патологии, которая
ранее обозначалась как "минимальная мозговая дисфункция". В 1957 г. M.Laufer
именно с ней связал клинический синдром вышеописанного характера, который и
назвал гиперкинетическим.
Этиологической гетерогенности гиперкинетического синдрома могут быть про-
тивопоставлены попытки современных исследователей установить его основные
патогенетические звенья. Обобщение соответствующих данных было представлено в
1998 г. S.V.Faraone и
В процессе семейных и близнецовых исследований,
а также в работах, выполненных с помощью метода приемных детей, сегреционного
и молекулярно-генетического анализа, было показано, что значительную роль в
714
развитии синдрома дефицита внимания играет генетический компонент. Молеку-
лярно-генетические исследования, в частности, дали основание предположить, что
3 гена могут увеличивать предрасположенность к синдрому: гены дофаминового
рецептора D4 и D2, ген дофаминового транспортера. У детей с гиперкинетическим
синдромом был установлен нейропсихологический дефицит, касающийся прежде
всего исполнительных функций интеллекта и рабочей памяти: по своему типу этот
дефицит сходен с таковым при лобном синдроме у взрослых. Это дало основание
предположить существование дисфункции лобной коры и нейрохимических сис-
тем, проецирующихся в лобную кору. Компьютерная томография подтвердила
вовлеченость
путей. Эти пути, как известно, богаты катехола-
минами (чем отчасти может быть объяснено лечебное действие стимуляторов). Су-
ществует и катехоламиновая гипотеза синдрома, но пока прямых ее доказательств
не получено.
Лечение.
Единой точки зрения на лечение гипердинамического синдро-
ма нет. В зарубежной литературе акцент в терапии этих состояний делается
на церебральные стимуляторы: метилфенидат (ритилин), пемолин (цилерт),
дексадрин. Рекомендуется использовать препараты, стимулирующие созре-
вание нервных клеток (церебролизин, когитум, ноотропы, витамины груп-
пы В и др.), улучшающие мозговой кровоток (кавинтон, сермион, оксибрал
и др.) в сочетании с этаперизином, сонапаксом, тераленом и др. Важное
место в лечебных мероприятиях отводится психологической поддержке ро-
дителей, семейной психотерапии, установлению контакта и тесного сотруд-
ничества с воспитателем и педагогами детских коллективов, где воспитыва-
ются или учатся эти дети.
ОСОБЫЕ ФОРМЫ ДИЗОНТОГЕНЕЗА В ГРУППАХ
В психиатрической литературе существует множество работ, авторы которых
обращают внимание на особенности развития детей из групп высокого риска
развития психической патологии, даже в тех случаях, когда манифестные
психические нарушения в последующем не развиваются [Ануфриев А.К.,
Козловская Г.В., 1985; Горюнова А.В. и др., 1986; Fish В., 1952, 1977, 1984,
1987; Erlenmeyer-Kimling L. et
1968, 1984, 1987, 1997;
N., 1974;
Medinck S.A.,
F., Venables P.H., 1981; Markus T. et al., 1981, и
др.]. Большинство этих исследований касается детей, больных шизофре-
нией.
Наиболее последовательные исследования детей из группы высокого
риска по психической патологии проводятся американским исследователем
которая начала наблюдения детей, рожденных больными шизофре-
нией родителями (со дня их рождения), в 1952 г. Нарушения развития,
которые ей удалось установить у детей в первые 2 года жизни, были оха-
рактеризованы как два синдрома — "синдром тотального нарушения созре-
вания" (pandysmaturation, или PDM) и синдром "патологически спокойных
детей". Первый синдром характеризуется общей дезорганизацией моторного
и зрительно-моторного развития и роста без грубых неврологических симп-
томов. В связи с этим
считает, что речь идет не об органическом
дефекте, а скорее о нарушении времени и интеграции созревания нервной
системы, неравномерности темпов ее развития. Последнее обусловливает
возможность ускорения развития после периода задержки развития отдель-
ных функций и сохранность некоторых более высоких функций и реакций
715
на фоне отставания простых. По мере развития ребенка выступает еще одна
особенность — возможность достижения хороших результатов в тестах по-
вышенной сложности (даже опережающих возможности хронологического
возраста) и трудности в выполнении более элементарных. Но наиболее
важной особенностью синдрома
считает возможность сглаживания
отмеченных нарушений или даже их полное исчезновение по мере развития
детей, если у них не возникает шизофрения (это заболевание, по ее данным,
развивается у 50 % детей из группы высокого риска).
Авторы аналогичных работ обозначают комплекс полиморфных, неспе-
цифических изменений, наблюдающихся у детей из группы высокого риска
и укладывающихся в целом в понятие дизонтогенеза, как "нейропсихичес-
кая дезинтеграция", "мягкий нелокализованный дефект", "нейроинтегра-
тивный дефект", "феномен дефицита переработки информации и внима-
ния", "эндофенотип" и др. Многие из них считают, что рассматриваемый
симптомокомплекс может быть выражением предрасположения к психозу,
а некоторые из признаков могут стать маркерами такого предрасположения.
В отечественной детской психиатрии в последнее время совокупность
признаков, характеризующая предрасположение к психической патологии,
обозначена термином
"психический диатез".
Диатезом (греч. diathesis), как известно, в терапии и педиатрии называют
конституциональное предрасположение организма к тем или иным болезням вслед-
ствие врожденных особенностей обмена, физиологических реакций и т.п. Известны
геморрагический, лимфатический, экссудативный и другие диатезы.
И.В.Давыдовский (1969) диатез рассматривал как особое состояние организма,
когда обмен веществ и сопряженные с ним функции организма длительно находятся
в неустойчивом равновесии вследствие унаследованных, врожденных или приобре-
тенных свойств, которые предрасполагают к неадекватным ответам на обычные
воздействия, к развитию патологических реакций на внешние вредности и опреде-
ляют более тяжелое течение имеющихся заболеваний. Он одновременно подчерки-
вал, что в патогенезе болезни экзогенные факторы внешней среды рано или поздно
утрачивают свое значение, трансформируясь во "внутреннюю причину" патологи-
ческих состояний и процессов и действуя уже по стереотипу общебиологических
закономерностей.
Диатез сам по себе — не болезнь, а нарушение адаптации организма к внешней
среде в виде готовности к гиперергическим, а иногда и к аллергическим
альным ответам. Диатез в общей педиатрической практике расценивается как погра-
ничное состояние, которое может трансформироваться в болезнь под влиянием
экзогенных (инфекций, травм, психосоциальных воздействий) и эндогенных факто-
ров — общего снижения иммунологической защиты вследствие генетически обуслов-
ленных аномалий и неблагоприятного внутриутробного развития (токсикоз, плохое
питание, воздействие вредностей и т.п.).
В психиатрии проблема диатеза практически не разрабатывалась.
Ближе всего к ней подошел А.В.Снежневский (1972), который с позиций
общей патологии рассматривал ее в рамках понятия pathos — состояния,
которое заключает в себе лишь возможность развития патологического
процесса (болезни, или nosos). Относя диатезы к pathos, он характеризовал
их как своеобразные реакции на физиологические раздражения, проявляю-
щиеся предрасположенностью к некоторым заболеваниям
1
.
Более подробно см. том
глава 3 "Этиология и патогенез психических болезней.
Nosos и pathos в психиатрии".
716