Файл: Тиганов А.С. - Руководство по психиатрии (2 тома)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 8634
Скачиваний: 37
Личностно-ориентированная психотерапия
Цель — сделать личность, способной к разрешению внешних и внутренних
конфликтов путем реорганизации системы ее отношений. Поэтому такая
психотерапия называется реконструктивной.
В становлении личностно-ориентированной (реконструктивной) психо-
терапии как самостоятельного направления большую роль сыграло учение
В.Н.Мясищева о неврозах и психотерапии при этой форме пограничной
психической патологии.
Задачами данного вида психотерапии являются, во-первых, глубокое и
всестороннее изучение личности больного, особенностей его эмоциональ-
ного реагирования, мотивации, специфики формирования, структуры и
функционирования системы его отношений; во-вторых, выявление и изу-
чение этиопатогенетических механизмов, способствующих как возникнове-
нию, так и сохранению патологического состояния и симптоматики; в-тре-
тьих, достижение у больного осознанного понимания причинно-следствен-
ной связи между особенностями его системы отношений и заболеванием;
в-четвертых, помощь больному в разумном разрешении
ситуации, при необходимости — изменение его объективного положения и
отношения к нему окружающих; в-пятых, изменение отношений больного,
коррекция неадекватных реакций и форм поведения, что является главной
задачей психотерапии и в свою очередь ведет к улучшению как субъектив-
ного самочувствия больного, так и к восстановлению полноценности его
социального функционирования.
В психотерапии В.Н.Мясищева, которая может быть названа патогене-
тической, достижение указанных целей осуществлялось методом индивиду-
альной психотерапии. Исследования последнего периода отражают смеще-
ние акцента с индивидуальной психотерапии на групповую психотерапию,
которая позволяет более эффективно восстанавливать нарушенные отноше-
ния
Индивидуальная психотерапия
строится на общении психотерапевта с
больным. Инструментом воздействия при этом выступает лишь психотера-
певт, что ограничивает диапазон реального эмоционального взаимодействия
и реальных вариантов поведения как в количественном, так и в качествен-
ном плане (отношения врача и пациента по меньшей мере на протяжении
длительного периода не являются отношениями равных людей, иными сло-
вами, контур взаимодействия врач — больной является скорее "вертикаль-
ным"). Это отличает индивидуальную психотерапию от групповой, где ин-
струментом воздействия выступает психотерапевтическая группа, существует
ситуация реального эмоционального взаимодействия, реального поведения,
в которую систематически включены пациенты с широким диапазоном
различных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих реак-
ций, находящиеся при этом в относительно равной позиции по отношению
друг к другу. Эти особенности индивидуальной психотерапии, вероятно, все
же уменьшают (но не исключают) возможности непосредственной коррек-
ции эмоциональных и поведенческих реакций больного в достаточно ши-
роком объеме. В процессе индивидуальной личностно-ориентированной
(реконструктивной) психотерапии можно выделить определенную последо-
вательность в формах поведения врача. При первой встрече с пациентом он
минимально активен, недирективен, способствует искреннему раскрытию
эмоциональных переживаний пациента, созданию доверительного контакта.
Затем, увеличивая свою активность, приступает к выяснению "внутренней
289
1160
картины болезни", вербализации пациентом всех его представлений, свя-
занных с пониманием болезни, ожиданий от лечения и перспектив выздо-
ровления. Проводя коррекцию "концепции" болезни у пациента, врач об-
суждает с ним данные его обследований, убеждает, что причины невроза
кроются не в "органических" изменениях, помогает уловить связь эмоцио-
нальных факторов с симптоматикой. В этот период врач предоставляет
пациенту соответствующую информацию и выступает преимущественно в
роли эксперта. После уяснения пациентом связи между симптоматикой и
провоцирующими патогенными ситуациями в содержании бесед происходят
существенные изменения. Их предметом становятся уже не симптомы, а
психологические проблемы, переживания и отношения личности пациента.
Постепенно в процессе обсуждения в сознании пациента выстраивается
определенная последовательность звеньев новой концепции болезни (симп-
томатика — эмоциональные факторы или патогенные ситуации — личност-
ные позиции, или отношения — невротический конфликт — потребности,
или мотивы). Взаимоотношения с больным углубляются, врач становится
помощником в интенсивной работе пациента над его внутренним миром.
На заключительном этапе личностно-ориентированной (реконструктивной)
психотерапии врач вновь увеличивает свою активность и даже директив-
ность в испытании и закреплении пациентом новых способов переживания
и поведения.
В течение лечебного курса при использовании этого метода на всех его
этапах постоянно осуществляются два взаимосвязанных психологических
процесса — осознания и реконструкции отношений личности. Первый про-
цесс — осознание (инсайт), связанное с необходимостью понимания боль-
ным истинных источников собственных невротических расстройств. Вто-
рой — реконструкция отношений личности — в соответствии со степенью
осознания проявляется в коррекции нарушенных и выработке новых отно-
шений на их познавательном, эмоциональном и поведенческом уровнях.
В условиях личностно-ориентированной (реконструктивной) психоте-
рапии врач пытается расширить у больного область осознаваемого, чтобы
помочь уяснить причинно-следственные связи, породившие психическое рас-
стройство, вербализовать его смутные переживания и уточнить те соотноше-
ния, которые сам пациент прежде не соединял в своем сознании. Важно
"натолкнуть" больного на связывающие звенья между различными аспектами
его поведения и эмоциональными особенностями, раскрывающие "уязви-
мые" точки его личности. Полезным приемом в этом процессе является
привлечение внимания больного к возможным аналогиям его эмоциональ-
ных отношений с врачом и отношений со значимыми лицами в его жизни.
Самое главное и самое трудное при обсуждениях заключается в том,
чтобы помочь пациенту понять, что его заболевание, например невроз, был
вызван не только обстоятельствами жизни и внешними конфликтами, но и
конфликтом внутренним. Конфликт же сопровождается эмоциональным
напряжением, дезорганизующим соматопсихическое функционирование па-
циента и вызывающим тем самым соответствующую симптоматику. Именно
эти взаимосвязи врач помогает пациенту осознать. Достижение осознания
больным психологических механизмов болезни отнюдь не является чисто
рациональным, познавательным процессом: в него обязательно должны
быть включены достаточно значимые эмоциональные переживания, которые
и делают возможной необходимую перестройку личности на основе поло-
жительных внутренних ресурсов. Рациональное, интеллектуальное понима-
ние пациентом своих проблем и их причин само по себе малодейственно и
290
к необходимым переменам в личности больного не приводит, но является
их важнейшей предпосылкой.
Осознание может иметь различные уровни глубины. Первый уровень
может касаться понимания больным некоторых новых представлений о
своем неправильном поведении, в частности, в условиях патогенной ситуа-
ции. Это осознание может появиться в обстановке откровенного общения
с другими больными, медперсоналом и лечащим врачом. Второй уровень
отражает осознание пациентом тех неадекватных отношений (в самооценке,
отношении к другим людям и к окружающему миру), которые лежат в
основе его неправильного поведения. На этом уровне понимания больной
не только видит неправильность своего поведения в прошлом, но и пони-
мает, почему он вел себя таким образом. Третий уровень глубины понима-
ния пациентом генеза своего невроза (особенно важно это бывает при
невротических развитиях, требующих длительной психотерапии) связан с
осознанием им нарушений в сфере мотивов и потребностей, лежащих в
основе неправильно сформированных в ходе развития личности отношений.
При анализе жизненной истории врачу приходится обращать особое вни-
мание пациента на развитие его чувств, отношений и форм поведения,
начиная с детского возраста, когда в силу условий воспитания могла фор-
мироваться неадекватность его системы отношений. В процессе психотера-
пии не всегда удается достичь всех указанных уровней. Что же способствует
осознанию, если такая цель становится врачом? Во-первых, прогностически
полезными могут быть такие свойства, как способность больного к самона-
блюдению, психологическая настроенность на самоанализ, рефлексия,
склонность к самораскрытию, достаточный уровень интеллекта. Впрочем,
психологическая настроенность и самораскрытие пациента могут повышать-
ся в процессе психотерапии. Во-вторых, важны такие условия, как эмпати-
ческий подход врача, доверительность в контакте, катарсис и, кроме того,
обратная связь (узнавание себя в реакциях других).
Наряду с осознанием и пониманием важна реорганизация тех значимых
в данной жизненной ситуации отношений личности, дезадаптирующее вли-
яние которых проявляется в целостном функционировании пациента. Не-
достаточно адекватные вследствие "изъянов" развития личности отношения
в определенных жизненных обстоятельствах могут быть не столько условием
внешних и внутренних конфликтов, сколько причиной неспособности лич-
ности успешно решать эти конфликты. Задача психотерапии — сделать лич-
ность способной к разрешению трудностей путем реорганизации, или ре-
конструкции, системы ее отношений. Отсюда название "реконструктивная
психотерапия" в отличие от рациональной и
Именно
реконструкция отношений личности — ее главная цель и метод. Достижение
этой цели ведет не только к устранению клинической симптоматики, но и
к развитию новых, более зрелых форм восприятия, переживаний и поведе-
ния пациента.
В ходе реконструкции нарушенных отношений личности больного про-
исходят два процесса: коррекция "неадаптивных" позиций и выработка
новых, более реалистичных, проходящих проверку вначале в условиях тера-
певтической среды, а затем во внелечебных ситуациях реальной жизни
пациента.
Процесс реконструкции отношений и выработки нового поведения
пациента протекает иногда с определенными трудностями, противодействи-
ем и своего рода сопротивлением больного. Это сопротивление — реальный
клинический факт. Представляя собою своеобразный психологический за-
291
щитный механизм, сопротивление обычно отражает реакцию больного на
болезненное для него прикосновение к зачастую глубоко скрытым или
скрываемым им тягостным переживаниям. Сопротивление больного прояв-
ляется в общении с врачом в различных формах — в уклонении от обсуж-
дения наиболее важных проблем и переживаний, в молчании, в переводе
разговора на другую тему, в неясности формулировок проявлений своего
заболевания, в отрицании реальных фактов, в отрицательной реакции на те
или иные методы лечения, иногда даже в излишней податливости и согласии
с высказываниями врача без должной их переработки и т.д.
Степень сопротивления, противодействия психотерапевтическому вли-
янию в процессе лечения может измениться. Она повышается при "несо-
вместимости" установок больного и психотерапевтического стиля врача, при
явном игнорировании устойчивых лечебных ожиданий больного, прежде-
временной интерпретации, чрезмерных требованиях от больного откровен-
ности или активности, неверии врача в возможности больного и внутренней
отрицательной позиции (критика без одобрения, ирония) и т.д. Следует
отличать сопротивление от резистентности к психотерапии. Последняя
может быть обусловлена такими характеристиками больного, как низкая
мотивация к лечению вплоть до рентной установки, низкий интеллект или
негибкость мышления, психический инфантилизм. Важными при наличии
сопротивления являются терпение и гибкость психотерапевта в общении с
больным без отхода от общего плана лечения.
Групповая психотерапия. В
последние десятилетия широкое распростра-
нение в лечебной практике получила личностно-ориентированная (рекон-
структивная) психотерапия в групповой форме. Ее специфика заключается
в целенаправленном использовании в лечебных целях групповой динамики,
т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих
между участниками группы, включая и самого психотерапевта.
Групповую психотерапию в рамках реконструктивной психотерапии следует
отличать от групповой терапии, психотерапии в группе, коллективной психотерапии.
Последние предполагают по сути дела использование любого психотерапевтического
метода (гипноз, аутогенная тренировка, убеждение, переубеждение и пр.) в группе
пациентов. В этом случае психотерапевт воздействует психологическими средствами
на большое количество пациентов одновременно, однако не использует системати-
чески в лечебных целях взаимоотношения и взаимодействия между пациентами.
История развития групповой психотерапии есть движение от групповой терапии к
групповой психотерапии, т.е. к пониманию и использованию в психотерапевтичес-
ких целях групповых эффектов.
Групповая психотерапия не является самостоятельным направлением в психо-
терапии, а представляет собой лишь метод, при использовании которого основным
инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа пациентов (в
отличие от индивидуальной психотерапии, где таким инструментом является только
психотерапевт). Групповая психотерапия, как и индивидуальная, применяется в
рамках различных теоретических
которые и определяют ее конкретные
цели и задачи, содержание и интенсивность процесса, психотерапевтические мише-
ни, тактику и выбор методических приемов психотерапевта.
Взаимоотношения, в которые
пациент в группе, в значитель-
ной степени отражают его реальные взаимоотношения в жизни, т.е. группа
выступает как модель реальной жизни, где пациент проявляет те же уста-
новки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же
поведенческие реакции. Использование групповой динамики направлено на
292
то, чтобы каждый участник группы имел возможность проявить себя, а
также на создание в группе эффективной системы обратной связи, позво-
ляющей пациенту адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собст-
венные неадекватные отношения и установки, эмоциональные и поведен-
ческие стереотипы, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, и
изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия.
В общем виде цели групповой психотерапии определяются как раскры-
тие, анализ, осознание и переработка проблем пациента, его внутриличност-
ных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений,
установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и
использования межличностного взаимодействия. Задачи групповой психотера-
пии фокусируются на трех составляющих самосознания: самопонимании
(когнитивный аспект), отношении к себе (эмоциональный аспект) и само-
регуляции (поведенческий аспект), что позволяет определить общую цель
групповой психотерапии как расширение сферы самосознания пациента.
В групповой реконструктивной психотерапии основным инструментом
лечебного воздействия выступает именно психотерапевтическая группа, по-
зволяющая выйти на понимание и коррекцию проблем пациента за счет
межличностного взаимодействия и групповой динамики. В понятие группо-
вой динамики входит совокупность групповых действий и взаимодействий
между членами группы в процессе ее работы с учетом влияний внешнего
окружения. Таким образом, групповая динамика представляет собой разви-
тие или движение группы во времени. Все элементы групповой динамики
обсуждаются членами группы в процессе работы, так как в них наиболее
ярко выражается специфика системы отношений, установок и особенностей
поведения.
Опыт, накопленный при проведении групповой психотерапии, позво-
ляет выявить определенные закономерности в развитии психотерапевтичес-
кого процесса в группе, выражающиеся в наличии достаточно четко очер-
ченных фаз этого процесса, он начинается со стадии зависимого и поиско-
вого поведения, проходит через стадии возникновения, обострения и
разрешения внутригрупповых конфликтов и продвигается к формированию
групповой сплоченности и эффективному решению проблем. Первая фаза
групповой психотерапии характеризуется пассивностью пациентов и высо-
ким уровнем напряжения, обусловленного преимущественно несовпадением
ожиданий с реальной групповой ситуацией и позицией психотерапевта.
Для второй фазы также характерен высокий уровень напряжения в сочета-
нии с более высокой активностью пациентов, специфика которого заклю-
чается, как правило, в наличии негативных эмоций по отношению к пси-
хотерапевту. Конструктивным разрешением этой кризистой фазы можно
считать открытое выражение пациентами своих чувств и обсуждение в
группе проблем, связанных с авторитетами, зависимостью, поисками под-
держки, недостаточной самостоятельностью и ответственностью, неуверен-
ностью. Третья фаза характеризуется процессом структурирования группы,
формированием групповой культуры, выработкой групповых норм, целей,
ценностей, формированием сплоченности, взаимопомощи и взаимопод-
держки. Четвертая фаза является "рабочей" фазой активно и целенаправ-
ленно работающей психотерапевтической группы. Возникшие в предыдущей
фазе сплоченность, искренность, спонтанность, заинтересованность, чувст-
во безопасности создают необходимые условия для собственно психотера-
певтического процесса в группе.
В групповой терапии поведение психотерапевта играет особенно важ-
293