Файл: Тиганов А.С. - Руководство по психиатрии (2 тома)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 8599
Скачиваний: 37
клинико-статистических групп (КСГ)
1
, отражающих распределение всех слу-
чаев госпитализаций (или обращений) по группам. Эти группы формируются
по принципу нозологической принадлежности, демографическим показате-
лям, длительности пребывания в стационаре, стоимости лечения, а также с
учетом других факторов. Т.А. Солохиной,
Шевченко, Э.Г.
и
Ю.В.Сейку были разработаны версии КСГ для психиатрических стациона-
ров, психоневрологических диспансеров и дневных стационаров.
Крайне важным для оценки качества психиатрической помощи оказа-
лось применение
методов исследования, что по-
зволяет выяснить общественное мнение о психиатрии, определить отноше-
ние пациентов и их родственников к психиатрическим учреждениям, уста-
новить степень удовлетворенности оказываемой помощью, а также выявить,
каковы, с точки зрения респондентов, достоинства и недостатки оказывае-
мой им помощи [Сосновский А.Ю., 1995]. Одним из важных подходов к
оценке качества оказываемой помощи может быть и разработка клинико-
эпидемиологических и
критериев. Эти критерии
могут стать одними из немногих, которые способны объективизировать
результаты деятельности психиатрических учреждений, региональных и даже
национальной служб. Предпосылка к этому исследованию состоит в том,
что даже при идеальной работе психиатрической службы некоторый уровень
социального неблагополучия, связанного с наличием психических заболева-
ний, неизбежен. Если удастся определить этот уровень, то, сравнивая с ним
реальный уровень неблагополучия в конкретном сообществе, регионе,
можно будет судить о том, насколько несовершенна деятельность соответ-
ствующей психиатрической службы.
Правовые аспекты психиатрии
Известно, что в СССР в течение более 70 лет правовое регулирование
деятельности психиатрических учреждений и защита интересов психически
больных осуществлялись в соответствии с отдельными ведомственными
инструкциями, которые в основном издавались министерствами здравоохра-
нения, внутренних дел, юстиции и прокуратурой.
Необходимость разработки законодательных документов в психиатрии
стала очевидной в конце 80-х годов, когда возник мощный общественный
протест против нарушений прав психически больных. В 1988 г. Указом
Президиума Верховного Совета СССР было утверждено "Положение об
условиях и порядке оказания психиатрической помощи в СССР". Этим
Положением были гарантированы социальная и правовая помощь психи-
чески больным, судебная защита, прокурорский надзор. Впервые была
предусмотрена уголовная ответственность за помещение в психиатричес-
кую больницу заведомо здорового лица. Однако Положение не содержало
детальной регламентации порядка исполнения многих юридических дейст-
вий при защите прав больных, не предусматривало вневедомственного кон-
троля за деятельностью службы, не по всем параметрам соответствовало
международным стандартам. В связи с этим был подготовлен и с 1 января
1993 г. введен в действие Закон "О психиатрической помощи и гарантиях
прав граждан при ее оказании". В отличие от аналогичных законодательных
актов многих зарубежных стран в отечественном законе в равной мере были
Соответствующий зарубежный термин Diagnostic Related Groups (DRG).
344
учтены клинические, социальные, правовые, организационные и иные ас-
пекты деятельности психиатрических служб. Закон предусматривает защиту
граждан при оказании им психиатрической помощи, защиту прав и инте-
ресов лиц, страдающих психическими расстройствами, защиту общества от
опасных действий лиц, которые страдают психическими расстройствами, и
защиту интересов работников психиатрических служб.
Закон представляет собой документ, состоящий из преамбулы и 6 спе-
циальных разделов, которые содержат 50 статей. В преамбуле обозначена
необходимость законодательного регулирования психиатрической помощи
и соблюдения прав и свобод человека в соответствии с международными
стандартами. Статьи 1—15 раздела I посвящены общим положениям Закона,
в которых рассматриваются вопросы психиатрической помощи и принципов
ее оказания, определяются законодательные акты РФ о психиатрической
помощи, порядок применения Закона, принципы добровольности обраще-
ния за психиатрической помощью, приводятся права лиц, страдающих пси-
хическими расстройствами, дается понятие врачебной тайны, определяется
необходимость ее сохранения и др. Во втором разделе (ст. 16, 17) приводятся
основные виды психиатрической помощи, меры по социальной защите лиц,
страдающих психическими расстройствами, освещены вопросы финансиро-
вания психиатрической помощи. Третий раздел (ст. 18—22) содержит харак-
теристику учреждений и лиц, оказывающих психиатрическую помощь, оп-
ределение прав и обязанностей медицинских работников и иных специа-
листов психиатрических служб. Здесь подчеркнута независимость врача-
психиатра при оказании психиатрической помощи. Работа персонала пси-
хиатрических учреждений признана деятельностью в особо тяжких условиях,
что дает право на получение соответствующих льгот и привилегий. В случае
причинения вреда его здоровью или смерти при исполнении служебных
обязанностей предусмотрено применение положений обязательного госу-
дарственного страхования. В четвертом разделе (ст. 24—44) рассматриваются
виды психиатрической помощи и порядок ее оказания, вопросы психиат-
рического освидетельствования, проводимые с согласия обследуемого или
без его согласия; регламентируется порядок оказания помощи в психиатри-
ческих учреждениях различного профиля; обсуждается порядок недобро-
вольной госпитализации, описаны права пациентов психиатрических стаци-
онаров. Пятый (ст. 45, 46) и шестой (ст. 47—50) разделы освещают контроль
и прокурорский надзор за деятельностью по оказанию психиатрической
помощи, а также порядок и сроки обжалования действий работников пси-
хиатрических служб. При этом определены лица и учреждения, которые
могут подавать жалобу в суд, вышестоящий орган или прокурору. Все
положения статей Закона подробно разъяснены в постатейных комментари-
ях к действующему Закону, которые были изданы в 1993 и 1997 гг.
Как показывает 4-летний опыт применения Закона, его положения
вызвали неоднозначную оценку как среди врачей-психиатров, так и среди
пациентов, права которых он призван защищать. Уже сегодня многие из
них говорят о позитивных и негативных его аспектах и необходимости
пересмотра. Как отмечают отдельные авторы [Тихоненко В.А. и др., 1995],
содержащиеся в Законе нормы с определенной долей условности можно
разделить на 3 категории: 1) нормы, реализуемые и дающие позитивные
результаты (одобрение вызывают положения о добровольности госпитали-
зации, о двух видах амбулаторной психиатрической помощи — консульта-
тивно-лечебной и диспансерном наблюдении, повышение гарантии соблю-
дения врачебной тайны); 2) нормы, трудно реализуемые в современных
345
социально-экономических условиях (экономический кризис в стране не
позволяет осуществить предусмотренные законом мероприятия по укрепле-
нию материально-технической базы службы; по этой же причине стано-
вится нереальным осуществление норм Закона, гарантирующих гражданам
в полном объеме все виды психиатрической помощи, включая социальные
ее формы); 3) нормы, которые нуждаются в изменениях и дополнениях.
С введением закона количество недобровольных госпитализаций значитель-
но снизилось. Однако это, с одной стороны, не отражает реального поло-
жения дел, так как не произошло существенного снижения числа случаев,
требующих такой госпитализации и лечения, и врачи в связи с этим нередко
попадают в тяжелые ситуации, не имея возможности срочно госпитализи-
ровать общественно опасного пациента. С другой стороны, процедура су-
дебного разбирательства по поводу недобровольных госпитализаций прово-
дится формально, а порой заочно. Практически не выполняются положения
об информированном согласии на лечение. Суды не всегда объективно
разбирают заявления о недобровольном психиатрическом освидетельствова-
нии. В амбулаторной практике значительно реже по сравнению со стацио-
нарной службой берется от больных письменное согласие на лечение.
Таким образом, уже сегодня очевидно, что отдельные положения Закона
требуют пересмотра и внесения в него изменений и дополнений на основе
широкого обсуждения.
Психиатрическая этика
Эти вопросы во все времена занимали одно из важнейших мест в медицине.
Положения Гиппократа о непричинении вреда больному, уважении его
личности, сохранении врачебной тайны на протяжении многих веков явля-
лись эталоном
поведения врачей и не потеряли
своей значимости до нашего времени. Начало современного этапа медицин-
ской этики принято относить к концу 40-х годов XX столетия, когда после
осуждения многочисленных преступлений немецких врачей были сформу-
лированы этические правила проведения экспериментов на человеке. В пос-
ледующие десятилетия Всемирная медицинская ассоциация приняла ряд
важных международных документов (Женевская, Хельсинская, Венециан-
ская декларации и др.), в которых определены
принципы
профессиональной деятельности и нормы поведения врачей. Отсутствие в
отечественном здравоохранении официально принятых этических норм и
стандартов сдерживало развитие новых направлений современной медици-
ны — трансплантологии, реаниматологии и др. Между тем бурное развитие
в 70-х годах именно этих дисциплин в зарубежных странах со всей остротой
поставило вопрос о гарантиях соблюдения принципов медицинской этики
во всех областях медицины, в том числе в психиатрии. В профессиональной
деятельности психиатра особенно значима роль правильного этического
поведения, что обусловлено характером его взаимоотношений с пациентом
и спецификой возникающих при этом моральных проблем. Психиатрия
располагает мощными средствами воздействия на человека и потому вопро-
сы психиатрии оказываются объектом пристального внимания со стороны
общества. Отсутствие в нашей стране на протяжении многих десятилетий
правовой основы регулирования деятельности служб психического здоровья
не позволяло в полной мере решать многие этико-правовые проблемы,
346
определять моральные и нравственные нормы поведения работников пси-
хиатрических служб.
Русские врачи еще в начале XX столетия весьма серьезно и деликатно
подходили к решению вопросов медицинской этики. Так, известный рус-
ский писатель и врач В.Вересаев в 20-е годы отмечал, что нет ни одной
науки, которая бы вступала в столь непосредственно близкое отношение с
человеком, как медицина. В дальнейшем получила особое развитие тради-
ционная для отечественного здравоохранения патерналистская модель от-
ношений психиатра и психически больного, в соответствии с которой мно-
гие вопросы нравственно-этического характера решались только психиат-
ром. На определенном этапе развития психиатрии этот подход был прогрес-
сивным, ибо в поле зрения психиатров попадали больные только госпиталь-
ного профиля, среди которых преобладали лица с выраженной картиной
психоза или хроническим течением заболевания, требующие активного ле-
чения и наблюдения, а также различных форм социальной поддержки и
защиты. Но со временем функции "патрона" в решении многих интересов
пациентов взяло на себя государство. В результате такой установки сложи-
лась ситуация, при которой любой пациент, обратившийся хотя бы одно-
кратно в психоневрологический диспансер, подвергался социальной дискри-
минации, ограничению в правах и нередко предвзятому отношению со
стороны общества.
Обсуждение многих юридических, правовых вопросов, которое велось
в ходе двухлетней подготовки проекта Закона о психиатрической помощи в
России, показало, что применение в психиатрии лишь правовых норм и
процедур не может решить всего многообразия
про-
блем во взаимоотношениях "врач — пациент", "пациент — общество", "об-
щество — психиатрия". Поэтому возникла необходимость разработки свода
этических норм, стандартов в психиатрии, создания в рамках государствен-
ных и общественных профессиональных психиатрических организаций эти-
ческих комитетов. В этом процессе сыграла роль Гавайская декларация,
принятая Генеральной Ассамблеей Всемирной психиатрической ассоциации
(ВПА) в 1977 г., частично измененная в 1983 г., в которой были определены
основные принципы психиатрической этики.
В целях совершенствования этических норм в психиатрии в нашей
стране эта работа была продолжена психиатрами в содружестве с психоло-
гами, юристами и философами. В результате был разработан Кодекс про-
фессиональной этики психиатра, утвержденный Пленумом правления Рос-
сийского общества психиатров в 1994 г. В соответствии с Кодексом главным
направлением профессиональной деятельности психиатра является оказание
психиатрической помощи всякому нуждающемуся в ней, а также содействие
укреплению психического здоровья населения. Основные положения Ко-
декса: профессиональная компетентность врача-психиатра — его специаль-
ные знания и искусство врачевания являются необходимым условием пси-
хиатрической деятельности; психиатр не вправе нарушать древнюю этичес-
кую заповедь врача: "Прежде всего не вредить"; всякое злоупотребление
психиатром своими знаниями и положением врача несовместимо с профес-
сиональной этикой; моральная обязанность психиатра — уважать свободу и
независимость личности пациента, его честь и достоинство, заботиться о
соблюдении его прав и законных интересов; психиатр должен стремиться к
установлению с пациентом "терапевтического сотрудничества", основанно-
го на взаимном согласии и взаимной ответственности; психиатр должен
уважать право пациента соглашаться или отказываться от предлагаемой
347
психиатрической помощи после предоставления необходимой информа-
ции
1
; психиатр не вправе разглашать без разрешения пациента или его
законного представителя сведения, полученные в ходе обследования и ле-
чения пациента и составляющие врачебную тайну; при проведении научных
исследований или испытания новых медицинских методов и средств с
участием пациентов должны быть заранее определены границы допустимос-
ти и условия их проведения; моральное право и долг психиатра — отстаивать
свою профессиональную независимость; во взаимоотношениях с коллегами
главными этическими основаниями служат честность, справедливость, по-
рядочность, уважение к их знаниям и опыту, а также готовность передать
свои профессиональные знания и опыт. Ответственность за нарушение
Кодекса профессиональной этики психиатра определяется Уставом Россий-
ского общества психиатров.
Примечательно, что на X Всемирном психиатрическом конгрессе в
Мадриде (1996) было принято решение разработать примерный кодекс эти-
ческих стандартов в психиатрии, на основе которого национальные психи-
атрические службы могли бы создавать аналогичные кодексы в своих стра-
нах с учетом социальных, экономических и других особенностей этих стран.
Многие положения изложенного российского Кодекса в последующем легли
в основу этого международного документа.
Финансирование и экономика в психиатрии
Как показала практика последних лет, в условиях экономического кризиса
в стране финансирование психиатрических служб неуклонно снижается, что
влечет за собой резкое снижение качества помощи больным, существенным
образом влияя и на их уровень жизни. Согласно данным
Шевченко
(1994), социальная стоимость психических заболеваний, исключая алкого-
лизм и наркомании, в ценах 1993 г. для России составила 1560,7 млрд руб.
Из них "прямые" расходы государства на лечебно-реабилитационные меро-
приятия составили 548 млрд руб., на подготовку кадров, научные исследо-
вания и др. — 91,4 млрд руб. Таким образом, суммарные государственные
расходы, связанные с психическими заболеваниями, составили 0,4 % вало-
вого внутреннего продукта (ВВП). Наряду с этим непрямые (косвенные)
расходы психиатрии, связанные с потерей трудоспособности, составили
921,3 млрд. руб., т.е. общество недополучило 1 % ВВП. Очевидно, что с
учетом тех огромных масштабов социально-экономического урона, которые
несет государство в связи с наличием психических заболеваний, в сложив-
шихся условиях психиатрия должна быть отнесена к числу приоритетных
областей здравоохранения. В этой связи возникает необходимость решения
вопросов о том, какой объем финансирования для психиатрии должен быть
определен государством в условиях экономического кризиса в стране и в
расчете на перспективу, из каких источников должно проводиться это фи-
нансирование, какие должны быть разработаны механизмы наиболее раци-
онального использования выделяемых средств.
С 1 января 1990 г. в стране действует новый механизм хозяйствования,
в основе которого лежат экономические методы управления (Решение Кол-
легии Министерства здравоохранения СССР "О ходе подготовки к переводу
Это положение соответствует широко употребляемому в мировой психиатрии
понятию "информированное согласие" (informed consent).
348