Файл: Тиганов А.С. - Руководство по психиатрии (2 тома)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 8596
Скачиваний: 37
здравоохранения на новые условия хозяйствования" от 21.09.89 г., протокол
№ 22). Новый подход изменил фазу формирования, распределения и ис-
пользования ресурсов здравоохранения. Хотя основным источником фор-
мирования ресурсов здравоохранения в новой системе остается государст-
венный бюджет, однако это не ограничивает возможности привлечения
дополнительных ресурсов, как это определено статьей 17 Закона о психи-
атрической помощи. Доля затрат, выделяемых на психически больных,
должна составить на сегодняшний день не менее 0,5 %, а в перспективе
1 % ВВП. Основным источником финансирования службы должны оста-
ваться бюджетные средства.
Одним из важных каналов привлечения дополнительных средств в
отрасль могли бы быть средства фонда обязательного медицинского страхо-
вания (ОМС), из которого психиатрия исключена
1
. Дополнительными ис-
точниками финансирования психиатрических служб могут быть и такие
внебюджетные фонды, как "Пенсионный фонд", "Государственный фонд
занятости", а также "Фонд социального страхования", средства которых
целевым назначением могут быть направлены на укрепление материально-
технической базы психиатрической службы, повышение качества оказывае-
мой
Эффективное использование финансовых ресурсов психиатрической
службы может быть достигнуто путем изменения инфраструктуры оказания
психиатрической помощи, совершенствования и интенсификации лечебно-
диагностического процесса, внедрения современных медицинских техноло-
гий, приоритетного развития полустационарных и других видов внебольнич-
ной помощи. Доказано, что с социальной, клинической и экономической
точек зрения полустационарные, как и другие амбулаторные виды помощи
многим
больных, являются эффективными ее формами [Гу-
рович
и др., 1977]. В этой связи наиболее перспективным представля-
ется усиление роли амбулаторных форм помощи.
Как показывает опыт зарубежных стран, доля финансовых средств,
выделяемых на внебольничные формы помощи, может достигнуть 40 % без
ущемления интересов больных. Это подтверждается также данными отече-
ственных авторов об активном росте в последнее время числа внебольнич-
ных учреждений в общемедицинской сети [Корчагин
1996]. Так, толь-
ко за 1990—1994 гг. число дневных стационаров в общемедицинской сети
возросло с 804 до 1216, или более чем в 1,5 раза, с увеличением мест в них
соответственно от
тыс. до 21,4 тыс. Отмечается увеличение числа
стационаров на дому. Как полагают специалисты, при сохранении этой
тенденции показатель госпитализации может снизиться, а потребность на-
селения в стационарной помощи может составить
%. В психиатрии
и в здравоохранении в целом соотношение ассигнуемых средств, выделяе-
мых на стационарные и
формы помощи, составляет соот-
ветственно 85 и 15 %.
В соответствии с правительственными документами финансирование психиатрии,
как и других социально значимых медицинских дисциплин (онкологии, педиат-
рии, фтизиатрии и др.), должно осуществляться за счет гарантированных государ-
ством бюджетных средств. По этой причине указанные выше отрасли здравоохра-
нения были исключены из фонда ОМС, что в условиях экономических трудностей
в стране вызвало их
бюджетное обеспечение.
Наблюдается также рост числа дневных стационаров, оказывающих
помощь психически больным. За этот же период число мест в дневных
стационарах увеличилось на 1302
673 — в 1990 г. и 12 975 — в 1994 г.).
Естественно, рациональное распределение выделяемых средств должно
проводиться и внутри основных звеньев психиатрической службы. Это воз-
можно лишь при условии перехода всех служб психического здоровья на
новые принципы финансирования, которые должны разрабатываться в стро-
гом соответствии с объемом и качеством психиатрической помощи, что в
свою очередь требует разработки лечебно-диагностических стандартов и
критериев качества помощи. Однако, как показали результаты специального
опроса руководителей региональных психиатрических служб и психиатри-
ческих учреждений, внедрение новых методов работы психиатрических
служб происходит крайне медленно. Положения нового хозяйственного
механизма реализуются лишь в немногих региональных психиатрических
службах, в частности в Кемеровской, Самарской областях, в Психиатричес-
кой больнице № 1 им. Н.А.Алексеева Москвы,
Московской
области и др.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ
И ЗАЩИТЫ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ
В практике мировой психиатрии общественные формы поддержки и защиты
психически больных приобретают все большее значение. В последнее деся-
тилетие во многих зарубежных странах происходит формирование мощного
общественного движения в психиатрии, в котором важное место занимают
различные общественные организации, ассоциации больных и их родствен-
ников, благотворительные фонды. Основной задачей этого движения явля-
ется оказание различных видов помощи, поддержки психически больных,
защиты их прав и интересов. В работе этих организаций принимают участие
многие волонтеры, спонсоры, известные ученые, бизнесмены и др. Многие
из названных организаций ориентированы на оказание помощи психически
больным с определенными заболеваниями — шизофренией, умственной от-
сталостью, болезнью Альцгеймера и др. Многие из таких организаций имеют
свои печатные издания, с помощью которых они регулярно дают необходи-
мую информацию пациентам, их родственникам и населению в целом. Для
популяризации психиатрических знаний они регулярно выступают по радио
и телевидению, в школах, университетах, на производственных предприяти-
ях. Усилиями региональных ассоциаций создается сеть специальных пред-
приятий, учреждений (булочные, кондитерские, швейные мастерские и др.),
в которых работают больные. Благодаря совместным усилиям этих органи-
заций во многих странах была установлена специальная квота для предпри-
нимателей, в соответствии с которой они обязаны брать на работу опреде-
ленное число психически больных. Эти организации пользуются большой
популярностью среди населения и представляют собой влиятельное движе-
ние в своих странах. Представители таких добровольных организаций имеют
право контролировать отдельные аспекты деятельности психиатрических
учреждений, с их участием происходят обсуждение и утверждение бюджета
психиатрических госпиталей, внебольничных клиник и службы в целом,
дается оценка деятельности психиатрических учреждений. Для представле-
ния истинного масштаба их деятельности отметим, что во многих странах
(США, Канада, Япония, Индия, Германия и др.) успешно функционируют
350
не только общественные организации, национальные ассоциации, но и
десятки и сотни их филиалов в регионах. Работа общественных организаций
способствует более терпимому отношению населения к психически боль-
ным. Тем не менее, как отмечают многие их руководители, проблема стиг-
матизации психически больных в обществе до сих пор окончательно не
решена.
Согласно данным Российского общества психиатров, в настоящее время
общественные организации больных и их родственников созданы в 20
регионах страны, большинство из которых находятся в Москве и Санкт-Пе-
тербурге. Деятельность этих организаций регламентирована статьей 46 За-
кона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее
оказании". Отмечена важность деятельности общественных объединений
для самих больных и для психиатрических учреждений, определена обязан-
ность администрации этих учреждений по оказанию содействия представи-
телям общественных организаций, предоставлению им необходимой инфор-
мации, подчеркнуто право общественных организаций обжалования в суде
действия лиц, нарушающих права и законные интересы граждан при ока-
зании им психиатрической помощи. Важным достижением является и вве-
дение права представителей общественных объединений быть включенными
в состав различных советов, комиссий психиатрических учреждений, орга-
нов здравоохранения, создаваемых для контроля за качеством помощи пси-
хически больным, условиями их содержания, совершенствованием форм
работы психиатрических служб.
КОНЦЕПЦИЯ БУДУЩЕГО
ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Как уже отмечалось, важными задачами современной психиатрии являются
поиск и разработка наиболее эффективных форм деятельности психиатри-
ческих служб, улучшение качества лечебно-диагностической помощи, со-
здание оптимальной структуры помощи и определение приоритетных на-
правлений перспективного развития службы. Иными словами, речь идет о
разработке концепции психиатрической помощи. В зарубежной психиатрии
это направление сформировалось в начале 80-х годов и получило название
"Политика охраны психического здоровья" (Mental health policy). Говоря об
охране психического здоровья населения, зарубежные психиатры ставят этот
вопрос более широко, имея в виду решение не только медицинских проблем,
но и выполнение ряда важных социальных программ, которые должны
обеспечить оптимальные условия для выявления, лечения и профилактики
психических заболеваний и расстройств, создания здорового образа жизни.
Для выполнения этих задач привлекаются многие ведомства, деятельность
которых координируется федеральным или муниципальным правительством.
Выполнение этой программы привело зарубежных психиатров к необходи-
мости пересмотра деятельности всей психиатрической службы и отдель-
ных ее звеньев, а также к поиску новых, более эффективных форм
работы. В связи с этим важной проблемой, которая привлекла внимание
многих психиатров мира, стало также проведение реформ в современной
психиатрии.
Разработка концепции охраны психического здоровья может быть с
полным основанием отнесена к числу сложнейших теоретических и прак-
351
тических вопросов современной психиатрии, затрагивающих проблемы мно-
гих смежных с психиатрией и общей медициной дисциплин.
По-видимому, в отечественной психиатрии решение проблемы психи-
ческого здоровья населения должно осуществляться с учетом всех особен-
ностей нашей страны. Как уже отмечалось, основными принципами психи-
атрической помощи у нас были государственный характер, общедоступ-
ность, территориальный подход, преемственность, специализация. Приме-
нение этих принципов позволило нам создать одну из самых мощных и
эффективно действующих систем помощи психически больным в мире.
И сохранение этих принципов в условиях резких социально-экономических
перемен является важнейшей задачей.
В 1994 г. Министерством здравоохранения РФ была создана специаль-
ная комиссия, в состав которой вошли организаторы психиатрической по-
мощи, директора научно-исследовательских институтов, известные клини-
цисты, психологи, экономисты, работники проектных организаций и др.
Она должна была разработать проект Федеральной целевой программы
неотложных мероприятий по улучшению ситуации в психиатрии. Проект
программы был обсужден на Российском совещании психиатров в 1995 г.,
а Программа утверждена постановлением Правительства РФ (№ 383 от
20.04.95 г.). Программа предусматривает проведение в 1995—1997 гг. ряда
мер, направленных на повышение эффективности и доступности психиат-
рической помощи, оказываемой населению России; совершенствование форм
специализированной психиатрической помощи; совершенствование подго-
товки психиатров, других специалистов и работников психиатрических уч-
реждений; разработку новой концепции проектирования и строительства
специализированных психиатрических учреждений; повышение уровня ма-
териально-технического оснащения психиатрических служб; развитие и ре-
организацию судебно-психиатрической службы. К сожалению, из-за огром-
ного дефицита средств лишь немногие разделы Программы выполняются в
установленные сроки. Сложившаяся в стране экономическая ситуация тре-
бует постановки вопроса о необходимости разработки государственной про-
граммы психиатрической помощи, которая должна быть составлена, с одной
стороны, в соответствии с требованиями современной психиатрии, а с
другой — с учетом реальных возможностей. Эта программа должна быть
разработана на основе единой концепции совершенствования психиатричес-
кой
Очевидно, при разработке концепции психиатрической помощи в пер-
вую очередь необходимо определить основную цель и задачи федеральной
и региональных психиатрических служб, пути и методы их решения; разра-
ботать стандарты оказания помощи; выделить приоритетные направления
деятельности психиатрической службы, разработать экономические и иные
механизмы регулирования деятельности службы в целом и отдельных ее
звеньев; определить место, роль и функции других, альтернативных дейст-
вующим государственным службам, форм психиатрической помощи; найти
пути объединения совместных усилий различных ведомств.
Исходя из положений принятого Закона о психиатрической помощи,
концепция последней должна отражать интересы больных и общества, со-
блюдая при этом приоритет интересов больных. Как уже отмечалось, кон-
цепция должна учитывать все происходящие при формировании нового типа
общества изменения — необходимость сочетания экономической эффектив-
ности и социальной справедливости в сложных условиях переходного пе-
риода с одновременным существованием государственного регулирования и
352
рыночных механизмов, с многообразием форм собственности и типов хо-
зяйствования. С целью защиты интересов пациентов и самой службы в
психиатрии должны быть установлены четкие границы и пределы, переход
которых недопустим ни при каких обстоятельствах (например, объемы фи-
нансирования, границы компетенции психиатрической службы, стандарты
помощи и др.). И, наконец, все положения концепции должны быть интег-
рированы в общую стратегию здравоохранения и охватывать все сферы
деятельности общества по улучшению качества помощи и совершенствова-
нию психиатрической службы.
Все необходимые мероприятия по улучшению качества помощи психи-
ческим больным можно объединить в две основные группы.
Первая группа
мероприятий выходит далеко за рамки компетенции и
возможностей психиатрической службы, здравоохранения и на государст-
венном уровне объединяет все меры, которые направлены на формирование
так называемого здорового образа жизни: обеспечение политической и эко-
номической стабильности общества, защиту окружающей среды, борьбу с
алкоголизмом, наркоманией, бродяжничеством и др. Мероприятия же
вто-
рой группы
входят в компетенцию и обязанности работников служб психи-
ческого здоровья и должны быть направлены на максимально быстрое и
эффективное оказание помощи лицам, страдающим психическими рас-
стройствами. В эту группу мероприятий должны входить совершенствование
законодательной основы системы охраны психического здоровья, обеспече-
ние гарантированного права на лечение всех лиц, нуждающихся в психиат-
рической помощи; обеспечение выздоровления каждого больного в тех
случаях, когда современный уровень научных знаний позволяет добиться
этого; достижение максимально возможной социальной адаптации больного
в условиях, когда современный уровень науки не позволяет добиться вы-
здоровления; сохранение и совершенствование государственной системы
помощи больным; создание необходимых условий для развития приватных
форм психиатрической помощи, активной деятельности общественных ор-
ганизаций и движений; достижение полной удовлетворенности потребите-
лей психиатрической помощи путем повышения ее качества, разработки
необходимых стандартов помощи и предоставление потребителю возмож-
ности выбора ее форм.
В современных условиях крайне важным является и определение на-
правлений дальнейшего совершенствования системы помощи больным. К
настоящему времени сложилось мнение, что эти изменения должны проис-
ходить прежде всего в направлении развития амбулаторных и полустацио-
нарных
помощи, активного внедрения психиатрической помощи в
общесоматическую сеть с тенденцией снижения количества стационарных
коек, установления оптимальной зависимости размеров и структуры психи-
атрической сети от реальной потребности в помощи, особенностей демо-
графического состава населения, материальной базы региона, технологичес-
ких возможностей современной медицины. При этом развитие внебольнич-
ных форм помощи должно опережать процесс сокращения стационарных
коек. Крайне важно
этот процесс таким образом, чтобы он в
ходе преобразований не ущемлял интересов сотрудников психиатрических
служб. Совершенствование деятельности служб должно идти по линии раз-
вития специализированных форм психиатрической помощи (детские, герон-
реабилитационные, интенсивной терапии и т.п.) и их
приближения к населению, а также должно включать организацию вне-
ведомственных служб защитников пациентов, общественных форм под-
353
23-