Файл: Пушкина Т.П. - Медицинская психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 1540

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

4

II. Патопсихология

Основное внимание в предлагаемом пособии уделяется патопсихологии, так как эта об-

ласть медицинской психологии является неотъемлемой частью диагностики и экспертизы в
психиатрических и соматических клиниках. Во 2-й главе описаны нарушения различных пси-
хических процессов (памяти, внимания, мышления, речи, восприятия), а также предложено не-
сколько психологических методов для исследования этих нарушений. В 3-й главе описаны наи-
более распространенные психические заболевания, в диагностике которых в психиатрической
клинике участвует патопсихолог.

Одна часть в описании болезни представляет собой клинико-описательный метод, ис-

пользуемый психиатрами. Акцентируется внимание на терминах, используемых психиатрами.
Об этой  терминологии психолог должен быть осведомлен, однако при этом в своих заключе-
ниях должен использовать методы и язык психологии. Последнее находит отражение в другой
части описания заболевания. Там описываются нарушения, характерные для определенного
заболевания, выявляемые с помощью специально подобранных тестов.

ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Патопсихологические исследования нарушенной психики проводились вначале только в

психиатрических клиниках. Для выделения критериев нормы и патологии изучались парал-
лельно особенности психики здоровых людей. С точки зрения психосоматической медицины,
определенные личностные особенности человека лежат в основе ряда соматических заболева-
ний. Тогда патопсихологическое исследование особенностей психики необходимо проводить и
в соматических клиниках с целью дальнейшей психокоррекции личности и профилактики со-
матических заболеваний.

Патопсихологическое исследование включает в себя следующие компоненты:

-

беседу с больным;

-

эксперимент (тестирование);

-

изучение истории болезни;

-

наблюдение за поведением во время исследования;

-

анализ полученных результатов;

-

оформление заключения.

Патопсихологические экспериментальные задания подбираются для решения практиче-

ских задач клиники. В основном исследуются нарушения развития личности и нарушения пси-
хических процессов:

¨

расстройства восприятия;

¨

расстройства внимания;

¨

расстройства памяти;

¨

расстройства мышления;

¨

расстройства умственной работоспособности.


background image

5

НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Существует множество определений личности. В зависимости от того, какого определе-

ния личности придерживается психолог, будет строиться патопсихологический эксперимент,
подбираться определенные тесты.

Для исследования нарушений личности психологу необходимо четко представлять, что

нужно исследовать в конкретном случае: мотивы, установки, интересы, ценности, конфликты,
интерперсональные связи и т.д.

Б. В. Зейгарник, описывая нарушения личности, акцентирует внимание на наиболее

разработанных в отечественной психологии теоретических понятиях, основанных на деятель-
ностном системном анализе. При этом деятельность исследуется через анализ изменения моти-
вов. Специально проведенные исследования деятельности больных с патологией психики вы-
явили нарушение структуры иерархии мотивов. При различных психических заболеваниях от-
мечаются отклонения в формировании адекватного уровня притязаний в сравнении с нормой,
формируются различные патологические потребности и мотивы, нарушается смыслообразова-
ние, возможность саморегуляции и опосредования поведения, критичность и спонтанность по-
ведения.

М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев рассматривают связь многих болезней, их возник-

новение и течение с личностью больного. Они выделяют распад, деградацию личности в ре-
зультате органического поражения головного мозга; патологическое развитие личности (психо-
патии); патологические реакции и развитие в форме неврозов. Эндогенные заболевания (МДП
и шизофрения) генетически детерминированы, однако особенности личности нередко являются
одним из условий развития психоза. В динамике  шизофрении, эпилепсии и органических за-
болеваний наступают изменения личности, характерные для данного заболевания.

Б. Д. Карвасарский выделяет следующие основные задачи исследования личности:
1.

Изучение роли личности в происхождении нервно-психических и соматических

болезней.

2.

Определение значения личностного фактора в патогенезе болезней и формирова-

нии клинических картин.

3.

Выявление особенностей изменения личности при разных заболеваниях.

4.

Разработка эффективных личностно ориентированных    методов психопрофилак-

тики, психотерапии и реабилитации.

Выделяют два основных метода исследования личности – клинический и лабораторный.

Первый основан на наблюдении за больным и беседах с ним, второй предполагает использова-
ние разнообразных тестов.

Изучение истории жизни человека происходит с помощью "анамнестического”, или

биографического, метода. Необходимо собрать сведения о больном не только с его слов, но и со
слов его близких. Многое узнать о личности больного можно из реальных взаимодействий во
время групповой психотерапии.

Наиболее распространенные тесты
для исследования личности

1.

Метод исследования уровня притязаний

. Методика используется для исследова-

ния личностной сферы больных. Больному предлагают ряд задач, пронумерованных по степени
сложности. Испытуемый сам выбирает посильную для себя задачу. Экспериментатор искусст-
венно создает ситуации успеха-неуспеха для больного, при этом анализирует его  реакцию в
этих ситуациях. Для исследования уровней притязаний можно использовать кубики Кооса.

2.

Метод Дембо-Рубинштейн

. Используется для исследования самооценки. Испы-

туемый на вертикальных отрезках, символизирующих здоровье, ум, характер, счастье, отмеча-


background image

6

ет, как он оценивает себя по этим показателям. Затем отвечает на вопросы, раскрывающие его
представление о содержании понятий “ум”, ”здоровье” и т.д.

3.

Метод фрустрации Розенцвейга

. С помощью этого метода исследуются характер-

ные для личности реакции в стрессовых ситуациях, что позволяет сделать вывод о степени со-
циальной адаптации.

4.

Метод незаконченных предложений

. Тест относится к группе вербальных проек-

тивных методов. Один из вариантов этого теста включает 60  незаконченных предложений, ко-
торые испытуемый должен закончить. Эти предложения могут быть разделены на 15 групп, в
результате исследуются отношения испытуемого к родителям, лицам противоположного пола,
начальству, подчиненным и т.д.

5.

Тематический аперцептивный тест (ТАТ)

 состоит из 20 сюжетных картин. Ис-

пытуемый должен составить рассказ по каждой картине. Можно получить данные о воспри-
ятии, воображении, способности осмысливать содержание,  об эмоциональной сфере, способ-
ности к вербализации, о психотравме и т.д.

6.

Метод Роршаха

. Состоит из 10 карт с изображением симметричных одноцветных

и полихромных чернильных пятен.  Тест используется для диагностики психических свойств
личности. Испытуемый отвечает на вопрос, на что это может быть похоже. Формализация отве-
тов проводится по 4 категориям: расположение или локализация, детерминанты  (форма, дви-
жение, цвет, полутона, диффузность), содержание, популярность-оригинальность.

7.

Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI)

. Предназна-

чен для исследования свойств личности, особенностей характера, физического и психического
состояния испытуемого. Испытуемый должен отнестись положительно или отрицательно к со-
держанию предлагаемых в тесте утверждений.  В результате специальной процедуры строится
график, на котором изображено соотношение исследуемых личностных особенностей (ипохон-
дрии – сверхконтроля, депрессии – напряженности, истерии – лабильности, психопатии – им-
пульсивности, гипомании – активности и оптимизма, мужественности – женственности, пара-
нойи – ригидности, психастении – тревожности, шизофрении – индивидуалистичности, соци-
альной интроверсии).

8.

Подростковый диагностический опросник

. Используется для диагностики пси-

хопатий и акцентуаций характера у подростков.

9.

Тест Люшера

. Включает в себя набор из восьми карт - четыре с основными цвета-

ми (синий, зеленый, красный, желтый) и четыре с дополнительными (фиолетовый, коричневый,
черный, серый). Выбор цвета в порядке предпочтения отражает направленность испытуемого
на определенную деятельность, его настроение, функциональное состояние, а также наиболее
устойчивые черты личности.

Литература

1.

Альманах психологических тестов. - М., 1995

2.

Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследо-
вания личности в клинической медицине и психогигиене. – М., 1976.

3.

Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследо-
вания личности. - М., 1994.

4.

Блейхер В. М., Бурлачук  Л. Ф. О некоторых теоретических концепциях проективных
методов исследования личности в зарубежной психологии и патопсихологии. //Журнал
невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 1972. – № 5.

5.

Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии. – Киев, 1979.

6.

Вассерман Л.И., Горькавая И.Л., Ромицына Е.Е. Тест подростки о родителях. - М., 1995.

7.

Гильяшева И. Н. О применении ТАТ в диагностике неврозов и шизофрении.
//Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деон-
тологии. – Л., 1972.

8.

Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Межличностные отношения ребенка. - М., 1994.


background image

7

9.

Гоштаус А. А. Применение личностного опросника в диагностике параноидной шизоф-
рении. //Математические методы в психиатрии и неврологии. – Л., 1972.

10.

Козюля В.Г. Применение теста СМОЛ. - М., 1995

11.

Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. //Вопр. психол. –
1967. – № 6.

12.

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера. – Л., 1983.

13.

Личко А.Е., Иванов Н.Я. Диагностика характера подростка. - М., 1995.

14.

Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. – Пермь, 1971.

15.

Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. – Пермь, 1970.

16.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и их опыт применения
в клинике. – М., 1970.

17.

Румянцев Г. Г. Опыт применения методов незаконченных предложений в психиатриче-
ской практике. //Исследование личности в клинике в экстремальных условиях. – Л.,
1969.

18.

Савенко Ю. С.  Диагностическая значимость метода Роршаха. //Психологические про-
блемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. – Л., 1976.

19.

Собчик Л. Н. Пособие по применению психологической методики MMPI. – М., 1971.

20.

Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности.
Методическое руководство. – М., 1990.

21.

Тарабарина Н. В. К экспериментально-психологическому исследованию состояния фру-
страции при неврозах. //Вопросы диагностики психического развития. – Таллин, 1974.

НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ

Существуют разные определения мышления. В пособии приводится одно из них, с по-

мощью которого, по мнению автора, легче описать патологию мышления.

"Мышление – это деятельность, опирающаяся на систему понятий, на-
правленная на решение задач, подчиненная цели, учитывающая условия,
в которых эта задача осуществляется"

1

.

Схематично это можно представить так:

Ц е л ь

Решение задач

Деятельность

Система понятий

ü

þ

ý

ì

î

í

Учет

условий

Учет

условий

На основе этой схемы можно рассмотреть нарушения операциональной стороны мыш-

ления, которые проявляются в актуализации случайных, слабых или конкретно-ситуационных

1

 Зейгарник Б. В. Патология мышления. – М., 1962.


background image

8

связей. В то же время неучет испытуемым условий и содержания инструкций к тестам может
свидетельствовать о нарушениях мотивационной сферы (нецеленаправленность ассоциаций,
разноплановость суждений, снижение критичности, резонерство).

Виды патологии мышления

Выделяется три вида патологии мышления:
1.

Нарушение операциональной стороны мышления.

2.

Нарушение динамики мышления.

3.

Нарушение личностного компонента мышления.

Нарушение операциональной стороны мышления

К основным мыслительным операциям относятся обобщение, отвлечение (абстрагиро-

вание), анализ, синтез.

Обобщение

 есть следствие анализа, вскрывающего существенные связи между явле-

ниями и объектами. Существует несколько уровней процесса обобщения:

¨

категориальный – отношение к классу на основании главных, существенных призна-
ков;

¨

функциональный – отношение к классу на основании функциональных признаков;

¨

конкретный – отношение к классу на основании конкретных признаков;

¨

нулевой (нет операции) – перечисление предметов либо их функций без попытки
обобщить.

При всем многообразии нарушения операциональной стороны мышления можно свести

к двум крайним вариантам:

1)

снижение уровня обобщения;

2)

искажение процесса обобщения.

При снижении уровня обобщения

 в суждениях больных доминируют непосредствен-

ные представления о предметах и явлениях. Вместо выделения обобщенных признаков больные
используют конкретно-ситуационные сочетания, у них отмечаются трудности абстрагирования
от конкретных деталей (например, общее между диваном и книгой в том, что

"на диване мож-

но читать"

). Подобные нарушения могут быть в легкой, умеренно выраженной и выраженной

степенях. Эти нарушения встречаются при олигофрении, тяжелых формах энцефалита, а также
при органических поражениях головного мозга другого генеза с деменцией.

Однако говорить о снижении уровня обобщения можно в том случае, если этот уровень

был у человека ранее, а затем снизился, что и происходит с больными эпилепсией, органиче-
скими поражениями ЦНС, последствиями травм головного мозга. У больных же олигофренией
отмечается недоразвитие понятийного, абстрактного мышления, а именно процессов обобще-
ния и отвлечения.

При искажении процесса обобщения

 больные руководствуются чрезмерно обобщен-

ными признаками, неадекватными реальным отношениям между предметами. Отмечается пре-
обладание формальных, случайных ассоциаций, уход от содержательной стороны задачи. Эти
больные устанавливают чисто формальные, словесные связи, реальное же различие и сходство
не служит для них контролем и проверкой их суждений. Например, сходство между ботинком и
карандашом для них в том, что

"они оставляют следы"

. Подобные нарушения мышления

встречаются у больных шизофренией.

Методики для исследования операциональной стороны  мышления

Для исследования операциональной стороны мышления используются следующие ме-

тодики:

1.

Классификация.

Методика представляет собой набор карточек с изображением

различных предметов, растений, живых существ. Изображения могут быть заменены надпися-