Файл: Пушкина Т.П. - Медицинская психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 1581

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

14

7.

Логинова С. В., Рубинштейн С. Я. О применении метода "пиктограмм" для эксперимен-
тального исследования мышления психических больных. – М., 1972.

8.

Мучник Л. С., Смирнов В. М. Двойной тест для исследования кратковременной памяти.
//Психологический эксперимент в неврологической и психиатрической клинике. /Под
ред. И. М. Тонконогого. – Л., 1969.

9.

Петренко Л. В. Нарушение высших форм памяти. – М., 1976.

10.

Психология. Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.  – М., 1990.

11.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М., 1972.

12.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения
в клинике. – М., 1970.

НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ

"Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент
времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, со-
бытии, образе, рассуждении и т.д.)"

1

.

Внимание характеризуется избирательностью, объемом, устойчивостью, переключаемо-

стью.

Избирательность

 (концентрация) связана с возможностью успешной настройки на вос-

приятие определенной информации.

Объем внимания

 – количество одновременно воспринимаемых объектов.

Переключаемость

 – возможность выполнения действий во времени, при смене целей

или одновременном учитывании нескольких факторов при выполнении одной работы. Напри-
мер, прослеживать две последовательности чисел разной окраски: одну в порядке возрастания,
другую в порядке убывания ("модифицированная таблица" Горбова).

Нарушения внимания

Нарушения внимания наблюдаются при разных психических и соматических заболева-

ниях. Возможны также нарушения внимания и при аффективно-эмоциональных реакциях и
состояниях у здоровых людей.

Снижение активного внимания (концентрации, переключаемости, устойчивости) отме-

чается при неврозах.

У больных с органическими заболеваниями  головного мозга отмечаются персеверации,

трудности в переключении, повышенная отвлекаемость, истощаемость внимания.

У больных шизофренией активное внимание ухудшается в результате снижения энерге-

тического потенциала, апато-абулического синдрома.

У соматических больных (например, туберкулезом и др.) отмечаются трудности концен-

трации внимания, замедленное врабатывание, трудности переключения, сужение объема вни-
мания.

Б. В. Зейгарник рассматривает многие нарушения внимания как частные нарушения

умственной работоспособности, являющиеся следствием психических или соматических забо-
леваний. У больных шизофренией вследствие нарушений личностного компонента мышления,
у больных с органическими  изменениями головного мозга в результате изменений структуры
головного мозга, у больных психопатией в результате изменений в эмоционально-аффективной
сфере, у  больных эпилепсией в результате ригидности мышления и т.д.

1

 Психология. Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.,

1990. С. 54.


background image

15

У больных неврозами  отмечается снижение активного внимания (концентрация и пере-

ключение). У больных шизофренией снижение активного внимания (устойчивость и переклю-
чаемость) является результатом общего снижения психической активности. У больных с ло-
кальными поражениями головного мозга отмечаются повторы, персеверации одного и того же
действия, выражены затруднения переключения на новую деятельность. При травматических и
сосудистых заболеваниях головного мозга отмечается неустойчивость, трудность длительной
концентрации, истощаемость внимания.  При алкоголизации и диэнцефальном синдроме отме-
чается снижение концентрации и устойчивости внимания. Церебральный атеросклероз харак-
теризуется быстрой утомляемостью, проявляющейся  в колебаниях внимания, невозможности
сосредоточения. При эпилепсии отмечаются трудности переключения и снижение устойчивости
внимания.

Методики исследования внимания

1.

Корректурная проба.

 Данная методика впервые предложена Bourdon в 1895 г.

Она используется для исследования устойчивости внимания и способности к его концентрации.
Корректурная проба очень проста и не требует специальных приспособлений, кроме бланков и
секундомера. Бланки представляют собой ряды букв, расположенных в случайном порядке. Ин-
струкция предусматривает зачеркивание одной или двух букв по выбору исследующего. Можно
каждые 30-60 секунд отмечать положение карандаша больного. Исследующий обращает вни-
мание на количество ошибок, темп выполнения, распределение ошибок в течение опыта, харак-
тер ошибок (пропуски отдельных букв или строчек, зачеркивание других букв и т.д.).

2.

Счет по Крепелину

. Методика предложена Крепелиным в 1895 г. Она применяет-

ся для исследования переключения внимания, а также работоспособности. На специальных
бланках расположены столбцы цифр, которые испытуемый должен складывать или вычитать в
уме, а на бланке записывать результат. После выполнения задания исследующий обращает вни-
мание на количество ошибок, их распределение, объем выполненного задания, темп, способ-
ность переключаться, то есть делает вывод о работоспособности (истощаемости, врабатываемо-
сти), расстройствах внимания.

3.

Отыскивание чисел на таблицах Шульте

. Исследование проводят с помощью

специальных таблиц, где хаотично расположены числа от 1 до 25. Испытуемый указкой пока-
зывает числа по порядку, называя их вслух, при этом фиксируется время выполнения задания.
Таким образом исследуют темп сенсомоторных реакций, особенности переключения внимания,
объем внимания, сосредоточенность (отвлекаемость), повышенную истощаемость по гиперсте-
ническому или гипостеническому типу, врабатываемость.

4.

Для исследования переключения внимания, инертности психических процессов,

истощаемости можно использовать

модифицированную таблицу Шульте

 (Ф. Д. Горбов,

1959, 1964 гг.). Это красно-черная таблица содержит 49 чисел, из них 25 черных (1-25) и 24
красных (1-24). Испытуемый попеременно должен показывать черные и красные цифры. При-
чем черные в порядке возрастания, а красные в порядке убывания. Методика используется в
первую очередь для исследования динамики мышления, способности переключать внимание.

5.

Отсчитывание

. Методика предложена Крепелиным. Испытуемый отсчитывает от

ста одно и то же число (обычно 17, 13, 7, 3). Экспериментатором отмечаются паузы. Исследует-
ся характер ошибок, следование инструкции, переключение, сосредоточенность, истощаемость
внимания.

Литература

1.

Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976.

2.

Блейхер В. М. Экспериментально-психологическое исследование психически больных. –
Ташкент, 1971.


background image

16

3.

Докучаева М. А. Об исследовании методики счета по Крепелину в психиатрической
больнице. //Психологические методы исследования в клинике. –  1976. – №2.

4.

Психология. Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.  – М., 1990.

5.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения
в клинике. – М., 1970.

6.

Тепеницына Т. И. Анализ ошибок при исследовании внимания методом корректурной
пробы. //Вопросы психологии. – 1959. – №5.

НАРУШЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ

"Восприятие – это активный процесс анализа и синтеза ощущений путем
сопоставления их с прежним опытом".

1

Восприятие в сравнении с ощущениями носит целостный характер и представляет собой

наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и
явлений (Карвасарский Б. Г.). Большое значение в нарушениях восприятия принадлежит лич-
ностному фактору (мотивационной сфере).

Нарушения восприятия при различных психических заболеваниях имеют различные при-

чины  и различные формы проявления. При локальных  поражениях головного мозга можно
различать:

1.

Элементарные и сенсорные расстройства

(нарушение ощущения высоты, цвето-

ощущения и т.д.).  Эти нарушения связаны с поражениями подкорковых уровней анализатор-
ных систем.

2.

Сложные гностические расстройства

, отражающие нарушение разных видов

восприятия (восприятие предметов, пространственных отношений). Эти нарушения связаны с
поражением корковых зон мозга.

Гностические расстройства различаются в зависимости от поражения анализатора, при

этом делятся на зрительные, слуховые и  тактильные агнозии. Агнозия – расстройство узнава-
ния предметов, явлений, частей собственного тела, их дефектов при сохранности сознания
внешнего мира и самосознания, а также при отсутствии нарушений периферической и прово-
дящей частей анализаторов.

Зрительные агнозии делятся на:
1)

предметную агн озию

(больные не узнают предметов и их изображений);

2)

а гн о зи ю   н а   ц в ета   и   шр и фты

;

3)

оптико-пространственн ую  агнози ю

(нарушается понимание симво-

лики рисунка, отражающее пространственные качества рисунка, пропадает возможность пере-
дать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше, ближе, больше-меньше, сверху-
снизу и т.д.).

При

гностических слуховых

 расстройствах отмечается снижение способности диффе-

ренцировки  звуков и понимания речи. Могут иметь место слуховые галлюцинации. Возможны
дефекты слуховой памяти (больные не могут запомнить два или  более звуковых эталона),
аритмия (не могут правильно оценить ритмические структуры, количество звуков и порядок
чередований), нарушение интонационной стороны  речи (больные не различают интонаций и у
них невыразительная речь).

Тактильные агнозии –

нарушение узнавания предметов при их ощупывании при со-

хранении тактильной чувствительности (исследование при закрытых глазах). Агнозия может
возникнуть в результате разрушения определенных корковых зон (энцефалит, опухоль, сосуди-
стый процесс и т.д.), а также вследствие нейродинамических нарушений.

1

 Банщиков В. М., Короленко Ц. П., Давыдов И. В. Общая психопатология. – М., 1971.


background image

17

Зрительная агнозия

 подробно описана в литературе по психиатрии и патопсихологии.

Для патопсихолога важно исследовать нарушение восприятия у психически больных с органи-
ческими поражениями головного мозга. Восприятие  этих больных отличается фиксацией вни-
мания на отдельных признаках предметов, трудностями синтеза в одно целое. Восприятие об-
ладает функцией обобщения и условности, поэтому можно предполагать, что агнозии вызваны
нарушением обобщающих функций восприятия.

При деменции могут отмечаться псевдоагнозии. В данном случае агнозия распростра-

няется не только на форму, но и на структуру, то есть в данном случае нарушается осмыслен-
ность и обобщенность воспринятого, что связано с диффузностью мышления.

У больных с  неврозами и неврозоподобными состояниями отмечаются нарушения бо-

левой чувствительности. Чаще встречается не снижение, а усиление болевого чувства, так на-
зываемые "психогенные" боли, что также является нарушением восприятия. При переживании
боли большая роль отводится ожиданию, боязни боли, хотя, по исследованиям
Б. Д. Карвасарского, не существует боли, лишенной материальной основы, даже когда речь
идет о психогенных болях. При этом важно установить правильное соотношение сенсорного и
эмоционального компонентов переживания боли для выбора правильного лечения: преоблада-
ние медикаментозного воздействия или психотерапевтического.

При нарушениях восприятия большое значение имеет  личностный фактор. У больных

неврозами затрудняется  воспроизведение стимульного материала. Увеличивается время узна-
вания предъявляемых образов, так как большинство образов для больных  являются аффектив-
но значимыми. Эти трудности усиливаются пропорционально усилию интеллекта.

У больных шизофренией трудности узнавания объектов связаны большей частью с

апато-абулическим синдромом и эмоциональной амбивалентностью.

При психопатиях возбудимого круга повышается чувствительность при повышении

эмоционального тонуса. При психопатиях тормозимого типа отмечается ригидность и сниже-
ние чувствительности также при повышении эмоционального тонуса. При реактивных депрес-
сиях восприятие нарушено по-разному в зависимости от клинической картины:

а) 

при депрессивно-параноидном синдроме – аффективное искажение восприятия;

б) 

при астено-депрессивном – фрагментарность восприятия с трудностями концен-
трации внимания и его переключения;

в) 

при истеро-депрессивном восприятие отличается внушаемостью, поэтому воз-
можны псевдоагнозии.

В литературе по психопатологии встречаются описания следующих нарушений вос-

приятия:

1)

гиперстезия

 – усиление восприятия по силе ;

2)

гипостезия

 – ослабление восприятия по силе;

3)

агнозия

 (см. выше);

4)

тотальная анестезия

 – потеря чувствительности при истерии;

5)

деперсонализация –

расстройство восприятия собственной личности;

6)

бедность участия

 - утрата сложных чувств;

7)

дереализация

 – искаженное восприятие окружающего мира. Сюда же можно отне-

сти симптомы  "

уже виденного

" (de ja vu), "

никогда не виденного

" (ja mais vu);

8)

обманы восприятия (иллюзии и галлюцинации)

. Иллюзии – это искаженное

восприятие действительно существующего во внешней среде реального объекта, галлюцинации
– обманы восприятия, возникающие вне непосредственной связи с реальными раздражителями
внешней среды (кроме функциональных, гипногаллюцинаций, внушенных). Существует не-
сколько классификаций галлюцинаций. Более подробно они описаны в литературе по психиат-
рии.


background image

18

Исследование восприятия

Исследование восприятия можно проводить клиническими и экспериментально-

психологическими методами. Например, клинический метод применяется в следующих случа-
ях:

¨

исследование болевой и тактильной чувствительности (проводится с помощью спе-
циально подобранных волосков, щетинок, игл и т.д.)

¨

исследование температурной, вибрационной чувствительности, расстройств органов
слуха и зрения (с помощью специальных приборов: термоэтезиомера, ИВЧ-2, анома-
лоскопа-59 и др.).

¨

пороги слуховой чувствительности, восприятия речи исследуются сурдологами с по-
мощью аудиометров.

Для исследования более сложных слуховых и зрительных функций используются экс-

периментально-психологические методы, например, комплекс методик, предложенный
Е. Ф. Бажиным:

1)

методики, направленные на изучение простых сторон деятельности анализаторов;

2)

методики, изучающие более сложную комплексную деятельность.

Есть и другие методики.  Так, для выявления зрительной агнозии используют наборы

разнообразных предметов и их изображений. В начале исследования зрительного гнозиса ис-
пытуемому предлагают четкие изображения предметов (можно использовать “Классификацию
предметов”). Испытуемый должен узнать предмет. Затем предлагают более сложные рисунки,
например, перечеркнутые и наложенные друг на друга изображения (таблицы Поппельрейтера).
Можно использовать для исследования зрительного восприятия таблицы Равена.

Для исследования сенсорной возбудимости на фоне органических изменений головного

мозга используют таблицы с движущимися квадратами, "волнистый фон", предложенные
М. Ф. Лукьяновой.

Для исследования слухового восприятия используют тахистоскопический метод (предъ-

явление изображений и идентификацию прослушанных магнитофонных записей). Для этого
необходимо иметь звукозаписи, на которых записаны разные звуки: шелест страниц перевора-
чиваемой книги, журчание воды, звон стекла, свист, шепот и т.д. С помощью этого метода
можно обнаружить нарушения мотивационного компонента восприятия, вскрыть механизмы
возникновения иллюзий и галлюцинаций у психически больных.

Литература

1.

Бжалава И.Т. Восприятие и установка. – Тбилиси, 1965.

2.

Гильяшева И.Н.  О применении методики ТАТ в диагностике неврозов и шизофрении.
//Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деон-
тологии. – Л., 1972.

3.

Костандов  Э.А. Восприятие и эмоции. – М., 1977.

4.

Атлас для экспериментального исследования в психической деятельности человека. /Под
ред. И. А. Полищука, А. Е. Видренко. – Киев., 1980.

5.

Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976.

6.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения
в клинике. – М., 1970.

РАССТРОЙСТВА ЭМОЦИЙ

До сих пор в литературе нет единых представлений о содержании вышеперечисленных

понятий. Есть общие области пересечения этих понятий. Ниже приводится один из подходов к