Файл: Образцов В.А., Богомолова С.Н. - Криминалистическая психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 4885

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Виктор Александрович Образцов, Сапфо Николаевна Богомолова: «Криминалистическая психология»

216

предложений, громкости, тональности  устной  речи, жестам  и  другим  своим  невербальным
проявлениям. Соответствующий  контроль  и  своевременная, адекватная  корректировка
поведения  следователя  позволяют  не  допустить  возникновения  и  осложнения  нежелательных
ситуаций, отрицательно  сказывающихся  на  желании  допрашиваемого  вступать  с  ним  в
откровенный,  конструктивный  диалог  и  давать  правдивые  показания.  Если  же  по  какой-то
причине сложилась нежелательная ситуация, задача следователя сделать все от него зависящее
для  перевода  ее  на  законной  и  этичной  основе  в  нужное  русло  путем  принятия
незамедлительных мер вербального и невербального характера.

Вывод 5

  .  Структура  процесса  информационного  взаимодействия  субъекта  выявления  и

раскрытия  преступления  с  носителем  уголовно-релевантной  личностной  информации
складывается из следующих этапов:

1) подготовительной  деятельности, связанного  с  выходом  на  носителя  информации,

обеспечением  возможности  непосредственного  с  ним  информационного  контакта, созданием
предпосылок для достижения целей этого контакта;

2) вступления  в  непосредственный  контакт, предшествующего  обсуждению  предмета

коммуникации;

3) предметного информационного взаимодействия коммуникаторов;
4) постпредметного информационного взаимодействия коммуникаторов.
При  подготовке  к  беседе, опросу, допросу  кого-либо, особенно  в  случае  встречи  с

носителем особо ценной информации, необходимо заранее определить наиболее оптимальные
для  предстоящей  коммуникации  место, окружение  и  момент  контакта. Организуя
информационный  контакт  с  носителем  личностной  информации, всегда  необходимо  помнить,
что  основы  предстоящего  предметного  информационного  взаимодействия, все  его  плюсы  и
минусы закладываются на этом этапе.

При  вступлении  в  стадию  непосредственного  информационного  взаимодействия  с

носителем 

информации 

необходимо 

избегать 

скучного, банального, излишне

заформализированного  начала  обмена  информацией, проявления  неуверенности  и  малейшего
неуважения  к  собеседнику. За  исключением  экстраординарных  ситуаций, требующих
немедленного  разрешения, нецелесообразно  с  ходу  форсировать  события, сразу  приступать  к
делу, "взяв быка за рога".

Для  ликвидации  или  уменьшения  состояния  тревожности  у  собеседника, снятия

напряженности  и  обретения  доверия  желательно  иметь  внешний  вид  и  выражение  лица,
приятные  для  него, обращаться  к  своему  визави  уважительно (например, называть  молодых
людей  по  имени, взрослых – по  имени  и  отчеству), находиться  по  отношению  к  нему  в
открытой  позе,  немного  наклоняясь  в  разговоре  в  его  сторону,  высказать  в  нужный  момент
какую-либо  шутку, рассказать  уместный  деликатный  анекдот, заставляющие  собеседника
искренне  рассмеяться (если, конечно, ситуация, по  поводу  которой  происходит  общение, не
препятствует этому). Не стоит забывать о возможности комплиментарного комментария вкуса,
репутации, деловых способностей и иных позитивных черт коммуникатора или чего-то другого,
что личностно значимо для него, что составляет предмет его гордости, предпочтений, является
объектом его ценностных ориентации.

Для  усиления  интереса  собеседника  к  обсуждаемой  теме  можно  задавать  не

настораживающие  вопросы  профессионального, житейского, хоббистского  характера, на
которые  он  захочет  с  удовольствием  ответить. Этому  же  способствуют  ведение  разговора  с
позиции интересов собеседника и обсуждение тем, связанных с его проблемами.

Ориентации  беседы  в  нужном  направлении  могут  способствовать  привлечение

ассоциаций, помогающих перебросить «мостик» между началом, «затравкой и проталкиванием
идей» (выражение  В. Кандыбы79), описание  какого-либо  события, обстоятельства (уличной
сцены, случая, данных  своего  наблюдения  и  т.п.), как  бы  между  прочим  увязанного  с
предметом  обсуждения, упоминание  нескольких  важных  для  партнера  по  коммуникации
вопросов, которые через должное смещение акцентов соотносятся с намеченной темой.

79

Кандыба В.

  Криминальный гипноз. – СПб., 1999. – С. 248.


background image

Виктор Александрович Образцов, Сапфо Николаевна Богомолова: «Криминалистическая психология»

217

Выбор  аргументации  осуществляется  с  учетом  личностных  особенностей  носителя

информации:

•  проводимая  идея  должна  находить  свой  путь  не  только  к  разуму,  но  и  к  эмоциям

собеседника;

• материал для проведения аргументации подбирается в зависимости от типа (образное –

логическое) вкупе  с  качеством (гибкое, косное, конформное, самостоятельное) мышления
собеседника;

• имеет  смысл  применять  лишь  такие  аргументы, которые  в  силу  настроя, настроения,

образа мышления, интеллекта и имеющейся информации данный человек способен воспринять;

• в  ходе  убеждения  желательно  использовать  как  абстрактные  выводы, так  и  зримую

конкретную фактуру, на которой легче убеждать лиц, не владеющих абстрактным мышлением;

• с конформистами проходят ссылки на авторитеты, красочные, выспренние фразы и упор

на чувство общности с другими;

• при самостоятельном мышлении визави используется логика, обоснования с намеком на

возможность личной выгоды как морального, так и материального плана;

• при  заметной  косности  мышления  перспективно  разжигание  эмоций  в  опоре  на

эмпирические данные.

Установлению  нужного  ритма  разговора  и  порядка  предъявления  аргументов

способствует  твердая  вера  в  истинность  того,  в  чем  вы  хотите  убедить  других,  ибо  люди
подсознательно  улавливают  отношение  говорящего  к  сообщаемому, а  всяческая  фальшь
отталкивает.

Ритм речи должен быть довольно ровным. Для начала целесообразно обеспечить единство

в  понимании  ведущих, ключевых  терминов  и  выражений. Ведя  беседу  важно  не  позволять
собеседнику отвлекать себя от намеченной тематики и не отвлекаться самому. Обычно в ходе
приведения  аргументации  надо  говорить  о  преимуществах, а  потом  уже  об  их  недостатках.
Весьма эффективен так называемый "квантовый посыл" сообщения, при котором после выдачи
очередного  факта  или  аргумента  делается  небольшая  пауза  для  осознания  и  закрепления  в
памяти собеседника.

Следует  неукоснительно  придерживаться  следующего  принципа: каждый  последующий

аргумент  должен  быть  весомее, чем  предыдущий. Лучшему  восприятию  новых  идей
способствует подача их таким образом, чтобы они ассоциировались с уже усвоенными. Нельзя
ограничиваться  лишь  простым  перечислением  аргументов. Необходимо  раскрывать  их
содержание, логический  и  эмоциональный  смысл. Если  есть  необходимость  приводить  один
аргумент несколько раз, он должен быть оформлен в новую словесную форму. Проводя беседу,
желательно  оставлять  несколько  аргументов  про  запас  для  употребления  их  в  решающий
момент  при  заметных  колебаниях  позиции  собеседника. Корректировка  дальнейшей
аргументации осуществляется  на  основе тщательно  отслеживаемых  словесных  и  несловесных
реакций  партнера  по  общению. При  определении  реакций  на  те  или  иные  моменты, вокруг
которых разыгрывается "борьба мотивов", необходимо сосредоточиться на этих моментах, раз
за  разом  подавая  те  аргументы, которые  воздействуют  на  собеседника, производят  на  него
максимальное впечатление.

Нейтрализация аргументации оппонента осуществляется так:
• надо  заранее  обдумать  все  резоны  противоположной  стороны  и  подготовить

соответствующие контраргументы;

• аргументацию  оппонента  лучше "торпедировать" перед  подачей  своих  посылов,

анализируя как реальность самих фактов, так и основанные на них выводы.

Доводы оппонента можно нейтрализовать:
• логикой опровержения;
• игнорированием;
• тактичным высмеиванием;
• кажущимся принятием с последующим неожиданным развенчиванием;
• изменением акцентов (выставляя их слабые места и предельно снижая сильные);
• хитроумным превращением их в свои собственные;
• подавлением логики эмоциями;


background image

Виктор Александрович Образцов, Сапфо Николаевна Богомолова: «Криминалистическая психология»

218

• впечатляющей дискредитацией их автора (но не собеседника!);
• ссылкой на авторитеты.
Для  обеспечения  динамичного развития  беседы, если  собеседник  находится  в  состоянии

отрицания, несогласия, целесообразно  не  наступать  до  тех  пор, пока  визави  не  скажет
окончательного «Нет!». Осознав  окончательность  принятого  им  решения, не  пытайтесь  его
переубедить. Следует перевести разговор на нейтральную и по возможности приятную для него
тему. Это  необходимо  для  плавного  перехода  к  предмету  дискуссии  в  ходе  данной  или
предстоящей  беседы  по  теме  и  новому  раунду  преодоления  нежелательной  установки
собеседника80.

Глава 13

Допрос (опрос) по методу когнитивного интервью

13.1. Понятие, содержание, структура допроса (опроса) по методу когнитивного

интервью

Одной  из  причин  того, что  не  все  опасные  преступления  в  России  раскрываются, а

раскрытые  расследуются  не  всегда  качественно, является  отсутствие  у  следователей
необходимых  знаний  об  особенностях  сохранения  информации  в  памяти  человека  и
соответствующих навыков ее "извлечения" из памяти носителя.

Возможности  человеческой  памяти  безграничны. Ученые  называют  память "живым

магнитофоном". В  ее "архивах" хранится  все, что  воспринимает  человек  с  момента  своего
рождения. Установлено  это  было  с  использованием  гипноза  и  электрической  стимуляции
мозговой  коры  во  время  нейрохирургических  операций. Обследуемые  в  таких  случаях
извлекали из "сейфов мозга" такие сведения, о которых они и сами уже не помнили, и только
окружающие  подтверждали  их  подлинность. Да  и  в  обычном, бодрствующем  состоянии
некоторые  люди  могут  демонстрировать  феноменальную  память, запоминая  все  подряд, что
видят  и  слышат, и  описывать  в  мельчайших  подробностях  все  то, что  происходило  с  ними
когда-то. Однако  у  основной  массы  человеческих  индивидов  возникают  трудности  с
запоминанием  и  воспроизведением  информации.  В  нужных  случаях,  особенно  тогда,  когда  в
этом имеется острая необходимость, можно, а подчас и жизненно важно прибегнуть к помощи
когнитивной психологии.

Когнитивная  психология

  – одна  из  ведущих  областей  современной  психологической

науки, изучающая организацию знания в памяти человека, включая соотношение вербальных и
образных  компонентов  в  процессах  запоминания  и  мышления. Отсюда  и  берет  начало  метод
допроса (опроса), получивший название когнитивного интервью.

Понятие когнитивного интервью

Когнитивное интервью –

  это метод получения достоверной, исчерпывающей личностной

(субъективной) информации  от  потерпевших  и  свидетелей  преступления  о  признаках
внешности, поведении преступника (преступников) и обстоятельствах содеянного им (ими) на

80

Прорубов  И.И.

  Научные  основы  допроса  на  предварительном  следствии. – Минск, 1978;

Еникеев  М.И.

Психология  общения  следователя  с  обвиняемым (подозреваемым) // Современные  проблемы  расследования  и
предупреждения  преступлений. – М., 1987. – С. 87–103;

Оптимизация  речевого  воздействия

  /  Отв.  ред.

Р.Г.

Котов. –

  М.: Наука, 1990;

Винокур  Т.Г.

   Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М., Наука,

1993;

Проблемы речевого  воздействия

   / Материалы  Всероссийской  научной  конференции. – Вып.  4. –

Ростов-на-Дону, 1996;

Кандыба  В.

  Криминальный  гипноз. – СПб., 1999;

Ронин  Р.

  Своя  разведка. – Минск:

Харвест, 1997;

Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.

  Психология преступления и наказания. – М.: Пенатес –

Пенаты, 2000. – С. 179–236.


background image

Виктор Александрович Образцов, Сапфо Николаевна Богомолова: «Криминалистическая психология»

219

основе реализации системы приемов, базирующихся на достижениях когнитивной психологии.

Авторы  метода – американские  специалисты  Рональд  Фишер  и  Эдвард  Гейзельман,

посвятив  не  один  десяток  лет  своей  научной  карьеры  исследованиям  в  области  когнитивной
психологии, пришли  к  мысли  о  целесообразности  применения  накопленных  в  этой  области
науки  знаний  в  уголовно-правовой  практике. Реализация  данной  идеи  осуществлялась  на
протяжении нескольких лет и завершилась в 1992 году выходом в свет практического пособия
для полицейских и следователей.

Исследование  проводилось  в  тесном  контакте  с  лучшими  полицейскими  детективами

США  и  Израиля, выступавшими  как  в  качестве  консультантов, так  и  в  роли  первых
пользователей  нового  метода. Сами  же  авторы  провели  сотни  часов  за  прослушиванием
магнитофонных  записей  и  последующим  анализом  интервью, проведенных  опытными
детективами. По просьбе полицейских и частных детективов они также лично провели не один
десяток  интервью  потерпевших  и  свидетелей  по  разным  категориям  дел. Лабораторные  и
полевые  испытания  завершились  успешно, и  метод  когнитивного  интервью  прочно  вошел  в
тактический арсенал полицейских и следователей, добивающихся на его основе более весомых
результатов, нежели  при  ведении  опроса  и  допроса  обычными  способами. Так, опытные
детективы  Департамента  полиции  г. Майами (штат  Флорида) после  овладения  методикой
когнитивного интервью стали получать на 47% больше значимой для следствия информации по
сравнению  с  тем, что  им  удавалось  достичь  на  базе  традиционных  подходов  к  опросу  и
допросу. Еще большим оказался информационный выигрыш у детективов Великобритании, где
проводились аналогичные исследования.

На  какие  же  объективные  предпосылки  опирается  когнитивное  интервью  как метод, так

быстро завоевавший признание зарубежных сыщиков и следователей?

В  основе  анализируемого  метода  лежат  выявленные  психологами  закономерности

функционирования человеческой памяти и прежде всего принцип специфичности кодирования
и  воспроизведения  человеком  информации, а  также  принцип  мультикомпонентности  следа
памяти.

В  соответствии  с  первым  принципом  эффективность  припоминания  предопределяется

степенью  сходства  условий  припоминания  с  условиями  восприятия  и  запечатления  в  памяти
(кодирования) информации. Иначе  говоря, чем  больше  степень  сходства  между  ситуацией
фиксации  в  памяти  описываемого  события, тем  безошибочней, обстоятельней, точнее  будут
сообщаемые интервьюируемым сведения. Причем для достижения ожидаемого эффекта совсем
необязательно  проводить  интервью' на  месте  восприятия  события, интересующего  следствие.
Для этого зачастую достаточно мысленно представить обстановку, механизм развития события,
а также актуализировать испытанные в процессе его восприятия переживания.

Исходя же из принципа мультикомпонентности следа памяти, постулируется, что каждый

такой  след  не  является  неким  единым, неделимым, обобщенным  представлением  события
прошлого. Напротив, след  памяти  рассматривается  как  сложный  конгломерат, состоящий  из
множества  разнородных  признаков. В  определенный  момент  постсобытийной  ситуации
некоторая часть этих признаков доступна для припоминания, а какие-то признаки упускаются
из  виду, хотя следы  их в  памяти  сохраняются  и  при  определенных  условиях активизируются.
Таким  образом, то, что  недоступно  при  одной  стратегии  и  технологии  припоминания,
становится  реально  возможным  при  иных  подходах. Отсюда  вытекает  и  практическая
значимость когнитивного интервью. Она состоит в том, что рассматриваемый метод, опираясь
на  приемы  активизации  различных  слоев  и  участков  памяти  интервьюируемого, помогает
последнему вспомнить важные для дела обстоятельства и нюансы описываемого события.

Следует  заметить, что с точки  зрения  структурного аспекта  когнитивное  интервью  мало

чем  отличается  от  типовой  методической  схемы  допроса, разработанной  российскими
криминалистами. Однако при общем внешнем сходстве того и другого имеются существенные
различия  в  содержательном  наполнении  отдельных  этапов  опроса  и  допроса. В  этом  плане
позиция зарубежных специалистов представляется предпочтительней в силу ее более высокой
прикладной значимости.


background image

Виктор Александрович Образцов, Сапфо Николаевна Богомолова: «Криминалистическая психология»

220

Методические приемы когнитивного интервью

Цель  когнитивного  интервью  состоит  в  том, чтобы  при  помощи  определенных  приемов

активизировать  различные  слои  памяти  опрашиваемого (допрашиваемого) лица, т.е. помочь
ему  вспомнить  важные  для  дела  факты, обстоятельства, моменты, признаки. Таких  приемов
четыре: 1) мысленное, а затем вербальное воссоздание (восстановление) контекста события, 2)
детализация, 3) припоминание  обстоятельств  в  различной  последовательности, 4) смена
перспективы.

Вербальное (словесное)

воссоздание  контекста  события

  предполагает  следующее.

Интервьюируемому  лицу  предлагается  в  форме  свободного  рассказа  дать  описание
окружающей  обстановки (общего  вида  помещения, расположения  мебели, погодных  условий,
освещенности, своего  местонахождения, испытанных  чувств  и  переживаний, реакций  на
происходившее  событие, интересующее  следствие, обстоятельств, сопутствующих  этому
событию) на том месте, где происходило событие, по поводу которого даются показания. Иначе
говоря, имеется в виду характеристика окружающей материальной микросреды, на фоне и при
опосредованном воздействии которой протекало исследуемое деяние. О его обстоятельствах и
участниках  при  воссоздании  контекста  события  речь  пока  не  ведется. Эти  вопросы
рассматриваются  в  ходе

детального  описания  события.

  На  данном  этапе  развития  допроса

следователь исходит из необходимости убедить интервьюируемого в том, чтобы тот рассказал
об  обстоятельствах  преступления  как  можно  подробнее, не  упуская  никаких  мелочей,
кажущихся интервьюируемому незначительными, деталей, пустяков, по поводу которых он тем
не  менее  убежден, что  они  имели  место  в  действительности. Максимально  детализируемым
показаниям 

способствует

припоминание 

обстоятельств 

события 

в 

различной

последовательности.

Обычно  допрашиваемый  рассказывает  о  чем-либо  с  самого  начала  и  в  той

последовательности, как происходили события. Между тем некоторые лица могут припомнить
больше  информации, воспроизводя  события  в  обратном  порядке. Поэтому  следователь  может
предложить интервьюируемому начать описание с факта, который произвел на него наиболее
сильное  впечатление, и  уже  от  этого  факта  продвигаться  во  времени  вперед  или  назад.
Возможно иное предложение – начать рассказ о событии с конца, последовательно продвигаясь
к его началу.

Смена  перспективы.

  Следователь просит интервьюируемого описать событие, поставив

себя  на  место  какого-либо  другого  присутствовавшего  при  этом  наблюдателя.  В  этом  случае
событие  описывается  с  позиции  каждого  из  очевидцев. Выслушав  допрашиваемого,
следователь  задает  вопросы, направленные  на  уточнение  и  детализацию  интересующих  его
фактов и обстоятельств. В их круг входят вопросы, связанные с описанием действующих лиц,

их

  пола, расы, возраста, веса, цвета глаз, волос, их длины, прически и т.п. При затруднении в

ответе  могут  быть  заданы  вопросы  типа: «Похож  ли  персонаж  на  кого-либо  из  знакомых?»,
«Если да, то чем именно?», «Не было ли чего-нибудь необычного в его внешности?», «Можно
ли по внешним признакам отнести его к какому-то стереотипу?».

Важное  значение  с  рассматриваемой  точки  зрения  имеет  выяснение  употребляемых  в

разговоре  действующих  лиц  исследуемого  события  фамилий  и  имен. При  затруднении  в
ответах  может  быть  предложено  путем  перебора  алфавита  восстановить, было  ли  это  имя
(фамилия) иностранным; не обменивались ли участники события словами из серии количеств,
чисел, цифр; какие  особенности  имели  голоса, акцент, интонация  и  речевые  характеристики
действующих  лиц. Наряду  с  этим  допрашиваемому  следует  предложить  дать  описание
обстановки, предметов, находившихся  на  месте  события, эмоциональной  реакции  на  событие
самого интервьюируемого и других лиц.

Эти  и  ряд  других  подобных  вопросов, способствующих  активизации  памяти

интервьюируемого, позволяют получить достаточно подробную и достоверную информацию об
обстоятельствах и участниках расследуемого преступления.

Этапы интервью