Файл: Образцов В.А., Богомолова С.Н. - Криминалистическая психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 4323

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Виктор Александрович Образцов, Сапфо Николаевна Богомолова: «Криминалистическая психология»

236

Вам  будет  легче  сосредоточиться, если  Вы  закроете  глаза (показывает  сам, закрывает

глаза). Попытайтесь  как  можно  явственнее  мысленно  представить  эту  сцену, когда  мужчина
впервые повернулся к Вам. Пока ничего не говорите. Рисуйте мысленную картину как можно
яснее (пауза  несколько  секунд). Сконцентрируйте  внимание  на  его  лице  и  голове (пауза).
Сейчас попробуйте описать его голову и как можно подробнее, ничего не пропускайте.

Очевидец'.

  У  него  было  лицо  овальной  формы, щеки  одутловатые. Цвет  лица  темный.

Высокий  лоб. Волосы  темные: брюнет  или  шатен. Волосы  зачесаны  почти  прямо, слегка  на
левую сторону. Что-то странное было у него со ртом, как будто рот был искривлен…

Следователь

  держит паузу. Молчит.

Очевидец:

  Может  быть, у  него  была  бородка. Казалось  почему-то, что  она  на  левой

стороне гуще, чем на правой… Это все, что я могу припомнить.

Следователь:

  Держите образ. Сфокусируйтесь на глазах. Скажите мне все, что можете, о

его глазах, бровях, вообще о верхней части лица.

Очевидец:

  Странные какие-то у него глаза… расширенные зрачки, такие бывают у людей

«не в себе», помешанных. Не могу вспомнить цвет его глаз. Кроме того, он был вспотевшим. На
его лбу поблескивали капельки пота.

Следователь:

  Были ли на нем очки?

Очевидец:

  Нет.

Следователь:

  Вернитесь снова к его волосам. Вы говорили, что они темные и зачесаны

прямо назад. Что еще могли бы Вы рассказать мне о его волосах?

Очевидец:

    Они  были  не  вьющиеся,  может  быть,  слегка  волнистые,  но  уж  точно  не

курчавые.

Следователь:

  Можете охарактеризовать длину его волос?

Очевидец:

  Волосы чуть-чуть покрывали его уши, так что не были слишком короткими.

Но и не очень длинными.

Следователь:

  Вы уже вспомнили, что у него были пухлые щеки. Снова сконцентрируйте

внимание на его щеках… (держит паузу)… Сейчас попробуйте описать его лицо.

Очевидец:

  В его лице не было ничего примечательного. Никаких особых примет.

Следователь:

  Был он гладко выбрит или имел волосы на лице?

Очевидец:

  Он был гладко выбрит.

Следователь:

  Какой у него был цвет кожи?

Очевидец:

  Ближе к темному. Как будто загорелый. Но не очень темный.

Следователь:

  В общем, что же было в его лице самым примечательным?

Очевидец:

    Я  думаю,  что  глаза.  У  него  был  действительно  «безумный»  взгляд,  с

расширенными зрачками.

Следователь:

  Джейн, Вы  уже  раньше  упоминали  о  том, что  после  ограбления, придя

домой, рассказали мужу о случившемся. Вы рассказали ему обо всем детально или только свои
общие впечатления о событии и как Вы реагировали на происходящее?

Очевидец:

  Мой муж очень любопытен. Он попросил меня дать исчерпывающее описание

того,  что  произошло  в  магазине.  Мне  даже  показалось,  что  он  хотел  бы  выступить  в  роли
детектива-любителя и найти преступника.

Следователь:

  Ну и как, Вы хорошо описали случившееся Вашему мужу?

Очевидец:

   Хорошо. Это было сразу же после ограбления, так что тогда мне было легче

припомнить  некоторые  детали. Я  даже  назвала  моему  мужу  имя  одного  из  грабителей – его
напарник  обратился  к  нему, назвав  по  имени. Но  сейчас  я  не  могу  вспомнить  это  имя. Надо
было тогда его записать.

Следователь:

  Вернитесь назад, к тому времени, когда Вы говорили с мужем. Где Вы в

тот момент находились?

Очевидец:

  Это было дома. Я говорила по телефону с кухни.

Следователь:

    Постарайтесь вернуться  к  тому  моменту,  когда  Вы  говорили  с  мужем  по

телефону, и восстановите разговор.

Очевидец: Я

  сказала ему, что случилось. Естественно, он спросил о моем самочувствии и

поинтересовался, сообщила ли я в полицию. Я ответила «нет» и что я, кажется, вспомнила, кого
мне напоминал один из грабителей, и имя одного из них. Но сейчас я это имя не помню.


background image

Виктор Александрович Образцов, Сапфо Николаевна Богомолова: «Криминалистическая психология»

237

Следователь:

  Постарайтесь  вернуться  к  тому  моменту  в  разговоре  с  мужем, когда  Вы

думали  об  имени  грабителя. Восстановите  это  время  в  памяти. Как  Вам  все-таки  удалось
вспомнить это имя?

Очевидец:

    Попробую.  Я  вспоминаю,  что мужа  тогда  это  имя очень позабавило,  потому

что похожее  имя  было  у  нашего  племянника:  Робби.  Но  преступника  звали  не  Робби.  У  него
было иностранное имя, более длинное, чем имя Робби – Роберто. Да, действительно, его звали
Роберто.

Следователь:

  Какого из парней звали Роберто: того, который наставил на Вас ружье, или

того, который стоял посреди магазина?

Очевидец:

  Того, который направил на меня ружье.

Следователь:

  Можете ли Вы еще что-нибудь вспомнить из того, что говорили Вашему

мужу и о чем не сказали сейчас?

Очевидец:

  Нет, только имя.

Следователь:

  Был ли один из грабителей лидером, или оба работали вместе на равных?

Очевидец:

  Мужчина, стоявший  возле  кассы  и  забиравший  деньги, кажется, был  за

старшего. Он  приказывал  Роберто, что  следует  делать  дальше. Этот, стоявший  возле  кассы
человек, производил впечатление более умного.

Следователь:

  Почему Вы заключили, что он был более умным?

Очевидец:

  Точно не знаю. Думаю потому, что речь у него была более отчетливой, чем у

Роберто,  и  говорил  он  без  акцента.  Он  был  лучше  одет.  Он  был  в  обычных  брюках,  а  не  в
джинсах.  Он  был  гладко  выбрит.  И  потом,  он  был  в  очках.  Вы  ведь  знаете,  иногда  люди,
носящие очки, кажутся более щеголеватыми.

Следователь:

  Джейн, Вы сообщили мне много информации и я хотел бы убедиться в том,

что я все правильно записал. Давайте вместе с Вами еще раз проверим мои записи. Старайтесь
думать  об  ограблении,  когда  я  буду  читать  Вам  мои  записи.  Если  в  какой-то  момент  Вам
покажется, что  я  что-то  неверно  записал  или  Вы  вспомните  что-либо  новое, чего  Вы  еще  не
говорили, сразу же прервите меня и скажите об этом.

Медленно читает записанное.

Следователь:

  А  сейчас  сообщите  некоторую  информацию  о  себе  для  нашего

официального  протокола. Так  принято  в  любом  полицейском  управлении, и  неважно, где
проводится интервью (независимо от того, где мы собираем показания).

Какое ваше полное имя?

Очевидец:

  Джейн Эллен Вилсон.

Следователь:

  Ваш адрес?

Очевидец:

  (называет).

Следователь:

  Джейн, Вы  мне  очень  помогли  в  расследовании. Благодарю, что  Вы

уделили мне время. Надеюсь, что это было для Вас не слишком обременительно и я не нарушил
Ваши планы. Не исключено, что в последующие дни Вы будете думать о том, что произошло во
время  ограбления. Это  вполне  естественно. Когда  Вы  будете  думать  об  ограблении, Вы,
вероятно, вспомните какую-то новую информацию, которую мы сегодня не записали. Запишите
эту информацию и позвоните мне. Вот моя карточка. Еще раз благодарю за сотрудничество.

Спустя  несколько  дней  следователь  позвонил Джейн  Эллен  Вилсон, поинтересовался  ее

здоровьем и еще раз поблагодарил за данные ею показания.

Глава 14

Выявление лжи и событий, связанных с ложью

14.1. Выявление и преодоление лжи допрашиваемых

Как  отмечалось, основная  цель, которую  преследует  следователь, производя  допрос,

состоит  в  получении  от  допрашиваемого  путем  дачи  им  показаний  достоверных
исчерпывающих  фактических  данных (доказательственной  информации) относительно


background image

Виктор Александрович Образцов, Сапфо Николаевна Богомолова: «Криминалистическая психология»

238

известных последнему обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Обеспечить успех в достижении этой цели не всегда легко. Многое зависит от личностных

особенностей допрашиваемого, мастерства следователя, уровня его тактического оснащения.

По  уголовным  делам  допрашиваются  люди  с  самыми  различными  психологическими

характеристиками (с  точки  зрения  их  темперамента, характера, психического  здоровья,
психологического  состояния  и  т.д.). Их  поведение  на  допросе  также имеет  свои  особенности.
Одни  многословны, велеречивы, навязчивы; другие, наоборот, замкнуты, немногословны,
отчуждены. Для поведения одних характерна скромность, тактичность, умение сдерживать свои
эмоции. Но  нередко  следователь  сталкивается  с  их  прямыми  антиподами – нахальными,
дерзкими, развязными, порой агрессивными людьми.

Каждый раз следователь, увидев вызванного на допрос человека, решает вопрос о выборе

варианта  модели  своего  поведения, который  позволит  достичь  ожидаемого  результата  от
данного  следственного  действия. Этому  способствует  криминалистическое  распознавание
образа  допрашиваемого  лица81. Речь  идет  не  о  внешнем, поверхностном, видимом, не  о
мнимом, кажущемся, навязываемом  образе, а  о  подлинном, внутреннем, сущностном
социально-психологическом  облике (портрете) партнера  следователя  по  информационному
взаимодействию.

Распознавание образа допрашиваемого

Распознавание  образа  допрашиваемого  предполагает  составление  следователем  четкого

представления (вначале  на  предположительном  уровне) о том, с кем  он  имеет  дело. Успешно
решить  данную  задачу – это  получить  мысленные  ответы  на  довольно  обширный  круг
вопросов. В их число могут входить следующие:

• является ли допрашиваемый тем, за кого он себя выдает, соответствует ли его реальный

облик тому, что демонстрируется внешними аксессуарами;

• каковы  его  нравственный  потенциал, увлечения, намерения, планы, ценностные

ориентации, образовательный, интеллектуальный, профессиональный  уровни, социальный
статус, характер, темперамент, образ  жизни, степень  притязания  на  лидерство, жизненные
перспективы;

• каково его отношение к факту совершения расследуемого преступления, правопорядку,

ведению  следствия  по данному делу, к лицу, его осуществляющему, своему процессуальному
положению, является  ли  он  законопослушным, имеет  ли  уголовное  прошлое, попадал  ли  он
ранее в поле зрения правоохранительных органов, чем для него это закончилось;

• как  давно, при  каких  обстоятельствах, в  каком  физическом, физиологическом  и

психическом  состоянии, в  каких  условиях  воспринимал  событие, обстоятельство, по  поводу
которого дает показания, имеет ли психические или физические отклонения в данный момент.

Распознавание  образа  допрашиваемого  создает  предпосылки  для  решения  ряда  важных

тактических  задач  при  производстве  анализируемого  и  последующих  действий, в  первую
очередь  таких  задач, как  определение  следователем  приемов  установления  и  поддержания
психологического  контакта  с  допрашиваемым. Важнейшей  задачей, опирающейся  на  те  же
основания, является распознавание и преодоление лжи допрашиваемого.

Ложь и ложные показания

81  О  проблемах  теории  и  практики  криминалистического  распознавания  см.:

Образцов  В.А.

Криминалистическое  распознавание: теория, метод, процесс // Труды  МГЮА, №3. – М., 1998. – С. 131 – 142;

Миронова Е.А.

  К  вопросу  о  теории  криминалистического  распознавания // Труды  МГЮА, №4. – М., 1999. – С.

194–205;

Проблемы  криминалистического  распознавания

  // Материалы  научно-практической  конференции. –

Иркутск–М., 1999;

Курс криминалистики. Общая часть

  /Под ред. В.Е. Корноухова. – М.: Юристъ, 2000. – С. 315–

332.


background image

Виктор Александрович Образцов, Сапфо Николаевна Богомолова: «Криминалистическая психология»

239

Ложь – одно  из  тех, все  более  поражающих  уголовный  процесс  зол, с  которым

следователь  сталкивается  при  расследовании  самых  различных  преступлений. Источниками
лжи  являются  чаще  всего  подозреваемые, обвиняемые  и  свидетели. Перечень  лжецов  может
быть  продолжен,  поскольку  подчас  в  этом  качестве  выступают  потерпевшие,  а  иногда  и
эксперты.

Ложь различают по характеру, формам проявления и целям, которые преследуются теми,

кто  использует  ее  в  качестве  орудия  борьбы  с  правосудием. Опасна  любая  ложь: большая  и
малая, явная  и  тайная, примитивная  и  ухищренная. Но  особую  опасность  представляет  ложь
неразоблаченная, от  кого  бы  она  не  исходила. В  этом  случае  она  может  нанести  весьма
ощутимый  вред  правосудию, делу  установления  истины, принятию  правомерных  решений  в
уголовном процессе.

В  общежитейском  смысле, ложь – это  неправда, вымысел. Лгать – значит  скрывать

правду, искажать действительное положение вещей и состояние дел.

Выделяют два типа лжи:
а) пассивная ложь, что выражается в непередаче сведений, которые известны (умолчание);
б) активная ложь, т.е. сообщение заведомо ложных сведений.
Пассивная ложь бывает полная и частичная. К пассивной лжи относится и запирательство.
Активная ложь подразделяется на:
а) ложь, целиком состоящую из вымысла;
б) частичную ложь (соединение элементов правды с элементами лжи).
Ложь, базирующаяся на подтасовке фактов, формируется путем:
• исключения отдельных элементов события;
• дополнения реального события вымышленными элементами;
• перестановки отдельных элементов события во времени и пространстве.
Криминалистическая  интерпретация  этих  понятий  предполагает  дачу  заведомо  ложных

показаний по поводу тех или иных обстоятельств, подлежащих установлению.

Ложные  показания  могут  быть  даны  в  силу  заблуждения. Однако  заведомо  ложные

показания  всегда  являются  разновидностью  активной, преднамеренной  лжи. В  этом  случае
имеется  в  виду  сообщение  следствию  или  суду  ложной  информации  с  целью  обмануть
допрашивающих, ввести их в заблуждение.

По своему характеру (направленности) ложные показания могут быть:
• оправдательными;
• обвинительными;
• одновременно  обвинительными  в  отношении  одних  и  оправдательными  в  отношении

других лиц;

• нейтральными (например, сообщение  ложных  сведений  о  преступлении, которое  не

совершалось, без указания на конкретное лицо, якобы совершившее это преступление).

В основе непреднамеренной лжи могут лежать самые различные причины, обусловленные

психическими, физическими, логическими  факторами (преклонный  возраст, травмы  головы,
отрицательно 

сказывающиеся 

на 

процессе 

правильного 

восприятия, сохранения,

воспроизведения  информации, низкий  образовательный  и  интеллектуальный  уровень,
приводящий к ошибкам в посылках, к ошибкам в отношении тезиса, в аргументации и т.д.).

Для  преднамеренного  лжесвидетельства  характерны  иные  основания. Заведомо  ложные

показания чаще всего даются для того, чтобы:

а) помочь виновным лицам избежать уголовной ответственности;
б) смягчить вину обвиняемого (подсудимого);
в) преувеличить  вину  лица, подлежащего  привлечению  или  привлеченного  к  уголовной

ответственности;

г) оговорить невиновного в совершении преступления, к которому он не имеет никакого

отношения, либо оговорить его в совершении мнимого, несуществующего преступления.

С  психологической  точки  зрения, процесс  формирования  заведомо  ложных  показаний

предполагает последовательное прохождение следующих стадий:

• восприятие истинного события;


background image

Виктор Александрович Образцов, Сапфо Николаевна Богомолова: «Криминалистическая психология»

240

• запоминание и осмысление этого события;
• осознание цели сообщения ложных сведений и последствий данного акта;
• переработка 

воспринятого 

и 

создание 

мысленной 

модели 

задуманного

лжесвидетельства;

• удержание  в  памяти  моделей  ложных  показаний, построение  модели  процесса  их

сообщения на допросе;

• воспроизведение ложных показаний на допросе.

Причины лжесвидетельств свидетелей, потерпевших, подозреваемых

Причины, порождающие ложные показания свидетелей и потерпевших:
• воздействие, которое  они  испытали  со  стороны  заинтересованных  лиц (просьбы

последних, уговоры, подкуп, шантаж и т.д.);

• болезненное состояние психики;
• личная заинтересованность в исходе дела;
• намерение избежать нежелательного обременительного участия в уголовном процессе;
• нежелание  помогать  правоохранительным  органам  в  установлении  истины  из-за

негативного отношения к их работе, конкретным работникам.

В  генезисе  лжи  существенную  роль  играют  эмоции  человека: страх, гнев, злорадство,

зависть, тревога, надежда, отчаяние и проч.

В  качестве  мотивов  лжесвидетельства  могут  выступать  корыстные  побуждения, ложно

понятые  интересы  коллектива, чувство  товарищества, попытка  самоутверждения  таким
способом и т.д.

Причины лжесвидетельства подозреваемых, обвиняемых:
• намерение уклониться от ответственности и возмещения причиненного вреда;
• намерение смягчить ответственность, сохранить нажитое преступным путем имущество,

иные добытые незаконно блага, права, преимущества;

•  воздействие  на  допрашиваемых  со  стороны  других  заинтересованных  в  ложности

показания лиц.

Делается это из:
а) опасения, что  признание  вины  может  изменить  в  худшую  сторону  судьбу

допрашиваемого  и  его  положение  в  обществе, повредить  собственной  репутации, причинить
иной вред себе и другим людям;

б) желания отомстить соучастнику или иным лицам;
в) боязни мести со стороны соучастников, других заинтересованных лиц;
г) корыстных побуждений или соображений получения иной выгоды.
Ложь  многолика. Она  имеет  не  только  словесное  оформление, проявляется  не  только  в

вербальном  общении, но  и  четко  прослеживается  в  самых  различных  невербальных  формах.
Ложные показания, оговоры и самооговоры, ложные доносы и ложные алиби, фальсификации –
все это ядовитые ягоды тлетворного поля лжи.

Признаки лжи допрашиваемого

Версия  о  том, что  допрашиваемый (свидетель, потерпевший, подозреваемый,

обвиняемый),  несмотря  на  его  уверения  в  правдивости  своих  показаний,  сообщает  ложные
сведения, может быть построена на основе установления и анализа следующих обстоятельств:

• сообщения допрашиваемым лицом различных сведений по одному поводу;
• неопределенности, некорректности сведений, содержащихся в показаниях;
• наличия совпадений в мельчайших деталях показаний различных лиц об одном и том же;
• "проговорок" в  высказываниях, указывающих  на  отрицаемую  допрашиваемым  лицом

осведомленность в обстоятельствах события, по поводу которого оно допрашивается;

• бедности  эмоционального  фона  показаний (схематичность, безликость, бледность