Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 10151

Скачиваний: 385

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

296

– Когда  человек  начинает  терять  интерес  к  говорящему, то  его  голова  начинает  склоняться  к

руке для опоры.

– Люди, имеющие привычку потирать затылочную часть шеи, склонны проявлять негативное,

критическое отношение к окружающим.

Личностные особенности клиента

– «С психологической точки зрения  весьма  существенно  верить  в  свободу (личности. –

Р.Н.),

чтобы  иметь  адекватное  представление  о  личности, необходимое  для  успешной
консультационной деятельности» (Р. Мей. – С. 17).

– Чтобы оценить личность клиента, обычно требуется трех – четырехчасовая беседа.
– «Все  выводы, касающиеся  характера  человека, являются  лишь  гипотезой, а  истинность

гипотезы проверяется тем, как она воздействует на данную личность» (Р.Мей. – С. 89).

– Закидывание  ноги  на  ногу  с  образованием  угла  у  европейцев  обычно  говорит  о  духе

противоречия и соперничества.

– «Неспособность ладить с окружающими – главная черта невротика» (Р.Мей. – С. 25).
– «За неуемными амбициями скрывается глубокое, хотя, возможно, и не осознаваемое, чувство

неполноценности» (Р.Мей. – С. 27).

– Свободное движение навстречу человеку – признак душевного здоровья.
– «Невротик, постоянно демонстрирующий  движение  прочь, не  способен  испытывать чувство

любви» (Р.Мей. – С. 69).

– «Человек, особенно  тщательно  одетый, склонен  придавать  чрезмерное  значение  мелочам  в

других сферах жизни» (Р.Мей. - С. 68).

– Неординарная  косметика – признак  сильного  желания  привлекать  внимание  и  симптом

глубоких личностных нарушений (Там же).

– Изысканность туалета женщины – признак ее интереса к мужчине.
– Ходить с высоко поднятой головой  и с заложенными  за спину руками считается признаком

уверенного в себе человека, с чувством превосходства над другими людьми.

– Выставление  больших  пальцев  рук, например, тогда, когда  руки  находятся  в  карманах,

нередко говорит о властности, чувстве превосходства, неискренности и даже агрессивности.

– Руки на поясе – один из характерных жестов решительного, агрессивного человека.
– Люди  прислоняются  к  чему-либо  или  к  кому-либо  для  того, чтобы  заявить  свои  претензии

собственности  на  соответствующий  объект, продемонстрировать  право  собственности  на
него.

– Открытые  ладони  ассоциируются  с  искренностью, честностью, доверчивостью  и

преданностью.

– Человек, претендующий  на  главенство  или  власть, при  рукопожатии  старается  повернуть

свою ладонь вниз. Напротив, тот, кто готов подчиниться, поворачивает свою ладонь вверх.

– Тот, кто  рассчитывает  на  равноправные  отношения, направляет  свою  ладонь  при

рукопожатии горизонтально.

– Рукопожатие, при котором один человек тянет руку другого человека на себя, означает одно

из двух: или это не уверенный в себе человек, или ему непривычно общаться с вами, находясь
на большом расстоянии от вас.

– «Человек  с  быстрой  реакцией, которого  очень  трудно  переубедить  в  споре, часто  сидит,

закинув ногу на ногу и обхватив ногу руками» (А. Пиз. – С. 124). Это также признак упрямого
человека, к которому нужен специальный подход.

– Большинство  любителей  сидеть  на  стуле  верхом  являются  людьми  так  называемого

оборонительно типа, пытающимися одновременно управлять другими. Спинка стула служит
им своеобразной защитой от нападения.

– «Использование воспоминаний раннего детства – ключ к пониманию образа жизни человека.

В ранних воспоминаниях часто можно подметить  те  же тенденции, которые  наблюдаются  в
личностной  модели  индивидуума  и  двадцать  лет  спустя. Поняв  ранние  воспоминания,
консультант  получит  ценный  материал..., если  будет  достаточно  точен  и  осторожен  в  его
расшифровке» (Р.Мей. – С. 71, 72).


background image

297

– «У старшего ребенка в семье заметно развито чувство ответственности» (Р.Мей. – С. 73).
– «У  второго  ребенка  наблюдается  развитие  непомерного  честолюбия  и  привычки «с  боем»

добиваться своего» (Там же. – С. 74).

– Младший ребенок в семье имеет весьма доброжелательное отношение к миру (Там же).
– Единственный  ребенок  в  семье  нередко  вырастает  избалованным, с  требовательным  и

иждивенческим отношением к жизни (Там же. – С. 75).

Учебное издание

Немов Роберт Семенович

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Учебник для вузов

Зав. редакцией

В.А. Салахетдинова

Редактор

О.В. Кирьязев

Зав. художественной редакцией

И.А. Пшеничников

Художник

Ю.В. Токарев

Компьютерная

верстка

А.И, Попов

Корректор

Н.А. Смирнова

Лицензия ЛР № 064380 от 04.01.96.

Гигиенический сертификат № 77.ЦС.01.952.П.01652.С.98 от 28.08.98. Сдано в набор 16.12.98.

Подписано в печать 25.02.99. Формат 60х90/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 33,0. Тираж 20 000

экз. (1-й завод 1-10 000 экз.).

Заказ № 1845.

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». 117571, Москва, просп. Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет. Тел. 437-99-98, 437-11-11, 437-25-


background image

298

52, тел./факс 932-56-19.

Е-mail: vladoc@dol.ru

http://www. Vladoc.ru

Государственное унитарное предприятие

ордена Трудового Красного Знамени полиграфический комбинат Государственного комитета

Российской Федерации по печати. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................................................................................................ 3

ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ......................... 5

Ч

ТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

.................................................................... 5

К

ТО

,

 КОГДА И ЗАЧЕМ ОБРАЩАЕТСЯ К ПСИХОЛОГУ

-

КОНСУЛЬТАНТУ

................................................ 6

Ч

ЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ

....................................................................................................................... 7

Ц

ЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

.......................................................... 8

В

ИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

........................................................................ 10

У

СЛОВИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

.................................. 11

ГЛАВА II ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГУ-КОНСУЛЬТАНТУ И ЕГО РАБОТЕ 13

К

ОГО МОЖНО СЧИТАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМ ПСИХОЛОГОМ

-

КОНСУЛЬТАНТОМ

. Ч

ТО ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И

УМЕТЬ ДЕЛАТЬ

............................................................................................................................. 13

О

БЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

,

 ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ И К ПСИХОЛОГУ

-

КОНСУЛЬТАНТУ

.................................................................................................................................................... 14

С

ПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

,

 ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

.................................................................................................................................................... 21

ГЛАВА III ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА26

Ч

ТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГА

-

КОНСУЛЬТАНТА

............ 27

С

 ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ

,

 КАК ПРОВОДИТСЯ И НА ЧЕМ ОСНОВЫВАЕТСЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГА

-

КОНСУЛЬТАНТА

 28

К

АК ПОВЫШАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КВАЛИФИКАЦИЮ ПСИХОЛОГА

-

КОНСУЛЬТАНТА

............... 29

ГЛАВА IV ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ........ 30

О

БЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

........................... 31

Р

ЕЖИМ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

.................................................................. 32

Р

АСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ МЕЖДУ РАБОТНИКАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

... 33

О

РГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

-

КОНСУЛЬТАНТА

.................................... 34

В

ЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГА

-

КОНСУЛЬТАНТА С ДРУГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

-

КОНСУЛЬТАНТАМИ

34

В

ЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГА

-

КОНСУЛЬТАНТА СО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ПЕРСОНАЛОМ КОНСУЛЬТАЦИИ

36

ГЛАВА V ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ЕГО ЭТАПЫ
И ПРОЦЕДУРЫ ........................................................................................................................... 37

К

АК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

.......................................... 38

К

АК ПРОВОДИТСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

....................................................... 40

О

СНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

.................................................... 41

П

РОЦЕДУРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

.............................................................. 42

ГЛАВА VI ТЕХНИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ....................... 45

П

ОНЯТИЕ И ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ О ТЕХНИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

.......... 47

В

СТРЕЧА КЛИЕНТА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

........................................................... 47

Н

АЧАЛО БЕСЕДЫ С КЛИЕНТОМ

..................................................................................................... 49

С

НЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ У КЛИЕНТА И АКТИВИЗАЦИЯ ЕГО РАССКАЗА НА СТАДИИ ИСПОВЕДИ

 51

Т

ЕХНИКА

,

 ПРИМЕНЯЕМАЯ ПРИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА

.......................................... 53

Д

ЕЙСТВИЯ КОНСУЛЬТАНТА ПРИ ДАЧЕ КЛИЕНТУ СОВЕТОВ И РЕКОМЕНДАЦИЙ

................................ 54

Т

ЕХНИКА ЗАВЕРШАЮЩЕГО ЭТАПА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕНИЯ КОНСУЛЬТАНТА С КЛИЕНТОМ ПО

ОКОНЧАНИИ КОНСУЛЬТАЦИИ

....................................................................................................... 57


background image

299

Т

ИПИЧНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

,

 ДОПУСКАЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

,

 СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

.................................................................................................................................................... 59

ГЛАВА VII ТЕСТИРОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

64

Д

ЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ПРОВОДИТЬ ТЕСТИРОВАНИЕ ВО ВРЕМЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

64

К

ОГДА В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРИМЕНЯТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

............ 65

К

АКИМ ТРЕБОВАНИЯМ ДОЛЖНО ОТВЕЧАТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

!

 ПРИМЕНЯЕМОЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ

КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

................................................................................................................... 66

ГЛАВА VIII ТЕСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПРАКТИКЕ КОГНИТИВНОГО
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ............................................................... 68

Т

ЕСТЫ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ВОСПРИЯТИЯ

,

 ВНИМАНИЯ

,

 ВООБРАЖЕНИЯ

,

 РЕЧИ И ОБЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ

............................................................................................................................ 68

Т

ЕСТЫ ПАМЯТИ

............................................................................................................................ 72

ГЛАВА IX ТЕСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПРАКТИКЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО И
КОММУНИКАТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ............... 74

Т

ЕСТЫ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

.............................................................................. 75

Т

ЕСТЫ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

................................................................................. 76

Т

ЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

........................................................................................ 77

Т

ЕСТЫ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА

.......................................................................................... 79

Т

ЕСТЫ МОТИВОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ

.............................................................................................. 82

ГЛАВА Х СИТУАЦИИ И ОБЩИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ, СВЯЗАННОМУ СО СПОСОБНОСТЯМИ................................ 84

Т

ИПИЧНЫЕ СЛУЧАИ

(

СИТУАЦИИ

)

 ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

.............................. 85

О

БЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

.................................................................................................................................................... 87

С

ОВЕТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

..................................................... 88

С

ОВЕТЫ ПО РАЗВИТИЮ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

............................................................... 90

П

УТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

................................. 94

У

ЛУЧШЕНИЕ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КЛИЕНТА

......................................................... 97

Р

АЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КЛИЕНТА

.................................................................... 99

ГЛАВА XI ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ,
СВЯЗАННОМУ С РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА.................................................. 104

С

ОВЕТЫ ПО ВОПРОСАМ

,

 СВЯЗАННЫМ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ

.......................................................... 104

О

БЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА

.......................................................... 108

С

ОВЕТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВОЛИ

..................................................................................................... 109

Р

ЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЛОВЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА

.................................... 110

С

ОВЕТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА

.................................................. 112

К

ОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ПОТРЕБНОСТНО

-

МОТИВАЦИОННЫМ ПРОБЛЕМАМ

................................ 113

ГЛАВА XII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОММУНИКАТИВНОМУ И СОЦИАЛЬНО-
ПЕРЦЕПТИВНОМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ..................... 116

О

ТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА К ЛЮДЯМ

.............................................................................................. 117

Н

ЕУМЕНИЕ ПРИВЛЕКАТЬ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ

,

 ОКАЗЫВАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ НА ЛЮДЕЙ

 118

Н

ЕУМЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАТЬ КОМПЛИМЕНТЫ И ПРАВИЛЬНО РЕАГИРОВАТЬ НА НИХ

....................... 120

Н

ЕУМЕНИЕ ТОЧНО ВОСПРИНИМАТЬ И ОЦЕНИВАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛЮДЕЙ

........................... 121

ГЛАВА XIII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ДЕЛОВЫХ
ОТНОШЕНИЯХ......................................................................................................................... 124

Н

ЕУДАЧИ В УПРАВЛЕНИИ ЭМОЦИЯМИ В ДЕЛОВОЙ ЖИЗНИ

.......................................................... 124

Н

ЕУДАЧИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

,

 УСЛОВИЙ И МЕСТА РАБОТЫ

.................................................... 127

Н

ЕУДАЧИ В ПРОДВИЖЕНИИ ПО СЛУЖБЕ

...................................................................................... 128

Н

ЕУДАЧИ В ПОДДЕРЖАНИИ И СОХРАНЕНИИ СВОЕЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

................................. 129

Н

ЕУДАЧИ В КОНКУРЕНЦИИ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ

........................................................................ 132

ГЛАВА XIV ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ МЕЖЛИЧНОСТНОГО
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ............................................................. 135

О

СНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ЛЮДЕЙ

,

 ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

136

П

РОБЛЕМЫ ЛИЧНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КЛИЕНТА С ЛЮДЬМИ

................................................. 137

О

ТСУТСТВИЕ ВЗАИМНЫХ СИМПАТИЙ В ЛИЧНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

......................... 137

Н

АЛИЧИЕ АНТИПАТИЙ В ОБЩЕНИИ КЛИЕНТА С ЛЮДЬМИ

............................................................ 140

Н

ЕСПОСОБНОСТЬ КЛИЕНТА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ

........................................................................ 143

Н

ЕВОЗМОЖНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОГО ДЕЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛИЕНТА С ЛЮДЬМИ

............. 144


background image

300

Н

ЕСПОСОБНОСТЬ КЛИЕНТА БЫТЬ ЛИДЕРОМ

................................................................................ 145

Н

ЕСПОСОБНОСТЬ КЛИЕНТА ПОДЧИНЯТЬСЯ ДРУГИМ

.................................................................... 148

Н

ЕУМЕНИЕ КЛИЕНТА ПРЕДУПРЕЖДАТЬ И РАЗРЕШАТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ

................ 149

ГЛАВА XV ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

...................................................................................................................................................... 153

О

СНОВНЫЕ ВОПРОСЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

........................................................... 154

В

ЗАИМООТНОШЕНИЯ С БУДУЩИМ СУПРУГОМ

............................................................................ 155

В

ЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУПРУГАМИ В СЛОЖИВШЕЙСЯ СЕМЬЕ

.......................................... 156

В

ЗАИМООТНОШЕНИЯ СУПРУГОВ С ИХ РОДИТЕЛЯМИ

................................................................... 162

ГЛАВА XVI РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.......................................................................................................... 172

В

ЗАИМООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ

-

ДОШКОЛЬНИКАМИ

................................................. 173

П

СИХОЛОГО

-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

...... 179

Р

ЕШЕНИЕ ПСИХОЛОГО

-

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

....................... 181

К

ОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

............................................................ 183

ГЛАВА XVII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ, СВЯЗАННЫМ С ЛИЧНЫМИ
ЖИЗНЕННЫМИ НЕУДАЧАМИ ............................................................................................. 188

Н

ЕУДАЧИ ЛИЧНОГО ХАРАКТЕРА

................................................................................................. 189

Н

ЕУДАЧИ В РАЗВИТИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ

.................................................................. 191

Н

ЕУДАЧИ В ИЗМЕНЕНИИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ

............................................................................... 192

Н

ЕУДАЧИ В КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА

....................................... 195

Н

ЕУДАЧИ В ИЗБАВЛЕНИИ ОТ КОМПЛЕКСОВ

................................................................................. 197

Н

ЕУДАЧИ В УСТАНОВЛЕНИИ ХОРОШИХ ЛИЧНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ЛЮДЬМИ

..................... 203

ГЛАВА XVIII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ САМОЧУВСТВИЯ И СОСТОЯНИЯ
ЗДОРОВЬЯ.................................................................................................................................. 206

П

СИХОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

.................................................................................................... 207

П

СИХОГЕННЫЕ СЕРДЕЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

................................................................................. 208

П

СИХОГЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ

.............................................................................. 209

И

ЗМЕНЧИВОСТЬ НАСТРОЕНИЯ КЛИЕНТА

..................................................................................... 211

Д

ЕПРЕССИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ

...................................................................................................... 213

С

НИЖЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

............................................................................................. 214

Б

ЕССОННИЦА

............................................................................................................................. 218

Э

МОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА

(

АФФЕКТЫ

,

 СТРЕССЫ

) .......................................................... 219

ГЛАВА XIX ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДЕЛОВОМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ ........................................................................................................ 222

Р

УКОВОДСТВО ЛИЧНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ ЛЮДЕЙ

..................................................................... 223

Р

УКОВОДСТВО ДЕЛОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ ЛЮДЕЙ

.................................................................... 228

П

РИНЯТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ ПО ПЕРСОНАЛЬНЫМ ДЕЛАМ

............................................... 231

П

РИНЯТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ ПО РАБОЧИМ ДЕЛАМ

.......................................................... 232

Н

ЕУМЕНИЕ ОБРАЩАТЬСЯ К ЛЮДЯМ С ПРОСЬБАМИ И ПРАВИЛЬНО РЕАГИРОВАТЬ НА ПРОСЬБЫ

..... 232

Н

ЕУМЕНИЕ УБЕЖДАТЬ ЛЮДЕЙ

.................................................................................................... 235

ГЛАВА XX ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 

238

Ч

ТО ТАКОЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

.............................. 238

К

АК ОЦЕНИВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

................................. 240

П

РИЧИНЫ НЕДОСТАТОЧНОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

... 241

УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

...................................................................................................................................................... 243

ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................................ 264

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ ........ 265

СОВЕТЫ Р. МЕЯ, А. ПИЗА И ДРУГИХ ИЗВЕСТНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ НАЧИНАЮЩИМ
ПСИХОЛОГАМ-КОНСУЛЬТАНТАМ.................................................................................... 291