Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 11479
Скачиваний: 403
291
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ - отклонения в проявлениях эмоций человека от
нормального для данного человека при сложившихся жизненных обстоятельствах уровня.
ЭМПАТИЯ (ПСИХОЛОГА КОНСУЛЬТАНТА К КЛИЕНТУ) -особое чувство, благодаря
которому психолог-консультант может как бы изнутри понимать психологию клиента,
проникать в его внутренний, психологический мир, лучше и глубже познавать личность
клиента и его состояния.
ЭПАТАЖНЫЕ СРЕДСТВА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ -экстравагантные, не вполне
приличные, явно нарушающие сложившиеся нормы человеческого поведения и бросающие
вызов окружающим людям действия человека, рассчитанные на привлечение внимания к
своей особе или на то, чтобы произвести впечатление, вывести окружающих людей из
состояния душевного равновесия.
ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ -последовательные шаги в
проведении психологического консультирования, рассчитанные на достижение частных
целей консультирования, которые преследуются в его процессе. К э.п.к. относятся, в
частности, настрой клиента на исповедь, выслушивание психологом-консультантом исповеди
клиента, прояснение сути проблемы клиента, поиск и формулирование рекомендаций по ее
практическому решению.
СОВЕТЫ Р. МЕЯ, А. ПИЗА И ДРУГИХ ИЗВЕСТНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ
ПСИХОЛОГОВ НАЧИНАЮЩИМ ПСИХОЛОГАМ-КОНСУЛЬТАНТАМ
В этом, заключительном разделе учебника, который не входит в его основную часть и
представляет своеобразное учебно-методическое приложение к нему, содержатся советы, которые
реально давали или, исходя из их научных взглядов и профессионального опыта, могли бы дать
начинающему психологу-консультанту другие известные практические психологи, в частности
Р.Мей – специалист по психологическому консультированию, и А.Пиз – знаток телодвижений
человека и их психологической интерпретации.
Их замечания и рекомендации несомненно помогут начинающему психологу-консультанту
приобрести необходимый практический опыт по организации, проведению консультирования и по
психологической оценке клиентов путем непосредственного наблюдения за ними во время
проведения консультации.
Соответствующие замечания, советы и рекомендации распределяются по следующим
рубрикам:
1. Общие советы психологу-консультанту по подготовке, организации и проведению
психологического консультирования, включая:
– определение целей психологического консультирования,
– размещение клиента в помещении психологической консультации,
– ведение психологического консультирования,
– стимулирование активности клиента во время беседы с ним,
– определение роли собственных эмоциональных переживаний клиента в решении его
проблемы.
2. Признаки, по которым во время консультации можно практически судить о психологическом
292
состоянии и об особенностях личности клиента, в том числе:
– признаки актуальных психологических состояний клиента,
– признаки отношения клиента к тому, что он слышит или сам говорит, а также признаки
отношения клиента к психологу-консультанту,
– признаки, свидетельствующие об устойчивых личностных особенностях клиента.
Советы по определению целей психологического консультирования
«Главная задача личности – определить свою уникальную роль в обществе»
(Мей Р.
Искусство
психологического консультирования. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. – С. 20).
Из этого следует, что у многих клиентов возникают проблемы из-за того, что они считают себя
никому не нужными людям. Им, следовательно, надо помочь стать необходимыми людям, т.е.
приобрести новую цель и новый для себя смысл жизни.
«Трудность людей, обращающихся за консультацией по поводу своих личных проблем,
заключается в том, что они не умеют быть самими собой,... не могут выразить свою
индивидуальность» (Р. Мей. – С. 19).
Отсюда вывод: прежде всего надо практически помочь клиенту научиться быть самим собой,
убедить его в том, что он обладает немалым числом положительных и ценных индивидуальных
качеств, научить клиента свободно эти качества проявлять в общении с людьми.
«Помогая клиенту преодолеть личностную проблему, консультант помогает ему стать более
свободным» (Р.Мей. – С. 18).
Свобода в понимании Р. Мея – сторонника гуманистической теории личности – это
возможность человека принимать самостоятельные решения. Такие решения не в состоянии
принимать человек, имеющий психологические проблемы личностного характера. Даже, если эти
проблемы сейчас кажутся ему незначительными, их все равно необходимо как можно быстрее
преодолеть, иначе в будущем, когда возникнут более сложные проблемы, решить их окажется
невозможно из-за несвободы человека в принятии и реализации решений.
Главные человеческие пороки – тщеславие и честолюбие. Об этом в свое время писал А. Адлер,
и с его мнением согласен Р. Мей, добавляя: «Невротическое честолюбие порождается слабостью и
неуверенностью, а его удовлетворение достигается за счет унижения и подавления других» (Р.
Мей. – С. 28).
Если в психологическую консультацию обращается тщеславный и честолюбивый клиент и
жалуется на то, что не может удовлетворить свое тщеславие и честолюбие, то не следует ему в
этом активно
помогать. Напротив, желательно поставить цель избавить его от этих недостатков.
«Личность динамична, а не статична, ее стихия – творчество, а не прозябание... Полное
устранение конфликтов ведет к застою» (Р. Мей. - С. 30).
Целью психологического консультирования не должно становиться избавление клиентов от
внешних и особенно от внутренних конфликтов. Разумная задача психологического
консультирования совершенно иная – превратить конфликты клиента в противоречия, которые он
сам сможет разрешить, и за счет этого добиться успехов в своем личностном развитии; научить
клиента анализировать и разрешать подобные противоречия и конфликты в будущем.
«Неврозы ... не наследуются, а возникают от нашего неумения пользоваться тем, что мы
получили в наследство» (Р.Мей. – С. 43).
В наследство мы получаем многие задатки и способности, достаточные для того, чтобы
самостоятельно решить почти все, возникающие в нашей жизни, проблемы. Задача
гуманистически ориентированного психологического консультирования состоит в том, чтобы
помочь клиенту осознать и далее практически реализовать свои возможности для устранения
собственных неврозов.
«Проблему клиента следует рассматривать не с точки зрения морали, а как вопрос душевного
здоровья» (Р.Мей. – С. 113).
В гуманистическом понимании душевное здоровье человека означает его согласие с самим
собой даже тогда, когда другим людям кажется, что он своим поведением нарушает нормы
морали. Проблемы и конфликты в личности возникают тогда, когда, по мнению других людей,
данный человек ведет себя вполне прилично, а ему самому кажется, что он нарушает нормы
293
морали.
В этой связи психологическое консультирование должно решить двоякую задачу: во-первых,
выяснить, какой морали придерживается клиент, и дать ему самому осознать это; во-вторых,
установить, насколько его реальное поведение соответствует этим нормам морали, и также
помочь осознать это клиенту. Все остальное для себя он решит сам.
Советы по размещению клиента в помещении психологической консультации
Клиента во время беседы с ним необходимо сажать на удобный стул или на низкое кресло,
лучше всего – вращающееся.
Клиент должен быть размещен таким образом, чтобы во время разговора с ним он мог
совершать свободные телодвижения, а также движения руками и ногами.
Расположение клиента под углом или боком к психологу-консультанту позволяет клиенту
свободнее, без психологического давления со стороны, отвечать на вопросы психолога-
консультанта.
Советы по ведению психологического консультирования
«Не стоит проводить очень длительные сеансы (психологического консультирования. – Р.
Н.)...
Часовая беседа является оптимальным вариантом для каждого сеанса» (Р. Мей. – С. 91).
«Предпочтительнее изложить клиенту все возможные конструктивные варианты избавления от
его проблемы. Подсознание клиента само отберет нужный вариант» (Р. Мей. – С. 94).
«Не менее двух третей (времени. – Р.Я.) всей встречи надо отдавать клиенту для исповеди...
Если это не так, то консультирование ведется неверно» (Р.Мей. – С. 79, 88).
Советы по стимулированию активности клиента во время беседы с ним
Если психолог-консультант во время разговора с клиентом несколько развернут относительно
клиента так, что клиент располагается под углом по отношению к нему, то со стороны клиента
допускаются косвенные ответы на вопросы консультанта (Р. Мей).
Если консультант поворачивается лицом к клиенту, то это значит, что он ждет от клиента
прямых ответов на свои вопросы. Такого изменения позиции можно добиться, если консультант и
клиент сидят во вращающихся креслах (Р.Мей).
«Если клиент правильно понимает, то он правильно и поступает» (Р.Мей. - С. 95).
«Консультанту не всегда следует возлагать на клиента всю меру ответственности за
собственное спасение. В наиболее серьезных случаях часть этой ответственности ему стоит
временно принять на себя, с тем чтобы в конечном счете помочь клиенту осознать свою
ответственность в полной мере» (Р. Мей. С. 98).
Во время исповеди клиента консультант не должен эмоционально ярко проявлять свое
отношение к тому, о чем говорит клиент, но и не демонстрировать свое абсолютное безразличие к
этому (Р. Мей).
« Консультант должен быть осторожен со словами утешения во время беседы (с клиентом. – Р.
Я.). Сострадание, как чувство личное и субъективное, может еще больше расстроить клиента» (Р.
Мей. – С. 89).
Открытые во время беседы ладони поощряют собеседников быть взаимно откровенными и
доверчивыми
(Пиз Аллан.
Язык тело-
движений. Как читать мысли других по их жестам. – Нижний Новгород: «Ай Кью», 1992).
О роли собственных переживаний клиента в решении его личной проблемы
«Страдание обладает большим созидательным потенциалом» (Р.Мей. - С. 97).
«Переживая душевные страдания, человек растет не только духовно, но черпает силы для
духовного творчества» (К. Юнг; цит. по Р.Мею. - С. 97).
«С помощью страдания природа указывает нам, где мы ошибаемся и что нужно изменить в
нашем поведении» (Р.Мей. – С. 97).
294
«Жизнь сама, через страдания заставит клиент "дозреть", и он примется за переделку самого
себя» (Р.Мей. – С. 99).
«Тот, кто налагает полный запрет на все проявления инстинктивной стороны своей жизни,
вероятно на время избежит зла, но зато лишит себя возможности творить добро» (Р.Мей. – С. 120).
«Попытка укрыться от проблем, которые ставит жизнь, из опасения потерпеть неудачу, только
приведет к психологическим проблемам» (Р.Мей. - С. 120).
Признаки, по которым можно судить о психологических состояниях и личности клиента
Состояния клиента
–
Наклон, сидя корпуса вперед, в положении сидя с руками на коленях или на стуле говорит о
том, что сидящий человек готов закончить разговор и начать действовать.
– Расширение зрачков человека свидетельствует о возникшем у него в данный момент времени
внутреннем, положительном чувстве, а сужение зрачков – об отрицательном чувстве.
– «Процесс курения есть внешнее проявление внутреннего дисбаланса или конфликта внутри
человека» (А. Пиз. – С. 180).
– Постоянное сбрасывание пепла с конца сигареты на пепельницу свидетельствует о нервном,
напряженном состоянии курящего человека.
– Прижатые друг к другу лодыжки сидящего человека говорят о том, что он настроен
отрицательно, но сдерживает свое негативное отношение, свою взволнованность, неприятные
мысли и чувства.
– Прямая постановка головы обычно свидетельствует о нейтральном отношении человека к
тому, что он слышит или видит. Когда голова наклонена в сторону, это говорит о том, что у
человека пробуждается интерес к тому, что он видит или слышит, и нейтральное отношение
сменяется положительным. Если голова человека наклонена вперед, это чаще всего
свидетельствует об отрицательном отношении.
– Закладывание рук за голову свойственно людям, уверенным в себе и испытывающим чувство
превосходства перед другими людьми.
– Если человек нервничает, принимает критическую или защитную позу, то он обычно
скрещивает руки у себя на груди.
– Скрещенные на груди руки – это также попытка спрятаться от неблагоприятной ситуации,
свидетельствующая об оборонительном или негативном отношении человека.
– Если собеседник скрещивает руки на груди, значит, вы сказали что-то такое, с чем он не
согласен.
– О стремлении сдерживать свои негативные ощущения свидетельствует также сжимание
пальцами предплечья противоположной руки.
– Если при скрещении рук на груди большие пальцы выставлены вверх, то это говорит о том,
что у данного человека возникло чувство превосходства.
– Жест скрещения рук нередко также свидетельствует о том, что у человека возникло чувство
страха.
– Замаскированные жесты скрещения рук, включающие в себя движения, которые обычно
выполняются при скрещивании рук, свидетельствуют о взволнованности и нервозности
человека, о его стремлении защититься.
– Перекрещивание ног также является признаком негативного или оборонительного отношения
человека. Однако последний жест всегда необходимо интерпретировать в зависимости от
ситуации и пола человека.
– Оценочной является поза, при которой человек подпирает щеку кулаком, а указательный
палец упирается в висок. При этом рука не служит опорой для головы.
– Жест поглаживания подбородка означает, что человек пытается принять решение.
– Если после того как его попросили сообщить о своем решении, человек берет что-либо в рот
– это признак того, что он не уверен, сомневается и ему необходимо еще подумать.
– Если человек потирает затылок ладонью и отводит глаза, то это значит, что он говорит
неправду.
– Закладывание рук за спину с захватом запястья свидетельствует о том, что человек расстроен
и пытается взять себя в руки.
295
– Чем больше сердит человек, тем выше продвигается его рука по спине.
– Тот факт, что человек не искренен или говорит неправду, может подкрепляться следующими
жестами: прикосновением рук к частям лица и головы, в частности ко рту, носу, глазам, ушам
и шее.
– Пальцы во рту человека говорят о его внутренней потребности в одобрении и поддержке.
Если у человека промелькнул жест, связанный с приближением рук к лицу, значит, у него на
уме что-то неприятное. Это могут быть сомнения, неуверенность, обман и т.п.
– Постукивание пальцами по столу и ногами по полу свидетельствует о нетерпении.
– Сцепленные пальцы рук во время разговора могут означать разочарование и желание
человека скрыть свое отрицательное отношение.
– Если сцепленные руки подняты вверх, то с данным человеком трудно будет договориться.
Отношение клиента к тому, что он слышит или говорит, а также к психологу-консультанту
Отношение может быть как положительное, так и отрицательное. Вначале мы рассмотрим
поведенческие признаки положительного, а затем – отрицательного отношения клиента.
Признаки положительного отношения
–
Когда человек начинает откровенничать, он обычно полностью или частично раскрывает
ладони перед собеседником.
– Положение ладони вверх есть доверительный, не угрожающий жест.
– Направление положения ступней часто указывает на человека, интересного и
привлекательного для того, чьи ступни направлены на него.
– Движение в сторону партнера указывает на дружелюбное отношение к нему.
– Иногда положительным сигналом являются открытые большие пальцы.
– Если человек, снявший очки, вновь надевает их, это значит, что он готов размышлять,
продолжать разговор.
– Курящий, положительно настроенный человек, почти постоянно будет выпускать дым вверх.
– Люди, которые часто во время разговора трут себе лоб, нередко являются открытыми и
покладистыми людьми.
– Невольное отзеркаливание во время разговора означает, что человек, пользующийся этим
приемом, согласен со взглядами и мнением того, кого он слушает.
Признаки отрицательного отношения
–
Спрятанные ладони говорят о том, что человек не откровенен, что он скрывает правду.
– Когда ладонь повернута вниз, то в жесте появляется оттенок начальственности. Указующий
жест является наиболее раздражающим из всех.
– Движение от партнера выражает неприязнь и отрицательное к нему отношение.
– Когда человек, сидя, подпирает ладонью голову, это значит, что ему становится скучно.
– Негативно настроенный человек со скрытыми или подозрительными мыслями, если он курит,
почти всегда будет направлять струю дыма вниз.
– Выдувание струи дыма вниз, из уголка рта говорит о еще более негативном, скрытом
отношении.
– Если, поиграв с очками, человек откладывает их в сторону, значит, он не желает дальше
продолжать беседу.
– Жест фиксации, обвивания ступни одной ноги вокруг другой ноги, используется в основном
женщинами для усиления своей негативной, оборонительной позиции. Такое поведение также
характерно для застенчивых и скромных женщин.
– Собирание с одежды не существующих ворсинок означает, что человек не согласен с вами.
Это – наиболее распространенный жест неодобрения.
– Если скрестивший руки на груди сжимает пальцы в кулак, то это свидетельствует о том, что
он занял или готов занять враждебную, наступательную позицию.
– Когда указательный палец направлен вверх, вертикально к виску, а большой палец
поддерживает подбородок, то это указывает на то, что человек негативно или критически
настроен по отношению к тому, кого он слушает.
– Скрещение рук на груди, закидывание ноги на ногу, отклонение назад на спинку стула
означает отрицательный ответ.