Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 11479

Скачиваний: 403

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

291

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ  ОТКЛОНЕНИЯ - отклонения  в  проявлениях  эмоций  человека  от

нормального для данного человека при сложившихся жизненных обстоятельствах уровня.

ЭМПАТИЯ (ПСИХОЛОГА  КОНСУЛЬТАНТА  К  КЛИЕНТУ) -особое  чувство, благодаря

которому  психолог-консультант  может  как  бы  изнутри  понимать  психологию  клиента,
проникать  в  его  внутренний, психологический  мир, лучше  и  глубже  познавать  личность
клиента и его состояния.

ЭПАТАЖНЫЕ  СРЕДСТВА  ПРИВЛЕЧЕНИЯ  ВНИМАНИЯ -экстравагантные, не  вполне

приличные, явно  нарушающие  сложившиеся  нормы  человеческого  поведения  и  бросающие
вызов  окружающим  людям  действия  человека, рассчитанные  на  привлечение  внимания  к
своей  особе  или  на  то, чтобы  произвести  впечатление, вывести  окружающих  людей  из
состояния душевного равновесия.

ЭТАПЫ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ -последовательные  шаги  в

проведении  психологического  консультирования, рассчитанные  на  достижение  частных
целей  консультирования, которые  преследуются  в  его  процессе. К  э.п.к. относятся, в
частности, настрой клиента на исповедь, выслушивание психологом-консультантом исповеди
клиента, прояснение сути проблемы  клиента, поиск и формулирование рекомендаций по ее
практическому решению.

СОВЕТЫ Р. МЕЯ, А. ПИЗА И ДРУГИХ ИЗВЕСТНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ

ПСИХОЛОГОВ НАЧИНАЮЩИМ ПСИХОЛОГАМ-КОНСУЛЬТАНТАМ

В  этом, заключительном  разделе  учебника, который  не  входит  в  его  основную  часть  и

представляет своеобразное учебно-методическое приложение к нему, содержатся советы, которые
реально давали или, исходя из их научных взглядов и профессионального опыта, могли бы дать
начинающему  психологу-консультанту  другие  известные  практические  психологи, в  частности
Р.Мей – специалист  по  психологическому  консультированию, и  А.Пиз – знаток  телодвижений
человека и их психологической интерпретации.

Их  замечания  и  рекомендации  несомненно  помогут  начинающему  психологу-консультанту

приобрести необходимый практический опыт по организации, проведению консультирования и по
психологической  оценке  клиентов  путем  непосредственного  наблюдения  за  ними  во  время
проведения консультации.

Соответствующие  замечания, советы  и  рекомендации  распределяются  по  следующим

рубрикам:

1. Общие  советы  психологу-консультанту  по  подготовке, организации  и  проведению

психологического консультирования, включая:

– определение целей психологического консультирования,
– размещение клиента в помещении психологической консультации,
– ведение психологического консультирования,
– стимулирование активности клиента во время беседы с ним,
– определение  роли  собственных  эмоциональных  переживаний  клиента  в  решении  его

проблемы.

2. Признаки, по которым во время консультации можно практически судить о психологическом


background image

292

состоянии и об особенностях личности клиента, в том числе:

– признаки актуальных психологических состояний клиента,
– признаки  отношения  клиента  к  тому, что  он  слышит  или  сам  говорит, а  также  признаки

отношения клиента к психологу-консультанту,

– признаки, свидетельствующие об устойчивых личностных особенностях клиента.

Советы по определению целей психологического консультирования

«Главная задача личности – определить свою уникальную роль в обществе»

(Мей Р.

 Искусство

психологического консультирования. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. – С. 20).

Из этого следует, что у многих клиентов возникают проблемы из-за того, что они считают себя

никому  не  нужными  людям. Им, следовательно, надо  помочь  стать  необходимыми  людям, т.е.
приобрести новую цель и новый для себя смысл жизни.

«Трудность  людей, обращающихся  за  консультацией  по  поводу  своих  личных  проблем,

заключается  в  том,  что  они  не  умеют  быть  самими  собой,...  не  могут  выразить  свою
индивидуальность» (Р. Мей. – С. 19).

Отсюда вывод: прежде всего надо практически помочь  клиенту научиться  быть самим  собой,

убедить его  в  том, что он обладает немалым числом  положительных и ценных индивидуальных
качеств, научить клиента свободно эти качества проявлять в общении с людьми.

«Помогая  клиенту  преодолеть  личностную  проблему, консультант  помогает  ему  стать  более

свободным» (Р.Мей. – С. 18).

Свобода  в  понимании  Р.  Мея  –  сторонника  гуманистической  теории  личности  –  это

возможность  человека  принимать  самостоятельные  решения. Такие  решения  не  в  состоянии
принимать человек, имеющий психологические проблемы личностного характера. Даже, если эти
проблемы  сейчас  кажутся  ему  незначительными, их  все  равно  необходимо  как  можно  быстрее
преодолеть, иначе  в  будущем, когда  возникнут  более  сложные  проблемы, решить  их  окажется
невозможно из-за несвободы человека в принятии и реализации решений.

Главные человеческие пороки – тщеславие и честолюбие. Об этом в свое время писал А. Адлер,

и с его мнением согласен Р. Мей, добавляя: «Невротическое честолюбие порождается слабостью и
неуверенностью, а  его  удовлетворение  достигается  за  счет  унижения  и  подавления  других» (Р.
Мей. – С. 28).

Если  в  психологическую  консультацию  обращается  тщеславный  и  честолюбивый  клиент  и

жалуется  на  то, что  не  может  удовлетворить  свое тщеславие  и  честолюбие, то  не  следует  ему  в
этом активно
помогать. Напротив, желательно поставить цель избавить его от этих недостатков.

«Личность  динамична, а  не  статична, ее  стихия – творчество, а  не  прозябание... Полное

устранение конфликтов ведет к застою» (Р. Мей. - С. 30).

Целью  психологического  консультирования  не  должно  становиться  избавление  клиентов  от

внешних  и  особенно  от  внутренних  конфликтов. Разумная  задача  психологического
консультирования совершенно иная – превратить конфликты клиента в противоречия, которые он
сам  сможет  разрешить, и за  счет  этого добиться  успехов  в своем  личностном развитии; научить
клиента анализировать и разрешать подобные противоречия и конфликты в будущем.

«Неврозы ... не  наследуются, а  возникают  от  нашего  неумения  пользоваться  тем, что  мы

получили в наследство» (Р.Мей. – С. 43).

В  наследство  мы  получаем  многие  задатки  и  способности, достаточные  для  того, чтобы

самостоятельно  решить  почти  все,  возникающие  в  нашей  жизни,  проблемы.  Задача
гуманистически  ориентированного  психологического  консультирования  состоит  в  том, чтобы
помочь  клиенту  осознать  и  далее  практически  реализовать  свои  возможности  для  устранения
собственных неврозов.

«Проблему клиента следует рассматривать не с точки зрения морали, а как вопрос душевного

здоровья» (Р.Мей. – С. 113).

В  гуманистическом  понимании  душевное  здоровье  человека  означает  его  согласие  с  самим

собой  даже  тогда, когда  другим  людям  кажется, что  он  своим  поведением  нарушает  нормы
морали.  Проблемы  и  конфликты  в  личности  возникают  тогда,  когда,  по  мнению  других  людей,
данный  человек  ведет  себя  вполне  прилично, а  ему  самому  кажется, что  он  нарушает  нормы


background image

293

морали.

В  этой  связи  психологическое  консультирование  должно  решить  двоякую  задачу: во-первых,

выяснить,  какой  морали  придерживается  клиент,  и  дать  ему  самому  осознать  это;  во-вторых,
установить, насколько  его  реальное  поведение  соответствует  этим  нормам  морали, и  также
помочь осознать это клиенту. Все остальное для себя он решит сам.

Советы по размещению клиента в помещении психологической консультации

Клиента  во  время  беседы  с  ним  необходимо  сажать  на  удобный  стул  или  на  низкое  кресло,

лучше всего – вращающееся.

Клиент  должен  быть  размещен  таким  образом, чтобы  во  время  разговора  с  ним  он  мог

совершать свободные телодвижения, а также движения руками и ногами.

Расположение  клиента  под  углом  или  боком  к  психологу-консультанту  позволяет  клиенту

свободнее, без  психологического  давления  со  стороны, отвечать  на  вопросы  психолога-
консультанта.

Советы по ведению психологического консультирования

«Не стоит проводить очень длительные сеансы (психологического консультирования. – Р.

Н.)...

Часовая беседа является оптимальным вариантом для каждого сеанса» (Р. Мей. – С. 91).

«Предпочтительнее изложить клиенту все возможные конструктивные варианты избавления от

его проблемы. Подсознание клиента само отберет нужный вариант» (Р. Мей. – С. 94).

«Не  менее  двух  третей (времени. – Р.Я.) всей  встречи  надо  отдавать  клиенту  для  исповеди...

Если это не так, то консультирование ведется неверно» (Р.Мей. – С. 79, 88).

Советы по стимулированию активности клиента во время беседы с ним

Если  психолог-консультант во время разговора с клиентом несколько развернут  относительно

клиента  так, что  клиент  располагается  под  углом  по  отношению  к  нему, то  со  стороны  клиента
допускаются косвенные ответы на вопросы консультанта (Р. Мей).

Если  консультант  поворачивается  лицом  к  клиенту, то  это  значит, что  он  ждет  от  клиента

прямых ответов на свои вопросы. Такого изменения позиции можно добиться, если консультант и
клиент сидят во вращающихся креслах (Р.Мей).

«Если клиент правильно понимает, то он правильно и поступает» (Р.Мей. - С. 95).
«Консультанту  не  всегда  следует  возлагать  на  клиента  всю  меру  ответственности  за

собственное  спасение. В  наиболее  серьезных  случаях  часть  этой  ответственности  ему  стоит
временно  принять  на  себя, с  тем  чтобы  в  конечном  счете  помочь  клиенту  осознать  свою
ответственность в полной мере» (Р. Мей. С. 98).

Во  время  исповеди  клиента  консультант  не  должен  эмоционально  ярко  проявлять  свое

отношение к тому, о чем говорит клиент, но и не демонстрировать свое абсолютное безразличие к
этому (Р. Мей).

« Консультант должен быть осторожен со словами утешения во время беседы (с клиентом. – Р.

Я.). Сострадание, как чувство личное и субъективное, может еще больше расстроить клиента» (Р.
Мей. – С. 89).

Открытые  во  время  беседы  ладони  поощряют  собеседников  быть  взаимно  откровенными  и

доверчивыми

(Пиз Аллан.

 Язык тело-

движений. Как читать мысли других по их жестам. – Нижний Новгород: «Ай Кью», 1992).

О роли собственных переживаний клиента в решении его личной проблемы

«Страдание обладает большим созидательным потенциалом» (Р.Мей. - С. 97).
«Переживая  душевные  страдания, человек  растет  не  только  духовно, но  черпает  силы  для

духовного творчества» (К. Юнг; цит. по Р.Мею. - С. 97).

«С  помощью  страдания  природа  указывает  нам, где  мы  ошибаемся  и  что  нужно  изменить  в

нашем поведении» (Р.Мей. – С. 97).


background image

294

«Жизнь  сама, через  страдания  заставит  клиент "дозреть", и  он  примется  за  переделку  самого

себя» (Р.Мей. – С. 99).

«Тот, кто  налагает  полный  запрет  на  все  проявления  инстинктивной  стороны  своей  жизни,

вероятно на время избежит зла, но зато лишит себя возможности творить добро» (Р.Мей. – С. 120).

«Попытка укрыться от проблем, которые ставит жизнь, из опасения потерпеть неудачу, только

приведет к психологическим проблемам» (Р.Мей. - С. 120).

Признаки, по которым можно судить о психологических состояниях и личности клиента

Состояния клиента

 Наклон, сидя корпуса вперед, в положении сидя с руками на коленях или на стуле говорит о

том, что сидящий человек готов закончить разговор и начать действовать.

– Расширение зрачков человека свидетельствует о возникшем у него в данный момент времени

внутреннем, положительном чувстве, а сужение зрачков – об отрицательном чувстве.

– «Процесс  курения  есть внешнее проявление внутреннего дисбаланса  или конфликта  внутри

человека» (А. Пиз. – С. 180).

– Постоянное сбрасывание пепла с конца сигареты на пепельницу свидетельствует о нервном,

напряженном состоянии курящего человека.

– Прижатые  друг  к  другу  лодыжки  сидящего  человека  говорят  о  том, что  он  настроен

отрицательно, но сдерживает свое негативное отношение, свою взволнованность, неприятные
мысли и чувства.

– Прямая  постановка  головы  обычно  свидетельствует  о  нейтральном  отношении  человека  к

тому, что он слышит или видит. Когда голова наклонена в сторону, это говорит о том, что у
человека пробуждается интерес к тому, что он видит или слышит, и нейтральное отношение
сменяется  положительным. Если  голова  человека  наклонена  вперед, это  чаще  всего
свидетельствует об отрицательном отношении.

– Закладывание рук за голову свойственно людям, уверенным в себе и испытывающим чувство

превосходства перед другими людьми.

– Если  человек  нервничает, принимает  критическую  или  защитную  позу, то  он  обычно

скрещивает руки у себя на груди.

–  Скрещенные  на  груди  руки  –  это  также  попытка  спрятаться  от  неблагоприятной  ситуации,

свидетельствующая об оборонительном или негативном отношении человека.

– Если  собеседник  скрещивает  руки  на  груди, значит, вы  сказали  что-то  такое, с  чем  он  не

согласен.

– О  стремлении  сдерживать  свои  негативные  ощущения  свидетельствует  также  сжимание

пальцами предплечья противоположной руки.

– Если при скрещении рук на груди большие пальцы выставлены вверх, то это говорит о том,

что у данного человека возникло чувство превосходства.

– Жест скрещения рук нередко также свидетельствует о том, что у человека возникло чувство

страха.

– Замаскированные  жесты  скрещения  рук, включающие  в  себя  движения, которые  обычно

выполняются  при  скрещивании  рук, свидетельствуют  о  взволнованности  и  нервозности
человека, о его стремлении защититься.

– Перекрещивание ног также является признаком негативного или оборонительного отношения

человека. Однако  последний  жест  всегда  необходимо  интерпретировать  в  зависимости  от
ситуации и пола человека.

– Оценочной  является  поза, при  которой  человек  подпирает  щеку  кулаком, а  указательный

палец упирается в висок. При этом рука не служит опорой для головы.

– Жест поглаживания подбородка означает, что человек пытается принять решение.
– Если после того как его попросили сообщить о своем решении, человек берет что-либо в рот

– это признак того, что он не уверен, сомневается и ему необходимо еще подумать.

– Если  человек  потирает  затылок  ладонью  и  отводит  глаза, то  это  значит, что  он  говорит

неправду.

– Закладывание рук за спину с захватом запястья свидетельствует о том, что человек расстроен

и пытается взять себя в руки.


background image

295

– Чем больше сердит человек, тем выше продвигается его рука по спине.
– Тот факт, что человек не искренен или говорит неправду, может подкрепляться следующими

жестами: прикосновением рук к частям лица и головы, в частности ко рту, носу, глазам, ушам
и шее.

– Пальцы  во  рту  человека  говорят  о  его  внутренней  потребности  в  одобрении  и  поддержке.

Если у человека промелькнул жест, связанный с приближением рук к лицу, значит, у него на
уме что-то неприятное. Это могут быть сомнения, неуверенность, обман и т.п.

– Постукивание пальцами по столу и ногами по полу свидетельствует о нетерпении.
– Сцепленные  пальцы  рук  во  время  разговора  могут  означать  разочарование  и  желание

человека скрыть свое отрицательное отношение.

– Если сцепленные руки подняты вверх, то с данным человеком трудно будет договориться.

Отношение клиента к тому, что он слышит или говорит, а также к психологу-консультанту

Отношение  может  быть  как  положительное, так  и  отрицательное. Вначале  мы  рассмотрим

поведенческие признаки положительного, а затем – отрицательного отношения клиента.

Признаки положительного отношения

  Когда  человек  начинает  откровенничать, он  обычно  полностью  или  частично  раскрывает

ладони перед собеседником.

– Положение ладони вверх есть доверительный, не угрожающий жест.
– Направление  положения  ступней  часто  указывает  на  человека, интересного  и

привлекательного для того, чьи ступни направлены на него.

– Движение в сторону партнера указывает на дружелюбное отношение к нему.
– Иногда положительным сигналом являются открытые большие пальцы.
– Если  человек, снявший  очки, вновь  надевает  их, это  значит, что  он  готов  размышлять,

продолжать разговор.

– Курящий, положительно настроенный человек, почти постоянно будет выпускать дым вверх.
– Люди, которые  часто  во  время  разговора  трут  себе  лоб, нередко  являются  открытыми  и

покладистыми людьми.

– Невольное  отзеркаливание  во  время  разговора  означает, что  человек, пользующийся  этим

приемом, согласен со взглядами и мнением того, кого он слушает.

Признаки отрицательного отношения

 Спрятанные ладони говорят о том, что человек не откровенен, что он скрывает правду.

– Когда ладонь повернута вниз, то в жесте появляется оттенок начальственности. Указующий

жест является наиболее раздражающим из всех.

– Движение от партнера выражает неприязнь и отрицательное к нему отношение.
– Когда человек, сидя, подпирает ладонью голову, это значит, что ему становится скучно.
– Негативно настроенный человек со скрытыми или подозрительными мыслями, если он курит,

почти всегда будет направлять струю дыма вниз.

– Выдувание  струи  дыма  вниз, из  уголка  рта  говорит  о  еще  более  негативном, скрытом

отношении.

– Если, поиграв  с  очками, человек  откладывает  их  в  сторону, значит, он  не  желает  дальше

продолжать беседу.

– Жест фиксации, обвивания ступни одной ноги вокруг другой ноги, используется в основном

женщинами для усиления своей негативной, оборонительной позиции. Такое поведение также
характерно для застенчивых и скромных женщин.

– Собирание  с одежды  не  существующих ворсинок означает, что  человек не  согласен  с вами.

Это – наиболее распространенный жест неодобрения.

– Если скрестивший руки на груди сжимает пальцы в кулак, то это свидетельствует о том, что

он занял или готов занять враждебную, наступательную позицию.

– Когда  указательный  палец  направлен  вверх, вертикально  к  виску, а  большой  палец

поддерживает  подбородок, то  это  указывает  на  то, что  человек  негативно  или  критически
настроен по отношению к тому, кого он слушает.

– Скрещение  рук  на  груди, закидывание  ноги  на  ногу, отклонение  назад  на  спинку  стула

означает отрицательный ответ.