Файл: Макарова Г.А. - Синдром эмоционального выгорания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 1156

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

6

Второе  эго-состояние, которое  анализируется  у  подверженного  выгоранию
профессионала, - Критикующий родитель.

Здесь  анализируются  аспекты  самокритики. Чему  профессионал  уделяет
предпочтение: своим  промахам  и  просчетам  или  достижениям  и  успехам?
Деструктивная  самокритика  создает  препятствия  любым  успехам. Здесь
важно  образ  внутреннего  критика, негативного  критикующего  Родителя
отделить, расщепить, вывести за  пределы личности профессионала. Работа  с
образом «Критикующего Родителя»  эффективна в  индивидуальной терапии
с  использованием  гештальт-техник. Например,  «горячего  стула», трёх
стульев (Родитель-Взрослый-Дитя), с  парой «Критикующий  Родитель» и
«Заботливый  Родитель». Если  вы  работаете  с  группой, то  эффективны
психодраматические техники.

                 

Если  профессионал     борется  против  своих  изменений,  используя

Критикующего Родителя, сосредоточенного на несовершенстве других людей,
то  терапия  будет  невозможна, пока  обвинения  не  прекратятся. Он  будет
провоцировать  Критикующего  Родителя  психотерапевта  для «вселенского
суда». Здесь  важной  стратегией  является  деконтаминация -очищение
Взрослого эго-состояния от деструктивного влияния эго- состояния Родитель.
Интервенция выглядит так: «Насколько критические  замечания правомерны и
действенны?». Техники  освобождения  от «мусора»  родительской  критики –
эффективны на этом этапе терапии.

Следующий  шаг  в  психотерапевтической  работе  с  синдромом  выгорания -
работа  со  Взрослым  эго-состоянием. Голос  внутреннего  критика  стал  тише,
позитивные  эмоции  создают  благоприятный  фон  для  самоанализа  и
размышлений.

 Анализируются  следующие  аспекты  эго-состояния  Взрослый:  Является  ли
Взрослый, или мыслящая часть личности, самостоятельной, не заражённой ни
детскими страхами, ни родительскими мнениями и предрассудками? Если эти
предрассудки  мешают  осуществлению  контракта, они  должны  быть
пересмотрены. Например, такие мнения, как: «Уход клиента  из терапии – вина
терапевта». «Ты  плохой  терапевт!», «Начальник  всегда  прав», «Ты – не
профессионал, впал  в  клиентскую  позицию, слабак!». «Ты  никогда  не
добьешься  успеха». «Клиента  надо  любить, а  не  бояться». «Выпей  и
успокойся». «Покури, легче станет». Используются техники  деконтаминации.
Нахождение  позитивных  примеров  из  практики  успешной  и  эффективной
работы. Нахождение  смысла  в  синдроме  эмоционального  выгорания,
позитивное  переформирование  опыта  выгорания. Например, синдром
эмоционального  выгорания -  это  время  для  пересмотра  ценностей, пауза,
передышка, время  для  себя. Эффективна  работа  с  метафорами  синдрома
выгорания – «выжатый; выгоревший; отдал себя людям, без вины виноватый».
Это  материал  для  позитивного  переформирования  старых, неосознаваемых
убеждений.  Фрустрация, гнев, цинизм, чувства  неуверенности  в  себе  перед
лицом  непрекращающегося  страдания  и  боли, должны  стать  стимулами  для
творческого, личностного  и  интеллектуального  роста  профессионала. И  здесь
Взрослой части личности приходит на помощь  Детская.

 Естественный,  спонтанный  Ребенок  по  определению,  это  здоровый,
счастливый, живой  и  разумный  источник  ресурсов, который  есть  в  каждом
человеке. Именно  Естественный  Ребенок  и  сотрудничество  с  ним   - залог
успешной психотерапии и консультирования. В случае краткосрочной терапии


background image

7

особенно  важно  подружиться  с  этой  частью  личности  клиента  и  научить  его
использовать  и  усиливать  то  здоровое  начало, которым  он  обладает.
Творческий  Ребенок, поддерживающий,  мудрый Родитель и проницательный
Взрослый делают  работу эффективной и увлекательной как для клиента, так и
для  терапевта. Мы  используем  определенные  техники  для  активизации
спонтанного  Детского  состояния. Это  трансы  с  регрессом  в  раннее  детство
клиента. Работа  с  фотографиями, игрушками. Работа  с  эмоциями,
воображением, и  ассоциациями. Арт-терапия. Мы  даем  домашние  задания
написать  сказку  о  синдроме. Или  просим  вести  переписку  с  существом  по
имени СЭВ (синдром эмоционального выгорания). Мы поощряем юмор, шутки
и веселье.

Забота  Родителя, творчество  Ребенка  и  разумность  Взрослого  позволяют
подойти  к  работе  с  Адаптивным  Ребенком  клиента. Именно  эго-состояние
Адаптивный  Ребенок  наиболее  поражен  синдромом. Находясь  в  Адаптивном
Ребенке  человек  настойчив  и  исполнителен , одновременно, очень  раним  к
критике  и  своим  неудачам. В  ходе  терапевтической  работы  анализируются
ранние  детские  решения, которые  обусловливают  сегодняшние  проблемы
выгорания.

              

Транзактные  аналитики  полагают,  что  каждый  человек  принимает  в

детстве  важные  решения  в  ответ  на  внешние  предписания, исходящие  от
значимых  фигур [1]. Это  может  быть  следование  или  отказ  следовать
предписанию. Если  предписания приняты, индивид продолжает усиливать их
в течение всей жизни. Вот первичные предписания, которые мы обнаружили в
работе:
1)  Не  живи;  2)  Не  люби  себя;  3)  Не  будь  самим  собой;  4)  Не  испытывай
желаний  и потребностей; 5) Не  чувствуй; 6) Не  добивайся  успеха; 7) Не  будь
ребенком; 8) Не  важничай; 9) Не  будь  довольным; 10) Не  доверяй; 11) Не
сближайся; 12) Не будь здоровым.

Адаптивный  Ребенок  имеет  набор  способов  реализации  родительских
предписаний, набор  драйверов. В  нашей  работе  драйверы «Будь  сильным»,
«Радуй  других»  и  «Будь  совершенным»    -  чаще  всего  встречались  у
психотерапевтов  и  консультантов, страдающих  синдромом  эмоционального
выгорания.

Анализ драйверного поведения и ранних родительских предписаний позволяет
подойти  к  основному, кульминационному  моменту  терапии  синдрома
выгорания.  После проведенной работы по диагностики эго-состояний, анализу
драйверного  поведения  и  ранних  детских  решений  мы  вместе  с  участниками
терапии  обобщаем  полученную  информацию  и  предлагаем  каждому
определиться  с  его  контрактом. Вернуться  к  первоначальному  контракту,
который  был контрактом по контролю над симптомом. Предлагается уточнить
цель изменения, к которой клиент стремится, но чувствует себя не в состоянии
достичь ее в одиночку. Цели могут быть разными. Возможен  запрос на новый
контракт, направленный  на  глубинную  психотерапию, целью  которой  будет
принятие  нового  решения. Клиент  в  своем  воображении  возвращается  к
сценам  детства, чтобы  отменить  старые  предписания  и  принять  новые
решения относительно  себя и ценностей  реальной жизни. Он использует свой
взрослый  ресурс  и  принимает решения  более  подходящие к его настоящему.
Между  сеансами  он  тренируется  осуществлять  вновь  принятые  решения  в
своей повседневной жизни.


background image

8

Клиент может остаться в рамках первоначального контракта и ему достаточно
иметь контроль над симптомом выгорания.      При групповой форме работы
участники  чаще  остаются  в  рамках  контракта  по  контролю  над  симптомом.
Тогда  мы  проводим  дебрифинги, балинтовские  и  супервизорские  группы,
тренинги уверенного поведения, тренинги ассертивности, медитации, трансы.

            Дебрифинг   проводится сразу после события, которое явилось сильным
стрессором  для  профессионалов, участвующих  в  нем. Например, мы  провели
четыре  дебрифинга  для  психологов  и  психотерапевтов  ППЛ, которые
участвовали  в  оказании  психологической  помощи  жертвам  теракта  на
Дубровке  в  октябре  2002  года  в  Москве.      Дебрифинг  состоит  из  5
обязательных  этапов. Первый   этап  посвящается  созданию  целостной
картины того, что произошло. Участники дебрифинга рассказывают о том, как
узнали о случившемся событии, что сделали, где находились, с кем  работали.
Второй  этап  посвящен  работе  с  чувствами, переживаемыми  в  момент
происшествия. На  этом  этапе  мы  использовали  техники  арт-терапии.
Участники  дебрифинга  рисовали  рисунки  на  темы:  «Мои  чувства  во  время
теракта», «Мои  чувства  сейчас». Участники  группы  дают свои  ассоциации  на
рисунки,  озвучивая  проекции  своих  чувств,  используя  материал    рисунков.  В
заключении  создается  единая  композиция  из  рисунков  участников.
На  третьем  этапе  работы  обсуждаются  изменения, которые  произошли  с
участниками  события  после  него. Эти  изменения  могут  быть  не  только
позитивными, например, острое ощущение жизни  и счастья, что все позади и
кончилось  благополучно. Часто  появляются  психосоматические  реакции,
тревожность, страхи. Поэтому  четвертый  этап  посвящен  информации,
который дает ведущий  дебрифинга    о  реакциях, которые могут появиться; о
том, что 

происходит 

в 

кризисных 

ситуациях.

Пятый обязательный этап – нахождение позитивного смысла в произошедшем
событии и поиск перспектив.

              

Профессионалы,  которые  проводят  дебрифинги,  сами  являются

мишенью  для  синдрома  выгорания. Выслушать  подробную  информацию  о
пережитых ужасах из уст десятка коллег очень тяжело. Мы  глубоко уверены,
что  делиться    травмирующей  информацией  не  обязательно.  Она  будет
травмировать по цепочке профессионала, который проводит дебрифинг, потом
его  супервизора, потом  супервизора  супервизора  и  так  далее. Достаточно
работать  только  с  чувствами. Вы  говорите  коллеге:  «Да  я  понимаю, что  эта
ужасная картина стоит у вас перед глазами и вам хочется освободиться от неё.
Что  вы  чувствуете? Какие  ассоциации  это  у  вас  вызывает?». И  он  будет
говорить  о  беспомощности, бессилии, случившемся  когда-то  в  его  жизни,
давно. И эта цель дебрифинга – освободить его от бессилия, от сомнений.

Балинтовские 

группы - также 

хорошая 

профилактика 

синдрома

эмоционального  выгорания  профессионалов. В  отличие  от  традиционного
клинического  разбора  или  консилиума  акцент  в  работе  балинтовской  группы
делается на различных особенностях  терапевтических взаимоотношений ,  на
реакциях, трудностях, неудачах, которые  консультанты  или  психотерапевты
сами  выносят  на  обсуждение. Группа  профессионалов  численностью 8-12
человек  встречается  несколько  раз  в  месяц (продолжительность  встречи 1,5-2
часа) на  протяжении  нескольких  лет. Ведущими  данных  семинаров  являются
психологи  и  психотерапевты (1-2 человека). Стиль  ведения  занятий –
недирективный. На групповых занятиях можно поделиться своими мыслями и
чувствами, пришедшими в голову фантазиями, не имеющими на первый взгляд


background image

9

никакой  рациональной  связи  с  предметом  изложения. Делается  акцент  на
эмоциональном  воздействии  пациента  на  врача. Занятия  в  балинтовских
группах 

позволяют 

участникам 

прояснить 

стереотипы 

действий,

препятствующие  решению  проблем, устанавливать  более  эффективные
взаимоотношения  с  пациентами. В  работе  семинара  могут  использоваться
ролевые  игры, элементы  психодрамы, приемы  эмпатического  слушания,
невербальной коммуникации и др.

Вместе  с  тем  каждый  психолог, консультант  или  психотерапевт  может
выполнять  самостоятельно  определенные  ритуалы  очищения.  В  конце
рабочего  дня, проведенного  в  самых  сокровенных  уголках  человеческих
жизней, полезно  применить  что-то, что  помогло  бы  возвратиться  к  другой
части  жизни  и  устранить «негативные  осколки», сохраняя  соответствующие
границы  между  работой  и  домом. Например, коллеги  из  США  на  пороге
своего дома глубоко выдыхают и отряхиваются. Они  визуально представляют
границу между двумя мирами-  миром работы и миром дома.

Кроме  индивидуальных  средств  защиты  и  профилактики, на  мой  взгляд,
настало  время  организационных  подходов. Когда  руководитель  берет  на
работу  сотрудника, он  рассматривает  его  как  ценный  ресурс  для  реализации
задач  организации. Забота  о  каждом  сотруднике  есть  сохранение  ресурса
организации. Особенности  профессии, эмоциональная  включенность  и
синдром  эмоционального  выгорания  требуют  определенных  условий  от
организации. Это  наличие  наставничества, супервизорства, проведения
дебрифингов, повышения  квалификации. Индивидуальное  консультирование
по  вопросам  как  профессиональной  деятельности, например, профориентация
внутри  помогающих  профессий  или  профессиональная  непригодность.
Профессионалы, которые  занимаются  психотерапией, консультированием
должны иметь иные условия  на работе, которые учитывали бы особенности их
профессии. И  эти  условия  являлись  бы  профилактикой  синдрома  выгорания.
Возможно,  программами  по  созданию  условий  работы  профессионалов  в
области  ментального  здоровья  должны  заниматься  профессиональные
сообщества, например, ППЛ. Отстаивать необходимость внедрения программ и
защищать своих членов от  синдрома эмоционального выгорания.

                                               Литература

1.  Макаров В.В., Макарова Г.А. Транзактный анализ – восточная версия . –
М., 2002.

2. Орел  В.Е. Феномен «выгорания» в  зарубежной  психологии:
эмпирические исследования // Психологический журнал.- 2001.- Т.22, №1.-
С.90-101.

3. Робертс  Г.А. Профилактика  выгорания // Обзор  современной
психиатрии.- 1998.- №1.- с. 39-46.

4. Ронгинская  Т.И. Синдром  выгорания  в  социальных  профессиях. //
Психологический журнал. – 2002, том23, №3. – с.85-95.


background image

10

5. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские
новости.—2002.— №7.— С. 3-9.

6. Crane M. Why burn-out doctors get suet more often.// Medical Economics.-
1988.-vol. 75(10). -P.210-212.

7. Felton J. S. Burnout as a clinical entity – its importance in health care workers.
// Occupational medicine.-1998. – vol. 48.- p.237- 250.

8. Holloway F., Szmukler G., Carson J. Support systems. 1. Introduction.//
Advances in Psychiatric Treatment.- 2000. Vol.6.- p.226-235

9. Kahill S. Interventions for burnout in the helping professions: A review of the
emperical evidence. // Canadian Journal of counseling review. – 1988. – V.22 (3),
p.310-342.

10.  Von  Oncuil  J.  ABC  of  work  related  disorders:  stress  at  work.//  British
Medical Journal.- 1996.- vol.313.- p.745-748.

11. World Health Organization. The ICD-10 Classification of Mental and
Behavioral Disorders: clinical descriptions and diagnostic guidelines.- Geneva:
WHO.- 1992.

Burnout syndrome

Galina Makarova       Ph.D. (Psychology)     Institute for counselling (PPL)

 Burnout has been defined as a process of gradual loss of emotional, cognitive,
and physical energy that is reflected in symptoms of emotional exhaustion,
cognitive weariness, physical fatigue, depersonalisation and reduced satisfaction
in performance. It is regarded as a result of chronic stress (at the workplace)
which has not been successfully dealt with. By examining diagnostic criteria and
possible therapies, methods of prevention are discussed.
Key words: burnout syndrome, prevention and therapy of burnout, transaction
analyses.