ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13548
Скачиваний: 40
Что такое агрессия?
Теории агрессии
Факторы, провоцирующие агрессию
Ослабление агрессии
Постскриптум автора. Реформирование
культуры, проповедующей насилие
Г
ЛАВА
11. В
ЛЕЧЕНИЕ И БЛИЗОСТЬ
,
ДРУЖБА И ЛЮБОВЬ
Дружба
Любовь
Поддержание близких взаимоотношений
Завершение отношений
Постскриптум автора. Искусство любить и
быть любимым
Г
ЛАВА
12. А
ЛЬТРУИЗМ
:
ПОМОЩЬ ДРУГИМ
Почему люди помогают друг другу?
Когда мы помогаем друг другу?
Кому мы помогаем?
Как сделать оказание помощи более
распространенным явлением?
Постскриптум автора. Внедрение социальной
психологии в жизнь
Г
ЛАВА
13. К
ОНФЛИКТ И ПРИМИРЕНИЕ
Конфликт
Примирение
Постскриптум автора. Коммунитаризм
МОДУЛИ. ПРИКЛАДНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
М
ОДУЛЬ
А. С
ОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В КЛИНИКЕ
Как клинические психологи выносят свои
суждения
Социальное познание и проблемное
поведение
Социально-психологический подход к
лечению
Социальная поддержка и благополучие
Постскриптум автора. Как быть счастливым?
М
ОДУЛЬ
Б. С
ОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПРАВОСУДИЕ
Показания свидетелей
Другие источники влияния на суждения
Присяжные как индивидуальности
Жюри присяжных как группа
Из лаборатории – в жизнь: настоящие жюри
присяжных и их имитации
Постскриптум автора. Психологическая
наука формирует критическое мышление
М
ОДУЛЬ
В. С
ОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И НАДЕЖНОЕ
БУДУЩЕЕ
Глобальный кризис
Социальная психология материализма и
умеренности
На пути к разумному потреблению
Постскриптум автора. Послесловие
Г
ЛОССАРИЙ
А
ЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ОБ АВТОРЕ
Дэвид Дж. Майерс – профессор психологии Хоуп-колледжа в
штате Мичиган. Он не только блестящий педагог, но и
выдающийся ученый: за исследования групповой поляризации
Американская психологическая ассоциация (9-е отделение)
присудила ему премию Гордона Оллпорта. Его научные статьи
опубликованы более чем в двух десятках журналов. Д. Майерс –
редактор-консультант журналов
Journal of Experimental Social
Psychology
и
The Journal of Personality and Social Psychology
,
автор десятков книг, в том числе научно-популярных.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Когда мне впервые предложили написать этот учебник, я
представил себе книгу, которая должна быть одновременно
строго научной и человечной, наполненной проверенными
фактами и интригующей. Она должна рассказывать о
социальной психологии не менее увлекательно, чем репортер-
криминалист рассказывает о каком-либо расследовании, а для
этого в ней должны быть как обобщенные результаты самых
последних исследований важнейших социальных явлений, так и
сведения о том, как ученые изучают и интерпретируют их.
Материал должен быть изложен достаточно полно, но он также
должен и стимулировать
мышление
студентов – их готовность
вникать в суть проблем, анализировать их и соотносить
принципы науки с тем, что происходит в реальной жизни.
Как же автор должен отбирать материал для «достаточно
полного» вводного учебника в ту дисциплину, которой
занимается? Материал, который воспринимался бы как цельное
повествование, но при этом не отпугивал бы своей
громоздкостью, потому что его можно усваивать и по частям? И
я решил представить те теории и данные, которые, с одной
стороны, вполне доступны рядовому студенту, а с другой – не
освещаются в иных курсах по социологии или психологии, и
при этом обратить основное внимание на материал, который
дает возможность изложить социальную психологию в духе
интеллектуальной традиции, присущей гуманитарным наукам.
Гуманитарное образование, которое обращается к шедеврам
литературы и к величайшим достижениям философии и науки,
развивает наше мышление, расширяет наш кругозор и
освобождает нас от власти сиюминутного. Внести свой вклад в
достижение этих целей может и социальная психология.
Лишь немногие из тех, кто в студенческие годы изучает
психологию, становятся профессиональными психологами, едва
ли не все избирают другие специальности. Сосредоточившись
на аспектах этой науки, важных с гуманистической точки
зрения, можно изложить её фундаментальное содержание таким
образом, что она будет полезной всем студентам и окажет на
них стимулирующее воздействие.
Социальная психология – это настоящий праздник идей! На
протяжении всей истории человечества социальное поведение
человека научно изучалось лишь в течение одного века, того
самого, который недавно завершился. Если принять во
внимание, что мы находимся лишь в самом начале пути, можно
сказать, что достигнутые результаты делают нам честь. Мы
обогатились важными сведениями об убеждениях и иллюзиях, о
любви и ненависти, о конформизме и независимости.
Хотя многое в поведении человека ещё остается загадкой,
социальная психология уже сегодня может частично ответить на
многие интригующие вопросы:
– Станут ли люди вести себя по-другому, если они сначала
воспримут новые установки? Если да, то какой способ
убеждения наиболее эффективен?
– Почему люди иногда помогают, а иногда причиняют вред
друг другу?
– Как возникают социальные конфликты и что нужно сделать
для того, чтобы его участники разжали кулаки и пожали друг
другу руки?
Ответы на эти вопросы – а именно в этом и заключается моя
миссия как автора данной книги – позволяют нам лучше понять
самих себя и те социальные силы, которые воздействуют на нас.
КАК ПОСТРОЕН УЧЕБНИК?
Изложение основного курса предваряет отдельная глава,
которая знакомит читателя с методами социально-
психологических исследований. Она также предупреждает
студентов о том, что результаты, уже ставшие известными,
могут восприниматься как нечто само собой разумеющееся, и о
том, что собственные нравственные ценности социальных
психологов проникают в изучаемую ими науку. Задача, которую
ставил перед собой автор, работая над этой главой, заключалась