Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13187

Скачиваний: 40

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

в том, чтобы подготовить студентов к восприятию изложенного
в остальных главах.

Книга построена в соответствии с приведенным в ней

определением социальной психологии как науки о том, как
люди

думают

друг о друге (часть I), влияют друг на друга

(часть II) и

относятся

друг к другу (часть III).

Часть I посвящена

социальному мышлению

, т. е. тому, как мы

воспринимаем самих себя и окружающих. В ней приводится
оценка точности наших впечатлений, интуиции и объяснений.

В части II рассматривается

социальное влияние

. Отдавая

должное культурным источникам наших установок и изучив
природу конформизма, убеждения и огруппленного мышления,
мы можем лучше понять воздействующие на нас скрытые
социальные силы.

Часть III посвящена проявлениям как негативных, так и

позитивных

социальных отношений

(в форме установок и

поведения). Она построена таким образом: рассказу об агрессии
предшествует изложение материала о предрассудках, а рассказу
об альтруизме – материал о взаимных склонностях людей;
завершается она рассмотрением динамики конфликта и его
разрешения.

О практическом использовании результатов социально-

психологических исследований рассказывается как в каждой
главе, так и в отдельной главе «Прикладная социальная
психология», состоящей из трех самостоятельных модулей:
«Социальная психология в клинике», «Социальная психология и
правосудие» и «Социальная психология и надежное будущее».

В этом издании, так же как и в предыдущем, большое

внимание уделено различным культурам, в чем можно
убедиться, в частности, на примере главы 6, в которой
рассказывается о роли культурных традиций; об этом же
свидетельствует и использование во всех главах книги
результатов исследований, проведенных в разных странах. Все
авторы – дети своей культуры, и я не исключение. И все же


background image

благодаря знакомству с мировой психологической литературой,
переписке с исследователями, живущими в разных уголках
земного шара, и поездкам за границу у меня появилась
возможность представить читателям из разных стран мир
социальной психологии. Основное внимание, как и в
предыдущих изданиях, уделяется

фундаментальным принципам

социального мышления, социального влияния и социального
поведения в том виде, в каком они сформулированы на
основании результатов тщательно проведенных
экспериментальных исследований

. В надежде расширить наши

представления о той единой семье, которая зовется
человечеством, я стремился проиллюстрировать эти принципы
транснациональными примерами.

Чтобы облегчить читателям изучение этой книги, я вновь

разделил каждую главу на три или четыре не очень объемных
раздела. Каждому разделу предпослан небольшой анонс, а
завершает его резюме, систематизирующее содержание раздела
и подчеркивающее ключевые концепции.

Веря, как и Торо, в то, что «обо всем живом можно просто и

естественно написать понятным языком», я, работая над каждым
параграфом, стремился к созданию как можно более
увлекательного и полезного учебника. Благодаря новому
художественному оформлению книги рисунки и фотографии
приобрели б

о

льшую выразительность. Как и в предыдущем

издании, в конце книги приводится глоссарий, в котором
расшифровываются термины, использованные в ходе
изложения.

Хотя на обложке этой книги стоит только одно имя, на самом

деле в её создании участвовал большой коллектив ученых.
Несмотря на то, что никто из них не несет никакой
ответственности за написанное мною и на то, что не все они и не
во всем согласны со мной, их замечания и предложения,
бесспорно, пошли мне на пользу.

В книге сохранены многие из тех полезных замечаний и

усовершенствований, которые были сделаны консультантами и


background image

рецензентами первых шести изданий. И я искренне признателен
каждому из них.

Неоценимую помощь оказали мне

Hope College

(штат

Мичиган) и

University of St. Andres

(Шотландия). Благодаря

людям, работающим в этих учебных заведениях, и царящей в
них обстановке я получил удовольствие от самого процесса
«вынашивания» «Социальной психологии». В

Hope College

поэт

Джек Ридл помог мне обрести ту интонацию, которую вы
услышите, когда начнете читать эту книгу, а Кэти Адамски
вновь вложила в нее свою доброжелательность и секретарский
талант. Филлис и Рик Вандервельде справлялись со всеми
рисунками исключительно профессионально и быстро. Кэтрин
Браунсон, Дженнифер Хюбер и Рейчел Браунсон работали над
библиографией, корректурой и выполняли всю канцелярскую
работу. Кэтрин Браунсон, кроме того, работала над созданием
новой рубрики «Социальная психология в моей работе», ею
выполнена и б

о

льшая часть такого неблагодарного труда, как

составление авторского указателя и постраничная сверка
ссылок.

Если бы не издательство

McGraw-Hill

в лице Нельсона Блэка,

мне в голову никогда не пришла бы идея написать учебник.
Элисон Меершаерт руководила версткой первого издания.
Ребекка Хоуп и Шарон Гири помогли мне составить план
седьмого издания и учебных пособий, являющихся
приложением к нему. Руководитель проекта Сьюзн Браш, при
активном участии редактора Лори Бэрон, терпеливо руководила
процессом превращения рукописи в готовую книгу.

Я искренне благодарю всех, кто помогал мне и поддерживал

меня. Сотрудничество с ними превратило создание этой книги в
приятное и увлекательное занятие.

Дэвид Дж. Майерс

davidmyers.org


background image

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Когда-то давно жил-был один мужчина, его вторая жена была

тщеславной и эгоистичной женщиной. У нее были две дочери,
такие же самодовольные и эгоистичные, как она сама. В отличие
от них Золушка – а именно так звали родную дочь мужчины –
была славной и доброй девушкой. Она рано поняла, что ей
лучше не роптать, а подчиняться приказам надменных сводных
сестер и молча сносить все их оскорбления.

Но однажды, благодаря своей крестной, искусной

волшебнице, Золушке удалось убежать из дома, и она оказалась
на придворном балу, где её увидел красавец-принц. Когда же
позднее вспыхнувшая в сердце юноши любовь привела его в
убогое жилище Золушки, он сначала не узнал её.

Невероятно? Но сказка заставляет нас поверить во власть

ситуации. Дома, в присутствии властной мачехи, играя роль
покорной и непривлекательной, Золушка была совсем не похожа
на ту очаровательную и оживленную Золушку, с которой принц
познакомился на балу. Дома она стремилась стать незаметной. А
на балу, чувствуя себя красавицей, танцевала и смеялась, как
красавица.

Французский философ и писатель Жан-Поль Сартр без труда

объяснил бы «эффект Золушки». «То, что мы, люди,
представляем собой, зависит прежде всего от ситуации, – писал
он. – Нас нельзя отделить от тех обстоятельств, в которых мы
оказываемся, ибо они формируют нас и определяют наши
возможности» (Sartre, 1946, с. 59-60, авторизованный перевод).
Социальная психология – это наука, которая изучает влияние
различных ситуаций, обращая основное внимание на то, как мы
воспринимаем друг друга и как воздействуем друг на друга.
Писателю Герману Мелвиллу принадлежат следующие слова:
«Наши жизни связаны тысячей невидимых нитей». Цель
социальной психологии – понять суть и смысл этих связей. И
она идет к ней, ища ответы на вопросы, которые интересуют
всех нас.


background image

В какой мере социальный мир, в котором мы живем, – плод

нашего воображения?

Как будет показано ниже, изменение

нашего социального поведения происходит не столько под
влиянием объективных обстоятельств, сколько под влиянием
нашего собственного отношения к ним. Женщина, счастливая в
браке, припишет язвительное замечание своего супруга («Ты
когда-нибудь научишься класть вещи на место?») каким-нибудь
внешним обстоятельствам («Наверное, у него сегодня был
трудный день»). Не чувствующая себя счастливой ту же самую
реплику объяснит его плохим характером («Он всегда всем
недоволен»), а потому может предпринять контратаку. Более
того, ожидая проявлений враждебности со стороны своих
супругов, такие женщины всем своим поведением могут
выражать обиду и тем самым вызывать ожидаемую ими
враждебность.

Как мы увидим, ожидания людей, которые полагают, что

ребенок профессора должен быть умным, внешне
привлекательный человек – доброжелательным, а человек из
команды соперников – не склонным к сотрудничеству, нередко
оправдываются. А как обстоят дела с нашими собственными
социальными убеждениями? Мы им тоже соответствуем? И в
какой мере наши реакции зависят от того, какое мнение о нас
заранее складывается у окружающих? Может ли человек,
принявший вашу робость за недружелюбие, оскорбить вас и
заставить таким образом нелестно отозваться о нем, т. е. в
конечном итоге получить подтверждение собственного
предположения о вашем «антагонизме»?

Будете ли вы жестоким, если вам прикажут?

Как фашисты

задумали и осуществили немыслимое – уничтожение 6
миллионов евреев? Это чудовищное преступление было
совершено потому, что тысячи людей подчинились приказам.
Они заталкивали узников сначала в теплушки, а затем в так
называемые «душевые кабины», которые на самом деле были
газовыми камерами, и травили их газом. Как можно было
вовлечь нормальных людей в такие ужасные деяния? Да и были
ли они нормальными?