ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13758
Скачиваний: 41
общественного мнения и
случайное распределение
при
проведении лабораторных исследований – не одно и то же.
Случайная выборка помогает выявлять причину и следствие, а
случайное распределение – распространять выводы, сделанные
на основании результатов эксперимента, на всю популяцию.)
Согласие, основанное на информированности
(
Informed
consent
). Этический принцип, требующий от исследователя
сообщать потенциальным испытуемым достаточно информации
для того, чтобы они могли осознанно принять решение об
участии или неучастии в эксперименте.
Создание препятствий самому себе
(
Self-handicapping
).
Защита собственного Я с помощью таких действий, которые в
будущем позволят легко объяснить неудачу, если таковая
случится.
Соисполнители
(
Co-actors
). Люди, работающие
индивидуально в условиях, которые не предполагают
соревнования между ними.
Справедливость
(
Equity
). Условия, при которых то, что два
человека получают от своих отношений, пропорционально их
вкладу в эти отношения. Обратите внимание на то, что оценка
результатов как справедливых не всегда означает, что эти
результаты равны.
Социальная идентификация
(
Social identity
). «Мы» – аспект
нашей Я-концепции. Часть нашего ответа на вопрос «Кто я?»,
являющийся следствием нашей принадлежности к определенной
группе. Например, «Я – австралиец», «Я – католик».
Социальная ленность
(
Social loafing
). Тенденция,
проявляющаяся в том, что когда люди работают вместе с
другими над достижением коллективной цели, они склонны
прикладывать меньше усилий, чем когда трудятся ради
достижения индивидуальной цели.
Социальная психология
(
Social psychology
). Область
психологической науки, изучающая то, как люди думают друг о
друге, относятся друг к другу и влияют друг на друга.
Социальная фасилитация
(
Social facilitation
). (1).
Изначальный смысл термина – тенденция, проявляющаяся в
том, что в присутствии посторонних люди лучше справляются с
простыми заданиями или с той работой, которую они хорошо
умеют делать. (2). Современное значение – усиление
доминирующих (превалирующих, наиболее вероятных) реакций
в присутствии посторонних.
Социальное сравнение
(
Social comparison
). Оценка
собственных способностей и суждений, основанная на
сравнении себя с другими.
Социальные репрезентации
(
Social representations
).
Убеждения, разделяемые обществом, и общепринятые идеи и
нравственные ценности, включая наши взгляды и культурную
идеологию. Наши социальные репрезентации помогают нам
понимать и объяснять окружающий мир.
Сплоченность
(
Cohesiveness
). Чувство «Мы» – степень
взаимосвязанности членов группы, объединенных такими
чувствами, как, например, взаимная симпатия.
Стереотип
(
Stereotype
). Мнение о личностных качествах
какой-либо группы людей. Порой стереотипы излишне
генерализованы, неточны и мешают восприятию новой
информации, сопротивляются ей.
Стереотип физической привлекательности
(
Physical-
attractiveness stereotype
). Априорная уверенность в том, что
красивые люди обладают также и другими социально
желательными качествами. Красивое не может быть плохим.
Стиль объяснения
(
Explanatory style
). Привычный подход к
объяснению житейских событий. Индивид, которому присущ
негативный, пессимистический, депрессивный стиль
объяснения, приписывает свои неудачи стабильным,
глобальным и внутренним причинам.
Стойкость убеждений
(
Belief perseverance
). Устойчивость
изначальных представлений индивида, проявляющаяся в том,
что даже если основа его веры дискредитирована, он
продолжает настаивать на том, почему его взгляды могли быть
верными.
Теория
(
Theory
). Обобщенная совокупность принципов, на
основании которых объясняют и прогнозируют наблюдаемые
явления.
Теория атрибуции
(
Attribution theory
). Совокупность
представлений о том, как люди объясняют поведение
окружающих, в частности, приписывают ли они его причины
внутренним диспозициям (личностным качествам, мотивам или
установкам) или внешним, ситуативным обстоятельствам.
Теория привлекательности как следствия
вознаграждения
(
Reward theory of attraction
). Теория, согласно
которой мы любим тех, чье поведение
является
для нас
вознаграждением, или тех, кого мы ассоциируем с событиями,
которые мы воспринимаем как вознаграждения.
Теория реалистического группового конфликта
(
Realistic
group conflict theory
). Теория, согласно которой предрассудок
является следствием конкурентной борьбы групп за
ограниченные ресурсы.
Теория самовосприятия
(
Self-perception theory
). Теория,
согласно которой неуверенность в собственных установках
заставляет нас смотреть на себя «со стороны» глазами
окружающих: мы присматриваемся к своему поведению и к
обстоятельствам, в которых оно проявляется.
Теория социального научения
(
Social learning theory
).
Теория, согласно которой мы приобретаем навыки социального
поведения под влиянием наказаний и вознаграждений, наблюдая
за окружающими и подражая им.
Теория социального обмена
(
Social-exchange theory
).
Теория, согласно которой человеческие контакты представляют
собой некие сделки, заключаемые для минимизации «затрат»
индивида и оптимизации его «вознаграждений».
Теснота
(
Crowding
). Субъективное ощущение человека,
которому кажется, что на его долю приходится недостаточно
пространства.
Техника «заманивания»
(
Low-ball technique
). Тактика, к
которой прибегают для того, чтобы добиться от людей согласия
на что-либо. Люди, уступившие первой просьбе, нередко
уступают и тогда, когда обращающийся с просьбой «повышает
планку». Люди, от которых сразу потребовали больших
«затрат», менее склонны соглашаться на них.
Техника «прямо в лоб»
(
Door-in-the-face-technique
).
Стратегия, направленная на то, чтобы заставить человека пойти
на уступки. После того как он отказался выполнить большую
просьбу, тот же самый проситель обращается к нему с просьбой
о более скромной услуге.
Угроза, исходящая от стереотипа
(
Stereotype threat
).
Разрушительно воздействующее на человека опасение, что его
будут оценивать на основании негативного стереотипа. В
отличие от самоосуществляющихся пророчеств, которые
«вбивают» репутацию индивида в его Я-концепцию, ситуации, в
которых проявляется угроза, исходящая от стереотипа,
оказывают незамедлительное воздействие.
Установка
(
Attitude
). Благоприятная или неблагоприятная
оценочная реакция, направленная на что-либо или кого-либо,
выраженная в виде мнения, чувства или преднамеренного
поведения.
Уступчивость
(
Compliance
). Конформизм, включающий
публичные действия, соответствующие социальному давлению,
несмотря на внутреннее несогласие с предъявляемыми
требованиями.
Послушание (подчинение) –
действие,
совершаемое в ответ на прямой приказ и в соответствии с ним.
Феномен адаптации к определенному уровню
(
Adaptation-
level phenomenon
). Склонность адаптироваться к определенному
уровню стимуляции и замечать её отклонения от этого уровня.
Феномен соответствия
(
Matching phenomenon
). Склонность
мужчин и женщин к выбору в качестве супругов и сексуальных
партнеров тех, кто соответствует им самим по внешним и
прочим данным.
Феномен справедливого устройства мира
(
Just-world
phenomenon
). Склонность людей считать, что мир устроен
справедливо, а потому каждый имеет то, чего заслуживает, и
заслуживает то, что имеет.
Феномен чрезмерной самоуверенности
(
Overconfidence
phenomenon
). Тенденция, проявляющаяся в том, что человек
переоценивает правильность своих суждений.
Фрустрация
(
Frustration
). Блокирование целенаправленного
поведения.
Фундаментальная ошибка атрибуции
(
Fundamental
attribution error
). Тенденция наблюдателей недооценивать
влияние ситуации и переоценивать влияние диспозиций на
поведение окружающих. (Также называется
предубеждением
соответствия
, ибо нам слишком часто кажется, что поведение
соответствует диспозициям).
Эволюционное направление в психологии
(
Evolutionary
psychology
). Изучение эволюции поведения с позиций теории
естественного отбора.
Эвристика
(
Heuristics
). Способ, позволяющий принимать
быстрые и эффективные суждения.
Эвристика репрезентативности
(
Representativeness
heuristic
). Склонность считать доказанным, порой вопреки
фактам, что кто-либо или что-либо принадлежит к какой-то
конкретной группе, если эти кто-то или что-то похожи (похоже)
на её типичного члена.