ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 2578
Скачиваний: 3
в крошечном теле
,
силой навязали мышление
,
ставшее для некоторых из них
просто гибельным
.
Да
,
они выплеснули наружу свою ярость
,
но винить в этом
следует прежде всего невыносимые обстоятельства
,
в которых они поневоле
оказались
, —
непреодолимую стену равнодушия
,
состоящую из взрослых
людей
,
слишком занятых для того
,
чтобы остановиться на мгновение для
откровенного разговора
.
Мы по-прежнему уверены
,
что принципиальным ответом на открывшееся нам
явление могут стать лишь коренные перемены в отношении к воспитанию
детей
.
Они должны быть в семье равноправными партнерами
.
Мы никогда не
предлагали превращать их в диктаторов и во всем им потакать
.
Но
предоставлять им право выбора и уважать их
—
вовсе не то же самое
,
что
давать им садиться нам на шею
.
Дисциплина необходима
,
и
«
рамки
допустимого
»
все еще остаются важной стороной воспитания
.
Но если мы
будем относиться к подрастающему ребенку с уважением
,
ему будет намного
проще понимать и принимать дисциплинарные требования
—
в отличие от
ребенка
,
которому лишь твердят
: «
Подрастешь
—
поймешь
», «
Ты в этом еще
ничего не понимаешь
»
или
«
Делай
,
что тебе говорят
!»
Последовать совету
господина Мейхера означало бы вернуться к тем методам воспитания
,
которые
были распространены добрых полвека назад
.
Так
,
между прочим
,
считают
многие из тех
,
кто до сих пор в отчаянии разводит руками
.
Им кажется
,
что раз
уж их воспитали
«
как надо
»,
то почему бы и теперь не вернуть
«
старые
добрые деньки
»,
когдадетей было видно
,
но не слышно
,
когда младшие
относились к старшим с почтением и не прихватывали в школу пистолеты
.
Но
если все это так
,
то чем объяснить недавний взрыв насилия среди японских
детей
?
А ведь японская культура славится своими традициями отношений
между детьми и родителями
!
Японцы
,
казалось бы
,
всегда оставались
образцовой моделью внутрисемейных взаимоотношений
.
Дети там ведут себя
благопристойно и чтут старших
.
Однако новости
,
приходящие из Японии в
последние годы
,
указывают на то
,
что многие проблемы
,
с которыми мы
столкнулись в США
,
проявляются и на Дальнем Востоке
.
Вот выдержка из
статьи в журнале
«
Тайм
» (8
января
2000
года
):
Японские дикари
Тим Лаример
На протяжении
«
потерянного десятилетия
»
экономического застоя в этой
стране
[
Японии
]
здешняя молодежь неу
-
клонно катилась вниз по спирали безразличия
,
разочарованности и
бунтарства
. [...]
Молодые японцы все чаще и чаще взрываются необъяснимыми
вспышками ярости
.
Учащаются жестокие преступления среди молодежи
(
за
одиннадцать месяцев
2000
года их число повысилось почти на
25%
по
сравнению с минувшим годом
),
все больше учеников исключают из школ
,
увеличивается количество правонарушений в школе
.
Недавние
правительственные опросы показали
:
около четверти учеников старших
классов признаются
,
что им доводилось
«
взрываться от злости или прибегать к
насилию
».
В одном только прошлом году случился целый ряд громких
преступлений
:
подростки угнали автобус и перерезали одному из пассажиров
горло
;
юноша убил родную мать бейсбольной битой
;
хулиганы зарезали семью
из трех человек
.
А буквально месяц назад семнадцатилетний парень соорудил
бомбу из гвоздей
,
шурупов
,
пороха и кофейной чашки и взорвал ее в одном из
токийских магазинов видеоаппаратуры
.
По сведениям местных газет
,
вооруженный дробовиком преступник заявил полиции
: «
Я хотел убивать
». [...]
Очевидно одно
:
с японской молодежью что-то не так
.
И если в этом виноваты
не мультфильмы
,
видеоигры и кино
,
то что именно
?
По нашим сведениям
,
дети изменились
—
и теперь не сработает ни одна из
старых моделей
,
как бы хорошо она ни помогала в прошлом
.
Пятидесятые и
шестидесятые годы давно позади
,
прежняя культура
«
невинности
»
миновала
—
а вместе с ней ушел и целый мир
,
где население было вдвое меньше по
численности
.
Индиго
—
плод человеческой эволюции
,
надежда для всех нас
.
Несмотря ни что
,
человечество
,
похоже
,
преодолело все пророчества о
переломе тысячелетий и избежало предрекавшегося Армагеддона
.
Однако мы
оказались на перекрестке развития сознания
,
и теперь наши знающие
,
мудрые
дети требуют принципиально новых приемов воспитания и школьного
образования
.
Перед ними открылся мир
,
где терпимость начинает проявляться совершенно
по-новому
;
нынешние дети
,
по-видимому
,
просто стыдятся былых
политических и религиозных парадигм
.
Главное внимание их
«
радара
человечности
»
привлекает
,
судя по всему
,
целостность
,
и эти дети
,
даже самые
маленькие
,
бурно реагируют на ее отсутствие
.
Если же детям не удается найти
ее дома или в школе
,
они порой отстраняются
,
уходят в себя
,
словно пытаются
понять
,
что еще может предложить им этот мир
—
или
,
еще точнее
,
что они в
состоянии создать своими силами
,
пусть и посредством ярости или ненависти
,
которые
,
как они надеются
,
хоть чем-то помогут
.
Некоторые молодые люди
,
пребывающие в не меньшем отчаянии
,
чем мы
,
пытаются высказать
,
что они сами думают на эту тему
.
В конце концов
,
они
ведь видят происходящее изнут-ри
\
Нам подчас кажется
,
будто дети живут в
вакууме
,
и только мы
,
взрослые
,
умеем устраивать совещания
,
созывать
комитеты
,
писать книги и решать
,
как жить детям
.
Но под влиянием
собственного чувства ответственносги подростки и молодые люди все чаще и
чаше сами обсуждают свои проблемы
—
и даже пишут книги
.
Одну из них мы
настоятельно рекомендуем
:
это книга
«
Могут ли ученики покончить с насилием
в школах
?
Мнение американской молодежи
»,
написанная очень молодым
человеком по имени Джейсон Райан Дорси
.
Вот что говорится о его работе на
сайте
Amazon.com:
Каждая глава этой книги
,
которую выдающийся юный
автор Джейсон Дорси
(20
лет
)
составил на основе разнообразных источников
,
содержит огромное множество юношеских прозрений и практичных
,
действенных решений
.
Джейсон упорядочил мнения более чем полутора сотен
тысяч молодых людей из самых разных слоев американского общества
;
автор
рассказывает о переживаниях
,
трудностях и возможностях
,
с которыми
молодежь сталкивается ежедневно
.
Чтобы помочь нашим детям
,
нужно узнать
,
что думают они сами
.
Пора
«
перевернуть школы вверх ногами
»:
на первое
место должны выйти ученики
,
ведь именно они являются как виновниками
,
так
и жертвами насилия в школах
.
Вы
,
должно быть
,
заметили
,
что в своих книгах мы никогда не очерчиваем
проблему
,
не предлагая ее решений
.
И упоминать мы стараемся о тех книгах
,
где не только выявлены те или иные трудности
,
но и описаны конкретные
способы их преодоления
.
Вот и сейчас мы предлагаем вам практический материал
.
Успех в воспитании
вашего Индиго
(
или почти Индиго
)
зависит от нескольких условий
:
1.
Возраст ребенка
.
Как давно вы заметили у него характерные черты
Индиго
?
2.
Место жительства
.
Будем говорить откровенно
:
кое-кто из нас живет в
таких районах
,
где первой заботой является само выживание
.
Не так уж
легко размышлять о высоких материях
,
когда ежедневно ломаешь голову
о том
,
как прокормить семью
.
3.
Семейные обстоятельства
.
Мать-одиночка или отец-одиноч
-
ка
?
Неподходящий школьный округ
?
4.
Смелость родителей
.
Нередко самой сложной проблемой становится
решимость начать откровенный разговор с собственными детьми
.
Мы и
сами это прекрасно знаем
.
Поговорим о каждом пункте подробнее
.
—
Возраст
:
Если ваш ребенок еще в пеленках
,
вам очень повезло
:
есть
отличная возможность начать воспитание в новой парадигме
.
Вам предстоит
по-настоящему узнать своего малыша и с удовольствием принять его новые
особенности
—
черты Индиго
.
У многих
,
однако
,
дети уже довольно большие
:
девяти
-,
десяти
-,
одиннадцати
-
и двенадцатилетние
,
и некоторые из них уже решили
,
что их
родители
—
олухи царя небесного
.
Когда вы обращаетесь к ним
,
они всякий
раз закатывают глаза
,
переминаются с ноги на ногу и пялятся куда-то в пол
вместо того
,
чтобы смотреть на вас
, —
иными словами
,
без слов
,
но всем телом
откровенно заявляют
: «
Ага
,
конечно
,
так я и послушал
!»
А после
,
закончив
демонстративную роль
«
ничего-не-слышу
»,
они выскакивают за дверь и
окунаются в свою личную жизнь
—
а вам остается лишь надеяться
,
что они не
вытворяют ничего такого
,
что вы сочли бы предосудительным
.
Пришло время общаться с ними по-настоящему
—
время откровенной
встречи
,
когда вы отбросите защитные доспехи в надежде
,
что еще не слишком
поздно
.
И у вас действительно есть большие шансы успеть
!
Скажите ребенку
,
что хотите с ним говорить
, —
и предложите ему самому выбрать для этого
подходящее время
.
Предупредите
,
что вам понадобится
,
например
,
один час
.
Пусть ребенок сам назначит время
,
потребуйте лишь одного
:
чтобы ничто
—
ничто
! —
не стало этому помехой
.
Так вы сразу покажете своему ребенку
,
что
предстоящая беседа намного важнее повседневных просьб и обычных
семейных разговоров
.
Будьте готовы к тому
,
что он начнет упрямо
отказываться
(
и это еще мягко сказано
),
но все равно стойте на своем
.
Сядьте перед ним с блокнотом и попросите внимательно посмотреть на вас
,
прежде чем начнется разговор
.
Сразу скажите
,
что это будет не нравоучение и
вы не станете обсуждать его поведение
,
читать нотации или бранить
.
Скажите
,
что больше всего на свете хотите быть ему другом
.
А потом попросите
объяснить
,
почему
,
на его взгляд
,
у вас не ладятся отношения
.
Настройтесь на откровенность
.
Чудес не ждите
,
но прежде всего
постарайтесь принимать слова ребенка без каких-либо условий
.
Помните
,
что
этот разговор о самом ребенке
,
а не о вас
—
иными словами
,
не стоит
погружаться в рассказы о том
,
какими были в детстве вы сами
.
Не читайте
лекций
!
Не выходите из себя
!
Не вздрагивайте
,
если услышите вдруг нечто
такое
,
что считаете вопиющим безобразием
,
ошибкой или даже
правонарушением
.
Помните
:
когда ребенок говорит откровенно
,
вы слышите
саму жизнь
,
причем
«
из первых рук
» —
согласны вы со сказанным или нет
.
Пусть ребенок устроит вам разнос
,
пусть жалуется на весь мир
,
даже если
слова его несправед ливы
.
Делайте записи
—
это подтвердит
,
что вы
относитесь к словам ребенка с вниманием
.
И
,
главное
,
слушайте
-.,
просто
слушайте
1.
Не делайте того
,
чего он привык от вас ждать
,
то есть не начинайте
возражать в ответ на каждое его слово
.
Во всяком случае
,
не сейчас
.
Следует
понять
,
что большая часть его мнений основана на том
,
что он чувствует
.
Собственно
,
в выяснении этого и заключается основная цель разговора
.
Придумывайте новые пути
:
попросите ребенка подробнее рассказать именно о
том
,
что важно для него
, —
тут как раз и потребуется ваша помощь
.
Быть
может
,
ему кажется
,
что вы слишком строги или слишком отстали от жизни и
уже не в состоянии понять музыку
,
которая ему нравится
,
что вы не
выказываете достаточного уважения к поведению его друзей
,
что вы
,
наконец
,
не такие любящие
,
заботливые или сообразительные
,
какими он мечтал бы вас
видеть
!
Первый разговор должен закончиться рядом вопросов
.
Разумеется
,
каждый
ребенок уникален
,
но вот примеры вопросов
,
которые вы можете задать
:
1.
«Что я могу сделать
,
чтобы тебе жилось лучше
?»
В ответ могут прозвучать
заявления абсурдные и неуместные
,
но это не имеет значения
.
Вам нужно
вызвать у ребенка катарсис в благоприятных для этого условиях
,
и
—
одновременно
—
дать ему возможность выговориться
.
Кроме того
,
тем
самым вы начинаете создавать новую
,
прежде неведомую взаимную
привязанность
.
Дышите глубже и слушайте
,
Помните
:
умение выслушать
еще не означает необходимости исполнять все эти желания
.
2.
«Быть может
,
нам удастся найти какой-то компромисс
?
Как бы ты поступил
на моем месте
?»
Такая постановка вопроса заставляет мыслить и в то же
время показывает ребенку
,
что вы настроены очень серьезно
.
Быть может
,
у него действительно есть шанс сделать свою жизнь приятнее
,
и он охотно
воспользуется такой возможностью Поскольку вы тоже живете не в
вакууме
(
во всяком случае
,
мы на это надеемся
),
многие из обсуждаемых
тем вас едва ли шокируют
.
Так или иначе
,
будьте готовы к уступкам и
переходите к обсуждению важнейших проблем
.
Смиритесь с тем
,
что
придется чем-то поступиться
.
Вспомните
,
какими были в детстве вы сами
,
и поставьте себя на место своего ребенка
.
3. «
Разве мы уже не можем стать друзьями
?
Обещаешь
,
что придешь ко мне
,
если тебе понадобится помощь
?
Тебе хотелось бы
,
чтобы мы еще раз вот
так поговорили
?»
Это очень серьезные вопросы
,
сосредоточенные вокруг
основной причины первого разговора
.
Ребенок может отделаться пустыми
отговорками и не дать правдивого ответа
.
Почему
?
Он вам просто не
доверяет
!
Любому отцу или матери очень неприятно такое слышать
,
но это
правда
.
Многие малыши и подростки часто доверяют ровеснику
,
которого
знают совсем недавно
,
намного больше
,
чем родителям
,
подарившим ему
жизнь
.
Вам может потребоваться целый ряд таких встреч
,
и со временем ребенок
привыкнет к тому
,
что
:
·
разговоры с вами не перерастают в размолвки
(
вы должны твердо себе
пообещать
,
что не допустите этого
;
с другой стороны
,
это потребует от
вас мудрости и большой выдержки
.
Если же хотя бы однажды разгорится
ссора
,
она будет означать
,
что вы недооценили важность всего этого
процесса
, —
а мы ведь с самого начала предупредили
,
что дело это
нелегкое
...);
·
вы их не попрекаете
;
·
они действительно могут беседовать с вами
,
не боясь
,
что вы
рассердитесь
.
Просто выслушайте
,
что они чувству ют
.
Во время
разговора не стоит давать этим чувствам точные определения
:
сейчас не
время для нотаций и уроков житейской мудрости
.
Сейчас время сидеть и
слушать
.
Как рассказывали нам многие родители
,
очень скоро вы сможете обсуждать с
ребенком его школьные дела
,
его друзей и пристрастия в музыке и прочие
важные для него вопросы
,
которые вам удастся нащупать и открыть для себя
...
да-да
,
и секс в том числе
.
И что тогда
?
Тогда у вашего ребенка появится новый
друг
—
мама или папа
.
Некоторые родители идут к этой цели и кружными
путями
:
отправляются вместе с детьми на концерт
,
ходят по магазинам в
поисках модной одежды и так далее
.
Возможно
,
конечно
,
что лично вам это не
очень-то по душе
,
но
,
поверьте
,
дети такого никогда не забудут
—
никогда
.
Стоит попробовать
?
Ну конечно
!
В конце концов
,
разве вам не хочется вернуть
себе детей
?
—
Место жительства
.
Одни живут в приличном районе
,
рядом с другими
состоятельными людьми
,
другие обитают в гетто
.
Ваш ребенок может ходить в
престижную частную школу или в государственное учебное заведение
,
где
ранцы учеников изо дня в день проверяют
—
а нет ли там оружия
?
В связи с
этим нужно отметить
,
что большая часть прогремевших на всю страну
школьных трагедий произошла как раз не в гетто
,
а в совершенно
благополучных районах
,
где доходы жителей пре вышали средний уровень
.
Дети из гетто могли бы
,
конечно
,
рассказать
,
что у них в школах убийства тоже
случались
,
просто по тамошним меркам такие события не столь драматичны и
большой огласки в газетах не получают
.
Иными словами
,
каждый живет в особой обстановке
.
Не исключено
,
что в
семьях
,
где слишком хорошо известно
,
что такое борьба за выживание
,
к
тесному общению с детьми стремятся намного больше
.
Таким детям обычно
приходится очень рано взваливать на себя
«
взрослые
»
обязанности и
проблемы
,
что предполагает большую необходимость откровенных бесед с
родителями
.
Однако и в этих условиях описанная выше процедура в какой-то
мере необходима
.
Каждый из нас должен задать определенные вопросы
,
чтобы
дать ребенку почувствовать
:
где бы вы ни жили
,
вам прежде всего хочется его
понимать
.
—
Семейные обстоятельства
.
Воспитываете детей в одиночку
?
Тогда
забот у вас полон рот
.
С другой стороны
,
у вас есть много общего с другими
родителями-одиночками
,
то есть ваше положение не уникально
.
В любом
случае
,
описанный выше процесс вам поможет
,
только подход должен быть