Файл: Ли К. - Дети Индиго - 2. Праздник цвета Индиго.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 2508

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

в крошечном теле

силой навязали мышление

ставшее для некоторых из них

просто гибельным

Да

они выплеснули наружу свою ярость

но винить в этом

следует прежде всего невыносимые обстоятельства

в которых они поневоле

оказались

, — 

непреодолимую стену равнодушия

состоящую из взрослых

людей

слишком занятых для того

чтобы остановиться на мгновение для

откровенного разговора

.

Мы по-прежнему уверены

что принципиальным ответом на открывшееся нам

явление могут стать лишь коренные перемены в отношении к воспитанию

детей

Они должны быть в семье равноправными партнерами

Мы никогда не

предлагали превращать их в диктаторов и во всем им потакать

Но

предоставлять им право выбора и уважать их

 — 

вовсе не то же самое

что

давать им садиться нам на шею

Дисциплина необходима

и

 «

рамки

допустимого

» 

все еще остаются важной стороной воспитания

Но если мы

будем относиться к подрастающему ребенку с уважением

ему будет намного

проще понимать и принимать дисциплинарные требования

 — 

в отличие от

ребенка

которому лишь твердят

: «

Подрастешь

 — 

поймешь

», «

Ты в этом еще

ничего не понимаешь

» 

или

 «

Делай

что тебе говорят

!» 

Последовать совету

господина Мейхера означало бы вернуться к тем методам воспитания

которые

были распространены добрых полвека назад

Так

между прочим

считают

многие из тех

кто до сих пор в отчаянии разводит руками

Им кажется

что раз

уж их воспитали

 «

как надо

», 

то почему бы и теперь не вернуть

 «

старые

добрые деньки

», 

когдадетей было видно

но не слышно

когда младшие

относились к старшим с почтением и не прихватывали в школу пистолеты

Но

если все это так

то чем объяснить недавний взрыв насилия среди японских

детей

А ведь японская культура славится своими традициями отношений

между детьми и родителями

Японцы

казалось бы

всегда оставались

образцовой моделью внутрисемейных взаимоотношений

Дети там ведут себя

благопристойно и чтут старших

Однако новости

приходящие из Японии в

последние годы

указывают на то

что многие проблемы

с которыми мы

столкнулись в США

проявляются и на Дальнем Востоке

Вот выдержка из

статьи в журнале

 «

Тайм

» (8 

января

 2000 

года

):

Японские дикари

Тим Лаример

На протяжении

 «

потерянного десятилетия

» 

экономического застоя в этой

стране

 [

Японии

здешняя молодежь неу

-

клонно катилась вниз по спирали безразличия

разочарованности и

бунтарства

. [...] 

Молодые японцы все чаще и чаще взрываются необъяснимыми

вспышками ярости

Учащаются жестокие преступления среди молодежи

 (

за

одиннадцать месяцев

 2000 

года их число повысилось почти на

 25% 

по

сравнению с минувшим годом

), 

все больше учеников исключают из школ

,

увеличивается количество правонарушений в школе

Недавние

правительственные опросы показали

около четверти учеников старших

классов признаются

что им доводилось

 «

взрываться от злости или прибегать к

насилию

». 

В одном только прошлом году случился целый ряд громких

преступлений

подростки угнали автобус и перерезали одному из пассажиров

горло

юноша убил родную мать бейсбольной битой

хулиганы зарезали семью

из трех человек

А буквально месяц назад семнадцатилетний парень соорудил


background image

бомбу из гвоздей

шурупов

пороха и кофейной чашки и взорвал ее в одном из

токийских магазинов видеоаппаратуры

По сведениям местных газет

,

вооруженный дробовиком преступник заявил полиции

: «

Я хотел убивать

». [...]

Очевидно одно

с японской молодежью что-то не так

И если в этом виноваты

не мультфильмы

видеоигры и кино

то что именно

?

По нашим сведениям

дети изменились

 —

и теперь не сработает ни одна из

старых моделей

как бы хорошо она ни помогала в прошлом

Пятидесятые и

шестидесятые годы давно позади

прежняя культура

 «

невинности

» 

миновала

 —

а вместе с ней ушел и целый мир

где население было вдвое меньше по

численности

Индиго

 —

плод человеческой эволюции

надежда для всех нас

.

Несмотря ни что

человечество

похоже

преодолело все пророчества о

переломе тысячелетий и избежало предрекавшегося Армагеддона

Однако мы

оказались на перекрестке развития сознания

и теперь наши знающие

мудрые

дети требуют принципиально новых приемов воспитания и школьного
образования

.

Перед ними открылся мир

где терпимость начинает проявляться совершенно

по-новому

нынешние дети

по-видимому

просто стыдятся былых

политических и религиозных парадигм

Главное внимание их

 «

радара

человечности

» 

привлекает

судя по всему

целостность

и эти дети

даже самые

маленькие

бурно реагируют на ее отсутствие

Если же детям не удается найти

ее дома или в школе

они порой отстраняются

уходят в себя

словно пытаются

понять

что еще может предложить им этот мир

 —

или

еще точнее

что они в

состоянии создать своими силами

пусть и посредством ярости или ненависти

,

которые

как они надеются

хоть чем-то помогут

.

Некоторые молодые люди

пребывающие в не меньшем отчаянии

чем мы

,

пытаются высказать

что они сами думают на эту тему

В конце концов

они

ведь видят происходящее изнут-ри

Нам подчас кажется

будто дети живут в

вакууме

и только мы

взрослые

умеем устраивать совещания

созывать

комитеты

писать книги и решать

как жить детям

Но под влиянием

собственного чувства ответственносги подростки и молодые люди все чаще и
чаше сами обсуждают свои проблемы

 — 

и даже пишут книги

Одну из них мы

настоятельно рекомендуем

это книга

 «

Могут ли ученики покончить с насилием

в школах

Мнение американской молодежи

», 

написанная очень молодым

человеком по имени Джейсон Райан Дорси

Вот что говорится о его работе на

сайте

 Amazon.com: 

Каждая глава этой книги

которую выдающийся юный

автор Джейсон Дорси

 (20 

лет

составил на основе разнообразных источников

,

содержит огромное множество юношеских прозрений и практичных

,

действенных решений

Джейсон упорядочил мнения более чем полутора сотен

тысяч молодых людей из самых разных слоев американского общества

автор

рассказывает о переживаниях

трудностях и возможностях

с которыми

молодежь сталкивается ежедневно

Чтобы помочь нашим детям

нужно узнать

,

что думают они сами

Пора

 «

перевернуть школы вверх ногами

»: 

на первое

место должны выйти ученики

ведь именно они являются как виновниками

так

и жертвами насилия в школах

.

Вы

должно быть

заметили

что в своих книгах мы никогда не очерчиваем

проблему

не предлагая ее решений

И упоминать мы стараемся о тех книгах

,

где не только выявлены те или иные трудности

но и описаны конкретные

способы их преодоления

.


background image

Вот и сейчас мы предлагаем вам практический материал

Успех в воспитании

вашего Индиго

 (

или почти Индиго

зависит от нескольких условий

:

1.

Возраст ребенка

.

 Как давно вы заметили у него характерные черты

Индиго

?

2.

Место жительства

Будем говорить откровенно

кое-кто из нас живет в

таких районах

где первой заботой является само выживание

Не так уж

легко размышлять о высоких материях

когда ежедневно ломаешь голову

о том

как прокормить семью

.

3.

Семейные обстоятельства

Мать-одиночка или отец-одиноч

ка

?

Неподходящий школьный округ

?

4.

Смелость родителей

Нередко самой сложной проблемой становится

решимость начать откровенный разговор с собственными детьми

Мы и

сами это прекрасно знаем

.

Поговорим о каждом пункте подробнее

.

— 

Возраст

:

 Если ваш ребенок еще в пеленках

вам очень повезло

есть

отличная возможность начать воспитание в новой парадигме

Вам предстоит

по-настоящему узнать своего малыша и с удовольствием принять его новые
особенности

 —

черты Индиго

.

У многих

однако

дети уже довольно большие

девяти

-, 

десяти

-,

одиннадцати

и двенадцатилетние

и некоторые из них уже решили

что их

родители

 — 

олухи царя небесного

Когда вы обращаетесь к ним

они всякий

раз закатывают глаза

переминаются с ноги на ногу и пялятся куда-то в пол

вместо того

чтобы смотреть на вас

, — 

иными словами

без слов

но всем телом

откровенно заявляют

: «

Ага

конечно

так я и послушал

!» 

А после

закончив

демонстративную роль

 «

ничего-не-слышу

», 

они выскакивают за дверь и

окунаются в свою личную жизнь

 — 

а вам остается лишь надеяться

что они не

вытворяют ничего такого

что вы сочли бы предосудительным

.

Пришло время общаться с ними по-настоящему

 — 

время откровенной

встречи

когда вы отбросите защитные доспехи в надежде

что еще не слишком

поздно

И у вас действительно есть большие шансы успеть

Скажите ребенку

,

что хотите с ним говорить

, —

и предложите ему самому выбрать для этого

подходящее время

Предупредите

что вам понадобится

например

один час

.

Пусть ребенок сам назначит время

потребуйте лишь одного

чтобы ничто

 —

ничто

! —

не стало этому помехой

Так вы сразу покажете своему ребенку

что

предстоящая беседа намного важнее повседневных просьб и обычных
семейных разговоров

Будьте готовы к тому

что он начнет упрямо

отказываться

 (

и это еще мягко сказано

), 

но все равно стойте на своем

.

Сядьте перед ним с блокнотом и попросите внимательно посмотреть на вас

,

прежде чем начнется разговор

Сразу скажите

что это будет не нравоучение и

вы не станете обсуждать его поведение

читать нотации или бранить

Скажите

,

что больше всего на свете хотите быть ему другом

А потом попросите

объяснить

почему

на его взгляд

у вас не ладятся отношения

.

Настройтесь на откровенность

Чудес не ждите

но прежде всего

постарайтесь принимать слова ребенка без каких-либо условий

Помните

что

этот разговор о самом ребенке

а не о вас

 —

иными словами

не стоит

погружаться в рассказы о том

какими были в детстве вы сами

Не читайте


background image

лекций

Не выходите из себя

Не вздрагивайте

если услышите вдруг нечто

такое

что считаете вопиющим безобразием

ошибкой или даже

правонарушением

Помните

когда ребенок говорит откровенно

вы слышите

саму жизнь

причем

 «

из первых рук

» — 

согласны вы со сказанным или нет

.

Пусть ребенок устроит вам разнос

пусть жалуется на весь мир

даже если

слова его несправед  ливы

Делайте записи

 — 

это подтвердит

что вы

относитесь к словам ребенка с вниманием

И

главное

слушайте

-., 

просто

слушайте

1.

Не делайте того

чего он привык от вас ждать

то есть не начинайте

возражать в ответ на каждое его слово

Во всяком случае

не сейчас

Следует

понять

что большая часть его мнений основана на том

что он чувствует

.

Собственно

в выяснении этого и заключается основная цель разговора

.

Придумывайте новые пути

попросите ребенка подробнее рассказать именно о

том

что важно для него

, — 

тут как раз и потребуется ваша помощь

Быть

может

ему кажется

что вы слишком строги или слишком отстали от жизни и

уже не в состоянии понять музыку

которая ему нравится

что вы не

выказываете достаточного уважения к поведению его друзей

что вы

наконец

,

не такие любящие

заботливые или сообразительные

какими он мечтал бы вас

видеть

!

Первый разговор должен закончиться рядом вопросов

Разумеется

каждый

ребенок уникален

но вот примеры вопросов

которые вы можете задать

:

1.

«Что я могу сделать

чтобы тебе жилось лучше

 ?»

 В ответ могут прозвучать

заявления абсурдные и неуместные

но это не имеет значения

Вам нужно

вызвать у ребенка катарсис в благоприятных для этого условиях

и

 —

одновременно

 — 

дать ему возможность выговориться

Кроме того

тем

самым вы начинаете создавать новую

прежде неведомую взаимную

привязанность

Дышите глубже и слушайте

Помните

умение выслушать

еще не означает необходимости исполнять все эти желания

.

2.

«Быть может

нам удастся найти какой-то компромисс

Как бы ты поступил

на моем месте

 Такая постановка вопроса заставляет мыслить и в то же

время показывает ребенку

что вы настроены очень серьезно

Быть может

,

у него действительно есть шанс сделать свою жизнь приятнее

и он охотно

воспользуется такой возможностью Поскольку вы тоже живете не в
вакууме

 (

во всяком случае

мы на это надеемся

), 

многие из обсуждаемых

тем вас едва ли шокируют

Так или иначе

будьте готовы к уступкам и

переходите к обсуждению важнейших проблем

Смиритесь с тем

что

придется чем-то поступиться

Вспомните

какими были в детстве вы сами

,

и поставьте себя на место своего ребенка

.

3. «

Разве мы уже не можем стать друзьями

Обещаешь

что придешь ко мне

,

если тебе понадобится помощь

 ? 

Тебе хотелось бы

чтобы мы еще раз вот

так поговорили

?» 

Это очень серьезные вопросы

сосредоточенные вокруг

основной причины первого разговора

Ребенок может отделаться пустыми

отговорками и не дать правдивого ответа

Почему

Он вам просто не

доверяет

Любому отцу или матери очень неприятно такое слышать

но это

правда

Многие малыши и подростки часто доверяют ровеснику

которого

знают совсем недавно

намного больше

чем родителям

подарившим ему

жизнь

.


background image

Вам может потребоваться целый ряд таких встреч

и со временем ребенок

привыкнет к тому

что

:

·

разговоры с вами не перерастают в размолвки

 (

вы должны твердо себе

пообещать

что не допустите этого

с другой стороны

это потребует от

вас мудрости и большой выдержки

Если же хотя бы однажды разгорится

ссора

она будет означать

что вы недооценили важность всего этого

процесса

, — 

а мы ведь с самого начала предупредили

что дело это

нелегкое

...);

·

вы их не попрекаете

;

·

они действительно могут беседовать с вами

не боясь

что вы

рассердитесь

Просто выслушайте

что они чувству ют

Во время

разговора не стоит давать этим чувствам точные определения

сейчас не

время для нотаций и уроков житейской мудрости

Сейчас время сидеть и

слушать

.

Как рассказывали нам многие родители

очень скоро вы сможете обсуждать с

ребенком его школьные дела

его друзей и пристрастия в музыке и прочие

важные для него вопросы

которые вам удастся нащупать и открыть для себя

...

да-да

и секс в том числе

И что тогда

Тогда у вашего ребенка появится новый

друг

 —

мама или папа

Некоторые родители идут к этой цели и кружными

путями

отправляются вместе с детьми на концерт

ходят по магазинам в

поисках модной одежды и так далее

Возможно

конечно

что лично вам это не

очень-то по душе

но

поверьте

дети такого никогда не забудут

 — 

никогда

.

Стоит попробовать

Ну конечно

В конце концов

разве вам не хочется вернуть

себе детей

?

— 

Место жительства

.

 Одни живут в приличном районе

рядом с другими

состоятельными людьми

другие обитают в гетто

Ваш ребенок может ходить в

престижную частную школу или в государственное учебное заведение

где

ранцы учеников изо дня в день проверяют

 — 

а нет ли там оружия

В связи с

этим нужно отметить

что большая часть прогремевших на всю страну

школьных трагедий произошла как раз не в гетто

а в совершенно

благополучных районах

где доходы жителей пре вышали средний уровень

.

Дети из гетто могли бы

конечно

рассказать

что у них в школах убийства тоже

случались

просто по тамошним меркам такие события не столь драматичны и

большой огласки в газетах не получают

.

Иными словами

каждый живет в особой обстановке

Не исключено

что в

семьях

где слишком хорошо известно

что такое борьба за выживание

к

тесному общению с детьми стремятся намного больше

Таким детям обычно

приходится очень рано взваливать на себя

 «

взрослые

» 

обязанности и

проблемы

что предполагает большую необходимость откровенных бесед с

родителями

Однако и в этих условиях описанная выше процедура в какой-то

мере необходима

Каждый из нас должен задать определенные вопросы

чтобы

дать ребенку почувствовать

где бы вы ни жили

вам прежде всего хочется его

понимать

.

— 

Семейные обстоятельства

Воспитываете детей в одиночку

Тогда

забот у вас полон рот

С другой стороны

у вас есть много общего с другими

родителями-одиночками

то есть ваше положение не уникально

В любом

случае

описанный выше процесс вам поможет

только подход должен быть