Файл: Леонова А.Б. - Психодиагностика функциональных состояний человека.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3271
Скачиваний: 75
Koob.ru
голос
Не
готов
к
работе
Затруднение в общении
Впалые щеки
Медлительность
Избегание
разговоров
Сонливость
Мрачное лицо
Обеспокоенность другими делами
Безжизненные
глаза
Бледное лицо
Раздражительнос
ть
Одеревеневшее лицо
Апатичное лицо
Дрожание пальцев
Вялость
Неспособность
сконцентрировать
внимание и слушать
47
мых. Разработка более совершенных опросников предполагает нахождение компромиссного решения.
Одно из главных методических затруднений, возникающих при использовании опросников в
диагностических целях, — отсутствие адекватных приемов количественной оценки получаемых результатов.
Суммарная оценка общего числа отмеченных симптомов — слишком грубый показатель, особенно если при
этом не учитывается сравнительная значимость присутствия того или иного признака. Кроме того, в
опросниках обычно не определяется степень выраженности каждого симптома. Эти недостатки частично
преодолеваются с помощью методик субъективного шкалирования состояния.
Методики субъективного шкалирования состояния. Эта группа методик предназначена для более
тонкой оценки состояния.t Испытуемого просят соотнести свои ощущения с рядом признаков, формулировка
каждого из которых максимально сжата. Они представлены, как правило, либо парой полярных признаков
(«устал — не устал», «бодрый — вялый»), либо отдельным коротким утверждением («устал», «слабость»,
«отдохнувший»,). Предполагается, что человек способен оценить степень выраженности каждого симптома,
соотнося интенсивность внутреннего переживания с заданной оценочной шкалой. В зависимости от формы
представления симптома выделяют биполярные и моно- или униполярные шкалы [294]. По сути дела, в
большинстве случаев эти методики являются модификациями широко используемого в психологии метода
семантического дифференциала Ч. Осгуда.
Серьезной проблемой является поиск оптимальных способов конструирования самих оценочных шкал.
При этом в первую-очередь возникает вопрос о размерности шкал, их форме и способах работы с ними.
Обычно применяются шкалы, содержащие пять, семь или девять градаций. Однако в некоторых случаях их
число существенно увеличивается: так, в одной из работ У. Лундберга и М. Франкенхойзер используется
100-балльная шкала [293]. Достаточно широко распространены неградуированные шкалы — так называемые
«зрительные аналоги оценочных шкал» — и графические шкалы [213; 294]. В этом случае испытуемым
предлагаются отрезки прямых заданного размера, на которых они отмечают расстояние, субъективно
соответствующее интенсивности шкалируемого пережи- ' вания.
На фоне такого разнообразия весьма актуальны исследования, посвященные выбору оптимального
типа и размерности шкал. Существует оправданная тенденция к избеганию избыточной дробности
градуальных оценок. В исследовании Маккел-ви показано, что точность субъективного шкалирования не из-
меняется при увеличении числа градаций на шкале выше пяти, так же как и при переходе к графическим
шкалам (цит. па [205]). Л. Халлстен и Г. Борг [265] отдают предпочтение семи-
48
балльным шкалам. Специально рассматривается вопрос о сравнительной ценности использования
биполярных и монополярных шкал. При этом нередко высказывается мнение о преимуществе последних
[294; 310].
Разработка субъективных методик выдвигает задачу подбора и унификации значений слов и
выражений, включаемых в состав списка симптомов. Для этого обычно используется метод Л. Терстоуна
[344]. Его реализация предполагает наличие достаточно обширной группы испытуемых — экспертов,
работающих над созданием собственной шкалы. Первый этап работы состоит в отборе ограниченного
количества слов и выражений, характеризующих критические степени анализируемого состояния, из
обширного списка существующих в каждом языке словесных формулировок. Затем по ряду классификаций
той же группы экспертов устанавливается порядок расположения отобранных признаков внутри шкалы. С
помощью этого метода разрабатывались и простые одномерные шкалы оценки утомления (Дж. Макнелли,
1954, цит. по [344]), и современные многофакторные методики [315].
Koob.ru
История применения метода шкалирования в области диагностики утомления началась с работ Б.
Мускио и А. Поффен-бергера [307; 316]. Последним была предложена одномерная семибалльная шкала 3,
построенная на основании элементарного здравого смысла. Ее можно встретить и во многих современных
исследованиях. Однако чаще при конструировании шкал исходят из представления о существовании
комплекса разнородных переживаний, соответствующих определенному состоянию. Предполагается, что
такой симптомокомплекс представлен четко различающимися группами признаков, выраженность которых
меняется в зависимости от степени развития состояния.
В работе Р. Кинсмана и соавторов [283] предложена методика многофакторного шкалирования
физического утомления. С помощью кластерного анализа из первоначально отобранного списка симптомов
выделялись группы признаков, характеризующиеся сходством структур корреляционных связей внутри
каждой из них и полной независимостью различных групп. Были выделены три группы признаков:
«усталость» (Ci), «нежелание работать» (Сг), «мотивация» (Сз). Ниже приведен список симптомов
утомления, включенных в окончательный вариант этого теста (табл. 2). На основании сопоставления с
данными других диагностических методик было показано, что в целом предложенный тест пригоден для
измерения физического утомления.
Качественный анализ состава групп показывает, что в первую из них входят симптомы «органических»
проявлений утомления. Эта группа признаков является самой многочислен-
3 «Чувствую себя: прекрасно, очень хорошо, хорошо, удовлетворительно,, устал, очень устал,
предельно устал» [316].
49
Таблица 2
Перечень признаков, включенных в состав теста
«Опросник физической активности» [283]
Признак
рупп
а
Признак
руп
па
1. Учащение
дыхания
i
11 . Потливость
,
2. Боль в мышцах
i
12. Напряженность
2
3. Ощущение
усталости
i
13. Желание изменить
характер
2
4. Затруднение
дыхания
г
деятельности
5. Учащение
сердцебиения
,
14. Ощущение
дискомфорта
г
6. Слабость в ногах
15. Ощущение
свежести
3
7. Истощение сил
i
16. Определенность в
действиях
3
8. Дрожь в ногах
,
17.
Заинтересованность
,
9. Сухость во рту
!
18. Энергичность
3
10. Одышка
,
ной и четче всего выделяемой. Симптомы группы «нежелание работать» отражают переживания
внутреннего дискомфорта и комплекса негативных эмоций по отношению к выполняемой деятельности.
Хотя общий принцип объединения отобранных симптомов в одну группу сформулировать довольно трудно,
тем не менее статистические проявления их взаимосвязи обладают высоким постоянством при повторных
измерениях. Для группы признаков «мотивация», описывающей изменения уровня активации и
направленности на деятельность, характерна сравнительно низкая стабильность результатов. В принципе
диагностическая ценность этой группы симптомов не вызывает сомнений. Ее недостатки являются скорее
следствием не вполне удачного отбора исходного перечня формулировок.
В рассмотренном исследовании конструирование многофакторной методики оценки утомления
проводилось на основе эмпирических данных: в ходе экспериментов отбирались наиболее чувствительные
признаки, а их классификация и формирование основных групп осуществлялись с помощью сложных
Koob.ru
статистических процедур. Существует и другой путь.
Тест дифференцированной самооценки утомления, предложенный В. А. Доскиным и соавт. [66],
основывается на предварительном выделении основных компонентов функционального состояния. Авторы
полагают, что оно всесторонне характеризуется с помощью трех категорий признаков: самочувствия,
активности и настроения (сокращенно — САН). В оригинальном варианте теста каждая из них представлена
десятью полярными признаками, степень выраженности которых устанавливается по семибалльной шкале
(подробнее содержание этой методики описывается в разделе 4.1). При этом подчеркивается, что
диагностика состояния основывается не только на абсолютных оценках каждой из категорий, которые
снижаются при утомлении, но и на показателях их соотношения. У отдох-
50
дувшего человека все три категории признаков оцениваются близкими цифрами. По мере нарастания
утомления растет их дивергенция за счет большего снижения показателей самочувствия и активности по
сравнению с субъективной оценкой настроения (рис. 7). Такая информация оказывается полезной для более
тонкой дифференциации состояний.
Таким образом, основная линия развития методик субъективной оценки связана с созданием сложных
многофакторных тестов, основанных на использовании современного
математического аппарата и обращения к данным, накопленным в традиционных областях
использования шкалирования — субъективной психофизике и психометрике. Однако методическое
совершенствование процедур разработки субъективных тестов не снимает принципиальной односторон-
ности получаемой с их помощью информации — оценки состояния с точки зрения самого субъекта. Ее
достоверность должна подкрепляться собираемыми параллельно объективными данными.
2.3. КОМПЛЕКСНЫЕ МЕТОДЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
Проведенный выше анализ показывает, что всем известным в настоящее время методическим
подходам к оценке функциональных состояний свойственны существенные недостатки. Преодолеть их
можно только на пути использования комплексных методов диагностики.
Идея комплексного подхода к изучению состояний не нова. Еще в 1929 г. А. П. Нечаев,
проанализировав более 30 различных методик оценки утомления, пришел к выводу, что ни одна из них при
однократном применении не позволяет не только^ судить о величине утомления, но и вообще делать вывод о
его наличии. «Неужели психологи,— писал он,— никогда не будут владеть методом, при помощи которого
можно было бы регистрировать психическую утомленность в каждый отдельно взятый момент времени?!
...Когда к врачу приходит больной, то-для констатирования его болезни не требуется предварительная
справка о его здоровом состоянии» [156, с. 38]. Пытаясь найти такой метод, он приходит к выводу о
необходимости в любой момент времени одновременно регистрировать ряд характеристик сенсорной и
моторной готовности человека и оце-
51
Рис. 7. Средние величины дивеоген-
ции между категориями теста САН
при различных степенях усталости-
(по В. А. Доскину и др., 1973)
живать соотношение между ними. Несмотря на некоторую наивность в определении содержания этой
комплексной характеристики— «коэффициента гармоничности», разработанные в исследованиях А. П.
Нечаева положения с особым интересом читаются в наши дни. При этом важно отметить, что объединяемые
им характеристики направлены на количественную ■оценку соотношения между разными элементами
единой психофизиологической системы, обеспечивающей выполнение деятельности.
В современной литературе вряд ли найдется экспериментальная работа, в которой изучение
функционального состояния человека проводилось бы с использованием только одного методического
приема. Даже в тех случаях, когда цель иссле-^ дования состоит в анализе динамики какого-либо частного
Koob.ru
признака, авторы обязательно обращаются к соотнесению получаемых результатов с эффективностью
выполнения стоящей перед человеком поведенческой задачи, с данными о его субъективных переживаниях и
т. д.
Пути реализации принципа комплексности частично затрагивались нами при обсуждении основных
методических подходов. Решение этой проблемы для физиологических исследований связано с разработкой
полиэффекторных методов регистрации. Развитие психологических методов тестирования идет по пути
создания многофакторных субъективных тестов и батарей психометрических методик. Это необходимый, но
далекий от завершения начальный этап работы. Следующим шагом является проведение корреляционных
исследований и создание на их основе комплексных систем тестов более высокого порядка.
Центральной проблемой при этом является выбор из большого числа имеющихся наиболее надежных и
удобных для .практического использования методик. Последнее требование теоретически может быть
удовлетворено в отношении любой методики за счет усовершенствования процедуры тестирования,
способов регистрации и обработки данных на основе применения современных технических средств
(использование ЭВМ на линии эксперимента, разработка портативных установок, применение адекватных
математических моделей и средств •статистического анализа). Надежность же отбираемых методи-' ческих
средств определяется чувствительностью используемых показателей и их адекватнестью конкретным
задачам исследования.
Говоря о пригодности того или иного показателя для оценки функционального состояния, прежде
всего должна учитываться его информативность. Во-первых, необходимо, чтобы используемый показатель
наиболее полно отражал состояние исследуемой системы. Это достижимо в том случае, если он адекватен
работе, которую выполняет последняя. Кроме того, важно, чтобы выбираемый показатель обладал
определенной сте-
пенью устойчивости, отражая не любые спонтанные колебания регистрируемых параметров, а
фиксируя изменение состояния, g то же время неуместно использование слишком грубых показателей,
способных уловить только ярко выраженные изме-нения. Перечисленные требования, на наш взгляд,
составляют основное содержание проблемы информативности выбираемых критериев оценки состояния.
Отметим, что различным типам показателей свойственна неодинаковая динамика во времени.
Например, в работе У. Лундберга и М. Франкенхойзер [293] изучалось изменение успешности решения
арифметических задач, развитие субъективной симптоматики стресса, динамики частоты сердцебиений и
секреции катехоламинов в условиях длительного воздействия шума. Результаты эксперимента
продемонстрировали не только существование типичной картины сдвигов отдельных показателей в
условиях шумового стресса (по типу реакции адаптации к сверхнагрузкам), но и качественное своеобразие
проявлений отсроченных эффектов стресса. Так, если субъективные ощущения дискомфорта были
непродолжительными и имели тенденцию к быстрому исчезновению, то эндокринная активация длилась от
нескольких часов до двух суток, возрастая после окончания стимуляции. Поведенческие и физиологические
сдвиги наблюдались как во время действия стрессора, так л в течение двух-трех часов после прекращения
шумового воздействия. В свете таких данных проблема чувствительности приобретает новую окраску: отбор
диагностических средств должен производиться с учетом временного интервала между периодом
воздействия исследуемого фактора и моментом появления выраженных сдвигов со стороны анализируемых
показателей.
Формулировка конкретных требований к выбору адекват-лых методических процедур определяется
характером диагностической задачи и содержанием реальной деятельности человека. Именно в этом
контексте выделяются те психические про-.дессы и обеспечивающие их реализацию физиологические
'функции, которые испытывают максимальную нагрузку при .выполнении конкретного вида труда и в
наибольшей степени лодвержены изменениям. Анализируя состояние человека по локазателям
профессионально важных функций, можно с большей достоверностью прогнозировать динамику
эффективности труда и оценивать психофизиологическую «цену» деятельности. В соответствии с этим
содержательный психофизиологический анализ конкретных видов трудовой деятельности представляется
необходимым условием для создания комплексных систем тестов, пригодных для оценки функциональных
состояний ■в условиях реального производства.
ГЛАВА III
МИКРОСТРУКТУРНЫИ АНАЛИЗ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
Процесс решения различных поведенческих задач, в том числе и связанных с реализацией
преимущественно когнитивных действий (например, восприятия, обнаружения сигнала, опознания,
запоминания, принятия решений), может быть описан в терминах функциональной структуры соответствую-
щего вида деятельности [52; 77; 82]. Представления о наличии структурных перестроек в системе,
обеспечивающей выполне-' ние деятельности, при изменении состояния человека основываются на
Koob.ru
достижениях отечественной физиологической школы Н. Е. Введенского — А. А. Ухтомского [168; 194], а
также целом ряде психологических исследований Э. Крепелина [103], Ф. Бартлетта [223; 224], В. Н.
Мясищева [135], А. П. Нечаева [141; 156] и др.
Экспериментальному развитию этого подхода может способствовать ассимиляция данных,
накопленных в современной психологической науке относительно строения и механизмов различных
психических процессов. Разработка этих проблем интенсивно ведется в русле микроструктурного анализа
психической деятельности в нашей стране и когнитивной психологии на Западе [27; 29; 95; 334]. Несмотря
на обилие теоретических и экспериментальных исследований в этой области, связанных главным образом с
созданием моделей процессов приема и переработки информации человеком, их прикладная направленность
явно недостаточна. Можно назвать несколько работ, в которых концептуальный аппарат указанных
исследований используется непосредственно в диагностических целях — при оценке индивидуальных и
возрастных различий, в клинической практике, при выявлении специфики воздействия наркотических
средств!, Специальных исследований, направленных на использование когнитивных методик для
диагностики функциональных состояний человека, мы пока не знаем. В некоторой степени этот недостаток
компенсируется работами, посвящен-, ными изучению влияния разных уровней активации и стресса на
эффективность процессов переработки информации [256; 274]. Весьма информативные в содержательном
плане результаты этих исследований носят все же предварительный характер в связи с нерасчлененностью
исходных представлений о специфике моделируемых состояний и преимущественно исследовательской
установкой авторов. В то же время мнение о непосредственной диагностической ценности этого класса
методик
Обзорные материалы по этим работам можно найти в [263; 276; 291].
54
я возможности их использования в самых разнообразных ситуациях в последние годы звучит все
отчетливее [291; 337].
В наших исследованиях, проводящихся с начала семидесятых годов, предпринята попытка создания на
базе микроструктурного анализа психической деятельности батарей психометрических методик, пригодных
для оценки функциональных состояний человека, прежде всего утомления. Знание о содержании
психических процессов, анализируемых с помощью тех или иных экспериментальных методик, делает
применение по--следних более осмысленным и помогает дать содержательную интерпретацию получаемых
данных. Без этого невозможна и разработка адекватных количественных показателей, отражающих
качественное своеобразие внутренних способов выполнения стоящей перед субъектом задачи. Эту работу
мы рассматривали в качестве необходимого этапа подготовки прогностически ценных диагностических
процедур, позволяющих отразить подчас скрытые на внешнем (макро-) уровне сдвиги эффективности
анализируемых психических процессов.
3.1. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ
Первоначально экспериментальная реализация предлагаемого подхода была осуществлена в цикле
работ, посвященных анализу изменений выполнения задач на кратковременное запоминание зрительно
предъявляемого цифрового материала под влиянием утомления2. Микроструктура решения этих задач
может быть представлена в виде гипотетической модели, включающей последовательность функциональных
блоков, соответствующих основным этапам процесса переработки информации. Строение каждого
функционального блока описывается с помощью системы психологических операций, реализующихся на
данном этапе. Для описания процесса реше-яия задач, связанных с обработкой буквенно-цифровой инфор-
мации, адекватной является модель Р. Аткинсона и Р. Шиф-фрина [218; 219], одна из модификаций которой
была использована в нашей работе [80]. Несмотря на далеко не универсальный характер блочных моделей
подобного типа [27; 137], для анализируемого нами класса экспериментальных ситуаций их применение
вполне обосновано и продуктивно.
Основным в рассматриваемой модели процесса переработки информации (рис. 8) является выделение
трех блоков хранения информации: сенсорной (или иконической) памяти, кратковременной (вербально-
акустической) памяти и долговременной (семантической) памяти [349]. Перевод информации из одного
блока хранения в другой осуществляется с помощью так называемых «контролирующих» операций
[219]—-фильтрации
2 Подробно результаты данного цикла исследований в настоящем разделе не рассматриваются,
поскольку им посвящена специальная монография [80].
55
локализация нарушении
хараыер (окализованного нарушения
Рис. 8. Локализация эффектов утомления в структуре процесса переработки буквенно-цифровой