Файл: Леонова А.Б. - Психодиагностика функциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3081

Скачиваний: 73

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Koob.ru

голос

Не 

готов 

к

работе

Затруднение в общении

Впалые щеки

Медлительность

Избегание

разговоров

Сонливость

Мрачное лицо

Обеспокоенность другими делами

Безжизненные

глаза

Бледное лицо

Раздражительнос

ть

Одеревеневшее лицо

Апатичное лицо

Дрожание пальцев

Вялость

Неспособность 

сконцентрировать

внимание и слушать

47
мых.  Разработка  более совершенных опросников предполагает нахождение компромиссного решения.
Одно  из  главных  методических  затруднений, возникающих  при  использовании  опросников  в

диагностических целях, — отсутствие адекватных приемов количественной оценки получаемых результатов.
Суммарная оценка общего числа отмеченных симптомов — слишком грубый показатель, особенно если при
этом  не  учитывается  сравнительная  значимость  присутствия  того  или  иного  признака. Кроме  того, в
опросниках  обычно  не  определяется  степень  выраженности  каждого  симптома. Эти  недостатки  частично
преодолеваются с помощью методик субъективного шкалирования состояния.

Методики  субъективного  шкалирования  состояния. Эта  группа  методик  предназначена  для  более

тонкой оценки состояния.t Испытуемого просят соотнести свои ощущения с рядом признаков, формулировка
каждого из которых максимально сжата. Они представлены, как правило, либо парой полярных признаков
(«устал — не  устал», «бодрый — вялый»), либо  отдельным  коротким  утверждением («устал», «слабость»,
«отдохнувший»,). Предполагается, что человек способен оценить степень выраженности каждого симптома,
соотнося интенсивность внутреннего переживания с заданной оценочной шкалой. В зависимости от формы
представления  симптома  выделяют  биполярные  и  моно- или  униполярные  шкалы [294]. По  сути  дела, в
большинстве случаев эти методики являются модификациями широко используемого в психологии метода
семантического дифференциала Ч. Осгуда.

Серьезной проблемой является поиск оптимальных способов конструирования самих оценочных шкал.

При  этом  в  первую-очередь  возникает  вопрос  о  размерности  шкал,  их  форме  и  способах  работы  с  ними.
Обычно применяются шкалы, содержащие пять, семь или девять градаций. Однако в некоторых случаях их
число  существенно  увеличивается: так, в  одной  из  работ  У. Лундберга  и  М. Франкенхойзер  используется
100-балльная шкала [293]. Достаточно широко распространены неградуированные шкалы — так называемые
«зрительные  аналоги  оценочных  шкал» — и  графические  шкалы [213; 294]. В  этом  случае  испытуемым
предлагаются  отрезки  прямых  заданного  размера, на  которых  они  отмечают  расстояние, субъективно
соответствующее интенсивности шкалируемого пережи- ' вания.

На  фоне  такого  разнообразия  весьма  актуальны  исследования, посвященные  выбору  оптимального

типа  и  размерности  шкал. Существует  оправданная  тенденция  к  избеганию  избыточной  дробности
градуальных оценок. В исследовании Маккел-ви показано, что точность субъективного шкалирования не из-
меняется  при увеличении  числа  градаций  на  шкале  выше  пяти, так  же  как и  при переходе к  графическим
шкалам (цит. па [205]). Л. Халлстен и Г. Борг [265] отдают предпочтение семи-

48
балльным  шкалам. Специально  рассматривается  вопрос  о  сравнительной  ценности  использования

биполярных  и  монополярных  шкал. При  этом  нередко  высказывается  мнение  о  преимуществе  последних
[294; 310].

Разработка  субъективных  методик  выдвигает  задачу  подбора  и  унификации  значений  слов  и

выражений, включаемых  в  состав  списка  симптомов. Для  этого  обычно  используется  метод  Л. Терстоуна
[344]. Его  реализация  предполагает  наличие  достаточно  обширной  группы  испытуемых — экспертов,
работающих  над  созданием  собственной  шкалы. Первый  этап  работы  состоит  в  отборе  ограниченного
количества  слов  и  выражений, характеризующих  критические  степени  анализируемого  состояния, из
обширного списка существующих в каждом языке словесных формулировок. Затем по ряду классификаций
той  же  группы  экспертов  устанавливается порядок  расположения отобранных признаков  внутри  шкалы. С
помощью  этого  метода  разрабатывались и  простые  одномерные  шкалы оценки  утомления (Дж. Макнелли,
1954, цит. по [344]), и современные многофакторные методики [315].


background image

Koob.ru

История  применения  метода  шкалирования  в  области  диагностики  утомления  началась  с  работ  Б.

Мускио  и  А. Поффен-бергера [307; 316]. Последним  была предложена  одномерная  семибалльная  шкала 3,
построенная на  основании элементарного  здравого смысла. Ее  можно  встретить и  во  многих современных
исследованиях. Однако  чаще  при  конструировании  шкал  исходят  из  представления  о  существовании
комплекса  разнородных  переживаний, соответствующих  определенному  состоянию. Предполагается, что
такой симптомокомплекс представлен четко различающимися группами признаков, выраженность которых
меняется в зависимости от степени развития состояния.

В  работе  Р. Кинсмана  и  соавторов [283] предложена  методика  многофакторного  шкалирования

физического утомления. С помощью кластерного анализа из первоначально отобранного списка симптомов
выделялись  группы  признаков, характеризующиеся  сходством  структур  корреляционных  связей  внутри
каждой  из  них  и  полной  независимостью  различных  групп. Были  выделены  три  группы  признаков:
«усталость» (Ci), «нежелание  работать» (Сг), «мотивация» (Сз). Ниже  приведен  список  симптомов
утомления, включенных  в  окончательный  вариант  этого  теста (табл. 2). На  основании  сопоставления  с
данными  других  диагностических  методик  было  показано, что  в  целом  предложенный  тест  пригоден  для
измерения физического утомления.

Качественный анализ состава групп показывает, что в первую из них входят симптомы «органических»

проявлений утомления. Эта группа признаков является самой многочислен-

3 «Чувствую  себя: прекрасно, очень  хорошо, хорошо, удовлетворительно,, устал, очень  устал,

предельно устал» [316].

49
Таблица   2
Перечень признаков, включенных в состав теста
«Опросник физической активности» [283]

Признак

рупп
а

Признак

руп
па

1. Учащение

дыхания

i

11 .  Потливость

,

2. Боль в мышцах

i

12. Напряженность

2

3. Ощущение

усталости

i

13. Желание изменить

характер

2

4. Затруднение

дыхания

г

деятельности

5. Учащение

сердцебиения

,

14. Ощущение

дискомфорта

г

6. Слабость в ногах

15. Ощущение

свежести

3

7. Истощение сил

i

16. Определенность  в

действиях

3

8. Дрожь в ногах

,

17.

Заинтересованность

,

9. Сухость во рту

!

18. Энергичность

3

10. Одышка

,

ной  и  четче  всего  выделяемой. Симптомы  группы «нежелание  работать» отражают  переживания

внутреннего  дискомфорта  и  комплекса  негативных  эмоций  по  отношению  к  выполняемой  деятельности.
Хотя общий принцип объединения отобранных симптомов в одну группу сформулировать довольно трудно,
тем  не  менее  статистические  проявления  их  взаимосвязи  обладают  высоким  постоянством  при  повторных
измерениях. Для  группы  признаков «мотивация», описывающей  изменения  уровня  активации  и
направленности  на  деятельность, характерна  сравнительно  низкая  стабильность  результатов. В  принципе
диагностическая  ценность  этой  группы  симптомов  не  вызывает  сомнений. Ее  недостатки  являются  скорее
следствием не вполне удачного отбора исходного перечня формулировок.

В  рассмотренном  исследовании  конструирование  многофакторной  методики  оценки  утомления

проводилось на  основе  эмпирических данных: в ходе  экспериментов  отбирались наиболее  чувствительные
признаки, а  их  классификация  и  формирование  основных  групп  осуществлялись  с  помощью  сложных


background image

Koob.ru

статистических процедур. Существует и другой путь.

Тест  дифференцированной  самооценки  утомления, предложенный  В. А. Доскиным  и  соавт. [66],

основывается на предварительном выделении основных компонентов функционального состояния. Авторы
полагают, что  оно  всесторонне  характеризуется  с  помощью  трех  категорий  признаков: самочувствия,
активности и настроения (сокращенно — САН). В оригинальном варианте теста каждая из них представлена
десятью  полярными  признаками, степень  выраженности  которых  устанавливается  по  семибалльной  шкале
(подробнее  содержание  этой  методики  описывается  в  разделе  4.1).  При  этом  подчеркивается,  что
диагностика  состояния  основывается  не  только  на  абсолютных  оценках  каждой  из  категорий, которые
снижаются при утомлении, но и на показателях их соотношения. У отдох-

50
дувшего человека все три категории признаков оцениваются близкими цифрами. По мере нарастания

утомления  растет  их  дивергенция  за  счет  большего  снижения  показателей  самочувствия  и  активности  по
сравнению с субъективной оценкой настроения (рис. 7). Такая информация оказывается полезной для более
тонкой дифференциации состояний.

Таким образом, основная линия развития методик субъективной оценки связана с созданием сложных

многофакторных тестов, основанных на использовании      современного

математического  аппарата  и  обращения  к  данным, накопленным  в  традиционных  областях

использования  шкалирования — субъективной  психофизике  и  психометрике. Однако  методическое
совершенствование  процедур  разработки  субъективных  тестов  не  снимает  принципиальной  односторон-
ности  получаемой  с  их  помощью  информации — оценки  состояния  с  точки  зрения  самого  субъекта. Ее
достоверность должна подкрепляться собираемыми параллельно объективными данными.

2.3. КОМПЛЕКСНЫЕ МЕТОДЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
Проведенный  выше  анализ  показывает, что  всем  известным  в  настоящее  время  методическим

подходам  к  оценке  функциональных  состояний  свойственны  существенные  недостатки. Преодолеть  их
можно только на пути использования комплексных методов диагностики.

Идея  комплексного  подхода  к  изучению  состояний  не  нова.  Еще  в  1929  г.  А.  П.  Нечаев,

проанализировав более 30 различных методик оценки утомления, пришел к выводу, что ни одна из них при
однократном применении не позволяет не только^ судить о величине утомления, но и вообще делать вывод о
его наличии. «Неужели психологи,— писал он,— никогда не будут владеть методом, при помощи которого
можно  было  бы  регистрировать  психическую  утомленность  в  каждый  отдельно  взятый  момент  времени?!
...Когда  к  врачу  приходит  больной, то-для  констатирования  его  болезни  не  требуется  предварительная
справка  о  его  здоровом  состоянии» [156, с. 38]. Пытаясь  найти  такой  метод, он  приходит  к  выводу  о
необходимости  в  любой  момент  времени  одновременно  регистрировать  ряд  характеристик  сенсорной  и
моторной готовности человека и оце-

51

Рис.   7.  Средние  величины  дивеоген-
ции   между   категориями   теста   САН
при  различных    степенях    усталости-
(по В. А. Доскину и др., 1973)
живать соотношение между ними. Несмотря на некоторую наивность в определении содержания этой

комплексной  характеристики— «коэффициента  гармоничности», разработанные  в  исследованиях  А. П.
Нечаева положения с особым интересом читаются в наши дни. При этом важно отметить, что объединяемые
им  характеристики  направлены  на  количественную  ■оценку  соотношения  между  разными  элементами
единой психофизиологической системы, обеспечивающей выполнение деятельности.

В  современной  литературе  вряд  ли  найдется  экспериментальная  работа, в  которой  изучение

функционального  состояния  человека  проводилось  бы  с  использованием  только  одного  методического
приема. Даже в тех случаях, когда цель иссле-^ дования состоит в анализе динамики какого-либо частного


background image

Koob.ru

признака, авторы  обязательно  обращаются  к  соотнесению  получаемых  результатов  с  эффективностью
выполнения стоящей перед человеком поведенческой задачи, с данными о его субъективных переживаниях и
т. д.

Пути  реализации  принципа  комплексности  частично  затрагивались  нами  при  обсуждении  основных

методических подходов. Решение этой проблемы для физиологических исследований связано с разработкой
полиэффекторных  методов  регистрации. Развитие  психологических  методов  тестирования  идет  по  пути
создания многофакторных субъективных тестов и батарей психометрических методик. Это необходимый, но
далекий  от  завершения  начальный  этап  работы. Следующим  шагом  является  проведение  корреляционных
исследований и создание на их основе комплексных систем тестов более высокого порядка.

Центральной проблемой при этом является выбор из большого числа имеющихся наиболее надежных и

удобных  для .практического  использования  методик. Последнее  требование  теоретически  может  быть
удовлетворено  в  отношении  любой  методики  за  счет  усовершенствования  процедуры  тестирования,
способов  регистрации  и  обработки  данных  на  основе  применения  современных  технических  средств
(использование  ЭВМ  на  линии  эксперимента, разработка  портативных  установок, применение  адекватных
математических моделей и средств •статистического анализа). Надежность же  отбираемых методи-' ческих
средств  определяется  чувствительностью  используемых  показателей  и  их  адекватнестью  конкретным
задачам исследования.

Говоря  о  пригодности  того  или  иного  показателя  для  оценки  функционального  состояния, прежде

всего  должна  учитываться  его  информативность. Во-первых, необходимо, чтобы  используемый  показатель
наиболее полно  отражал состояние исследуемой системы. Это достижимо в том случае, если  он адекватен
работе, которую  выполняет  последняя. Кроме  того, важно, чтобы  выбираемый  показатель  обладал
определенной  сте-

пенью  устойчивости, отражая  не  любые  спонтанные  колебания  регистрируемых  параметров, а

фиксируя  изменение  состояния, g то  же  время  неуместно  использование  слишком  грубых  показателей,
способных  уловить  только  ярко  выраженные  изме-нения. Перечисленные  требования, на  наш  взгляд,
составляют основное содержание проблемы информативности выбираемых критериев оценки состояния.

Отметим, что  различным  типам  показателей  свойственна  неодинаковая  динамика  во  времени.

Например, в  работе  У. Лундберга  и  М. Франкенхойзер [293] изучалось  изменение  успешности  решения
арифметических  задач, развитие  субъективной  симптоматики  стресса, динамики  частоты  сердцебиений  и
секреции  катехоламинов  в  условиях  длительного  воздействия  шума. Результаты  эксперимента
продемонстрировали  не  только  существование  типичной  картины  сдвигов  отдельных  показателей  в
условиях шумового  стресса (по типу реакции адаптации к сверхнагрузкам), но и качественное своеобразие
проявлений  отсроченных  эффектов  стресса. Так, если  субъективные  ощущения  дискомфорта  были
непродолжительными и имели тенденцию к быстрому исчезновению, то эндокринная активация длилась от
нескольких часов до двух суток, возрастая после окончания стимуляции. Поведенческие и физиологические
сдвиги наблюдались как во время действия стрессора, так л в течение двух-трех часов после прекращения
шумового воздействия. В свете таких данных проблема чувствительности приобретает новую окраску: отбор
диагностических  средств  должен  производиться  с  учетом  временного  интервала  между  периодом
воздействия исследуемого фактора и моментом появления выраженных сдвигов со стороны анализируемых
показателей.

Формулировка  конкретных  требований  к  выбору  адекват-лых  методических  процедур  определяется

характером  диагностической  задачи  и  содержанием  реальной  деятельности  человека. Именно  в  этом
контексте  выделяются  те  психические  про-.дессы  и  обеспечивающие  их  реализацию  физиологические
'функции, которые  испытывают  максимальную  нагрузку  при .выполнении  конкретного  вида  труда  и  в
наибольшей  степени  лодвержены  изменениям. Анализируя  состояние  человека  по  локазателям
профессионально  важных  функций, можно  с  большей  достоверностью  прогнозировать  динамику
эффективности  труда  и  оценивать  психофизиологическую «цену» деятельности. В  соответствии  с  этим
содержательный  психофизиологический  анализ  конкретных  видов  трудовой  деятельности  представляется
необходимым условием для создания комплексных систем тестов, пригодных для оценки функциональных
состояний ■в условиях реального производства.

ГЛАВА   III
МИКРОСТРУКТУРНЫИ АНАЛИЗ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
Процесс  решения  различных  поведенческих  задач, в  том  числе  и  связанных  с  реализацией

преимущественно  когнитивных  действий (например, восприятия, обнаружения  сигнала, опознания,
запоминания, принятия решений), может быть описан в терминах функциональной структуры соответствую-
щего  вида  деятельности [52; 77; 82]. Представления  о  наличии  структурных  перестроек  в  системе,
обеспечивающей  выполне-' ние  деятельности, при  изменении  состояния  человека  основываются  на


background image

Koob.ru

достижениях  отечественной  физиологической  школы  Н.  Е.  Введенского  —  А.  А.  Ухтомского  [168;  194],  а
также  целом  ряде  психологических  исследований  Э. Крепелина [103], Ф. Бартлетта [223; 224], В. Н.
Мясищева [135], А. П. Нечаева [141; 156] и др.

Экспериментальному  развитию  этого  подхода  может  способствовать  ассимиляция  данных,

накопленных  в  современной  психологической  науке  относительно  строения  и  механизмов  различных
психических  процессов. Разработка  этих  проблем  интенсивно  ведется  в  русле  микроструктурного  анализа
психической деятельности в нашей стране и когнитивной психологии на Западе [27; 29; 95; 334]. Несмотря
на обилие теоретических и экспериментальных исследований в этой области, связанных главным образом с
созданием моделей процессов приема и переработки информации человеком, их прикладная направленность
явно  недостаточна. Можно  назвать  несколько  работ, в  которых  концептуальный  аппарат  указанных
исследований  используется  непосредственно  в  диагностических  целях — при  оценке  индивидуальных  и
возрастных  различий, в  клинической  практике, при  выявлении  специфики  воздействия  наркотических
средств!, Специальных  исследований, направленных  на  использование  когнитивных  методик  для
диагностики функциональных состояний человека, мы пока не знаем. В некоторой степени этот недостаток
компенсируется  работами, посвящен-, ными  изучению  влияния  разных  уровней  активации  и  стресса  на
эффективность  процессов  переработки  информации [256; 274]. Весьма  информативные  в  содержательном
плане результаты этих исследований носят все же  предварительный характер в связи с нерасчлененностью
исходных  представлений  о  специфике  моделируемых  состояний  и  преимущественно  исследовательской
установкой  авторов. В  то  же  время  мнение  о  непосредственной  диагностической  ценности  этого  класса
методик

Обзорные материалы по этим работам можно найти в [263; 276; 291].
54
я возможности  их использования  в  самых  разнообразных  ситуациях в последние годы звучит все

отчетливее [291; 337].

В наших исследованиях, проводящихся с начала семидесятых годов, предпринята попытка создания на

базе микроструктурного анализа психической деятельности батарей психометрических методик, пригодных
для  оценки  функциональных  состояний  человека, прежде  всего  утомления. Знание  о  содержании
психических  процессов, анализируемых  с  помощью  тех  или  иных  экспериментальных  методик, делает
применение по--следних более осмысленным и помогает дать содержательную интерпретацию получаемых
данных. Без  этого  невозможна  и  разработка  адекватных  количественных  показателей, отражающих
качественное  своеобразие  внутренних  способов  выполнения  стоящей  перед  субъектом  задачи. Эту  работу
мы  рассматривали  в  качестве  необходимого  этапа  подготовки  прогностически  ценных  диагностических
процедур, позволяющих  отразить  подчас  скрытые  на  внешнем (макро-) уровне  сдвиги  эффективности
анализируемых психических процессов.

3.1. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ
Первоначально  экспериментальная  реализация  предлагаемого  подхода  была  осуществлена  в  цикле

работ, посвященных  анализу  изменений  выполнения  задач  на  кратковременное  запоминание  зрительно
предъявляемого  цифрового  материала  под  влиянием  утомления2. Микроструктура  решения  этих  задач
может быть представлена в виде гипотетической модели, включающей последовательность функциональных
блоков, соответствующих  основным  этапам  процесса  переработки  информации. Строение  каждого
функционального  блока  описывается  с  помощью  системы  психологических  операций, реализующихся  на
данном этапе. Для  описания процесса реше-яия задач, связанных с обработкой буквенно-цифровой  инфор-
мации, адекватной является модель Р. Аткинсона и Р. Шиф-фрина [218; 219], одна из модификаций которой
была использована в нашей работе [80]. Несмотря на далеко не  универсальный характер блочных моделей
подобного  типа [27; 137], для  анализируемого  нами  класса  экспериментальных  ситуаций  их  применение
вполне обосновано и продуктивно.

Основным в рассматриваемой модели процесса переработки информации (рис. 8) является выделение

трех  блоков  хранения  информации: сенсорной (или  иконической) памяти, кратковременной (вербально-
акустической) памяти  и  долговременной (семантической) памяти [349]. Перевод  информации  из  одного
блока  хранения  в  другой  осуществляется  с  помощью  так  называемых   «контролирующих»    операций
[219]—-фильтрации

2 Подробно  результаты  данного  цикла  исследований  в  настоящем  разделе  не  рассматриваются,

поскольку им посвящена специальная монография [80].

55
локализация нарушении
хараыер  (окализованного нарушения
Рис.  8.  Локализация  эффектов  утомления  в  структуре  процесса   переработки буквенно-цифровой